Анкета для родителей что такое плоскостопие


Исследовательская работа "Плоскостопие"

Скачать:

ВложениеРазмер
ploskostopie_u_mladshih_shkolnikov.doc 1.67 МБ
ploskostopie.pptx 2.33 МБ

Подписи к слайдам:

. Цель : Узнать может ли быть плоскостопие у младших школьников и что надо делать, чтобы избежать этого заболевания . Задачи: 1 . Изучить литературу по данной теме. 2. Провести анкетирование и беседу с учащимися класса. 3. Выяснить, есть ли плоскостопие у членов моей семьи и одноклассников. 4. Узнать какие упражнения следует выполнять детям, чтобы избежать плоскостопия. 5. Показать одноклассникам и научить делать профилактические упражнения. .

Гипотеза исследования: плоскостопие передается только по наследству, а появиться в детстве не может, наличие и степень плоскостопия можно определить в домашних условиях . Теоретическая значимость исследования. Узнать, почему у мамы часто болят ноги. Что такое плоскостопие? Плоскостопие -это уплощение сводов стопы и полная потеря всех ее рессорных функций.

Виды плоскостопия Врожденное Приобретенное Травматическое Рахитическое Паралитическое Статитическое

Последствия плоскостопия У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы – амортизация. Влияние плоскостопия на позвоночник заключается в развитии искривления позвоночника, или сколиоза у детей. Такие симптомы плоскостопия, как боль в ногах, усталость, головные боли приводят к сниженной успеваемости в школе.

Профилактика и лечение плоскостопия Хирургическим путем: Операция Консервативным путем: лечебная гимнастика, массаж, ножные ванны, физиотерапия Как правильно подобрать обувь ребенку Обувь должна иметь: жесткий задник; небольшой каблучок ; стельку с небольшим супинатором Важно! Н е льзя донашивать чужую обувь!

Беседа со школьным врачом Советы врача: правильно выбирать обувь, чтобы не узкую и со специальной ортопедической стелькой для детской обуви. Если уже есть заболевание, значит строго соблюдать рекомендации врача.

Обувь стоптана Ноги быстро утомляются при ходьбе и беге Появляется усталость и боли в ногах Знают о плоскостопии Точно знают, что у них есть это заболевание Знают таких детей, у которых есть это заболевание 2 7 11 26 4 19 Анкетирование Мне хотелось узнать, что знают о плоскостопии ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкеты и провели анкетирование в 5 б классе. В нем участвовало 28 учащихся (5 класс). Из них 17девочк (48 %) и 11 мальчики (32 %). Данные тестирования приведены в таблице

Практические опыты: Опыт №1 Вывод: Я провела опыт №1 и выявила, что у мамы обнаружено плоскостопие

Практические опыты: Опыт №2 Вывод: я провела опыт №2 и выявила, что плоскостопие обнаружено у 2 человек, уплощение не обнаружено, нормальная стопа – у 26 человек.

ВЫВОДЫ: 1.Из опытов видно, что можно определить наличие плоскостопия в домашних условиях. Так же, в домашних условия, можно определить степень заболевания. Если у родителей есть плоскостопие, то она может передаться по наследству ребенку. Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен специальный комплекс упражнений. Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь . 2 : Из беседы мы узнали, что из 28 моих однокласников знают о болезни – не все 28 человек. А есть (или было) это заболевание у 2 учеников. У моего одноклассника Артема было преобретенное плоскоступие , которое ему и его родителям удалось вылечить. Т.к. они соблюдали все рекомендации врача. 3 : По опросу видно, что большее количество детей знают об этом заболевание очень мало. Но самое главное, что дети не знают, как правильно надо лечить плоскостопие. И я надеюсь им помочь в этом вопросе.

Заключение В самом начале исследовательской работы, я думала, что плоскостопие передаётся только по наследству, а оказалось, что его можно приобрести в любом возрасте, если мало двигаться, поднимать тяжести и носить неправильную обувь. Я хочу, чтобы дети рождались здоровыми и у них не было такого заболевания, как плоскостопие. Ведь врожденное заболевание лечиться тяжелее, чем приобретенное. Тема, которую я выбрала для своей работы, мне очень понравилась. Особенно мне понравилась проводить опыты. Над этой темой я буду работать и дальше, надеюсь, что узнаю еще больше. Легкой вам походки!


    Главная
  • Список секций
  • Биология
  • ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ




ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ


Человеческая нога от природы очень хорошо сконструирована. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По статистике женщины подвержены этому заболеванию в 4 раза больше чем мужчины. В 3% случаев плоскостопие регистрируется с самого рождения, к двум годам у 24% детей, к четырём годам у 32% детей, к семи годам у 40% детей, уже после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации, так как им страдают 80% населения Земли.

Плоскостопие - трудноизлечимая болезнь. Для излечения его порой прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако немало детей страдают от этого недуга именно из-за не принятых вовремя мер профилактики плоскостопия.

Изучить литературу по проблеме исследования.

Исследовать стопы школьников с помощью методик: Штритер, Чижина.

Обобщить и проанализировать полученные данные анкетирования.

Выявить возможные причины плоскостопия у детей школьного возраста.

Выявить наиболее доступные методы профилактики плоскостопия у школьников.

Провести классный час с целью информированности учащихся о причинах плоскостопия и возможных профилактических мероприятий.

Предмет исследования: анкеты, отпечатки стоп-плантография.

Материал и методы исследования: диагностика плоскостопия методами плантографии по И. М. Чижину и В. А. Штритер.

Практическая значимость результатов исследования: материалы исследования могут быть использованы для работы учителей – предметников и классных руководителей образовательных учреждений.

Глава 1. Обзор литературы по данной теме

Плоскостопие: виды, симптомы, причины

Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся понижением ее сводов. Непосредственно стопа осуществляет функцию опоры человека, движения и амортизации за счет сложного строения. При нормальном физиологическом строении стопа имеет два свода - поперечный (между основаниями пальцев) и продольный (по внутреннему краю стопы). Своды носят функцию амортизаторов и смягчают тряску при ходьбе. Костно-связочный аппарат стопы работает хорошо тогда, когда нагрузка, которая приходится на стопу, полностью уравновешивается. При ослаблении мышц и связок, которые соединяют 26 костей стопы, происходит проседание сводов и уплощение, что ведет к потере рессорной функции. При плоскостопии эта функция переходит на позвоночник, коленный, голеностопный и тазобедренный сустав. Данные суставы не предназначены выполнять эту функцию, и справляются с ней плохо, вследствие чего быстро выходят из строя.

Существует достаточно много состояний, которые приводят к плоскостопию, вот некоторые из них:

•Врожденная плоская стопа достаточно редкая патология встречается в 11,5 % от общего числа заболеваний стопы. Причиной могут быть различные патологии внутриутробного развития плода, вследствие ионизирующего излучения, вредных привычек матери.

•У детей с рахитом развивается рахитическая стопа, в результате снижения выработки витамина Д снижается прочность костей при механической нагрузке, ослабляется мышечно-связочный аппарат.

•Паралитическое плоскостопие развивается после перенесенного полиомиелита, и степень плоскостопия находится в прямой зависимости от степени выраженности паралича.

•Травматическое плоскостопие развивается при переломах костей стопы или при неправильно сросшихся переломах.

•Статическое плоскостопие - один из самых распространенных видов плоскостопия. Основными причинами его является снижение тонуса мышц, чрезмерное переутомление в связи с длительным пребыванием на ногах.

Обычно человек, который проводит много времени на ногах, не замечает развития плоскостопия, а появление болей и неприятных ощущений в ногах и ступнях связывает с усталостью. Есть несколько основных признаков, по которым можно заподозрить развитие этого заболевания:

• Ноги к концу рабочего дня начинают отекать, появляются следы от носков, возможно появление чувства тяжести и судороги, которые могут быть не продолжительными и проходить после массажа.

• Обувь начинает изнашиваться значительно быстрее, чем раньше, преимущественно с внутренней стороны.

• Периодически создается ощущение, что нога увеличилась в длине, из-за этого приходится покупать обувь на размер больше.

•Походка становится тяжелой, неестественной, появляется косолапее, нарушается осанка.

• Главным сигналом о болезни является боль в стопе, икроножных мышцах, под коленом, ломят косточки предплюсны.

Существует несколько стадий деформации стопы, прохождение которых приводит к полному клиническому плоскостопию. Выделяют продромальную стадию, стадию перемежающегося плоскостопия, стадию развития плоской стопы, стадию плосковальгусной стопы и контрактурное плоскостопие.

Первая стадия плоскостопия проявляется болью в стопе и икроножной мышце после длительной нагрузки на стопу, статистического характера, появляется выраженное ощущение усталости.

В стадию перемежающего плоскостопия характеризуется усилением болей к концу дня, боль возникает вследствие перенапряжения связочного аппарата стопы, который поддерживает оптимальное положение стопы. Повышенная утомляемость не редко появляется в середине дня, и людям с начинающимся плоскостопием приходится менять вид деятельности или чаще отдыхать. Продольный свод стопы к концу рабочего дня визуально уплощается, однако после отдыха, особенно по утрам, высота свода восстанавливается.

Стадия развития плоской стопы возникает, когда вследствие дальнейшего переутомления мышц голени и стопы продольный свод стопы не в состояние после отдыха восстановится. У больного быстро развивается усталость вследствие переутомления мышц. Боль становится постоянной и ноющей в результате пере растяжения связочного аппарата. Уменьшается высота продольного свода за счет удлинения стопы и расширения ее продольной части. Изменяется походка, ограничивается объём движений в суставе стоп [2].

Методы профилактики плоскостопия у школьников

В профилактике плоскостопия ведущее место отводится физическому труду и занятиям лечебной физкультурой. Спортивные занятия должны быть ежедневными и интенсивными, только тогда восстановительные процессы сохраняют высокий функциональный потенциал органа. Важно шире и активнее использовать уроки физкультуры в школе, позволяющие значительно укреплять мышечно-связочный аппарат стопы.

Для обеспечения нормальной деятельности стопы определенные требования предъявляются и к обуви: она обязательно должна быть по размеру стопы, препятствовать застойным явлениям в стопе, предупреждать статическое отягощение пассивных тканей и содействовать работе мышц и связок, быть по сезону и соответствовать роду деятельности человека. Необходим и рациональный режим нагрузки на стопы. Полезно ходить босиком по песку, рыхлой почве, песчаному берегу водоема, гальке и т.д. Нельзя ходить в помещении в утепленной обуви, не рекомендуется стоять длительное время, особенно с разведенными стопами и значительным грузом, не рекомендуется чрезмерная по продолжительности ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой по асфальту и плотной почве.

Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и другие) и массажа стоп и в целом нижних конечностей. Сложные деформации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения [4].

Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии (по Т. А. Фонаревой):

В исходном положении лежа на спине:

1. Поочередно и вместе оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.

2. Поочередно и одновременно приподнимать пятки от опоры (пальцы касаются опоры).

3. Ноги согнуть в коленях, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение — приведение пяток с упором на пальцы стоп.

4. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, охватывая ее. То же другой ногой.

В исходном положении сидя:

5. Ноги согнуть в коленях, стопы параллельны, приподнимать пятки вместе и поочередно.

6. Производить тыльное сгибание стоп поочередно.

7. Приподнимать пятку одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

8. Положив ногу на колено другой ноги, проделывать круговые движения стопы в обе стороны. То же другой ногой.

9. Захватывать пальцами стоп мелкие предметы и перекладывать их.

10. Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп, наклоняя туловище вперед, встать, опираясь на боковую поверхность стоп.

В исходном положении стоя:

11. Стопы параллельны, на ширине ступни, руки на пояс: а) подниматься на носки двух ног и попеременно; б) приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки обеих ног и попеременно; в) перекат с пяток на носки и обратно.

12. Полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

13. Стопы параллельны, переход в положение, стоя на наружных сводах стопы; поочередное поднимание пяток, не отрывая пальцев от пола, ходьба на месте.

14. Стоя на гимнастической палке (палка поперек стоп), стопы, параллельно. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

15. Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди, полуприседания и приседания.

16. Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук.

Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на носках, высоко поднимая колени и выдвигая ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверхности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз) [3].

Глава 2. Результаты исследования

2.1. Анкетирование

Результаты анкетирования приведены в диаграммах.

По результатам анкетирования мы выяснили, что все ученики знают про заболевание, но лишь 29% учащихся проинформированы о последствиях плоскостопия и знают меры профилактики этой болезни. 43% учащихся ощущают боли в ногах после долгой ходьбы или больших физических нагрузок, и лишь 19% школьников знают, что у них есть плоскостопие и они занимаются профилактикой и лечением этого заболевания. 67% учеников ведут малоподвижный образ жизни.

2.2. Плантография стоп

Анализируя полученные данные тестирования, получили следующие результаты.

У 8 человек (38% учащихся) наблюдается плоскостопие, у 3человек (14% учащихся), у 10 человек (48% учащихся) - нормальная стопа.

Заключение

Согласно проведенному исследованию, мы пришли к следующим выводам:

Мы выявили наличие плоскостопия у 38% учащихся нашего класса.

Высокий процент заболеваемости связан с малоподвижным образом жизни, а также низким уровнем информированности учащихся о плоскостопии.

Для решения данной проблемы были предложены допустимые методы профилактики.

Список литературы

Айзман Р. Способы определения плоскостопия // Спорт в школе. – 2008. № 13.

Жумагазиев Е. Н. Плоскостопие // Медицинский журнал о здоровье. – 2016.

Попов С. Н. Физическая реабилитация: учебное пособие для академии и институтов физической культуры. – Ростов–на–Дону, - М.: Феникс, 2005г.

Прокопьев Н. Я. Плоскостопие у детей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2004. - № 3.

Прокопьев Н. Я., Романова С. В. Спорт и плоскостопие // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 525-529.

Приложение

А) Мужской Б) женский

2. Знаете ли вы, что такое плоскостопие?

3. Знаете ли вы о последствиях плоскостопия?

4. Есть ли у вас такое заболевание?

А) Да Б) нет В) не знаю

5. Кто-нибудь страдает плоскостопием в вашей семье?

А) да Б) нет В) не знаю

6. Какой образ жизни вы ведете?

А) малоподвижный образ жизни Б) активный образ жизни

7. Знаете ли вы какие-нибудь упражнения для профилактики плоскостопия?

8. Бывают ли у вас боли в ногах после долгой ходьбы или больших физических нагрузок?

Инструкция: Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. Намажьте ступни жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток ваших стоп. Обведи отпечаток цветным карандашом.

Метод В. А. Штритера.

К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ).

Находится середина отрезка АБ.

Из середины отрезка АБ возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка.

Отмечаются точки Г — в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д — в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы.

Измеряются отрезки ГД и ВД.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: I = ГД * 100 / ВД

Оценка результатов:

00,0–36 — экскавированная стопа

36,1–43 — субэкскавированная стопа

43,1–50 — нормальная стопа

50,1–60 — уплощенная стопа

60,1–70 — плоскостопие [5].

Метод И. М. Чижина.

Проводится касательная АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края.

Измеряются отрезки аб и бв.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: ИЧ = (аб / бв)

Профилактика плоскостопия у детей как одна из форм физического развития и укрепления здоровья

Маленькие дети много времени проводят в дошкольном учреждении, поэтому профилактика плоскостопия становится одной из основных задач, которая направлена на укрепление связочного аппарата, нагрузка распределяется равномерно, исключая деформацию стопы.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы [2].

Физические упражнения в детском саду составляются с учетом необходимости профилактики заболевания. Утренняя гимнастика и занятия физической культурой являются отличным средством, даже если плоскостопие уже начало проявляться.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение такого фундамента обязательно отразится на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение её функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника [3].

Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием при занятии спортом. В детском саду проводится ежегодная плантография, с помощью плантографа, изготовленного по методике Ефименко Н. Н. Для выявления функциональной недостаточности стоп или плоскостопия.

Массаж рефлекторных зон, расположенных на ступнях, полезен любому человеку, так как способствует укреплению здоровья, гармонизации жизненной энергии, препятствует развитию нарушений в функционировании организма.

Также для профилактики плоскостопия важно проводить закаливающие процедуры в игровой форме. В работе с детьми используются специальные упражнения: переступание с пятки на носок, перетоп и другие.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребенка. С раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног [3].

Успешная профилактика плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Решение оздоровительных задач по профилактике плоскостопия у детей возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи. Для привлечения родителей к активному участию в профилактике плоскостопия используются различные формы работы:

Это позволяет обеспечить сотрудничество ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

Мы все хотим видеть своих детей жизнерадостными, уверенными в себе, здоровыми душой и телом, ведь дошкольное детство – самое благодатное время для выработки правильных привычек и воспитания потребности в здоровом образе жизни, формирования знаний, умений и навыков в поддержании и совершенствовании уровня здоровья.

1. Ефименко Н. Н. Плантография – или о чем говорят отпечатки стоп? – Таганрог, 2003. – 80с.

Анкета для родителей (группа раннего возраста) УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ Ваш ребёнок стал воспитанником нашего детского сада. В связи с этим просим Вас заполнить анкету. 1. Фамилия, имя ребенка.

Сохраним стопы здоровыми Сохраним стопы здоровыми: профилактика плоскостопия в детском саду. Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка здоровым и жизнерадостным.

№ 213540-016-015 от 23 мая 2014

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет “Лес. Дикие животные”

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю – МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Проектная деятельность по биологии в 8 классе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Калашникова Елена Абакаровна

Научный руководитель проекта:

Бызова Наталья Валентиновна

2015-2016 учебный год

2. Основная часть

3. Практические опыты

4. Выводы

Список использованной литературы

Перечень приложений

Если же у человека имеется плоскостопие, его организм при ходьбе попадает в экстремальную ситуацию, чем-то напоминающую езду на телеге с железными колесами по булыжной мостовой. Непогашенная сводом стопы ударная волна мгновенно распространяется вверх по скелету. При этом достается и суставам, и позвоночнику, и мозгу. Суставы ног начинают быстрее изнашиваться. Позвоночник искривляется, чтобы создать дополнительную пружину-амортизатор для защиты мозга. А сам мозг, уставший от чрезмерных сотрясений, отвечает постоянными головными болями. Человек чувствует себя разбитым, но даже не догадывается, что причина его недомогания — плоскостопие. А казалось бы, такая мелочь, немножко свернутая внутрь стопа.

Гипотеза: Наличие и степень плоскостопия можно определить в домашних условиях. Данное заболевание можно как вылечить, так и предотвратить.

Доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу можно проведя исследовательскую работу, цель: Подробное изучение плоскостопия у школьников. Способы профилактики и лечения данного заболевания.

1. Обозначить медицинские требования к обуви.

2. Провести анкетирование учащихся.

3. Провести практическую работу на выявление плоскостопия.

4. Подобрать упражнения для профилактики и лечения плоскостопия.

5. Подвести итоги и сделать выводы.

Основная часть

Подготовительный этап.

Планирование и разработка исследовательских действий, включающий в себя:

Информационно-теоретическую часть.

Проведение сбора, изучения и анализа информации по исследуемой теме в научных печатных и электронных изданиях.

Практическое часть (исследование).

Анкетирование, доступное исследование стопы (в контрольных группах детей)

Итогово - аналитическая часть.

Анализ полученных данных, выводы, подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

Информационно-теоретическое исследование

Плоскостопие: виды, причины, симптомы

Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.

В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Плоскостопие может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (распластанность переднего отдела стопы). Если имеется уплощение продольного и поперечного свода говорят о комбинированном плоскостопии.

Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе.

Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе.

При нормальном положении стопы каблук изнашивается равномерно сзади, чуть больше с наружной стороны.

Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую, обувь нельзя ни в коем случае !

Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия.

Тесная обувь, как и слишком свободная, вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп. Короткая и узкая обувь ограничивает движения в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы – частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре. Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка.

Виды плоскостопия. Идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80%, из них 90% составляют женщины.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.

Врожденное плоскостопие встречается довольно редко и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы.

Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим (вследствие травмы), паралитическим (болезненное состояние), рахитическим (неправильное развитие скелета), статическим, причинами которого могут быть:

длительные нагрузки на ноги (долгое стояние, обувь на высоких каблуках).

Первые симптомы плоскостопия, которые вы можете заметить и сами:

- ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны

- ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах

- появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести отечность в области лодыжек

- очень трудно ходить на каблуках

- нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)

- стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.

Однако перечисленные признаки могут соответствовать не только плоскостопию, но и другим заболеваниям.

Плоскостопие у детей

Все дети рождаются с мнимым плоскостопием, что объясняется обилием подкожного жира в стопе. Особенностью мнимого детского плоскостопия является то, что по мере взросления дети естественным путем избавляются от плоскостопия: с развитием ходьбы и бега мышцы развиваются, и стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 3 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до трех лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию.

Приобретенное плоскостопие у детей, как правило, обусловлено следующими факторами:

Длительное хождение босиком по ровной твёрдой поверхности

Ношение некачественной обуви (слишком мягкая или слишком жесткая подошва, резиновая обувь, слишком высокий каблук или его отсутствие, слишком узкая или широкая )

Неправильно сросшийся перелом

Чрезмерная подвижность суставов

Поднятие тяжестей (например, при ношении на руках младших братьев или сестер)

Малая физическая активность

Последствия плоскостопия.

У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы – амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, тазобедренные суставы, позвоночник и т.д. Длительное раздражение суставов приводит к их воспалению – артрозам. Влияние плоскостопия на позвоночник заключается в развитии искривления позвоночника, или сколиоза у детей. Такие симптомы плоскостопия, как боль в ногах, усталость, головные боли приводят к сниженной успеваемости в школе.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Профилактика и лечение плоскостопия.

Профилактика плоскостопия включает в себя: комплексы упражнений, ношение правильно подобранной обуви и ортопедических стелек.

Основной целью лечения плоскостопия является устранение болей в стопе, укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы. Существует два основных метода лечения плоскостопия: хирургическим путем (операция) и консервативным путем .

Среди консервативных методов лечения плоскостопия выделяют лечебную гимнастику, массаж, ножные ванны, физиотерапию (приложение №2)

Лечение плоскостопия у ребенка в самой ранней стадии заболевания, при несостоятельности связок стопы сводится к назначению покоя, временному прекращению занятий спортом. Рекомендуются теплые ножные ванны и массаж. Достаточно эффективным методом лечения на раннем этапе развития плоскостопия является ножная ванночка, на дно которой укладывается речная галька. Ребенку предлагают перекатывать камешки в воде ступнями.

Как правильно подобрать обувь для ребенка? Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы. Нельзя донашивать чужую обувь!

Практические опыты

Анкетирование (Приложение 1)

В анкетировании приняло участие 24 человека (14 девочек и 10 мальчиков), 2 группы по 12 из них:

Есть такое заболевание – 2 человека.

Нет заболевания – 22 человека.

Подозрение на плоскостопие – 1 человек.

Посещали врача ортопеда – 13 человек

Вылечил плоскостопии – 1 человек.

После анкетирования я приступила непосредственно к опытам.

1.Берем лист бумаги и крем

2. Наносим крем на подошву стопы

3. Наступаем на бумагу

4.нимательно рассматривая жирный отпечаток стопы, обводим контур карандашом.

5. Делаем выводы.

Вывод: выявлено, что из 24 человек обследуемых у 2 обнаружены признаки плоскостопия.


Оборудование: краски (гуашь), лист бумаги, карандаш, линейка.

1.Берем лист бумаги и краски

2. Гуашью смазываем подошву стопы

3. Наступаем на бумагу и получаем отпечаток стопы на чистом листе бумаги

4. Внимательно рассматриваем отпечаток стопы.

5. Определяем степень плоскостопия. Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС - стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ - плоскостопие 2-й и 3-й степени.


АВ - линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;
АС - линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком

а- здоровая стопа;

б - присутствует плоскостопие 1-й степени, уплощение;

в - присутствует плоскостопие 2-й или 3-й степени.




Вывод: выявлено, что степень плоскостопия у выявленных 2 детей из контрольной группы – уплощение.

Индивидуальный опрос

Опрос был проведен с тремя детьми, двое из которых имеют плоскостопие и последний его удачно вылечил. Я просила их описать свои ощущения в некоторых ситуациях.

Девушка, 14 лет. (рис.4)

Обладает врожденным плоскостопием. Ощущения

-при медленной ходьбе нет дискомфорта

-при быстрой ходьбе болят икры

-при длительной ходьбе чувствуется сильный дискомфорт стоп

-при беге очень сильно устают ноги и болят стопы

-при ходьбе на каблуках быстро устают ноги и болят стопы

-в повседневной жизни ноги устают довольно быстро.


Мальчик, 10 лет. (Рисунок 5)

Обладает врожденным плоскостопием. Ощущения

-при медленной ходьбе нет дискомфорта

-при быстрой ходьбе устают ноги

-при длительной ходьбе болят ступни и устает спина

-при беге болят ступни и ноги в целом

-в повседневной жизни ноги устают часто


Юноша, 14 лет. (рис.6)

Обладал приобретенным плоскостопием (травматическим), которое впоследствии вылечил с помощью специального комплекса упражнений, который составил врач-ортопед

Когда было плоскостопие, испытывал практически всегда дискомфорт, усталость, а порой и боль в ногах.

Ощущения после лечения

-при медленной ходьбе все в норме

-при быстрой ходьбе нет дискомфорта

-при длительной ходьбе небольшая боль, усталость

-при беге небольшой дискомфорт

-в повседневной жизни ноги устают крайне редко


Итогово-аналитическая часть

Я исследовала тему плоскостопия с разных сторон: изучила литературу, опросы, опыты.

Собранный материал, полученные диагностические данные привели меня к следующим выводам:

В ходе исследования были получены результаты.

Установлено, что плоскостопие встречается у школьников.

Оно бывает врожденное и приобретенное. Врожденное плоскостопие часто передается по наследству.

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен специальный комплекс упражнений. (Приложение 2)

Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь.

Я провела два опыта, в которых принимали участие дети и подростки разных возрастов. Из опытов видно, что плоскостопие можно определить в домашних условиях. Даже поставить степень заболевания.

Если присутствуют симптомы плоскостопия, и тем более, если его обнаружили

в домашних условия, нужно обязательно обратиться к врачу.

Если плоскостопие постоянно лечить, то это не самое страшное заболевание. Но только надо соблюдать все рекомендации врача,

Плоскостопие можно предотвратить выбором правильной обуви. Ведь любое заболевание легче предотвратить, если оно не врожденное, чем лечить.

В ходе проведения исследовательской работы были получены результаты:

Целью моего исследования стало изучение заболевания ног, а в частности стоп, у школьников. В процессе исследования поставленные задачи были решены.

Для осуществления цели и решения задач моего исследования я изучила литературу по теме; разработала анкеты и провела анкетирование, которые мной были обработаны. Получены результаты.

Обозначены медицинские требования к обуви, подобраны упражнения для профилактики и лечения плоскостопия, проведены опыты, подведены итоги и сделаны выводы.

Материалы исследования могут быть использованы для диагностики и профилактики плоскостопия у школьников.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.