Значение и содержание финансового контроля шпора

Контроль является одной из важнейших функций управления, осуществляемого на любом уровне, и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект 1 .

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования становится повышение ее результативности и эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности государства.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью проверки соблюдения субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления установленных норм права, а также для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих решений в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Основное содержание финансового контроля раскрывается через его цели, задачи, принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в оперативном получении полной и достоверной информации о возможных отклонениях и нарушениях в процессе управления финансами на макро- и микроуровне для своевременного принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

• обеспечение финансовой безопасности и устойчивости финансовой системы государства;

• выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• обеспечение роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их законного, эффективного и рационального использования;

• соблюдение финансовых интересов всех экономических субъектов, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

• предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;

• усиление результативности финансовой политики государства.

Финансовый контроль можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом, т. е. как систему. В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы. В качестве основных элементов финансового контроля выступают: объект и субъект; принципы контроля; информационное, нормативное обеспечение; механизм контроля; ответственность всех участников процесса контроля. К вспомогательным элементам (инфраструктуре) финансового контроля можно отнести финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля является субъект контроля.

В качестве субъекта финансового контроля выступают специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с законодательством. Субъекты контроля являются наиболее важным элементом системы финансового контроля, так как они в соответствии с законодательно установленными полномочиями непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами, в свою очередь, определяет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

• планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

• проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

• систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

• реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основополагающие принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Перу) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля 2 .

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных
мероприятий.

Нормативное обеспечение финансового контроля включает:

• нормативные правовые акты, законы и подзаконные акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

• стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавнивающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации 3 (например, правила (стандарты) аудиторской
деятельности);

• кодексы профессиональной этики;

• методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие
ииды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов 4 . Основной целью применения финансовых санкций является сокращение и предупреждение нарушений установленных норм права всеми субъектами финансовых отношений.

Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются, например: неисполнение закона (решения) о бюджете; несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в соответствующем документе (например, акте ревизии или проверки).

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Финансовый контроль – совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Как форма реализации контрольной функции финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. Финансовый контроль значим для управления финансами на любом уровне управления, так как обеспечивает надежность функционирования финансовой системы, реализацию финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль в различных сферах деятельности общества. Выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический.

Финансовый контроль является стоимостным, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства. Так как финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов, то финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Цели: своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на макро- и микроуровне и выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Задачи:

1) обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования

2) выполнение субъектами хозяйствования финансовых обязательств: рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы

3) соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результатами своей деятельности

4) повышение эффективности финансовой политики

В системе финансового контроля выделяют объект и субъект, информационное, правовое, методическое обеспечение, механизм финансового контроля, принципы финансового контроля, меры ответственности всех участников финансового контроля.

Объект– процесс образования, распределения, использование финансов, которые характеризуются стоимостными показателями.

Субъекты – специализированные уполномоченные органы; государственные контрольные органы (счетная палата), структурные подразделения, создаваемые в субъектах хозяйствования, органах государственной власти и местного самоуправления, негосударственные специализированные организации (аудиторские фирмы); квалифицированные специалисты.

Механизм– определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами.

Методы – конкретные способы осуществления контрольных действий, операций (проверка, ревизия).

Процедура– установленный порядок осуществления контрольных действий и операций.

  1. планирование: определение объекта; цели; задачи; формы контроля; формирование перечня показателей
  2. проведение контроля: сбор данных и их предварительная оценка
  3. систематизация результатов контроля: составление отчетности
  4. реализация результатов: доведение результатов контроля до заинтересованных лиц; выработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений

Принципы:

1) законность – наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с целями и задачами

2) независимость – у контролирующих органов гарантируется организационная, функциональная и финансовая независимость

3) объективность – отсутствие предвзятости и невмешательства в деятельность субъектов контроля

4) гласность – общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении норм и правил, касающихся государственной коммерческой тайны

5) ответственность – добросовестное отношение субъектов финансово контроля к своим обязанностям

6) разграничение функций полномочий – отсутствие дублирования в деятельности финансовых органов

7) системность – единство правовой базы и периодичность проведения контрольных мероприятий

Информационное обеспечение – вся информация, которая используется в процессе контроля: планово-экономическая, отчетная, статистическая, информация о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, управленческого и финансового учета.

Правовое и методическое обеспечение: финансового правовые акты: законы, подзаконные акты органов общей и специальной компетенции; стандарты – комплекс норм и правил; кодексы профессиональной этики; методические документы, в которых прописаны вопросы организации финансового контроля.

Проведение финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местных субъектов, органов, осуществляющих финансовый контроль и их должностных лиц.

Виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей влечет применение мер, принуждения:

· запрещение (ограничение) деятельности,

· запрещение осуществления финансовых операций,

· изъятие материальных и денежных средств,

Меры принуждения в денежной форме – финансовые санкции.

Санкции применяются органами государственной власти и их должностными лицами при наличии оснований:

· неисполнение закона (решения) о бюджете

· нецелевое использование бюджетных средств

· несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателю

· непредставление бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности

  • 1. Понятие финансов и их функции
  • 2. Понятие финансовой деятельности РФ, задачи и методы ее осуществления
  • 3. Конституционные основы финансовой деятельности
  • 4. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  • 5. Система финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельность
  • 6. Финансовая система РФ как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • 7. Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права
  • 8. Предмет и метод финансового права
  • 9. Система финансового права
  • 10. Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды
  • 11. Финансовые правоотношения. Их содержание и особенности
  • 12. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
  • 13. Понятие и значение финансового контроля
  • 14. Виды и органы финансового контроля

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовое право. Шпаргалка (О. Л. Шумаева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

13. Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль – контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития РФ и ее регионов.

Принципы финансового контроля:

1) независимость контроля, которая должна быть обеспечена:

а) финансовой самостоятельностью контрольного органа;

б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органа контроля;

в) закреплением в конституции их статуса;

2) объективность и компетентность, предполагающие соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы;

3) гласность, предусматривающая постоянную связь государственных контролеров с общественностью и СМИ.

Основные направления (содержание) финансового контроля:

1) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по распределению, образованию, использованию финансовых ресурсов в пределах своей компетенции;

2) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством, организациями и гражданами;

3) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями денежных ресурсов;

4) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями и учреждениями;

5) выявление внутренних резервов производства;

6) усиление финансовой дисциплины и предупреждение финансовых нарушений.

Финансовая дисциплина – четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения, использования денежных средств.

Финансовый контроль служит способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

1) соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;

2) экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

В рыночных условиях происходит усложнение финансовой деятельности и, как следствие, усложнение финансового контроля. Усложнение связано с тем, что осуществление государством финансовой деятельности охватывает и деятельность негосударственных коммерческих организаций, предприятий различных форм собственности, иностранных инвесторов, физических лиц.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовое право. Шпаргалка (О. Л. Шумаева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.

Сформированы и действуют новые органы финансового контроля: Государственная налоговая служба, Государственный страховой надзор; функции финансового контроля осуществляют органы Федерального казначейства.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Полномочия РФ в сфере финансового регулирования осуществляются государственными федеральными органами власти:

1) Правительством РФ;

2) Министерством финансов РФ;

3) Министерством по налогам и сборам РФ;

4) Федеральным казначейством;

5) Центральным банком и т. д.

2.Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:

1) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

2) вне пределов ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

3.Муниципальные образования, в пределы, ведения которых входят:

1) местные финансы;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) установление местных налогов и сборов;

4) решение других финансовых вопросов местного значения.

4. Юридические и физические лица:

Классификация субъектов финансово-правовых отношений:

1) в зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:

а) обязательные субъекты - РФ, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов;

б) факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между РФ и ее субъектом);

2) по количеству участников:

а) публичные субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления;

б) частные субъекты - физические и юридические лица.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты. Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер гос принуждения, связанных с защитой прав в области фин отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных фин отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.В Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.Судебный порядок применяется и при защите фин интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб — возмещению. Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит Прокуратуре РФ', которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами финансового контроля, органами налоговой полиции. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.

11. Понятие, значение и виды финансового контроля.

Финансовый контроль – регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.

Виды финансового контроля:

1) контроль законодательных (представительных) органов, которые имеют право на:

а) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

б) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

в) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

г) создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

д) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;

2) контроль исполнительных органов:

а) осуществляемый Министерством финансов РФ внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

б) осуществляемый Федеральным казначейством предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу;

в) осуществляемый главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств – финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Значение финансового контроля - обеспечение законности в финансовых правоотношениях.

12. Формы и методы проведения финансового контроля, их характеристика.

Формы финансового контроля:

1) предварительный - контроль, осуществляемый до проведения финансовой деятельности, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

2) текущий - контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения финансовых мероприятий, например, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3) последующий - контроль, осуществляемый по завершении определенных финансовых действий, по результатам их проведения, например, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении

Методы финансового контроля:

1) наблюдение - направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

3) проверка- метод, в ходе которого используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

4) анализ- метод, который направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

5) ревизия- основной метод, который используется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте:

а) камеральная (документальная);

13. Понятие и виды органов, осуществляющих финансовый контроль, их полномочия.

В ведение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации передан Контрольно-бюджетный коми­тет, созданный ранее при Верховном Совете РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как независимый от Правительства и администрации Президента Российской Федерации орган.

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансово­го контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осу­ществляемых и уже произведенных государственных расходов. Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, что закреплено в их законода­тельстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный кон­трольный орган — Контрольное управление Президента Рос­сийской федерации". Среди его функций — анализ дея­тельности специальных органов контроля и надзора федераль­ных органов исполнительной власти, подразделений Админис­трации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также учреждений и организаций; рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений и организаций. Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.