Работа с детьми имеющими плоскостопие

Консультация для педагогов:

Подготовила инструктор по физической культуре Лукьянчикова А. Г.

Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов.

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1, 5 – 2 см. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами. Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

• наследственность (если у кого-то из родных есть или было это заболевание,нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду,

• чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела).

• чрезмерная гибкость суставов,

• пониженное физическое развитие.

Признаки плоскостопия:

• Быстрая утомляемость ног;

• Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии;

• К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь;

• Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы;

• Страдающие плоскостопием дети ходят, широко расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях;

• Стопа становится шире

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям так же необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае, укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Для коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников необходимы специальные приемы и методы. Упражнения проводятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стоики тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удерживание и выбрасывание их (камушки, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мелкие игрушки и т. д., перекатывание стопой набивного мяча; кроме того давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке – массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготовляются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа,усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной плоскости (доске) – угол которой постепенно увеличивается, по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичикам и т. д. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

Для детей, страдающих косолапостью, целесообразно использовать дорожку с отпечатками стоп и специальные универсальные приспособления.

В зависимости от искривления стопы вовнутрь на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят, ставя ногу след в след.

Опыт показывает, что косолапость у детей полностью исчезает, если они поднимаются по доске с углом наклона больше 10°.

В зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно увеличивается разворот носков наружу. Систематическая тренировка детей на таких снарядах дает положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

От стопы маленького ребенка зависит, какая походка будет у него в будущем, как будет распределяться нагрузка на позвоночник и как будут работать внутренние органы.

Педагоги должны внимательно присматриваться к детям, дети в этом возрасте очень подвижны и если малыш отказывается от прогулок пешком – это сигнал, что ребенку некомфортно. Плоскостопие или деформация стопы бывает врожденным заболеванием, а также замечено, что полные дети очень часто имеют плоскостопие. При врожденном плоскостопии стопа не способна смягчать толчки и удары при ходьбе, что вызывает болевые ощущения у малыша, может травмироваться позвоночник и даже болеть голова. Поэтому, если ваш малыш пытается избегать прогулок пешком – обратите самое пристальное внимание на это и покажи ребенка ортопеду.

До 5–6 лет стопы ребенка представляют собой каркас из мышц и хрящей, которые со временем окостенеют. Ладьевидная кость на своде стопы формируется и костенеет к 5 годам. И до 5 лет свод стопы имеет жировую подушечку, которая исчезает по мере роста скелета и увеличения нагрузки на стопы. Для диагностики плоскостопия в дошкольных учреждениях практикуют метод "копирки", когда намазывают стопу ребенка краской и делают отпечаток на бумаге. Если на бумаге отпечаталась только пятка, внешний контур стопы и передняя часть стопы с пальцами – это нормальное положение стопы, все в порядке. А если на рисунке видна вся стопа или лишь ее средняя часть – это плоскостопие.

Однако наличие жировой подушечки может на отпечатке показывать "плоскостопный" контур. Именно поэтому до 5–6 лет плоскостопие у ребенка должен диагностировать детский врач – ортопед. Что же делать, чтобы избежать плоскостопия и как проводить лечение детей с этим диагнозом? В профилактическихи лечебных целях разреша ребенку ходить по различным поверхностям: босиком по комнате, по траве, по песку, по гальке на море и т. д. Тогда стопы ребенка будут массажироваться естественным образом и мышцы стопы будут натренировываться. Еще можно и нужно проводить игры с ребенком,где задействуется стопа: предложить походить как мишка на внешней стороне стопы, походить как крадется лисичка на пальчиках, как ходит слон на пятках. Можно поиграть удерживая мячик стопами, помассажировать стопу мячиком. Различные игры и упражнения помогут в укреплении и тренировке всех мышц стопы. Запасись терпением – процесс лечения является длительным и нужно твое упорство.

Необходимо знать, что ортопедическая коррекция и профилактика плоскостопия при помощи специальных ортопедических стелек детям до 6–7 лет не рекомендуется. От длительного ношения таких стелек у малышей может наступить атрофия связок стопы. Помните основное правило для профилактики и лечения плоскостопия у детей: залог здоровых ножек – это правильно подобранная обувь. Покупайте своему ребенку надежно закрепленную на шнурках или липучках обувь, чтобы свод стопы хорошо фиксировался, ножка не скользила и имелся небольшой каблук в 1-1,5 см.

Плоскостопие выражается в снижении высоты и "распластывании" свода стопы. При ослаблении тонуса мышц, связок и сухожилий, поддерживающих сводчатую форму стопы, кости плюсны и предплюсны опускаются, мышцы растягиваются, наружная часть стопы приподнимается, а внутренний свод опускается - образуется плоскостопие. Стопа лишается одной из своих основных функций - рессорности. Растягивание связок, давление перемещенных костей на ветви нервов вызывают острые боли в стопе и голени, отдаваясь порой рефлекторными болями в области сердца.

Систематическая ходьба босиком, особенно по зыбучему или рельефному грунту, заставляет рефлекторно сокращаться мышцы, удерживающие свод стопы, и прежде всего мышцы подошвенной поверхности, сгибающих пальцы ног. Сухожилия и связки усиленно развиваются, укрепляются. Таким образом, босохождение можно отнести к действенным средствам профилактики и лечения плоскостопия. Это в первую очередь относится к детям, у которых дефекты опорно-двигательного аппарата при соответствующей тренировке обычно успешно устраняются.


Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Проблема здоровья детей сегодня стала как никогда актуальна. Статистика такова, что на сегодня идеально здоровых детей насчитывается немного. Из данных, опубликованных в Отчете о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2013 году, следует, что около 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют хронические заболевания, высокий уровень острой заболеваемости, функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. В связи с этим проблема здоровья воспитанников стала приоритетным направлением развития нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_ploskostopiya.doc 66 КБ
kompleks_uprazhneniy_po_profilaktike_i_koorektsii_ploskostopiya.doc 303.5 КБ
konsultatsii_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc 145.5 КБ
ploskostopie.ppt 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей 4-7 лет в системе дошкольного воспитания

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Проблема здоровья детей сегодня стала как никогда актуальна. Статистика такова, что на сегодня идеально здоровых детей насчитывается немного. Из данных, опубликованных в Отчете о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2013 году, следует, что около 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют хронические заболевания, высокий уровень острой заболеваемости, функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. В связи с этим проблема здоровья воспитанников стала приоритетным направлением развития нашего детского сада.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

В этом году мы провели исследование опорно-двигательного аппарата с целью выяснения состояния здоровья наших воспитанников. Для диагностики состояния отделов стопы мы снимали пионтограмму (отпечаток её подошвенной части) по методу А. Ярапова-Яроленда.

Медицинскому осмотру подверглись воспитанники 3-7 лет. В исследовании приняли участие 209 человек. Из них плоскостопие мы обнаружили у 34 дошкольников, что составило 16,3 %. На первый взгляд, это небольшая цифра, однако, это означает, что изменение свода стопы имеет каждый 6 ребенок нашего детского сада, а это уже внушительно.

В результате проделанной исследовательской работы мы выяснили, что опорно-двигательный аппарат наших дошкольников находится не в лучшем состоянии и для изменения создавшегося положения необходимо провести большую работу с целью укрепления детского здоровья. Для организации эффективной работы ДОУ по профилактике плоскостопия у детей используется комплексный подход, при котором объектом педагогического воздействия являются педагоги, дети и их родители.

Целью данного кружка является коррекция и профилактика плоскостопия у детей.

  • выявление уровня заболевания плоскостопием у детей дошкольного возраста;
  • коррекция плоскостопия;
  • использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
  • укрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
  • формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

  • формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
  • осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

  • выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
  • воспитание физических качеств;
  • приучение к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
  • воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

  • укрепление мышц стопы и голени ног.
  • повышение уровня физической подготовленности.
  • сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.
  • сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.

Особое место в программе кружка для детей, страдающих плоскостопием, занимают подвижные игры, которые являются одним из компонентов активного двигательного режима. Игры подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: игры на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные игры.

В ходе занятий детьми выполняются упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы:

- ходьба скрестным шагом с постановкой стопы на наружную сторону;

- ходьба с перекатом стоп с пятки на носок вдоль линии;

- ходьба с выносом прямой ноги и постановкой на всю ступню;

- ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы;

- ходьба по канату, по палке (вдоль), по ребристой доске;

- катание стопой теннисного мяча;

- стоя, пальцы ног на палке, пятки на полу – передвижение по палке приставными шагами, сжимая палку пальцами ног;

- приседание на палке (вдоль с опорой);

- балансирование на большом мяче, обхватив его ступнями ног;

  • лазание по лестнице вверх и вниз, наступая на рейки серединой стопы;
  • лазание по канату босиком с помощью ног;
  • прыжки через шнур, палку, лежащие на полу, с сомкнутыми ногами;
  • прыжки через скакалку на одной ноге, на двух и двигаясь вперед;
  • захват кубиков и других предметов пальцами ног;
  • сидя - переменное или одновременное сгибание и разгибание стопы, круговое вращение стоп:

- сидя удерживать предмет между стопами, поднимать и сгибать ноги;

- потирание и надавливание на подошвы стоп жесткими щетками;

- лежа на спине, ноги на ширине стопы – поочередное вытягивание носков стоп с поворотом их внутрь;

  • сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширине ладони – подошвенное сгибание и разгибание стоп.

Взаимодействие с семьей.

  • привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия,
  • познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы,
  • вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме, познакомить с путями ее решения.

Мной был проведен мастер-класс с родителями, ц елью которого является п овышение педагогического мастерства родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста; формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей; приобретение навыков самомассажа (Приложение 2).

Так же были проведена консультация по подбору обуви дошкольникам (Приложение 3).

Взаимодействие с педагогами ДОУ

В каждой группе нашего учреждения есть массажные коврики для профилактики и коррекции плоскостопия, которые используются в гимнастике после дневного сна.

Спал медведь на коечке.

Поднимаются то на носки, то на пятки.

Свесились с кроватки

Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь.

Две босые пятки.

Две босые, две смешные.

Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу.

Ой, смешные пятки!

Переминаются с ноги на ногу.

Влезла на кроватку,

Хвать его за пятку! (Н.Пикулева)

Делают выпад ногой вперед, затем меняют ногу.

Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки.

Там играл зимой в снежки,

Ну, а летом в прятки.

Перекаты с носка на пятку, стоя на месте.

А весною в огород

Зайка с радостью идет.

Но сначала все вскопает,

А потом все разровняет

Семена посеет ловко

И пойдет сажать морковку.

Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь.

Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу

Ямка – семя, ямка – семя,

И глядишь на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Переминаются с ноги на ногу.

Также мной, совместно с медицинской сестрой, был проведен ряд консультаций для педагогов по профилактике и коррекции плоскостопия у дошкольников (Приложение 3).

С музыкальным руководителем.

В процессе музыкальной деятельности в ДОУ используются разные виды ходьбы и бега, которую в свою очередь укрепляют свод стопы дошкольников и являются профилактикой плоскостопия.

Главная
Туризм
Влияние спортивно-массовой работы на физические качества детей 8-10 лет с плоскостопием

Организация спортивно-массовой работы с детьми, имеющими плоскостопие

Спортивно-массовая работа, ориентированная на формирование двигательных способностей учащихся, является одним из направлений процесса воспитания и развития детей с плоскостопием. Содержание спортивно-массовой работы может быть составлено с учетом особенностей каждой спортивной группы и ориентировано как на психомоторную, так и на спортивно-педагогическую область развития. Занятия по специальным видам спорта могут проводиться на внешкольных или внеклассных мероприятиях, в каком-либо виде спорта, где принимает участие весь класс [10, 35].

В учебных группах в рамках секций у учащихся появляется возможность свободного выбора двигательной деятельности в соответствии со своими интересами и потребностями. В таких учебных группах учащиеся могут на определенное время - чаще всего на полгода - более углубленно изучать и заниматься отдельными видами спорта (например, футбол, настольный теннис, танцы, спорт для инвалидов) и целенаправленно развивать свои способности. Специально подготовленный спортивный инвентарь (например, мячи, ракетки для игры в теннис); средства передвижения (например, двух- и трехколесные велосипеды с педалями); разумная планировка школьного двора (например, разметка стандартного игрового поля и игрового поля для инвалидов, установка шведской стенки, устройства для качелей, шаткого мостика, корзины для игры в мяч) - все это создает различные стимулы для игровой и двигательной активности.

В качестве цели организации спортивно-массовой работы выступает не только компенсация моторного нарушения, но и всестороннее развитие имеющихся возможностей посредством предоставления детям разнообразных физических упражнений и заданий. Спортивное занятие должно способствовать тому, чтобы дети адекватно воспринимали свое нарушение и учились вырабатывать стремление развивать свои способности с учетом своих возможностей.

Когда дети осознают то, что, несмотря на плоскостопие можно достичь спортивных побед, тогда появляется желание постигать новые формы движения. Организуя спортивно-массовые занятия для детей с нарушениями стопы ног, не стоит ориентироваться на содержание и целевые установки занятий, проводимых в обычной программе. Спортивно-массовое занятие для детей с плоскостопием в большей степени призвано формировать чувство личностной значимости и воспитывать, тренировать позитивную установку для занятия спортом [10, 36].

Для каждой группы детей необходимо определять свое содержание занятий, подбирать соответствующие виды спорта или разрабатывать новые формы движения. Определяя стержневое содержание спортивных занятий, можно использовать разнообразные спортивно-педагогические подходы или виды спортивной деятельности, ориентированные на особенности каждой спортивной группы, как составляющие элементы.

Детям с плоскостопием можно предлагать и специальные виды спорта (например, в одних -- футбол, настольный теннис, спорт для инвалидов, передвигающихся в колясках; в других -- каноэ, дзюдо и кегли). Конечно, необходимо подумать и о том, что наиболее заинтересованные учащиеся не должны исключаться из этих видов спорта из-за моторных, эмоциональных или когнитивных нарушений.

У некоторых учащихся по мере взросления наблюдается смещение мотивации от психомоторного до спортивно-ориентированного содержания. Как дополнение к психомоторной деятельности и как возможная альтернатива проведению командных спортивных игр и занятиям разными видами спорта выступают подвижные игры, которые более всего соответствуют особенностям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как обладают следующими характеристиками:

Разнообразие. К подвижным играм относятся игры из самых различных областей, с самыми различными материалами и вариативными спортивными формами. Их содержание и цели ориентированы на использование разнообразных видов движений и решение основных задач развития.

Доступность. С помощью модификаций можно создать такое количество игр, что даже учащиеся со значительными ограничениями двигательных возможностей смогут принимать в них участие. В связи с тем что для занятий спортом вне школы дети с тяжелыми нарушениями имеют мало возможностей, именно подвижные игры могут стать для них вполне доступными.

Вариативность. Так как подвижные игры не нормированы, то изменение правил и создание различных вариантов игры не толь- ко возможно, но и в большинстве случаев не вызывает особых затруднений.

Простота правил. Правила подвижных игр настолько просты, что могут быть доступны и понятны для учащихся с умственными отклонениями. Чтобы игра не была сложной и запутанной, необходим основной свод правил, который бы дополнялся специальными указаниями.

Особые требования к двигательной основе игры. Проводя подвижные игры, используют либо общие, либо самые элементарные двигательные действия.

Коммуникативный характер. Спорт обусловливает развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Именно в детском и юношеском возрасте наблюдается потребность в совместных играх и действиях [24, 17].

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей совместно со спортивно-массовой работой может быть применен комплекс лечебных физических упражнений, которые могут быть организованы как совместно, так и индивидуально:

Катание по полу ступнями скалки или небольшого мяча.

На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.

Ребенку предлагают собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.

Круговые движения ступнями наружу и внутрь.

Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.

Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.

Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп.

Перекатывание с пятки на носок.

Ходить по ребристой поверхности (массажный коврик, песок, галька).

Ходьба по бревну, лазанье по канату.

Упражнения заключаются в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы.

При начальных степенях плоскостопия детям не рекомендуется носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.

Обязательно следить за массой тела ребенка, чтобы она не была выше нормы. Ослабленные детские мышцы вкупе с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен.

Естественное укрепление организма способствует укреплению стопы. Ребенку полезны активные двигательные нагрузки.

Таким образом, интегральный эффект в коррекции двигательной сферы детей с плоскостопием и развитии их адаптационных возможностей должен быть только результатом суммы функциональных оптимумов лимитирующих систем, достигнутых дифференциальным воздействием системы педагогических факторов.

Плоскостопие – статистическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55 процентов; всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Его следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

Возрастные особенности формирования стопы у детей дошкольного возраста

Детская стопа по сравнению со взрослой более коротка и широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг у друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы..Кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослого более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.Одной из характерных возрастных особенностей является еще не сформированный суставно-связочный аппарат стоп.. Суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузками. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому уплощению стоп. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стоп систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки им противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренни свод и развивается плоскостопие.В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование ее не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно приостановить развитие плоскостопия и способствовать его исправлению путем укрепления мышц и связок стопы

Профилактика плоскостопия у детей

В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причиныть много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение. Предупреждением полоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укрпелению мышц голени, стопы и пальцев. Для укрепелния своды стопы необходимо использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.Внимание! Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо, и его необходимо лечить, так как оно нередко является одной из причин нарушения осанки.

Упражнения для профилактики плоскостопия

  1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс)
  2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить паралеллельно друг другу.
  3. Ходьба с повором стоп пятками наружу, носками внутрь.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя или на палке.
  8. Ходьба на носках в полуприсяде.
  9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
  10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
  12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
  13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
  14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.