Лфк при плоскостопии дипломная работа

Регулярное, систематическое применение перечисленных выше упражнений вместе с общеразвивающими и укрепляющими позволит на ранних этапах формирования плоскостопия избежать деформации стоп. В запущенных случаях комплекс перечисленных мер, применяемых одновременно с ношением удобной обуви с супинаторами, позволит стабилизировать процесс деформации, устранить болевые ощущения в мышцах и суставах… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Лечебная физкультура при плоскостопии ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Реферат

Содержание

1. Основные симптомы заболевания. Причины возникновения

2. Запрещенные виды физической нагрузки и действие физических упражнений

3. Разрешенные и рекомендованные упражнения ЛФК при плоскостопии

1. Основные симптомы заболевания. Причины возникновения

Плоскостопие — уплощение поперечного и реже продольного сводов стопы. Различают паралитическое, травматическое и статическое плоскостопие. Паралитическое наблюдается при полиомиелите и параличах другого происхождения, травматическое — после перелома лодыжек или костей стопы. Самый частый вид плоскостопия — статическое: оно возникает вследствие перегрузки стопы в сочетании с конституциональной недостаточностью соединительной ткани. Симптомы, течение. Стопа имеет распластанный вид, редкие вначале боли в стопе со временем становятся постоянными. Однако иногда даже выраженная деформация стоп не сопровождается болями. Диагноз ставят на основании характерного вида стоп в вертикальном положении больного характерной рентгенологической картины переднего отдела стоп и измерения высоты продольного свода на рентгенограмме. Плоскостопие возникает от неправильной нагрузки. Не обязательно слишком сильной, может развиться и от недостатка нагрузки. Неправильная обувь. Это чаще относится к женщинам. Здесь и высокий каблук, и длительное хождение. Кстати, женщины в 4 раза чаще заболевают этим недугом, чем мужчины. Это связано с тем, что причин для плоскостопия у женщин больше — беременность, избыточный вес. В 3% случаев плоскостопие передается по наследству. Симптомы:1. Вечером стопы устают, появляются оттеки, если была сильная физическая нагрузка — стопа побаливает. 2. Боль становиться сильнее, доходит до колена. 3. Присоединяется боль в пояснице, головная боль. Появляется огромное желание скинуть обувь и ходить босиком. Вы с трудом покупаете себе обувь, так как стопа стала больше, пальцы деформировались. Причины возникновения: — профессиональная деятельность, когда человек вынужден по несколько часов кряду стоять; - избыточная масса тела; - деградация мышц; - врождённая слабость мышц и связочного аппарата стопы; - травмы стопы, в особенности переломы; - рахит; - паралич мышц нижних конечностей.

2. Запрещенные виды физической нагрузки и действие физических упражнений

Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой стороны, они не противопоказаны, если нет тяжелых клинических проявлений болезни — болей, отеков. Так, почти у всех конькобежцев со временем формируется плоскостопие, что не мешает им добиваться высоких спортивных результатов. У известного прыгуна в высоту Владимира Ященко было выраженное плоскостопие. Однако свой недостаток он обратил в плюс — в момент прыжка корригировал деформированные мышцы стопы, что повышало его прыгучесть. Физическая нагрузка в любом случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы.

3. Разрешенные и рекомендованные упражнения ЛФК при плоскостопии

Упражнения выполняются в исходных положениях лежа, сидя, стоя и в процессе ходьбы, что дает возможность регулировать нагрузку на определенные мышцы голени и стопы. Вначале необходимо ограничиться выполнением упражнений в исходных положениях лежа и сидя. Упражнения следует выполнять с чередующимся сокращением и расслаблением мышц. В дальнейшем рекомендуется включать упражнения со статической нагрузкой. Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии.

В исходном положении лежа на спине, следует выполнять следующие упражнения:

1. Имитация движений ног, как при езде на велосипеде, с одновременным оттягиванием носков и поворотом стопы вовнутрь. Выполнить 6−8 вращений, дыхание свободное. Фиксировать внимание на правильном положении стоп.

2. Скользящие попеременные движения стопы по голени другой ноги от голеностопного сустава до коленного и обратно. Выполнить 8−10 движений каждой ногой. Затем подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень.

3. Попеременные движения прямых ног вверх-вниз (как при плавании кролем на спине). Носки оттянуты, стопы повернуты вовнутрь. Выполнить 2−3 серии с отдыхом между сериями, в каждой серии по 4−6 циклов.

Итак, упражнения выполняются в исходном положении лежа на спине следующим образом:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движении — расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой, ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же, сменив положение ног.

Из исходного положения сидя на высоком стуле, рекомендуем выполнять следующие упражнения.

1. Качание ногой вперед-назад за счет движения в коленных суставах. Носки оттянуты, стопы повернуты вовнутрь. Выполнить 10−16 движений.

2. Приведение и отведение ног. Положение стоп такое же, как в предыдущем упражнении. Выполнить 10−14 движений.

3. Круговые вращения стоп вовнутрь и кнаружи. Выполнить 15 — 20 вращений в каждую сторону.

4. Подбивание мяча, подвешенного на шнурке, наружным краем тыльной поверхности стопы-1−2 мин.

5. Катание стопами палки или булавы.

6. Захватывание и подъем стопами медицинбола или мяча.

7. Подтягивание пальцами матерчатого коврика.

8. Подбор мелких предметов пальцами ног.

Итак, упражнения выполняются в исходном положении сидя следующим образом:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.6. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп. Наклоняясь вперед, встать с опорой на тыльную поверхность стоп.

8. В упоре сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Выполнение упражнений в исходном положении стоя дает возможность укрепить мышцы свода стопы и нижних конечностей, выработать правильную осанку, правильное положение тела и конечностей при стоянии и ходьбе, выполнять движения для совершенствования чувства равновесия.

При выполнении упражнений в первое время можно придерживаться за гимнастическую стенку.

Итак, упражнения выполняются в исходном положении стоя следующим образом:

1. Стопы параллельны, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно [https://referat.bookap.info, 27].

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания в сочетания с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

7. То же, но, стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди.

8. Стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в и. п.

9. Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук.

Для укрепления мышц свода стопы рекомендуется ходьба по полукруглому или треугольному шесту. При ходьбе носки ставить вовнутрь. Для развития мышечной силы и укрепления свода стоп рекомендуется лазание по канату и шесту, ходьба босиком по дорожке с покрытием из гравия. В теплое время года рекомендуется хождение босиком по песку, по скошенной траве. Необходимо сочетать такую специальную ходьбу с закаливающими процедурами.

Итак, упражнения выполняются при ходьбе (в движении) следующим образом:

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на наружных краях стоп.

3. Ходьба в положении носки внутрь, пятки кнаружи.

4. Ходьба в положении носки внутрь, пятки кнаружи, с поочередным приподниманием на носки.

5. Ходьба на носках полусогнутых ног.

6. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.

7. Скользящие шаги с одновременным сгибанием пальцев.

8. Ходьба по ребристой доске.

9. Ходьба вниз, по наклонной плоскости.

10. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.

Регулярное, систематическое применение перечисленных выше упражнений вместе с общеразвивающими и укрепляющими позволит на ранних этапах формирования плоскостопия избежать деформации стоп. В запущенных случаях комплекс перечисленных мер, применяемых одновременно с ношением удобной обуви с супинаторами, позволит стабилизировать процесс деформации, устранить болевые ощущения в мышцах и суставах нижних конечностей, повысить функциональные возможности всего опорно-двигательного аппарата.

Заключение

Но, конечно, лучшая борьба с плоскостопием — ее профилактика. Заключается она в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы.

Передний отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви — с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающим пальцы ног. При начальных степенях плоскостопия детям лучше не носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.

Обязательно следить за массой тела ребенка, чтобы она не была выше нормы. Ослабленные детские мышцы вкупе с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен.

Естественное укрепление организма способствует укреплению стопы. Ребенку полезно плавать — лучше кролем, но можно и просто барахтаться у края бассейна — важно, что происходит гребок ногой. Полезно ходить босиком — по песку (не горячему) или гальке (не острой). Бегать по холмикам и пригоркам, ходить по бревну.

1. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех // Теория и практика физической культуры, 1993, № 4

3. Виленский М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 1.

4. Выдрин В. М. Теория физической культуры (культурологический аспект) Учебное пособие — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта , 1988.

5. Евстафьев Б. В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. — Л.: ВДКИФК, 1985.

6. Лубышеаа Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры, 1993, №З.

7. Постникова В. М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. М. 1967

8. Фридланд М. О. Статические деформации стопы у взрослых и детей // Ортопедия и травматология. № 8. 1960.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Славогородская Лариса ВладимировнаНаписать 1272 10.06.2018

Номер материала: ДБ-1690124

  • Физическая культура
  • 10 класс
  • Научные работы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    10.06.2018 503
    08.06.2018 192
    07.06.2018 310
    06.06.2018 161
    29.05.2018 139
    28.05.2018 190
    23.05.2018 215
    11.05.2018 239

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Симптомы, признаки и причины плоскостопия у детей 6
1.2. Виды плоскостопия 12
1.3. Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 15
1.4. Методы лечебной физической культуры при плоскостопии у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.1.1. Анализ научно-методической литературы. 30
2.1.2. Педагогическое наблюдение 30
2.1.3. Плантография 31
2.1.4. Тестирование физической подготовленности 34
2.1.5. Методы математической статистики 34
2.1.6. Педагогический эксперимент 35
2.2. Организация исследования 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42
3.1 Результаты собственных исследований и их обсуждение 42
3.1.1 Результаты плантографии. 42
ВЫВОДЫ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Вопросы диагностики, профилактики и коррекции нарушений состояния опорно-двигательного аппарата у детей являются чрезвычайно актуальными в связи с высокой распространённостью данных нарушений в детском дошкольном возрасте. Своевременная профилактика, ранняя диагностика и коррекция этих нарушений особенно актуальны в дошкольном возрасте в детских дошкольных учреждениях.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению различного рода отклонений в развитии стопы. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому при правильно подобранных физических упражнениях можно приостановить и исправить развитие плоскостопия.
Лечебная физическая культура оказывает стимулирующее, трофическое, компенсаторное и нормализирующее действие. Таким образом, возникает острая необходимость повышения эффективности использования различных средств ЛФК в коррекции нарушения функции стоп, с помощью эффективных, мощных по воздействию на стопу упражнений. Одним из главных условий должно быть обеспечение высокой заинтересованности детей предлагаемыми упражнениями, так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности детей - игра. Большая роль подкорковых влияний (ретикулярной формации, лимбических структур), отвечающих за высокую эмоциональность детей, требует широкого применения игровых средств [8].
Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности ЛФК детей дошкольного возраста является внедрение в практику работы дошкольных учреждений избранных элементов технологий спортивной тренировки. В нашем исследовании мы решили использовать прыжковые упражнения как мощное средство укрепления стоп детей.
Использовать прыжки для коррекции плоскостопия впервые предложила Брянчина Е. Б. Автор предлагает для гашения ударной нагрузки при выполнении прыжков и приземлении использовать не жёсткую, а мягкую опору (мат), поскольку в этом случае силы реакции опоры распределены наиболее оптимально в соответствии с функциональными особенностями мышечно-связачного аппарата нижней конечности. Тогда как при жёсткой плоской опоре наибольшая нагрузка сдвигается к медиальной стороне стопы, систематически её перегружая [2].
Использование при прыжках в качестве опоры снарядов с упругой поверхностью позволит в значительно степени устранить негативное влияние ударной нагрузки, существенно облегчить выполнение прыжковых упражнений, оказать мощное укрепляющее влияние на мышцы стопы, отвечающие за формирование свода и создать высокий уровень заинтересованности детей к занятиям данной физической подготовкой, обеспечивающий регулярность посещения занятий.
Степень научной разработанности.
Вопросами изучения плоскостопия у детей занимались такие учение как: А.Г. Беленький, И.С. Красикова, М.Р. Макарова, И.В. Пенькова, Л.Л. Силин и др.[1; 11; 17; 22; 29].
Использование средств лечебной физкультуры при коррекции плоскостопия занимались: Л.П. Гребова, Н.А. Гросс, О.В. Козырева, М.Б. Мякинченко, Г.И. Нарскин, А.П. Сорокин, C. Б. Шарманова и др. [4; 5; 9; 18; 20; 33; 42].
Использовать прыжки как средство коррекции плоскостопия рекомендовали использовать такие авторы как: Е.Б. Брянчина, Н.В. Макаров, И.П. Ратов.[2; 16; 24]
Следует отметить, что,несмотря на достаточно широкий круг научных исследования по теме работы, использование прыжков в коррекции плоскостопия детей дошкольного возраста остается мало-разработанной.
Гипотеза исследования
Предполагается, что использование средств лечебной физической культуры(прыжковых упражнений на упругой опоре) эффективно в коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования–лечебная физическая культура детей старшего дошкольного возраста с плоскостопием.
Предмет исследования - влияние средств лечебной физической культуры (прыжковых упражнений на упругой опоре) на процесс коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики применения лечебной физической культуры у детей старшего дошкольного возраста для коррекции плоскостопия.
Представленные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:
1. Изучить учебную, научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать средства коррекции плоскостопия у детей 5-6 лет на основе прыжковой подготовки на упругой опоре
3. Оценить эффективность прыжковой подготовки на упругой опоре на процесс коррекции плоскостопия и развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Симптомы, признаки и причины плоскостопия у детей

Стопа является важным опорным и рессорным аппаратом человеческого тела, а также органом, способствующим отталкиванию тела при беге, прыжках. В настоящее время за ней признаётся функция одного из активных периферических насосов. Здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо-физиологическое строение и от её состояния зависит плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.
Стопа имеет три основные функции: опорную, рессорную, балансировочную и толчковую. Функции стопы обеспечиваются её уникальным анатомическим строением: наличием сводов стоп, тонусом и согласованным сокращением мышц стопы и голени, нормальной работой суставов и периартикулярных соединительнотканных структур этой области. К тому же, в обеспечении рессорной функции стопы участвуют суставы, подвздошно-крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на остальные составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии компенсаторно увеличивается поясничный лордоз [6].
В настоящее время хорошо изучено анатомическое строение стопы, однако существует несколько точек зрения об особенностях функции стопы и силах, играющих основную роль в сохранении её сводов.
Основой стопы служит её скелет, состоящий из 28 костей [30].
Различают задний, средний и передний отделы стопы, а также тыльную иподошвенную её поверхности. Задний отдел представлен таранной и пяточной костями. Таранная кость представляет роль амортизатора, через еёцентр проходит ось вращения голеностопного сустава. На бугор пяточнойкости опирается задний отдел стопы. Средний отдел столпы формируеткубовидная, ладьевидная и три клиновидные кости. Передний отдел стопы состоит из пяти трубчатых плюсневых костей и фаланг пальцев.
Кости стопы, сочленяясь, образуют следующие суставы: таранно- пяточный (подтаранный); пяточно-кубовидный и таранно-ладьевидный, объединённые в сустав Шопара; сустав Лисфранка - между костями предплюсны и плюсны, плюснефаланговые и межфаланговые суставы.
Суставы стопы скреплены многочисленными прочными связками (межкостными, тыльными, подошвенными). Среди них особое значениеимеют межкостная таранно-пяточная, раздвоенная связка, укрепляющая поперечный сустав предплюсны, и длинная подошвенная, являющаяся одной из затяжек продольных сводов стопы.
В укреплении сводов стоп большое значение имеют мышцы, которые расположены на подошвенной и тыльной поверхностях, а также мышцы голени, имеющие прикрепление в среднем отделе стопы и на её подошвенной поверхности.
Мышцы стопы представлены коротким разгибателем пальцев, коротким разгибателем большого пальца и непостоянной третьей малоберцовой мышцей. Мышцы подошвы разделяют на внутреннюю, наружную и среднюю группы[47].
Мышцы вместе со связками образуют так называемую динамическую силу, которая препятствует уплощению стопы под влиянием нагрузки.
Большинство авторов считает, что костно-мышечный аппарат стопы образует два свода: поперечный и продольный. В свою очередь продольный свод делится на медиальный и латеральный. Некоторые авторы называют их внутренним рессорным и наружным опорным сводами. При этом рессорный свод эластичен и подвижен, а наружный - неподвижен. По некоторым источникам высота медиальной части продольного свода - 5 - 7 сантиметров, а по другим вершиной его является ладьевидная кость, отстоящая от пола при нагрузке стопы на 15 - 18 мм. Такие же расхождения имеются и по высотелатерального или наружного свода стопы. Так, одни авторы считают, что высота опорного наружного свода около 2 сантиметров, другие считают, что вершина наружной арки, кубовидная кость, приподнята на 3 - 5 мм.
Медиальная часть продольного свода образована пяточной, таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Латеральная часть - пяточной, кубовидной и 4-й и 5-й плюсневыми костями [48].

Характеристика плоскостопия (деформации стопы), его основные виды (приобретенное и врожденное). Клиническое проявление плоскостопия и самочувствие человека при различных его степенях. Особенности лечения заболевания. Комплекс общефизические упражнений.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.04.2015
Размер файла 48,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Ивановский государственный химико-технологический университет

Реферат на тему

“Лечебная физкультура при плоскостопии”

Выполнил Шпагилев Н., группа 29, курс1

Содержание

1. Развитие заболевания

4. Общефизические упражнения

1. Развитие заболевания

Плоскостопие, деформация стопы, характеризующаяся уплощением продольного, реже поперечного свода в результате слабости связочно-мышечного аппарата. В зависимости от пораженного свода различают продольное и поперечное плоскостопие; возможно и сочетание этих форм друг с другом и с другими деформациями стопы. Стопа при плоскостопии касается пола всей площадью подошвы.

Приобретённое плоскостопие (врождённое наблюдается крайне редко) по причинам развития делят на статическое, травматическое и паралитическое. Паралитическое плоскостопие (при полиомиелите) встречается редко. Чаще наблюдаемое травматическое плоскостопие развивается после перелома лодыжек или костей стопы. Статическое плоскостопие -- самый частый вид его; причина -- различные перегрузки стоп, особенно в период роста организма. В зрелом возрасте плоскостопие нередко развивается при длительном ношении тяжестей, продолжительном пребывании на ногах (например, у хирургов, парикмахеров и др.), при увеличении массы тела. При переломах костей нижней конечности статическое плоскостопие нередко развивается на стороне, противоположной перелому. В ряде случаев плоскостопие протекает бессимптомно, в других -- возникает утомляемость ног при ходьбе и боли в мышцах голеней.

2. Самочувствие

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться трудно ходить. плоскостопие клинический лечение упражнение

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Основные симптомы продольного плоскостопия - боль в стопе, изменение ее очертаний.

При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.

У страдающих плоскостопием II степени боль сосредотачивается не только в стопах, но распространяется и на область лодыжек, голени. Она более сильная и частая. Мышцы стопы в значительной степени утрачивают эластичность, а походка - плавность.

Наконец, III степень плоскостопия - резко выраженная деформация стопы. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Ведь боль в стопах, голенях, которые почти всегда отечны, в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия занятия спортом становятся недоступными, значительно снижается трудоспособность, даже спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может.

Нельзя недооценивать последствия поперечного плоскостопия, даже если уплощение поперечного свода стопы почти незаметно. Плоскостопие относится к тем заболеваниям, которые, возникнув, достаточно быстро прогрессируют. Поэтому вскоре поперечный свод может не определяться вовсе. Передний отдел стопы распластан. Это становится причиной деформации пальцев, они приобретают молотко-образную форму. Для поперечного плоскостопия тоже характерны боль в стопе, а также омозолелости кожи подошвы под головками плюсневых костей, натяжение сухожилий разгибателей пальцев. Чем резче оно выражено, тем больше отклоняется снаружи большой палец, что приводит к подвывихам головки первой плюсневой кости. Хотя при внешнем осмотре и можно определить наличие плоскостопия, однако это касается тяжелых запущенных случаев.

При статическом плоскостопии боли могут возникать:

· В подошве, в центре свода и у внутреннего края пятки;

· В тыле стопы, в ее центральной части;

· Под внутренней и наружной лодыжками;

· В мышцах голени из-за их перегрузки;

· В коленном и тазобедренном суставах;

Боли обычно усиливаются к вечеру; нередко в области стопы возникают отеки. Внешне стопа кажется удлиненной, расширенной в средней части, продольный свод опущен. Как правило, меняется походка.

Страдающие плоскостопием ходят развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками; у них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв.

При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.

При движении удары стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам.

3. Лечение

Плоскостопие - заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь - мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь.

Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания.

Однако без назначения врача заказывать, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе больше вреда, чем пользы.

Надо учесть, что стельки имеют определенный срок годности. Индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода. Стельки из более мягких эластичных материалов следует менять еще чаще - каждые три-четыре месяца.

Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, следует иметь как минимум две пары: одну - для улицы, другую - для дома.

Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие.

При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей суставов стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение.

Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиник.

Исключение составляют тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы.

Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-50 0 ; длительность процедуры 30-40 минут, ежедневно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-40 0 в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом на третий день.

Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через два - три месяца.

Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.

В домашних условиях можно применять контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один - с теплой (40-45 0 ), другой - с прохладной (16-20 0 ). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж - необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случаи боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Для развития и роста нижних конечностей.

В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Надо быть внимательным при обращении к специалистам (особенно платным) - массаж только ног малоэффективен. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отделении спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области. Курс массажа при плоскостопии обычно длительный около 20 сеансов, черезо день или ежедневно. Эффективным считается повторение курса 3-4 раза в год.

4. Общефизические упражнения

Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Поджимать пальцы стоп, повторить 3-5 раз; не отрывая пяток от пола, поочередно приподнимать ступни на себя (3-5 раз); не отрывая кончиков пальцев от пола приподнимать пятки (3-5 раз); поочередно приподнимать только большие пальцы стоп (3-5 раз); поочередно приподнимать все пальцы, ступни при этом слегка повернуты внутрь, пятки не отрывать от пола (3-5 раз).

Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх (3-5 раз). Повторить то же самое большим пальцем левой ноги (3-5 раз). Можно усложнить упражнение и пытаться большим пальцем правой ноги натянуть гольф на голень левой ноги. Затем поменять ноги.

Исходное положение - сидя на стуле, одна ступня - на мяче, другая на полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивть его влево - вправо, вперед - назад, 3-5 раз. Ноги поменять и упражнение повторить. Далее, захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).

Исходное положение - сидя на стуле. Под стопы или около них можно положить кусок ткани, мелкие предметы (шашки, элементы детского конструктора, речную гальку и т.п.), скалку. Задача: кончиками пальцев собрать ткань, захватить и переместить мелкие предметы, покатать скалку. Также, скалку можно покатать всеми стопами.

Исходное положение - стоя. Вставать на кончики пальцев (3-5 раз). Поворачивать стопы внутрь (3-5 раз). Совершать ходьбу на месте. Пройти вперед, встав на внешние края стоп. Пройти по черте.

Исходное положение - стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3-5 раз). При наличии возможности, шагать по перекладинам или походить по неровной, бугристой поверхности. Также, можно балансировать на мяче.

Исходное положение - стоя на бруске, положенном на пол. Приседать на бруске (3-5 раз). Стоять на бруске то на правой, то на левой ноге. Стопы, при этом, следует располагать поперек, а затем вдоль бруска. Также, можно пройти несколько раз приставными шагами поперек бруска и пройти вдоль него.

Комплекс 8

Исходное положение: сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, стопы параллельны друг другу (вместе или на ширине стопы). Положив голень одной ноги на колено другой, делать круговые движения стопой по часовой стрелке и против неё. Передвижение способом гусеницы: согнув пальцы ног, подтянуть к ним пятки; выпрямить пальцы, снова согнуть и т.д. (одновременно и поочередно). Все упражнения повторяются 10-12 раз.

Исходное положение: сидя по-турецки. Подогнуть пальцы стоп и, наклоняя туловище вперед, встать с опорой на боковую поверхность стоп. (10-12 раз)

Комплекс 10

Сидя на полу с согнутыми ногами (пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в продолжение всего упражнения). Движениями пальцев постараться подтащить под пятку разложенное на полу полотенце или салфетку, на которой лежит какой-нибудь предмет. Выполнить поочередно каждой нагой.

Комплекс 11

Зажав пальцами ноги карандаш, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.

Список литературы

· Волков М.В., Дедова В.Д., Детская ортопедия, М., 1972;

· Фридланд М.О., Ортопедия, 5 изд., М., 1954;

· Полная энциклопедия лечебной гимнастики / Под общей ред. Проф. Т.А. Евдокимовой. - СПб.; Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с., илл;

· Куслик М.И., Плоскостопие, в кн.: Многотомное руководство по хирургии, т. 12, М., 1960.

Размещено на Allbest.ru

Характеристика основных симптомов и причин возникновения паралитического, травматического и статического плоскостопия. Обобщение запрещенных видов физической нагрузки. Исследование разрешенных и рекомендованных упражнений ЛФК для лечения плоскостопия.

реферат [19,8 K], добавлен 19.12.2010

Строение и функции позвоночника. Причины сколиоза, его виды и лечение. Восстановление мышц спины. Выполнение пациентами индивидуальных упражнений. Лечебная физкультура - одно из ведущих средств лечения позвоночника. Комплекс профилактических упражнений.

реферат [1,7 M], добавлен 06.12.2014

Олимпийские игры в античности. Древнегреческие Олимпийские игры. Олимпийские игры современности. Хронология и герои летних Олимпийских игр. Атрибутика олимпийских игр. Комплекс упражнений для укрепления мышц стопы и голени при плоскостопии. Закаливание.

реферат [25,0 K], добавлен 12.11.2008

Основные правила при выполнении всех физических упражнений. Сущность физических упражнений и цель гимнастики. Упражнения при пробуждении. Комплексы упражнений в первый период беременности. Упраженния: лежа на спине, стоя, сидя, водные процедуры и ходьба.

реферат [552,8 K], добавлен 09.11.2008

Изучение формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия в процессе обучения детей коррегирующим упражнениям. Обзор классификации общеразвивающих упражнений. Проведение занятий лечебной физической культуры в условиях дошкольных учреждений.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 28.07.2015

Обзор основных аспектов физического состояния людей с плоскостопием - уплощением свода стопы, при котором она перестает выполнять функцию амортизатора и становится плоской (теряя вид свода). Разработка эффективного комплекса упражнений при плоскостопии.

реферат [25,1 K], добавлен 23.10.2010

Лечебная физкультура: общее понятие, основные средства, характерные особенности. Специальные упражнения с использованием тренажеров. Врачебный контроль и самоконтроль при выполнении упражнений. Применение массажа при лечении различных заболеваний.

реферат [19,0 K], добавлен 12.02.2014

Остеохондроз - комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах. Теории развития и причины появления остеохондроза, его виды и стадии. Цели и задачи проведения лечебной физкультуры при остеохондрозе, примеры упражнений, противопоказания к применению.

реферат [1,6 M], добавлен 17.12.2012

Пиелонефрит - воспалительное заболевание почечной ткани, вызванное различными микроорганизмами. Характер заболевания, его особенности, стадии, симптомы, диагностика и лечение. Упражнения при пиелонефрите. Лечебная физкультура: понятие, формы и виды.

реферат [16,4 K], добавлен 06.06.2014

Анатомическое строение позвоночника, его основные отделы и функции. Классификация сколиоза как бокового искривления позвоночника у человека. Роль лечебно-профилактических мероприятий в коррекции искривления позвоночника. Базовый комплекс упражнений.

курсовая работа [25,7 K], добавлен 27.11.2014

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.