Профилактика плоскостопия титульный лист


Пособия для профилактики и коррекции плоскостопия

Скачать:

ВложениеРазмер
плоскостопие коррекция и профилактика 22.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ

ПЛОСКОСТОПИЕ – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации.

Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обеих форм плоскостопия.

10 причин развития плоскостопия

  1. Недоразвитие мышц стопы
  2. В результате перенесённых в детстве заболеваний, например рахита или полиомиелита
  3. При перегрузке свода во время продолжительной работы стоя (во время ходьбы мышцы ног меньше утомляются, чем при длительном стоянии)
  4. Вследствие чрезмерного увеличения веса тела человека – ожирения
  5. Вследствие заболеваний, связанных с длительным лежанием, со слабостью связочного – мышечного аппарата
  6. Ношение неправильно подобранной обуви
  7. Косолапость
  8. Х – образная форма ног
  9. Различные травмы нижних конечностей
  10. Наследственная предрасположенность

Устранять уже возникшее плоскостопие крайне трудно. Надо стремиться предупредить его развитие.

Уделяйте особое внимание вопросу профилактики детского плоскостопия, применяя комплексный подход. Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания – гигиенических навыков, природно – оздоровительных факторов и физических упражнений:

  • Ежегодную диагностику состояния свода стопы у детей (плантографию) проводит, как правило, медицинская сестра детского дошкольного учреждения. Обработанные данные доводятся до сведения воспитателей и родителей детей
  • Родители, медицинские работники и педагоги дошкольных учреждений должны обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в группе, на улице, занятиях физическими упражнениями
  • Очень важно регулярное применение природно-оздоровительных факторов – хождение босиком по рыхлой земле, скошенной траве, нежному песку, гальке, хвойным иголкам. При этом ребёнок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы
  • При проведении закаливающих мероприятий не следует забывать о специальных закаливающих процедурах для стоп
  • В различных формах физического воспитания (как в детском саду, так и дома) следует использовать специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Укрепить мышечный аппарат ног можно с помощью массажа – он улучшает кровообращение и тонизирует мышцы.

Голень массируется снизу вверх, производя поглаживания, растирания, разминания, поколачивания, а стопу – от кончиков пальцев к пятке. На стопе находится большое количество нервных окончаний, которые посылают импульсы головному мозгу, и их возбуждение полезно не только для профилактики плоскостопия, но и для организма в целом. Не забывать массировать внешний свод стопы и каждый пальчик отдельно.

При желании можно приобрести специальные массажеры для ног. Лучше, если они будут изготовлены из натурального сырья, например из дерева. В запущенных случаях плоскостопия необходим лечебный массаж, который может выполнять только специалист.

Для профилактики и лечения плоскостопия очень полезны ежедневные тёплые ванны (35 – 36 градусов) с морской солью.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. На втором этапе – упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов (мелких камушков, пуговиц разной величины, тонких прутьев, шариков разных размеров), удерживание и выбрасывание их. На третьем этапе используется различное оборудование – дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления.

для профилактики плоскостопия

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Задачи этих игр – укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.

Инвентарь – резиновые мячи диаметром 16 см

Содержание игры: участники игры делятся на команды. Все выстраиваются в колонну за своим капитаном у стартовой черты. Первый участник принимает позу – сидя на ягодицах, руки в упоре сзади, мяч в согнутых в коленях ногах. По сигналу необходимо проползти данную дистанцию, помогая руками и при этом перекатывая мяч стопами ног. Выполнив движение до ориентира, обратно участник бежит бегом с мячом в руках. Передаёт мяч следующему участнику, который уже сидит на полу и ждёт мяча. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.

Инвентарь: резиновые мячи (по количеству команд), детские стулья (по количеству игроков).

Содержание игры: участники игры делятся команды. Выстраиваются в колонну и садятся каждый на свой стул. Расстояние между игроками 50 – 60 см. Капитан команды располагается около своей команды лицом к первому участнику, на расстоянии 1 м.

У каждого капитана мяч. По сигналу капитаны толкают ногой мяч первому игроку своей команды. Участник ловит его ногами и старается перекатить его второму участнику своей команды, второй – третьему и т.д. (вставать со стульев игроки не могут). Капитан перебегает в конец своей команды и ловит мяч от последнего участника. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.

Инвентарь – фломастеры и листы бумаги.

Содержание игры: участники делятся на команды. Выстраиваются в колонну у стартовой линии. На финишной линии для каждой команды положен лист бумаги и фломастеры. Заранее обговаривается, какое слово пишут команды. По сигналу первый участник бежит до финишной линии, берёт карандаш, кладёт его между пальцев ног и старается написать первую букву задуманного слова; возвращается к своей команде. Задание выполняет следующий участник: ему предстоит написать вторую букву слова и т.д. Задание выполняют все участники друг за другом, пока слово не будет написано полностью.

Инвентарь – сосновые или еловые шишки, обручи (по количеству играющих + 1)

Содержание игры: в игру могут играть 3-4 человека. В центре комнаты на полу лежит обруч, в котором располагается некоторое количество шишек. В 2 м от обруча в разных сторонах стоят играющие. По команде участники бегут к обручу и стараются захватить стопой по одной шишке из обруча и отнести в свой обруч. Вновь возвращаются к обручу с шишками.

Через 3 минуты вновь звучит сигнал – игра окончена. Подсчитываются шишки в каждом обруче. Выигрывает игрок, в обруче которого оказалось больше шишек.

Правила игры: если игрок в движении теряет шишку, он останавливается, подбирает её и продолжает движение.

Инвентарь - обручи по количеству команд.

Содержание игры: дети делятся на 3-4 команды по 4-5 человек. Около каждой команды на полу лежит обруч. Каждая команда детей стоит серединой стопы на своём обруче, лицом в центр. Под музыку дети идут по кругу приставным шагом – медленно, стараясь носками и пятками не касаться пола. С окончанием музыки даётся задание: запрыгнуть в обруч и присесть. Выигрывает команда, участники которой первыми выполнили задание.

Правила игры – задания могут быть разными: встать в обруч и взять за руки, запрыгнуть в обруч и принять позу цапли и т. д.

Инвентарь – обручи (по количеству играющих +1), мелкие предметы: сосновые и еловые шишки, жёлуди, карандаши, деревянные палочки, пуговицы.

1 - й вариант – ребёнок может брать любые предметы из обруча;

2 – й вариант – один ребёнок перекладывает только шишки, другой – пуговицы, третий – палочки и т.д.

Можно отвести для игры определённое время. Можно проводить игру до тех пор, пока все предметы не будут разобраны игроками.

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Движение тела, плавная и грациозная походка зависят от строения ног и нижней их части - стоп. Стопа состоит из 26-ти костей, соединенных мощным связочным аппаратом. В норме стопа имеет три точки опоры: задний отдел пятки, 1-ый (большой) палец и головка 1-ой плюсневой кости и наружный край стопы. В положении стоя стопа образует своды - продольный и поперечный, которые при ходьбе пружинят и защищают тело и мозг человека от сотрясений и чрезмерных нагрузок. Рост и формирование стопы завершается к 23 - 25 годам.





Наиболее частой причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, повышенный вес) и наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Другой причиной, вызывающей уплощение стопы и плоскостопие, является неправильная обувь. У девочек в подростковом возрасте хождение на высоких каблуках приводит к уплощению поперечного свода, при этом происходит смещение центра тяжести тела вперед с последующей деформацией тазовых костей и смещением органов малого таза. Нельзя также носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков: тапочки, кеды, чешки, валенки и т.д.

Сохранить правильную походку и осанку, а также предотвратить деформацию стоп помогает правильно подобранная обувь.

Так, обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2-3 см, а по ширине каблук должен занимать 1/4 подметки. При таких каблуках значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого и приспособлены. Девушкам до 18 лет вообще не рекомендуется носить обувь на высоких каблуках из-за еще не сформировавшейся стопы, неокрепших связок, мышц голени и голеностопных суставов. Кроме того, вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, так как она не может поддерживать своды еще неокрепших связок и мышц голени и стопы. Следует правильно подбирать спортивную обувь - кеды, кроссовки, туристические, конькобежные, лыжные ботинки и т.п. нужно использовать по назначению.

Чтобы избежать плоскостопия важно иметь: правильную осанку и походку - всегда держать корпус и голову прямо, не разводить широко носки при ходьбе; нормальный вес, для обеспечения которого необходимы рациональное питание и подвижный образ жизни. Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постепенно и систематически тренироваться совершать продолжительные пешие прогулки, ежедневно заниматься гимнастикой, включая в утренние упражнения пружинящие прыжки, приседания, ходьбу на носках, пятках, наружных и внутренних краях стоп. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной траве. Укрепляют мышечно-связочный аппарат ног и всего организма занятия спортом - футбол, легкая атлетика, плавание, альпинизм, фигурное катание.

При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу-ортопеду. Основным методом лечения этого заболевания является ежедневная специальная лечебная гимнастика. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с комплексом общей физической подготовки, ежедневными, теплыми ножными ваннами

(Т=35-37°С), специальным массажем стоп и голеней.

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

белья и т.д.), и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не допускать падения предметов при переносе.

Каждое упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность таких занятий 10минут. Перед каждым упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку на одной или двух ногах. Дыхание произвольное. (См. иллюстрации).

Маргарита Кузнецова
Профилактика и коррекция детского плоскостопия

Профилактика и коррекция детского плоскостопия

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребенка. Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы.

Ранее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или уменьшить его. Поэтому особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в детском возрасте.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или свободной (просторной). Детям с плоской стопой не рекомендует носить обувь без каблуков на тонкой или резиновой подошве. Высота каблука для детей раннего возраста должна быть 1,5 - 2 см. Дети, страдающие плоскостопием, как правильно, изнашивают обувь с внутренней стороны подошвы и каблука.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее эффективным терапевтическим средством не только компенсирующим дефектом стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Профилактические упражнения должны, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гимнастики, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх. Главное назначение корригирующих упражнений- активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае, укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка Нужно выработать правильные жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии и подвижных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия у детей раннего возраста необходимы специальные приемы и методы. Упражнения производятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения – вверх-вниз, вправо-влево, из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу на ровной и наклонной плоскости. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения для укрепления мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике или коррекцию плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д., перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке- массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности.

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа,усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона который постепенной увеличивается, по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. Все эти упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию плоскостопия.

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Таким образом, здоровье детей во многом определяются рациональным двигательным репсимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания в дошкольном учреждении.


Массажная дорожка для детского сада своими руками. Профилактика плоскостопия Дорожка здоровья представляет собой своего рода массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж.

Профилактика плоскостопия в домашних условиях Профилактика плоскостопия в домашних условиях. Рекомендации для родителей. Уважаемые родители! Одним из самых распространенных заболеваний.

Профилактика и коррекция дислексии Профилактика и коррекция дислексии. Содержание: • Титульный лист Содержание Определение дислексии.

Профилактика и коррекция плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.


Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей начинается уже с первого года жизни. В этом возрасте она будет заключаться.

Профилактика плоскостопия.

Памятка для родителей.


Инструктор по физической культуре

Ермакова Анна Геннадиевна

Что такое плоскостопие?

Плоскостопие - это дефект стопы, сопровождающийся уплощением ее сводов. Это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата человека, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение. Ребенок с плоской стопой не может быстро бегать, заниматься спортом, при ходьбе размахивает руками, сильно топает, его походка становится неуклюжей.

Плоскостопие чаще встречается у соматически ослабленных и тучных детей, хотя природа его возникновения может быть различна.


Симптомы плоскостопия.

Повышенная утомляемость при ходьбе;

Боли в икроножных мышцах;

Снижение физической работоспособности;

Головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы;

Изменение формы стопы, особенно в средней ее части;

Боли в стопах – своде, переднем отделе пятки, в области лодыжек;

Появление пяточных шпор;

Стаптывание внутренней части каблука;

Косточка, выступающая около большого пальца.


Рекомендации к выбору обуви

Обувь не должны быть узкой и слишком просторной, а ее подошва – толстой, поскольку снижается естественная гибкость стопы;

Каблук не более 1-2 см, если высота каблука возрастает, происходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, икроножные мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка;

Дети не должны ходить дома в теплой обуви;

Не донашивать обувь старших детей, так как в этом случае портится индивидуальная форма стопы;

Ношение обуви на 1 см больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть второго и третьего).


Специальные упражнения для профилактики плоскостопия

Отведение стопы наружу, внутрь;

Поднимание стопы носком на себя и внутрь;

Разгибание пальцев стоп веером;

Захват различных предметов пальцами ног, их перекладывание;

Катание подошвами ног мяча, гимнастической палки;

Ходьба на носках, пятках, наружном своде стопы и т.д.


Противопоказано!

Ходить на внутренней стороне стопы;

Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту;

Выполнять упражнения при длительной статической нагрузке (исходное положение – стоя).


Делаем ребенку массаж ступней. Хорошо разотрите все пальцы, подошву и голеностопный сустав. Помните, на стопе расположено множество точек связанных с внутренними органами.

Очень полезно хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.) в теплое время года, если есть такая возможность. А если нет, то природную дорожку заменит сшитый из ткани мешочек, наполненный камнями разной величины.

Постоянное внимание за правильной установкой стоп при ходьбе. Носки следует держать незначительно разведенными. При правильно ходьбе стопы расставлены нешироко и двигаются параллельно – обращайте на это особое внимание!


Плоскостопие — диагноз, который довольно часто можно услышать на приёме у детского терапевта. Статистика говорит, что среди малышей до 3 лет оно встречается в 25% случаев. С возрастом эти цифры только растут: 32% четырёхлетних и 40% шестилетних детей подвержены этому заболеванию, а к двенадцати годам в зону риска попадает ровно половина. Плоскостопие только на первый взгляд кажется безобидным недугом. Имея собственную неприятную и болезненную симптоматику, оно к тому же является благоприятным фоном для развития ряда болезней опорно-двигательного аппарата. Разбираемся, как диагностировать плоскостопие на ранней стадии и какие меры профилактики предпринять.

Причины возникновения и последствия

Плоскостопием называется значительная деформация стопы, связанная с проседанием её сводов. В результате ослабления и провисания мышц стопа оседает, а её поверхность практически во всех точках соприкасается с полом.

Нарушение равновесия и осанки, косолапость и деформация суставов – спутники этого заболевания. Они влекут вслед за собой ещё менее приятные последствия: так как стопа не выполняет возложенную на неё функцию амортизации, нагрузка переносится на голень, тазобедренные суставы и позвоночник. Отсюда в ещё совсем юном возрасте появляются такие грозные диагнозы, как артрит, артроз, сколиоз, остеопороз, варикозное расширение вен, хроническая головная боль.

Врождённым (наследственным) плоскостопием страдают только 3% детей, остальные формы приобретаются по ходу жизни.

Основными причинами развития этой патологии у детей считаются:

  • малоподвижный образ жизни, недостаточность физических нагрузок;
  • лишний вес, ожирение;
  • недостаток кальция и витамина Д;
  • неправильно подобранная обувь;
  • излишне долгое хождение в обуви: ребёнок должен больше времени проводить босиком;
  • перенесённые заболевания (рахит, полиомиелит, ДЦП) и травмы (переломы стопы, лодыжки).

Как и в каком возрасте определить проблему у ребёнка

Тревожиться стоит, если ребёнок жалуется на боли в ногах и спине, утомляемость при ходьбе, особенно это касается детей с избыточным весом. Обратите внимание на обувь: стоптанные башмаки сигнализируют, что ребёнок ходит с опорой на внутренний край стопы. При наличии подобных симптомов незамедлительно обращайтесь к ортопеду.

Попробуйте провести диагностику в домашних условиях: намажьте стопы ребёнка акварельными (пальчиковыми) красками или растительным маслом. Поставьте его на лист белой бумаги. Он должен сохранять такое положение в течение 30 секунд. Теперь исследуйте отпечаток.

На рисунке показано, как интерпретировать полученное изображение:


Определяем степень плоскостопия по отпечатку стопы

Имейте в виду, что плоскостопие бывает двух типов: продольное и поперечное. Иногда встречается комбинированная форма.


Степени и формы плоскостопия у взрослых и детей

Профилактика

Если вы не хотите столкнуться с проблемой плоскостопия у ребёнка, покупайте ему только качественную обувь, подходящую по размеру. Ботинки, которые малыш донашивает за кем-то, не лучший вариант, так как они уже деформированы под чужую ногу, что может оказать влияние на неокрепшие мышцы и суставы.

При диагностированном плоскостопии подбирается специальная ортопедическая обувь. В качестве профилактики же рекомендуется выбирать изделия из натуральных материалов (кожа, текстиль) с устойчивым задником; наличие небольшого каблучка и мягкого супинатора приветствуется.


Требования к ортопедической обуви при плоскостопии

Важно! Обувь без задника и на плоской подошве вредна для детей, предрасположенных к плоскостопию.

Комфорт стопе обеспечит специальная ортопедическая стелька, которая поможет мышцам правильно сформироваться. Встроенный в стельку супинатор приподнимает стопу в районе свода. Такая стелька применяется по назначению лечащего врача и вставляется в обувь любого типа. Продаётся в аптеках и специализированных магазинах.


Принцип работы ортопедической стельки прост: встроенный супинатор приподнимает стопу в районе свода

Эффективным средством профилактики плоскостопия считаются массажные процедуры. Однако для достижения эффекта сеансы должны быть продолжительными и регулярными. Лечебный массаж не ограничивается зоной стоп, он начинается с поясничного отдела, затем спускается к икроножной мышце, затем следуют ахилл, голень, верхняя часть стопы и подошва. В завершение повторно разминается икроножная мышца и поверхность подошвы.

Подошвенная часть растирается ребром ладони от пятки к пальцам. Затем разминаются межпальцевые промежутки. При фиксации ноги в районе щиколотки выполняются повороты стопы вправо и влево.

Полноценный, качественный массаж выполняется квалифицированным мастером. Сеансы рекомендуется проводить не реже 1 раза в 1,5 месяца в течение года.

В домашних условиях массажные процедуры выполняются при помощи специальных приспособлений: массажного коврика, шариков, валика.


Ортопедический коврик — помощник в борьбе с плоскостопием

Имеет на поверхности много выпуклостей разного размера и высоты. По такому коврику можно ходить или даже просто стоять на нём, эффект всё равно будет. Он улучшает кровообращение, дозирует нагрузку, предоставляет необходимый рельеф. Помните: много ходить босиком по плоской поверхности для детей с плоскостопием попросту вредно. Поэтому приучите ребёнка к систематическим занятиям на массажном коврике (ходьба, гимнастика, игры) не менее двух раз в день.

Более того, можно сделать подходящий для ребёнка коврик своими руками. Несколько несложных способов мы уже описывали в нашей статье.

Лечебная физкультура крайне важна в профилактике плоскостопия. Поэтому приучите ребёнка к ежедневным занятиям хотя бы 2 раза в день. Такую гимнастику можно делать в игровой форме и под музыку. Подберите несколько упражнений и чередуйте их, чтобы ребёнку не было скучно. Каждое делайте по несколько раз, доводя количество повторений до 15. Выполняются они босиком. Гимнастика направлена на укрепление связок и мышц ног. Суставы становятся крепкими, подвижными, свободными.


Упражнения при плоскостопии

  1. Попеременно ходите на носках и на пятках, а затем на внешней стороне стопы и на внутренней.
  2. Перекаты с носка на пятку. При этом положите под свод стопы шнур или палочку такого размера, чтоб ребёнку не было больно.
  3. Упражнение сидя на стуле. Потяните пальцы ног вверх. Сгибайте и разгибайте пальцы на ногах.
  4. Разбросайте мелкие игрушки по полу справа от ребёнка. Задача: захватить предметы пальцами ног и перебросить на левую сторону. Делается из положения сидя на полу с упором рук сзади.
  5. Положите под ноги ребёнку тонкое полотенце или салфетку. Пусть теперь попробует её смять стопой, сжимая пальцы.
  6. Положите под ноги трубочку (пустую бутылку). Пусть ребёнок перекатывает её взад-вперёд.

Для профилактики плоскостопия рекомендуют также:

  • ванночки для ног. Перед сном держите ножки в течение 5 минут в тёплой воде с солевым раствором или травяным (ромашковым, хвойным) настоем. Полезны контрастные обливания тёплой и прохладной водой с последующим растиранием полотенцем;
  • ходить босиком. Только следите, чтобы поверхность не была плоской и ровной. В летнее время полезно ходить по траве, морской гальке, песку;
  • лазать по канату и верёвочной лестнице;
  • отказаться от таких видов нагрузок, как футбол, балет, бег, где нагрузка на стопу чрезвычайно высока.

При обнаружении симптомов плоскостопия у ребёнка паниковать не следует, но и легкомысленно относиться к проблеме тоже нельзя. Чем взрослее человек, тем сложнее бороться с недугом и его последствиями. Мягкая стопа ребёнка охотно поддаётся щадящему воздействию массажа, гимнастики и специализированных средств. Профилактика плоскостопия поможет со временем навсегда забыть о проблеме.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.