Точечный массаж при спастике нижних и верхних конечностей

Сайт о особых детях

  • Статьи
    • Упражнения
    • Информация
    • Лечение
    • Развитие ребенка
    • Правовая информация
    • Прочее
  • Библиотека
    • Книги по ДЦП
    • Все о массаже
    • Книги по Аутизму
    • Дидактический материал
    • Книги по Синдрому Дауна
    • Учебно-методические пособия
    • Коррекционные программы
    • Другие медицинские книги
    • Компьютерные программы
  • Организации
    • Больницы
    • Санатории
    • Школы
    • Дет.сады
  • Каталог заболеваний
    • СДВГ
    • ДЦП
    • Аутизм
    • Синдром Дауна
    • Другие заболевания

повышенный мышечный тонус

при повышенном мышечном тонусе для его нормализации используются следующие приемы:
1. поза эмбриона
руки ребенка складываются на груди, ноги приводят к животу, голову к груди,тело слегка сгибают. удерживая в созданном положении, производят легкие покачивающие движения тела ребенка, при этом тонус мышц должен заметно снизиться на некоторое время. время снижения мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития тех или иных двигательных функций. при новом повышении мышечного тонуса этот способ целесообразно повторить. способ можно использовать у детей в возрасте от 1-го месяца жизни до 5-7 лет.
2. нормализация мышечного тонуса с помощью мяча
ребенка укладывают животом и грудью на мяч и производят несколько качательных движений в различных плоскостях (вперед-назад, вправо-влево и по диагонали). через несколько минут ребенка укладывают спиной на мяч и также производят качательные движения в различных плоскостях. время качания и использование различных плоскостей качания зависит от состояния мышечного тонуса. если мышечный тонус снизился при качании вперед-назад, то качание в других плоскостях можно не проводить. мышечный тонус также снижается на некоторое время, и снижение мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития двигательных функций. этот способ можно использовать у детей до 12-14 лет.

3. потряхивание по фелпсу
вышележащую часть конечности фиксируют и производят вначале короткие и плавные движения потряхивающего характера нижележащей части, по мере наступления расслабления мышц, подвергающихся потряхивающим движениям, амплитуда и скорость потряхивания возрастают. для расслабления всей конечности потряхивание производят за ее дистальный отдел ( за кисть с фиксацией лучезапястного сустава). для расслабления мышц всего тела ( у детей до 4-летнего возвраста) производят колебательные движения предварительновыпрямления тела ребенка.
4. сближение мест прикрепления мышц
производят движение в сторону действия напряженной мышцы и в таком положении держат несколько секунд.

5. методика снижения мышечного тонуса по семеновой
а) взяв ребенка за кончики пальцев и покручивая их в одну и в другую сторону, можно добиться снижения тонуса мышц-сгибателей пальцев и выработки экстензии пальцев и даже кисти.
б) если ребенку, имеющему в вертикальном положении высокий тонус приводящих мышц бедер и в связи с этим опирающемуся на ноги с перекрестом на уровне голеней или бедер, отвести назад плечи ( прием фелпса), у становив лопатки у позвоночного столба, и провести стимуляционный точечный массаж в области углов лопаток, то у ребенка снизится тонус приводящих мышц бедер. появится возможность более правильной опоры на ноги. шаговые движения производят уже без перекреста, имевшего место ранее. удержание головыв вертикальном положении также значительно улучшится.
в) у детей с высоким мышечным тонусом нижних конечностей при вертикальном положении тела с перекрестом на уровне бедер и отсутствием шаговых движений в ряде случаев эффективно применение следующего упражнения.
захватив оба плеча с двух сторон четырьмя пальцами, а первые пальцы поставив симметрично у внутренних краев лопаток, методист мягко разводит ребенку плечи назад с одновременной стимуляциейпервыми пальцами мышц, приводящих лопатки к позвоночному столбу. после проведение такого приема у ребенка снижается тонус приводящих мышц бедер и уменьшается или исчезает перекрест ног. после этого ребенка берут под мышки и на весу покачивают так, чтобы его тело совершало движения вперед свободно, не касаясь поверхности стола, а назад-качательное движение, касаясь пятками поверхности стола, покрытого грубой тканью. в этом приеме сочетается одновременно расслабление мышц путем влияния большой грудной мышцы на приводящие мышцы бедер, покачивание и одновременное усиление потока афферентации в результате проведения пяткамиребенка по поверхности стола. прием повторяют несколько раз, после чего ребенка ставят на ноги, наклоняют вперед и снова разводят лопатки. в результате таких действий ребенок начинает совершать достаточно правильные шаговые движения с опорой на полную стопу и без перекреста ног.

6. снижение мышечного тонуса с помощью общего массажа:
а) поглаживание. массируют плавными, мягкими движениями в медленном темпе.
массажные движения направляются по ходу мышечных волоконили к ближайшим лимфатическим узлам:
б) валяние. этот прием массажа используется обычно при расслаблении групп мышц.массирующий легкими движениями обеих рук перемещает мышечную массу мышечную массу с одной руки на другую.
в) вибрация. одним, несколькими пальцами или ладонью производят вибрирующие движения на мышце или на точках, рекомендованных для иглотерапии.

7. снижение мышечного тонуса с помощью точечного массажа ( тормозной метод).
осуществляется на биологически активных точках. на избранной точке кончиком пальца производится спиралеобразное медленное вращение, с постепенным усилением надавливания, до появления ощущения тяжести или онемения. после этого вращательные движения прекращаются, но остается давление на точку с той же силой. затем снова начинают вращательные движения с постепенным ослаблением давления до 0. такой цикл повторяется несколько раз до появления расслабления ( в пределах 2 мин).
нормализация мышечного тонуса при дистонии
для нормализации мышечного тонуса при дистонии ( переменный мышечный тонус) применяют следующие способы:
1. поза "эмбриона"
руки ребенка складываются на груди, ноги приводят к животу, голову к груди,тело слегка сгибают. удерживая в созданном положении, производят легкие покачивающие движения тела ребенка, при этом тонус мышц должен заметно снизиться на некоторое время. время снижения мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития тех или иных двигательных функций. при новом повышении мышечного тонуса этот способ целесообразно повторить. способ можно использовать у детей в возрасте от 1-го месяца жизни до 5-7 лет.
2. нормализация мышечного тонуса спомощью мяча.
ребенка укладывают животом и грудью на мяч и производят несколько качательных движений в различных плоскостях (вперед-назад, вправо-влево и по диагонали). через несколько минут ребенка укладывают спиной на мяч и также производят качательные движения в различных плоскостях. время качания и использование различных плоскостей качания зависит от состояния мышечного тонуса. если мышечный тонус снизился при качании вперед-назад, то качание в других плоскостях можно не проводить. мышечный тонус также снижается на некоторое время, и снижение мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития двигательных функций. этот способ можно использовать у детей до 12-14 лет.
3.перекрестные пассивные движения конечностей по к.а. семеновой.
исходное положение пациента - на спине, руки лежат вдоль туловища, ноги выпрямлены. захватывают правую кисть и левую стопу пациента и одновременно разгибают правую руку и сгибают во всех суставах левую ногу. затем проделывают такие же движения с противоположной парой конечностей. второй вариант-правая рука разогнута в локтевом и лучезапястном суставах, приводится по диагонали к левому бедру, левую ногу сгибают и бедро приводят к животу. затем проводятся такие же движения с противоположной парой конечностей. упражнение повторяется 8-10 раз.
Снижение мышечного тонуса ( гипотония)
При снижении мышечного тонуса гипотонии применяют следующие приемы:
1.Поглаживание. Производится более глубоко ( по сравнению при расслаблении спастических мышц) с надавливанием кистью на массируемую поверхность.
2.Растирание. Отличается от поглаживания тем, что кожа по ходу руки смещается. Растирание выполняется одним или несколькими пальцами, а также поверхностью вторых фаланг пальцев. Кисть при этом сжата в кулак.
3. Поколачивание. Производится боковой или ладонной поверхностью пальцев расслабленной кисти.
4. Щеточный массаж. Производят короткие частые прикосновения концом щетки.
5. Возбуждающий стимулирующий точечный массаж. Осуществляется на биологически активных точках.

    Печать

Применение точечного массажа у детей, начиная с 4 лет и старше, имеет некоторые особенности. Дети этого возраста уже способны к значительному контакту. Они могут в известной степени дифференцировать изменения в состоянии своего двигательного аппарата, могут точнее выполнять различные инструкции. С каждым годом расширяются возможности активного участия больного в процессе лечения. Все это помогает оценивать не только видимый эффект, но и учитывать ощущения больного. Надо обучать его тому, чтобы он и в дальнейшем без воздействия методов рефлексотерапии мог воспроизводить имевшееся у него ощущение, возникающее при расслаблении мышц или при их сокращении, или при самоторможении гиперкинезов.
Но задачи, стоящие, в частности, перед точечным массажем в этом возрасте, значительно усложняются. С каждым годом у больного прочнее формируются порочные позы и движения. И с каждым годом все труднее нормализовать его двигательную сферу. Требуется более точная функциональная диагностика патологии движений, которая подсказала бы необходимую лечебную тактику.
С 5 — 6 лет в большинстве случаев явное влияние ранних тонических рефлексов уже не выражено так, как это было в младшем возрасте. Оно чаще всего бывает замаскировано проявлением патологических синергии, синкинезий, замещений и порочными положениями различных частей тела.
Такая сложность клинической картины потребовала некоторых уточнений в использовании точечного массажа в зависимости от поставленной задачи. Условно можно различать следующие способы воздействия:
местное — на отдельные мышцы (при диагностике двигательных нарушений и при избирательных приемах воздействия на мышцы);
зональное — эффективно при необходимости воздействия на какую-либо зону, например область коленного или голеностопного суставов и т. д.;
системное — необходимо для формирования физиологических синергии или для разрушения их патологических проявлений;
сегментарное — применяется в сочетании с приемами сегментарного массажа или самостоятельно на сегментах позвоночника паравертебрально для воздействия на мышцы определенной части тела (руки, ноги, шеи, туловища).
Точки общего воздействия, как правило, включаются в избранную серию точек (1—2), но используются и отдельно (до 3 — 4), всегда двусторонне, для нормализации состояния центральной нервной системы.
Эффективность точечного массажа зависит от правильного выбора способа воздействия (местное, зональное, системное, сегментарное), определения точек и методов воздействия (тормозной, возбуждающий) и их сочетании.
Точечный массаж у больных старшего дошкольного и школьного возраста используется как диагностический и лечебный метод, способствующий нормализации двигательной деятельности больных. Хотя диагностика двигательных нарушений осуществляется врачом, но инструкторы лечебной физкультуры и массажисты должны в этом хорошо разбираться, так как непосредственно в процессе занятий перед ними должна быть поставлена задача использовать избранные точки. А кроме того, ими же проводится повторная проверка эффектизности применяемых точек для выяснения получаемых результатов. При этом очень важен тесный контакт с врачом для возможной коррекции назначений.
Приведем пример использования точечного массажа для диагностики двигательных нарушений. При наличии у больного с гемипарезом порочного положения руки надо выяснить подвижность в суставах, наличие контрактур или их отсутствие, а также различного рода содружественные приспособления и замещения, возникающие под действием патологической синергии или других влияний. В конечном счете, важно определить ведущее звено в образовании порочного положения руки.
При помощи точечного массажа надо последовательно вызвать расслабление мышц, начиная с плечевого пояса и плечевого сустава. Применяется тормозной метод в точках 50 ка большой грудной мышце, 56 — на надплечъе, 57 — у подмышечной впадины на мышцах лопатки, 58 — на дельтовидной мышце, в той последовательности, как это указано. Иногда воздействие на две первые точки (50 и 56) позволяет вывести плечо в среднее положение, тогда необходимость воздействия на остальные точки отпадет.
Но если при этом сохранилось порочное положение предплечья, кисти и пальцев, то нужно применить точечный массаж (тормозной метод) для облегчения разгибания и супинации предплечья в точках 22а — на трехглавой мышце плеча, 16 — на сгибателях кисти и пальцев, 65 — на ладонной поверхности в области сгибателей кисти. В точках 65 и 16 может одновременно или последовательно применяться массаж тормозным методом, а в точке 22а — возбуждающим.
Если после этого еще осталось сгибание кисти и пальцев и ограничена супинация предплечья, то соответственно воздействуют на точки, облегчающие супинацию предплечья и разгибание кисти и пальцев. В точках 67 (двусторонне) проводится массаж тормозным методом. На разгибателях кисти и пальцев в точках 5, 6, 9 воздействие производится раздельно (или одновременно, или последовательно), стимулирующим методом. При этом выясняется роль сгибателей кисти и пальцев и мышц, приводящих кисть и большой палец, а также функциональное состояние разгибателей. Для стимуляции отведения большого пальца может быть предварительно применен массаж тормозным методом в точке 66 с обеих сторон.
В этом примере воздействие на мышцы плечевого пояса, плечевого и локтевого суставов дало положительный эффект с установкой конечности в среднее положение. Но при этом сохранялось порочное положение кисти и пальцев. Такая стойкость этой фиксации определяет ее как ведущее звено порочного положения. Но остается еще выяснить, что лежит в основе его формирования: гипертонус сгибателей кисти и пальцев, приведение кисти и большого пальца или повышенный тонус квадратного пронатора и их сочетания. В результате воздействия на эту ведущую группу мышц, при отсутствии стойких контрактур, кисть и пальцы будут выведены в среднее положение так же, как и вся рука.
При наличии более легких поражений подобная проба выявления ведущего звена, проведенная даже иногда в одном суставе, дает возможность установить всю конечность в среднее положение.
Таким образом, местное и частично зональное воздействие точечным массажем позволяет более точно установить ведущее звено в образовании порочной позы конечности, а при наличии контрактур определить возможный предел расслабления спастичных мышц и амплитуду пассивных движений. Это очень важно для дальнейшего комплексного лечения. Такое обследование определяет подбор наиболее эффективных точек и их использование при дальнейшем лечении.
Что касается точечного массажа как лечебного метода, то при использовании его в резидуальном периоде детского церебрального паралича в дошкольном и школьном возрасте должен быть сохранен как принцип системного множественного воздействия, так и зонального, местного и сегментарного. Все будет зависеть от выбора различных их сочетаний, в зависимости от конкретных особенностей, двигательной патологии. Поэтому нельзя дать единого рецепта для всех больных, даже при сходных особенностях заболевания, с одним и тем же диагнозом.
Анализ результатов функциональной диагностики должен помочь определить выбор средств и способы их применения.
Точечный массаж является одним из компонентов комплексного лечения больных, поэтому в дальнейшем будут приведены рекомендации по его использованию в сочетании с физическими упражнениями, укладками, фиксациями, а также использование точечного массажа как специального курса лечения.
Для более удобной ориентации выделены основные направления: 1) содействие снятию задержки влияния ранних тонических рефлексов; 2) содействие нормализации подвижности в суставах; 3) содействие нормализации дыхания.
Содействие снятию задержки влияния ранних тонических рефлексов. Как указывалось выше, в раннем возрасте ведущей задачей являлось восстановление физиологических синергии и установочных рефлексов, обеспечивающих нормализацию развития движений и поз. В возрасте старше 3 лет, при отсутствии своевременного лечения, эта задача становится неосуществимой в том плане, как это решалось в более раннем возрасте. В дошкольном и особенно в школьном возрасте у больных формируются и закрепляются порочные позы и движения на основе не устраненной первичной патологии. Поэтому в этом возрасте на первый план выступают задачи: разрушить патологические синергии (а следовательно, и бороться с порочными позами), восстановить реципрокные отношения мышц-антагонистов как необходимую основу нормализации движений и поз. Точечный массаж при этом играет большую роль как средство нормализации работы мышц с применением иной тактики воздействия, чем в раннем возрасте.


16. Исходное положение для упражнений в разгибании головы

Для снятия действия лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР) в первую очередь необходимо восстановить реципрокные отношения мышц-сгибателей и разгибателей шеи, плечевого пояса, т. е. добиться координированных движений головы и плечевого пояса, восстановив механизм действия ЛУР.
Рекомендуется исходное положение лежа на животе (рис. 16), под грудь и живот подложена подушка, под нижнюю треть голеней — валик, голени полусогнуты, руки согнуты в плечевых и локтевых суставах и слегка отведены от туловища, опора — на предплечья. В ряде случаев (при наличии выраженной спа-стичности или гиперкинезов) эта укладка дается после общего расслабления, осуществляемого следующим образом: в положении лежа на спине ребенку придают позу эмбриона (Бобат) с согнутой головой, туловищем и конечностями. В этой позе производятся легкие, плавные, ритмичные покачивания, добиваясь расслабления мышц тела.
Перед укладкой больного на живот производится точечный массаж тормозным методом в точке 50 на большой грудной мышце, а затем, уложив ребенка на живот, воздействуют на точки 56 — на надостной ямке и 62 — у нижнего угла лопатки для расслабления мышц плечевого пояса. После расслабления этих мышц приступают к стимуляции разгибателей шейного отдела позвоночника в точке 59 и штрихованием паравертебрально от II до VII шейного позвонка. При пассивно-активных движениях важно следить, чтобы они производились разгибателями шеи, без перемещения плечевого пояса. Только при соблюдении этого требования возможно выделение действия,


17. Исходное положение для упражнений с движением плечевого пояса мышц-разгибателей шеи

а значит, и восстановление реципрокности в действиях мышц-антагонистов. Методист-массажист помогает больному небольшим давлением на лоб.
Исходное положение лежа на животе, подушка подложена под живот, голова свободно опущена, руки согнуты, опора — на предплечья, стопы свисают за край стола (рис. 17). Предварительно проводится расслабление путем воздействия на точки 50 и 56, как и в предыдущем примере. В точках 61, 62 над внутренним краем лопатки применяется массаж (стимулирующий метод), подкрепляемый штрихованием от внутреннего края лопатки к позвоночнику для облегчения приведения и фиксации лопаток без поднимания головы.
Такое раздельное обучение разгибанию шеи и сведению лопаток содействует восстановлению координированных движений и поз, обеспечивающих самостоятельное устойчивое положение головы. Одновременно восстанавливаются движения других частей тела без изменения положения головы. Такой способ обучения снимает и обычное замещение, к которому прибегают больные, используя при попытках поднимания головы напряжение мышц плечевого пояса, а не шеи.
В тренировочных упражнениях важно обратить внимание на опороспособность предплечья, а затем ладони с. выпрямленными и слегка разведенными пальцами, с отведением большого пальца (предплечья приподняты от опоры). Рекомендуется предварительно или во время выполнения упражнения стимулировать разгибатели кисти воздействием на точки 5, 6, 9.


18. Исходное положение для упражнений со сгибанием головы


19. Облегченное положение для обучения стоянию на четвереньках

20. Укороченная шинка для руки: а — общий вид, б — положение на кисти



21. Активные точки (по Подшибякину) для стимуляции дыхания (а и б)

Для стимуляции функции дыхательных мышц можно рекомендовать активные точки из числа предложенных А. К. Подшибякиным (рис. 21). Из несовпадающих с приведенными ранее точками воздействия (56, 60, 61 и др.) укажем следующие: точка на передней поверхности грудной клетки между I и II ребрами (у грудины), а вторая — между IV и V ребрами — ближе к позвоночнику. На задней поверхности грудной клетки: у верхнего угла лопатки над VIII ребром в надостной и подостной областях лопатки, а также на VIII ребре у нижнего угла лопатки и между IX и X ребрами.
Для стимуляции дыхания применяется также сжатие грудной клетки во время выдоха, в области от IV ребра книзу, а также сотрясение грудной клетки (вибрационными движениями).
При асимметрии тонуса мышц (например, при гемипарезах) все приемы стимуляции применяются в исходном положении больного лежа на менее пораженной стороне.
Для нормализации дыхания стимулируются также мышцы брюшного пресса, которые участвуют в выдохе. При этом применяется точечный массаж (возбуждающий метод) в точках 51, 52, 53 и штрихование по ходу мышц.
Достигнутые результаты закрепляются упражнениями, способствующими развитию активного выдоха, увеличению емкости легких, сочетанному дыханию при произнесении различных звуков и выполнении движений (надувание игрушек, длительное произнесение различных звуков на выдохе, ритмичное дыхание при движениях, ходьбе и пр.).
Выбор микрозон для воздействия разными видами рефлексотерапии может быть большим, и, кроме применяемых точек (см. приложение), могут быть рекомендованы и другие зоны воздействия. В первую очередь сюда относятся микрозоны в местах прикрепления мышц или расположенные в области апоневрозов, выхода нервных окончаний в кожу, или непосредственно над областью мышечной ткани.
Так, при нестойких контрактурах коротких мышц стопы, в том числе отводящей мышцы большого пальца, образуется довольно упругий валик на внутреннем своде стопы. При этом обычно формируется варусная установка с выраженным приведением переднего отдела стопы. Эффективным не только для диагностики, но и для лечения является точечный массаж (тормозной метод) или прогревание на середине валика напряженных мышц, что приводит к их расслаблению и исправлению порочного положения стопы.
При незначительной спастичности мышцы, натягивающей широкую фасцию бедра, применение точечного массажа (тормозной метод) в зоне прикрепления этой мышцы на голени дает положительный диагностический и лечебный эффект.
Штрихование и пунктация по ходу сухожилий разных мышц дают двигательный ответ, позволяющий судить о функциональных возможностях этих мышц, и т. д.
У детей с тяжелыми поражениями и выраженным влиянием тонических рефлексов предварительно в течение 7 — 10 дней рекомендуется провести курс точечного массажа (тормозной метод) с обеих сторон в точках общего воздействия (65, 66 и др. — см. приложение), а также на сегментарных, всего до 3 — 4 пар. При этом стараются вызвать снижение гипертонуса мышц или гиперкинезов.
Предварительно могут применяться сегментарный массаж и приемы общего расслабления. Затем постепенно вводится системный массаж в сочетании с местным и зональным, по принципу воздействия на ведущее звено.
Системный массаж проводится непосредственно перед упражнениями, а местный и зональный используются в процессе занятий физическими упражнениями, сочетаясь с лечением положением (укладки, фиксации).
Через месяц или полтора производится повторный осмотр врачом, и на основе полученных данных все назначения корригируются.
Конечно, все приведенные примеры применения точечного массажа в комплексном лечении больных не исчерпывают возможных вариантов. Каждый раз требуется вдумчивый индивидуальный подход к использованию всех видов восстановительного лечения, так как ни одно из средств не является всеобъемлющим.


Спастичность верхних конечностей — это состояние, при котором мышцы рук постоянно сокращаются и становятся тугоподвижными. Сокращение мышц вызывает внезапные и неконтролируемые движения (спазмы) рук. Также это может сопровождаться нарушением функционирования и координации конечностей.

  1. Что такое спастичность верхних конечностей?
  2. Симптомы
  3. Причины и факторы риска
  4. Диагностика
  5. Профилактика. Можно ли предотвратить развитие?
  6. Лечение
  7. Жизнь с заболеванием
  8. Вопросы, которые следует задать врачу

Что такое спастичность верхних конечностей?

Спастичность верхних конечностей — это состояние, при котором мышцы рук постоянно сокращаются и становятся тугоподвижными. Сокращение мышц вызывает внезапные и неконтролируемые движения (спазмы) рук. Также это может сопровождаться нарушением функционирования и координации конечностей.

Симптомы

Спастичность верхних конечностей зачастую вызывает болезненные ощущения. Симптомы варьируются в зависимости от степени спастичности и могут включать:

  • повторяющиеся мышечные сокращения
  • мышечные спазмы, заставляющие руку принять неудобное положение
  • повышенный мышечный тонус (гипертонус)
  • глубокий сухожильный рефлекс
  • тугоподвижность или неподвижность суставов, нарушающая возможность нормального движения.

Причины и факторы риска

Спастичность верхних конечностей вызвана повреждением нервной системы. Задачей нервной системы является передача сигналов от различных частей тела к мозгу и обратно. Эти сигналы перемещаются по спинному мозгу. Повреждение или травма нервной системы нарушают передачу сигналов, блокируя их, прерывая или усиливая. В данном случае вызывается скованность мышц руки и постоянные сокращения.

В целом спастичность верхних конечностей является следствием каких-либо других нарушений или заболеваний. Наиболее распространенными причинами ее развития у взрослых людей являются:

  • Инсульт. Большинство случаев инсульта происходят вследствие закупоривания артерии, снабжающей мозг кислородом. Результатом становится повреждение мозга, способное привести к утрате контроля над определенными функциями вроде речи или движения рук. Такое повреждение может быть частичным или полным, а также временным или необратимым.
  • Множественный склероз. Множественный склероз — это аутоиммунное заболевание, поражающее нервную систему. Оно заставляет иммунную систему уничтожать миелин — вещество, окружающее и защищающее нервные клетки. При повреждении миелина нервы прекращают нормально функционировать, должным образом доставляя и принимая сигналы.
  • Повреждение спинного мозга. Спинной мозг состоит из нервов и нервных клеток, передающих сигналы от мозга к остальным частям тела. Он защищен костными кольцами, образующими позвоночный столб, известный также как спинной хребет или позвоночник. Конкретные последствия повреждения спинного мозга зависят от того, в какой части позвоночного столба оно произошло. Спастичность верхних конечностей может стать следствием повреждения исключительно шейного отдела позвоночника.
  • Черепно-мозговая травма. Черепно-мозговая травма возникает вследствие сильного и/или резкого ударного воздействия, из-за которого мозг ударяется о внутренние стенки черепа. Также ее причиной может стать объект (пуля, кусок черепа), пронзивший мозг. Черепно-мозговая травма вызывает отек или кровотечение мозга и повреждает нервные клетки, нарушая магистраль передачи сигналов от мозга к другим частям тела.
  • Церебральный паралич. Церебральным параличом называют группу неврологических нарушений, развивающихся в участке мозга, ответственном за мышцы. Повреждение коры головного мозга негативно воздействует на способность мышц двигаться и слаженно работать.

Диагностика

Специальных тестов для диагностирования спастичности верхних конечностей не существует. Врач проведет осмотр и изучит проявившиеся симптомы. Также он попросит рассказать обо всех имеющихся заболеваниях или нарушениях.

Профилактика. Можно ли предотвратить развитие?

В целом спастичность верхних конечностей является следствием каких-либо других нарушений или заболеваний. Следовательно, предотвратить ее развитие невозможно.

Лечение

Существует несколько вариантов лечения спастичности верхних конечностей. План лечения зависит от тяжести симптомов, наличия сопутствующих нарушений, а также общего состояния здоровья. Врач может порекомендовать:

  • Физиотерапию. Физиотерапия бывает разной. Существуют комплексы упражнений для увеличения диапазона движений и тренировки мышц. Они снижают проявление симптомов и предотвращают ослабление мышц. Растяжка позволяет расслабить жесткие и постоянно сокращающиеся мышцы. В целом физиотерапия помогает улучшить гибкость, координацию и силу.
  • Медикаментозное лечение. Противоспастические средства расслабляют мышцы, снижая тем самым количество спазмов. Часть из этих препаратов вводится в виде инъекций.
  • Ортезы. Скобы или ортезы фиксируют конечность в определенном положении, предотвращая чрезмерные мышечные сокращения.
  • Операцию. Хирургическое вмешательство при лечении спастичности верхних конечностей применяется редко, но иногда именно оно требуется для восстановления нервных каналов с целью улучшения движения и ослабления боли.

Жизнь с заболеванием

Спастичность верхних конечностей нарушает нормальное функционирование рук. Выраженность этого нарушения зависит от симптомов и состояния здоровья. Человеку может понадобиться помощь с выполнением повседневных действий, таких как мытье, одевание и употребление пищи. Такие действия, как письмо или вождение автомобиля, в большинстве случаев становятся недоступными. В то же время, нуждающиеся в помощи люди часто стесняются об этом просить. Для психологической и эмоциональной поддержки рекомендуется посещение психолога.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.