Кто проводит занятия по плоскостопии

Проблема плоскостопия является третьей по распространенности среди всех заболеваний опорно-двигательного аппарата человека. По частоте встречаемости в мире обгоняют плоскостопие лишь остеохондроз позвоночника и артрозы крупных суставов. Данная патология стопы встречается в разных возрастных группах, после 50 лет признаки плоскостопия обнаруживаются у 70% пациентов. Медицина располагает отличными способами улучшить состояние стоп и без вмешательства ортопедов. Достаточно разобраться в происхождении заболевания и начать заниматься лечебными упражнениями.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие – хроническое заболевание, при котором происходит изменение конфигурации стопы, а именно уплощение ее сводов. Форма подошвы человека изменяется, что влечет за собой комплекс проблем для организма. Выделяют несколько причин появления плоскостопия:

2. Перенесенные заболевания мышц, нервных окончаний, в результате которых нарушается тонус стопы, своды расслабляются и стопа уплощается. К этой группе относят рахит, полиомиелит, парезы нижних конечностей (после инсульта, при запущенном остеохондрозе позвоночника, травме нервов).

3. Непосредственно травмы скелета могут вызвать тяжелое плоскостопие. Часто оно возникает вторично после переломов таза, бедра, сложных переломов лодыжки. Данное плоскостопие практически невозможно устранить без оперативных вмешательств.

3 степени плоскостопия

Медики условно различают три степени плоскостопия в зависимости от уплощения подошвы.

  • Для определения в домашних условиях достаточно влажной ногой стать на легко намокающую бумагу.
  • После этого необходимо рассмотреть полученный след. Самый узкий перешеек отпечатка на бумаге должен составлять половину от реальной ширины стопы.
  • Если есть увеличение более двух третей от ширины – это говорит о максимальной, третьей степени плоскостопия. Для максимально точного диагноза ортопед обязательно выполняет рентгеновский снимок стоп в двух проекциях.


Лечебная физкультура при плоскостопии

Для исправления функции стопы и уменьшения прогресса плоскостопия несомненно подходят занятия ЛФК. Грамотный комплекс упражнений поможет ослабить заболевания следующими путями:

  1. Тренировка мелких групп мышц стопы, которые поддерживают форму и формируют своды.
  2. Постоянные занятия укрепляют бедра, голени, пресс, спину. Это позволяет человеку улучшить свою осанку.
  3. Снятие болезненного тонуса в мелких мышечных группах стоп. Тем самым заблокированные мышцы расслабляются, улучшается их питание. Это стимулирует восстановление сводов в стопах.

Наибольшую ценность имеют занятия ЛФК при плоскостопии в детском возрасте. Ортопеды отмечают, что методичные занятия могут полностью убрать плоскостопие первой и второй степени.

Правила выполнения ЛФК

Как и любой лечебный подход, ЛФК имеет свои особенности. Условия для успешных занятий физкультурой для лечения плоской стопы:

  • Комплекс упражнений выполняется ежедневно, 1 или 2 раза в сутки. Для взрослых длительность не должна превышать 20 минут. Дети менее усидчивы, поэтому предлагайте укороченные версии по 10 – 12 минут.
  • Занятия выполняются в удобной одежде, поддерживайте комфортную температуру воздуха в помещении (21−23 градуса).
  • Все подходы выполняются не через боль, только легкое потягивающее ощущение в мышцах и усталость после занятия.

ВАЖНО! При появлении резкой боли во время выполнения комплекса упражнения стоит прекратить и показаться профильному специалисту.


Упражнения при плоскостопии у взрослых и детей

Предлагаемый список упражнений максимально адаптирован для занятий на дому.

Для занятий с детками выбирайте по 5 – 6 разных видов на одно занятие. Так поддержите интерес ребенка, тем самым занятия ему не наскучат, и вы вместе добьетесь максимума в лечении плоскостопия.

У инструкторов-методистов существует четкий список тех заболеваний и состояний человека, при которых заниматься ЛФК не только неэффективно, но и опасно. Основные пункты, на которые обязательно обращать внимание:

  1. Высокое артериальное давление, не снижающееся от приема гипотензивных препаратов (более 155 ⁄ 100 мм. рт. ст.).
  2. Наличие признаков инфекционного заболевания, сопровождающегося повышением температуры тела выше 37,5 градусов.
  3. Обширные поражения кожных покровов (язвы, обморожения, ожоги). Сюда же относятся инфекционные заболевания кожи: импетиго, рожа и прочие.
  4. Онкологические заболевания (кроме тех, которые в стойкой ремиссии более 2 лет).
  5. Анемия средней и тяжелой степени любой этиологии.
  6. Острый и подострый период инфаркта миокарда, ранний восстановительный период после инсульта.

Помните, что пациент сам себе доктор. Дисциплинированный подход к занятиям, надеемся, поможет вам достигнуть успеха в лечении болезни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Безгинова Евгения
Профилактика плоскостопия Методическая разработка

Профилактика плоскостопия в детском саду

Методическая разработка

1. Плоскостопие, причины плоскостопия….. 5

2. Диагностика плоскостопия…. 8

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах…. 9

4. Физическая культура – как профилактическое средство….10

5. Что такое закаливание, как его организовать…. 11

Приложение №1…. 15

Приложение №2…. 16

Приложение №3…. 18

Приложение №4…. 20

Приложение № 5…. 22

Приложение №6…. 24

Приложение №7…. 25

Приложение №8…. 29

Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо донести до родителей всю серьёзность ситуации. Отметить нюансы, на которые нужно обращать внимание, при выборе обуви для своего ребёнка. Как важно укреплять его здоровье ежедневно и делать это не навязчиво.

Цель: охрана и укрепление здоровья ребёнка, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма.

- изучение литературы по данной проблеме;

-проведение профилактической деятельности в М Д О У

Глава 1. Плоскостопие, причины плоскостопия

Плоскостопие – это результат перераспределения нагрузки на мышцы. Характер плоскостопия зависит от места провисания свода стопы и подразделяется на продольное, поперечное и продольно - поперечное.

Своды стопы удерживаются мышцами и сухожилиями стопы и голени, но при функциональных нарушениях связки могут постепенно растягиваться и терять упругость. Соединительная ткань, из которой построены хрящи и связки, становится мягкой и менее упругой, а это вызывает ускоренный износ не только костной системы стопы, но и всего опорно-двигательного аппарата.

Причины развития плоскостопия – как врождённые, так и приобретённые. К наследственной предрасположенности к плоскостопию относится дисплазия стопы, варикозное расширение вен, хронические заболевания, врождённая неполноценность мышечно-связочного аппарата. Приобретённое плоскостопие вызвано малоподвижным образом жизни, работой, связанной с длительным пребыванием на ногах или переноской тяжестей. Длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к деформации стопы и пальцев и развитию плоскостопия. Идеальная обувь должна быть точно по ноге, нигде не давить и не натирать. Обувь должна быть лёгкой, а её подошва мягкой - гибкой, из упругого материала. Высота каблука не должна превышать 3 -4 сантиметра.

Развитие плоскостопия можно разделить на три этапа или стадии. На первой стадии возникает чувство усталости в ногах, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Стопа не редко отекает к вечеру. Происходит изменение походки, которая теряет свою пластичность.

На второй стадии развития плоскостопия боль распространяется не только на стопу, но и на голень с лодыжкой. Сами боли более сильные и частые. Походка изменяется в значительной степени.

На третьей стадии развития плоскостопия наблюдается резко выраженная деформация стопы. Стопы и голени на этой стадии почти всегда отёчны, а боль в стопах, голенях, коленях становится постоянным спутником. К этому добавляется боль в пояснице, головная боль. На этой стадии человеку трудно ходить, и без специальной, ортопедической обуви он вообще теряет способность самостоятельно передвигаться. Занятия спортом на этой стадии практически не возможны.

Возникает вопрос, как предупредить плоскостопие? И можно ли? Родители очень часто спрашивают, почему у одних оно есть у других его нет? Бытует мнение, будто в детском возрасте плоскостопие – закономерное явление. Это не верно.

Частая причина плоскостопия – неправильно подобранная обувь. Ботинки должны точно соответствовать размеру ноги – её полноте, ширине, длине. Трудно сказать, что вреднее для ребёнка – слишком тесная или наоборот чересчур свободная, на вырост.Везде: дома, в саду, на улице – дети должны носить специальную обувь с каблучком, и с задником, хорошо фиксирующим пятку. В чешках, кедах, предназначенных для занятий спортом нельзя ходить постоянно. Скошенный внутренний край трёт первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону и постепенно уходит за второй, стопа формируется не правильно. Узконосые туфли та же не годятся детям. Не нужно идти на поводу у своих принцесс покупая в столь юном возрасте туфельки на каблучках. А так же с очень узким носом. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей не достаточно крепкие ещё связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек формируется так называемое поперечное плоскостопие с отклонением первого пальца стопы наружу.

Нужно стараться равномерно распределять нагрузки на мышцы, связки малыша. Непосильные тяжести, так же приводят к формированию плоской стопы, уплощению. С детства приучать ребёнка правильно сидеть за столом, ходить, не слишком широко разводя носки стоп, не шаркать ногами. Следить за размерами мебели. Неправильно подобранная, не по росту малыша мебель, так же приводит к проблеме плоскостопия. Учить расслаблять мышцы во время занятий, правильно ставить ноги под столом.

2. Диагностика плоскостопия

Наш детский сад, начиная свою работу в этом направлении, провёл диагностирование. Медицинским работником и воспитателями групп были осмотрены дети. Так же привлекли родителей, их попросили понаблюдать за походкой малыша, активностью, как быстро наступает утомляемость, поступают ли со стороны малыша жалобы на боли в ногах во время прогулок, перед сном. Затем, родители заполнили, составленную нами анкету. Некоторые прошли со своими детьми консультацию ортопеда. Вооружившись полученной информацией, и поддержкой родителей мы начали свою работу в данном направлении.

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах

Профилактическая работа, в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты.

Каждое утро, после приёма, с детьми проводится подвижная игра, способствующая развитию двигательной активности, укреплению мышц. (смотреть приложение)

Утренняя гимнастика, которую проводит инструктор физо, согласно возрасту детей. (смотреть приложение)

Занятие по физической культуре проводит инструктор, на каждом из них используются упражнения по профилактике. (смотреть приложение)

Во время совместной продуктивной деятельности, воспитателями проводятся физминутки.

На прогулке так же организуются подвижные игры. (смотреть приложение)

По окончанию сон часа ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.. (смотреть приложение)

Закаливание, в зависимости от сезона. (смотреть приложение)

4. Физическая культура – как профилактическое средство

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. Одним из проявлений этих функций являются физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость. Для того, чтобы развитие происходило, детям нужны комплексы физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование определённых качеств.

Для решения нашей проблемы были разработаны упражнения, направленные на укрепление мышц голени, стопы. Эти упражнения проводятся с детьми ежедневно по 15 – 20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выработать у детей четкий стереотип действий, который, мы надеемся, они пронесут через всю жизнь.

5. Что такое закаливание? Как правильно его организовать?

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учётом возрастных особенностей их развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением лёгких.

Эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к каждому ребёнку, постепенность и системность закаливания, а так же при положительном отношении к закаливанию самого малыша.

Что же такое индивидуальный подход к ребёнку? Это, прежде всего учёт его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно. Начинать все процедуры необходимо с изменения мнения родителей по данному вопросу, так как закаливание должно проходить параллельно – МДОУ с одной стороны, дом с другой, Или точнее сказать идти в ногу.

Не в коем случае нельзя начинать закаливать ребёнка, который только, что стал посещать детский сад. В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающею процедуру, если он не получал её ранее.

По-разному следует, подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног прохладной водой, охотно бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если же у ребёнка преобладает возбуждение, то ему полезней успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

Как уже было сказано ранее, проблема плоскостопия, очень актуальна в настоящее время. Но она ни чем не отличается от других актуальных проблем. Она требует к себе внимания, системности, подхода с двух сторон. С одной стороны – здоровая атмосфера в семье, позитивный настрой родителей. С другой стороны работа детского сада, направленная на формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей. Нашим МДОУ, в течение прошедшего учебного года, решались поставленные задачи, с одной лишь целью сохранить здоровье воспитанников. Обеспечить детей всем необходимым для развития их двигательной активности, организовывать процессы развития физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, силы и т. д.

Наш коллектив будет продолжать работать в тесном контакте с семьями воспитанников, так как здоровые дети – это наше общее здоровое будущее.

2. Верещагин, Л. И. Оздоровительный бег/ Л. И. Верещагин. -Л., 1990, - 56с.

5. Девятова, М. В. Берегите спину/ М. В. Девятова. – С-П., 1991.

6. Духлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях[текст]/ Д. В. Хухлаева. – М., 1994.-5-6с.

Анкета для родителей

2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? ___

5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? ___

6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.

7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? ___

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно.

Самая доступная процедура – закаливание воздухом. Чаще проветривайте комнату, поддерживайте в ней температуру 20 – 22 .

Откройте форточку или окно. Посмотрите на настенный термометр. После того как температура снизилась на 1 -2, закончите проветривание. Постепенно увеличивайте время проветривания.

Очень полезны воздушные ванны. Не торопитесь одевать ребёнка после пробуждения, позвольте ему в нижнем белье сделать утреннюю гимнастику, умыться, почистить зубы. Форточки могут оставаться открытыми, но не должно быть сквозняков.

Закаливание водой так же полезно, но и его начинают со слабых воздействий. Для начала – обтирания рук и ног полотенцем смоченным в воде 28. Спустя неделю температуру воды снижают на 1 -2, через каждые два дня. Конечная температура 18 -20. После обтирания влажным полотенцем, быстро растирают кожу малыша сухим полотенцем, в направлении от пальцев к туловищу. Массируют до появления умеренного покраснения кожи.

Обливание оказывает более сильное воздействие. При местном обливании воздействию подвергаются только руки и ноги в течении 30 секунд. Температура воды так же постепенно снижается от 28 – 18 – 16. Затем так же обязательно растереть сухим полотенцем. Эту процедуру лучше проводить после пробуждения малыша, так как ноги после сна тёплые. Обливание холодных ног не имеет ни какого смысла, так как сосудистая реакция возникает только тогда, когда разница между температурой кожи и воды в несколько градусов. Иногда обливание заменяют топтанием в тазу с водой в течении нескольких минут или перешагиванием из таза в таз с водой контрастной температуры.

Любое закаливание должно приносить ребёнку радость. Перед началом процедур постарайтесь вызвать у малыша радостное ожидание. Только так и не иначе. Только при хорошем настроении малыша. Если же ребёнок чем-то расстроен, капризничает, то лучше процедуру перенести на другое время или совсем не проводить.

Для диагностики плоскостопия применяются различные методы. Среди них есть подометрический метод Фриндлянда, который заключается в проведении измерений определенных показателей стопы. Кроме этого метода, существует также метод плантографии, который заключается в том, что на особой бумаге оставляют отпечатки стопы.

Но наиболее точный метод – это рентгенография. Она выполняется под нагрузкой. Далее по результатам рентгенографии выполняются необходимые расчеты, а кроме того, выявляются изменения костной структуры, патология суставов стопы.

При статическом плоскостопиина ноге отмечаются болевые участки:

• на тыле подошвы, в центре свода и у внутреннего края пятки

• на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной кости

• под внутренней и наружной лодыжками

• между головками предплюсневых костей

• в мышцах голени вследствие их перегрузки

• в коленном и тазобедренном суставе

• в бедре из-за перенапряжения широкой фасции

• в области поясницы на почве компенсаторного лордоза

Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными (тестообразная отечность, а также появляется отечность в области наружной лодыжки.

Для выраженного плоскостопиятипичны следующие признаки:

• стопа удлинена и расширена в средней части

• продольный свод стопы опущен

• стопа немного смотрит кнутри, а ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу

• походка неуклюжая носки стоп сильно разведены в стороны

Массаж является прекрасным лечебным средством при плоскостопии.

Он уменьшает боли, улучшает лимфо- и кровообращение, укрепляет ослабленные мышцы.

Массаж начинают с передне-латеральной группы мышц голени и тыла стопы. Здесь применяют лёгкий массаж, состоящий из лёгкого поглаживания и лёгкого растирания. Вначале проводят подготовительный массаж, состоящий из следующих массажных приёмов:

1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание обеими руками (начинают от основания пальцев стопы и заканчивают у коленного сустава).2. Попеременное растирание на той же поверхности. 3. Поглаживание. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами (приём выполняют одновременно двумя руками).5. Обхватывающее непрерывистое поглаживание.Затем на передне-латеральной группе мышц голени применяют:1. Отглаживание двумя большими пальцами от голеностопного сустава до головки малоберцовой кости. 2. Спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Отглаживание двумя большими пальцами. Заканчивают массаж этой поверхности общим обхватывающим непрерывистым поглаживанием. После этого применяют более глубокий массаж задней группы мышц голени. Он состоит из следующих приёмов:1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание от пятки до подколенной ямки. 2. Попеременное растирание. 3. Обхватывающее прерывистое поглаживание без перекрытия. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами одновременно обеими руками. 5. Обхватывающее прерывистое поглаживание с перекрытием. 6. Продольное прерывистое разминание. 7. Обхватывающее раздельно-последовательное поглаживание. 8. Поперечное непрерывистое или прерывистое разминание. 9. Крестообразное поглаживание. 10. Рубление. 11. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем переходят к массажу подошвы,где применяют:1. Плоскостное поглаживание ладонью от основания пальцев к пятке. 2. Спиралевидное глубокое растирание четырьмя пальцами. 3. Гребнеобразное поглаживание. 4. Гребнеобразное растирание. 5. Гребнеобразное поглаживание. 6. Отглаживание большим пальцем межкостных мышц. 7. Спиралевидное растирание межкостных мышц одним большим пальцем. 8. Отглаживание. 9. Надавливание большим пальцем. 10. Отглаживание большим пальцем. Со стороны подошвы тщательно растирают большим пальцем головки плюсневых костей и мягкие ткани между ними, а также сильно растирают большим пальцем по краю пятки. Необходимо достаточно сильно массировать мышцы возвышения большого пальца.На этих мышцах применяют:1. Щипцеобразное поглаживание. 2. Глубокое спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Щипцеобразное поглаживание. 4. Щипцеобразное разминание. 5. Щипцеобразное поглаживание. Перед массажем стопы и голени полезно применять тепловую процедуру. Массаж продолжается 15-20 минут ежедневно. Курс массажа состоит из двадцати- двадцати пяти процедур. Курсы массажа регулярно повторяют через один-полтора месяца. Для получения стойкого лечебного результата необходимо провести не менее трёх-четырёх курсов.

Комплексы гимнастик после пробуждения

Мы братья головастики

(лёжа на спине, сгибаем, разгибаем ноги, руки)

(стоя на четвереньках, опускаемся и поднимаемся)

Тема: ЛФК при плоскостопии

Лечебная физкультура (ЛФК) — это система применения самых разнообразных средств физических упражнений - ходьба пешком, на лыжах, плавание, бег, игры, утренняя гимнастика и прочее, - т. е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций человека.

ЛФК может являться самостоятельным методом лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, а также ЛФК хорошо сочетается со всеми видами медикаментозного лечения, физиотерапией, грязелечением, до и после оперативного вмешательства.

ЛФК назначает лечащий врач, определяет методику занятий — врач-специалист по ЛФК, проводит — инструктор, или врач по ЛФК.

Проблема плоскостопия является третьей по распространенности среди всех заболеваний опорно-двигательного аппарата человека. По частоте встречаемости в мире обгоняют плоскостопие лишь остеохондроз позвоночника и артрозы крупных суставов. Данная патология стопы встречается в разных возрастных группах, после 50 лет признаки плоскостопия обнаруживаются у 70% пациентов. Медицина располагает отличными способами улучшить состояние стоп и без вмешательства ортопедов. Достаточно разобраться в происхождении заболевания и начать заниматься лечебными упражнениями.

1. Общая характеристика заболевания

Медики условно различают три степени плоскостопия в зависимости от уплощения подошвы. Для определения в домашних условиях достаточно влажной ногой стать на легко намокающую бумагу. После этого необходимо рассмотреть полученный след. Самый узкий перешеек отпечатка на бумаге должен составлять половину от реальной ширины стопы. Если есть увеличение более двух третей от ширины – это говорит о максимальной, третьей степени плоскостопия. Для максимально точного диагноза ортопед обязательно выполняет рентгеновский снимок стоп в двух проекциях.


Рис.1

2. Задачи, средства ЛФК при данной патологии

Лечебную физкультуру назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной сферы, увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышение физической работоспособности и сопротивляемости. Ведущее место занимают специальные задачи лечебной физкультуры: исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы; устранение пронированного положения пятки и супинационной контрактуры, воспитание и закрепление навыка правильной осанки.

Для исправления функции стопы и уменьшения прогресса плоскостопия несомненно подходят занятия ЛФК. Грамотный комплекс упражнений поможет ослабить заболевания следующими путями: Тренировка мелких групп мышц стопы, которые поддерживают форму и формируют своды. Постоянные занятия укрепляют бедра, голени, пресс, спину. Это позволяет человеку улучшить свою осанку. Снятие болезненного тонуса в мелких мышечных группах стоп. Тем самым заблокированные мышцы расслабляются, улучшается их питание. Это стимулирует восстановление сводов в стопах. Наибольшую ценность имеют занятия ЛФК при плоскостопии в детском возрасте. Ортопеды отмечают, что методичные занятия могут полностью убрать плоскостопие первой и второй степени.

3. Методика организации занятий ЛФК

Методика ЛФК основана на:

а) дидактических принципах (наглядность, доступность, систематичность занятий, постепенность и последовательность выполнения упражнений, индивидуальный подход);

б) правильном подборе и определении продолжительности выполнения физических упражнений;

в) оптимальном числе повторений каждого упражнения;

г) физиологическом темпе выполнения движений;

д) адекватности силового напряжения возможностям больного;

е) степени сложности и ритма движения.

Как и любой лечебный подход, ЛФК имеет свои особенности. Условия для успешных занятий физкультурой для лечения плоской стопы: Комплекс упражнений выполняется ежедневно, 1 или 2 раза в сутки. Для взрослых длительность не должна превышать 20 минут. Дети менее усидчивы, поэтому предлагайте укороченные версии по 10 – 12 минут. Занятия выполняются в удобной одежде, поддерживайте комфортную температуру воздуха в помещении (21−23 градуса). Все подходы выполняются не через боль, только легкое потягивающее ощущение в мышцах и усталость после занятия. ВАЖНО! При появлении резкой боли во время выполнения комплекса упражнения стоит прекратить и показаться профильному специалисту.

4. Предложить комплексы физических упражнений при плоскостопии Упражнения при плоскостопии у взрослых и детей


Рис.1


Рис.2


Рис.3


Рис.4


Рис.5


Рис.6


Рис.7


Рис.8


Рис.9

10. Хождение на пятках в течение 1 минуты. Для занятий с детками выбирайте по 5 – 6 разных видов на одно занятие. Так поддержите интерес ребенка, тем самым занятия ему не наскучат, и вы вместе добьетесь максимума в лечении плоскостопия.

Список литературы и Интернет ресурсов

Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017.

Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

Калюжнова И.А, Перепелова О.В. Лечебная физкультура – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Шлык Н. И. Лечебная физическая культура: практикум. – Ижевск, 2012.

Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов. - М.: Academia, 2019.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.