Игры по профилактике плоскостопия для подготовительной группы

Наталья Подгорная
Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением нескольких мышей.

Выполнение: сомкнутыми ногами ребенку необходимо захватить и удерживать предмет (крышку, перемещая его на лист картона с изображением мышек. Закрыть крышкой мышку.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением бус, состоящих из кругов разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или (стоя) пальцами правой и левой ноги ребенку необходимо поочередно выкладывать на карточку крышки разного размера и цвета, составляя бусы.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением цветка, состоящего из кругов разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или (стоя) пальцами правой и левой ноги ребенку необходимо поочередно выкладывать на карточку крышки разного размера и цвета, составляя цветок.

Выполнение: сидя или (стоя) пальцами правой и левой ноги ребенку необходимо брать и удерживать шишки или мелкие игрушки пальцами стопы поочередно выкладывая на карточку.

Оборудование: кубики

Выполнение: сомкнутыми ногами ребенку необходимо удерживать кубик (деталь пирамидки, деталь конструктора) и перемещать его один на другой выстраивая башенку.

Оборудование: короткие гимнастические палки или карандаши.

Выполнение: из коротких гимнастических палок и карандашей дети на ковре с помощью ног выкладывают различные фигуры.

Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры.

Выполнение: на листе белой бумаги дети фломастерами с помощью ног рисуют произвольные зарисовки, либо зарисовки по заданию педагога.

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога собирают мелкие игрушки, разбросанные по ковру в определенное место

Оборудование: салфетки.

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Выполнение: дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Выполнение: дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (рыбки, камешки.

Выполнение: в таз с водой опускаются камешки и рыбки, дети двумя ногами "ловят рыб" и пальцами ног достают со дна "жемчужины" (камешки).

Оборудование: платочки (салфетки).

Выполнение: на полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Сборник игр и игровых упражнений для детей младшего дошкольного возраста группы риска Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска..


Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Каждый из нас постоянно находится в поиске.

Картотека словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста Картотека словесных игр и упражнений для старшей группы Воспитатель: Олейник Мария Александровна Словесные игры и упражнения «Летает - не.

Комплексное использование игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Цель: укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп, развитие мелкой моторики пальцев ног, упражнение в равновесии, координации, внимании, памяти, мышлении.

С фигурными дисками.

Оборудование: диски фигурные разноцветные, кольца резиновые, обручи.

Дети делятся на 2 команды. Напротив каждой команды лежат два обруча. Один рядом, другой на расстоянии 3м. В ближайшем обруче у каждой команды лежат разноцветные диски и кольца. Дети в каждой команде вместе выстраивают из них дорожку ко второму обручу и проходят по ней.

2 вариант . Выкладывают дорожку из фигур, цвета даются в определенной последовательности.

3 вариант . Так же, но сначала использовать кольца, затем фигурки.

4 вариант . Выкладывать дорожку их всех фигур, цвета даются в определенной последовательности, но все фигуры для обеих команд лежат в одном большом обруче.

Пособия: мягкие разноцветные диски.

И.п. – стоя, диски разложены на полу.

Переворачивать диски пальцами ног.

Пособия: фигурные диски.

На полу разложены диски. Дети проходят по ним до определенного места.

Прямоугольники разной поверхности и разного цвета.

Цель: укрепление мышц стопы, формирование знаний о цвете и разной фактуре.

Оборудование: тактильные дорожки из разноцветных прямоугольников.

С использованием тренажеров.

И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, гантели под стопами.

Катать гантели вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

С роликом гимнастическим.

Пособия: ролик гимнастический

И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, стопы стоят на руках ролика. Прокатывать ролик вперед-назад до выпрямления ног в коленном суставе.

Пособия: ролик гимнастический

И.п. – сидя, упор руками сзади, прямые ноги лежат на полу; ролик стоит между ног. Захватить ролик стопами ног под ручки ролика, слегка поднять ноги и удержать.

И.п.: встать справа от диска.

Поставить правую ногу на диск и поворачивать диск вправо-влево. Затем так же другой ногой.

И.п.: - стоя одной ногой на диске, другая на полу.

Отталкиваясь другой от пола, вращаться по кругу.

Тренажеры сложного устройства.

Велопедали. Захват педалей сводом стопы.

Жим ногами (Машина). Установка ног на платформе: пятки вместе – носки врозь.

Беговая дорожка. Ходьба с опорой на пятку.

С массажными кочками.

Пособия: массажные кочки-полусферы, мягкие массажные балансиры.

На полу разложены кочки. Дети проходят по ним с одной стороны зала до другой, стараясь не упасть.

Пособия: массажные кочки-полусферы, мягкие массажные балансиры.

На полу разложены кочки. Дети перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь сохранить равновесие.

Пособия: мягкие массажные балансиры.

На полу разложены кочки. Дети встают на свой балансир и, поднимая ноги, поворачиваются вокруг себя.

Прямоугольники разной поверхности и разного цвета.

Цель: укрепление мышц стопы, формирование знаний о разной фактуре.

Оборудование: тактильные дорожки из разноцветных прямоугольников.

Пластмассовые брусочки разной формы и цвета.

Оборудование: пластмассовые брусочки разной формы и цвета.

В зале из брусочков собрана дорога. Дети идут по ней босиком прямо, боком.

Оборудование: пластмассовые брусочки разной формы и цвета.

По залу разложены брусочки. Дети выкладывают дорожку по образцу и идут по ней босиком.

Мягкие дугообразные модули разного цвета.

Пособия: мягкие дугообразные модули.

Пособия: мягкие дугообразные модули.

На полу разложены кочки. Дети перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь сохранить равновесие.

Различное спортивное оборудование.

Ходьба по рейками вверх-вниз, влево-вправо.

Приседания, стоя на пальцах, пятка вниз.

Стоять, держась за шведскую стенку, руки на уровне груди.

Пальцами ног переносить цветки в чашу (обруч).

Платочки, узелки, мелкие игрушки.

Пальцами ног переносить предметы в обруч.

Захватить пальцами ног платочки или карандаши и идти на пятках.

В зале разложены обручи по количеству детей. В центре большой обруч с разными мелкими предметами. По сигналу дети начинают ногами (пальцами) переносить из большого обруча в свой обруч разные предметы. Выигрывает тот, кто больше перенесет предметов.

Обруч держать руками вертикально к полу. Катать обруч пальцами ног (поочередно каждой ногой по 2-3 мин.)

Обруч лежит на полу. Ребенок ходит по нему вправо и влево, не отрывая ног или поднимая ноги.

Гимнастические палки (длинные, короткие)

Ходьба по палочке на носках, пятки на полу. Ходьба по палочке на пятках, носки на полу.

Катание палки стопой вперед-назад.

Массажные мячи, валики.

Катание валика (мяча) стопой (захватить пальцами ног).

Дети лежат на спине. Захватывают пальцами ног мяч, поднимают ноги и передают мяч в руки.

Дети сидят по кругу и всей группой поднимают канат ногами.

Дети сидят парами и перетягивают канат ногами.

Плоскостопие – это деформация свода стопы. Данное заболевание всё чаще встречается у детей дошкольного возраста. Из-за нагрузки на своды стопы связки и мышцы её перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп опускаются, расплющиваются, и возникает плоскостопие. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боли при ходьбе. Плоскостопие способно полностью нарушить амортизацию стопы, и вся нагрузка при ходьбе придётся на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем повлияет на развитие артроза.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребёнка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие у детей вылечить намного сложнее. Именно по этой причине необходимо проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.

Значение и важность данной работы обязательно нужно разъяснять родителям (памятки, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте ДОУ). Следует знакомить их с методами профилактики плоскостопия, а педагогам включать соответствующие игры и упражнения в свои планы.

Таким образом, задачи по профилактике и коррекции плоскостопия в ДОУ следующие:

  1. Укреплять мышцы и связки сводов стопы детей.
  2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.
  3. Знакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.
  4. Расширять двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика и коррекция плоскостопия

1. Утренняя гимнастика.

2. Гимнастика после сна (обязательная ходьба по дорожкам).

3. Динамические паузы.

4. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

5. Свободная двигательная деятельность.

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Особое место в работе по профилактике плоскостопия у дошкольников занимают подвижные игры и игровые упражнения. Лежащие в их основе двигательные задания направлены на формирование свода стопы, укрепление мышц и связок стопы и голени, развитие силовой выносливости мышц нижних конечностей, формирование навыка рациональной установки стоп, правильной походки.

  • Специально подобранные подвижные игры следует систематически применять в различных видах деятельности.
  • Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием стопами различных предметов, перебрасыванием друг другу мячей ногами, ходьбой и приседанием в положении носки внутрь (пятки разведены), с бегом и прыжками на носках, лазаньем по гимнастической стенке.
  • Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп такие игры проводятся в помещении без обуви (вообще в сутки нужно ходить на носочках до 5 минут).
  • Часть игр специальной направленности должна предусматривать выполнение двигательных заданий в исходных положениях сидя или лежа для разгрузки стоп.

Игры для профилактики плоскостопия

Дождь пошел, надо нам

Разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу, встает на его обод и передвигается по нему боком приставными шагами.

Если хочешь быть здоров –

Прыгай с нами через ров!

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия

И.п. – сидя на ковре или стуле, спина прямая, руки на поясе, под правой стопой массажный мяч.

Этот мячик так хорош (катать мяч стопой вперед-назад),

Он на ёжика похож.

Буду стопы укреплять (катать мяч стопой по кругу),

Мячик стопами катать.

И.п. – сидя на стуле, хват руками за край стула, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки).

По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед и назад).

И.п. – сидя на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует (носком правой ноги начертить кружок).

Эта ножка рисует. (То же, левой ногой).

Раз, два, три, четыре, пять –

Нарисуй кружок опять. (Повторить правой и левой ногами).

Дети сидят на ковре, руки в упоре сзади, переносят то вправо, то влево набивной (шипованный) мяч, захватив его ногами, и произносят:

Я сейчас подъёмный кран,

Он на стройке великан.

Груз тяжёлый поднимает,

Как построить домик, знает.

Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, руки в упоре сзади. У каждой пары мяч большого диаметра. Дети толкают мяч друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Первый игрок берет мяч и зажимает его между стоп. Удерживая мяч стопами, перекладывает его в сторону, передавая другому игроку. При этом произносит такие слова:

Я свой мячик подниму,

И соседу подарю!

После этих слов, второй ребенок берет мяч стопами, удерживает его и с этими же словами передает другому ребенку, и так далее, пока мяч не вернется к первому ребенку.

Литература:


Сидя по–турецки.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по-турецки рядом с гимнастической стенкой. Встают, придерживаясь за опору, ноги скрестно. Нужно постоять на наружных краях стопу. Сесть. При повторении упражнения – вреди другая нога.

Загрузи машину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно ( можно в 2 шеренгах).

Увези машину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом. ( можно в 2 шеренгах).

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_po_korrektsii_ploskostopiya.docx 34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по профилактике плоскостопия.

Составила: воститатель Силкова О.Н.

Игры по профилактике плоскостопия.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по-турецки рядом с гимнастической стенкой. Встают, придерживаясь за опору, ноги скрестно. Нужно постоять на наружных краях стопу. Сесть. При повторении упражнения – вреди другая нога.

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно ( можно в 2 шеренгах).

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом. ( можно в 2 шеренгах).

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя ( сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок .

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются камешки. детки пальцами ног ловят рыб.

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются камешки, палочки ( любые предметы) . детки пальцами ног ловят тот предмет. который им называет педагог.

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

На полу платочки. пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, ( опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду ( стирают- 2р) а потом собирают в гармошку и отжимают.

Цель: Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног, обучение пластики движений, умение расслаблять мышцы.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему напротив.

Игры, укрепляющие дыхательную систему.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Оборудование: Дудочка, рожок, свисток.

Ведущий просит ребенка как можно громче продуть в дудочку, рожок, свисток. Вдох необходимо сделать через нос и резко выдохнуть. Побеждает тот, чей звук будет громче.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Оборудование: Вертушка или шарик.

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Оборудование: Стакан, наполненный на 1/3 водой, соломинка.

Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан с водой через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает длинный выдох в трубочку. Дети делают то же самое. У кого получилось бульканье дольше всех, тот победил.

Цель: Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания.

Дети садятся полукругом перед ведущим.

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ.

Оборудование: Фанты из бумаги.

Цель: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координация движений.

Цель: Укрепление мышц дыхательной системы.

Поворот головы вправо, влево. Одновременно с поворотом вдох носом: короткий, шумный с напряжением. Выдох мягкий, произвольный.

Цель: Формирование правильного дыхания (его глубин, ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, координация движений в пространстве.

Постою и отдохну. (встает прямо, опустив руки – пауза)

Я налево полечу (поднимает голову – вдох)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки пауза).

Подпрыгни и подуй.

Цель: Улучшение функции дыхания. Повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.

Оборудование: воздушный шарик.

На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.

Цель: Формирование правильного дыхания, укрепление мышц рук и грудной клетки.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Носом – вдох, Поднимание рук –

А выдох – ртом, на вдохе.

Дышим глубже, Свободное опускание

А потом - рук – на выдохе.

Коль погода хороша!

Руки к солнцу поднимаю.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Руки к солнцу поднимаю На четыре

И вздыхаю, и вздыхаю, счета – вдох,

Опускаю руки вниз, на четыре

Выдох паровоза свист. счета -

На четыре – вдох глубокий, выдох.

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Раз дрова, Наклоны вперед на

Два дрова, выдохе произнося

Бух дрова, При выпрямлении -

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Чайник на плите стоял, Вдох.

Через носик пар пускал - Выдох.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Ветер сверху набежал, Вдох.

Ветку дерева сломал: Выдох.

Дул он долго, зло ворчал Выдох.

И деревья все качал:

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Воздух мягко набираем, Вдох.

Шарик красный надуваем, Выдох.

Шарик тужился, пыхтел, Вдох.

Лопнул он и засвистел: Выдох со

Игры на расслабление.

Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.

Ребенок знакомится с тряпичной куклой. Ложиться на спину, закрывает глаза и расслабляется. (Как тряпичная кукла).

Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.

Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться. Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне. Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На последние слова приседает, расслабляется.

Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

На первые две строки дети стоят прямо, руки вверх. На две последние – уронить расслабленные руки и присесть.

Мишка в зоопарке.

Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.

В положении стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, дети раскачиваются из стороны в сторону, не отрывая пальцев ног.

Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.

И.п. – правая рука на животе, левая рука на груди

1-2 –втянуть живот и сделать вдох грудью.

Повторить 3-4 раза

Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.

В воздухе кружилась,

На ладошку села,

Дети ходят по залу, кружатся, на последней строчке стихотворения приседают, расслабляются.

Данная игра проводится под текстовое сопровождение педагога: собрались ребята на нашем дворике и стали придумывать: что, как и где надо исправить, перевернуть, чтоб веселее было чуть-чуть.

- Что б мы, ребята, делали с вами,

Если бы ноги были руками? -

Вдруг неожиданно мишка сказал,

Ну а Сережка его поддержал:

- Разве со скукой не справиться нам,

Если придумаем дело ногам?!

Я на руках по песочку шагать,

Яша - ногами игрушку катать,

Мишка, улегшись у самых дверей,

Ваня ногою рисует портрет,

Леня же пишет отличный сонет,

Юра ногою до Солнца достал,

Ласково, нежно его приласкал.

Словно с мясом, поиграл он немножко

И отпустил, пусть бежит по дорожке.

Ну, а теперь, словно сказочный веер,

Тучки по небу ногами развел.

Из тучек нарезал он сто кораблей.

Как это здорово - думайте сами

И предложите рукам стать ногами!

Цели игры: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимания.

Необходимый материал : стулья.

Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление связочно-мышечного аппарата ног; улучшение рессорной функции стопы.

Необходимый материал: скамейка или стул, мел.

Около скамеечки чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (скамейки) в кружок. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.

Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.

Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами -палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю,

Палку я не зацеплю.

Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: длинная скакалка или веревка.

Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку "сменяет держащего ее.

Цели игры : умение координирование выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.

1) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить;

2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз;

3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч;

4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч;

5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади. Во время выполнения упражнений контролируют спокойное размыкание губ.

Цели игры: тренировка равновесия, координации движений; воспитание выносливости, решительности.

Цели игры: тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быстроты реакции, координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.

Цели игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости. Необходимые материалы: стулья, простынки.

В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

Цели игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимые материалы: простынки (50-80 см) одинаковой длины, стулья.

Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней -простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.

Цели игры: тренировка навыков правильного дыхания; укрепление мышц туловища и конечностей; формирование осанки, сводов стоп; развитие координации движений.

Цели игры: развитие ловкости, координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп. Необходимые материалы: скакалка.

Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.


Упражнения и игры для профилактики плоскостопия

дошкольников.

Активное формирование функции опор­но-двигательного аппарата ребенка проис­ходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профи­лактику плоскостопия у дошкольников. С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и сто­пы, воспитывать навык правильной ходь­бы (не разводя носков), следует познако­мить родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включить иг­ры и упражнения для профилактики плос­костопия в план оздоровительной работы детского сада, объяснять родителям (памятки в группах раннего возраста, консуль­тации и беседы, информация на стендах групп и сайте) и педагогам значение прове­дения работы по профилактике плоскосто­пия. Имейте в виду: все упражнения и игры проводятся без обуви.

Плоскостопие — заболевание, выражаю­щееся в деформации (расплющивании, опуска­нии) свода стопы. Возникает тогда, когда нагруз­ка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растя­гиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, за­стежка на голеностопе, наличие супинато­ра, гибкая подошва).

Запрещать ходить без обуви по пло­ским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.

Запрещать спрыгивать с высоты бо­лее 20 см.

Учить прыгать мягко на носках, рабо­тая стопой.

Планомерно укреплять мышечно-свя­зочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия.

Развивать мышечно-связочный ап­парат голени и стопы.

Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

Утренняя гигиеническая гимнастика.

Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

Свободная двигательная деятель­ность.

Оборудование

Ребристые дорожки со следами (ши­рина 30 см, длина 180 см).

Балансировочные подушки-полусферы с массажными элементами (диаметр 20 см).

Массажные пазлы (30 х 20 см).

Простынки (40 х 20 см) и платочки (размер любого носового платка).

Набивные мячи (вес 500 г).

Массажные мячи (разных диамет­ров).

Мелкие предметы для сбора стопами (цветные пробки, желуди, мелкие детали конструктора).

Мячи надувные (диаметр 20 см).

Канаты и шнуры (ширина 1-3 см, раз­ной длины).

Коробки или емкости.

Обручи (диаметр 70-100 см).

Упражнения для профилактики плоскостопия

(стихи для упражнений и игр написаны С.В. Силантьевой)

И.п. — сед на ковре или стуле, под пра­вой стопой массажный мяч любого диамет­ра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч сто­пой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавли­вать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сза­ди в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

И.п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По оче­реди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сза­ди, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить пла­ток правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно пере­нести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, гла­за закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять но­ги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались. Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, вы­прямить, отдохнуть.)

И.п. — сед на стуле или кровати, упор ру­ками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

И.п. — то же, на полу перед ногами рас­стелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить про­стынку, удерживая край.)

Игры для профилактики плоскостопия

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

«Подъемный кран

Дети садятся на ковер, упираются рука­ми сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то впра­во, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.

Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой. За мамой-слонихой

Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей

Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой

Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей

Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)


Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.



Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы


Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.) Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

Полусферы раскладывают по всей пло­щади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речи­татива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на дру­гую сторону группы.

Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.

Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходца­ми в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

Дети кружатся на носочках, стоя на сег­менте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

Дети идут по дорожке, не разводя нос­ков (можно выложенной шнурами, по сле­дам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

И трясину перейду.

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоя­нии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставны­ми шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противополож­ную сторону, занимая другие карусели. Ко­манда, первая, взявшаяся за руки и встав­шая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.

По группе раскладывают мелкие пред­меты (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собира­ют их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

Детям предлагают отправиться в зоо­парк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

Посередине группы двумя шнурами обо­значают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом коз­лят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.

Если хочешь быть здоров,

Прыгай с нами через ров!

Дети парами садятся друг напротив дру­га, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя но­гами или одной (то правой, то левой).

Полученные результаты

Укрепление у детей мышечно-связочного аппарата голени и стопы.

Увеличение внимания родителей к профилактике плоскостопия как способа профилактики нарушений осанки и других заболеваний.

Включение игр и упражнений для про­филактики плоскостопия в план оздорови­тельной работы.

Понимание ответственности педаго­гов за проведение работы по профилакти­ке плоскостопия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.