Плоскостопие у подростков статистика

Цель


Описание

Плоскостопие – распространённое заболевание, которым, по данным ВОЗ, страдает более половины населения Земли. Каждому второму ребёнку ставят данный диагноз.

Из-за плоскостопия могут появляться такие симптомы, как:

  • боли в коленях, в бедренных мышцах, в спине;
  • мышцы ног начинают развиваться неправильно, пытаясь компенсировать увеличившуюся нагрузку из-за уплощённой стопы;
  • возникает артроз коленных и тазобедренных суставов;
  • развивается остеохондроз, появляются искривления, грыжи, изменяется осанка.

Гипотеза: многие ученики старшей школы страдают плоскостопием.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести исследования стоп у учеников восьмого класса.

3. Разработать информационный буклет о профилактике и развитии плоскостопия.

Плоскостопие (pes planus) – деформация стопы, характеризующаяся понижением её сводов. Понижение продольного свода приводит к продольному плоскостопию, поперечного свода – к поперечному. Часто продольное и поперечное плоскостопие сочетаются.

По этиологии плоскостопие может быть врождённым (3–5% случаев) или приобретённым.

Приобретённое плоскостопие делят, в зависимости от причинного фактора,

  • на травматическое,
  • паралитическое,
  • рахитическое,
  • статическое.

При слабовыраженном (I степень) плоскостопии появляется чувство утомления в ногах, а также болезненность при надавливании на стопу. Походка пациента теряет плавность, а к вечеру могут проявиться отёки на тыльной стороне стопы.


При выраженном плоскостопии (II степень) характерны более сильные и периодические боли в области стоп, лодыжек, голени. Походка пациента теряет плавность.

При резко выраженном плоскостопии (III степень) характерны постоянные сильные боли в области стоп, лодыжек, голени. Часто боль локализуется и в пояснице. Внешний свод стопы не определяется. Походка пациента становится неуклюжей.

Лечение плоскостопия, в основном, консервативное. Основным способом лечения является выполнение упражнений лечебной физической культуры. Эти упражнения укрепляют свод стопы, развивая мышцы, которые его поддерживают, а также способствуют натяжению связочного аппарата. Помимо этого происходит воспитание стереотипа правильного положения тела и постановки стоп при ходьбе.

Упражнения, направленные на лечение плоскостопия, рекомендуют и для профилактики данного заболевания. Такие упражнения в разных комбинациях должны включаться в цикл утренней гимнастики. Для профилактики развития плоскостопия рекомендуется выполнять упражнения в естественных условиях: ходить босиком по рыхлой почве, брёвнам, гальке, песку, лазать по канату, плавать.

Массаж и самомассаж также положительно влияет на мышцы, поддерживающие свод стопы.

Была исследована группа школьников, обучающихся в восьмом классе ГБОУ Школы № 827 для определения наличия или отсутствия плоскостопия. Обучающиеся проходили исследование стопы на зеркальном плантографе.

Оснащение и оборудование, использованное в работе:

  • плантограф зеркальный;
  • водный раствор хлоргексидина 0,05 %;
  • перчатки виниловые;
  • фотокамера для фиксации отпечатков стоп;
  • персональный компьютер с установленным программным обеспечением.

Результаты

Результаты исследования показали, что многие из обследованных школьников имеют различную степень плоскостопия. Ребятам, у которых были выявлены отклонения, было рекомендовано обратиться к врачу для уточнения диагноза. Далеко не все современные подростки достаточно информированы о проблеме плоскостопия. Не все подростки знакомы с правилами профилактики заболевания. Необходимо вести активную разъяснительную работу среди старшеклассников и младших школьников. Создан информационный буклет о профилактике развития плоскостопия.

Перспективы использования результатов работы

Материалы работы могут быть использованы на уроках биологии, семинарах и открытых уроках на тему здорового образа жизни. Созданный буклет предназначен для широкого круга людей, желающих вести активный образ жизни и поддерживать своё тело здоровым.

Особое мнение


Плоскостопие у подростков


Введение

Каждый из нас знает простую истину, которая гласит, что намного легче избежать болезни, чем тратить силы на лечение. Однако, как показывает практика, далеко не все живут согласно этому девизу. Люди начинают суетиться и что-либо предпринимать уже в тот момент, когда болезнь полностью овладевает нами, либо перерастает в хроническую, либо приносит нестерпимую боль. Очень часто мы ждем до последнего, надеясь на то, что болезнь пройдет сама собой. Однако существует целый ряд болезней, которые мало того, что не проходят сами, а еще и усугубляют состояние организма, принося множество проблем и неприятных симптомов.

Плоскостопие как раз относится к такому типу болезней. Плоскостопие - самый распространенный вид патологии нижних конечностей, который встречается у детей в пределах от 15 до 23,5 %.[4].

Здоровая и правильная стопа при ходьбе или беге гасит 70% удара[10]. При плоскостопии снижаются своды стопы. Уплощенная стопа утрачивает рессорные свойства. Непогашенная стопами ударная волна при каждом шаге распространяется от пяток до шейного отдела позвоночника головного мозга. Поэтому плоскостопие и приводит к деформации суставов ног, искривлению позвоночника, уплощению и разрушению межпозвонковых дисков и их выпячиванию за пределы анатомических границ (т.е. к остеохондрозу, к радикулиту) и является причиной частых приступов головной боли. Официальная медицинская статистика Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорит о том, что больше половины населения Земли страдает плоскостопием. По данным ученых, из всего населения земного шара в разных странах плоскостопием страдают от 40 до 80% людей, из них 90% составляют женщины. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. По медицинской статистике РОСЗДРАВА: к двум годам у 24% детей наблюдается первые признаки плоскостопия, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, к двенадцати годам – 50% (каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие), к двадцати годам – 60% [14].

Таким образом, плоскостопие представляет собой актуальную медицинскую и социальную проблему, ввиду распространенности заболевания.

Цель нашего исследования: выявление плоскостопия у подростков 14-15 лет МАОУ СОШ №10 г. Чайковский.

Задачи:1. Изучить современные методы диагностики плоскостопия.

2. Выявить наличие плоскостопия у подростков с помощью метода плантографии.

3. Установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся 8-х классов МАОУ СОШ №10 г. Чайковский.

4. Определить наиболее значимые показатели самочувствия, которые могут быть использованы для выявления плоскостопия.

5. Рекомендовать учащимся комплекс упражнений направленных на коррекцию и профилактику плоскостопия у учащихся.

Объект исследования:учащиеся 8-х классов МАОУ СОШ№ 10 г. Чайковский.

Предмет исследования: изменение формы стопы.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: плантография в домашних условиях с применением акварельной краски; анкетирование учащихся среднего звена с целью изучения признаков самочувствия и информированности о состоянии здоровья стоп.

Гипотеза. Предполагаем:

- встречаемость плоскостопия у подростков составляет не менее 40% согласно медицинской статистике РОСЗДРАВА;

- подростки не осведомлены о состоянии здоровья своих стоп.

Глава 2. Обзор литературы.

1.1.Строение и функции стопы.

Стопа имеет сложную структуру, кости которой жёстко соединены связками и мышцами и образуют в целом упругую куполовидную структуру. Подошвенные связки можно сравнить с тетивой лука, которая стягивает снизу передний и задний концы стопы, заставляя её выгибаться вверх в виде свода. Такое строение превращает стопу в пружинящий амортизатор, гасящий при движении толчки, действующие на ноги и позвоночник. Стопа формируется в детстве, до 5-летнего возраста. В возрасте 3 и 6 месяцев, 1 год, 3 и 5 лет, а это период интенсивного роста детского организма, происходит дифференциация формы и структуры костей. Неокрепший костный аппарат провоцирует возникновение плоскостопия [8].

Выделяют три основные функции стопы: рессорную, балансировочную и толчковую [13].

1.2. Причины и виды плоскостопия

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов (рис.1) [10].

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражен о продольное плоскостопие[13].

Рис.1. Отпечатки нормальной (1, 2, 3) и плоской (4)стопы.

Врожденное плоскостопие встречается приблизительно в 3% случаев и является следствием первичных внутриутробных пороков развития тканей эмбриона [1]. Кроме этого плоскостопие бывает продольным, поперечным и комбинированным. Статические данные по видам плоскостопия:

1) Статическое плоскостопие - 82,1 %. Причины: снижение тонуса мышц; перегрузки стопы из-за быстрого увеличение массы тела, тяжелой физической работы; исчерпание компенсаторных возможностей с возрастом; общие атрофические явления; ношение неправильно подобранной обуви.

2) Травматическое плоскостопие – 6,2 %. Причины: следствие переломов костей стопы и голеностопного сустава; повреждение мягких тканей, укрепляющих свод стопы; родовые травмы шейного.

3) Паралитическое плоскостопие– 5,7 %. Причины: следствие паралича или пареза мышц после перенесенного полиомиелита, инсульта; спастические параличи; заболевания спинного мозга.

4) Рахитическое плоскостопие– 3,2 %. Причина: слабость мышечно-связочного аппарата стопы как следствие рахита.

5) Врожденное плоскостопие – 2,8 %. Причины: наследственная предрасположенность; аномалии развития костей и мышц стопы [14].

3 .Признаки и диагностика плоскостопия

Общие признаки плоскостопия: быстрая утомляемость ног, ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии, к вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь, быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы. Страдающие плоскостопием дети ходят, широко расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях; стопа становится шире; резко выраженная деформация стопы. Постоянная боль в стопах, голенях, коленных суставах, отечность. Появление боли в пояснице, мучительные головные боли, снижается трудоспособность, непродолжительная ходьба затруднена, омозолености кожи подошвы под головками плюсневых костей, натяжение сухожилий разгибателей пальцев отклонение кнаружи большого пальца[3].

В двадцатом веке степень плоскостопия определяли на глазок: белый лист бумаги, карандаш и линейка [9]. Современные методы диагностики позволяют врачам-ортопедам ставить более точный диагноз и подбирать программу лечения плоскостопия индивидуально, для каждого пациента. Существует три метода диагностики плоскостопия: визуальный, компьютерная диагностика и рентгеновский. Точность диагноза при визуальном методе зависит только от профессионализма врача-ортопеда.С помощью тензометрического аппарата диагност-ортопед делает детальный расчет деформации стоп пациента. При третьем методепациенту делают рентгеновский снимок стоп. Диагностировать плоскостопие может только врач-ортопед после детального осмотра стоп с измерением высоты сводов (подометрия), анализа отпечатков стоп на бумаге (плантография), после получения результатов компьютерной плантотензометрии и рентгенографии. Все методы диагностики важны не только для правильной постановки диагноза, но и для сравнения результатов в течение и после лечения[16].

Глава 2. Результаты исследования

2.1. Методика определения плоскостопия

Рис. 2. Покраска стопы акварельной краской.

Измерения проводятся одним человеком, одним и тем же измерительным прибором (рис. 3 , прил. табл.1, 2). В этом случае погрешностей становится меньше.

Рис.3. Определение плоскостопия по отпечаткам стоп

2.2 Оборудование

Оборудование: 2 белых листа бумаги, акварельные краски, стакан, вода, ватные тампоны.

2.3.Анкета

На основании симптомов плоскостопия [11] мы разработали анкету и предложили ее учащимся.

3. Ваша обувь имеет небольшой каблучок 2-4 см? Да, нет.

4. Есть ли супинатор на обуви, которую вы носите постоянно? Да, нет.

5.Вы носите обувь без каблуков? Да, нет.

6. Есть ли у Вас медицинский диагноз плоскостопия? Да, нет.

7. (для девочек) Носите ли Вы регулярно обувь на высоком каблуке? Да, нет.

1.Регулярная утомляемость ног.

2.Болезненность надавливания на середину стопы.

3. Отечность стоп к вечеру.

4.Регулярные боли в стопе.

5.Боли в области лодыжек.

6. Боли в области голени и бедра.

7. Боли в пояснице.

8. Наличие натоптышей (участков омозоления кожи)

2.4. Результаты исследования

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ№10 г.Чайковский Пермского края в октябре 2012, 14.2015, 2016, 2017г. Испытуемыми стали учащиеся 8- классов МАОУ СОШ №10 г. Чайковского в возрасте 14-15 лет. (табл. 2, рис.4 ).

Всего участников (чел.)

Рис. 4. Отпечатки стоп учащихся 8- классов МАОУ СОШ №10 г. Чайковского в возрасте 14-15 лет 2012, 14.2015, 2016, 2017гг

Среди учащихся 8-х классов 2014г, принявших участие в нашем исследовании, у 57,1% (32 человека) обнаружено плоскостопие, в 2015г -

у 40,9% (27 человек), 2016г – у 39,5% (30 человек), 2017г - у 14,9% (14 человек) (рис.5).

Рис. 5. Плоскостопие у учащихся 8-х классов МАОУ СОШ №10г. Чайковский

Распространение плоскостопия среди мальчиков и девочек выглядит следующим образом: в 2014г - у 28,5% (16 чел.) девочек и у 28,5% мальчиков (16чел.), 2015г- у 19,70% ( 13 чел.) девочек и 21,20% ( 14 чел.) мальчиков; в 2016г - 22,30% ( 17 чел.) девочек и 17,10% 13( чел.) мальчиков; в 2017г – 5, 3% (5чел.) девочек и 9,50% ( 9 чел.) мальчиков (рис.6). Говорить о закономерностях нарушения формы стопы по полу нельзя, так как в разные годы плоскостопие преобладает либо у мальчиков, либо у девочек.

Рис. 6. Плоскостопие у девочек и мальчиков 8-х классов МАОУ СОШ №10 г.Чайковский

Следовательно, не все участники эксперимента знают о начале деформация своих стоп. Доля таких учеников составляет в 2014г - 38,4%, в 2015г - 17,8%, в 2016г- 15,9%, в 2017г- 3,2%. Анализ данных позволяет говорить о том, что информированность учеников о состоянии своих стоп возрастает.

Согласно к требованиям к изготовлению обуви в ней обязательно должен быть супинатор. Супинатор(от лат. supino — oпрокидываю), ортопедическое изделие (стелька), предназначенное для поддержания уплощённых продольного или поперечного сводов стопы. Применяется при плоскостопии, после перелома костей голени или стопы — для профилактики развития плоскостопия. Супинатор не дает развиваться плоскостопию у формирующейся ноги [12].

Осмотр обуви, участвующих в исследовании учеников, показал, что имеют супинаторы: в 2014г 5 - человек (8,9%), 2045г – 8(12,2%), 2016г – 4(5,2%), 2017г – 7(7,4%) (рис.8).

Рис.8. Наличие супинатора в обуви.

С медицинской точки зрения в повседневной обуви оптимальная высота каблука должна быть в пределах 2-4 см. При ношении более высокого каблука нагрузка на ноги распределяется не физиологично, стопа перестает пружинить, и каждый шаг отдает по позвоночнику. Такое ношение обуви на высоком каблуке чревато заболеваниями вен, суставов и позвоночника [13]. По результатам осмотра обуви участников исследования оказалось, что носят обувь с рекомендуемой по медицинским показателям высотой каблука: в 2014г 50% учащихся (28 человек: 23 (41,1%) девочки и 5 (8,9%) мальчиков; в 2015г- 54,5% (36 человек: 19 (28,8%) девочек и 17 (25,8%) мальчиков; в 2016г - 28,9% ( 22человека: 12 (15,8%) девочек и 10 (13,2%) мальчиков; в 2017г - 24,5% (23 человека: 4 (4,3%) девочки и 19 (20,2%) мальчиков ) (рис.9). Можно говорить о том, что ученики все больше носят обувь с оптимальной высотой каблука (рис.10).

Рис.9. Оптимальная высота каблука в обуви.

Девочки предпочитают носить туфли с небольшим каблуком до 4 см), а мальчики кроссовки (рис. 10).

Рис.10. Сменная обувь учеников школы.

Данные анкетирования учащихся представлены на рисунке 11 и в таблице 3. Регулярная утомляемость ног беспокоит 44,7% подростков (42 человека); 56,4% респондентов отмечают отечность стоп к вечеру (53 человека от общего числа девочек и мальчиков, принявших участие в анкетировании); боли в области бедра и голени испытывают 50% исследуемых (47 учеников); 91,5% учеников отмечают постоянное наличие мозолей на стопах(86 учеников).

Рис.11.Признаки самочувствия 1.Регулярная утомляемость ног. 2.Болезненность надавливания на середину стопы. 3. Отечность стоп к вечеру. 4.Регулярные боли в стопе. 5.Боли в области лодыжек. 6. Боли в области голени и бедра. 7. Боли в пояснице.

8. Наличие натоптышей (участков омозоления кожи).

Результаты анкетирования самочувствия подростков

Регулярная утомляемость ног

Болезненность надавливания на середину стопы

Отечность стоп к вечеру

Регулярные боли в стопе

Боли в области лодыжек

Боли в области голени и бедра

Боли в пояснице.

Наличие натоптышей (участков омозоления кожи)

Выявление самочувствия респондентов (2017г) выявило наиболее показательные признаки, которые могут использоваться для выявления признаков плоскостопия у подростков: регулярная утомляемость ног, отечность стоп к вечеру, боли в области голени и бедра, наличие натоптышей (участков омозоления кожи).

Заключение и рекомендации

На основании проведенных измерений и анкетирования учащихся по выявлению плоскостопия у учащихся 14-15 летнего возраста МАОУ СОШ №10 г. Чайковского можно сделать следующие выводы:

1. Для определения выявления изменения стопы использовать подометрический метод диагностики, который позволяет определить наличие плоскостопия в бытовых условиях с достаточно высокой точностью.

1.Среди учащихся 8-х классов, принявших участие в нашем исследовании, 57,1% - в 2014г, 40,9% в 2015г, 39,5% в 2016г , 14,9% имеют плоскостопие.

2. В последние 4 года встречаемость плоскостопия у восьмиклассников МАОУ СОШ №10 уменьшается.

3. Говорить о закономерностях нарушения формы стопы по полу нельзя, так как в разные годы плоскостопие преобладает либо у мальчиков, либо у девочек.

5. Не все участники исследования знают о начале деформация своих стоп. Доля таких учеников составляет в 2014г - 38,4%, в 2015г - 17,8%, в 2016г- 15,9%, в 2017г- 3,2%.

6. Информированность учеников о состоянии своих стоп возрастает.

7. Обувь, которую носят подростки, в основном не соответствует ортопедическим требованиям. Супинатор в обуви, предназначенный для поддержания сводов стопы, имеется только от 5,2% до 12,2% учеников.

8.Ученики носят сменную школьную обувь с оптимальной высотой каблука. Девочки предпочитают носить туфли с небольшим каблучком (до 4 см), а мальчики кроссовки.

9.Наиболее показательные признаки, которые могут использоваться для выявления признаков плоскостопия у подростков: регулярная утомляемость ног, отечность стоп к вечеру, боли в области голени и бедра, наличие натоптышей (участков омозоления кожи).

Наша гипотеза подтвердилась лишь частично. Не все ученики осведомлены о состоянии здоровья своих стоп. Распространенность плоскостопия у учеников 8 классов МАОУ СОШ №10 меньше среднестатистических по стране. Распространенность плоскостопия среди подростков школы уменьшается.

В связи с вышеизложенными выводами можно рекомендовать комплекс физических упражнений для лечения и профилактики плоскостопия.

Элементарный комплекс, состоящий из десяти упражнений, рекомендован как для самого лечения, так и для профилактики проблемы у тех, кто имеет к ней предрасположенность [5]. Все перечисленные ниже упражнения следует выполнять не менее двух раз в день – утром и вечером. Для каждого из них надо делать 10-15 повторений. Упражнение 1. Стартовая позиция – сидя на стуле. Голени должны быть вертикальны относительно пола. Как можно выше потяните стопы вверх, а потом опустите обратно.Упражнение 2. Стартовая позиция – сидя на стуле, голени расположены вертикально, а стопы параллельны друг относительно друга. Подожмите под стопу пальцы и зафиксируйте их в таком положении на несколько секунд.Упражнение 3. Стартовая позиция – сидя на стуле, голени стоят вертикально полу, а стопы параллельны друг другу. Подожмите под стопы пальцы и вместе с этим поставьте каждую из стоп на наружный край. Подошвы при этом должны быть направлены в стороны друг друга. Зафиксируйте на несколько секунд это положение.Упражнение 4. Стартовая позиция – сидя на стуле, голени в вертикальном положении, стопы параллельны относительно друг друга. Не отрывая их от пола, поверните навстречу друг другу внутрь, насколько возможно. Постарайтесь сомкнуть стопы, чтобы большие пальцы при этом коснулись друг друга. Упражнение 5. Стартовая позиция – сидя на стуле. Проведите воображаемую линию перед собой, проходящую между стоп, а с одной стороны от линии поставьте несколько небольших предметов (камушки, шарики или игровые фишки). Начните поочередно захватывать каждый предмет пальцами ног, перенося его затем на другую сторону мнимой линии. Потом верните предметы на свои места. При этом нельзя отрывать другую стопу от пола. Проделав это с одной ногой, повторите то же самое с другой.Упражнение 6. Стартовая позиция – сидя на стуле. Под стопы подложите какую-нибудь не очень скользкую, но приятную на ощупь ткань, и начните ее активно мять пальцами. Упражнение 7. Стартовая позиция – сидя на стуле, вертикально расположив голени, чтобы стопы были параллельны. Стопой одной ноги надо провести по другой ноге, двигаясь от голеностопного сустава до коленного, а потом обратно. Затем надо сделать это же, сменив ноги. Упражнение 8. Стартовая позиция – сидя на стуле. Одну стопу поставьте на пол, а другую - на мяч. Начните катать мяч стопой по часовой стрелке, потом против, а затем еще вперед и назад. При этом надо следить за тем, чтобы от пола не отрывалась вторая нога. Проделайте то же самое другой стопой.Упражнение 9. Стартовая позиция – сидя на стуле. Поставьте между стопами маленький мяч, захватив его стопами и подняв вверх до уровня колен. Потом опустите обратно на пол, и вновь поднимите. Упражнение 10. Стартовая позиция – сидя на стуле. Стопы поставьте на деревянную палочку диаметром около 3-4 сантиметров, и начните неспешно ее перекатывать вперед и обратно.

Библиографический список

4. Верич Г.Е., Банникова Р.А.Нефиксированные изменения и статические деформации опорно-двигательного аппарата.[Текст] ./ Г.Е. Верич , Р.А.Банникова // : Метод. пособие УГУФВС Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Киев 2004.

6. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. [Текст] . А. Г. Драгомилов , Маш Р. Д// – М.:Вентана-Графф, 2002. - 224с

Специальной статистики на этот счет нет, поэтому, говоря о том, как часто встречается у людей плоскостопие, медики выражаются малонаучно - "сплошь да рядом". У одних людей стопа теряет свои амортизационные функции с годами - виноваты и нерациональный подбор обуви, и малоподвижный образ жизни. Но у большинства - это наследие детских лет. Так что о ногах на самом деле нужно заботиться с самого раннего возраста. А в том, как это лучше делать, помогут разобраться главный детский травматолог-ортопед МЗ РФ, руководитель клиники детской ортопедии ГУН ЦИТО им. Н. Н. Приорова профессор Олег Алексеевич МАЛАХОВ и заведующий отделением реабилитации того же института доктор медицинских наук Михаил Борисович ЦЫКУНОВ.

Откуда оно берется?

ПЛОСКОСТОПИЕ может быть врожденным, как результат недоразвития мышц, отсутствия малоберцовой кости, других пороков развития. Встречается не часто (примерно 11% всех врожденных деформаций стопы). Но в целом наследственный фактор играет большую роль. Если отец или мать страдают плоскостопием, нужно заранее готовиться, что та же "история" будет и у ребенка.

Способствовать деформации стопы может рахит. При тяжелом гиповитаминозе D кости становятся мягкими, слабеет костно-мышечный аппарат. Плоскостопие в данном случае нередко сочетается с другими костными изменениями, характерными для рахита.

Полиомиелит благодаря вакцинации стал редким виновником плоскостопия - стопа деформируется чаще в результате паралича большеберцовой мышцы.

В более старшем возрасте плоскостопие может быть вызвано травмами - переломом костей переднего отдела стопы, но чаще всего бывает итогом неправильно сросшихся переломов лодыжек.

Самый распространенный вид плоскостопия - статический, он возникает у детей, потому что их мышцы по природе еще слабы и порой не выдерживают нагрузки. Главная сила, поддерживающая свод стопы на нормальной высоте, - мышцы-супинаторы. Они начинаются от костей голени, их сухожилия проходят сзади от внутренней лодыжки. Если эти мышцы плохо выполняют свою работу, свод стопы опускается, кости стопы и голени смещаются. В результате стопа удлиняется и расширяется в средней части, а пятка отклоняется наружу.

Болезнь на всю жизнь

ЛЕЧИТЬ это с виду простое заболевание довольно сложно. Кроме того, вряд ли наступит момент, когда человек сможет облегченно вздохнуть: ну вот, я и вылечился! Плоскостопие дается один раз и на всю жизнь. С помощью специальных мероприятий можно только укротить болезнь, не дать ей существенно влиять на повседневные будни.

При врожденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками. В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики, а использование стелек-супинаторов назначается в этом возрасте реже.

У школьников, наоборот, особое значение придается подбору хорошей ортопедической обуви с выкладкой свода и поднятием внутреннего края пятки. Здесь есть важный момент: стопа ребенка быстро растет, поэтому обувь нужно часто менять. Небольшая ошибка в конструкции башмака может не помочь, а, наоборот, увести в сторону патологии.

У подростков при тяжелом плоскостопии, сопровождающемся резкими болями, лечение начинается с наложения гипсовых повязок. После исчезновения болевых ощущений назначаются ортопедическая обувь, массаж, гимнастика. И только если все это ни к чему не привело, возможна операция.

Гимнастика. Должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.

Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень - по задней внутренней стороне от костей до стопы - и сама стопа - от пятки до косточек пальцев. Приемы - поглаживание, растирание, разминание. Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.

При ярко выраженном плоскостопии подростку нужно будет подумать о выборе профессии, не связанной с длительной ходьбой, стоянием. А вот что касается армии, согласно последним приказам Министерства обороны, противопоказанием для призыва является только плоскостопие 3-й степени с артрозом суставов стопы.

Как обнаружить плоскостопие

НУЖНО иметь в виду, что до 4 лет ставить ребенку диагноз "плоскостопие" просто несерьезно. У малышей на ножках есть физиологичная жировая подушка, и если сделать отпечаток такой стопы (плантографию), то можно увидеть вроде бы уплощение, которое плоскостопием на самом деле не является. Еще одна причина, по которой ошибочно ставят диагноз, - Х-образные ноги. Стопа в этом случае кажется плоской, но если ногу поставить строго вертикально, то отпечаток получится нормальный. Вот почему, если диагноз ставит не ортопед, а, скажем, хирург или врач лечебной физкультуры, болезнь может быть обнаружена там, где ее нет.

А вот начиная лет с 5-6 сами родители вполне могут заметить какие-то неправильности у своего ребенка. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь при ходьбе или стоянии могут свидетельствовать о плоскостопии. Обследуйте ботиночки ребенка - не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука. В более старшем возрасте ребенок сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие, - при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве в области свода стопы. Иногда боль распространяется с подошвы через лодыжку до бедра, создавая картину ишиаса. При выраженном плоскостопии стопа меняет свою форму, о чем уже было сказано выше.

Плоскостопие означает полную потерю всех рессорных функций стопы. Можно сравнить это с поездкой на двух машинах: с хорошими рессорами и с изношенными. В первой ухабы на дороге "отзовутся" лишь легким покачиванием, а во второй любая ложбинка - уже порядочная встряска. Вот такую встряску при ходьбе плоскостопие дает голени, тазобедренному суставу. Все это может привести к плачевному итогу - артрозу.

Солнце, воздух и вода - ножек лучшие друзья

НО, конечно, лучшая борьба с плоскостопием - ее профилактика. Заключается она в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы.

Передний отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви - с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающим пальцы ног. При начальных степенях плоскостопия детям лучше не носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.

Обязательно следить за массой тела ребенка, чтобы она не была выше нормы. Ослабленные детские мышцы вкупе с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен.

Естественное укрепление организма способствует укреплению стопы. Ребенку полезно плавать - лучше кролем, но можно и просто барахтаться у края бассейна - важно, что происходит гребок ногой. Полезно ходить босиком - по песку (не горячему) или гальке (не острой). Бегать по холмикам и пригоркам, ходить по бревну.

Занятия физкультурой, безусловно, полезны и детям с плоскостопием. Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой стороны, они не противопоказаны, если нет тяжелых клинических проявлений болезни - болей, отеков. Так, почти у всех конькобежцев со временем формируется плоскостопие, что не мешает им добиваться высоких спортивных результатов. У известного прыгуна в высоту Владимира Ященко было выраженное плоскостопие. Однако свой недостаток он обратил в плюс - в момент прыжка корригировал деформированные мышцы стопы, что повышало его прыгучесть. Физическая нагрузка в любом случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы.

Комплекс упражнений при плоскостопии

В исходном положении (И. П.) сидя с выпрямленными ногами:

1. Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.

2. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.

И. П. - сидя на стуле:

3. Сгибать пальцы стоп.

4. Приведение стоп внутрь.

5. Кружение стопами внутрь.

6. Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).

7. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.

8. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.

9. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.

10. И. П. - стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в И. П.

11. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.

12. Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.

13. Ходьба по бревну боком.

Упражнения выполняются босиком, каждое по 8-12 раз.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.