Методы коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста


Зарядка от плоскостопия для детей состоит из 10–20 простых упражнений в зависимости от возраста больного. Делать гимнастику можно под руководством специалистов в лечебном кабинете или в домашних условиях. Овладеть знаниями по терапии и профилактике плоскостопия может любой родитель, даже без медицинского образования. Достаточно распечатать картинки с описанием упражнений, запомнить последовательность действий либо посетить один–два урока ЛФК с тренером. Но перед этим обязательно прочитайте за пару минут нашу статью.

Из этой статьи вы узнаете

Немного о заболевании

Стопа формируется полностью к 16–18 годам. Правильная подошва имеет две выемки: продольную и поперечную, тогда человек при ходьбе может опираться на три точки стопы.


Если подошва плоская, то роль амортизатора играть не может, нагрузка будет распределяться между тазобедренным суставом, позвоночником. В этом и состоит основная опасность плоскостопия.

У человека с подобным дефектом неверно формируется осанка, искривляются кости, болят ноги при малейшей активности. В будущем нескорректированное плоскостопие провоцирует артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, на стопах образуются болезненные натоптыши. Поэтому так важно устранить ортопедический дефект до полного созревания организма. Восстановить природные функции стопы легко с помощью консервативных методов терапии — ЛФК и гимнастики.

Маленькие хитрости! Если ребенок после 7 лет категорически отказывается посещать массажиста, не соглашается заниматься ЛФК дома или в терапевтической группе, предложите капризуле смотреть фото ног с невылеченным плоскостопием, расскажите подробно, какие последствия его ждут.

Стресс зачастую является более эффективным воспитателем, чем обещания и уговоры.

Разминка


Зарядка от плоскостопия у детей обязательно начинается с разминочных упражнений. Это необходимо для разогрева организма, снятия тонуса с мышц, подготовки мускулатуры к полноценной работе. Разминка включает в себя стандартные задания: наклоны, взмахи руками и ногами, повороты головы, туловища и другие. Основным упражнением для разогрева является ходьба. Дети должны двигаться по кругу, выполняя следующие указания педагога или родителя:

  • На носочках — 1–2 минуты. Руки нужно держать на поясе, голову не опускать к груди.
  • На носочках по счету и поднимать высоко колени — 1–2 минуты. Ритм не делайте слишком быстрым: раз – пауза – два – пауза – три – пауза и так далее. Ускорить темп выполнения задания можно на последних 10–15 секундах.
  • Попеременно на носочках и пяточках — 2–3 минуты. Чередуйте положение ног через 8–15 шагов.
  • На внутренних частях стопы — 1 минута.
  • На внешней части стопы — 1–2 минуты.

На заметку! Упражнения при плоскостопии у детей нужно делать босиком. Это обязательное условие эффективности лечения. Если пол холодный, можно надеть тоненькие носки, но лучше обходиться без них и запланировать занятия в теплом помещении.

Упражнения для коррекции плоскостопия у детей различаются по сложности.

При выборе заданий ориентируйтесь на возраст, физическую подготовленность маленьких пациентов.

ЛФК для детей до года

В грудничковом возрасте диагноз плоскостопие поставить еще нельзя, поскольку все дети рождаются с ровными подошвами. Дефект будет явно заметен позже, в 5–7 лет. Комплекс упражнений для детей до года рекомендован всем малышам как профилактика плоскостопия, косолапости и подготовка к самостоятельной ходьбе.

Мамам грудничков рекомендуется ежедневно проводить с ножками любимого карапуза следующие манипуляции:

  • вращения стоп по кругу;
  • наклоны ступней в разные стороны;
  • потягивание носочка на себя и от себя;
  • соединение стоп между собой;
  • велосипед ножками;
  • легкий массаж подошв и пальчиков.


На заметку! Упражнения выполняйте в положении лежа, в те дни, когда грудничок здоров и расположен к зарядке. Нажимы, наклоны, повороты стоп делайте без усилий, для массажа пользуйтесь маслом.

Упражнения для дошкольников (с 5–7 лет)

Длительность зарядки без учета разминки — 15 минут. Каждое упражнение нужно повторять 7–10 раз. После разминки малыш садится на невысокий стульчик и выполняет следующие задания:

  1. Отрывает ноги от пола по очереди и сгибает стопу наверх, разгибает с максимальной амплитудой.
  2. Не меняя исходного положения, поворачивает стопу по часовой стрелке, потом обратно.
  3. Пишет стопами ровные и широкие круги.
  4. Катает мячик или палку по полу. Сначала каждой ногой, затем обеими.

Затем перемещается на коврик, ложится на спину:

    Приподнимает ноги, хлопает ступнями друг об друга.

Переворачивается на живот:

Заключительный этап — выполнений упражнений стоя:

  1. Поднимается на носочки, задерживается в таком положении на несколько секунд, опускается.
  2. Встает на пяточки, фиксирует позу на 1–2 секунды. Длительность задержки с такой опорой нужно увеличивать постепенно до 5 секунд.
  3. Ходит по кругу сначала на пятках, потом на носках.
  4. Полуприседает на пальцах не больше 10 раз.
  5. Ходит на внешней, затем внутренней части стопы.
  6. Собирает пальцами ног мелкие предметы (шарики, карандаши, мягкие игрушки) с пола.


На заметку! С детьми младшего дошкольного возраста лучше всего проводить занятия в игровой форме, в группе. Родители должны не только руководить процессом, но и стать активными участниками тренировки.

На этом видео вы можете посмотреть, как правильно делать эти упражнения:

Комплекс для занятий в группе (в ДОУ)

В детском саду ЛФК преследует цель предупреждения плоскостопия у детей. Набор заданий может быть следующим:

  1. Дети делают упражнения на индивидуальном массажном коврике:
  • Ходят на внешней, потом на внутренней части стопы.
  • Делают перекаты с пятки на носочки.
  • Прыгают на пяточках, на носочках.

    Есть мнение! Доктор Комаровский считает, что невылеченное плоскостопие у детей старше 14–16 лет — результат халатности родителей.

    При таком количестве методов терапии деформацию стопы однозначно можно исправить, занимаясь не больше 10–15 минут в день на протяжении 1–2 лет.

    Для детей школьного возраста (от 7 до 16 лет)


    Подросткам и младшим школьникам 7–10 лет включайте в гимнастику больше заданий с предметами: мячиками, палками, скалками. Лечебный комплекс варьируйте по сложности и продолжительности с учетом возраста, подготовленности ребенка, в качестве основы рекомендуем следующие задания:

    1. Захват мяча внутренней частью стоп. Когда ребенок поймал мячик, его нужно приподнять от пола и удержать на весу несколько секунд.
    2. Подросток сидит на стуле, под ногами коврик. Пальцами ног нужно сложить подстилку гармошкой, затем расправить ее ровно. Для усложнения задания используйте вместо толстого ковра салфетки, головные платки.
    3. Положите под подошвы палку. Ребенок катает ее назад-вперед, прижимает к полу. Так же можно использовать мячи.
    4. Школьник приседает с опорой на пальчики, руки вытянуты вперед. Когда упражнение освоено, можно просить перекатываться в положении сидя с пятки на носок.
    5. Подготовьте ровную доску, положите ее под наклоном на пол. Подростку нужно ходить по ней на носках.
    6. Затем предложите школьнику ходить по узкой опоре — палке, скамье.
    7. Для ЛФК полезно использовать жесткие маты — ребенок прыгает сначала на обеих ногах, потом на одной.
    8. Заключительное задание – лазанье по шведской стенке. Обязательно переносить вес тела на ступни.

    В качестве массажа ступней 2–3 раза в неделю используйте ходьбу по крупе (гречке, рису) или выстилайте для ребенка дорожку из фасоли.

    Школьник должен стоять на натуральной поверхности босыми ногами, переминаться подошвами на одном месте. Упражнение способствует улучшению кровотока в ножках.

    На заметку! Не забывайте корригировать набор упражнений по мере взросления пациента. Подростку после 12 лет можно заниматься ЛФК не 15, а 30 минут, и делать по 20 повторов каждого задания.

    Видео с гимнастикой для подростков:

    Физкультура для ног при продольном плоскостопии

    Продольное нарушение строения стопы чаще встречается у подростков с лишним весом. ЛФК обязательно сочетайте с плаванием, диетой, контролем режима дня. Ежедневно на протяжение 2–3 месяцев ребенок должен выполнять следующие тренировочные упражнения:

    1. Сидя на стуле, приподнимать ноги наверх и вращать попеременно стопами.
    2. Подниматься на пальчиках 20–30 раз.
    3. Ходить на носочках 1–2 минуты.
    4. Сжимать и разжимать пальцы ног с силой. Можно использовать удержание карандаша, ватных палочек.

    На заметку! Боль, судороги в ногах, ступнях во время выполнения комплекса упражнений ЛФК и после тренировки — сигнал к прекращению занятий. Возможно, комплекс заданий не подходит ребенку по насыщенности или сложности. За коррекцией физкультуры и консультацией обратитесь к ортопеду, физиотерапевту.

    Упражнения при вальгусном дефекте стопы


    Для устранения косолапости при вальгусном деформации стопы у малыша стандартным набором упражнений обойтись не получится. К зарядке при плоскостопии добавьте еще несколько заданий:

      Катание палки, мяча стопами в положении сидя.

    Ребенку нужно с силой нажимать на предмет.

  • Сжимание твердого предмета пальцами ног. Используйте карандаши, игольчатые мячи, камушки.
  • Захват пальцами ног мелких деталей с пола.
  • Подъем на пальчиках.
  • Используйте такую тренировку для расслабления мышц ног после тяжелого дня, большой нагрузки в школе или длительной ходьбы. Упражнения выполняйте в комплексе не более 2–4 минут, по 30 секунд – 1 минуте на каждое задание.


    Физкультура при поперечном плоскостопии

    Основная причина поперечного плоскостопия — недостаточная развитость связок подошвы. Задача специальной гимнастики при таком нарушении: растяжение мышц, сухожилий, снятие тонуса. Самым частым последствием поперечного плоскостопия являются натоптыши и искривленные пальцы, когда фаланги заходят друг за друга.

    Не допустить негативных последствий ортопедического дефекта и исправить легкую степень плоскостопия поперечного типа у ребенка помогают следующие упражнения:

    1. Ходьба на внутренней и внешней части стопы — 2–4 минуты.
    2. Походка балерины (на пальчиках, вытянутом по максимуму носке) — 1–2 минуты.
    3. Приседания на носках и возврат в исходное положение стоя — 10 повторов.
    4. Перекатывание предметов по полу с упором на пальцы и стопы — 3–4 минуты.
    5. Бег на месте.

    На заметку! Для профилактики и лечения поперечного и продольного плоскостопия эффективно использовать коврики с неровной поверхностью. Обязательно приобретите несколько штук домой или сделайте сами из подручных материалов.

    Противопоказания

    Отказаться от гимнастики придется совсем или на короткое время до стабилизации состояния здоровья в следующих ситуациях:

      Если у ребенка высокая температура, признаки гриппа, простудных заболеваний.

    На заметку! Активный образ жизни, занятия спортом положительно влияют на общее состояние здоровья, мускулатуру. Но к выбору секции при плоскостопии нужно подходить внимательно. В 90% случаев детям с продольным и поперечным дефектом подошвы запрещены танцы, большой теннис, фигурное катание, конькобежный спорт, любые виды спорта, связанные с поднятием тяжестей.

    Альтернативные методы лечения

    Лечебная физкультура при плоскостопии у детей — действенный метод терапии ортопедических дефектов, но зачастую школьники, да и взрослые тоже, ленятся приходить на занятия длительное время. Малышей родители могут, конечно, простимулировать обещаниями, подарками, сладкими сюрпризами после каждого урока, но все равно зарядка остается скучным и нудным повседневным процессом.

    Если справиться с ленью, упертостью ребенка не получается, воспользуйтесь альтернативными методами лечения:


    Метод рекомендуется детям от 5 до 7 лет. В процессе зарядки используются не только элементарные прыжки вверх, но перекаты, кувырки, преодоление препятствий и другие задания. Методика разработана сотрудниками института физической культуры Иркутска, внедряется в организацию коррекционно-оздоровительной работы с детьми 5–7 лет с 2013 года.

    Г. Трибургом для придания связкам и мышцам эластичности. Лечение плоскостопия не является основной целью данного комплекса упражнений, но с их помощью достигается неплохой терапевтический эффект у детей с подобными дефектами.


    Для лечения плоскостопия подойдут не обычные ортопедические сапоги или сандалии, а специально разработанная обувь. Это ботинки-тренажеры. При их использовании происходит тренировка мышц стопы, голени с помощью оригинальной формы обуви. Дети дошкольного возраста должны носить их не менее 5–6 часов в сутки, желаемый результат достигается через 10–14 месяцев в 60% случаев. Рекомендованный курс лечения тренировочной обувью — 2–4 года.


    Плавание, виды спорта, связанные с прыжками (баскетбол, волейбол) особенно полезны детям с косолапием. Бег, езда на велосипеде, катание на лыжах показаны всем школьникам с плоскостопием без исключения.

    На заметку! Значимость физиопроцедур, ЛФК при плоскостопии у детей некоторые специалисты ортопедии считают переоцененной. Но статистические данные говорят об обратном. Регулярные тренировки в полную силу являются результативными в 60–70% случаев. ЛФК в сочетании с правильной обувью, бассейном, диетой, здоровым образом жизни — в 70–90%. Отсутствие эффекта чаще объясняется срывами тренировок, нежеланием заниматься и достигать успеха.

    Полезные советы

    • Исправление ортопедического дефекта будет более результативным, если проводить лечение комплексно. Кроме зарядки используйте другие физиотерапевтические процедуры. Это массаж, плавание, расслабляющие ванны, тейпирование. Физиолечение согласовывайте с врачом.
    • Дети с плоскостопием второй и третьей степени чаще всего страдают лишним весом. Следите за питанием дошкольников, старайтесь снизить массу тела физическими нагрузками, строгим режимом дня. Во время интенсивного лечения плоскостопия рекомендуется наладить легкую фруктово-овощную диету, пить больше киселя, есть холодец, студень. Желеобразные блюда способствуют формированию хрящевой ткани.
    • Приучайте маленьких непосед ходить дома, на пляже, по дачному участку босиком. Чем выше рельефность поверхности, тем эффективнее будет результат.
    • Не покупайте ортопедическую обувь, особенно при сильной косолапости, наугад. Лучше заказать ботинки по индивидуальному слепку ножки. Для лечения первой и второй степени плоскостопия достаточно использовать ортопедические стельки, вставлять их в обычную пару туфель.
    • Не забывайте о профилактике плоскостопия у грудничков с 6 месяцев. Делайте массаж стоп, не используйте ходунки до 7–8 месяцев, лечите врожденную дисплазию тазобедренных суставов до полугодовалого возраста, обращайте внимание на осанку малыша, вовремя просите совета у ортопеда.
    • Внимательно подходите к выбору обуви при ортопедических дефектах и при их отсутствии. Здоровый ребенок должен носить туфли с небольшим каблуком и супинатором, упругой подошвой, из натуральных материалов, точно по размеру. Использования обуви на плоской подошве, мягкими задниками до 11–14 лет избегайте.
    • Обратите внимание на иппотерапию. Катание на лошадях тренирует спину, формирует осанку, закрепляет сухожилия и мышцы ног. Перед записью в секцию или на комплекс занятий обязательно посоветуйтесь с ортопедом — пациентам с ослабленным позвоночником в тяжелой степени нужны особые условия для подобного спорта.

    Плоскостопие — серьезный недуг, но весьма хорошо поддающийся коррекции, особенно в дошкольном возрасте. Вовремя обратите внимание на ортопедическую проблему, приложите максимум усилий к ее решению, и через пару лет ножка малыша будет выглядеть идеально.

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

    Плоскостопие – статистическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55 процентов; всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

    Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Его следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

    Возрастные особенности формирования стопы у детей дошкольного возраста

    Детская стопа по сравнению со взрослой более коротка и широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг у друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы..Кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослого более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.Одной из характерных возрастных особенностей является еще не сформированный суставно-связочный аппарат стоп.. Суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузками. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому уплощению стоп. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стоп систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки им противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренни свод и развивается плоскостопие.В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование ее не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно приостановить развитие плоскостопия и способствовать его исправлению путем укрепления мышц и связок стопы

    Профилактика плоскостопия у детей

    В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причиныть много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение. Предупреждением полоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укрпелению мышц голени, стопы и пальцев. Для укрепелния своды стопы необходимо использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.Внимание! Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо, и его необходимо лечить, так как оно нередко является одной из причин нарушения осанки.

    Упражнения для профилактики плоскостопия

    1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс)
    2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить паралеллельно друг другу.
    3. Ходьба с повором стоп пятками наружу, носками внутрь.
    4. Ходьба по ребристой доске.
    5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
    6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
    7. Перекаты с носка на пятку, стоя или на палке.
    8. Ходьба на носках в полуприсяде.
    9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
    10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
    11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
    12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
    13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
    14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

    Иляна Коробейникова
    Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста

    Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей являются здоровьесберегающие образовательные технологии. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

    Существует более 300 определений здоровья.В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

    К сожалению, медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании у детей дошкольного возраста осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов ([1]).

    В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья.

    В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности особое внимание специалистами нашего учреждения уделяется профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей, поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

    Плоскостопие в медицине рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Другие авторы под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.

    Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение в профилактической работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

    В этом возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

    Успешная профилактика и коррекция плоскостопиявозможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.А упражнения этого цикла можно включать в различные виды деятельности: познавательную, игровую; использовать разные формы организации детей: занятия, гигиенические процедуры, развлечения, прогулки; а также создавать условия для использования детьми полученных навыков в самостоятельной деятельности ([2]).

    В основу работы по профилактике плоскостопия должны быть заложены такие принципы как системность, интеграция, индивидуально-личностный подход, результативность;используются методы: проблемный, наглядный, беседа;и формы организации: индивидуальная, групповая, развлечения, прогулки, самостоятельная деятельность детей.

    гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением. Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т. п.

    хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др., оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года. Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирания стоп, контрастное обливание ног, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля

    специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Особенностью является использование образных названий упражнений ("Котята", "Утята", "Веселый зоосад" и другие упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой). Один комплекс в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической культуре, а в последующие две недели включается в содержание утренней гимнастики. Следующие четыре недели применяется другой комплекс. Далее в течение еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущий комплекс.

    1. Ахутина Т. В.Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

    2. Шарманова С. Б., ФедоровА. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания //Физическая культура. 1999. №3-4

    3. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) 3-е издание

    4. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.

    5. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

    6. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.