Перспективный план работы в группе по профилактике плоскостопия

При поврежденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками. В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики, а использование стелек-супинаторов назначается в этом возрасте реже.

Скачать:

ВложениеРазмер
perspektivnyy_plan_raboty_po_profilaktike_ploskostopiya.docx 45.54 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по профилактике плоскостопия

Воспитатели: Маркова Р.Б.

Профилактика и лечение плоскостопия.

При поврежденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками. В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики, а использование стелек-супинаторов назначается в этом возрасте реже.

У школьников , наоборот, особое значение придается подбору хорошей ортопедической обуви с выкладкой свода и поднятием внутреннего края пятки. Здесь есть важный момент: стопа ребенка быстро растет, поэтому обувь нужно часто менять. Небольшая ошибка в конструкции башмака может не помочь, а, наоборот, увести в сторону патологии.

У подростков при тяжелом плоскостопии, сопровождающемся резкими болезнями, лечение начинается с наложения гипсовых повязок. После исчезновения болевых ощущений назначаются ортопедическая обувь, массаж, гимнастика. И только если все это ни к чему не привело, возможна операция.

Гимнастика. Должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.

Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень – по задней внутренней стороне от костей до стопы – и сама стопа – от пятки до косточек пальцев. Приемы – поглаживание, растирание, разминание. Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.

Возьмите чистый лист бумаги. Положите его на пол. Теперь намажьте ступни каким-нибудь жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий лист отпечаток Вашей стопы.

Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. Затем перпендикулярно этой линии проведите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Если отпечаток узкой части занимает не более одной трети этой линии – стопа нормальная. Если достигает середины линии – у Вас плоскостопие, и Вам не следует оттягивать визит к врачу. У врача методики определения степени плоскостопия более сложные.

Если дошкольник при длительном ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда.

По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4

Какой должна быть обувь ребенка?

Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков. Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стоп.

Каблук – это возвышение, с которого как бы само собой шагается, которое облегчает перекат. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм., с упругой стелькой и крепким задником.

Какой должна быть подошва? Тонкой? Не обязательно. Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода. Для ходьбы по асфальту подошва должна быть толстой и мягкой, особенно в зимнее время года. Резиновая решетка внутри толстых подошв к тому же отлично амортизирует и распределяет нагрузку на стопе.

Материал ее может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она не должна быть из кожзаменителя. Годится либо натуральная кожа, либо материя.

Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный свод стопы.

Различают пять видов плоскостопия.

Перспективный план работы

Перспективный план работы

Перспективный план работы

Перспективный план работы

Перспективный план работы

Перспективный план работы

Перспективный план работы

Перспективный план работы

Массаж рефлекторных зон ног.

  1. Сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли.

  1. Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите; повторите 3 раза на каждой ноге.

  1. Быстро потрите верх ступни рукой или, что более удобно, пяткой другой ноги.

  1. Если по телу разлилась приятная теплота – цель достигнута.

Всего за 60 секунд Вы включили основные системы организма на полные обороты.

Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

  1. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  2. Разминание стопы всеми пальцами.
  3. Граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.
  4. Похлопывание подошвы.
  5. Активное поднимание стопы вверх и опускание вниз.

  1. Граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.
  2. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  3. Катание подошвами вперед – назад гимнастической палки.
  4. Надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы.

  1. Надавливание с силой на болевые точки.
  2. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  3. Похлопывание подошвы.
  4. Катание подошвами мяча, выполняя круговые движения.

Комплекс упражнений при плоскостопии

И.п. - сидя с выпрямленными ногами:

  1. Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.
  2. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.

И.п. – сидя на стуле

  1. Сгибать пальцы стоп.
  2. Приведение стоп внутрь.
  3. Кружение стопами внутрь.
  4. Обеими стопами захватить и приподнять мяч.
  5. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.
  6. Пальцами ног захватить и приподнимать губку.
  7. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.

И.п. – стоя на носках, стопы параллельно.

  1. Ходьба босиком по песку или коврику из поролона, согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
  2. Ходьба по бревну боком.

Упражнения выполняются босиком, каждое по 8 – 12 раз.

Упражнения с предметами.

  1. Захватывание пальцами стопы мелких предметов.
  2. Удержание и выбрасывание мелких предметов.
  3. Перекатывание стопой набивного или резинового мяча.
  4. Собирание пальцами стоп.
  5. Перекладывание предметов вправо, влево.
  6. Подтягивание предмета к себе, передача сидящему рядом.
  7. Ходьба по ребристой дорожке.
  8. Ходьба по резиновым шипованным коврикам.
  9. Перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
  10. Катание стопой гимнастической палки.
  11. Ходьба по обручу, канату, веревке.
  12. Лазанье по лестнице.
  13. Спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие.

Комплекс упражнений рекомендуемых при плоскостопии.

  1. Сидя на стуле, разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола.
  2. Из того же положения, захватывать стопами мяч среднего размера и поднимать его.
  3. Из того же положения, подложив под сгиб стопы валик, максимально сгибать и разгибать стопы.
  4. Сидя на стуле, сгибать пальцами ног коврик или кусок ткани, лежащего на полу.
  5. Из того же положения, между стопами находится небольшой резиновый мяч. Сдавливать его.
  6. Захватывать и поднимать пальцами ног различные предметы.
  7. То же исходное положение, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катать палку подошвами ног.
  8. Из положения стоя, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.
  9. Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке.
  10. Ходьба по бруску с треугольным профилем.
  11. Ходьба на носках па наклонной плоскости.

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу.

Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки во внутрь.

И.п. – стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью логтями вниз, направлены пальцами вниз.

1-2 – полуприсед на носках, улыбнуться

И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.

1-2 – выпрямляя ноги, упор стоя, согнувшись на носках

И.п. – стоя, ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть.

1 – не отрывая пятку, носок правый в сторону.

3-6 – стоять, опираясь на наружный край стоп.

7 - не отрывая пятку, носок правый в и.п.

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам.

1 – слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол.

2 – слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол.

3-8 – продолжать передвигаться таким образом вправо.

И.п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны.

1 – согнуть правую ногу вперед, стопа согнута, пальцы сжаты.

5-8 – то же с другой ноги.

Как топает малыш?

Гимнастика исправит плоскостопие

Нормальное строение стоп очень важно для правильного положения позвоночника. Поэтому обратите особое внимание на ножки ребенка, чтобы не пропустить такой распространенный недуг, как плоскостопие. Обычно его обнаруживает детский врач, но можно определить плоскостопие и в домашних условиях. Для этого покрасьте стопу ребенка гуашью и поставьте малыша на листок чистой бумаги, чтобы отпечатался следок. Если у ребенка здоровая стопа, то на листке будет небольшой изгиб следка и он не отпечатается полностью. В случае плоскостопия стопа прорисуется вся.

Плоскостопие можно заподозрить и тогда, когда ребенок часто жалуется на боли в ногах и быстро устает. Возможно, у него уплощены мышцы свода стопы. Причина либо в чрезмерной нагрузке на позвоночник, либо в неправильном распределении тяжести на свод стопы. Нередко возникают утолщения суставов и мелких костей стопы – натоптыши.

Чтобы избежать всех этих неприятностей, необходимо развивать мышцы свода стопы.

Перед занятиями хорошо помассируйте стопы, разомните их, разогрейте. Размятые мышцы лучше поддаются коррекции.

Первая группа упражнений выполняется сидя на стуле.

  1. Перекатите стопы с пяток на носки, не отрывая их от пола. Затем переступайте ногами по полу, раздвигая поочередно то носки, то пятки.
  2. Возьмите гимнастическую палку, положите ее под стопы и катайте вперед-назад, опираясь стопами на ее поверхность.
  3. Положите на пол шнурок или ленточку. Подбирая под себя носки, двигайте ленточку, захватывая ее пальцами ног.
  4. Возьмите пальцами одной ноги с пола карандаш и, не выпуская его, опишите карандашом круг в воздухе. Выполните упражнение несколько раз поочередно то одной, то другой ногой.

Вторая группа – упражнения во время ходьбы.

  1. Сцепите руки за спиной в замочек, чтобы спина была прямая. Встав на носочки, сделайте 20 шагов на носках, затем 20 шагов – на пятках и 20 – на наружной поверхности стопы. Повторите серию упражнений три раза.
  2. Походите, перекатываясь с пятки на носок.
  3. Переступайте по лежащей на полу палке – так, чтобы стопы располагались вдоль нее. Затем поменяйте положение – стопы поперек палки.
  4. Подложите палку под пятки и сделайте несколько приседаний.
  5. Встаньте, сведите носки вместе, пятки врозь. Поднимитесь высоко на носочки, потом присядьте, но не до конца. Можно держаться руками за стол или развести их в стороны. Вернитесь в исходное положение.

  1. Девочкам следует носить обувь на небольшом каблуке, подросткам – на среднем. При этом старайтесь сохранять стройную осанку.
  2. С детства приучайте ходить босиком.
  3. Заведите массажные шлепанцы. Массажный коврик.
  4. Все время помните о том, что мышцам стоп необходима хорошая физическая нагрузка.

Отдел образования администрации городского округа – город Галич костромской области

Муниципальное образовательное учреждение детский сад №7

компенсирующего вида города Галича

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

по профилактике плоскостопия

Воспитатель:

Козлова Л. В.

Список детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С каждым годом медицинские работники выявляют всё больше детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушениями зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и т.д. На общем фоне увеличения количества детей с теми или иными заболеваниями растёт число детей, имеющих дефекты в развитии опорно-двигательного аппарата. Одним из приоритетных образовательных направлений в деятельности образовательного дошкольного учреждения детского сада №7 компенсирующего вида является физкультурно- оздоровительная работа. В ДОУ в ходе медицинских осмотров ежегодно выявляются дети с нарушениями ОДА: искривление осанки и плоскостопие. В связи с этим возрастает значение организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия у детей.

В последние годы возрастает интерес к нетрадиционному оборудованию. Практика показывает, что использование в любых формах физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками нетрадиционного оборудования не только разнообразит их, но и развивает у детей все необходимые физические навыки и качества, способствует повышенному вниманию и интересу к двигательной деятельности.

Стопа по данным многих исследований – это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, поэтому естественно, что нарушение этой опоры обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение её функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребёнка.

В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:

Следить за их осанкой;

Оброщать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;

Следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе.

Мышечно - связочный аппарат ног укрепляют:

Ежедневная гимнастика и занятия спортом;

Ходьба босиком в тёплое время года по неровной почве.

При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу.

Эффективность оздоровления детей во многом зависит от рациональной организации профилактических и оздоровительных мероприятий в ДОУ и семьи. Для этого необходимо:

проанализировать состояние здоровья детей, уровень их физической подготовленности и скомплектовать группу по профилактике плоскостопия;

изучить научно-методическую литературу по данному вопросу;

составить перспективный план работы кружковой деятельности;

установить взаимодействие с педагогами, старшей медицинской сестрой, педагогом-психологом, родителями по вопросам оздоровления профилактики плоскостопия.

Предварительный отбор в группу по профилактике плоскостопия осуществляет медицинская сестра ДОУ по согласованию с родителями.

Таким образом, проведя все необходимые обследования, сформировалась группа. Состав группы – до 10 человек, это позволяет наблюдать и контролировать состояние детей, замечать признаки утомления, регулировать нагрузку, осуществлять дифференцированный подход.

Совместно с медсестрой разработан комплекс упражнений по профилактике плоскостопия.

Важная роль в сохранении здоровья дошкольников отводится формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, поскольку в этом возрасте осанка и стопы ребёнка легко изменяются под действием негативных факторов. Поэтому кружковая деятельность построена на упражнениях по предупреждению дефектов осанки и плоскостопия, закаливающие процедуры (дети занимаются в облегчённой одежде, ходят босиком по разнообразным дорожкам, в конце занятия проводят сухое растирание).

Педагоги, работая с этой группой детей, отслеживают количество занятий, пропущенных ими по болезни, диагнозы. На основании этого старшая медсестра и руководитель физического воспитании дают рекомендации в работе с ребёнком. В помощь воспитателям и родителям организуется семинары-практикумы, совместные занятия, досуги, развлечения, где учат технике и методике выполнения упражнений по профилактике плоскостопия, дыхательных упражнений, массажу, закаливанию. Данная работа отражена в перспективном плане.

ЦЕЛЬ КРУЖКА:

профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционного оборудования.

ЗАДАЧИ КРУЖКА:

Осуществлять профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

Формировать у детей и родителей представления о здоровом образе жизни.

Учить приёмам общего самомассажа, специальным комплексам упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Развивать память, внимание, ловкость, речь.

ЦИКЛИЧНОСТЬ:

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и варьируются по времени. Группа занимается 15 - 20 мин (в зависимости от самочувствия детей время занятия может быть сокращено)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.

Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.

Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.

Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.

Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;

2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;

3. Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;

4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;

5. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.

Продолжительность проекта: 12 месяцев.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

  • Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
  • Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.
  • Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.

Образовательная область: “Физическое развитие”

Области интеграции: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

ФОРМЫ РАБОТЫ

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

- Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.

- Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей.

- Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.

- Изготовление нестандартного оборудования.

- Подбор рекомендаций для родителей.

- Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.

- Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия.

- Школа для родителей “Помоги ребенку сам”.

- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

“Здоровье всего дороже”,

“Охрана жизни и здоровья на прогулке”,

“Как следить за ногами”,

“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

- Беседы - рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

“Как заботиться о ногах”,

чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”.

- Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.

- Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”.

- Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.

- Обучение родителей упражнениям для профилактики плоскостопия

- Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”,

“Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”,

“Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях”.

- Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

- Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.

- Спортивные развлечения совместно с родителями:“По тропе здоровья”,

“Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”.

- Презентация материалов проекта

- Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
  2. Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.
  3. Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.
  4. Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, - 2005. – 96с.
  2. Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
  3. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.
  4. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.
  5. Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005.-№2 – С.51-58
  6. Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. - М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” - 2005. – 96с
  7. Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

Слюсарь Наталия Владимировна

Лукьянова Мария Сергеевна

ПРОЕКТ

Здоровье начинается со стопы.

Профилактика плоскостопия в детском саду.

Разработан:

воспитателем высшей категории

Слюсарь Наталией Владимировной,

инструктором по физкультуре

Лукьяновой Марией Сергеевной

г. Юхнов-1

2019 г.

  • Воспитатель Слюсарь Наталия Владимировна
  • Инструктор по физической культуре Лукьянова Мария Сергеевна

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.

Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.

Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.

Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.

Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.Выявить механизмы и методы, с помощью которых можно организовать физическое воспитание так, чтобы оно обеспечивало гармоничное развитие детей, укрепление и улучшение их здоровья.

  1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;
  2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;
  3. Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;
  4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;
  5. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.

Продолжительность проекта: 12 месяцев.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

  • Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
  • Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.
  • Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.

Образовательная область: “Физическое развитие”

Области интеграции: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

ФОРМЫ РАБОТЫ

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

— Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.

— Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей.

— Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.

— Изготовление нестандартного оборудования.

— Подбор рекомендаций для родителей.

— Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.

— Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия.

— Школа для родителей “Помоги ребенку сам”.

— Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

“Здоровье всего дороже”,

“Охрана жизни и здоровья на прогулке”,

“Как следить за ногами”,

“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

— Беседы — рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

“Как заботиться о ногах”,

чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”.

— Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.

— Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”.

— Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.

— Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”,

“Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”,

“Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях. Игры, которые лечат. ”

— Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, изготовленного родителями.

— Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.

— Спортивные развлечения совместно с родителями:“По тропе здоровья”,

“Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”.

— Презентация материалов проекта на педсовете.

— Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.

2 .Повышение уровня физической подготовленности детей. Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.

3.Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор. Выработка стойкой потребности в выполнении упражнений дома.

  1. Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

  1. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, — 2005. – 96с.
  2. Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
  3. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.
  4. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.
  5. Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005.-№2 – С.51-58
  6. Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” — 2005. – 96с
  7. Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.