Когда можно ездить на велосипеде после операции на коленном суставе

После эндопротезирования коленного сустава следует период реабилитации, длительность которого составляет четыре-пять месяцев. Пока продолжается восстановление, человеку необходимо соблюдать ряд предосторожностей и рекомендаций врача. Из-за риска навредить прооперированной конечности в это время ему запрещено делать многие вещи.


Меры предосторожности в первые дни после операции

На следующий день после хирургического вмешательства пациенту разрешают лежать исключительно на спине. Прооперированная конечность при этом должна оставаться совершенно прямой. Сгибать больную ногу, а также подкладывать под колени подушку, категорически запрещено. Также нельзя делать резкие движения, переворачиваться на бок или на живот.


Если операция прошла без осложнений и состояние больного удовлетворительное, в первый день ему разрешают садиться на кровати и даже ходить. Естественно, делает он это только под контролем медперсонала. Подъем с кровати всегда начинают со здоровой конечности, а во время ходьбы используют высокие ходунки или костыли.


Прежде чем выписаться из стационара и уехать домой, пациент должен научиться правильно ходить по ровной поверхности и по лестнице. Этому его обучает медицинский персонал.


Оперированная нога всегда между двух костылей.

Предосторожности при ходьбе и нагрузке на прооперированную ногу

Начинать ходить лучше всего уже в первый день после операции. Необходимо с самого начала освоить нормальную ходьбу без хромоты. Если этого не сделать, то нагрузка на другие суставы распределится неправильно, что в итоге может привести к искажению походки и неправильному рисунку ходьбы.

Более того, недостаточная нагрузка на прооперированный сустав может замедлить его восстановление. Из-за этого реабилитация будет длиться дольше, а человек вернется к активному образу жизни гораздо позже.

После эндопротезирования коленного сустава нельзя:

  • напрягать прооперированную ногу длительным хождением;
  • допускать появления сильной боли в колене во время ходьбы;
  • делать резкие движения;
  • носить неудобную обувь, в которой легко оступиться или поскользнуться;
  • раньше времени или без разрешения врача откладывать костыли.

Ходить с костылями требуется в течение 3-6 недель после хирургического вмешательства. Отказаться от вспомогательных приспособлений можно будет только после консультации с лечащим врачом, получив его разрешение.

Позы, запрещенные для сна и сидения

В первые 3-4 дня после операции больному можно спать только в одной позе – на спине. Затем, если послеоперационный период протекает без осложнений, ему позволяют ложиться на бок. Спать на животе разрешают как минимум через две недели после хирургического вмешательства.


Что касается поз для сидения, тут не стоит допускать чрезмерного сгибания прооперированной ноги в колене. Также не рекомендуется сидеть, закинув ногу на ногу. Отметим, что после эндопротезирования коленного сустава категорически запрещено становиться на колени.

Пренебрежение данными рекомендациями может привести к вывиху эндопротеза, перипротезному перелому и другим опасным осложнениям.

Предосторожности при уходе за послеоперационной раной

Из-за риска инфицирования первые две недели послеоперационную рану нельзя мочить проточной водой. Поэтому мыться следует с особой осторожностью, а ванны и душа лучше вовсе избегать. Во время мытья необходимо следить за тем, чтобы повязка не намокла. Если же это случилось, то ее следует заменить. В противном случае повысится риск нагноения послеоперационной раны.


Пока послеоперационный рубец не заживет, его нельзя тереть мочалкой. Ведь кожа там очень тонкая и нежная, а травмировать ее крайне легко. Ухаживать за швом после операции следует согласно рекомендациям специалиста.

Купание и водные процедуры

Принимать душ разрешается через 2-3 дня после снятия швов (их снимают на 10-14 день после операции). Купаться в ванной, посещать сауны-бани и бассейны можно по истечению еще одной-двух недель. Во время водных процедур нужно следить за тем, чтобы не поскользнуться, не упасть и не травмировать прооперированную ногу.

Практические советы для повседневной жизни

Избежать ряда осложнений после операции помогут несложные меры предосторожности:

  1. Возвращаясь домой из больницы, садитесь на переднее сидение, рядом с водителем. Обязательно проследите, чтобы его перед этим отодвинули как можно дальше назад.
  2. Если после операции обнаружилась разница в длине ног, носите возвышающие стельки, чтобы компенсировать ее. Так вы избежите хромоты и вызванных ею негативных последствий.
  3. Носите удобную обувь, которая плотно облегает ступни. Отдавайте предпочтение тапкам, кроссовкам или туфлям на нескользкой подошве. Когда врач разрешит носить обувь на платформе и невысоком каблуке, будьте с ней предельно осторожны.
  4. После операции не совершайте резких движений, прыжков, глубоких приседаний. Избегайте спотыканий и подскальзываний в душевой кабине, ванне, сауне, на льду и т.д.
  5. Передвигаясь по неровным и скользким поверхностям, используйте вспомогательные приспособления (трость, костыли или палку с шипом, предназначенную для ходьбы по льду).
  6. После эндопротезирования ни в коем случае не становитесь на колени и не поднимайте тяжести весом более 15 кг.
  7. Старайтесь не набирать избыточный вес после операции. Иначе каждый лишний килограмм будет ускорять изнашивание эндопротеза.


Изношенная платформа берцового компонента коленного эндопротеза.

Несоблюдение мер предосторожности после замены коленного сустава может привести к опасным осложнениям. У человека может случиться вывих эндопротеза или перипротезный перелом. Также возможно асептическое расшатывание имплантата и его преждевременное изнашивание.

Возвращение к привычным активностям

Садиться за руль автомобиля обычно разрешают через 4-6 недель после эндопротезирования коленного сустава. Возобновлять половую жизнь – через 6-8 недель, заниматься некоторыми видами спорта – через 8-12 недель. Но это только при отсутствии осложнений в послеоперационном периоде. В противном случае возвращение к вождению, сексу и спорту придется отложить на более долгий срок.

После операции можно заниматься:

  • ходьбой (обычной и скандинавской, с палками);
  • ездой на велосипеде;
  • лыжными прогулками;
  • плаванием;
  • спокойными танцами.

Поначалу больному разрешают плавать только некоторыми из спортивных стилей – кролем на спине и груди, дельфином. Плавать брассом допустимо не ранее, чем через 12 недель после хирургического вмешательства.


  1. В первые дни после эндопротезирования лежать можно только на спине. При этом нельзя сгибать прооперированную конечность и подкладывать под нее подушки.
  2. В течение трех-шести недель после операции ходить необходимо с костылями. Больную ногу нагружать следует полностью, не допуская хромоты.
  3. Чтобы не допустить падений, в послеоперационном периоде нельзя носить неудобную обувь, делать резкие движения, ходить без дополнительной опоры по скользким и неровным поверхностям.
  4. Первые дни после операции спать можно только на спине. Затем разрешают поворачиваться на бок, а через две-три недели – на живот.
  5. Пока не снимут швы, послеоперационную рану запрещают мочить проточной водой. И пока рубец не заживет, его нельзя тереть мочалкой.
  6. В первые два-три месяца после операции запрещено водить автомобиль, заниматься сексом и спортом. Возвращаться к этим активностям можно лишь после того, как разрешит лечащий врач.
  7. После замены коленного сустава нельзя становиться на колени и поднимать предметы весом более 15 кг. Чтобы не ускорять разрушение эндопротеза, после его установки не рекомендуется набирать лишний вес.







  • Главная
  • Новости
  • Велофорум
  • Статьи
  • О нас
  • Велоформа на заказ
  • Магазин
  • Размеры
  • Скидки
  • Контакты
  • Как купить?
  • Распродажа велотоваров
  • Европейская велоодежда
    • Веломайки
    • Веломайки с длинным рукавом
    • Утепленные Джерси
    • Джерси даунхилл фрирайд
    • Велокуртки (Зимняя велоформа)
    • Спортивное термобелье
    • Ветровки - Дождевики
    • Велотрусы без лямок
    • Велотрусы с лямками
    • Велотрусы (бриджи)
    • Велорейтузы с лямками
    • Велорейтузы без лямок
    • Велоштаны
    • Вело комбинезоны
    • Велосипедные перчатки
    • Велокепки, подшлемники
    • Велошорты (багги)
    • Вело жилетки - веломайки
    • Велосипедные бахилы, обтекатели
    • Велосипедный шлем
    • Велосипедные (спортивные) очки
    • Светоотражатели
    • Вело чулки, вело рукава
    • Велосипедные носки
    • Велообувь МТВ
    • Велотуфли шоссе
  • Пошив велоформы на заказ
    • Европейское производство
    • Азиатское производство
  • Азиатская велоформа
    • Летняя велоформа
    • Демисезонная велоформа
    • Женские дизайны велоформы
  • Велосипедный свет
    • Профессиональные велофары
  • Велозапчасти
    • Рули МТВ
    • Выносы
    • Системы (шатуны)
    • Задние переключатели
    • Передние переключатели
    • Тормоза
    • Подседельные штыри
    • Велосипедные седла
    • Манетки
    • Цепи и запчасти
    • Колеса в сборе
    • Контактные педали
    • Покрышки
    • Кассеты
    • Велосипедные рамы
    • Вело наклейки (деколи)
    • Тормозные ручки
    • Пульсометры
  • Подарочные сертификаты






ВАЖНО. - Велосипед и колени

Основной совет при умеренных пробемах с коленями это использование велообуви и контактных педалей. Это снимет вредную нагрузку на сустав и позволит меньше тратить усилий при езде. Особенно актуально при пробегах от 30км в день.

Как многие из вас, наверное, знают, вращение педалей при езде на велосипеде в подавляющем большинстве случаев осуществляется ногами. Особо пытливые даже могли заметить, что ноги при этом интенсивно сгибаются и разгибаются в коленях. Но далеко не все подозревают о потенциальных проблемах, а именно — болях и артритах/артрозах, которые легко могут настичь неопытного байкера и остаться с ним на всю жизнь, лишив не только велосипеда, но и нормальной жизни.

Вот о максимальном сохранении и продлении боеготовности именно этих важных мест байкера нам и хотелось бы сегодня поговорить, дабы не было мучительно больно за убитые безрассудным отношением к ним части тела себя, любимого. В данной статье мы рассмотрим главным образом только проблемы болей нижних конечностей, связанные с их суставами (о связках/мышцах упомянем лишь вскользь — но это не значит, что они не важны).

И не говорите, что мы вас не предупреждали. Praemonitus рraemunitus.



Любой спорт имеет свои профессиональные заболевания. У велоспорта — это, в частности, травмы коленных (и , в несколько меньшей мере, тазобедренных) суставов, потому что колени велосипедиста испытывают длительную и неестественную (с точки зрения физиологии человека) нагрузку. В случае если это воздействие на колени не очень продолжительно, и чередуется с достаточным отдыхом — оно не ведет к проблемам. Но в случае работы суставов на износ без восстановительного периода — количественные изменения приводят к качественному скачку.

Что происходит, когда чайник, вчера купивший велосипед (да даже и год назад), узнав про марафоны, едет в на дальнее расстояние? Физическая подготовка — ладно, устал — отдохнет, но — незнание частоты педалирования, спортивный азарт, большие передачи — и все, у человека на всю жизнь травмированы суставы.

Суставы в отличие от мышц не качаются и не тренируются, и их нельзя защитить. И при травмах они практически не восстанавливаются, разве что хирургическим способом. Разорванные связки — тоже не заживают, восстановление разорванной связки возможно только с помощью вшивания протеза. Да даже и растянутые связки в полной мере не восстанавливаются. Так что суставы и связки нужно не перегружать, а защищать от нагрузки и переохлаждения. (Хотя для полноты картины стоит упомянуть, что в некоторых местах нам попадались упоминания о существовании методик тренировок на суставы — но нам её найти пока не удалось.)

Уже говорилось, что при езде на велосипеде коленные суставы пребывают в неестественном положении. И нагрузки, соответственно, другие. Еще хуже ездить в неправильно установленных контактах, с неправильной посадкой, с неправильным каденсом, с неправильной техникой… Раньше на велошколах тренеры очень следили за этим, рассказывает Алексей Никандров, тренер велошколы, г.Асбест: «Проблем с коленями в велошколе нет, потому что с первых дней обучаем частоте педалирования, примерно 100 и не менее 80. Занятия — 6 дней в неделю. Разминка, в том числе на гибкость, ОФП. Подскоки, 200–300–400 раз, смотря по готовности спортсмена. Очень важную роль играет правильность установки контактных педалей. Поставил криво — сустав работает несимметрично, загубить можно очень быстро, буквально за несколько тренировок.

Симптомы, диагностика

Основных причин болей в коленях может быть две — связки/мышцы или плохая смазка суставных сумок (это сильно зависит от питания) и другие проблемы с суставами. Совершенно не факт, что заболят оба колена сразу — может болеть только одно.

Если данные боли появляются в начале сезона, то причиной может быть то, что вы ещё не вкатились.

О причинах на 100 процентов не скажет никто. Многое может по поводу коленей может прояснить спортивный врач, специализирующийся на данной теме, при личном осмотре (надеемся , вы в курсе, что спортивные врачи и обычные врачи — это две большие разницы и четыре маленькие).

Может быть все что угодно, от ушиба до отложения солей. Если боли примут регулярный характер, то, наверное, лучше обратиться к врачу — суставы это слишком серьезная вещь.

Мы не будем запугивать нашего читателя жуткими деталями артритов-артрозов и прочих анкилозов (кто не знает — полное сращение суставных поверхностей с полным отсутствием движений в суставе) — интересуюшиеся могут найти детали самостоятельно (например , в статье Алексея Кавелина „Проблема коленей“ и как ее избежать ). Упомянем лишь о болях, ограничении подвижности, увеличении размеров коленей из-за отёков суставов. Задайтесь вопросом — оно вам надо? Тем более, что для предотвращения возникновения этого нужно знать и соблюдать весьма несложные правила, перечисленные ниже.

Причины и решения

Причина — Обезвоживание. Недостаточное количество питья в дороге — недостаток жидкости в организме опять же приводит к уменьшению количества выделяемой в колене смазки. Причём из суставов вода выходит до того, как организм начинает испытывать жажду. Решение Пить каждые 20 минут, даже если холодно или не хочется, лучше пить изотонические напитки для поддержания солевого баланса и восполнения потерь углеводов.

Кстати. и газировку поменьше пить, она как раз тот самый кальций, говорят, из организма вымывает.

Лучше всего минеральная негазированная вода, причем желательно ее постоянно менять.

Надо помнить еще и про обессоливание организма. Возникает оно именно вследствие продолжительного и обильного потоотделения, которому способствуют жара и обильное питье. Посему и в жару надо пить поменьше, желательно какую-нибудь минералку (еще лучше специальную смесь — изотонический раствор), которая хоть отчасти восполняет соли в организме. Можно добавлять в воду немного обычной соли, кому невкусно — наоборот сахар (хотя эффективность этого под вопросом) и кислоту…

Hе будешь пить — будут накрываться коленные суставы, все очень просто. Ессно если едешь не в плюшевом темпе а работаешь. И опять же, все очень индивидуально.


Причина — Низкий каденс Чем ниже скорость вращения, тем больше усилий на педаль, а значит и на коленные суставы. Суставы и связки травмируются не скоростью, а силой. Лучше часто и легко, чем тяжело, но медленно. Медленно ломово с большой нагрузкой крутить педали — медленно убивать суставы коленей.

Некоторые считают, что при езде на больших передачах ноги „круто качаются“. Хотим их разочаровать — не „качаются“, а „забиваются“. То есть теряется подвижность мышц и возникает повышенная нагрузка на суставы. Сначала восторг: „Ух ты! кручу медленно, а еду быстро!“, а потом мучительно больно… но поделать уже ничего нельзя — суставы „ремонту не подлежат“.

Не просто низкий каденс вреден. Вреден низкий каденс, когда выбирается высокая передача и крутить педали чаще просто невозможно. Т.е. педалирование получается силовое. Если так педалировать долго, то для коленных суставов это вредно. В таком случае необходимо понизить передачу и поддерживать нужную скорость за счет более высокого каденса.

Решение Решение — ездить на ЛЁГКИХ передачах, быстро педалируя, по первой может быть ощущение, что как будто в холостую крутишь). Здравый каденс — более 60-70. Гонщики крутят порой и 160-180. Старое шоссейное правило: каденс в пределах 80-100 (110 это конечно клево, но тупо гнаться за этим не стоит!), плюс поговорка: lung hurts — shift down, legs hurt — shift up. Как вариант — вообще не крутить. То есть крутить, но „короткими очередями“. Запомните ещё одну поговорку — „Лучше болтать, чем ломать“.

Оптимальным режимом как по КПД, так и по нагрузке на колени считается 100–110 оборотов в минуту. Правда, без разминки так быстро вращать не получится.

Ногам полезнее крутить быстрее. Не доводя, конечно, это до абсурда. В зависимости от нагрузки, каденс надо держать в диапазоне 80 — 120 об/мин (чем больше нагрузка, тем выше каденс). Больше — это уже для спортсменов потому, как так быстро крутить, всё-таки, тяжело.

Следует добавить, что чрезмерно высокий каденс тоже вреден. У каждого свои пределы одному максимум 80, а другой и 100 держит.

Если ехать легко (например при попутном ветре) можно конечно опустить каденс до 75 (ниже — просто бессмысленно, имхо), но упираться с таким каденсом действительно крайне утомительно для суставов.

Реально разгрузить колено и поднять каденс позволяют контактные педали (или в крайнем случае туклипсы) — в них гораздо проще поддерживать высокий каденс. В первую очередь контакты позволяют лучше распределять нагрузку на ноги: работа происходит по всему ходу шатуна. Это повышает КПД и разгружает колени.

Другое мнение — контакты и туклипсы тут не при чем. От туклипсов и контактных педалей зависит только характер нагрузки на мышцы. А предельный каденс зависит исключительно от тренированности. Кстати, для этого компьютер с датчиком каденса очень полезен — позволяет следить за каденсом и держать его даже при крайней усталости. Конечно, довести свой каденс до уровня профессионального гонца довольно трудно, да, в общем, и не очень нужно, а вот довести до нормального уровня 75–80 — легко, если просто следить за каденсом и переключаться не тогда, когда станет тяжело, а когда каденс упадет.

Для развития каденса есть упражнение — втыкаешь утром передачу с соотношением 2.1-2.4 и катаешься так весь день, в горку, с горки, быстро-медленно. Это очень ПОЛЕЗНО. Рекомендуем так делать на передаче 44-18.

Имхо, должно помочь что-нибудь типа ОФП — на турничке подтянуться, поотжиматься и т.п. — это укрепляет кости, суставы, сухожилия. У меня после пары месяцев легких занятий со штангой полностью прошли все последствия старых травм — болели плечевые суставы.

Можно попробовать увеличивать каденс, и приучать суставы к нагрузке, катая мало, но как можно чаще. В идеале — каждый день выезд, как только колено заболело — домой.

Тренировать сустав не только велосипедом. Гимнастика, бассейн, тренажёры (аккуратно !) — the best.

Пункт о высоком каденсе и низкой нагрузке на ноги и колени имеет и обратную сторону, ведь кроме сустава могут болеть и связки сустава. Если вы очень много ездите на велосипеде и почти не ходите пешком, связки коленей частично атрофируются, и становится легко получить травмы в обычной жизни или при каком-либо случайном рывке при езде. Думаю, в этом случае стоит иногда тренировать связки коленей, например небольшим количеством приседаний. Достаточно и без дополнительного груза.

Еще о том, как можно убить колени — ездить в продуваемых велоштанах. Обморозить коленный сустав ОЧЕHЬ легко. Актуально зимой.

Решение Перед выездом сделать (ещё дома) 15–20 приседаний.

Первые несколько километров ехать в очень спокойном темпе.

Мазать разогревающими мазями и надевать тёплые наколенники, при температуре ниже +20 утепление колен обязательно, даже если кататься в трусах, колени надо утеплить!

В обычное время — закалять суставы (холодной водой из душа, причём лучше не только колено, а всё тело).

Предотвратить эти напасти поможет наколенник. Если нет проблем — то простой, эластичный. В сильные морозы — с неопреном и утеплителем. При предрасположенности к повреждениям, и после травм лучше использовать специальные суставные бандажи. Наколенники и бандажи выполняют одновременно несколько задач:

  • создают компрессию сустава, препятствуют растяжению связок и мышц;
  • изолируют, сохраняют тепло, не препятствуя кожному дыханию, улучшают кровообращение, усиливают обменные и восстановительные процессы, снижают боль;
  • при работе сустава происходит постоянный микро массаж кожи и активных точек;
  • защищают от ушибов и ссадин.

Иногда, даже в тёплое время года, стоит надеть наколенник в начале поездки для быстрого разогрева коленного сустава.

Осенью одежды потребуется больше: появляется возможность простудить суставы, а это уже чревато ревматическими заболеваниями.

А ещё надо внимательно следить, чтобы ноги в тепле были. В дождь лучше не ездить вообще или ездить в непромокаемых тёплых штанах. Зимой тоже одеваться так, чтобы ногам не было холодно.


Причина — Перегрузка коленей из-за неправильной посадки Решение Изменить посадку: наклон седла/высота штыря/вынос/руль — все это позволяет менять посадку в неплохих пределах. Ден Прозоровский: Я поначалу тоже мучался. Стоял короткий слегка задранный вынос и КК руль. То руки немеют, то попа, то колени ноют. Никак не мог посадку подобрать.

Теперь стоит 72 см руля (ITM Millenium DH с баттингом и райзингом), рога, длинный вынос с отрицательным углом (смотрится странно, но МНЕ удобно), штырь Bontraiger, и простенькое седло IKE. Рама 22 дюйма, но я сам 120 кг и 2 метра. Макс. пробег за сутки — 200 км. Асфальт/грунт. Никаких отрицательных эмоций, кроме легкой боли в мышцах (да и то потому, что ломил в горки как локомотив). После купания и приема аскорбинки с глюконатами/оротатами наутро все ОК. Да, еще вилка-двухкоронка, 130 мм. Реально работающая.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.