Авторы по профилактики плоскостопия

  • Обложка
  • Аннотация
  • X


Что такое плоскостопие, каковы меры его профилактики и наиболее эффективные методы лечения, как правильно проводить массаж и занятия лечебной гимнастикой — вы узнаете из этой книги.

Благодаря доступной форме изложения и большому количеству иллюстраций эта книга может быть рекомендована самому широкому кругу читателей.

Книга: Плоскостопие у детей

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

Появление плоскостопии каждый объясняет по-своему: одни — наследственностью, другие — плохим питанием, неподходящей обувью, сидячим образом жизни или, наоборот, излишней нагрузкой на ноги, но мало кто понимает, что основная причина — это неправильное физическое развитие в годы раннего детства.

Врожденное плоскостопие, особенно грубые его формы, врожденная косолапость определяются ортопедами еще в первые дни жизни ребенка и требуют ортопедического и даже хирургического лечения, однако такие заболевания встречаются достаточно редко. Чаще всего дефекты стоп развиваются медленно, годами, и следовательно, их можно предупредить.

Самым эффективным средством предупреждения плоскостопия является общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков.

Уже с первых дней следует обеспечить малышу наибольшую свободу движений, не стоит ограничивать его подвижность тугим пеленанием, тесной кроваткой, манежем, креслицем, коляской и т. д. Своевременное и полноценное освоение различных движений — это главный показатель правильного психомоторного развития ребенка.

Внимание на стопы следует обращать буквально с рождения. Нельзя стеснять их тесными носками, тугими ползунками, нежелательно детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движения способствует правильному развитию мышц, связок и костей, что, в конечном итоге, определяет строение и форму стоп.

Очень ответственный этап — вставание ребенка на ножки и первые шаги. Ожидая этого момента с вполне понятным нетерпением, многие родители стараются ускорить его, не осознавая, что вредят своему малышу. Не торопитесь, пусть ваша крошка ползает до тех пор, пока есть возможность; ползание — очень полезный навык, совершенно необходимый для гармоничного развития ребенка.

Ну, а когда ребенок самостоятельно встанет и пойдет, не ограничивайте его в движениях. Длительное стояние — это слишком большая нагрузка для неокрепших еще ножек.


Общеразвивающие упражнения, массаж и плавание не теряют своего значения и в 3 года и в 5 лет.

Очень полезно предоставлять малышу возможность ходить босиком: летом — по земле, траве, песку или гальке, дома — по полу, по коврикам с рельефными поверхностями. Хорошо, если ребенок лазает босиком по шведской стенке, по лесенкам.

Ребенку полезно ходить босиком

по различным поверхностям.

Во время прогулок не ограничивайте ребенка в движении, не вынуждайте его стоять рядом с вами в ожидании транспорта или во время долгой беседы со случайно встреченной приятельницей. Стопы даны человеку для передвижения, а не для стояния.

Однако если ребенок жалуется на усталость и боли в ногах после игры или прогулки, следует побеспокоиться и обратиться. к ортопеду для квалифицированного осмотра. Именно эта боль, усталость или онемение указывает на снижение выносливости стоп — начало заболевания. В это время еще может не быть изменений в строении стопы; они появляются лишь через некоторое время. Если родители не обращают внимания на жалобы и не принимают своевременных мер — появляется плоскостопие.

Пусть ваш ребенок

больше двигается.

И как результат — общее ослабление организма, недостаточное развитие кровеносной и дыхательной систем, нервное истощение, деформации скелета.

Малыш растет, прибавляет в весе, и, следовательно, нагрузка на стопы все время увеличивается. В случае ослабления мышц, связки, соединяющие кости, не выдерживают тяжести тела — растягиваются, а стопы сплющиваются. Это подтверждается частым появлением плоскостопия, как у детей, так и у взрослых, которые из-за болезни долго пролежали в постели или быстро прибавили в весе.

Итак, сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия. Но что можно сделать в этом плане в домашних условиях? Не так уж и мало, как может казаться.

Все, что вы любите делать, будет

интересно и вашему ребенку.

Ну а летом — спрячьте обувь подальше, пусть ваш ребенок хоть немного побудет дикарем. Ходьба босиком по теплому песку и прохладной земле, мокрой от росы траве, мелким камешкам, — какие богатые ощущения!

Безгинова Евгения
Профилактика плоскостопия Методическая разработка

Профилактика плоскостопия в детском саду

Методическая разработка

1. Плоскостопие, причины плоскостопия….. 5

2. Диагностика плоскостопия…. 8

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах…. 9

4. Физическая культура – как профилактическое средство….10

5. Что такое закаливание, как его организовать…. 11

Приложение №1…. 15

Приложение №2…. 16

Приложение №3…. 18

Приложение №4…. 20

Приложение № 5…. 22

Приложение №6…. 24

Приложение №7…. 25

Приложение №8…. 29

Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо донести до родителей всю серьёзность ситуации. Отметить нюансы, на которые нужно обращать внимание, при выборе обуви для своего ребёнка. Как важно укреплять его здоровье ежедневно и делать это не навязчиво.

Цель: охрана и укрепление здоровья ребёнка, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма.

- изучение литературы по данной проблеме;

-проведение профилактической деятельности в М Д О У

Глава 1. Плоскостопие, причины плоскостопия

Плоскостопие – это результат перераспределения нагрузки на мышцы. Характер плоскостопия зависит от места провисания свода стопы и подразделяется на продольное, поперечное и продольно - поперечное.

Своды стопы удерживаются мышцами и сухожилиями стопы и голени, но при функциональных нарушениях связки могут постепенно растягиваться и терять упругость. Соединительная ткань, из которой построены хрящи и связки, становится мягкой и менее упругой, а это вызывает ускоренный износ не только костной системы стопы, но и всего опорно-двигательного аппарата.

Причины развития плоскостопия – как врождённые, так и приобретённые. К наследственной предрасположенности к плоскостопию относится дисплазия стопы, варикозное расширение вен, хронические заболевания, врождённая неполноценность мышечно-связочного аппарата. Приобретённое плоскостопие вызвано малоподвижным образом жизни, работой, связанной с длительным пребыванием на ногах или переноской тяжестей. Длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к деформации стопы и пальцев и развитию плоскостопия. Идеальная обувь должна быть точно по ноге, нигде не давить и не натирать. Обувь должна быть лёгкой, а её подошва мягкой - гибкой, из упругого материала. Высота каблука не должна превышать 3 -4 сантиметра.

Развитие плоскостопия можно разделить на три этапа или стадии. На первой стадии возникает чувство усталости в ногах, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Стопа не редко отекает к вечеру. Происходит изменение походки, которая теряет свою пластичность.

На второй стадии развития плоскостопия боль распространяется не только на стопу, но и на голень с лодыжкой. Сами боли более сильные и частые. Походка изменяется в значительной степени.

На третьей стадии развития плоскостопия наблюдается резко выраженная деформация стопы. Стопы и голени на этой стадии почти всегда отёчны, а боль в стопах, голенях, коленях становится постоянным спутником. К этому добавляется боль в пояснице, головная боль. На этой стадии человеку трудно ходить, и без специальной, ортопедической обуви он вообще теряет способность самостоятельно передвигаться. Занятия спортом на этой стадии практически не возможны.

Возникает вопрос, как предупредить плоскостопие? И можно ли? Родители очень часто спрашивают, почему у одних оно есть у других его нет? Бытует мнение, будто в детском возрасте плоскостопие – закономерное явление. Это не верно.

Частая причина плоскостопия – неправильно подобранная обувь. Ботинки должны точно соответствовать размеру ноги – её полноте, ширине, длине. Трудно сказать, что вреднее для ребёнка – слишком тесная или наоборот чересчур свободная, на вырост.Везде: дома, в саду, на улице – дети должны носить специальную обувь с каблучком, и с задником, хорошо фиксирующим пятку. В чешках, кедах, предназначенных для занятий спортом нельзя ходить постоянно. Скошенный внутренний край трёт первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону и постепенно уходит за второй, стопа формируется не правильно. Узконосые туфли та же не годятся детям. Не нужно идти на поводу у своих принцесс покупая в столь юном возрасте туфельки на каблучках. А так же с очень узким носом. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей не достаточно крепкие ещё связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек формируется так называемое поперечное плоскостопие с отклонением первого пальца стопы наружу.

Нужно стараться равномерно распределять нагрузки на мышцы, связки малыша. Непосильные тяжести, так же приводят к формированию плоской стопы, уплощению. С детства приучать ребёнка правильно сидеть за столом, ходить, не слишком широко разводя носки стоп, не шаркать ногами. Следить за размерами мебели. Неправильно подобранная, не по росту малыша мебель, так же приводит к проблеме плоскостопия. Учить расслаблять мышцы во время занятий, правильно ставить ноги под столом.

2. Диагностика плоскостопия

Наш детский сад, начиная свою работу в этом направлении, провёл диагностирование. Медицинским работником и воспитателями групп были осмотрены дети. Так же привлекли родителей, их попросили понаблюдать за походкой малыша, активностью, как быстро наступает утомляемость, поступают ли со стороны малыша жалобы на боли в ногах во время прогулок, перед сном. Затем, родители заполнили, составленную нами анкету. Некоторые прошли со своими детьми консультацию ортопеда. Вооружившись полученной информацией, и поддержкой родителей мы начали свою работу в данном направлении.

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах

Профилактическая работа, в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты.

Каждое утро, после приёма, с детьми проводится подвижная игра, способствующая развитию двигательной активности, укреплению мышц. (смотреть приложение)

Утренняя гимнастика, которую проводит инструктор физо, согласно возрасту детей. (смотреть приложение)

Занятие по физической культуре проводит инструктор, на каждом из них используются упражнения по профилактике. (смотреть приложение)

Во время совместной продуктивной деятельности, воспитателями проводятся физминутки.

На прогулке так же организуются подвижные игры. (смотреть приложение)

По окончанию сон часа ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.. (смотреть приложение)

Закаливание, в зависимости от сезона. (смотреть приложение)

4. Физическая культура – как профилактическое средство

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. Одним из проявлений этих функций являются физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость. Для того, чтобы развитие происходило, детям нужны комплексы физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование определённых качеств.

Для решения нашей проблемы были разработаны упражнения, направленные на укрепление мышц голени, стопы. Эти упражнения проводятся с детьми ежедневно по 15 – 20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выработать у детей четкий стереотип действий, который, мы надеемся, они пронесут через всю жизнь.

5. Что такое закаливание? Как правильно его организовать?

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учётом возрастных особенностей их развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением лёгких.

Эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к каждому ребёнку, постепенность и системность закаливания, а так же при положительном отношении к закаливанию самого малыша.

Что же такое индивидуальный подход к ребёнку? Это, прежде всего учёт его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно. Начинать все процедуры необходимо с изменения мнения родителей по данному вопросу, так как закаливание должно проходить параллельно – МДОУ с одной стороны, дом с другой, Или точнее сказать идти в ногу.

Не в коем случае нельзя начинать закаливать ребёнка, который только, что стал посещать детский сад. В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающею процедуру, если он не получал её ранее.

По-разному следует, подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног прохладной водой, охотно бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если же у ребёнка преобладает возбуждение, то ему полезней успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

Как уже было сказано ранее, проблема плоскостопия, очень актуальна в настоящее время. Но она ни чем не отличается от других актуальных проблем. Она требует к себе внимания, системности, подхода с двух сторон. С одной стороны – здоровая атмосфера в семье, позитивный настрой родителей. С другой стороны работа детского сада, направленная на формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей. Нашим МДОУ, в течение прошедшего учебного года, решались поставленные задачи, с одной лишь целью сохранить здоровье воспитанников. Обеспечить детей всем необходимым для развития их двигательной активности, организовывать процессы развития физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, силы и т. д.

Наш коллектив будет продолжать работать в тесном контакте с семьями воспитанников, так как здоровые дети – это наше общее здоровое будущее.

2. Верещагин, Л. И. Оздоровительный бег/ Л. И. Верещагин. -Л., 1990, - 56с.

5. Девятова, М. В. Берегите спину/ М. В. Девятова. – С-П., 1991.

6. Духлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях[текст]/ Д. В. Хухлаева. – М., 1994.-5-6с.

Анкета для родителей

2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? ___

5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? ___

6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.

7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? ___

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно.

Самая доступная процедура – закаливание воздухом. Чаще проветривайте комнату, поддерживайте в ней температуру 20 – 22 .

Откройте форточку или окно. Посмотрите на настенный термометр. После того как температура снизилась на 1 -2, закончите проветривание. Постепенно увеличивайте время проветривания.

Очень полезны воздушные ванны. Не торопитесь одевать ребёнка после пробуждения, позвольте ему в нижнем белье сделать утреннюю гимнастику, умыться, почистить зубы. Форточки могут оставаться открытыми, но не должно быть сквозняков.

Закаливание водой так же полезно, но и его начинают со слабых воздействий. Для начала – обтирания рук и ног полотенцем смоченным в воде 28. Спустя неделю температуру воды снижают на 1 -2, через каждые два дня. Конечная температура 18 -20. После обтирания влажным полотенцем, быстро растирают кожу малыша сухим полотенцем, в направлении от пальцев к туловищу. Массируют до появления умеренного покраснения кожи.

Обливание оказывает более сильное воздействие. При местном обливании воздействию подвергаются только руки и ноги в течении 30 секунд. Температура воды так же постепенно снижается от 28 – 18 – 16. Затем так же обязательно растереть сухим полотенцем. Эту процедуру лучше проводить после пробуждения малыша, так как ноги после сна тёплые. Обливание холодных ног не имеет ни какого смысла, так как сосудистая реакция возникает только тогда, когда разница между температурой кожи и воды в несколько градусов. Иногда обливание заменяют топтанием в тазу с водой в течении нескольких минут или перешагиванием из таза в таз с водой контрастной температуры.

Любое закаливание должно приносить ребёнку радость. Перед началом процедур постарайтесь вызвать у малыша радостное ожидание. Только так и не иначе. Только при хорошем настроении малыша. Если же ребёнок чем-то расстроен, капризничает, то лучше процедуру перенести на другое время или совсем не проводить.

Для диагностики плоскостопия применяются различные методы. Среди них есть подометрический метод Фриндлянда, который заключается в проведении измерений определенных показателей стопы. Кроме этого метода, существует также метод плантографии, который заключается в том, что на особой бумаге оставляют отпечатки стопы.

Но наиболее точный метод – это рентгенография. Она выполняется под нагрузкой. Далее по результатам рентгенографии выполняются необходимые расчеты, а кроме того, выявляются изменения костной структуры, патология суставов стопы.

При статическом плоскостопиина ноге отмечаются болевые участки:

• на тыле подошвы, в центре свода и у внутреннего края пятки

• на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной кости

• под внутренней и наружной лодыжками

• между головками предплюсневых костей

• в мышцах голени вследствие их перегрузки

• в коленном и тазобедренном суставе

• в бедре из-за перенапряжения широкой фасции

• в области поясницы на почве компенсаторного лордоза

Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными (тестообразная отечность, а также появляется отечность в области наружной лодыжки.

Для выраженного плоскостопиятипичны следующие признаки:

• стопа удлинена и расширена в средней части

• продольный свод стопы опущен

• стопа немного смотрит кнутри, а ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу

• походка неуклюжая носки стоп сильно разведены в стороны

Массаж является прекрасным лечебным средством при плоскостопии.

Он уменьшает боли, улучшает лимфо- и кровообращение, укрепляет ослабленные мышцы.

Массаж начинают с передне-латеральной группы мышц голени и тыла стопы. Здесь применяют лёгкий массаж, состоящий из лёгкого поглаживания и лёгкого растирания. Вначале проводят подготовительный массаж, состоящий из следующих массажных приёмов:

1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание обеими руками (начинают от основания пальцев стопы и заканчивают у коленного сустава).2. Попеременное растирание на той же поверхности. 3. Поглаживание. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами (приём выполняют одновременно двумя руками).5. Обхватывающее непрерывистое поглаживание.Затем на передне-латеральной группе мышц голени применяют:1. Отглаживание двумя большими пальцами от голеностопного сустава до головки малоберцовой кости. 2. Спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Отглаживание двумя большими пальцами. Заканчивают массаж этой поверхности общим обхватывающим непрерывистым поглаживанием. После этого применяют более глубокий массаж задней группы мышц голени. Он состоит из следующих приёмов:1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание от пятки до подколенной ямки. 2. Попеременное растирание. 3. Обхватывающее прерывистое поглаживание без перекрытия. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами одновременно обеими руками. 5. Обхватывающее прерывистое поглаживание с перекрытием. 6. Продольное прерывистое разминание. 7. Обхватывающее раздельно-последовательное поглаживание. 8. Поперечное непрерывистое или прерывистое разминание. 9. Крестообразное поглаживание. 10. Рубление. 11. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем переходят к массажу подошвы,где применяют:1. Плоскостное поглаживание ладонью от основания пальцев к пятке. 2. Спиралевидное глубокое растирание четырьмя пальцами. 3. Гребнеобразное поглаживание. 4. Гребнеобразное растирание. 5. Гребнеобразное поглаживание. 6. Отглаживание большим пальцем межкостных мышц. 7. Спиралевидное растирание межкостных мышц одним большим пальцем. 8. Отглаживание. 9. Надавливание большим пальцем. 10. Отглаживание большим пальцем. Со стороны подошвы тщательно растирают большим пальцем головки плюсневых костей и мягкие ткани между ними, а также сильно растирают большим пальцем по краю пятки. Необходимо достаточно сильно массировать мышцы возвышения большого пальца.На этих мышцах применяют:1. Щипцеобразное поглаживание. 2. Глубокое спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Щипцеобразное поглаживание. 4. Щипцеобразное разминание. 5. Щипцеобразное поглаживание. Перед массажем стопы и голени полезно применять тепловую процедуру. Массаж продолжается 15-20 минут ежедневно. Курс массажа состоит из двадцати- двадцати пяти процедур. Курсы массажа регулярно повторяют через один-полтора месяца. Для получения стойкого лечебного результата необходимо провести не менее трёх-четырёх курсов.

Комплексы гимнастик после пробуждения

Мы братья головастики

(лёжа на спине, сгибаем, разгибаем ноги, руки)

(стоя на четвереньках, опускаемся и поднимаемся)

Скачать Советский учебник


Назначение: Издание рассчитано на самые широкие круги читателей

Авторство: Афанасий Варламович Чоговадзе

Формат: DjVu, Размер файла: 5.45 MB

Глава первая. Плоскостопие — одна из форм деформации опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста 6

К истории вопроса 6

Анатомо-физиологические основы плоскостопия 8

Клиника плоскостопия, методы его профилактики и лечения 18

Глава вторая. Значение физической культуры в профилактике и лечении плоскостопия 26

Глава третья. Методика применения физической культуры 29

Глава четвертая. Исследование стоп у школьников 61

Методы определения плоскостопия 61

Изменение длины стопы по возрастам 72

Изменение большой ширины стопы по возрастам 75

Изменение степени фольгирования по возрастам 77

Изменение высоты свода по возрастам 79

Изменение индекса свода по возрастам 81

Изменение угла отклонения большого пальца по возрастам 85

Частота плоскостопия 87

Глава пятая. Сравнительные данные физического развития и состояния здоровья детей с плоскостопием и без плоскостопия 191

Глава шестая. Плоскостопие у юных спортсменов 104

В детском возрасте, среди различных заболеваний, значительный удельный вес имеют деформации опорно-двигательного аппарата, к числу которых относится к плоскостопие.

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Хорошо известно, что далеко зашедшие, запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей и нередко приводят к инвалидности. Часто плоская стопа сочетается с другими нарушениями опорно двигательного аппарата и нередко является причиной возникновения сколиоза, hallux valgus и других деформаций. Значительное распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% н более) ставит проблему профилактики и лечения плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.

Мы с 1954 г. занимаемся изучением плоскостопия у детей школьного возраста.

Анализ материала исследования 1143 детей школьного возраста показал наличие плоскостопия у 160 детей.

Наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болевших, имеющих различного рода нарушения в состоянии здоровья и физическом развитии. У таких детей стопа неправильно растет и развивается, однако субъективные жалобы в большинстве случаев отсутствуют. Поэтому больные обращаются к врачу по поводу трофических и функциональных расстройств, связанных с плоскостопием, поздно — в юношеском и даже в зрелом возрасте, т. е. тогда, когда профилактические и лечебные мероприятия имеют меньший успех, чем в детском и подростковом возрастах.

Наиболее действенными методами профилактики и лечения плоскостопия должны быть признаны те, которые можно широко применять в условиях организованных детских и подростковых коллективов (детский сад, школа, ремесленное училище и т. п.).

К таким методам массовой профилактики и лечения следует отнести физическую культуру, спорт, лечебную гимнастику.

Мы поставили перед собой задачу: используя возможности, которыми располагает любая школа (уроки физического воспитания, массовая спортивная работа, занятия специальными физическими упражнениями, пропаганда санитарно-гигиенических навыков и т. п.), организовать профилактику и лечение плоскостопия непосредственно в школах.

Полученные положительные результаты показали широкую возможность применения физической культуры для профилактики и лечения плоскостопия у детей в условиях школы.

Обобщив опыт наших наблюдений, мы получили возможность представить материалы о распространенности плоскостопия, профилактике и лечении его средствами физической культуры в виде настоящей монографии.

Предлагая вниманию читателей настоящую работу, автор выражает надежду, что его скромный труд принесет пользу врачам-педиатрам, школьным врачам, хирургам-ортопедам, врачам и преподавателям физической культуры и другим специалистам в их практической работе по предупреждению и лечению плоскостопия у школьников.

Автор с глубокой признательностью примет замечания читателей о недостатках книги.

ПЛОСКОСТОПИЕ — ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕФОРМАЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К истории вопроса

Плоскостопием принято считать деформацию опорно двигательного аппарата, проявляющуюся в снижении высоты свода стопы, бронирование его заднего и отведении переднего отдела; такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а также нарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общие расстройства всего организма.

Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни в условиях капиталистического способа производства способствовали тому, что плоскостопие как деформация опорно-двигательного аппарата наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Гоффа, Р. Р. Вреден, Я. Б. Рывлин, Н. Д. Киптенко и др.), указывающие, что плоскостопие — это страдание преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний. В. А. Штритер, Я Б. Рывлин, В. Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей и что плоскостопие свойственно всем возрастам.

В. М. Савков в 1929 г. изучил 627 случаев (23,5%) плоских стоп, имевших место при обследовании 2664 детей школьного возраста. Автор не нашел резкого преобладания количества плоских стоп у мальчиков по сравнению с девочками. По данным автора, у мальчиков плоские стопы встретились в 52,5% (330 случаев), а у девочек — в 47,5% (297 случаев), причем 65% всех случаев плоских стоп приходится на период полового созревания (11—l6 лет).

М. О. Фридлянд в 1955 г. сообщил, что в возрасте 10 — 20 лет свод стопы у девочек ниже, чем у мальчиков, а после 20 лет отмечает обратные взаимоотношения.

И. М. Куслик находил плоскостопие у детей в 15%, а Дейч (Deutsch) — в 42% случаев.

Н. В. Завьялова считала плоскостопие наиболее выраженным у молодых лиц, объясняя это тем, что вначале с возрастом увеличивается мышечная сила, а потом, в старости, увеличивается ригидная упругость тканей сумочно-связочного аппарата. М. О. Фридлянд, наоборот, указывал, что с возрастом (после окончания роста) стопа прогрессивно уплощается. М. И. Куслик в 1929 г. сообщил, что различные.смещения в детской стопе значительно превосходят таковые у взрослых.

Все виды плоскостопия многие исследователи делят на две группы: 1) группу, когда известен этиологический момент (рахитические, травматические, паралитические формы), и 2) группу, когда этиологический момент, особенно в начальных стадиях, доступными методами не определяется (статические формы).

Большинство исследователей считает статические формы плоскостопия резко преобладающими среди прочих. Плоские стопы делят на врожденные (около 5%) и приобретенные (до 95%). К приобретенным формам плоскостопия большинство авторов относят рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую.

На долю статических плоскостопий приходится около 90% всех приобретенных форм плоскостопия, а рахитические, травматические и паралитические формы плоскостопия встречаются в 10% случаев.

Значительную вариабельность процентных показателей плоскостопия у разных авторов, по-видимому, следует объяснить различным контингентом (возрастным, половым, профессиональным) обследованных ими лиц, а также различной методикой исследования.

Нам не удалось в литературе найти указания на специальные наблюдения, касающиеся плоскостопия в детском возрасте. Эти вопросы или находят частное отражение в общих работах о плоскостопии, или освещаются в малочисленных исследованиях, обычно недостаточных для обобщений, и к тому же, как правило, устаревших.

Анатомо-физиологические основы плоскостопия

Излагая анатомо-физиологические основы плоскостопия, мы кратко остановимся только на некоторых частных вопросах строения и функции стопы взрослого и ребенка, так как общие сведения по анатомии и физиологии стопы читатель найдет в соответствующих руководствах.

Как известно, стопа состоит из 26 костей. Кости стопы делятся на кости: предплюсны (tarsi), плюсны (metatarsi) и фаланги пальцев (phalanges digitorum) (рис. 1).

Таранная (talus) и пяточная (calcaneus) кости составляют проксимальный отдел преплюсны. В состав дистального отдела предплюсны входят ладьевидная (naviculare), кубовидная (cuboideum) и три клиновидных кости (cuneiforme 1-я, 2-я, 3-я). Плюсну составляют пять плюсневых костей (ossa metatarsalia), из которых самая короткая первая, а самая длинная вторая плюсневая кость. Все кости, лежащие в дистальном отделе стопы (за плюсневыми) относятся к фалангам пальцев. Первый палец имеет две фаланги, а остальные пальцы по три фаланги. Всего имеется 14 фаланг.

Мышцы стопы располагаются на тыльной и подошвенной поверхности стопы. К тыльной поверхности относятся две мышцы:

1) короткий разгибатель пальцев (m. extensor digitorum brevis);

2) короткий разгибатель большого пальца (m. extensor hallucis brevis). Эти мышцы разгибают и оттягивают снаружи пальцы (1-я мышца — II — IV пальцы, вторая — I палец).

Мышцы подошвенной поверхности делят на три группы:

1) мышцы возвышения большого пальца: приводящая большой палец (adductor), отводящая большой палец (abductor), короткий сгибатель большого пальца (flexor hallucis brevis);

2) мышцы возвышения малого пальца: отводящая V палец (abductor), короткий сгибатель V пальца (flexor), и мышца, противопоставляющая V палец (opponens);

3) мышцы срединного возвышения: короткий сгибатель пальцев (flexor).

Квадратная мышца подошвы (m. guadratus plantae), сгибающая пальцы, червеобразные (lumbricales), межкостные подошвенные (interossea pedis plantares), межкостные тыльные (interossea pedis dorsales). Помимо костей и мышц, в образовании стопы участвует большое количество суставов, связок, фасций и сухожилий мышц голени, прикрепляющихся к стопе в различных ее отделах. Особо важная роль в сохранении формы стопы принадлежит широкой подошвенной фасции (lig. calcaneo-naviculare plantare).

Стопа имеет густую сеть сосудов и нервов, обеспечивающих ее трофику и питание. Большое количество анастомозов позволяет компенсировать недостаточность тыльной сети за счет подошвенной или наоборот, если эта недостаточность имеет место.

По мнению Я. Б. Рывлина, существуют дорсальный, плантарный и срединно-переходный варианты кровоснабжения, соответствующие дугообразной, уплощенной и переходной формам стопы. Дугообразная форма — прогрессивная (совершенная), плантарная форма — атавистическая (несовершенная).

С анатомической точки зрения детская стопа имеет некоторые особенности, отличающие ее от стопы взрослого человека (рис. 2, а и б). Детская стопа относительно коротка, широка и относительно сужена в пяточной области. У детей на стопе больше развита подкожножировая клетчатка. Кроме того, мышечно-связочный аппарат более эластичен, податлив и поэтому объем движений у детей больше, чем у взрослых. По-видимому, этим можно объяснить, что колебания высоты свода у детей выражены резче, чем у взрослых. Пальцы на детских стопах расходятся по радиусу, в то время как у взрослых пальцы плотно соприкасаются или даже налегают друг на друга.

А. А. Щербакова доказала, что у детей в отличие от взрослых преобладает равномерный тип кровоснабжения стопы (одинаково развиты тыльная и подошвенная артериальные системы). Основные сосуды и нервы располагаются в области вогнутости свода стопы.

Стопа имеет дуги или вогнутости в продольном и поперечном направлении. Поперечная дуга проходит через клиновидные, кубовидную кости и основания плюсневых костей (М. Ф. Иваницкий) с вершиной на II и III плюсневых костях. Продольная дуга имеет наружный и внутренний своды.

Таково общее представление об анатомии н физиологии стопы. Но следует заметить, что существуют разные точки зрения по вопросам о формах стопы, ее функциях, о точках опоры, о силах, играющих главную роль в сохранении свода.

Общепринятое сравнение стопы со сводом, если и связано как-то с функцией стопы как органа опоры, то с функцией стопы как органа передвижения не связано. Сравнение стопы со сводом, чашей и т. п. не объясняет всех функций стопы, так как, например, при уплощении возникает супинация и абдукция переднего отдела стопы и пронация заднего отдела. Теория сводов не объясняет механизмов этого явления. Стопу нельзя рассматривать как купол с двумя сводами. По-видимому, прав Б. И. Берлинер, утверждавший, что такое анатомическое деление на две части механистично и искусственно. Стопа — это единый функционирующий орган, её надо рассматривать только в работе, в движении. Мышцы голени, прикрепляющиеся на стопе, мышцы стопы, связки, апоневрозы, кости — все это в комплексе имеет большое значение для нормальной функции стопы. Выпадение какого-либо элемента из комплекса вызывает компенсаторные изменения в других элементах, что в свою очередь связано с определенной деформацией или нарушением свода стопы в той или иной степени. Мышцы и связки, участвующие в образовании свода стопы, обеспечивают сложные функции его. Эти функции проявляются по типу скручивающейся спирали или рессоры, которая в подошвенном направлении уплощается, а в тыльном выгибается.

По мнению И. А. Полиевктова, наиболее правильным является сравнение стопы с фигурой кручения, напоминающей по форме спираль (рис. 4), движение одной части стопы вызывает в другой ее части противоположные перемещения. При этом основную нагрузку несет внутренний отдел стопы, так как он более мощно развит.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.