Родительское собрание о профилактики плоскостопия в дошкольном возрасте


Родительское собрание проводилось с целью ознакомления и консультирования родителей по профилактики плоскостопия.

Скачать:

ВложениеРазмер
roditelskoe_sobranie.docx 62.88 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители . Сегодня хотелось бы рассказать вам, что такое плоскостопие , причины возникновения плоскостопия , и что нужно делать если у вашего ребёнка обнаружили плоскостопие .

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний.

Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия . У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто.

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время когда у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят начиная с пятилетнего возраста.

Форма стопы влияет на состояние осанки и позвоночника ребёнка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требование к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы – справа или слева – приводит к перекосу таза, ассиметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза. Важная функция стопы определяется расположением рефлексогенных зон на подошве, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.)

Таким образом, стопа благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы , начиная уже с раннего возраста.

Какие же факторы влияют на развитие свода стопы?

Внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др., перенесённые заболевания (рахит, физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статистические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки стопы).

Какой должна быть обувь дошкольника?

Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счёт её естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потёртости, мозоли.

Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25 градусов. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.

Важным элементом обуви дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, её положения. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот разгружается за счёт перераспределения нагрузки с увеличением её на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной – это приводит к снижению поперечного свода и формированию поперечного плоскостопия . Высота каблука не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, её рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твёрдую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви.

В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, которая позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеноступного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию .

Три основные причины возникновения плоскостопия:

Вторая причина – плоскостопие развивается у тех , кто не делает утром зарядку, не укрепляет мышцы свода стопы с помощью специальных упражнений.

Наконец, третья причина. Не всякую нагрузку могут выдержать мышцы, поддерживающую стопу. Например, детям нельзя прыгать с большой высоты.

Мы на занятиях физкультуры знакомим детей со многими упражнениями для того, чтобы не допустить развития плоскостопия . И сегодня мне хочется показать вам несколько простых упражнений, котрые вы сможете выполнить дома со своими детьми. Уважаемые родители, снимайте обувь и носки.

В обход по залу шагом марш.

Шагаем на носочках, на пяточках, по массажным коврикам :

- По шаршевой по дорожке

Проходили наши ножки!

- Мы волшебные детали собираем, посмотри! А потом модель построим. Начинаем раз, два, три!

Родители сидят на скамейках. Перед ними лежат кирпичики лего. Необходимо собрать пальцами ног кубики.

- Рисовать все любят люди.

И мы художниками будем.

Ногой ты карандаш возьми

И твори, твори, твори.

Перед родителями на полу лежат листы бумаги, рядом фламастеры.

- Ножки прыгать научите, через дом перенесите.

Дружно кубики берём и по кругу их несём. Кубик, захватив стопами, другу справа отдаём.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия.

В идеале стопа человека должна быть неровная.Она состоит из внутренних сводов и выпуклых поверхностей.Но у многих людей или от рождения или со временем стопа становится плоской.Это и называется .

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социо.

Материал для родительского уголка.

Плоскостопие – это самое распространенное заболевание опорно-двигательной системы, при котором происходит деформация свода стопы, приводящая к его уплощению. Другими слов.

Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Осанка – это привычн.

князева вероника михайловна
Родительское собрание по профилактике плоскостопия

Родительское собрание по профилактике плоскостопия

Текст к презентации

Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата человека, которое характеризуется изменением или деформацией формы стопы.

Плоскостопие может быть врождённым или же приобретённым.

Врождённое выявляется на первом осмотре малыша врачом-ортопедом. В 3 месяца визит к ортопеду следует повторить, чтобы исключить признаки рахита, который бывает связан с плоскостопием. Когда малышу исполнится год, проводится ещё один осмотр. Если всё в порядке, следующий визит откладывается до 3 лет.

Симптомы. На что следует обратить внимание, чтобы вовремя предотвратить сильную деформацию стоп?

• Тревожным признаком является изношенность обуви с внутренней стороны. Проверьте несколько старых пар обуви: если подошва стерта у внутреннего края, возможно, следует проконсультироваться с врачом-ортопедом.

• Также симптомами плоскостопия бывают быстрая утомляемость при пеших прогулках, усталость и боль в ногах, отечность и появление судорог. При плоскостопии отекают не только стопы, но и лодыжки. Женщинам становится очень сложно ходить на каблуках. Из-за удлинения стопы старая обувь становится мала, приходится покупать туфли большего размера.

• Могут появиться боли в пояснице, коленях, бедрах, Походка и осанка становятся неправильными, неестественными. Иногда плоскостопие способствует появлению вросшего ногтя.

Факторы риска развития плоскостопия у детей.

1) Наследственность. Если в семье у кого-то из родственников было плоскостопие, болели ноги, то опасность возрастает. Возможно врожденное плоскостопие в результате пороков развития, поэтому всех детей в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 1 года обязательно нужно показать врачу-ортопеду для исключения различных врожденных дефектов развития, в том числе и плоскостопия.

3) Ношение неправильно подобранной обуви (узкой, широкой, совсем без каблука) тоже нанесет вред. Многие девочки-подростки так любят шпильки! А через несколько месяцев обращаются к ортопеду не только с болями в стопах, но и с болью в коленках.

4) Поднятие тяжестей или длительные нагрузки на ноги. Мальчишки иногда посещают спортивные секции, не задумываясь о последствиях. Прежде чем отдавать своего сына на растерзание тренера, обратитесь к врачу. Если ребенок здоров, тогда все нормально.

5) Перенесенная травма стоп.

Степень плоскостопия.

• Для ранней стадии характерно развитие несостоятельности связочного аппарата. При этом стопа не деформируется, но связки растягиваются, вследствие чего человек чувствует боль. Неприятные ощущения возникают в основном после длительных прогулок или вечером, после рабочего дня. Обычно для снятия боли достаточно отдыха.

• Слабовыраженное плоскостопие (первая степень) характеризируется чувством усталости в ногах, появляющимся после физических нагрузок. Также может наблюдаться снижение пластичности походки, отечность ног. Если надавить на стопу, человек почувствует боль.

• Комбинированное плоскостопие (вторая степень) проявляется в уплощении стопы: своды исчезают, стопа становится явно плоской. Усиливаются и учащаются боли в стопах. Часто они могут распространяться вплоть до коленных суставов. Ходьба значительно затруднена.

• Резко выраженное плоскостопие (третья степень) становится частой причиной обращения больного человека к доктору. Отмечается сильная боль в стопах и голенях, отечность ног, головная боль и боль в пояснице. На данной стадии заболевания человек не может заниматься спортом, его трудоспособность заметно снижена и даже спокойные медленные пешие прогулки проходят с трудом. Для передвижения человеку необходимо заменить обычную обувь на ортопедическую.

Как узнать степень плоскостопия?

Чтобы выяснить, имеет ли место в вашем случае мрачный диагноз, придется снять опечаток подошвенной части стопы - плантограмму. Берем водный раствор безвредного красителя (например, обыкновенной зеленки, разведенной в пропорции 1 к 10) или можно масло, этим раствором смазываем поверхность подошвы.

Дальше надо получить отпечаток стопы на чистом листе бумаги, учитывая равномерность распределения веса.

Оценку плантограмы проводят по методу В. А. Яралова-Яраленда.

Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС - стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ - плоскостопие 2-й и 3-й степени.

АВ - линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;

АС - линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком;

а –здоровая стопа;

б -присутствует плоскостопие 1-й степени;

в - присутствует плоскостопие 2-й или 3-й степени.

Подбираем ребёнку правильную обувь.

Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.

Обувь должна прочно сидеть на ноге (лучше, если будет фиксироваться шнуровкой).

Профилактический супинатор должен быть в обуви каждого ребенка, даже не имеющего нарушений формирования стопы. Если уже имеются нарушения формирования стопы, можно изготовить ортопедическую обувь на заказ.

Профилактика плоскостопия.

Лечение плоскостопия, прежде всего, подразумевает укрепление тех мышц, которые поддерживают свод стопы. Для этого существуют различные варианты, которые можно использовать дома:

1) Укрепление организма.

Естественный контакт стопы с землей обеспечивает массаж множества активных точек, расположенных на поверхности стопы. В результате не только укрепляются мышцы стопы, но и весь организм в целом.

Особенно полезно ходить босиком по песку или гальке, по неровной поверхности земли (пригоркам, а также по бревнам.

Плавание также относится к данному виду укрепления мышц стопы, особенно использование стиля кроль. Гребля ногой, которая активно используется при этом виде плавания, также способствует укреплению мышц стопы.

2) Занятия физической культурой.

Тем не менее, следует помнить, что при тяжелых клинических проявлениях болезни (таких, как боли и отеки) некоторые физические упражнения вызывают непосильную нагрузку на стопы.

В таком случае необходимо избегать таких спортивных упражнений, как беговые коньки, лыжный ход. Легкие же упражнения будут в любом случае полезны, поскольку способствуют укреплению организма.

Помимо занятий спортом, необходимо приучить себя к ежедневному выполнению комплекса упражнений.

Ходьба:

• На внешней и внутренней стороне стопы

• Перекатом с пятки на носок

• С поджатыми и поднятыми пальцами

• По бревну боком

• Вверх и вниз по наклонной доске на носках

• По неровной поверхности (по дорожке здоровья, по массажным коврикам – покупным и сделанным своими руками)

Сидя на стуле:

• Сгибание и разгибание стоп

• Сгибание и разгибание пальцев

• Круговые движения стопами

• Разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола

• Отрывание от пола пяток

• Отрывание от пола носков

• Поднимание одной ноги, выпрямление, носок тянуть

• Поднимание обеих ног, выпрямление

• Соединение подошв стоп (колени согнутые -> колени разгибать)

• Поджать пальцы ног, зафиксировать положение

• Поджать пальцы ног, поставить на наружный свод стопы, зафиксировать

• Стопой одной ноги провести по голени другой вверх до колена и вниз

• Скольжение стопой вперёд и назад с помощью пальцев

Сидя на стуле с предметами:

• Катание гимнастической палки вдоль стоп

• Катание малого или твёрдого мяча с шипами (по часовой и против часовой стрелки, вдоль стоп вверх и вниз по внешней и внутренней стороне стопы, одна нога при этом делает, а другая стоит на месте)

• Захват мяча среднего размера стопами, и поднятие его до уровня колен

• Собирание ткани в складки пальцами ног

• Захватывание и перекладывание пальцами ног мелкие предметы (карандаш, мелкие игрушки, губку, камни, крышки и т. д.)

• Рисование карандашом, зажатым между пальцами на листе бумаги

Каждое упражнение выполнять не менее 10 раз, переходя до 1 минуты и более. Выполнять каждый день и несколько раз в день. Только тогда будет эффект.

Плоскостопие многим кажется простым заболеванием, но на самом деле это довольно серьезная и быстро прогрессирующая патология, сложно поддающаяся лечению. Полностью вылечить ее можно лишь в детском возрасте, а у взрослых лечение направлено на замедление развития болезни в более тяжелые стадии. Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем более благоприятным будет его лечение и коррекция.

Важно не лениться и заниматься как можно чаще. Все в ваших руках!





Профилактика плоскостопия у ребенка. Упражнения, предупреждающие развитие плоскостопия 1. «Танцующий верблюд И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочерёдным подниманием пяток (носки.

Занятия по профилактике и коррекции плоскостопия в дошкольной разновозрастной группе Занятие №1 в положении сидя. 1. Сгибание и разгибание стоп. 2. Сжимание и разжимание пальцев. 3. Круговые движения стопами по максимальной.

Индивидуальный образовательный маршрут. Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Цель: Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Ожидаемый результат: укрепление мышц голеностопного сустава,.

Итоговое родительское собрание Протокол Родительского собрания №3 25.05.2018 Председатель – Яцун Ж. В. Секретарь – Сафонова О. О. Присутствовали: 19 человек Повестка дня:.

Перспективное планирование по профилактике плоскостопия и нарушению осанки на 2017–2018 учебный год Цель: формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Оздоровительные задачи: - охрана и укрепление.

Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия Профилактические мероприятия полезны всем без исключения детям и взрослым. К ним, относятся: - ходьба босиком по мягкой рыхлой почве, песку,.

Подготовил воспитатель Чернодуб О.С.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня хотелось бы рассказать вам, что такое плоскостопие, причины возникновения плоскостопия, и что нужно делать если у вашего ребёнка обнаружили плоскостопие . Мы же со своей стороны проводим ежедневные мероприятия, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей.

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний.

Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия . У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто.

Таким образом, стопа благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего возраста.

- Какие же факторы влияют на развитие свода стопы?

Внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др., перенесённые заболевания (рахит, физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статистические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки стопы).

- Какой должна быть обувь дошкольника?

Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счёт её естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потёртости, мозоли.

Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25 градусов. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.

В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, которая позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

Три основные причины возникновения плоскостопия:

Вторая причина – плоскостопие развивается у тех , кто не делает утром зарядку, не укрепляет мышцы свода стопы с помощью специальных упражнений.

Наконец, третья причина . Не всякую нагрузку могут выдержать мышцы, поддерживающую стопу. Например, детям нельзя прыгать с большой высоты.

Мы на занятиях физкультуры знакомим детей со многими упражнениями для того, чтобы не допустить развития плоскостопия . И сегодня мне хочется показать вам несколько простых упражнений, котрые вы сможете выполнить дома со своими детьми.

И так уважаемые родители, снимайте обувь….. В обход по залу шагом марш.

Комплекс упражнений.

Шагаем на носочках, на пяточках, по массажным коврикам :

- По шаршевой по дорожке

Проходили наши ножки!

- Мы волшебные детали собираем, посмотри! А потом модель построим. Начинаем раз, два, три!

Родители сидят на скамейках. Перед ними лежат кирпичики лего. Необходимо собрать пальцами ног кубики.

- Рисовать все любят люди.

И мы художниками будем.

Ногой ты карандаш возьми

И твори, твори, твори.

Перед родителями на полу лежат листы бумаги, рядом фламастеры.

- Ножки прыгать научите, через дом перенесите.

Дружно кубики берём и по кругу их несём.

Кубик, захватив стопами, другу справа отдаём.

Ходьба по дорожкам здоровья.

Небольшой комплекс после дневного сна. ( с шишками)

Сегодня мы с вами узнали, что такое плоскостопие и причины возникновения плоскостопия. Я думаю, сегодняшняя беседа принесла вам много полезного и вы будете применять ее на практике вместе со своими детьми. Как сказал один известный педиатр:

Ну а я хотела бы добавить к этому, что здоровый ребенок-это счастливые мама и папа! Берегите свое здоровье и здоровье ваших детей!

Воспитатель раздает родителям в подарок рисунки детей, сделанных на занятиях.)

Цели: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Задачи: повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранен и я и укрепления здоровья детей. Выявить факторы, влияющие на физическое развитие детей. Познакомить родителей с видами профилактических упражнений для ног.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели, родители, дети.

Ход мероприятия

I . Вступление:

Ведущий: - Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня наше собрание посвящено здоровью наших детей. (слайд №2) Ведь здоровый малыш - счастливый малыш.

Народная мудрость гласит: (слайд №3)

Вам знакомо выражение, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

Последние три недели мы с вами обсуждали тему профилактики плоскостопия у детей. (Слайд№4) Это не случайно. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятий физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.

(Слайд № 5) Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением её сводов. Оно различается в зависимости от причины возникновения по видам: врождённое, рахитическое, паралитическое, травматическое и статическое. Физиологическая слабость и хрупкость голеностопного сустава просто диктуют необходимость его укрепления с максимально раннего возраста. Наряду с этим воздействие на стопу ребёнка позволяет также способствовать и укреплению его организма в целом.

Следует отметить, что в рамках плановой диспансеризации дошкольников 4-5 лет крайне редко проводятся осмотры врачом ортопедом в силу разных причин, поэтому в старшем возрасте мы наблюдаем удручающую картину свода стопы у многих детей.

Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Установлено, что двигательная активность детей находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия имеет особое значение.

(слайд №6) Прошу вас обратить внимание на симптомы этого заболевания:

- повышенная утомляемость во время ходьбы;

- при длительной ходьбе в течение дня – к концу дня боли в икроножных мышцах, боли в стопах и в области лодыжек;

- снижение физической работоспособности;

- головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы;

- изменение формы стопы, особенно в средней её части;

- появление (с возрастом) пяточных шпор, косточки выступающей возле большого пальца;

- стаптывание внутренней части каблука, на которую приходится большая нагрузка.

Стопа имеет сводчатое строение и является важным опорным и рессорным аппаратом, а также одним из активных периферических сосудистых насосов.

(слайд №7) Как в домашних условиях определить форму стопы? Можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1—1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечат­ки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетель­ствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь нужна консультация и помощь ортопеда. Измерив самую широкую и самую узкую часть стопы, можно определить, имеется ли у ребенка нарушение в своде стопы. Обратите, пожалуйста, внимание на рисунок.

(Слайд №8 - 15) Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наиболь­ший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком, по неровным поверхностям (по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде).

(Слайд № 16) Очень большую роль имеет правильный подбор обуви для ребенка.

Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков. Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стоп.

Каблук – это возвышение, с которого как бы само собой шагается, которое облегчает перекат. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.

Какой должна быть подошва? Тонкой? Не обязательно. Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода. Для ходьбы по асфальту подошва должна быть толстой и мягкой, особенно в зимнее время года. Резиновая решетка внутри толстых подошв к тому же отлично амортизирует и распределяет нагрузку на стопе.

Материал ее может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она не должна быть из кожзаменителя. Годится либо натуральная кожа, либо материя.

Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный свод стопы.

(Слайд №17) В целях профилактики рекомендуются следующие упражнения :

1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.

2. Ходьба с разными положениями стоп — на внеш­ней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развернутыми носками ног.

3. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, ста­раясь поднимать выше пятки.

4. Ходьба боком по гимнастической палке, по тол­стому шнуру.

5. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.

6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище держать прямо, смотреть вперед.

7. Катать палку вперед-назад.

8. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу.

9. Подняться на носки и выполнять приседание, дер­жась за опору.

10. Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене.

12. Из положения, сидя, упор руками сзади:

— захватывать пальцами ног предметы (палочки, шарики, шнур, платок), перекладывать их вправо, вле­во; захватывать внутренними сводами стоп предмет покрупнее — кеглю, мяч, подтянуть его к себе, пере­дать сидящему рядом, катать резиновые маленькие мячи с шипами.

III . Практикум.

Воспитатель: настало время пригласить наших детей, чтобы они показали нам некоторые упражнения для профилактики плоскостопия.

( дети в спортивной форме входят в помещение и показывают упражнения для родителей, а можно устроить семейные соревно­вания : кто больше перенесет пальцами ног элементов Lego на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.)

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

Собирать пальцами босых ног с пола или ковра небольшие предметы и шарики. Из положения, сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).

· Ходить на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.

· Ходить по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

· Ходить на внешней стороне стопы.

· Попеременно катать ногами деревянные или резиновые шипованные мячи (валики) в течение трех минут.

Воспитатель: наши дети показали вам только часть той большой работы, которую мы проводим в детском саду и призываем вас делать это и дома.

(Слайд №18) Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о профилактике плоскостопия в нашей группе:

· с медицинской сестрой провели обследование ног всех детей (плантографию);

· (Слайды №19-22) Вместе с инструктором по физкультуре подобрали различные виды ходьбы, упражнений (с предметами и без, из различных положений), подвижные игры для профилактики плоскостопия;

IV . Заключение.


Сайт воспитателя


Мое кредо:


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.