Профилактика плоскостопия как одна из здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Педагог: Минина Валентина Анатольевна

Место проведения: аудитория

Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений

Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесбегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

1. Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

2. Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников

3. Познакомить с методикой их проведения

Оборудование и материалы:

1. Мультимедийное оборудование

2. Мультимедийная презентация

3. Материалы для проведения мастер-класса (из расчета: фломастеры цветные, чистые листы бумаги формат А4)

1. Сформировать представлений педагогов о возможностях работы с методами, приемами и правильному выполнению здоровьесбегающих технологий.

Продолжительность: 25-30 минут.

Ход мастер-класса.

Теоретическая часть (4-5мин)

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. (В. А. Сухомлинский)

Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. То есть можно сделать вывод, что образование и здоровье неразделимы.

Организационная часть (2-3мин)

Я сейчас раздам листочки. Нарисуйте на нем воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в центре шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите 9 ценностей, важные для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие. А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться верх, сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? (все зачитывают свои жизненные ценности. Затем определяется рейтинг по количеству плюсов).

Практическая часть (10-15 мин)

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.

1. Физкультурные занятия - это организованная форма обучения. Проводятся 2 раза в неделю в группе и один раз на прогулке.

2. Утренняя гимнастика - это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.

3. Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических напряжений.

4. Пальчиковая гимнастика - это тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

5.Артикуляционная гимнастика - это упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

6. Гимнастика для глаз - это упражнения для снятия глазного напряжения.

7. Физкультминутки - это динамические паузы для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

8. Бодрящая гимнастика - это переход от сна к бодрствованию через движения.

9. Коррегирующая гимнастика - это система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

Сегодня уважаемые коллеги я бы хотела вас познакомить с нетрадиционными методами как Су-Джок-терапия и рисование пальчиками наг-направленных на профилактику плоскостопия.

1. Массаж стопы Су-Джок.

Шла купаться черепаха (круговые движения Су-Джок от носка до пятки стопы)

И кусала всех от страха (рисуем вертикальную палочку по стопе)

Кусь, кусь, кусь, кусь

Никого я не боюсь

Голову под панчирь прячет

Крепкий панцирь у нее

И защита и жилье.

2. Массаж пальчиков ног Су-Джок

Собирала белка шишки (первый палец)

Для енота и для мышки (второй палец)

Раз, два, три, четыре, пять (третий палец)

Найду шишку я опять (четвертый палец)

Три еноту и три мышке (пятый палец)

Остальные кому шишки?

Заключительная-рефлексивная часть (8-10мин)

Музыкотерапия-слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет, снижает напряжение, раздражение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. (Бетховен- к Элизе)

После эффективного массажа, подготовленным стопам дается задание нарисуй свое настроение о сегодняшнем мастер-классе.

Я благодарю вас за внимание, мне было очень приятно с вами пообщаться. Вот на такой приятной ноте мы с вами и закончим. Будьте здоровы вы и ваши дети.

Оптимизация работы по физ. развитию и формированию ЗОЖ посредством внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка- это основа формирования личности. Государственная политика в сфере образования признает.


Профилактика плоскостопия Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Плоскостопие еще называют «болезнью.


Профилактика плоскостопия Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели. 1. Наши ножки укрепляем И по обручу шагаем. Бегаем, танцуем, Ножки тренируем. 2. Лежал ежик.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Штабеева Анна СергеевнаНаписать 372 27.06.2018

Номер материала: ДБ-1723696

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    27.06.2018 117
    27.06.2018 752
    27.06.2018 320
    27.06.2018 1727
    27.06.2018 609
    27.06.2018 547
    27.06.2018 145
    27.06.2018 399

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия у детей. Не следует считать плоскостопие несерьезным заболеванием. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует и может привести к ряду осложнений. При плоскостопии подошва теряет свои рессорные свойства и практически полностью теряет амортизацию, что может привести к различным нарушением осанки, таким как сколиоз, заболеваниям коленных и тазобедренных суставах. Так как стопа ребенка формируется до шести-семи лет, профилактике плоскостопия нужно уделять большое внимание заранее, а именно уже с младших групп детского сада. Поэтому эту тему я считаю на сегодняшний день очень актуальной.

Человеческая стопа в процессе эволюции приобрела идеальную форму, которая позволяет распределяться нагрузке равномерно по всей ее поверхности, и это в первую очередь обусловлено наличием сводов стопы. Но идеальная стопа встречается менее, чем у половины населения земного шары. По данным ученых более половины людей страдают различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Плоскостопие – это деформация стопы с отлучением ее сводов. Чаще это продольный свод и подошва становится плоской на всем своем протяжении. Это можно заметить в раннем детстве, когда после не продолжительной прогулки ребенок проситься на руки, капризничает. Или нужно осмотреть обувь ребенка – потеря первоначального вида и стоптанная внутренняя часть подошвы и каблук – первый тревожный сигнал.

Подробно изучив этот вопрос, мы поняли, что успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания! – гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. Среди гигиенических факторов важным условием предупреждением деформации стоп является гигиена обуви и правильно подобранные форма и размеры.

Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам), также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье. В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.

В двигательной деятельности детей дошкольного, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.

Начиная с шестого года жизни (старшая группа), дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. Во избежание чрезмерной нагрузки на стопу, упражнения в прыжках на скакалке следует чередовать с небольшими интервалами отдыха.

Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Хорошо если у вас дома есть спортивный уголок. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде.

Так как приоритетным направлением нашего детского сада является физкультурно-оздоровительное, над этой проблемой работают многие специалисты ДОУ – медицинский работник, руководитель по плаванию, физкультурный работник, воспитатели и методисты. При поступлении в детский сад дети прошли медицинский осмотр, на котором были выявлены в нашей группе пять человек с подозрением на плоскостопие (в раннем возрасте, как таковой диагноз не ставится). Работа началась в младшей группе и проводилась в разных формах: утренняя гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, занятия по физической культуре, плавание, прогулки и развлечения на свежем воздухе, самомассаж, профилактическая гимнастика. Все эти здоровьесберегающие технологии мы активно использовали в течение четырех лет. Нами разработаны комплексы физических упражнений для формирования и укрепления свода стопы у детей. Важно то, что все упражнения проводятся стоя, сидя и лежа, чтобы не перегружать позвоночник и избегать чрезмерной нагрузки на стопы.

В первые занятия достаточно включить 3 — 4 специальных упражнения для различных групп мышц. В дальнейшем можно увеличить их число до 6. Каждое упражнение следует повторять вначале 4 — 6 раз, затем число повторений постепенно увеличить до десяти – пятнадцати раз. Если ребенок жалуется на боли в ногах, чувство тяжести, быструю утомляемость, целесообразно, предварительно проконсультировавшись с ортопедом и убедившись в правильности диагноза — плоскостопие, применять массаж стоп и голеней, теплые ванночки, специальные стельки, рекомендованные врачом.

Комплекс упражнений при плоскостопии у детей может включать в себя:

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: эффективные приёмы и методы профилактики

Значение и необходимость формирования правильного свода стопы у детей дошкольного

Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе

выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию.

Нормальная здоровая стопа имеет один поперечный и два продольных свода.

мышцами, формирующими свод стопы, являются передняя и задняя большеберцовые мышцы, общий

сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца.

Возрастные особенности детской стопы по сравнению со взрослой стопой.

Стопа более короткая.

В пяточной области стопа сужена.

Пальцы расходятся (у взрослого плотно налегают друг на друга)

На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод

Объём движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно –

Стопа ребёнка, особенно первого года жизни, имеет более выраженное супинаторное

положение. При ходьбе дети часто ставят ногу не на всю подошвенную поверхность, а на её

Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам).

активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. У ослабленных, физически плохо

развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют

расплющивается, опускается её внутренний свод и развивается плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода и уплощением

значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на

работоспособность и настроение.

При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее

кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная

Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него

падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются,

вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости,

онемения и даже боли.

По происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь,

Врождённое плоскостопие.

врожденная патология - в результате пороков развития (в 2-3 случаях из ста), поэтому всех

исключения различных врожденных дефектов развития, в том числе и плоскостопия;

Кроме того, главным фактором, который влияет на плоскостопие, является наследственность

Приобретённое плоскостопие.

Рахитическое

плоскостопие.

остаточных явлений 2 – 3 степеней рахита при снижении плотности костной ткани и слабости

мышечно – связочного аппарата.

Паралитическое

плоскостопие. Развивается

перенесённого полиомиелита, поражения спинного и головного мозга – при детском церебральном

параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.

Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей

стопы, при неправильно сросшихся переломах лодыжек.

Статическое

плоскостопие. Самый распространённый вид плоскостопия составляет

82 – 90 % среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних

конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в

статическом положении при некоторых профессиях.

пятилетнего возраста. Такие поздние сроки объясняются тем, что на ранних этапах жизни форма

стопы у детей только начинает формироваться под влиянием тяжести тела. Этот процесс является

достаточно длительным и занимает несколько лет.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит

соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно

сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками,

снижает самооценку. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они

часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Общий результат всего этого - нарушение сна.

Методика обследования стопы

Внешний осмотр стопы:

- определение длины пальцев: второй палец самый длинный (греческий тип стопы) первый палец

самый длинный (египетский тип стопы) – оба типа свидетельствуют о предрасположенности к

поперечному плоскостопию: промежуточный тип при котором все пальцы одной длины;

- оценка положения стоп в исходном положении стоя. Осмотр осуществляется спереди, сзади, с

внутренней стороны, со стороны подошвы.

– оценка положения стоп в ходьбе.

Плантография – это один из самых информативных методов диагностики ранних стадий

прямостояния на специальном приборе – плантографе с последующим анализом, расшифровкой и

диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений

Рентгенологическое исследование стоп.

В некоторых наиболее тяжёлых случаях для уточнения диагноза используется рентгенограмма.

Метод основан на определении угла свода стопы и угла наклона пяточной кости.

Самый распространённый метод - делается врачом- педиатром на основании положения двух линий,

проведенных на отпечатке (рисунке стопы).

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая - с

основанием большого пальца. Если обе линии расположены внутри контура - стопа плоская, если контур

находится между линиями - уплощенная, если линии проходят за контуром - нормальная.

Во время осмотра ребенка следует обращать внимание на положение пятки. При нормальной стопе

оси голени и пятки совпадают, в случае продольного плоскостопия образуют угол, открытый к внешней

стороне (вальгусная установка стопы). Это легко определить по детской обуви: при вальгусном положении

(низко опущен внутренний край) - стаптывается внутренняя часть подошвы, при варусном (уплощен

наружный край) - сильнее деформируется наружная сторона подошвы.

Лечение плоскостопия.

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей

патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше

выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия

для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

На начальной стадии боли в ногах можно ликвидировать в течение 1—2 месяцев посредством

теплых ежедневных ножных ванночек с морской солью. Требования к ним простые: температура

воды +35— +40°С, длительность процедуры — 15—20 минут, а пропорции - указаны на упаковке

и бывают разными в зависимости от концентрации сухого вещества. Так же боли в ногах может

уменьшить массаж мышц стопы и голени.

Основу же лечения составляет специальная гимнастика, которую больной проводит ежедневно. При

этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с обычными,

мышечно-связочный аппарат стопы. В дошкольном возрасте еще не поздно улучшить состояние

и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого необходимо регуляр но

специальный комплекс упражнений.

Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать

тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные,

кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей

стопы. Приносит облегчение в случае боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Для

развития и роста нижних конечностей.

Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В течение 3-4 минут взрослый (родитель) растирает стопы

ребенка по направлению от пальцев к

пяточной области, затем массирует голени - от стопы к

полусогнутых пальцев. Массаж также можно проводить при появлении чувства усталости в ногах

после напряженной мышечной работы.

Ребенок ложится на спину. Взрослый (родитель) левой рукой охватывает ногу ребенка так, чтобы

голень была между большим и указательным пальцами. Выполняя круговые движения большим

пальцем правой руки, взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат

на наружной поверхности стопы).

Физические упражнения как главное средство предупреждения плоскостопия у детей

как здоровьесберегающая технология

Целью использования здоровьесберегающих технологий: является профилактика и коррекция плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Могу с уверенностью сказать, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий оказывает положительное воздействие на здоровье моих воспитанников, у детей повышается потребность в игре, активность, выносливость, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.

Начиная работать с детьми среднего дошкольного возраста, проанализировав состояние их здоровья, выяснилось:

Количество детей

Группа здоровья

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки. Все это негативно влияет на общее самочувствие ребенка : снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость. Распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей . Так как лечить это заболевание сложно, профилактику нужно проводить систематично. При ходьбе босиком по корригирующим дорожкам на стопе активизируется множество точек, тонизирующих организм малыша. Настроение поднимается, а иммунитет укрепляется.

Чем полезен массаж стоп?

способствует правильному формированию свода стопы; позволяет избежать плоскостопия;

стимулирует кровообращение и улучшает обменные процессы в нижних конечностях;

активно воздействует на рефлексогенные зоны стоп, что в свою очередь стимулирует сердечнососудистую деятельность, улучшает кровообращение в целом;

положительно влияет на опорно-двигательный аппарат;

развивает вестибулярный аппарат.

Одна сторона дорожки-конструктора – массажная, имеет несколько видов рифленой поверхности, следовательно, отличается степенью воздействия на стопы ребенка. На нее прикреплены пуговки, палочки, мягкие кусочки меха, более выпуклые камушки - помпоны, ленты, бусины. Здесь чередуются мягкие и твердые покрытия квадратов, это позволяет снизить неприятные, болевые ощущения. Яркое оформление поднимает настроение ребенку.

Другая сторона дорожкипозволяет закреплять навыки счета у дошкольников, знание геометрических фигур. Цифры и фигуры выполнены из фетра и приклеиваются на липучки, развивая тактильные ощущения.

Дорожка может подвергаться обработке, стирке, без потери ее основных свойств, стоит только отстегнуть дополнительные детали: цветочки на липучке, фигурки на магнитной ленте, цифры и фигуры, палочки.

Массажная дорожка-конструктор используется во время дидактических и сюжетно-ролевых игр, для сенсорного развития, счета, и т. д.

Каждый ребенок может по своему желанию составить свою собственную дорожку, расположив элементы в различном порядке, например:

Ходим один за другим по длинной дороге: обычно, быстро, спиной, боком, как мишки – вразвалочку, гуськом — как гуси, прыгаем с сектора на сектор как птички или зайчики.

Небольшие задания: дойти до цифры 3 (круга, квадрата), добежать до цветочка. Найти все цветочки на дорожке, найти всех пчелок и т.д.

Сектор с бусинками на веревочке — лабиринт (развитие логического мышления и мелкой моторики пальцев рук). Я прошу переместиться от пчелки до солнышка, двигаясь по веревочке пальчиком или шагая двумя пальчиками. Можно прокатить по дорожке маленькую машинку или прогулять пупсика.

Собрать цифровую гусеницу от 1 до 5 или от 3 до 8.

Бегаем под веселую музыку каждый по своей дорожке и тут же меняемся. А потом водит по дороге своих любимых кукол, ползая за ними на четвереньках.

Застегиваем и расстегиваем кнопочки, заплетаем косички из лент.

Прошу найти определенную цифру и соотнести ее с количеством предметов на дорожке, приклеив ее на липучку.

Захват, поднимание и перекладывание палочек из дополнительного кармашка с одного места на другое пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой) .

Под музыку дети ходят по дорожке, при остановке музыки спрыгивают с дорожки на ровную поверхность пола.

На корригирующей дорожке можно просто полежать и помечтать, ведь такое положение полезно для позвоночника и правильной осанки.

Таким образом, можно подвести итог: дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья. И только совместная работа субъектов образовательных отношений позволит в полной мере реализовать поставленные цели.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

учитель физической культуры

МБОУ СОШ№4 ст. Полтавская

ГЛАВА I. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ

СВОДА СТОПЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………6

1.1. Анатомо-физиологические и функциональные особенности

1.2. Виды нарушений сводов стопы………………………………………12

1.3. Причины и современные взгляды на профилактику и коррекцию

ГЛАВА II. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ГЛАВА III. Программа здоровьесберегающих технологий предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Краснодарского края…………………………………………………………..23

Список литературы. 29

Актуальность исследования. Состояние здоровья детей является главным показателем важнейших достижений общества в социально - экономическом, культурном и научном отношениях. Всемирная организация здравоохранения вынуждена констатировать, что современное поколение людей по ряду важнейших физиологических показателей уступает предшествующим поколениям. Динамика ухудшения здоровья наших детей наметилась давно (О. М. Федоровская, 2005г). Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Около 30% детей школьного возраста составляют группу риска.

Пристального внимания заслуживают вопросы развития и состояния опорно-двигательного аппарата, и в частности стоп (Е. В. Брянчина, 1997г). Стопа является одним из важнейших звеньев опорно-двигательного аппарата человека, морфо-функциональное состояние которого имеет большое значение для формирования всего опорно-двигательного аппарата, и особенно в детском возрасте (Е. Н. Вавилова, 1995г). Слабость мышц, поддерживающих своды стопы, является одним из условий нарушений нормального свода стопы, что, в конечном счете, может привести к патологическим изменениям не только в стопе, но и в других звеньях опорно-двигательного аппарата, а также и к другим нарушениям в нервной и сердечно-сосудистой системах.

В период дошкольного возраста происходит морфофункциональное совершенствование всех систем организма, закладываются основы здоровья и физического совершенства. В настоящее время наблюдается резкий рост функциональных нарушений в органах движения обусловленных, с одной стороны, особенностями формирования и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, с другой стороны, влиянием на эти процессы физического воспитания и двигательной активности. Профилактика ортопедической патологии и выработка правильной осанки – процесс достаточно длительный, составляющий одно из направлений воспитательной работы в детских учреждениях.

Цель исследования: изучение педагогических условий и разработка программы предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Краснодарского края.

Объект исследования: методы коррекционно-профилактической помощи при плоскостопии у детей в образовательных учреждениях края.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования мероприятий с целью профилактики плоскостопия в дошкольных образовательных учреждениях.

Гипотеза: результативное использование в дошкольных образовательных учреждениях программы, содействующей физиологическим основам двигательной деятельности дошкольников.

Задачи исследования:

Ø Изучить по литературным данным анатомо-физиологические и функциональные особенности стопы у детей дошкольного возраста.

Ø Изучить и апробировать в дошкольных учреждениях методы диагностики плоскостопия.

Ø Создать программу профилактики плоскостопия для детей дошкольного возраста, которая должна стать теоретической и практической базой для решения проблем ортопедической патологии в Краснодарском крае.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия, разработана программа предупреждения нарушений функций стопы – одного из важнейшим звеньев опорно-двигательного аппарата.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая программа профилактики нарушений стопы может быть результативна использована в практической работе воспитателями и преподавателями физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях Краснодарского края. Применение разработанной методики дает возможность не только предупреждать, но и формировать нормальные своды стопы в процессе физического воспитания.

ГЛАВА I. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ И
УКРЕПЛЕНИЯ СВОДА СТОПЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. Анатомо-физиологические и функциональные особенности стопы.

Функция стопы имеет двойную задачу: с одной стороны, стопа является единственной опорой при стоянии, с другой - при локомоторных движениях стопа сообщает поступательное движение телу (Ю. И. Данько, 1974 г). В связи с этим, а также благодаря пронации стопы развиваются своды: два переднезадних и один поперечный. Переход к стопохождению вызывает наклон первого луча, что и является причиной образования поперечного свода: наличие же внутреннего свода вообще является характерным для прямого хождения.

Впервые научный анализ строения стопы был произведен братьями W. Weber, B. Weber в 1836 г. Они различали две продольные дуги свода - внутреннюю и наружную. Несколько позднее R. Fick назвал наружный свод опорным, а внутренний рессорным, имеющие общую точку опоры сзади. Исходя из строения стоп, автор рассматривал в ней не две, а пять продольных дуг, соответствующих пяти плюсневым костям. Самая высокая и длинная дуга - вторая, а самая короткая и низкая - пятая. Такое описание строения стопы, где выделяется пять продольных и одна поперечная дуга, было принято большинством ученых и практических специалистов. "В местах человеческого организма, - писал П. Ф. Лесгафт - где требуется увеличить подпорку, мы находим приспособление, подобно своду". Между отдельными частями свода находятся гладкие хрящевые поверхности, которые уменьшают до минимума трение. Части, составляющие свод, имеют форму клиньев: суженные книзу части клиньев соединяются между собой связками, которые находятся под влиянием сильных мышц и не допускают предельного напряжения. Такого рода устройство свода сильно влияет на уменьшение воздействия толчков и сотрясений (Е. Н. Вавилова, 1995 г. ).

Принято различать три свода стопы: внутренний, наружный, поперечный. Внутренний свод - пяточная кость, таранная, ладьевидная, три клиновидных, три плюсневых. Вершиной внутреннего свода является суставная щель между таранной и ладьевидной костями. Наружный свод - пяточная, кубовидная, плюсневые кости. Вершиной наружного свода является отросток кубовидной кости. При анализе строения стопы большинство авторов опору внутреннего и наружного сводов на пяточном бугре принимают за одну точку, Harles и Starke различают на пяточном бугре две точки опоры, одну для внутреннего свода, другую для наружного, согласно двум выростам на пяточном бугре. Эти два выроста на пяточном бугре образовались не под влиянием давления того или другого свода, а являются местами прикрепления подошвенного апоневроза и коротких мышц стопы. Поперечный свод - проходит через кубовидные, клиновидные основания плюсневых костей.

Составными частями сводов стопы являются мягкие ткани: фасции, апоневрозы, подкожная жировая клетчатка, мышцы и сухожилия, а также проходящие здесь сосуды и нервы. Все волокнистые соединительные образования взаимосвязаны между собой.

Основное значение удержанию сводов стопы многие авторы приписывают связкам, укрепляющим суставы и удерживающим кости относительно друг друга, а также играющим тормозящую роль при движении в суставах (В. П. Алферова. 1991 г.). И. М.Сеченов писал, что "связки в силу сильного напряжения затрудняют или останавливают движения или допускают дальнейшее продвижение лишь разрываясь". Установлено, что связки могут удлиняться на 10% от своей первоначальной длины, а после окончания напряжения вновь сокращаться. П. Ф. Лесгафт считал, что главным тормозом в суставах является "живой организм", то есть взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав.

Своды стопы удерживаются пассивными и активными силами. К пассивным относятся кости и связки стопы, к активным - мышцы.
Мышцы, удерживающие свод, делятся на две группы: длинные, переходящие на стопу с голени, и короткие - мышцы собственно стопы.
К длинным мышцам относятся: длинные сгибатели пальцев, сухожилия которых проходят в переднезаднем направлении по подошвенной стороне стопы, и работающие, вместе с мышцами самой стопы, расположенными в средней части подошвы, как синергисты; длинная малоберцовая мышца, проходящая наискось по нижней поверхности костей предплюсны, способствующая удержанию поперечного свода и вместе с передней большеберцовой мышцей принимающая участие в образовании своего рода костно-сухожильно-мыщечной петли, поддерживающей свод стопы снизу. Поперечная головка мышцы, приводящей большой палец, также удерживает поперечный свод стопы в области головок плюсневых костей. Мышечно-сухожильные "затяжки" продольного направления укорачивают стопу, благодаря чему стопа сохраняет характерную форму. К поверхностной "затяжке" продольного свода относят также подошвенный апоневроз и короткие сгибатели пальцев.

Глубокую продольную "затяжку" свода образуют длинный сгибатель большого пальца и общий сгибатель пальцев, задняя большеберцовая мышца и сухожилия коротких мышц стопы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.