Профилактика плоскостопия формы работы

Безгинова Евгения
Профилактика плоскостопия Методическая разработка

Профилактика плоскостопия в детском саду

Методическая разработка

1. Плоскостопие, причины плоскостопия….. 5

2. Диагностика плоскостопия…. 8

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах…. 9

4. Физическая культура – как профилактическое средство….10

5. Что такое закаливание, как его организовать…. 11

Приложение №1…. 15

Приложение №2…. 16

Приложение №3…. 18

Приложение №4…. 20

Приложение № 5…. 22

Приложение №6…. 24

Приложение №7…. 25

Приложение №8…. 29

Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо донести до родителей всю серьёзность ситуации. Отметить нюансы, на которые нужно обращать внимание, при выборе обуви для своего ребёнка. Как важно укреплять его здоровье ежедневно и делать это не навязчиво.

Цель: охрана и укрепление здоровья ребёнка, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма.

- изучение литературы по данной проблеме;

-проведение профилактической деятельности в М Д О У

Глава 1. Плоскостопие, причины плоскостопия

Плоскостопие – это результат перераспределения нагрузки на мышцы. Характер плоскостопия зависит от места провисания свода стопы и подразделяется на продольное, поперечное и продольно - поперечное.

Своды стопы удерживаются мышцами и сухожилиями стопы и голени, но при функциональных нарушениях связки могут постепенно растягиваться и терять упругость. Соединительная ткань, из которой построены хрящи и связки, становится мягкой и менее упругой, а это вызывает ускоренный износ не только костной системы стопы, но и всего опорно-двигательного аппарата.

Причины развития плоскостопия – как врождённые, так и приобретённые. К наследственной предрасположенности к плоскостопию относится дисплазия стопы, варикозное расширение вен, хронические заболевания, врождённая неполноценность мышечно-связочного аппарата. Приобретённое плоскостопие вызвано малоподвижным образом жизни, работой, связанной с длительным пребыванием на ногах или переноской тяжестей. Длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к деформации стопы и пальцев и развитию плоскостопия. Идеальная обувь должна быть точно по ноге, нигде не давить и не натирать. Обувь должна быть лёгкой, а её подошва мягкой - гибкой, из упругого материала. Высота каблука не должна превышать 3 -4 сантиметра.

Развитие плоскостопия можно разделить на три этапа или стадии. На первой стадии возникает чувство усталости в ногах, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Стопа не редко отекает к вечеру. Происходит изменение походки, которая теряет свою пластичность.

На второй стадии развития плоскостопия боль распространяется не только на стопу, но и на голень с лодыжкой. Сами боли более сильные и частые. Походка изменяется в значительной степени.

На третьей стадии развития плоскостопия наблюдается резко выраженная деформация стопы. Стопы и голени на этой стадии почти всегда отёчны, а боль в стопах, голенях, коленях становится постоянным спутником. К этому добавляется боль в пояснице, головная боль. На этой стадии человеку трудно ходить, и без специальной, ортопедической обуви он вообще теряет способность самостоятельно передвигаться. Занятия спортом на этой стадии практически не возможны.

Возникает вопрос, как предупредить плоскостопие? И можно ли? Родители очень часто спрашивают, почему у одних оно есть у других его нет? Бытует мнение, будто в детском возрасте плоскостопие – закономерное явление. Это не верно.

Частая причина плоскостопия – неправильно подобранная обувь. Ботинки должны точно соответствовать размеру ноги – её полноте, ширине, длине. Трудно сказать, что вреднее для ребёнка – слишком тесная или наоборот чересчур свободная, на вырост.Везде: дома, в саду, на улице – дети должны носить специальную обувь с каблучком, и с задником, хорошо фиксирующим пятку. В чешках, кедах, предназначенных для занятий спортом нельзя ходить постоянно. Скошенный внутренний край трёт первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону и постепенно уходит за второй, стопа формируется не правильно. Узконосые туфли та же не годятся детям. Не нужно идти на поводу у своих принцесс покупая в столь юном возрасте туфельки на каблучках. А так же с очень узким носом. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей не достаточно крепкие ещё связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек формируется так называемое поперечное плоскостопие с отклонением первого пальца стопы наружу.

Нужно стараться равномерно распределять нагрузки на мышцы, связки малыша. Непосильные тяжести, так же приводят к формированию плоской стопы, уплощению. С детства приучать ребёнка правильно сидеть за столом, ходить, не слишком широко разводя носки стоп, не шаркать ногами. Следить за размерами мебели. Неправильно подобранная, не по росту малыша мебель, так же приводит к проблеме плоскостопия. Учить расслаблять мышцы во время занятий, правильно ставить ноги под столом.

2. Диагностика плоскостопия

Наш детский сад, начиная свою работу в этом направлении, провёл диагностирование. Медицинским работником и воспитателями групп были осмотрены дети. Так же привлекли родителей, их попросили понаблюдать за походкой малыша, активностью, как быстро наступает утомляемость, поступают ли со стороны малыша жалобы на боли в ногах во время прогулок, перед сном. Затем, родители заполнили, составленную нами анкету. Некоторые прошли со своими детьми консультацию ортопеда. Вооружившись полученной информацией, и поддержкой родителей мы начали свою работу в данном направлении.

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах

Профилактическая работа, в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты.

Каждое утро, после приёма, с детьми проводится подвижная игра, способствующая развитию двигательной активности, укреплению мышц. (смотреть приложение)

Утренняя гимнастика, которую проводит инструктор физо, согласно возрасту детей. (смотреть приложение)

Занятие по физической культуре проводит инструктор, на каждом из них используются упражнения по профилактике. (смотреть приложение)

Во время совместной продуктивной деятельности, воспитателями проводятся физминутки.

На прогулке так же организуются подвижные игры. (смотреть приложение)

По окончанию сон часа ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.. (смотреть приложение)

Закаливание, в зависимости от сезона. (смотреть приложение)

4. Физическая культура – как профилактическое средство

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. Одним из проявлений этих функций являются физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость. Для того, чтобы развитие происходило, детям нужны комплексы физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование определённых качеств.

Для решения нашей проблемы были разработаны упражнения, направленные на укрепление мышц голени, стопы. Эти упражнения проводятся с детьми ежедневно по 15 – 20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выработать у детей четкий стереотип действий, который, мы надеемся, они пронесут через всю жизнь.

5. Что такое закаливание? Как правильно его организовать?

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учётом возрастных особенностей их развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением лёгких.

Эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к каждому ребёнку, постепенность и системность закаливания, а так же при положительном отношении к закаливанию самого малыша.

Что же такое индивидуальный подход к ребёнку? Это, прежде всего учёт его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно. Начинать все процедуры необходимо с изменения мнения родителей по данному вопросу, так как закаливание должно проходить параллельно – МДОУ с одной стороны, дом с другой, Или точнее сказать идти в ногу.

Не в коем случае нельзя начинать закаливать ребёнка, который только, что стал посещать детский сад. В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающею процедуру, если он не получал её ранее.

По-разному следует, подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног прохладной водой, охотно бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если же у ребёнка преобладает возбуждение, то ему полезней успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

Как уже было сказано ранее, проблема плоскостопия, очень актуальна в настоящее время. Но она ни чем не отличается от других актуальных проблем. Она требует к себе внимания, системности, подхода с двух сторон. С одной стороны – здоровая атмосфера в семье, позитивный настрой родителей. С другой стороны работа детского сада, направленная на формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей. Нашим МДОУ, в течение прошедшего учебного года, решались поставленные задачи, с одной лишь целью сохранить здоровье воспитанников. Обеспечить детей всем необходимым для развития их двигательной активности, организовывать процессы развития физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, силы и т. д.

Наш коллектив будет продолжать работать в тесном контакте с семьями воспитанников, так как здоровые дети – это наше общее здоровое будущее.

2. Верещагин, Л. И. Оздоровительный бег/ Л. И. Верещагин. -Л., 1990, - 56с.

5. Девятова, М. В. Берегите спину/ М. В. Девятова. – С-П., 1991.

6. Духлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях[текст]/ Д. В. Хухлаева. – М., 1994.-5-6с.

Анкета для родителей

2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? ___

5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? ___

6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.

7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? ___

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно.

Самая доступная процедура – закаливание воздухом. Чаще проветривайте комнату, поддерживайте в ней температуру 20 – 22 .

Откройте форточку или окно. Посмотрите на настенный термометр. После того как температура снизилась на 1 -2, закончите проветривание. Постепенно увеличивайте время проветривания.

Очень полезны воздушные ванны. Не торопитесь одевать ребёнка после пробуждения, позвольте ему в нижнем белье сделать утреннюю гимнастику, умыться, почистить зубы. Форточки могут оставаться открытыми, но не должно быть сквозняков.

Закаливание водой так же полезно, но и его начинают со слабых воздействий. Для начала – обтирания рук и ног полотенцем смоченным в воде 28. Спустя неделю температуру воды снижают на 1 -2, через каждые два дня. Конечная температура 18 -20. После обтирания влажным полотенцем, быстро растирают кожу малыша сухим полотенцем, в направлении от пальцев к туловищу. Массируют до появления умеренного покраснения кожи.

Обливание оказывает более сильное воздействие. При местном обливании воздействию подвергаются только руки и ноги в течении 30 секунд. Температура воды так же постепенно снижается от 28 – 18 – 16. Затем так же обязательно растереть сухим полотенцем. Эту процедуру лучше проводить после пробуждения малыша, так как ноги после сна тёплые. Обливание холодных ног не имеет ни какого смысла, так как сосудистая реакция возникает только тогда, когда разница между температурой кожи и воды в несколько градусов. Иногда обливание заменяют топтанием в тазу с водой в течении нескольких минут или перешагиванием из таза в таз с водой контрастной температуры.

Любое закаливание должно приносить ребёнку радость. Перед началом процедур постарайтесь вызвать у малыша радостное ожидание. Только так и не иначе. Только при хорошем настроении малыша. Если же ребёнок чем-то расстроен, капризничает, то лучше процедуру перенести на другое время или совсем не проводить.

Для диагностики плоскостопия применяются различные методы. Среди них есть подометрический метод Фриндлянда, который заключается в проведении измерений определенных показателей стопы. Кроме этого метода, существует также метод плантографии, который заключается в том, что на особой бумаге оставляют отпечатки стопы.

Но наиболее точный метод – это рентгенография. Она выполняется под нагрузкой. Далее по результатам рентгенографии выполняются необходимые расчеты, а кроме того, выявляются изменения костной структуры, патология суставов стопы.

При статическом плоскостопиина ноге отмечаются болевые участки:

• на тыле подошвы, в центре свода и у внутреннего края пятки

• на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной кости

• под внутренней и наружной лодыжками

• между головками предплюсневых костей

• в мышцах голени вследствие их перегрузки

• в коленном и тазобедренном суставе

• в бедре из-за перенапряжения широкой фасции

• в области поясницы на почве компенсаторного лордоза

Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными (тестообразная отечность, а также появляется отечность в области наружной лодыжки.

Для выраженного плоскостопиятипичны следующие признаки:

• стопа удлинена и расширена в средней части

• продольный свод стопы опущен

• стопа немного смотрит кнутри, а ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу

• походка неуклюжая носки стоп сильно разведены в стороны

Массаж является прекрасным лечебным средством при плоскостопии.

Он уменьшает боли, улучшает лимфо- и кровообращение, укрепляет ослабленные мышцы.

Массаж начинают с передне-латеральной группы мышц голени и тыла стопы. Здесь применяют лёгкий массаж, состоящий из лёгкого поглаживания и лёгкого растирания. Вначале проводят подготовительный массаж, состоящий из следующих массажных приёмов:

1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание обеими руками (начинают от основания пальцев стопы и заканчивают у коленного сустава).2. Попеременное растирание на той же поверхности. 3. Поглаживание. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами (приём выполняют одновременно двумя руками).5. Обхватывающее непрерывистое поглаживание.Затем на передне-латеральной группе мышц голени применяют:1. Отглаживание двумя большими пальцами от голеностопного сустава до головки малоберцовой кости. 2. Спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Отглаживание двумя большими пальцами. Заканчивают массаж этой поверхности общим обхватывающим непрерывистым поглаживанием. После этого применяют более глубокий массаж задней группы мышц голени. Он состоит из следующих приёмов:1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание от пятки до подколенной ямки. 2. Попеременное растирание. 3. Обхватывающее прерывистое поглаживание без перекрытия. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами одновременно обеими руками. 5. Обхватывающее прерывистое поглаживание с перекрытием. 6. Продольное прерывистое разминание. 7. Обхватывающее раздельно-последовательное поглаживание. 8. Поперечное непрерывистое или прерывистое разминание. 9. Крестообразное поглаживание. 10. Рубление. 11. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем переходят к массажу подошвы,где применяют:1. Плоскостное поглаживание ладонью от основания пальцев к пятке. 2. Спиралевидное глубокое растирание четырьмя пальцами. 3. Гребнеобразное поглаживание. 4. Гребнеобразное растирание. 5. Гребнеобразное поглаживание. 6. Отглаживание большим пальцем межкостных мышц. 7. Спиралевидное растирание межкостных мышц одним большим пальцем. 8. Отглаживание. 9. Надавливание большим пальцем. 10. Отглаживание большим пальцем. Со стороны подошвы тщательно растирают большим пальцем головки плюсневых костей и мягкие ткани между ними, а также сильно растирают большим пальцем по краю пятки. Необходимо достаточно сильно массировать мышцы возвышения большого пальца.На этих мышцах применяют:1. Щипцеобразное поглаживание. 2. Глубокое спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Щипцеобразное поглаживание. 4. Щипцеобразное разминание. 5. Щипцеобразное поглаживание. Перед массажем стопы и голени полезно применять тепловую процедуру. Массаж продолжается 15-20 минут ежедневно. Курс массажа состоит из двадцати- двадцати пяти процедур. Курсы массажа регулярно повторяют через один-полтора месяца. Для получения стойкого лечебного результата необходимо провести не менее трёх-четырёх курсов.

Комплексы гимнастик после пробуждения

Мы братья головастики

(лёжа на спине, сгибаем, разгибаем ноги, руки)

(стоя на четвереньках, опускаемся и поднимаемся)

Дата обновления: 2015-09-29

Профилактика плоскостопия имеет большое значение, если у человека есть предрасположенность к заболеванию. Это объясняется тем, что недуг становится причиной утраты основных функций стоп, которые они должны выполнять. В будущем это приводит к серьезным проблемам со здоровьем.


Плоскостопие: информация о недуге

Плоскостопие — заболевание, при котором деформируется стопа и происходит понижение их сводов. Стопа состоит из продольного и поперечного сводов, благодаря которым человек удерживает равновесие в процессе ходьбы. При развитии плоскостопия мышечный и связочный аппараты слабеют, вследствие чего стопа оседает и больше не может полноценно выполнять свою функцию. Основная нагрузка в таком случае приходится на все суставы нижних конечностей и позвоночник. Проблема усугубляется тем, что позвоночный столб не отвечает за амортизацию при ходьбе, поэтому быстро изнашивается.

Плоскостопие со временем приводит к болям в спине, пояснице, ногах, непосредственно стопах, коленных и тазобедренных суставах, к быстрой утомляемости. Артроз, варикоз и сколиоз тоже возможные последствия плоскостопия.

Вот почему так важно как можно раньше выявить заболевание, начать его лечение и выполнять упражнения для профилактики плоскостопия.

Классификация заболевания


В медицине принято несколько классификаций. В зависимости от характера происхождения, различают:

  • врожденное (диагностируется при рождении);
  • приобретенное (вследствие рахита, травмы, паралича и пр.).

Приобретенная форма болезни может быть диагностирована у человека в любом возрасте.

Поражение свода может быть:

  1. Продольное. В данном случае понижается именно продольный свод стопы, последняя увеличивается в длину.
  2. Поперечное. Характеризуется понижением поперечного свода, последняя увеличивается в ширину.
  3. Комбинированное, или продольно-поперечное. Характеризуется тем, что утолщается и продольный, и поперечный своды.

Согласно медицинской статистике, распространены обе формы болезни, но поперечное диагностируется чаще.

Симптомы плоскостопия

Можно выделить как общие, так и характерные для каждого типа болезни признаки.

К общим относятся:

  • повышенная изношенность обуви с внутренней стороны, особенно обуви на каблуках;
  • быстрая утомляемость ног в положении стоя и при длительной ходьбе;
  • болезненные ощущения в стопах после продолжительной физической нагрузки;
  • чувство тяжести в ногах, отечность, судороги;
  • изменение размера ноги по ширине или длине и необходимость покупки обуви на размер больше;
  • сильный дискомфорт при ходьбе на каблуках;
  • боли в области поясницы.


Для продольного плоскостопия характерны такие признаки:

  • быстрая утомляемость ног;
  • болезненные ощущения при надавливании на середину стоп;
  • отек тыла стопы к концу дня;
  • интенсивные болезненные ощущения в стопах, лодыжках и голенях.

При этом стопа имеет характерный вид:

  • визуально продольный свод уже не виден;
  • пятка выглядит распластанной;
  • отечная стопа;
  • тугоподвижность голеностопного сустава.

Человеку с такой проблемой приходится шить обувь под заказ.

Для поперечного плоскостопия характерны такие признаки:

  • болезненные ощущения в переднем отделе стопы;
  • омозоленность кожного покрова;
  • деформация пальцев по типу молоткообразных.

При болезни данной формы визуально не обнаруживается поперечный свод стопы.

Причины плоскостопия


Врачи указывают на основные факторы, которые могут спровоцировать возникновение проблемы:

  1. Неправильно подобранная обувь. Платформа, слишком высокие каблуки, неудобная колодка, узкая обувь — все это вредит стопам.
  2. Увеличение веса. По какой причине увеличилась масса тела, неважно. Даже если это мышечная масса, нагрузка на стопы все равно возрастает.
  3. Наследственный фактор. Аномалии развития связочного и мышечного аппарата или его слабость, костной системы стоп — основные факторы.
  4. Травмы. Переломы, ушибы, трещины костей и хрящей, разрыв связок и мышц, особенно в области стоп.
  5. Первичные заболевания. Плоскостопие может стать последствием перенесенного рахита, полиомиелита и т. п.
  6. Физическая нагрузка. Ее недостаток ведет к мышечной слабости, атрофии связок, а избыток — к перенапряжению и чрезмерной нагрузке на стопы, повышенному риску получить травму.

Самая распространенная причина — это слабость и недоразвитость связочного и мышечного аппарата стопы. Поэтому очень важно регулярно тренировать стопы, чтобы правильно формировались своды, в чем и заключается профилактика плоскостопия у взрослых и детей.

Методы лечения заболевания

Если при лечении детей можно рассчитывать на полное излечение, то относительно взрослых прогнозы не столь оптимистичны. Лечение взрослых пациентов направлено на решение следующих задач:

  • остановить дальнейшее развитие заболевания;
  • оптимально откорректировать стопу;
  • устранить болевой синдром;
  • укрепить мышцы и связки стопы.

При этом применяется комплексный подход к лечению:

  1. Медикаментозная терапия. Цель — устранить болевой синдром.
  2. Физиотерапия. Например, СМТ-терапия, магнитотерапия.
  3. Лечебный массаж. Цель — нормализовать процесс кровообращения, повысить тонус мышц стоп и голеней. Отличный эффект оказывает и гидромассаж.
  4. Лечебная физкультура. Упражнения подбираются индивидуально для каждого больного. Ортопед учитывает тип и степень болезни.
  5. Ортопедические стельки. Это хороший метод, но эффективен он лишь в самом начале развития заболевания. Изготавливают их индивидуально для каждого пациента.

Если же болезнь слишком запущена, произошла значительная деформация стопы, то указанные консервативные методики не дадут желаемого эффекта. Обычно пациентам назначают оперативное вмешательство.

Методы профилактики плоскостопия у взрослых

Профилактика и лечение плоскостопия обязательно включают в себя выполнение комплекса упражнений.

И если при лечении комплекс составляет врач, то для профилактики можно выполнять серию упражнений, которые подходят всем.


Исходное положение для всех упражнений одинаковое: сидя, нижние конечности согнуть в коленях под прямым углом, руки опущены. Дыхание произвольное. Каждое упражнение выполнить от 10 до 20 раз:

При выполнении упражнений нужно помнить о дыхании. Оно должно быть спокойным, свободным и не сбиваться. Темп — от среднего к медленному. Если выполнять такое количество подходов тяжело, можно начинать с меньшего, постепенно повышая нагрузку. Время выполнения упражнений значения не имеет, гораздо важнее делать их систематически.

Населенный пункт: Вологодская область, г. Сокол

Я вам предлагаю поговорить о плоскостопии и его профилактике.

Что же такое плоскостопие?

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода.

Порой родители не осознают серьезность этого заболевания, хотя от неправильной стопы страдает весь организм. Когда та перестает выполнять свою амортизирующую функцию, эту роль на себя берут позвоночник и суставы. Именно отсюда остеохондроз, боли в спине, сколиоз, артроз суставов.

Поэтому неправильно сформированная стопа ухудшает работу всех органов.

Плоскостопие бывает врожденным или приобретенным.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

• наследственность (если у кого-то из родных есть или было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду,

• чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела).

• чрезмерная гибкость суставов,

• пониженное физическое развитие.

Признаки плоскостопия:

• Быстрая утомляемость ног;

• Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии;

• К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь;

• Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы

При врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков плантография.

Рассказ медицинской сестры детского сада об определении формы методы анализа отпечатков (плантограмм) СЛАЙД

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей средствами физического воспитания


Средства физического воспитания


Гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением. Гигиеническое обмывание ног перед сном

Задание слушателям: сравнить три пары обуви, выбрать наиболее оптимальный вариант для ребенка дошкольного возраста.

Детская обувь обязательно должна иметь:

• детали, фиксирующие стопу по отношению к подмётке (перепонки, ремешки, шнуровка);

• жёсткий закрытый внутренний край; гибкую, лёгкую, толстую пружинящую подошву с мягким супинатором;

• каблук высотой 1-2 см;

• широкий носок, не сдавливающий пальцы.

А ДАВАЙТЕ НАЙДЕМ У ОСТАЛЬНЫХ ПАР ОБУВИ, НЕДОСТАТКИ!


Средства физического воспитания

- Хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, - - хождение по искусственным дорожкам в холодное время года. (не которые оборудования представлены на выставке, вы сможете посмотреть)

- Закаливающие процедуры для стоп (обливание ног в летний период), Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.

Но закаливающие процедуры необходимо делать в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля

Средства физического воспитания

Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Упражнения рекомендуется, чтобы дети выполняли босиком, начиная уже с первой младшей группы.

Упражнения проводятся в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов:

- движения пальцами ног;

- пружинящие движения с сопротивлением;

- ходьба и бег по наклонной плоскости.

Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом. Например, повороты стопы вправо, влево.

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы рыбок нам догнать,

Нужно хвостиком махать (Видео с детьми)

На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами:

  • ходьба и бег по массирующим коврикам (Видео с детьми) или провести со слушателями на ковриках ОРТО
  • захватывание пальцами ног мелких предметов (камушки, прутья, шарики, веревки разной толщины), удерживание и выбрасывание их (показать слушателям предметы, спросить, как можно их использовать для профилактики плоскостопия).
  • перекатывание стопой мячей разных размеров; (показать массажные мячи)
  • упражнения на равновесие.

На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д.

- ходьба по специальным дорожкам;

- ходьба по лесенке, мостику, дорожке под разным углом наклона;

- ходьба по ребристым доскам;

- лазание по гимнастическим лесенкам;

- вход на возвышение и спрыгивание с него

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов.

Дозировка


№ упр


Младшая

группа

3 – 4 года


Средняя группа

4 – 5 лет


Старшая группа

5 – 6 лет


Подготовит. Группа

6 – 7 лет

Массажный мяч


1


2


1

Коврик массажный


1


по 2 прохода по коврику


по 2 прохода по коврику


по 3 прохода по коврику


по 3 прохода по коврику


Можно подобрать 4 – 6 упражнений, которые включаются в различные виды деятельности 2 – 3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях выполняется весь комплекс упражнений.

Разные виды ходьбы, упражнения на равновесие, ходьба по дорожкам

Ходьба по дорожкам

Работа с родителями

Родительское собрание и др. формы работы

Данная схема показывает, что профилактика плоскостопия у детей включается в занятия утренней гимнастикой, используется на физкультурных занятиях и в организованной образовательной деятельности, после дневного сна, во время динамических пауз, на прогулках в подвижных играх, т.е. в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду

Проводимая профилактическая работа не становится дополнительной нагрузкой для детей, т.к. проводится в игровой форме, а наоборот, позволяет разнообразить организацию двигательного режима.

Привлечение к данной проблеме родителей позволяет скоординировать усилия и повторять упражнения в домашних условиях.

Профилактика плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений может помочь избавить детей от этого недостатка.

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр для ног. А чтобы сегодняшнее занятие не забылось достаточно быстро, разрешите предложить вашему вниманию памятки о профилактике плоскостопия. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Памятка

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия

у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.