Профилактика и коррекция плоскостопия на уроке

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.

Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_i_korrekciya_ploskostopiya_u_detey_na_urokah_fizicheskoy_kultury.zip 9.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подготовлено: учителем физической

культуры МОУ СОШ № 3 г.Валуйки

Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет.

В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%.

Возрастает значение профилактической и коррекционной работы в условиях школы.

На VIII Конгрессе педиатров России в 2003 году отмечалось, что в последние годы в реестре заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата, школьников, имеющих отклонения только в состоянии опорно-двигательного аппарата, к числу которых относится и плоскостопие, насчитывается более 60% .

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.

Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.

По данным проведенных исследований А.В. Чоговадзе , В.М. Савкова, наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болевших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития.

Актуальность проблемы профилактики плоскостопия обусловила определение цели работы: доказать эффективность средств профилактики и коррекции плоскостопия на уроках физической культуры.

Причины развития плоскостопия.

Плоскостопием принято считать деформацию опорно-двигательного аппарата (ОДА), проявляющуюся в снижении высоты свода стопы, пронировании его заднего и отведение переднего отдела. Такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а также нарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общее расстройства всего организма.

Одной из современных причин плоскостопия у школьников является снижение двигательной активности (гиподинамия), которая сопровождается понижением тонуса мышц и связок свода стопы, что, в конечном итоге и приводит к плоскостопию.

В связи с этими адекватные, индивидуально подобранные нагрузки, тренирующие мышцы и связки свода стопы являются самыми эффективными как в плане профилактики, так и коррекции возникших нарушений.

Характеристика стопы: опорная часть до 1/3 от общего поперечника стопы

- свод выражен (это норма); от 1/3 до 1/2

- свод уплощен (предпатология);

- если опорная часть составляет более 1/2 от общего поперечника - это плоскостопие.

Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация ОДА, наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р.Р. Вредер, Я.Б. Рывлин и др.), утверждавшие, что плоскостопие – это страдание преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний. Я.Б. Рывлин, В.Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей.

Все виды плоскостопия многие исследователи делят на две группы:

1 Группу, когда известен этнологический момент (рахитические, травматические, паралитические формы)

  1. Группу, когда этнологический момент, особенно в начальных стадиях, доступными методами не определяется (статические формы).

На долю статических плоскостопий приходится около 90% всех приобретенных форм плоскостопия, а другие формы плоскостопия встречаются в 10% случаев.

Причинами образования статического плоскостопия являются:

  1. Связочно-мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке.
  2. Врожденная слабость связок.
  3. Раннее вставание ребенка на ноги.

4. Увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени.

5. Нерациональная, неудобная обувь.

6. Длительное пребывание в статическом положении.

При проведении диагностики по плантографии у всех школьников с нарушением формы стопы было выявлено статическое плоскостопие.

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

- на подошве, в центре свода стопы и внутреннего края пятки;

- в мышцах голеностопа из-за их перегрузки;

- в бедре из-за перенапряжения мышц;

- в пояснице на почве компенсаторного усиления лордоза (прогиба);

- на тыле стопы, в ее центральной части.

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха.

Еще один вид болезни – травматическое плоскостопие - формируется вследствие переломов различных костей стопы.

Рахитическое плоскостопие развивается в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме.

Паралитическая плоская стопа – это результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствия вялых параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Следующий вид – врожденное плоскостопие - встречается очень редко и связано с костными искривлениями вследствие неправильного положения плода или частей его тела, в результате чего наблюдается уже внутриутробное неправильное формирование и рост стопы.

Плоскостопие – заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

Значения физических упражнений в профилактике и коррекции плоскостопия.

В ЦРБ города отсутствуют врачи-ортопеды, в школах города не ведется диагностика плоскостопия у детей среднего школьного возраста. Все это отрицательно сказывается на своевременном определении и устранении нарушений свода стопы у учащихся 11 – 14 лет. Поэтому возрастает роль физических упражнений по профилактике плоскостопия, проводимых на уроках физической культуры.

Физические упражнения и их сочетания:

- общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

- корригирующие упражнения с применением приспособлений универсального типа;

- упражнения из раздела ЛФК;

- упражнения на массажерах;

- игры, игровые упражнения.

Комплексы упражнений выполняем в подготовительной и основной частях урока. С целью создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются детьми под музыку.

Комплекс упражнений по коррекции составляю в определенной последовательности: а) упражнения без предметов,

б) упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких предметов),

в) упражнения на приспособлениях универсального типа.

Дозировка зависит от уровня подготовленности детей. По мере укрепления и тренировки мышц увеличивается количество повторений упражнений.

Для детей, имеющих выраженное плоскостопие, в основной и заключительной частях урока применяю индивидуальный подход. Например, нагрузка при выполнении разных прыжковых упражнений уменьшается и чередуется с интервалами отдыха, выполнением упражнений на массажерах.

При проведении занятий корригирующей гимнастикой мной соблюдаются следующие принципы:

  1. индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;
  2. системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;
  3. регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
  4. длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
  5. постепенного нарастания физической нагрузки : в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;
  6. разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3 недели обновлять 20 – 30% упражнений;
  7. умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 40 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой;
  8. соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
  9. всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;
  10. учета возрастных особенностей : при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.

5. Домашние задания с использованием самомассажа

В конце каждой четверти родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять дома во время каникул. Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.

Медицинской сестрой школы даются советы и указания родителям по выполнению массажа и самомассажа детьми в домашних условиях.

Кроме того, учителям – предметникам рекомендовано на своих уроках во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики плоскостопия в положении сидя за столом и стоя (приложение 5).

При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции плоскостопия, т.к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка.

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Переверзева Галина АлександровнаНаписать 400 21.02.2017

Номер материала: ДБ-216528

  • Физическая культура
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    21.02.2017 1411
    21.02.2017 630
    21.02.2017 526
    21.02.2017 194
    21.02.2017 599
    21.02.2017 220
    21.02.2017 214

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Учитель: I квалификационная категория Елисеева Т.К.

г. Набережные Челны 2020г.

Плоскостопие-это достаточно серьёзное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребёнка, негативно влияет на его общее самочувствие снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

Ребёнок, страдающий плоскостопием, быстро устаёт от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребёнок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Плоскостопие-заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

Существуют следующие причины плоскостопия:

Для профилактики плоскостопия можно предложить следующее:

Выполнение физических упражнений, укрепляющих мышцы ног.

Закаливание: общее и местное. (ножная ванна)

Босохождение. Особенно полезно по рыхлой почве, песку, камешкам, гальке, по воде возле берега (по асфальту босиком лучше не ходить).

Не желательно находиться в помещении в утеплённой обуви, особенно в кроссовках.

Желательно, чтобы и дома, и в школе дети носили туфли и ботинки на жёсткой подошве и с небольшим каблучком.

Нужно приучить ребёнка не стоять долго в одном положении. Например, ожидая автобуса, лучше переминаться с ноги на ногу, время от времени перенося нагрузку на наружный край стопы.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности и несколько раз в день: утром, как только ребёнок встал с постели и вечером.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания – гигиенических, природно – оздоровительных факторов и физических упражнений.

Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный её подбор: форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Рекомендуется обувь с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.

Регулярное применение природно – оздоровительных факторов например хождение босиком по естественному грунту ( траве, песку, гальке, хвойным иголкам ) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

В процессе физического воспитания детей пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на насок. Широкая постановка стоп сопровождается зачастую их поворотом внутрь, косолапостью. Эти особенности находятся в прямой зависимости от общего состояния организма ребенка и его опорно-двигательного аппарата. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы приводит к недостаточности рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

При обучении детей ходьбе наиболее эффективен показ движений. Показывая ходьбу, преподаватель должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов. Словесные указания должны быть точными, понятными детям.

Формируя навык ходьбы у детей, преподаватель обучает их правильной постановке шагающей ноги (пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а не плашмя, всей стопой), не допуская шарканья и шлёпанья стоп, не разводя носки. Для исправления такого недостатка, как шарканье стоп, рекомендуется вводить задания с переступанием линий, кубиков и т.п.

В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10 градусов и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середины стопы. Использование разнообразных видов ходьбы способствует не только укреплению мышц ног и стоп, но и формирование правильной походки.

В процессе занятий, уроков по физической культуре необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем разновидностей ходьбы, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лёжа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей школьного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на формирование свобод стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы.

В двигательной деятельности детей школьного возраста, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.

У детей младшего возраста стопа не обладает достаточной эластичностью, поэтому ребенок приземляется тяжело, на всю стопу, на прямые ноги. В связи с этим необходимо тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, способствующих укреплению его нижних конечностей и тазового пояса. На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Необходимо шире использовать подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления - ритмичные приседания и выпрямления, переходящие в подпрыгивания.

В течение занятия (урока) по физической культуре дети не должны много стоять, во время объяснений их лучше посадить, так как детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям.

В большинстве случаев приобретенного плоскостопия коррекция может быть достигнута систематическим применением средств физического воспитания и лечебной физической культуры.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях общеобразовательных учреждений должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а так же правильную организацию физического воспитания.

Ежегодная диагностика состояние сводов стопы у детей должна осуществляться медицинским персоналом образовательных учреждений с использованием объективных методов исследования. На основе результатов диагностики формируются как групповые, так и индивидуальные рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительные влияния на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры).

Специальные комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, могут применяться в различных формах физического воспитания.

Закаливание является одной из форм физического воспитания детей. В общеобразовательной школе возможности для проведения закаливающих процедур практически отсутствуют, поэтому закаливание стоп у детей школьного возраста должно осуществляться в домашних условиях.

С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, должна проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

ЛФК назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной деятельности, увеличение силовой выносливости мышц нижних конечностей, повышение общей физической работоспособности.

Важное место занимают частные задачи ЛФК: исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы, устранение пронированного положения пятки и супинаторной контрактуры, формирование и закрепление навыка правильной осанки.

При использовании средств ЛФК в начале лечебного курса специальные коррекционные упражнения выполняются из исходных положений лежа и сидя, при разгрузке стоп. Они включаются в занятие вместе с обще развивающими в возрастающей дозировке; перед занятием целесообразно проводить массаж стоп.

К специальным коррекционным упражнениям относят упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, упражнения с внешним сопротивлением. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используются упражнения в ходьбе на носках, пятах, наружном крае стопы, с параллельной постановкой стоп. Исправлению положения пятки способствует специальные пособия, применяемые во время занятий ЛФК, такие как ребристые доски, скошенные поверхности.

Эффективность использования средств ЛФК при коррекции плоскостопия повышается при комплексном лечении, сочетании ЛФК с гигиеническими процедурами, рациональным двигательным режимом, ношение специальной обуви (стелек-супинаторов).

При проведении закаливания стоп следует руководствоваться общепринятым и принципами закаливания: систематичности, последовательности, постепенного увеличения силы раздражающего воздействия, активного режима, индивидуализации, разнообразия средств, форм и видов закаливания, сознательности и активности, контроля самочувствия, положительных эмоций, учета региональных климатических условий.

Очень важно, чтобы процесс коррекции стоп был непрерывным, продолжительным и включал любые меры, способствующие укреплению детского организма.

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья . В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Однако, в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей . Несмотря на традиционное декларирование важности раннего выявления и коррекции недостатков в психическом и физическом развитии ребенка, коррекционно-педагогическая деятельность так и не стала приоритетной в реальной практике системы образования, хотя она должна рассматриваться как обязательная составная часть государственного стандарта образования .

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. . У детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) , посещающих наш детский сад, превалирует плоскостопие.

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок . В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются .

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка . Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта . Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

Интересно отметить, что формированию правильного свода стоп у детей, а также профилактике и коррекции их функциональной недостаточности придавали большое значение в народных традициях воспитания. Так, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая:

Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок!

И хотя многое сегодня утеряно из веками отобранного бесценного опыта народной педагогики, подобные пестушки, потешки, прибаутки, так называемые малые фольклорные жанры, отражают традиции и мировоззрение ее создателей.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей средствами физического воспитания.

Гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением. Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т.п.

Хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года.

Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирания стоп, контрастное обливание ног, "рижский" метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля

Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Особенностью является использование образных названий упражнений ("Котята", "Утята", "Веселый зоосад" и другие упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой). Один комплекс в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической культуре, а в последующие две недели включается в содержание утренней гимнастики. Следующие четыре недели применяется другой комплекс. Далее в течение еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущий комплекс.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста должна осуществляться медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования. На основе результатов диагностики формируются рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп . Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию – в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4–5 раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.