Методика определения степени плоскостопия по чижину

Мокрой или смазанной кремом стопой встаньте на лист чистой бумаги, полученный отпечаток стопы обведите карандашом.

На полученном отпечатке проведите линии:

1) касательную – к наиболее выступающим точкам внутренней линии стопы;

2) соединяющую основание второго пальца с серединой пятки. От средины данной линии проведите перпендикулярную линию к внутреннему своду стопы до пересечения с касательной линией (рис. 1).

Вычислите отношение опорной части перпендикулярной линии к ее свободной (до пересечения с касательной).


Рис. 1. Оценка плантограммы по И.М. Чижину:

индекс от 0 до 1 – стопа нормальная;
индекс от 1 до 2 – стопа уплощенная;
индекс более 2 – стопа плоская

Третья методика: Мокрой или смазанной кремом стопой встаньте на лист чистой бумаги, полученный отпечаток стопы обведите карандашом. Проведите линию АК, соединяющую две крайне-левые точки отпечатка. Найдите точку М (М=АК:2). Проведите линию АВ перпендикулярно АК, МД - перпендикулярно АК. Отметьте точку С на прямой МД. Измерьте длину АВ и СД. Иногда СД = 0. Величину СД разделите на АВ и переведите в проценты. (умножьте на 100). Полученный процент не должен превышать 33.

Показатель более высокий чем 33% говорит о наличии плоскостопия.

Четвертая методика:Для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять опечаток ее подошвенной части – плантограмму. Для этого берется водный раствор какого-нибудь красителя (например, 1%-ный спиртовой раствор бриллиантового зеленого) и смазывается поверхность подошвы обследуемого. Затем ему предлагается обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером не менее 30?40 см. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе стопы, следы стоп при этом четко отпечатываются на бумаге. После этого проводят оценку плантограмы по методу В.А. Яралова-Яраленда (рис. 2). Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АСили располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС – стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ – плоскостопие 2-й и 3-й степени.


Рис. 2. Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яраленда:

а – нормальная форма стопы;
б – плоскостопие 1-й степени;
в – плоскостопие 2-й или 3-й степени.
АВ – линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;
АС – линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком

ЗАДАЧИ

Задача 1. По величинам сигмальных отклонений сделайте заключение, какие соматометрические показатели характеризуют физическое развитие подростка как среднее, гармоническое, про­порциональное.

1. По росту сигма равна —0,5, по массе тела — -1,7, по окружности грудной клетки — -1,3.

2. По росту сигма равна +0,9, по массе тела — +1,0, по окружности грудной клетки — +0,7.

3. По росту сигма равна +1,3, по массе тела — +1,5, по окружности грудной клетки — +1,6.

4. По росту сигма равна -1,0, по массе тела — +1,2, по окружности грудной клетки — -1,4.

Задача 2. Какие величины приведенных показателей характе­ризуют наиболее пропорциональное развитие грудной клетки де­вушки?

1. Показатель экскурсии грудной клетки равен 7 см, индекс Эрисмана — +1,5.

2. Показатель экскурсии грудной клетки равен 8 см, индекс Эрисмана – -3,5.

3. Показатель экскурсии грудной клетки равен 2 см, индекс Эрисмана — +4,0.

4. Показатель экскурсии грудной клетки равен 6 см, индекс Эрисмана — +5,0.

Задача 3. Определите предполагаемые границы роста статиста, согласно показателям массы тела, указанных в таблице

Цифры зачетной книжки Послед няя
Предпоследняя Масса тела , кг

ТЕСТЫ

Вопрос 1. Социальное здоровье – это…

1. Здоровье, определяемое моральными принципами.

2. Адаптация человека в общественной среде.

3. Общественное здоровье.

Вопрос 2. Физическое здоровье – это…

1. Состояние организма, обусловленное нормальной работой органов и систем организма.

2. Гармоничный процесс развития человека как личности.

3. Отсутствие физических недостатков.

Вопрос 3. Здоровый образ жизни – это…

1. Поведение, базирующееся на научных, санитарно-гигиенических нормативах.

2. Образ жизни, направленный на искоренение вредных привычек.

3. Образ жизни, основанный на физической культуре и спорте.

Вопрос 4. Основные факторы, влияющие на здоровье человека…

1. Условия и образ жизни, окружающая среда, наследственность, медицинское обслуживание.

2. Экономические, социальные факторы. Поведение человека.

3. Социальная, культурная и политическая обстановка в стране.

Вопрос 5. Болезнь – это…

1. Неспособность организма реализовывать какие-либо функции.

2. Наличие физических недостатков и дефектов.

3. Любое отклонение от нормального физического состояния.

Вопрос 6. Здоровье населения оценивается по…

1. Комплексу демографических показателей: рождаемость, смертность и др.

2. Мероприятиям, направленным на улучшение качества жизни.

3. Мероприятиям, направленным на оздоровление организма.

Вопрос 7. К антропометрическим показателям относятся…

1. ЖЕЛ, ДО, Ровд, ОО, мышечная сила кистей.

2. Тип телосложения: форма груди, живота, ног, спины.

3. Сомато-, остео-, краниометрические показатели.

Вопрос 8. Нормостенический тип телосложения характеризуется…

1. Пропорциональной длиной и поперечных размеров тела.

2. Преобладанием длины тела над поперечными размерами.

3. Относительным преобладанием поперечных размеров тела.

Вопрос 9. Факторы, лимитирующие гармоничное физическое развитие…

1. Социальные, психологические, религиозные.

2. Медицинское обслуживание, режим труда и отдыха.

3. Эндогенные,социально-экономические, природно-климатические.

Вопрос 10. Здоровье – это…

1. Душевный комфорт.

2. Состояние полного физического, психического и социального благополучия.

3. Отсутствие физических недостатков.

Вопрос 11. Психическое здоровье – это…

1. Личностная зрелость.

2. Состояние головного мозга (качество мышления, памяти и др).

3. Душевное благополучие.

Вопрос 12. Профилактика возникновения заболеваний включает…

1. Первичную, вторичную, третичную профилактику.

2. Вводную профилактику.

3. Заключительную профилактику.

Вопрос 13. Двигательная активность – это…

1. Занятия физической культурой.

2. Адекватный двигательный режим человека.

3. Реализация физического потенциала человека.

Вопрос 14. Гиподинамия – это…

1. Регулярные прогулки на свежем воздухе.

2. Неспособность выполнять физические нагрузки.

3. Ограничение двигательной активности, ведущее к изменениям.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

Опорно-двигательная система занимает важное место в строении и функционировании организма человека. Важную роль играют стопы. Здоровые стопы- это здоровье нашего организма.

Стопы — фундамент нашего тела в прямом и переносном смысле. Они несут самую большую нагрузку, чем другие части тела. Чтобы выдержать такие нагрузки, как ходьба, бег, прыжки и т.д., нужна сильная, гибкая, упругая стопа. Стопа выполняет балансировочную функцию, помогая телу сохранять равновесие. Благодаря своим продольному и поперечному сводам стопа еще и амортизирует нагрузки, предохраняя от них расположенные выше суставы, а также позвоночный столб. Если свод стопы ослабевает, развивается плоскостопие.

Актуальность. Специалисты-ортопеды в последнее время отмечают лавинообразное увеличение количества людей, страдающих плоскостопием. Регулярные медицинские профессиональные осмотры показывают, что плоскостопие обнаруживается более чем у 35% детей уже к семилетнему возрасту, и в дальнейшем процент заболевания только растет. По данным ученых, плоскостопием страдает от 40% до 60% всего населения страны.

Опасности, связанные с плоскостопием, принято недооценивать, однако на самом деле, данная патология довольно серьезна и может привести к самым разнообразным болезням: искривлению позвоночника, радикулиту, артриту, артрозу, остеохондрозу, грыже межпозвонковых дисков, наконец, есть мнение, что все болезни от плоскостопия, потому что на стопах находятся энергетические точки. Поэтому очень важна ранняя диагностика и применение средств профилактики и лечения плоскостопия.

Целью нашего исследования стало изучение состояния стоп учащихся 8-х классов на выявление наличия плоскостопия с помощью простых в исполнении и информативных методик Чижина, Штритера и Яралова-Яралянца, а также установление причин этой патологии.

Изучить литературу по данной проблеме.

Выполнить обработку и оценку плантограмм по методикам Чижина, Штритера и Яралова-Яралянца.

Провести анкетирование учащихся с целью выявления факторов, влияющих на развитие плоскостопия.

Подготовить мини- плакат с рекомендациями по профилактике плоскостопия.

Подготовить презентацию для демонстрации результатов нашего исследования.

Предмет исследования: плоскостопие.

Объект исследования: учащиеся 8-х классов.

Методы исследования:

Статистический (математический) метод.

Была выдвинута гипотеза: плоскостопие – это скорее приобретенное заболевание, нежели врожденное.

Практическая значимость работы состоит в том, что диагностика может выявить заболевание на начальной стадии и предотвратить его дальнейшее развитие.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Анатомия стопы

Здоровая стопа представляет собой хорошо слаженный механизм, состоящий из костных элементов, мышц и сухожилий.
Из Большой Медицинской Энциклопедии мы узнали , что выделяют 3 отдела костного каркаса стопы: предплюсна, плюсна, пальцы.

Предплюсну образуют 7 коротких губчатых костей, расположенных в 2-а ряда. Передний ряд образуют ладьевидная, латеральная, кубовидная, медиальная клиновидная и промежуточная. В заднем ряду располагаются таранная и пяточная кости.

Плюсну образуют 5 коротких трубчатых костей, основания которых образуют суставы с кубовидной и клиновидными костями, их головки же соединяются с фалангами пальцев.

Пальцы – состоят из трех фаланг: ногтевой, средней и основной, кроме большого пальца, который образован только 2-мя фалангами.

Важнейшим структурным элементом стопы являются её своды. В норме стопа образует два свода: продольный и поперечный.

Продольный свод располагается по внутреннему краю стопы. В продольном своде выделяют наружный и внутренний свод. Наружный продольный свод образован плюсневыми костями (4-ая и 5-ая), кубовидной и пяточной костями. Внутренний продольный свод сформирован клиновидными, первой и второй плюсневыми костями, а так же таранной и ладьевидной костями.

Поперечный свод сформирован головками плюсневых костей, расположенных в виде дуги.

Благодаря правильно сформированным сводам, стопа выполняет ряд необходимых функций:

распределение нагрузки тела при движении,

установление равновесия и приспособление к неровностям земной поверхности.

смягчение ударов о землю при движении (амортизирующая способность),

накопление и высвобождение энергии, формирующейся при биомеханизме ходьбы.

В общем, своды стопы работают как пружины и рычаги, обеспечивая максимальный комфорт движения с минимальными последствиями для организма. Повреждения этого звена способно привести к нарушению работы всего опорно-двигательного аппарата.

Глава 2. Плоскостопие

2.1. Классификация плоскостопия.

Из специальной литературы мы узнали что плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся понижением ее сводов. Понижение продольного свода приводит к продольному плоскостопию, поперечного – к поперечному. Нередко продольное и поперечное плоскостопия сочетаются (комбинированное плоскостопие).

По происхождению плоскостопие делится на врожденное и приобретенное.

Врожденное плоскостопие встречается довольно редко (около 3 % случаев) и развивается вследствие внутриутробного изменения в структурных элементах стопы. Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы.

Приобретенное плоскостопие в зависимости от причинного фактора делят на:

паралитическое. Возникает в результате паралича мышц стопы, голени после перенесенной нейроинфекции, например, полиомиелита.

травматическое. Развивается как следствие травмы- перелома костей стопы, голеностопного сустава, повреждение соединительных тканей свода стопы.

2.2. Степени плоскостопия

Определяют 3 степени плоскостопия:

I степень (слабовыраженное). Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму, боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают. Изменяется походка, становится менее пластичной.

II степень (комбинированное). Умеренно выраженный дефект, при котором уплощение стопы заметно невооруженным глазом. Человек в этом случае испытывает умеренные боли и жалуется на усталость ног. Кроме того, у него может появиться косолапость и тяжелая поступь.

III степень ( резко выраженное). Выраженный дефект, при котором наблюдается полная деформация стопы. В этом случае больной испытывает сильные боли в области голеностопа, его ноги быстро устают, но самое опасное, что такое состояние приводит к нарушению работы опорно-двигательной системы.

2.3. Причины плоскостопия

Существует много причин, способствующих развитию этой патологии.

Врачи отмечают следующие:

ношение некачественной обуви;

избыточная масса тела;

чрезмерные физические нагрузки;

травмы нижних конечностей;

перенесенный в детстве рахит.

2.4. Симптомы плоскостопия

Как можно понять, что у тебя плоскостопие?

К признакам плоскостопия относятся:

боли и отечность стоп;

напряжение в икроножных мышцах;

появление натоптышей (у основания большого пальца);

боли в мышцах бедер, голени, пояснице возникающие при движении, а в дальнейшем и при стоянии, боли проходят после ночного сна;

быстрая утомляемость ног;

Плоскостопие можно диагностировать и по внешним признакам:

быстро снашивается внутренняя сторона каблука и подошвы на обуви;

стопы увеличиваются в размере, особенно по ширине;

походка становится тяжелой, неестественной, появляется косолапее, нарушается осанка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Методики исследования

У 32 учащихся 8 –х классов была проведена диагностика плоскостопия методом плантографии по И. М. Чижину, В. А. Яралову-Яралянцу, В. А. Штритеру.

Плантография - исследование отпечатка (следа) стоп. Название метода произошло от латинских слов planta (подошва ступни) и graphio (рисунок). Диагностику проводят двумя методами: классическим и компьютерным. В первом случае ступни пациента покрывают красящими жидкостями, и он оставляет след на бумаге. Затем врач-ортопед визуально оценивает отпечаток. При компьютерной плантографии исследование стопы проводится автоматически с помощью специальной программы.

Мы проводили диагностику классическим методом. Для снятия отпечатков подошвенной поверхности стоп была использована гуашь. Учащимся предлагалось смазанной гуашью стопой встать на чистый лист бумаги. Далее проводилась обработка полученных отпечатков с помощью разных методик.

Методика И.М.Чижина

Проводится касательная АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края.

Через середину пятки к основанию 2 пальца проводят линию СД.

Измеряются отрезки аб и бв.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: ИЧ = аб / бв.

О ценка результатов:

0,0–1 — стопа не уплощена.

1,1–2 — уплощена (умеренное плоскостопие).

2,1 и более — стопа плоская.

Методика В.А. Яралова-Яралянца

При этой методике на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком.

Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне — стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС — стопа уплощена (плоскостопие 1–й степени); если не доходит до линии АВ — плоскостопие 2–й и 3–й степени.

Методика В.А.Штритера

К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ).

Находится середина отрезка АБ.

Из середины отрезка АБ возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка.

Отмечаются точки Г — в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д — в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы.

Измеряются отрезки ГД и ВД.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: I = ГД * 100 / ВД

Обработка плантограммы по методу Штритера

00,0–36 —высокосводчатая (полая) стопа

36,1–43 —повышенный свод

43,1–50 — нормальная стопа

50,1–60 — уплощенная стопа

Глава 2. Оценка результатов исследования (Приложение1).

Оценка плантограм по методике И.М.Чижина выявила, что:

у 24 человек (75%) – стопа не уплощена;

у 6 человек (18, 75%) – стопа уплощена (умеренное уплощение);

у 2 человек (6,25%) – стопа плоская.

По методике В.А.Яралова-Яралянца:

26 человек (81,25%) имеют нормальную стопу;

4 человека (12,5%) - уплощенную (умеренное плоскостопие);

2 человека ( 6, 25%)- плоскую стопу.

По методике В.А.Штритера:

8 человек (25%) имеют нормальную стопу, а у остальных учащихся найдены различные отклонения от нормы:

6 человек ( 18,75%) – уплощенная стопа;

2 человека (6,25%) – плоскостопие;

8 человек (25 %) – повышенный свод стопы;

8 человек (25%) - высокосводчатая стопа.

Анализ плантограмм показал, что метод Чижина и Яралова-Яралянца имеют более низкую степень градации патологии стопы, по сравнению с методом Штритера.

Однако все три методики позволили выявить учащихся с плоскостопием (2 человека), и учащихся с уплощенной стопой (6:4:6). 2 человека с уплощенной стопой по методикам Чижина и Штритера, рассматриваются, как норма по методике Яралова-Яралянца.

Глава 3. Выявление причин развития плоскостопия

Анализ анкет

Для выявления факторов, влияющих на развитие плоскостопия, мы провели анкетирование. В анкетировании принимали участие учащиеся 8-х классов. Всего было опрошено 32 респондента. (Приложение 2).

Из опрошенных ребят 3 человека имели избыточную массу тела. Из них у двоих выявлено плоскостопие, а 1 человек имел нормальную стопу.

Из 15 человек, занимающихся спортом, у троих – уплощенная стопа, а у одного выявлено плоскостопие.

Из 32 человек: 18 носят кроссовки, а 14 человек – кроссовки и другую обувь, в которой есть каблук. Все ребята, у которых выявлено плоскостопие и уплощенная стопа (всего 8 человек) носят обувь с плоской подошвой.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной диагностики плоскостопия методом плантографии у учащихся 8-х классов лицея установлено, что 25 % имеют нормальную стопу, а 75% - различные отклонения (25% - высокосводчатая стопа; 25% - повышенный свод стопы; 18,75% - уплощение топы; 6,25% - плоскостопие).

Простые в использовании и легко выполнимые плантограммы по Чижину, Штритеру, Яралову–Яралянцу обладают достаточно высокой степенью точности диагностики плоскостопия. Данные методики можно применять в домашних условиях для выявления данной патологии.

Методика Штритера дает самую высокую степень градации состояния стопы в целом.

В ходе исследования были выявлены учащиеся с высокосводчатой (полой) стопой. Это патология, обратная плоскостопию. Этим ребятам было рекомендовано посетить врача-ортопеда

В результате проведенного исследования выяснили, что одной из основных причин развития плоскостопия является ношение неправильно подобранной обуви.

Рекомендации по профилактике плоскостопия

Мы подготовили мини-плакат (Приложение 3) по профилактике плоскостопия, в котором отразили данные рекомендации:

По возможности больше ходите босиком.

Обливайте ноги прохладной водой для улучшения кровообращения.

Ежедневно выполняйте специальный комплекс упражнений.

Не носите стоптанную, сильно разношенную обувь.

Носите обувь, правильно подобранную по размеру, из натурального материала, с жестким задником, гибкой подошвой и небольшим каблуком.

Ежедневно делайте массаж стоп.

Правильно дозируйте физические упражнения, ходьбу, подвижные игры.

Следите за своим весом.

Следите за своим питанием. Полезны легкие сорта мяса и рыбы, молочные продукты, бобовые, гречневая крупа, богатые белками.

Носите ортопедические стельки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева Н. А. По следам плоской стопы / Н. А. Алексеева, А. О. Арсеньев // Семейный доктор. — 2001. — № 9. — С. 16–20.

Аносов В. С. Компьютерно-фотоплантографическая методика диагностики патологии стоп / В. С. Аносов // Рецепт. — Минск, 2006. — № 6. — С. 153–158.

Большая медицинская энциклопедия. Под редакцией академика Б. В. Петровского, 1974

Приложение 1.

Оценка результатов по методу Чижина

Оценка результатов по методу Яралова-Яралянца

Оценка результатов по методу Штритера:

0,94 стопа не уплощена

48 (нормальная стопа

1,27 умеренное плоскостопие

стопа уплощена (плоскостопие 1–й степени)

57 уплощенная стопа

0,62 стопа не уплощена

37 субэкскавированная стопа

0,27 стопа не уплощена

22 экскавированная (полая) стопа

0,52 стопа не уплощена

33 экскавированная (полая) стопа

1,13 умеренное плоскостопие

стопа уплощена (плоскостопие 1–й степени)

55 уплощенная стопа

1,11 умеренное плоскостопие

52 уплощенная стопа

1,3 умеренное плоскостопие

стопа уплощена (плоскостопие 1–й степени)

59 уплощенная стопа

0,66 стопа не уплощена

39 субэкскавированная стопа

0,48 стопа не уплощена

35 экскавированная (полая) стопа

0,82 стопа не уплощена

46 нормальная стопа

0,59 стопа не уплощена

36 экскавированная (полая) стопа

0,88 стопа не уплощена

46 нормальная стопа

1,13 умеренное плоскостопие

53 уплощенная стопа

5,58 стопа плоская

плоскостопие 2–й и 3–й степени

0,7 стопа не уплощена

41 субэкскавированная стопа

0,54 стопа не уплощена

36,3 субэкскавированная стопа

0,74 стопа не уплощена

44 нормальная стопа

0,63 стопа не уплощена

41 субэкскавированная стопа

0,55 стопа не уплощена

39 субэкскавированная стопа

0,51 стопа не уплощена

33 экскавированная (полая) стопа

0,74 стопа не уплощена

43,2 нормальная стопа

0,75 стопа не уплощена

43,1 нормальная стопа

0,65 стопа не уплощена

38 субэкскавированная стопа

0,32 стопа не уплощена

34 экскавированная (полая) стопа

0,12 стопа не уплощена

19 экскавированная (полая) стопа

1,16 умеренное плоскостопие

стопа уплощена (плоскостопие 1–й степени)

54 уплощенная стопа

0,84 стопа не уплощена

47 нормальная стопа

0,77 стопа не уплощена

42 субэкскавированная стопа

0,20 стопа не уплощена

31 экскавированная (полая) стопа

0,80 стопа не уплощена

45 нормальная стопа

2 умеренное плоскостопие

плоскостопие 2–й и 3–й степени

Приложение 2.

Занимаетесь ли Вы спортом? Если да, каким?_______________________

Какую обувь Вы носите ( кроссовки, туфли и т.д.)____________________

Есть ли у обуви, которую Вы носите, каблук. Если есть, какая у него высота?_______________________________________________________

Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны?_____________

Болели Вы в детстве рахитом (да, нет, не знаю)?____________________

Болят ли у Вас ноги в конце дня?_________________________________

Чувствуете ли Вы при длительной ходьбе сильный дискомфорт стоп?___

Ставил ли Вам врач когда-нибудь диагноз – плоскостопие?___________


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 08.06.2016 2016-06-08

Статья просмотрена: 4081 раз

В статье представлены методы определения плоскостопия и результаты плантограмм по Чижину, Штритер и Яралову-Яралянцу у 30 студентов института физической культуры. Определение плоскостопия у одного и того же студента разными методами не выявило разницы в диагностике. Показано, что регулярно проводимые дозированные физические нагрузки при занятиях спортом не вызывают деформации стоп и клинических проявлений плоскостопия.

Ключевые слова: студенты, спорт, плоскостопие, методы Чижина, Штритер, Яралова-Яралянца

Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач нашего общества является охрана здоровья населения, в том числе профилактика заболеваний и нарушений опорно–двигательного аппарата. Вопросам сохранения здоровья подростков и молодежи в последние 10–15 лет посвящено ряд Постановлений Правительства РФ и приказов министерства здравоохранения и образования:

В этом аспекте проблема диагностической, морфологической и функциональной оценки состояния здоровья стоп и реабилитации плоскостопия приобретает особое значение [6, 11, 12]. Проблеме диагностики, лечения и профилактики плоскостопия на протяжении многих десятков лет посвящена обширная литература отечественных авторов [1, 3, 4, 5, 8, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20].

Необычайная сложность анатомического строения стопы человека [7, 18, 20] в сочетании с разнообразием ее функциональных назначений [9, 10] делает этот орган уникальным и вместе с тем трудно доступным для познания закономерностей его работы в реальных условиях жизни человека. Современные методы компьютерной плантографии раскрыли новые пути познания этой проблемы [2, 7]. Они позволяют не только повысить качество информации о состоянии стопы, но и создать новые критерии оценки ее здоровья.

Использование проверенных временем методов определения плоскостопия в условиях, когда нет возможности провести компьютерную плантографию, делает их незаменимыми и привлекательными.

Цель: у студентов Института физической культуры, занимающихся различными видами спорта, в сравнительном плане изучить возможности диагностики плоскостопия при использовании методик Штритер, Чижина и Яралова-Яралянца.

Материал иметоды исследования. У 43 студентов периода юношеского возраста проведена диагностика плоскостопия методами плантографии по И. М. Чижину, В. А. Штритер, В. А. Яралову-Яралянцу.

Обследованы студенты, занимающиеся лыжными гонками и биатлоном (ЛГиБ — 16 человек), лёгкой атлетикой (ЛА — 14 человек) и единоборствами (ЕД — 13 человек).

Для снятия отпечатков подошвенной поверхности стоп использован 1 % спиртовой раствор бриллиантового зеленого, которым пропитывалась мягкая ткань. Студенту предлагалось обеими ногами плотно встать на эту ткань, а затем на чистый стандартный лист бумаги. Следили за тем, чтобы вес тела быть равномерно распределен на обе стопы, а следы стоп четко отпечатывались на бумаге.

МетодВ.А.Штритера

  1. К наиболее (рис. 1) выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ).
  2. Находится середина отрезка АБ.
  3. Из середины отрезка АБ возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка.
  4. Отмечаются точки Г — в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д — в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы.
  5. Измеряются отрезки ГД и ВД.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле:


Рис. 1. Обработка плантограммы по методу Штритера

00,0–36 — экскавированная стопа

36,1–43 — субэкскавированная стопа

43,1–50 — нормальная стопа

50,1–60 — уплощенная стопа

МетодИ.М.Чижина

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле:


Рис. 2. Обработка плантограммы по методу И. М. Чижина

0,0–1 — стопа не уплощена.

1,1–2 — уплощена (умеренное плоскостопие).

2,1 и более — стопа плоская.

МетодВ.А.Яралова-Яралянца

При этой методике на отпечаток (рис. 3) наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком.

Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне — стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС — стопа уплощена (плоскостопие 1–й степени); если не доходит до линии АВ — плоскостопие 2–й и 3–й степени.


Рис. 3. Оценка плантограммы по методу В. А. Яралова–Яралянца: а — нормальная форма стопы; б — плоскостопие 1–й степени; в — плоскостопие 2 или 3 степени

Все исследования проводились с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ.

Результаты исследования.

ПлантограммыВ.А.Штритеру

Оценка плантограммы у студентов, входящих в группы ЛГиБ, ЛА и ЕД, свидетельствовала о том, что у всех выявлена нормальная стопа, т. к. расчеты находились в пределах от 43,1 до 50 ед.

В качестве иллюстрации приводим отпечатки стоп у студента, входящего в группу ЛГиБ (рис. 4).


Рис. 4. Отпечаток стопы по Штритеру

Можно заключить, что именно анатомически и функционально нармальные продольный и поперечный своды стопы позволили студентам данной группы эффективно осуществлять тренировочный процесс и постоянно совершенствовать свою спортивную квалификацию.

Плантограммы поИ.М.Чижину

Методика плантографии по Иону Моисеевичу Чижину много лет является обязательной при изучении физического развития человека и входит во все учебники и учебные пособия, касающиеся диагностики плоскостопия. При анализе отпечатков стоп у студентов Института физической культуры с использованием метода Чижина не было выявлено наличие плоскостопия, что иллюстрируется следующей плантограммой студента занимающего ЛА (рис. 5).


Рис. 5. Отпечаток стопы по методике Чижина.

Плантограммы поВ.А.Яралову-Яралянцу

Использование методики Яралова-Яралянца при проведении отпечатков стоп у студентов, занимающихся ЕД, свидетельствовало, во-первых, о её простоте технического выполнения и, во-вторых, о быстрой возможности диагностики наличия или же отсутствия плоскостопия. Приводим пример использования плантографии по Яралову-Яралянцу у студентов, занимающихся единоборствами (рис. 6).


Рис. 6. Отпечаток стопы по методике Яралова-Яралянца

Таким образом, на основании проведения плантографии по различным методикам можно заключить, во-первых, что использование простых в исполнении и информативных методик Чижина, Штритер и Яралова-Яралянца позволяет с большой долей достоверности определить плоскостопие. Во-вторых, что у всех студентов института физической культуры нет плоскостопия, что позволяет им совершенствоваться в спорте.

Выводы

  1. Анализ доступной медико-педагогической научной и методической литературы свидетельствует о том, что вопросам клиники, диагностики, лечения и профилактики плоскостопия у лиц различного возраста и пола уделяется пристальное внимание различных специалистов. Тем не менее, своевременно не диагностированные нарушения продольного и поперечного плоскостопия приводят к различным нарушениям функции опорно–двигательного аппарата.
  2. Простые в использовании и легко выполнимые плантограммы по Чижину, Штритер, Яралову–Яралянцу обладают достаточно высокой степенью точности диагностики плоскостопия и на сегодняшний день могут быть методом выбора. Ни у одного студента Института физической культуры, занимающихся лыжными гонками и биатлоном, легкой атлетикой и единоборствами, не было выявлено деформации стопы.
  3. Анатомически и функционально нармальные продольный и поперечный своды стопы позволили студентам эффективно осуществлять тренировочный процесс и постоянно совершенствовать свою спортивную квалификацию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.