Консультация для родителей на тему гимнастика исправит плоскостопие


Основное средство профилактики плоскостопия - гимнастика для стоп, направленная на укрепление всего организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsul1.docx 19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№38муниципального образования Тимашевского района

Консультация для родителей:

Воспитатель: Шарафан О.Г.

Консультация для родителей:

Стопы, благодаря своему уникальному строению и возложенным на них функциям, оказывают непосредственное влияние на весь организм. Поэтому, начиная с раннего возраста необходимо уделять профилактике деформации стоп.

Основное средство профилактики плоскостопия - гимнастика для стоп, направленная на укрепление не только мышечно-связочного аппарата стоп и голеней, но и всего организма. Она увеличивает общую и силовую выносливость мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует правильную осанку. Такая гимнастика оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод стоп.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для того чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку. Ежедневная гимнастика, способствует укреплению мышц стопы. Делать простой комплекс упражнений необходимо несколько раз в день.

Разминка. Пусть ребенок несколько минут походит по комнате то на пятках, то на носочках. Сначала медленно, постепенно увеличивая темп.

Посадите малыша на стул и попросите попеременно сгибать и разгибать пальцы на ногах и вращать ступнями.

Положите на пол тонкий лист бумаги или старую газету. Пусть кроха хорошенько помнет ее босыми ножками, а потом пальцами ноги поднимет с пола.

Научите малыша с помощью ног поднимать с пола предметы разных размеров: карандаши, резиновые игрушки ,детали конструктора. Начинайте с больших предметов и постепенно переходите к совсем маленьким. Сначала пусть ребенок выполняет это упражнение, сидя на стуле, одновременно двумя ногами. Затем постепенно усложняйте задачу-пусть поднимает предметы, стоя, пальцами одной ноги.

Положите небольшую досточку на пол, и пусть ребенок ходит по ней. Затем подложите под края доски несколько книг и попросите его пройти по ней. Когда малыш освоит ходьбу по приподнятой доске, потихоньку усложняйте упражнение и поднимайте только один конец доски, образуя горку. Пусть ребенок ,ни на что , не опираясь, забирается на нее и спускается.

Положите на стол мяч и попросите ребенка покатать его сначала одной ногой, а затем другой. Следите, чтобы ребенок учился мышцами стопы удерживать мяч на одном месте. Для этого на полу можно начертить круг, за который мяч не должен выкатываться. Желательно при выполнении этого упражнения чередовать мячики разной формы (от совсем маленьких шариков до больших надувных мячей).

Для детей от 2 лет и старше в домашних условиях:

При исходном положении -ноги врозь носки повернуты внутрь- выполнить попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край. Несколько минут походить с поджатыми пальцами ног. Походить с поднятыми пальцами ног.

С детства приучайте вашего ребенка читать, писать и рисовать, поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной подошвами в кучу воображаемый песок.

И. п.- сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

1-2-поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп.

И. п.- стоя ноги вместе, руки на пояс

1- правую вперед на пятку

2-3- покачать носком вправо-влево

4-приставляя правую, и. п.

5-8 то же с левой ноги.

1-правую вперед- в сторону на пятку

2-правую на носок

3- правую на пятку

4- с притопом приставляя правую, и.п.

5-8 то же с левой ноги.

1-2-поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх.

3-4- поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы.

Для коррекции плоскостопия полезны спортивные игры ( футбол, волейбол) на открытом воздухе как в осеннее и весеннее время, так и зимой.

Помимо физических упражнений необходимы ежедневные ножные ванны ( температура воды 36-37градусов) в течение 1- 1,5 минут.

Поглаживание и растирание стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени – по направлению от стопы к коленному суставу. Массаж можно проводить и при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы. Время выполнения 2-4 минуты.

Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений для стоп предотвращает возникновение плоскостопия.

Для того, чтобы при ходьбе стопа принимала физиологическую форму и не деформировалась, необходимо правильно подобрать обувь. Обувь должна быть легкой, изготовленной из натуральных материалов, с жестким задником и не большим каблуком.

А вот ортопедическая коррекция и профилактика плоскостопия при помощи специальных ортопедических стелек детям дошкольного возраста(до6-7 лет) не рекомендуется. От длительного ношения таких стелек у малышей может наступить атрофия связок стопы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормальное строение стоп очень важно для правильного положения позвоночника. Поэтому необходимо обратить особое внимание на ножки ребенка, чтобы не пропустить такой распространенный недуг, как пл.

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия".

Рекомендации для родителей с примерными комплексами по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Простые комплексы упражнений, которые без труда могут освоить родители, и выполнять их вместе с детьми.Упражнения интересны по содержанию, так как включают в себя разнообразные предметы и игрушки.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЁНКА ПЛОСКОСТОПИЕ Стопа ребенка, образованная хрящами, может легко дефор­мироваться.Плоскостопие считается одним из самых распространенных забо­леван.

Плоскостопие - это деформация стопы, заключающаяся в уменьше­нии высоты продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супина­цией переднего отдела стопы.

Как научить ребенка не драться с другими детьми.Различные методы, их достоинства и недостатки.

Как топает малыш?

Гимнастика исправит плоскостопие

Нормальное строение стоп очень важно для правильного положения позвоночника. Поэтому обратите особое внимание на ножки ребенка, чтобы не пропустить такой распространенный недуг, как плоскостопие. Плоскостопие можно заподозрить, когда ребенок часто жалуется на боли в ногах и быстро устает. Возможно, у него упрощены мышцы свода стопы. Причина либо в чрезмерной нагрузке на позвоночник, либо в неправильном распределении тяжести на свод стопы. Нередко возникают утолщения суставов и мелких костей стопы - натоптыши. Чтобы избежать всех этих неприятностей, необходимо развивать мышцы свода стопы

Различают пять видов плоскостопия

Диагностика плоскостопия.

Возьмите чистый лист бумаги. Положите его на пол. Теперь намажьте ступни каким-нибудь жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток Вашей стопы. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. За тем, перпендикулярно этой линии проведите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Если отпечаток узкой части занимает не более одной трети этой линии – стопа нормальная. Если достигает середины линии – у Вас плоскостопие, и Вам не следует оттягивать визит к врачу. У врача методики определения степени плоскостопия более сложные.

По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1 : 4

упложенным 2 : 4

плоским 3 : 4

Профилактика и лечение плоскостопия.

При врожденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками.

В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики, а использование стелек-супинаторов назначается в этом возрасте реже.

У школьников, наоборот, особое значение придается подбору хорошей ортопедической обуви с выкладкой свода и поднятием внутреннего края пятки. Здесь есть важный момент: стопа ребенка быстро растет, поэтому обувь нужно часто менять. Небольшая ошибка в конструкции башмака может не помочь, а, наоборот, увести в сторону патологии.

У подростков при тяжелом плоскостопии, сопровождающемся резкими болями, лечение начинается с наложения гипсовых повязок. После исчезновения болевых ощущений назначаются ортопедическая обувь, массаж, гимнастика. И только если все это ни к чему не привело, возможна операция.

Гимнастика. Должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.

Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень – по задней внутренней стороне от костей до стопы – и сама стопа – от пятки до косточек пальцев. Приемы – поглаживание, растирание, разминание.

Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.

Какой должна быть обувь ребенка?

Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков. Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стопы и не нарушает ее кровоснабжения. ГОСТ предусматривает выпуск обуви каждой модели размеров. Это в идеале. А на практике обувь нужной полноты найти не так-то просто.

В удобной обуви пальцы ни в коем случае не упираются в носок обуви. При ходьбе нога "живет", ее размер динамично изменяется. Минимальный размер – как раз в статичном положении, то есть когда обувь примеряют перед покупкой. Поэтому зазор между носком ботинка и пальцами должен быть минимум сантиметр. Детская обувь должна покупаться обязательно с расчетом на вырост.

Если носок у обуви фигурный, например с резким сужением, то это сужение должно начинаться только после физиологического припуска в один сантиметр. Обувь с узким носком не должна заставлять пальцы изменять свое естественное положение, иначе они могут искривиться.

Каблук – это возвышение, с которого как бы само собой шагается, которое облегчает перекат. К тому же мышцам ноги на каблуке нужно меньше усилий, чтобы согнуть обувь "в пучках". (Пучком называется то место в ботинке или туфле, которое сгибается, если встать на носки.) Под действием каблука изменяется биомеханика стопы. Мышцы и сухожилия стопы и голени запасают теперь меньше энергии для шага. Как машина на спущенном колесе, поднятая на каблук нога уже не может передвигаться с прежней легкостью. Шаг получается короче, а ноги к вечеру устают. По мнению медиков,

оптимальная высота каблука – 1/14 от длины стопы. То есть около двух сантиметров для взрослого человека. Каблук выше – не более чем дань моде.

Какой должна быть подошва? Тонкой? Не обязательно. Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода. Для ходьбы по асфальту подошва должна быть толстой и мягкой, особенно в зимнее время года. Резиновая решетка внутри толстых подошв к тому же отлично амортизирует и распределяет нагрузку по стопе. А тонкая кожаная подошва хороша только для паркета.

Материал ее может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она не должна быть из кожзаменителя. Годится либо натуральная кожа, либо материя.

Стелька. Это важно. Хорошая стелька – как сэндвич: каркас, амортизирующая пластинка, которая будет контактировать с ногой. Если подошва тонкая, то идеальная стелька через неделю принимает форму стопы и мягко берет ударные нагрузки на себя. Она не разрушается и легко вынимается для проветривания. За один срок службы обуви желательно сменить стельку не меньше одного-двух раз.

Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный своды стопы. Супинаторы продаются в ортопедических магазинах, изготавливаются на заказ в ортопедических мастерских. Они помогают тем, у кого "проблемные ноги" и кому трудно ходить, а также спортсменам, чьи ноги испытывают чрезвычайно большие нагрузки. Самый простой супинатор стоит во всех кроссовках.

Массаж рефлекторных зон ног.

  1. Сожмите кончик большого пальца, затем подушечку

большого пальца. Если заметите болезненную точку,

разотрите ее до исчезновения боли;

  1. Плотно захватите большим и указательным пальцами

руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите;

повторите 3р. на каждой ноге;

  1. быстро потрите верх ступни рукой или, что более

удобно, пяткой другой ноги.

  1. Если по телу разлилась приятная теплота – цель достигнута.

Всего за 60 сек. Вы включили основные системы организма на полные обороты.

Самомассаж стоп.

Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

  1. этап.
  2. поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  3. разминание стопы всеми пальцами.
  4. граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.
  5. похлопывание подошвы.
  6. активное поднимание стопы вверх и опускание вниз.

  1. этап.
  2. граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.
  3. поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  4. катание подошвами вперед-назад гимнастической палки.
  5. надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы.

  1. этап.
  2. с силой надавливание на болевые точки.
  3. поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  4. похлопывание подошвы.
  5. катание подошвами мяча, выполняя круговые движения.

Комплекс упражнений, рекомендуемых при

плоскостопии.

Упражнения с предметами:

  1. захватывание пальцами стопы мелких предметов.
  2. удержание и выбрасывание мелких предметов.
  3. перекатывание стопой навивного или резинового мяча.
  4. собирание пальцами стоп: платочки, дорожки и т.д.
  5. перекладывание предметов вправо, влево.
  6. подтянуть к себе предмет, передать сидящему рядом.
  7. ходьба по ребристой дорожке.
  8. ходьба по резиновым шипованным коврикам.
  9. перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
  10. катание стопой гимнастической палки.
  11. ходьба по обручу, канату, веревке.
  12. лазанье по лестнице.
  13. спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие.

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу. Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

И.п.- стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, направлены пальцами вниз.

1-2- полуприсед на носках, улыбнуться.,

И.п.- сидя на пятках, руки в упоре впереди.

1-2- выпрямляя ноги, упор стоя, согнувшись на носках.

Игры для профилактики плоскостопия.

Название игры

Возраст

детей

Описание игры

пройди по ребристой доске

дети, сохраняя равновесие, ходят по ребристой доске.

выполнение различных заданий.

дети отбивают дробь ногами.

дети ловят ногами различные предметы

( и.п.: сидя на полу )

дети переносят ногами различные предметы.

дети сохраняют равновесие, стоя на носках.

ходьба на ладонях и на ступнях.

Игры для профилактики плоскостопия.

Название игры

Возраст

детей

Описание игры

дети на громкую музыку ходят на пятках, на тихую на носках

кто быстрее соберет?

выполнение различных заданий.

дети ходят поочередно на пятках и носках.

дети ловят ногами воздушные шары

( и.п.: сидя на полу )

дети сохраняют равновесие, стоя на носках.

ходьба , имитируя движения животных.

По данным разных ученых, остеохондрозом страдает до 85% населения земного шара, а плоскостопием – от 40 до 60%. Плоскостопие трудно излечимо, но жить с ним можно и чувствовать себя при этом совсем неплохо.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Шаехова Лидия ИрековнаНаписать 566 31.10.2017

Номер материала: ДБ-807297

  • Физическая культура
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    31.10.2017 362
    31.10.2017 269
    31.10.2017 144
    31.10.2017 358
    31.10.2017 133
    31.10.2017 336
    31.10.2017 102
    31.10.2017 868

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу). Именно поэтому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш, — в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

ДОУ — главный помощник родителей при профилактике проблем осанки и плоскостопия

В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста должна быть направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, тогда нагрузка будет распределяться равномерно, исключая деформацию ступней ног детей.

Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.


В детском саду физические упражнения составляются, учитывая необходимость профилактики плоскостопия. Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения в детском саду — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста.

А если у детского сада есть ещё специальное оборудование для занятий с младшими детьми (гимнастическая стенка, обручи, массажные коврики, тренажеры), то это исключит нарушение осанки, плоскостопия при профилактической работе в ДОУ.

Работники ДОУ должны регулярно проводить собрания родителей, где подробно рассказывать, что такое нарушение осанки ребенка дошкольного возраста, о вреде плоскостопия, способах его профилактики.

Но не стоит родителям детей перекладывать всю ответственность при профилактике плоскостопия, искривления осанки на специалистов ДОУ, стоит и самим быть активным, проявлять интерес к здоровью своего малыша. Ведь лучше следить за здоровьем, видоизменениями осанки своих детей с малых лет, заниматься профилактикой, чем позже тратить свое время, проводя лечение болезней ножек разной степени сложности.

Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.

Формирование осанки ребенка дошкольного возраста начинается примерно с 6 лет, а продолжается примерно до 17 лет. Именно поэтому у маленьких деток дошкольного возраста осанки как таковой практически нет, ведь изгибы позвоночника в детском организме не сформированы окончательно. Стопа крохи от одного года может быть подвержена отклонениям, потому специалисты рекомендуют проводить профилактику плоскостопия детей с малых лет.

Плоскостопие у детей младшего возраста не физиологическое, его лучше лечить до 5-летнего возраста, пока окончательно не сформировался контур ступни.

У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца).

Плоскостопие чаще всего, проявляется после года ходьбы, ведь стопа формируется вместе с первыми шагами ребенка. Поэтому до года у ребенка не может быть плоскостопия, но дальше нужно следить за изменениями его ножек, осанки, заниматься профилактикой заболевания. Лучше всего для профилактики плоскостопия ребенка использовать массаж ступни с первого года его жизни.

Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см). Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась. Детская обувь должна соответствовать анатомо – физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы.

Детям не следует покупать обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы сзади и снаружи, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.

По степени закрытия стопы различают следующие виды обуви: сапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. При выборе обуви необходимо учитывать не только размер ноги, но и полноту. Для детей выпускается обувь двух полнот. Лучшим материалом для подошвы детской обуви является кожа. Она обладает достаточной прочностью, пластичностью, паро- и воздухопроницаемостью. У детей до 8 лет стопа ежегодно удлиняется в среднем на 11 мм, в связи с чем обувь рекомендуется обновлять каждые 6 месяцев.

Плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, которое характеризуется уплощением ее сводов. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может проявляться отек стопы, исчезающий за ночь.

Необходимо следить за тем, чтобы детская обувь всегда была сухой и чистой.

В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:

• следить за их осанкой;

• обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;

• следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе;

• ежедневно заниматься гимнастикой и спортом;

• ходить босиком в теплое время года по неровной почве.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

Верблюды танцуют ловко.

Здесь жирафов кто – то ждет.

Мишка важно так шагает,

На бок лапы расставляет.

Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног.

Пальчики на ножках, как на ладошках, (выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот)

Я их смело покручу и шагать начну.

Разведу вперед – назад, и сожму руками. (один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные. (сжимание ладонями пальцев ног)

Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой.


Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы изменяет положение таза, позвоночника.

Это отрицательно влияет на их функции и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Для того чтобы определить, есть ли у вашего ребенка плоскостопие, проведем небольшой тест. Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. Теперь намажьте ступни любым жирным кремом и поставьте ребенка на этот лист. На бумаге останется четкий отпечаток стопы. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. Затем перпендикулярно к ней нарисуйте прямую, пересекающую углубление стопы в самом узком месте. Если отпечаток ее узкой части занимает не более одной трети линии, соединяющей края подошвенного углубления, — стопа нормальная. Если достигает середины линии — у ребенка плоскостопие и вам не следует оттягивать визит к врачу.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для того чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку. Ежедневная гимнастика, способствует укреплению мышц стопы. Делать простой комплекс упражнений необходимо несколько раз в день.

  1. Разминка. Пусть ребенок несколько минут походит по комнате то на пятках, то на носочках. Сначала медленно, постепенно увеличивая темп.
  2. Посадите малыша на стул и попросите попеременно сгибать и разгибать пальцы на ногах и вращать ступнями.
  3. Положите на пол тонкий лист бумаги или старую газету. Пусть кроха хорошенько помнет ее босыми ножками, а потом пальцами ноги поднимет с пола.
  4. Научите малыша с помощью ног поднимать с пола предметы разных размеров: карандаши, резиновые игрушки, детали конструктора. Начинайте с больших предметов и постепенно переходите к совсем маленьким. Сначала пусть ребенок выполняет это упражнение, сидя на стуле, одновременно двумя ногами. Затем постепенно усложняйте задачу — пусть поднимает предметы, стоя, пальцами одной ноги.
  5. Положите небольшую доску на пол, и пусть кроха ходит по ней. Затем подложите под края доски несколько книг и попросите его пройти по ней. Когда малыш освоит ходьбу по приподнятой доске, потихоньку усложняйте упражнение и поднимайте только один конец доски, образуя горку. Пусть ребенок, ни на что, не опираясь, забирается на нее и спускается.
  6. Положите на пол мяч и попросите ребенка покатать его сначала одной ногой, а затем другой. Следите, чтобы ребенок учился мышцами стопы удерживать мяч на одном месте. Для этого на полу можно мелом начертить круг, за который мяч не должен выкатываться. Желательно при выполнении этого упражнения чередовать мячики разной формы (от совсем маленьких шариков до больших надувных мячей).
  7. Пусть малыш подошвой одной ноги погладит голень другой ноги (снизу вверх), и наоборот.

Для детей от 2 лет и старше в домашних условия:

Комплекс "утята"

1. "Утята шагают к реке"

И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"

И.п. - то же
1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп
3-4 - и.п.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

И.п. - то же.
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

И.п. - то же
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны
("клюв открылся"), произнести "кря-кря"
3-4 - и.п.

5. "Утята учатся плавать"

И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнутую правую стопу - вперед
2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.

Комплекс с гимнастической палкой

1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.

Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку
3-6 – держать
7-8 - и.п.

1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол
3-4 - и.п.

4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец.

Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.

Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.

6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.

Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.

Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.

Комплекс "матрешки"

(на основе элементов русских народных танцев)

7. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"

И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс
1 -правую вперед на пятку
2-3 - покачать носком вправо-влево
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой ноги.

8. "Красные сапожки, резвые ножки"

И .п. - то же
1 - правую вперед-в сторону на пятку
2 - правую на носок
3 - правую на пятку
4 - с притопом приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой ноги.

9. "Танец каблучков"

И.п. - то же
1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх
3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

И.п. -стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс
1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо
2 -опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь
3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо
4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.
5-8 - то же, что 1-4
1-8 - то же, передвигаясь влево.

И.п. - то же
1 -слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
3-8 - таким образом продолжать передвигаться вправо
1-8 - то же влево.

И.п. - то же
1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед - в стороны ладонями вверх
2 - и.п.
3 - правую в сторону на пятку
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с другой ноги.

13. "Шаг с припаданием"

И.п. - стоя на правой, левую в сторону - книзу, руки на пояс
1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед
2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону - книзу
3-4 - то же, что на счет 1-2 То же в другую сторону.

14. Катайте мячик. Посадите ребенка на пол или табуретку и поставьте его ступню на теннисный мячик. Пусть ребенок катает мячик то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно. Это очень хороший массаж для ног.

15. Игра в шарики и кольца. Посадив ребенка на пол, разложите перед ним в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику. Ребенок опускает шарики в кольца поочередно: пять — пальцами правой ноги, пять — левой; затем вынимает шарики руками и кладет их перед кольцами. Потом берет кольца и опускает их на шарики.

16. Скатайте чулок. Посадите ребенка на пол или на табурет, разложите перед ним чулок или платок. Выдвинув вперед одну ногу и распрямив пальцы, малыш должен ухватить ими чулок и подобрать часть его под ступню; затем снова распрямить пальцы и подобрать новую часть чулка. Так следует повторять до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Сначала это упражнение делается одной ногой, потом второй, а под конец двумя ногами одновременно.

18. Играйте в мяч ногами. Два ребенка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они берут ногами теннисные мячи и начинают перебрасывать их. Ловить мяч руками нельзя.

Наоборот, продолжительная ходьба по твердому грунту, длительные стояния, переноска тяжелых предметов провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы.

Для коррекции плоскостопия полезны спортивные игры (футбол, волейбол, гандбол) на отрытом воздухе как в осеннее и весеннее время, так и зимой (например, футбол на снегу).

Помимо физических упражнений необходимы ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 градусов) в течение 1-1,5минут.

1. Поглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени - по направлению от стопы к коленному суставу.

Массаж можно проводить и при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы. Время выполнения – 2 - 4 минуты.

2. И.п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому.

Выполнение. Возьмите левой рукой левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).

Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений для стоп предотвращает возникновение плоскостопия.

Отдавая ребенка в спортивную секцию, позаботьтесь о том, чтобы комплекс занятий соответствовал возрасту, весу и росту малыша. Для этого поговорите с педиатром и врачом по лечебной гимнастике (ЛФК). Постоянные перегрузки могут стать причиной серьезных проблем. Если у ребенка плоскостопие ему до выздоровления не стоит заниматься ритмической гимнастикой, бегом и прыжками. При плоскостопии малышу трудно смягчить удары при приземлении на пол, они приходятся на стопу и отдаются в позвоночнике. Это может привести к серьезным травмам скелета. Из всех видов спорта для профилактики и лечения плоскостопия лучше всего подходит плавание, когда мышцы стопы работают особенно эффективно.

Для того, чтобы при ходьбе стопа принимала физиологическую форму и не деформировалась, необходимо правильно подобрать обувь. Основная задача детских ботиночек — защищать ногу от ударов, придавать устойчивость и не препятствовать естественному развитию мышц стопы. Обувь должна быть легкой, изготовленной из натуральных материалов, с жестким задником и небольшим каблуком. Обязательной деталью любой детской обуви (и уличной, и домашней) должен быть супинатор. Этот маленький бугорок у внутреннего края подошвы поднимает продольный свод стопы и обеспечивает физиологически правильную фиксацию ножки. А вот ортопедическая коррекция и профилактика плоскостопия при помощи специальных ортопедических стелек детям дошкольного возраста (до 6—7 лет) не рекомендуется. От длительного ношения таких стелек у малышей может наступить атрофия связок стопы.

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

На начальной стадии боли в ногах можно ликвидировать в течение 1 – 2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванночек с морской солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Что касается ванночек – требования к ним простые: температура воды +40-50 градусов С°, длительность процедуры – 15-20 минут, а пропорции их составляющих указаны на упаковке и бывают разными в зависимости от концентрации сухого вещества. Массаж и гимнастику обязательно должен проводить дипломированный специалист – инструктор по лечебной физкультуре и массажу. Лишь для устранения выраженной боли допустимо применение обезболивающих препаратов.

Очень полезное воздействие окажет самомассаж и профилактические упражнения о которых говорилось выше. Гимнастику лучше проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп упражнений лучше показать малышу на собственном примере. Помещение не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует в удобной одежде, не стесняющей его движений.

В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия, что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиолечение назначаются курсами, обычно по 10 – 15 процедур. Желательно проводить 2 – 3 курса в год.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.