Профилактика плоскостопия в условиях доу

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_dlya_roditeley_i.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

10 факторов развития плоскостопия

  • Недоразвитость мышц стоп,
  • Слабость мышечно – связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита,
  • Ношение неправильно подобранной обуви,
  • Косолапость,
  • Х – образная форма ножек,
  • Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки,
  • Наследственная предрасположенность
  • Большие физические нагрузки,
  • Излишний вес,
  • Длительное пребывание в постели (в результате болезни).

  • Страдающие плоскостопием дети ходят широко, расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях,
  • Быстрая утомляемость ног,
  • Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии,
  • К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь,
  • Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы,
  • Стопа становится шире.

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей,

которые можно выполнять в детском саду и дома

1. Исходное положение (ИП) – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.

  • Поднять носки вверх,
  • опустить в ИП.

  • Поднять пятки вверх (встать на носки),
  • опустить пятки на пол, вернуться в ИП.

  • Развести носки в стороны, стопы от пола не отрывать (скользить по полу),
  • соединить носки, вернуться в ИП.

  • Развести пятки в стороны стопы от пола не отрывать (скользить по полу),
  • соединить пятки, вернуться в ИП.

  • Одновременно поднять носок правой ноги и пятку левой ноги,
  • вернуться в ИП.,
  • одновременно поднять носок левой ноги и пятку правой ноги,
  • вернуться в ИП.

  • Не отрывая стопы от пола, одновременно развести в стороны носки, затем развести пятки, снова носки, и снова пятки, передвигая таким образом ноги под счет в стороны,
  • возвращаемся в ИП – соединить пятки, носки, пятки и снова носки.

7. ИП – то же , под сводом стоп гимнастическая или любая другая палка (диаметр зависит от возраста ребенка).

  • Прокатить палку вперед от пятки к носку,
  • прокатить обратно от носка к пятке, вернуться в ИП.

Стараться, чтобы палка была плотно прижата подошвами к полу.

  • Развести стопы в стороны, скользя ими по палке,
  • соединить стопы, стараясь не отрывать их от палки, вернуться в ИП.

9. ИП – то же , под сводом стоп резиновый мяч .

  • Прокатить мяч от носков к пятке, стараться катить мяч прямо,
  • прокатить мяч от пятки к носкам, вернуться в ИП,

стопы должны плотно прижимать мяч к полу.

10. ИП – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.

11. ИП – левая нога согнута в колене под прямым углом, правая нога лежит на левом колене.

  • Круговые движения правой ногой в голеностопном суставе по часовой стрелке, затем против часовой стрелки,
  • поменять ноги, выполнить то же самое другой ногой.

13. ИП – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены.

  • с поджатыми пальцами,
  • с поджатыми пальцами на наружном крае стоп,
  • на пятках,
  • на носках,
  • с опорой на всю стопу.

Упражнения с использованием специального оборудования

Дети испытывают большое удовольствие, когда делают массаж специальным инвентарем:

Массаж рефлекторных зон, расположенных на ступнях и руках, полезен любому человеку, так как способствует укреплению здоровья, расслаблению, гармонизации жизненной энергии, а также препятствует развитию нарушений в функционировании организма.

1. ИП - сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях, под ногой массажный мячик.

  • Прокатить мячик от носка к пятке,
  • затем от пятки к носку, вернуться в ИП,

Сделать то же самое другой ногой.

2. ИП – сесть на пол, руки в упоре на локтях, ноги вытянуты вперед .

  • Захватить стопами мяч, поднять повыше,
  • опустить мяч вниз, вернуться в ИП.

Массажер для ног "Тимбэ" позволяет самостоятельно проводить несложный массаж спупеней, не требуя для этого специальных навыков.

ИП - сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях, ноги стоят на массажере.

Прокатывание ног по колесикам массажера:

  • правая нога вперед, левая нога назад,
  • и наоборот, правая нога назад, левая – вперед.

Ортопедическая дорожка повышает комфортность, помогает снизить локальные перегрузки стопы и разгрузить болезненные участки, за счет вовлечения в опору большей площади подошвенной поверхности. Особенно эффективна для детей первых лет жизни.

Коврик ортопедический с имитацией гальки предназначается для профилактики и лечения заболеваний и деформаций стопы.

Оптимальный профилактический и лечебный эффект ковриков достигается за счет того, что массажные бугорки на их поверхности, имеющие различную высоту и диаметр, стимулируют рецепторы подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов. Благодаря модульной конструкции, размеры ковриков можно увеличивать путем наращивания или же, наоборот, уменьшать – разъединяя элементы изделия. Эластичность материалов, из которых изготавливаются коврики, делает занятия на них удобными и комфортными. Они могут использоваться как в домашних условиях, так и в детских учреждениях.

Упражнения, выполняемые на коврике

ИП – руки на пояс, спина прямая

  • Обычная ходьба по коврику,
  • ходьба на внешней стороне ступни,
  • перекаты с пятки на носок,
  • ходьба на носочках,
  • ходьба на пятках.

Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформации стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Рациональное распределение регламентированной по формам и интенсивности физической нагрузки позволяет полностью удовлетворить биологическую потребность в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укрепив мускулатуру и сумочно – связочный аппарат нижних конечностей, позволяет полностью удовлетворить. Дозировка каждого упражнения, то есть количество повторений и подходов, которое необходимо выполнить, различна. Каждой возрастной группе соответствует свое количество повторений.

Летом ребенку обязательно надо ходить по песку. Это можно делать в любом удобном месте: на балконе, лоджии, на даче. Промойте и высушите два ведра песка и добавьте к нему ¾ ведра гальки или мелкой щебенки – все смешайте и рассыпьте дорожкой на 1,5 – 2 м. Ходить по искусственной дорожке надо босиком – по 20 – 30 мин в день.

Какой должна быть обувь ребенка?

Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков.

Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стоп.

Каблук – это возвышение, с которого как бы само собой шагается, которое облегчает перекат. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм., с упругой стелькой и крепким задником.

Какой должна быть подошва? Тонкой? Не обязательно. Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода. Для ходьбы по асфальту подошва должна быть толстой и мягкой, особенно в зимнее время года. Резиновая решетка внутри толстых подошв к тому же отлично амортизирует и распределяет нагрузку на стопе.

Материал ее может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она не должна быть из кожзаменителя. Годится либо натуральная кожа, либо материя.

Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный свод стопы.

Родители очень радуются первым шагам, которые делает их малыш. При этом они часто забывают, что с этого момента ножки ребенка испытывают серьезную нагрузку. Стопы начинают активно формироваться. С этого времени должна быть начата профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Она включает в себя множество мероприятий, среди которых особая роль отводится упражнениям. Не менее важна для правильного развития стоп обувь. Последняя должна быть эргономической и качественной.


Что представляет собой плоскостопие

Многие люди не понаслышке знают о данном недуге. К сожалению, это достаточно распространенная патология, которая в запущенной стадии способна привести даже к инвалидности. Поэтому врачи не устают повторять, что профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста должна обязательно выполняться.

Итак, что же это за патология? Плоскостопие – один из самых частых недугов опорно-двигательной системы у малышей. Стопа ребенка при этом заболевании деформируется. Ее свод уплощается. Стопа принимает плоскую форму. В результате человек стоит, касаясь пола всей поверхностью.

Стоит учесть, что формирование костей стоп продолжается у ребенка до пятилетнего возраста. Поэтому диагноз "плоскостопие" можно поставить малышу только после этого возраста. В более ранние годы стопа еще развивается. Например, в двухлетнем возрасте плоская поверхность подошвы считается нормой.

В редких случаях плоскостопие диагностируется в младенчестве. Это врожденная патология, которая комбинируется с плосковальгусной деформацией стопы.

Симптомы патологии у детей

Родители должны знать, что профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Большинство мам и пап ошибочно полагают, что если врач не сказал им о данной патологии, значит, их ребенка она не коснется. Но, к сожалению, доктор способен определить недуг только у 5-летнего ребенка, когда стопа сформируется. И в этом случае потребуется серьезное лечение.

Но если постоянно проводится профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, то даже у крох, склонных к патологии, формируются правильные стопы.

Заподозрить развитие недуга родители могут по следующим признакам:

  • быстрая утомляемость при ходьбе;
  • отеки в области стоп;
  • ноющая боль в ногах;
  • увеличенная широкая стопа;
  • быстрый износ внутренних сторон каблуков и подошв;
  • нарушение осанки;
  • косолапость.

При такой симптоматике обязательно следует показать ребенка ортопеду.

Факторы, провоцирующие развитие заболевания

К сожалению, очень часто наблюдается у ребятишек плоскостопие. Его причины и профилактика у детей, в большей мере, зависят от родителей. Ведь довольно часто развивается недуг в результате неправильно подобранной обуви. Нередко источником проблемы становится гиподинамия.


Чтобы защитить кроху от развития плоскостопия, следует ознакомиться с основными факторами, приводящими к деформации:

  1. Ношение некачественной обуви (без супинатора, мягкой, с полностью плоской подошвой).
  2. Наследственность.
  3. Ведение малоподвижного образа жизни. Дети в наше время все больше увлекаются компьютером или планшетом, вместо того, чтобы участвовать в различных играх на улице.
  4. Большие нагрузки на ноги ребенка. Они могут возникнуть, например, при ожирении.
  5. Рахит. Развитие плоскостопия связано с хрупкостью костей, характерных для этого заболевания.
  6. Различные травмы стопы, в основном переломы.
  7. Паралич мышц. Патология развивается после полиомиелита.

Лечение заболевания

Если плоскостопие врожденное, то для борьбы с ним предпринимают следующее:

  1. Легкая форма вылечивается наложением гипса. Это позволяет закрепить стопу в нужном положении. Гипсовые повязки накладывают на неделю. Затем меняют на новые. Продолжительность лечения – около 10 недель. После этого ребенок проходит курс физиотерапии. Ему делают массажи и рекомендуют к ношению ортопедическую обувь, изготовленную по индивидуальному заказу в ателье. Кроме того, следует настроиться, что реабилитационная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста при таком состоянии понадобится длительная.
  2. Для лечения тяжелой формы применяют исключительно хирургическое вмешательство.

Терапия приобретенного плоскостопия длится довольно долгое время. Лечение состоит из следующих мероприятий:

  1. Ежедневные занятия лечебной физкультурой, которые укрепляют мышцы ног. В ходе упражнений используют также специальный массажный коврик, неровности которого помогают укрепить подошвы стоп.
  2. Ношение ортопедической обуви. Она должна иметь жесткий высокий задник и ряд застежек, с помощью которых нога плотно фиксируется. Изготавливают такую обувь только из натуральных материалов. Обязательно делают небольшой каблучок и вставляют стельки с супинаторами. Ортопедические ботинки продаются в специализированных торговых точках либо изготавливаются на заказ по направлению ортопеда.
  3. Массаж. По назначению врача делают курсами по 10-15 сеансов.
  4. Физиотерапевтические процедуры назначают 2 раза в год. Чаще всего это электрофорез и электромиостимуляция.

Занятия гимнастикой

Для правильного формирования стоп необходимо выполнять специальные упражнения. Гимнастика позволяет корректировать даже наметившуюся деформацию. Именно на ней основана профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения, позволяющие разрабатывать стопу, будут предложены ортопедом.


Сама гимнастика несложна. Родители легко смогут выполнять ее самостоятельно. А если разнообразить ее играми, то настоящий восторг вызовет такая профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Упражнения в положении сидя:

  1. Медленно сгибают и разгибают пальцы ног.
  2. Поглаживание. Проводят большим пальцем ноги по голени другой конечности. Ведите снизу вверх. Потом проделать то же движение другой ногой. Выполняется упражнение несколько раз.
  3. Подошвой и внутренней частью стопы одной ноги проводить по голени другой. Выполняется также несколько раз.
  4. Ноги поставить на пол, под прямым углом. Удерживая пятки, поднимать носки стопы.
  5. Соединить подошвы ног. Держать в такой позиции, в течение нескольких минут.
  6. Развести пятки в стороны. Носочки держать вместе.
  7. Катать подошвами мячик.
  8. Брать пальцами ног мелкие предметы. Затем перекладывать их.

  1. Ходить, перекатываясь с пятки на носок. Стараться ступать на всю стопу.
  2. При ходьбе, поджимать и вытягивать пальцы ног.
  3. Выбирайте неровные поверхности. Именно по ним необходимо ходить. Это может быть галька, трава. Очень полезен массажный коврик.

Упражнения в положении стоя:

  1. Перекатываться с пяток на носки. Затем на внутреннюю и наружную части стопы.
  2. Приседать, без отрыва пяток от пола.
  3. Стоять попеременно на внешней и внутренней стороне стопы.

Кроме того, не забывайте, что малышам очень быстро надоедает выполнять гимнастику. Поэтому приведенный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей необходимо разнообразить элементами игр.

Также рекомендованы прогулки, занятия бегом, подвижные мероприятия, которые заставляют работать все ножные мышцы.

Домашние методы

Для поддержания нормального развития стоп ребенка необходимы физические нагрузки и правильный рацион.

Как происходит профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях? Существует множество прекрасных методов.


Рассмотрим некоторые рекомендации врачей:

  1. Малыш должен много двигаться, поэтому не рекомендуется держать его все время завернутым в пеленки.
  2. Для купания предпочтительнее использовать большую ванну, где ребенок сможет перемещаться, совершая плавательные движения.
  3. После принятия водных процедур нужно сделать легкий массаж стоп.
  4. Не надо бояться, если ребенок ходит летом босиком по траве и песку. Это положительно влияет на формирование стопы.
  5. Хорошо действует ванна для ног с использованием морской соли. Подготовить эту процедуру очень просто. В большую ванну наливают воду, чтобы она покрывала щиколотки ребенка. Растворяют в ней морскую соль, оставляя немного кристаллов на дне. Малыш должен походить по дну ванны, как по мелководью.

Это прекрасная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Консультация ортопеда позволит вам расширить список лечебных мероприятий, которые могут применяться в домашних условиях.

Массажные коврики

Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Массажные коврики выпускают с разнообразной поверхностью. Делают их из натуральных материалов.

Использовать такие коврики рекомендуют с того момента, когда ребенок начинает делать первые шаги. Это достаточно эффективная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Фото позволяет рассмотреть, как она выполняется.

Вполне достаточно, чтобы малыш походил по поверхности массажного коврика в течение 5 минут в день.

Массаж стоп

Очень эффективный метод профилактики плоскостопия. Лучше, если эту процедуру будет выполнять профессиональный массажист.

Но если родители хотят сами проводить данное мероприятие, то им следует ознакомиться с методикой проведения:

  1. Перед началом процедуры следует разогреть организм гимнастикой или принять контрастный душ.
  2. Начинать массаж сверху. Размять бедра, затем икры и ахиллово сухожилие.
  3. Промассировать внутреннюю и внешнюю стороны стопы.
  4. Перейти к обработке подошвы.

Продолжительность массажа – около четверти часа.


Занятия физкультурой в ДОУ

В образовательных учреждениях придают большое внимание профилактике плоскостопия. В детских садах и школах практикуются на занятиях физкультурой различные варианты ходьбы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ чаще всего носит характер игры. Специально разработанный комплекс упражнений, сопровождается чтением стишков. Это нравится малышам и привносит в занятие элементы игры.

Профилактика плоскостопия

Детей упражнения привлекают лишь в том случае, если они выполняются в игровой форме.

Именно поэтому в детских садах чаще всего используется гимнастика, по типу следующего комплекса:

Ах, качели, ах, качели,

Прямо к небу подлетели,

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Только крепко ты держись!

Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки.

Мы хлопали-хлопали в ладошки,

А теперь работают наши ножки!

Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя.

Ножки пляшут, как в балете,

Это пляшут наши дети,

Стали ножки выставлять,

И на пальчиках стоять.

Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами:

Есть у Миши барабан,

Загремел, как ураган.

Но его когда дарили,

То потише попросили.

Но зачем тогда он есть,

Если им нельзя греметь?

Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает гимнастический снаряд пальцами ног.

Паучок ползет по дорожке,

Быстро он переставляет ножки.


Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя ноги.

Ежик бежит по дорожке,

А мы массируем ножки!

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры – круги, квадраты.

Будут дети рисовать,

Сегодня только ножками!

Станут ножки выполнять

Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол. Начинает двигаться вперед.

Нам покажут наши ножки,

Как топает улитка по дорожке!

Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу.

Хватит нежиться в кроватке,

Нужно разминать нам пятки!

Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой.

Красить дом уже пора,

Мы позвали маляра!

Но не с кисточкой, ведром,

Мастер к нам пришел в наш дом!

Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам, даже вне физкультурных занятий.

Занятия со специальным оборудованием

Следует заметить, что воспитателями предусматривается профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Ведь такие недуги очень часто встречаются в последнее время у ребят. К тому же деформация стоп приводит к смещению центра тяжести. В результате нередко развивается нарушение осанки.

Для выполнения такой зарядки понадобится специальное оборудование.

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста подразумевает использование дорожек:

  1. Зебра. Делают ее из плотной ткани с кармашками, в которые кладут разные наполнители. Это могут быть камешки, горох, маленькие шишки.
  2. Цветочная поляна. На кусок плотной ткани пришивают разные предметы – бусины, пуговицы, косточки от счет, пластиковые цветы.
  3. Извилистая дорожка. Берут полосу плотной ткани и нашивают на нее, в виде змейки, веревку с завязанными узлами.
  4. Полоса препятствий. Поролон разрезать на квадраты и обшить тканью. На квадратах фиксируют предметы, которые могут стимулировать стопы (карандаши, крышки от пластиковых бутылок, веревочки, пуговицы). Поролоновые квадраты соединяют друг с другом.


Что должны помнить родители

Для снижения опасности развития патологии, профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей должна начинаться с первых шагов малыша.

Помогают следующие методы:

  1. Когда ребенок только начинает вставать, держась за опору, необходимо, чтобы он делал это в обуви. Последняя должна быть изготовлена из натуральных материалов и плотно фиксировать стопу, за счет жесткого задника. Использование рекомендованной обуви предотвращает неправильную постановку стоп.
  2. Нельзя допускать, чтобы ребенок донашивал ботинки за старшими детьми. Ведь они стаптываются, и могут изменить расположение стопы.
  3. Закаливание помогает организму всегда быть в тонусе. Соответственно, активизируется мышечная деятельность. А хорошая работа таких тканей защищает от развития плоскостопия.
  4. Прием контрастных ванночек для стоп. Берут две емкости. Наливают в одну - воду температурой в 40 градусов, в другую - в 33. Ножки попеременно опускают в тазики с водой, в течение 10 минут. Следует учитывать, что эту процедуру можно проводить только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Применение морской соли в ванночках для ног, и при купании. Если есть возможность вывезти ребенка к морю, обязательно нужно это сделать. Соль оказывает тонизирующее действие на мышцы и сосуды. Морская вода, за счет своей плотности, способна заменить массаж.
  6. Прогулки босиком позволяют стопам получать стимулирующее воздействие. Ходить лучше по неровным поверхностям. Летом это трава, галька, песок. Зимой для продолжения профилактики можно рассыпать на полу мелкие предметы, такие как горох, плоские пуговицы, фасоль. Предложите крохе походить по ним.

Такие рекомендации защитят малыша от серьезной патологии.

Евгения Казачкова
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

инструктор по физической культуре

Казачкова Евгения Валерьевна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Основные требования (критерии)педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

К их числу относятся и здоровьесберегающие технологии.

Это технологии, направленные на сохранение,поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

• формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

• создавать психологически комфортную среду в группах;

• обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

• развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

• корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

• формировать представления о значении внутренних органов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;

• развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

- Развитие предвидения последствий своего поведения по сохранению и укреплению здоровья.

- Разработка психолого-педагогических условий погружения ребенка в среду, влияющую на физическое здоровье.

Стопа - часть нижней конечности, расположенная ниже голеностопного сустава.

Плоскостопие – ребёнок с плоской стопой не может быстро бегать, заниматься спортом, при ходьбе размахивает руками, сильно топает ногами.

Профилактика – это комплекс мероприятий, который предупреждает развитие плоскостопия у детей.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования является охрана жизни, укрепление и сохранение здоровья, а так же развитие физических способностей подрастающего поколения.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление физического здоровья детей. Профилактика плоскостопия является одним из приемов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Основное средство профилактики плоскостопия – гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

На ряду, с традиционными формами (ходьба по дорожкам с различными раздражителями, босохождение,различными видами ходьбы: на носках на пятках и т. п.) используется и нетрадиционное оборудование – палочки, камешки, детали конструкторов, веточки, фантики и многое другое. Это вызывает большую заинтересованность детей, вызывает интерес и любознательность.

Обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционного оборудования.

- профилактика плоскостопия;

- использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики плоскостопия.

- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики плоскостопия;

- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;

- воспитание физических качеств;

- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;

- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

- укрепление мышц стопы и голени ног.

- повышение уровня физической подготовленности.

- сформированность осознанной потребности в выполнении

упражнений в домашних условиях.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, реализовывая основные гигиенические принципы – постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Продолжительность таких занятий не велика (10 мин, а оздоровительный эффект очень большой.

При выполнении комплексов гимнастики для стоп используются упражнения из различных исходных положений, но для обеспечения разгрузки стоп наиболее эффективны упражнения из исходных положений сидя и лёжа.

Хорошо когда такая гимнастика сопровождается легко запоминающимися детям стихами, потешками или веселой музыкой. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту и в самостоятельной игровой деятельности (Приложение 1). С детьми 6 – 7 лет профилактические игры можно проводить в форме эстафеты (Приложение 2).

В результате работы, при помощи проводимых профилактических мероприятий сводится вероятность развития плоскостопия у детей дошкольного возраста к минимуму и воспитывается в них осознание необходимости использования профилактических упражнений и игр в повседневной жизни.

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда детского сада является естественной, комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами и направлена на формирование здоровой личности.

Список использованных источник

1. Шарманова, С. Б., Федоров, А. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возрастасредствами физического воспитания: учеб. пособие. –Челябинск: Урал ГАФК, 1999. – 112 с.

2. Краснова И. Плоскостопие: мишка косолапый [Текст]/Краснова И. //Няня. – 2006. - № 10. – с. 30-31

3. Максимова А. Мягкие шаги / Максимова А. //Здоровье школьника. – 2010. - № 8. – 83 с.

4. Нагорнова С. Здоровые стопы – уверенный шаг [Текст]/ Нагорнова С. //Вы и ваш ребенок. – 2008. - № 1. – с. 38-39

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

6. Чеменева А. А., Есина Л. М. Педагогические условия моделирования физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Учебно-методическое пособие / под научно-метод. ред. Чеменевой А. А. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород, 2004. – 73 с.

Комплексы упражнений направленные на профилактику плоскостопия.

Каждый комплекс можно начинать с массажа стоп.

(используются щеточки небольших размеров индивидуальные для каждого ребенка)

В руки щетку мы берем,

По подошве проведем (4 раза).

Проведем от пятки к пальцам,

А затем наоборот (4 раза).

Постучим по пальчикам.

От большого, до мизинца,

А затем наоборот.

Постучим по серединке

Пусть попляшут все щетинки.

(убирают щетки в свои кармашки)

Оборудование: смятая цветная бумага трех цветов (можно использовать фантики).

Дети пальцами ног (педагог контролирует, чтобы дети чередовали правую и левую ногу, собирают бумагу в коробки по цветам.

Мы бумажки соберем

И в коробки разнесем

И уборка ерунда –

Сделаем все быстро (Да)

(дети садятся на стульчики)

Наши ножки поиграли.

И немножечко устали.

А теперь пусть отдыхают

И носочки надевают.

Оборудование: палочки (можно использовать веточки, карандаши, камушки, детали мелкого конструктора).

(карандаши рассыпаны на ковре, дети берут по одному, зажимая, пальцами ног и приносят на маленький коврик под веселую музыку).

И нести нам палочки

Теперь пусть ножки отдохнут.

И по коврику пройдут.

(когда все палочки собраны, дети друг за другом по коврику с выложенными палочками).

Оборудование: набивные мячи, кубики.

Дети сидят на стульчиках с набивными мячами малых размеров, перед каждым ребенком на полу стоит кубик высотой 15 – 20 см. Дети зажимают мяч между стопами, переносят его справа налево, стараясь не задеть кубик.

Мячик прыгать научите,

Через куб перенесите.

После выполнения дети, зажимая мяч между стоп, прыжками, относят его в корзинку.

Дружно мячики берем

И в корзинку их несем.

Оборудование: бумага, карандаш (можно использовать маркеры, гуашь, кисти;трафареты для обведения и образцы для рисования: например, солнышко, домик, ромашка…).

Дети, сидя на стульчиках, перед ними на полу лежат листы бумаги, карандаши и рисуют на листе бумаги, зажав карандаш пальцами ног.

Вот художники у нас,

Посмотрите, высший класс!

Солнце, воздух и цветы!

(при использовании трафаретов, деталей для обведения)

Одной ножкой трудно рисовать,

Надо другой помогать!

(одной ногой поддерживают деталь, трафарет сверху, второй, в которой между пальцами зажат карандаш, обводят деталь, трафарет)

Рисовать все любят люди.

И мы художниками будем.

Пальчиками карандаш возьми

И детали обведи.

(рассматривая рисунки)

Теперь пусть ножки отдыхают,

Побегают и поиграют.

Дети бегают на носочках под веселую музыку.

Оборудование: платочки (20 x 20)

Дети сидят на стульчиках. На полу перед ними платочки. Пальцами ног дети собирают платочек в гармошку и сминают его (стирают).

Вот так, вот так

Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут, чередуя ноги.

Еще нужно полоскать.

Вот так, вот так.

Очень любим полоскать.

Вот так, вот так.

Накрывают платком стопу ноги и покачивают из стороны в сторону.

А теперь мы их посушим.

Вот так, вот так.

Очень весело посушим.

Вот так, вот так.

Разглаживают платочки на полу всей ступней.

Мы совсем большими стали,

Нашим мамам помогали.

Платочки нам стирать не лень,

Мы стираем каждый день!

Оборудование: палочки (полоски из плотного картона, веточки, фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки (или составляют узор по образцу –схеме-рисунку: солнышко, домик).

В этом домике живут

Песни весело поют,

Сидя на диванчике.

Дети садятся на стульчики, приподнимают ноги и выполняют танцевальные движения ступнями.

Работа с родителями.

Консультации для родителей:

Обучение родителей специальным упражнениям, направленным на профилактику плоскостопия у детей.

Провела мастер класс с родителями на тему:

Фото отчет от родителей о выполнении с детьми профилактических упражнениях с детьми дома.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, сильными,

жизнерадостными, стройными, красивыми и счастливыми.

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - задача каждой семьи.

А начинать нужно с профилактики заболеваний.

Легче предупредить заболевание, чем его лечить.

Эстафета с машиной.

Оборудование: машина, с привязанной веревочкой.

Дети строятся в две команды. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до отметки, затем возвращается и передает ее следующему. Игра проходит под веселую музыку.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в две линии, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Побеждает, та команда, которая первой передала палочку и не уронила на пол.

В конце каждой эстафеты дети садятся на пол и растирают ступни ног.

Победили наши ножки.

Мы погладим их немножко.


Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить! Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата.


Профилактика плоскостопия у ребенка. Упражнения, предупреждающие развитие плоскостопия 1. «Танцующий верблюд И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочерёдным подниманием пяток (носки.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Стопа имеет поперечный и продольный своды, которые необходимы для амортизации и равновесия при движении. Но иногда возникает их патологическое.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.