Физкультурный уголок профилактика плоскостопия

Ульяна Чернова
Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего увеличением численности детей, имеющих уплощенную стопу или плоскостопие.

“Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело” – утверждал Гиппократ.

К сожалению, у современных детей “с фундаментом” возникает всё больше проблем. По медицинской статистике уже к двум годам у 24% детей наблюдается эта проблема, к четырём- у 32%, к шести годам -у 40%, а к двадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.

Что же такое плоскостопие?

Это — довольно неприятный недуг, при котором происходит деформация стопы, с уплощением ее сводов. Формируясь в раннем детстве он способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки, а это в свою очередь приводит к серьезным заболеваниям-сколиозу, артриту, остеохондрозу. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли. У таких детей наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка.

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д.

Можно ли помочь малышу избежать этого недуга? Ответ прост…. да можно! Как известно легче предотвратить заболевание, чем его лечить.

В дошкольном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому Можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Именно поэтому работа профилактической и коррекционной направленнности у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш,- в ДОУ, в котором имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность таких воздействий.

Своеобразие системы здоровье сберегающих технологий в том,что расширяя предметно-развивающую среду, у детей формируется высокая двигательная активность, совершенствуются движения и физические качества, развивается интерес к процессу движений.

Работая инструктором по физической культуре для меня очень важно, чтобы дети были не только физически развитыми, но и здоровыми. Поэтому в практике своей работы я успешно использую различное нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия,главной целью которого является развитие у детей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, формирования и укрепления свода стоп, массажа стоп, корректировки осанки.

Парадоксально, но факт - нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования и игрового материала способствует развитию творчества.Я постаралась в своей работе по созданию среды придерживаться двух принципов: функциональности и красоты, как мне подсказывали мое чутье, опыт и знания.

Вход пошло все то,что зачастую выбрасывается:

Представляю вашему вниманию нестандартное оборудование, разработанное и применяемое мною в работе с детьми нашего детского сада.

2. изготовлены из линолеума и дерматина, на которых наклеены следы из самоклеющейся пленки, массажные губки, мягкие тряпочки, камушки из прочного стекла, кружочки от линолеума, поролоновые жгуты а также губки для мытья посуды.

Цель таких дорожек - формирование правильного свода стопы, активизация общего тонуса, систем организма ребенка, создание положительного эмоционального состояния. Дорожки целесообразно использовать в сочетании с мешочками, ребристой доской, гороховыми подушечками, что позволяет усилить здоровьесберегающий эффект.

Также были изготовлены коврики:-

А такие массажеры как :

Канат-из футляров от киндер-сюрпризов

способствуют улучшению кровообращения стоп; увеличивают подвижность суставов.

Мною была собрана картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия.

Все это нестандартное оборудование я использую: на физкультурных занятиях, занятиях в бассейне, в играх и игровых упражнениях,индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности.

Упражнения выполняются от простых к сложным. Дети занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Все упражнения проводятся в игровой форме, по сюжету с музыкальным сопровождением.

Оборудование мобильно, соответствует требованиям техники безопасности, поддаётся санитарной обработке.

Хочется отметить положительный результат - это возросший интерес и активность детей, а следовательно более качественное выполнение упражнений

Я считаю, что такое направление в реализации здоровьесберегающих технологий, как использование нетрадиционного оборудования в профилактике плоскостопия способствует- общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; исправлению имеющейся деформации стопы; укреплению мышц, формирующих свод стопы; формированию и закреплению навыка правильной ходьбы.

Все это лишь начало большой и серьезной работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов.

prezentacija_49bdk.pptx | 10766,01 Кб

Консультация для родителей по профилактике плоскостопия Симптомы. На что следует обратить внимание, чтобы вовремя предотвратить сильную деформацию стоп? • Тревожным признаком является изношенность.


Нестандартное физкультурное оборудование. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная двигательная предметно-развивающая.


Нестандартное физкультурное оборудование Одной из основных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание благоприятных условий для укрепления.


Нестандартное физкультурное оборудование Здравствуйте уважаемые коллеги! Одним из приоритетных направлений в детском саду является приобщение детей к здоровому образу жизни. Во.


Нестандартное оборудование по ФИЗО кольцеброс гимнастическая лента и дождик для гимнастики ворота из коробок от сока погремушки из киндера с разной "начинкой" поймай.


Нестандартное спортивное оборудование Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда,.


Нестандартное спортивное оборудование В начале года когда проводили мониторинг по физкультуре, то у многих детей не получалось прыгать в длину. Учебный процесс шел, но научить.


Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_profilaktika_ploskostopiya_v_detskom_sadu.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Стопа у человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.

Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках.

Балансировочная функция – регуляция позы человека при движениях.

Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях.

Причины плоскостопия зависят от его этиологии. Деформация стопы может быть врожденной и приобретенной (травматической, паралитической, рахитической и статической).

Врожденное плоскостопие. По причине того, что у детей до 5–6 лет присутствуют все признаки плоской стопы, обнаружить врожденное плоскостопие ранее этого возраста бывает очень сложно. Данная патология бывает врожденной приблизительно в 3 % случаев. Она может возникнуть

из-за наследственной субтильности и недостаточности соединительной ткани.

Травматическое плоскостопие. Травмы и переломы лодыжек, голеностопного сустава, пяточной и предплюсневых костей, повреждения мягких тканей, укрепляющих своды стоп, становятся причинами травматического плоскостопия.

Паралитическое плоскостопие. Перенесенный полиомиелит может стать причиной развития паралитического плоскостопия (паралитической плоской стопы). Вследствие этого наступает паралич большеберцовых мышц и мышц стопы.

Рахитическое плоскостопие. Рахит – заболевание, нарушающее нормальное формирование костей человека, в том числе и костей стопы. Хрупкие, непрочные кости стопы и ослабленные мышцы и связки не выдерживают нагрузок тела, вследствие чего происходит деформация стопы и образование плоскостопия.

Существует масса причин, провоцирующих появление деформации стоп и ее прогрессирование. Рассмотрим более подробно самые распространенные:

Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие.

Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом, как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом.

Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.

Ежегодная диагностика состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).

  • Созданиеполноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).
  • Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.

Родители (законные представители) предложили помощь в изготовлении дорожек из бросового материала, сборе атрибутов (палочки, каштаны, пластиковые крышки и т.д.).

Конспект совместной деятельности педагога с детьми среднего

дошкольного возраста и родителями

  1. Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от встречи друг с другом, от совместной двигательно-игровой деятельности.
  2. Расширять у детей двигательный опыт, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость, выносливость.
  3. Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
  4. Способствовать эмоциональному сближению родителя с ребенком.

1. Вводная часть.

Дети с родителями входят в физкультурный зал.

Инструктор по физической культуре: Добрый вечер. Предлагаю всем вместе пойти на прогулку по площадкам детского сада.

Инструктор по ф.к.: А сейчас, ребята, покажите, какие высокие деревья растут на площадках детского сада.

Дети идут на носочках, поднимают руки вверх. Мамы держат детей за поднятые руки.

Родители: Вот какие высокие деревья выросли на наших площадках.

Инструктор по ф.к.: на площадках также растут невысокие кустики. Давайте присядем и пойдем. Спинка прямая (ходьба в полуприседе).

Инструктор по ф.к.: Давайте полетаем, как птички. (Бег с перепрыгиванием

2. Основная часть Общеразвивающие упражнения в парах:

Родители стоят спиной к инструктору ф.к. – дети лицом, держась за руки.

Прыжки выполняются по показу ребенка.

Инструктор по ф.к.: По парку мы гуляли и промочили ножки. Мамочки, помогите своим детям дойти до дома.

Инструктор по ф.к.: В нашем парке много интересных дорожек, посмотрите! Вот из камушков, а вот из каштанов, а эта из мягких листиков…(ходьба по дорожкам для профилактики плоскостопия).

3. Заключительная часть.

Инструктор по ф.к.: Прогулка в парке удалась? Что вам больше всего понравилось?

Инструктор по ф.к.: Наша прогулка подошла к концу. Я предлагаю отправиться на кораблике в волшебную страну. Согласны?

Инструктор по ф.к.: Вот и закончилось наша прогулка-путешествие. Мы прибыли в детский сад. Давайте обнимем свою мамочку и пойдем в группу.

Консультация для родителей:

«Использование нестандартного оборудования

Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов.

Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всей врожденных дефектов стопы), рахит, заболевания нервной системы, травмы стоп неадекватная статическая нагрузка. Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.

Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу, не менее важно ношение рациональной обуви.

Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи лет тоже необходима обувь с небольшим каблуком (до 1 см) и возможностью переката. Задник может быть мягким.

Оборудование для физкультурных уголков для профилактики плоскостопия

Примерный перечень специальных упражнений

И.П. лежа на спине:

И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые:

  1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
  2. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы.
  3. Ноги согнуты в КС, ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
  4. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
  5. Катание каждой стопой малого мяча.
  6. Катание стопами палки.
  7. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.

  1. Подъем на носки.
  2. Подъем на пятки
  3. Полуприседы на носках.
  4. Подъем на наружные своды стоп.
  5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
  1. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.
  2. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
  3. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.

Упражнения в ходьбе:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель опыта: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи опыта: 1. .

Причины плоскостопия, диагностика, профилактика, специальные упражнения, самомассаж, примерный комплекс гимнастики.

Возраст:3 года -7 летПлоскостопие у детей.

2 слайд Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением коо.

Конспект НОД "Профилактика плоскостопия в детском саду".

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способство.

В этой работе я хочу показать, как профилактику плоскостопия можно использовать для развития ребёнка в других областях образовательной деятельности.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Согласно данным статистики, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются в числе отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. И в основном это нарушения, которые могут появляться у детей раннего возраста: в 2 года = 2%, в 4 года = 7%, в 7 лет – каждый третий, а у школьников – 70%. 1-е место среди нарушений занимает патология костно-мышечной системы, 2-е – патология органов дыхания, 3-е – патология органа зрения.

Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора или компьютера), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, вследствие чего и могут возникать различные нарушения осанки, плоскостопие, а также задержка возрастного развития и развития физических качеств.

Понятие об осанке связано с нормальной функцией позвоночника.

Что такое осанка?

Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная наследственными моментами, зависящими от тонуса мышц, состояния связочного аппарата и выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Формируется осанка с раннего детства в процессе роста ребенка, зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата. Осанка может изменяться в зависимости от условий быта, занятий. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые.

В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Они делятся на врожденные и приобретенные. Последние возникают в результате травм, инфекций, интоксикаций, поражений центральной нервной системы.

Дефекты осанки приводят к нарушению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях дыхательного, костно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются крыловидные лопатки, сведенные вперед плечи, асимметрия плечевого пояса и сутулость.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение: она способствует нормальной деятельности внутренних органов, о чем говорилось выше, а также создает условия для нормального дыхания через нос. Это способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной физической нагрузке , например, в беге и прыжках.

Так как в дошкольном возрасте осанка полностью не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста. В этой связи главная задача взрослых – предупредить у ребенка такое серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, как сколиоз.

Конечно, очень многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от своих родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно стоять, сидеть и ходить, а также вынужденные неудобные позы при чтении, рисовании и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Но основной причиной дефектов осанки является привычные порочные положения тела при сидении и стоянии.

Борьбу с неправильной осанкой надо рассматривать как общее оздоровление организма.

В этой связи необходимо особое внимание уделять подбору детской мебели. Стол, стулья и домашняя мебель должны соответствовать росту ребенка, так как низкий стол способствует формированию круглой спины, а слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх. Нужно избегать поз, при которых тело ребенка наклонено в сторону, он сидит на одной ноге или при свободно свисающей руке.

Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше, так как исправление дефектов осанки всегда дело более трудное, чем их предупреждение.

После занятий, носящих статический характер (рисование, лепка и др), полезно проводить упражнения с элементами аутотренинга, которые помогают сконцентрировать внимание ребенка на выработке стереотипа правильной осанки, то есть, в конце каждого занятия дети расслабляют мышцы туловища, лежа на спине и выполняя упражнения на релаксацию (под контролем воспитателя или родителей).

В утреннюю гимнастику и физкультурные минутки рекомендуется постоянно включать упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Необходимо следить за тем, чтобы во время занятий у детей оба локтя лежали на столе.

Наряду с нарушением осанки у дошкольников часто диагностируется плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклона пятки внутрь.

Стопа – это фундамент, опора нашего тела и любое нарушение ее развития может негативно отразиться на осанке ребенка.

Детская стопа по сравнению со взрослой более короткая, широкая и в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Кости стоп более мягкие и эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы, которые играют важную роль в формировании свода, относительно слабые. Суставы более подвижные, а связки менее прочны по сравнению со взрослой стопой. Объем движений детской стопы больше, поэтому она менее приспособлена к статическим нагрузкам. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и опущению сводов стоп. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится на стадии интенсивного развития, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений, а изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и влияет на положение позвоночника. Недостаточное развитие мышц и связок стоп крайне неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для занятий спортом.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеет создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды в ДОУ, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени, а так же оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (это ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для правильного формирования свода стопы).

Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп является гигиена и подбор обуви, воспитателям и родителям нужно обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на физических занятиях. Детская обувь должна иметь закрытую пятку, достаточно гибкую подошву, широкий носок, кроме этого обязательно наличие небольшого каблучка (2см) и ремешка. Недопустимо ношение детьми различных шлепанцев, обуви китайского производства, не прошедших стандартизацию, чешек вне физкультурных занятий, а также тесной и не подходящей по размеру обуви. Категорически запрещается ношение обуви со стоптанными задниками.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней гимнастики, а также зарядки после сна, детям полезно заниматься босиком (при соответствующем t ° режиме). Температура пола должна быть не ниже +18°. Наряду с этим рекомендуется применение специальных закаливающих процедур для стоп, что способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активнее точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия. Но основное и самое верное средство – это специальная гимнастика, укрепляющая своды стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при ее сочетании с массажем голени и стоп.

Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата должно быть комплексное. Оно предусматривает широкое использование физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и гигиеническими процедурами в режиме труда и отдыха.

Населенный пункт: Вологодская область, г. Сокол

Я вам предлагаю поговорить о плоскостопии и его профилактике.

Что же такое плоскостопие?

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода.

Порой родители не осознают серьезность этого заболевания, хотя от неправильной стопы страдает весь организм. Когда та перестает выполнять свою амортизирующую функцию, эту роль на себя берут позвоночник и суставы. Именно отсюда остеохондроз, боли в спине, сколиоз, артроз суставов.

Поэтому неправильно сформированная стопа ухудшает работу всех органов.

Плоскостопие бывает врожденным или приобретенным.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

• наследственность (если у кого-то из родных есть или было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду,

• чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела).

• чрезмерная гибкость суставов,

• пониженное физическое развитие.

Признаки плоскостопия:

• Быстрая утомляемость ног;

• Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии;

• К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь;

• Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы

При врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков плантография.

Рассказ медицинской сестры детского сада об определении формы методы анализа отпечатков (плантограмм) СЛАЙД

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей средствами физического воспитания


Средства физического воспитания


Гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением. Гигиеническое обмывание ног перед сном

Задание слушателям: сравнить три пары обуви, выбрать наиболее оптимальный вариант для ребенка дошкольного возраста.

Детская обувь обязательно должна иметь:

• детали, фиксирующие стопу по отношению к подмётке (перепонки, ремешки, шнуровка);

• жёсткий закрытый внутренний край; гибкую, лёгкую, толстую пружинящую подошву с мягким супинатором;

• каблук высотой 1-2 см;

• широкий носок, не сдавливающий пальцы.

А ДАВАЙТЕ НАЙДЕМ У ОСТАЛЬНЫХ ПАР ОБУВИ, НЕДОСТАТКИ!


Средства физического воспитания

- Хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, - - хождение по искусственным дорожкам в холодное время года. (не которые оборудования представлены на выставке, вы сможете посмотреть)

- Закаливающие процедуры для стоп (обливание ног в летний период), Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.

Но закаливающие процедуры необходимо делать в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля

Средства физического воспитания

Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Упражнения рекомендуется, чтобы дети выполняли босиком, начиная уже с первой младшей группы.

Упражнения проводятся в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов:

- движения пальцами ног;

- пружинящие движения с сопротивлением;

- ходьба и бег по наклонной плоскости.

Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом. Например, повороты стопы вправо, влево.

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы рыбок нам догнать,

Нужно хвостиком махать (Видео с детьми)

На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами:

  • ходьба и бег по массирующим коврикам (Видео с детьми) или провести со слушателями на ковриках ОРТО
  • захватывание пальцами ног мелких предметов (камушки, прутья, шарики, веревки разной толщины), удерживание и выбрасывание их (показать слушателям предметы, спросить, как можно их использовать для профилактики плоскостопия).
  • перекатывание стопой мячей разных размеров; (показать массажные мячи)
  • упражнения на равновесие.

На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д.

- ходьба по специальным дорожкам;

- ходьба по лесенке, мостику, дорожке под разным углом наклона;

- ходьба по ребристым доскам;

- лазание по гимнастическим лесенкам;

- вход на возвышение и спрыгивание с него

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов.

Дозировка


№ упр


Младшая

группа

3 – 4 года


Средняя группа

4 – 5 лет


Старшая группа

5 – 6 лет


Подготовит. Группа

6 – 7 лет

Массажный мяч


1


2


1

Коврик массажный


1


по 2 прохода по коврику


по 2 прохода по коврику


по 3 прохода по коврику


по 3 прохода по коврику


Можно подобрать 4 – 6 упражнений, которые включаются в различные виды деятельности 2 – 3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях выполняется весь комплекс упражнений.

Разные виды ходьбы, упражнения на равновесие, ходьба по дорожкам

Ходьба по дорожкам

Работа с родителями

Родительское собрание и др. формы работы

Данная схема показывает, что профилактика плоскостопия у детей включается в занятия утренней гимнастикой, используется на физкультурных занятиях и в организованной образовательной деятельности, после дневного сна, во время динамических пауз, на прогулках в подвижных играх, т.е. в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду

Проводимая профилактическая работа не становится дополнительной нагрузкой для детей, т.к. проводится в игровой форме, а наоборот, позволяет разнообразить организацию двигательного режима.

Привлечение к данной проблеме родителей позволяет скоординировать усилия и повторять упражнения в домашних условиях.

Профилактика плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений может помочь избавить детей от этого недостатка.

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр для ног. А чтобы сегодняшнее занятие не забылось достаточно быстро, разрешите предложить вашему вниманию памятки о профилактике плоскостопия. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Памятка

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия

у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.