Диагностика плоскостопия в детском саду


Роль физической культуры, закаливания и диагностика плоскостопия в нашем саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
diagnostika_ploskostopiya.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика плоскостопия. Закаливание. Физическая культура.

Наш детский сад, начиная свою работу в этом направлении, провёл диагностирование. Медицинским работником и воспитателями групп были осмотрены дети. Так же привлекли родителей, их попросили понаблюдать за походкой малыша, активностью, как быстро наступает утомляемость, поступают ли со стороны малыша жалобы на боли в ногах во время прогулок, перед сном. Затем, родители заполнили, составленную нами анкету. Некоторые прошли со своими детьми консультацию ортопеда. Вооружившись полученной информацией, и поддержкой родителей мы начали свою работу в данном направлении.

Профилактика плоскостопия в режимных моментах

Профилактическая работа, в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты.

Каждое утро, после приёма, с детьми проводится подвижная игра, способствующая развитию двигательной активности, укреплению мышц. (смотреть приложение)

Утренняя гимнастика, которую проводит инструктор физо, согласно возрасту детей. (смотреть приложение)

Занятие по физической культуре проводит инструктор, на каждом из них используются упражнения по профилактике. (смотреть приложение)

Во время совместной продуктивной деятельности, воспитателями проводятся физминутки.

На прогулке так же организуются подвижные игры. (смотреть приложение)

По окончанию сон часа ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.. (смотреть приложение)

Закаливание, в зависимости от сезона. (смотреть приложение)

Физическая культура – как профилактическое средство

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. Одним из проявлений этих функций являются физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость. Для того, чтобы развитие происходило, детям нужны комплексы физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование определённых качеств.

Для решения нашей проблемы были разработаны упражнения, направленные на укрепление мышц голени, стопы. Эти упражнения проводятся с детьми ежедневно по 15 – 20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выработать у детей четкий стереотип действий, который, мы надеемся, они пронесут через всю жизнь.

Что такое закаливание? Как правильно его организовать?

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учётом возрастных особенностей их развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением лёгких.

Эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к каждому ребёнку, постепенность и системность закаливания, а так же при положительном отношении к закаливанию самого малыша.

Что же такое индивидуальный подход к ребёнку? Это, прежде всего учёт его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно. Начинать все процедуры необходимо с изменения мнения родителей по данному вопросу, так как закаливание должно проходить параллельно – МДОУ с одной стороны, дом с другой, Или точнее сказать идти в ногу.

Не в коем случае нельзя начинать закаливать ребёнка, который только, что стал посещать детский сад. В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающею процедуру, если он не получал её ранее.

По-разному следует, подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног прохладной водой, охотно бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если же у ребёнка преобладает возбуждение, то ему полезней успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.В связи с постоянным ростом требований к интеллектуальной готовности детей к школе, данн.

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал до.

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог.

ПЛОСКОСТОПИЕ – это заболевание опорно – двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространённых у детей.

Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци.

Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей. Вместе с мамой, вместе с папой.Плоскостопие.

Консультация предназначена для родителей, воспитателей, гувернёров.

«Чтобы сделать ребёнка

ПЛОСКОСТОПИЕ –

ЭТО СЕРЬЕЗНОЕ ортопедическое заболевание.

Деформация стоп у детей встречается довольно часто, наиболее распространённым их видом является плоскостопие.

Чаще всего это врождённые особенности (вальгусная установка, слабость мышечного аппарата, заболевания, такие как рахит, ношение не ортопедической обуви.

У ребёнка до 5 лет стопы формируются, и полные стопы можно принять за плоскостопие (физиологическое плоскостопие).

ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

Плоскостопие - это отклонение пяток кнаружи в положении стоя. Ходьба с опорой на внутреннюю часть стопы (вальгусная установка).

Определить плоскостопие у ребёнка можно и в домашних условиях:

• смочите подошвы ребёнка водой или смажьте жирным кремом, гипоаллергенной краской и поставьте на ровный пол или лист чистой белой бумаги босыми ногами, обведите следы по контуру. Здоровые стопы имеют выемку с внутренней стороны, плоские стопы выемки не имеют.

• Дети, страдающие плоскостопием, часто падают.

• Подошвы стаптывают по внутреннему краю.

• К концу дня жалуются на боль в стопах и голени.

нормальная стопа и плоская стопа


ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

1. Выбор рациональной обуви.

Обувь обязательно должна быть с жёстким задником,

каблук невысокий, занимающий по длине подошвы не более трети.

Необходима гибкая подошва и

Не экономьте на здоровье ребёнка, покупайте кожаную, качественную обувь с супинатором (полукруглая подушечка на внутренней стороне стельки).

2.Укрепление связочного аппарата стопы:

• Ходьба босиком по массажным коврикам, по песку, траве,

гальке, рыхлому грунту, бревну.

• Езда на велосипеде.

• Ходьба на лыжах.


Начинайте массировать от голеностопного сустава

к коленному суставу, более активно внутреннюю часть.

Подошву от пальчиков к пятке поглаживайте, растирайте, разминайте, поколачивайте

и снова поглаживайте.

Начинайте свой день с утренней гимнастики.

Не забудьте включить в неё и упражнения, которые помогут предупредить плоскостопие.

Комплекс гимнастики по профилактике плоскостопия предлагает врач ЛФК

Сидя на стульчике:

• Ноги согнуты в коленях, стопы параллельно. Приподнимаем пятки вместе и попеременно.

• Делаем скользящие движения стопой по голени другой ноги снизу - вверх.

• Наступаем обеими ногами на палочку (скалку, катаем вперед - назад.

• Захватываем пальцами ног мелкие предметы, перекладываем их.

• Рисуем карандашом, взяв его пальцами правой и левой стопы попеременно.

• Сгребаем воображаемый или настоящий песок стопами - пальцы вместе, пятки врозь.

• Захватываем и передвигаем пальцами ног кусок ткани по направлению к себе.

Стопами поднимаем мяч, катаем его по полу.

• Ноги согнуты в коленях.

Разводя колени и прижимая их к полу, соединяем стопы.

• Встаем на наружные края стоп, возвращаемся в исходное положение (стопы параллельно).

Желаю всем крепкого здоровья!

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Плоскостопия является одной из причин нарушения осанки. Стопы несут опорную и амортизирующую.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях (из семейного опыта семьи Захвалинских)[/b] Подготовили: воспитатель:.

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Свешникова Юлиана Кирилловна, инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 35 Кировского района Санкт-Петербурга «Формирование.

Плоскостопие – статистическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55 процентов; всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Его следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

Возрастные особенности формирования стопы у детей дошкольного возраста

Детская стопа по сравнению со взрослой более коротка и широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг у друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы..Кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослого более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.Одной из характерных возрастных особенностей является еще не сформированный суставно-связочный аппарат стоп.. Суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузками. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому уплощению стоп. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стоп систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки им противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренни свод и развивается плоскостопие.В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование ее не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно приостановить развитие плоскостопия и способствовать его исправлению путем укрепления мышц и связок стопы

Профилактика плоскостопия у детей

В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причиныть много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение. Предупреждением полоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укрпелению мышц голени, стопы и пальцев. Для укрепелния своды стопы необходимо использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.Внимание! Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо, и его необходимо лечить, так как оно нередко является одной из причин нарушения осанки.

Упражнения для профилактики плоскостопия

  1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс)
  2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить паралеллельно друг другу.
  3. Ходьба с повором стоп пятками наружу, носками внутрь.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя или на палке.
  8. Ходьба на носках в полуприсяде.
  9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
  10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
  12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
  13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
  14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

Отчего возникает плоскостопие.
У детей часто возникает такая ортопедическая проблема, как плоскостопие. С этим диагнозом вашего сына не возьмут в армию, а дочку в модели, у нее не будет красивой походки и каблучки носить будет сложно. Но вот только на этом неприятности не кончатся, это далеко не просто эстетическая проблема. Изменение свода стопы приводит к тяжелым и подчас необратимым деформациям во всем опорно-двигательном аппарате. Но что же такого опасного в плоскостопии и что нам делать? Разберемся вместе.

Что происходит.
При плоскостопии происходят деформации сводов стоп, при которых свод стопы становится более уплощенным, то есть изменяется расстояние между сводом и землей. Чем опасно это изменение легче понять, если рассмотреть анатомию стопы. При формировании прямохождения у человека стопа стала выпуклой, что за счет свода дает ей возможность распределить нагрузку от тела равномерно. Кости внутри стопы соединяются особыми связками, очень прочными и упругими, за счет этих подвижно-упругих соединений и создается амортизация при ходьбе и пробежках, ноги не устают и позвоночник работает нормально. Выпуклость располагается в двух направлениях – продольном и поперечном, в нормальных условиях стопы взрослых с нормальными ногами опираются на пяточный бугор, область головки первой плюсневой кости и пятой плюсневой кости.

В норме выделяются поперечный свод и два продольных свода в стопе, в продольном есть внутренняя и наружная арки, а передняя арка в стопе формирует поперечный ее свод. В зависимости от того, какой из сводов деформируется принято выделять продольную и поперечную форму плоскостопия.

Продольное плоскостопие уплощает область наружной и внутренней арок стопы, увеличивая ее длину, тогда практически вся плоскость подошвы приходит в контакт с полом. Поперечное плоскостопие уплощает переднюю арку стопы, область передней части стопы расходится веером и нога опирается на область всех пяти головок плюсневых костей. Надо знать – до примерно 2-3 лет у всех малышей есть плоскостопие в продольном своде. Это особенности физиологии детей и данное явление не считается проблемой, костная ткань еще мягкая и эластичная. Кроме того, минерализация костей еще не полная, мышечный каркас еще недоразвит, отсюда и явление плоскостопия.

В самом начале, когда дети только стают на ноги и начинают учиться ходить, амортизирует вес тела жировая подушечка, располагающаяся на подошвах малышей подкожно. К двум-трем годам кости успевают окрепнуть, области суставов приобретают более взрослые формы, связки укрепляются, сила мышц позволяет подолгу бегать и скакать. Начинает формироваться свод стопы, который полностью формируется примерно до шести лет, только примерно в это время можно уже судить о наличии или отсутствии плоскостопия.

Обращаемся к врачу.
Лучшее лечение – это профилактика ортопедических болезней, поэтому лучше проходить осмотры в положенное время. Основы плоскостопия могут быть заложены еще с детства, из-за наличия различных обменных или других проблем. Поэтому, посещение ортопеда у вас начнется еще с первого года жизни в три и шесть месяцев врач исключит врожденные деформации скелета и в том числе и стопы, кроме того – в это же время можно исключать и рахит, влияющий на формирование костной системы. еще раз важно посетить ортопеда в год, когда ребенок начинает ходить, важно проверить правильно ли развивается позвоночник и суставы. В трехлетнем возрасте ортопеды проверяют состояние осанки и походки, исследуют длину ног и состояние стопы.

С этого возраста посещение ортопеда должно стать регулярной процедурой, ежегодно проходите медосмотр, чтоб не упускать момент начала плоскостопия. Родителям стоит знать, что если возни кают сомнения в диагнозе, ортопед может направить ребенка на дополнительные исследования в диагностический центр.

Если малыш посещает детский садик, там обычно регулярно проводят медосмотры и контролируют состояние здоровья, в том числе и стопы. А вот если ребенок находится до школы дома, стоит позаботиться о регулярных осмотрах. При обнаружении плоскостопия детей помещают на диспансерный учет у врача-ортопеда и им назначают курсы лечения до возраста 15 лет. Основами лечения будут физиотерапия, лечебный массаж и физкультура, гимнастика, а если будет необходимо – им назначат и лечебную обувь.

Из-за чего оно?
Обычно бывает продольное плоскостопие, причем бывает врожденная и приобретенная формы. Врожденные бывают редко и их видно в роддоме, начало лечения тоже бывает практически с роддома, если не помогают гипсования и консервативные методы – ребенка оперируют.

Чаще возникают приобретенные формы, которые возникают в результате:
- травм, если повреждены кости стопы и области голеностопа, при частичном или полном разрыве связок при травме стопы, при длительном гипсовании области стоп она уплощается.
- поражений нервной системы – из-за паралича периферических или центральных нервных путей,
- статического напряжения, что возникает чаще всего. Это происходит из-за перегрузки при большой массе тела.
- при рахите или обменных нарушениях, из-за нарушения эластичности связок и гипотонии мышц свода стопы. Она становится разболтанной и уплощается под вестом тела.

Чем опасно плоскостопие?
При хождении стопа начинает деформироваться, но организм не остается к этому безучастен. От связок в нервную систему поступают сигналы о неблагополучии данного отдела ноги. Нервная система, в свою очередь, посылает сигналы к мышцам ноги бороться с деформациями за счет более резкого сокращения и усиленной работы, мышцы приходят в тонус.

Однако, длительный тонус утомляет мышцы и они быстро истощают свои силы, происходит их расслабление и растяжение. Однако, вес тела и хождение никуда не делись, они продолжают воздействовать на мышцы и связки, приводя к их постепенному все более сильному растяжению. Особенно это сильно выражено при наследственных особенностях эластичности соединительной ткани или при рахите. Без помощи мышц связки в длительном режиме работать не смогут, они деформируются. Начинается усиленная нагрузка на костную ткань конечностей, так как связки тянут их в ненормальное положение и сжимают их. Происходит деформация в результате компрессии или патологического сжимания костей.

Если начинается повреждение костей, значит, связки уже окончательно изношены и деформации переходят в необратимое состояние. Это отражается на походке, которая становится непластичной и теряет плавность. Часто появляются жалобы детей на быстрое утомление после ходьбы, боли в области голеностопа или голени, кроме того – боли могут возникать в области поясницы. Из-за болей и дискомфорта в области ног, дети перестают бегать и прыгать, переходят на сидячие и спокойные игры – при долгой активности у них болят ноги. В запущенных случаях ноги приобретают форму буквы Х.

Как выявить самим?
Если у малыша появились признаки, описанные мною выше – это повод посетить ортопеда. Но иногда деформация стопы идет медленно и постепенно, многие годы не проявляя себя практически никакими особыми жалобами. Но постепенно симптоматика нарастает и произойдет ухудшение, так как силы и возможности организма по компенсации данного ограничены. При внимательном осмотре признаки угрозы можно отметить уже у трехлетки.

Вас должно насторожить:
- после недолгого хождения ножками, не более получаса, малыш отказывается идти из-за усталости, постоянно просится на руки или хочет ездить только в коляске.
- при ношении ботиночек через пару месяцев они резко меняют свою первоначальную форму. Внутренний край подошвы стоптан, каблук сточен кнутри, голенище деформировано вовнутрь. Срочно обращайтесь к ортопеду.

Малышу, но только после 3 лет, можно самостоятельно провести плантографию, самый простой и доступный метод диагностики начального плоскостопия – нарисовать отпечаток стопы ребенка. это легко делается дома, не травмирует психику малыша и результат можно отнести врачу, чтоб показать динамику.

Вам понадобится чистый лист белой бумаги и вода, которую можно подкрасить, либо можно воспользоваться пальчиковыми красками. Намазанные красками или намоченные водой обе стопы нужно отпечатать на бумаге. Поставьте ребенка ровно на две ножки на лист, расположенный на ровном полу. Тело малыша должно быть выпрямлено, ноги вместе, стопы параллельно друг другу. Малыш может быть свободен. Теперь возьмите карандаш и обведите стопы по контуру, краска или мокрый отпечаток помогут вам четче увидеть границы. Чем более широкой будет часть перешейка между пяткой и областью плюсны, где расположены пальчики, тем больше степень плоскостопия. (см. картинку)


Самой легкой для прогноза и лечения является начальная, первая степень плоскостопия, ее можно исправить при помощи не самых сложных процедур и грамотно подобранной обуви. При тяжелых степенях плоскостопия может понадобиться очень сложное лечение. Рентген детям до 9-10 лет при плоскостопии не проводят - кости еще незрелы, а хрящи на снимке не видны, поэтому оценить точно уровень свода невозможно. Кроме того, рентген не безвреден для ребенка, поэтому к рентгену прибегают крайне редко.

О лечении и профилактике – поговорим в другой раз.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении.
Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция самой стопы, а значит и всех ее функций. При плоскостопии, сопровождающим уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положения таза и позвоночника, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Нередко плоскостопия является одной из причин нарушения осанки.
В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.
Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма. В возрасте 3 — 7 лет необходимо корректировать склонные к уплощению стопы, и закрепить правильный свод стопы.
Основную роль в профилактике плоскостопия имеет закрепление сводчатой формы стоп, противодействие развитию деформации стопы и коррекция склонных к уплощению стоп. Этому способствуют физические упражнения направленные на развитие силы и эластичности мышц голени, стопы, и связок аппарата голеностопного сустава.
Для предупреждения плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

1. ОБУВЬ.
Обувь для ребенка должна быть с небольшим каблучком (пол сантиметра), мягким супинатором и жестким задником. Нельзя носить слишком тесную обувь и обувь на плоской подошве. Ребенку не следует донашивать чужую обувь.

2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Необходимо регулярно выполнять упражнения для профилактики плоскостопия, укрепляющие мышцы стопы и голени, а также тонизировать мышцы стопы ходьбой босиком по песку, траве, гальке, прочим неровностям или по специальному коврику. Формирование свода стопы нуждается в постоянной тренировке.

3. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
Необходимо вести активный образ жизни, выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы).

4. ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.
Для правильного формирования стопы немаловажным является здоровое питание. Важно обеспечивать правильный фосфорно-кальциевый обмен, наличие витамина Д.

Диагностика плоскостопия.

О степени уплощения стопы можно судить по её отпечатку. След ноги должен иметь значительную выемку с внутренней стороны. Чем эта выемка меньше, тем больше уплощение стопы.
При диагностике плоскостопия у детей нужно учитывать их возрастные особенности. С рождения у ребенка своды стоп заполнены подкожным жиром. К трем-четырём годам кости, мышцы и сам внешний вид стопы приобретают очертания взрослой стопы. Чем старше ребенок, тем лучше виден просвет свода стопы.

Для диагностики возьмите чистый лист бумаги и положите его на пол. Затем намажьте ступни ребенка каким-нибудь жирным кремом и поставьте его на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток стоп. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. За тем, перпендикулярно этой линии проведите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте.

Для проведения занятий по профилактике и коррекции плоскостопия желательно использовать массажные коврики; массажные мячи различного размера; эспандеры и массажёры для стоп.

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия, которые можно выполнять в домашних условиях

1. И.п.- стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка), выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И.п.- сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п.- сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И.п.- сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10.Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Упражнения выполняются сидя на стуле:

1. Выполняем стопами круговые движения.

2. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3. Сгибание-разгибание пальцев ног.

4. Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5. Соединяем подошвы (колени не согнуты).

6. Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8. Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9. Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10. Катаем подошвой различные овальные предметы.

Упражнения выполняются во время ходьбы.

1. Ходьба на носочках.

2. Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3. Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4 Приседание, не отрывая от пола пятки.

5 Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Упражнения выполняются из и.п.- сидя на стуле:

1. Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2. Приподнимание ступни на себя -5 раз.( пятки от пола не отрывать и наоборот).

3. Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.

4. Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5. И.п.- сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6. Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Пусть наши дети будут здоровы.

Читайте также: