Земельное право как отрасль российского права шпора

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России. Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок – поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

ЗП – комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются земельные отношения, регулируемые комплексным правовым методом. Основа ЗП – нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права. ЗП – самостоятельная отрасль системы российского законодательства.

собственный предмет правового регулирования;

собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет ЗП – это:

отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.3 ЗК).

Земельное законодательство регулирует не только собственно земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов, в свою очередь, земельные отношения могут регулироваться специальным законодательством об охране окружающей природной среды (например, ЛК РФ).

общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению, отчуждению земельных участков, которые регулируются так же гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ.

Метод правового регулирования ЗП носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные начала, при первенстве последних. Это связано с тем, что в центр внимания законодателя при регулировании использования и охраны земель ставятся интересы населения, гарантом которых выступает публичный субъект – государство.

Методы правового регулирования:

свойственны только государству в лице его органов;

касаются только юридических норм;

обеспечиваются государственным принуждением.

ЗП как комплексная отрасль права и законодательства Конституцией РФ отнесено к предметам совместного ведения РФ и S РФ.

ЗП – научная и учебная дисциплина, отраслевая юридическая наука, то есть научная система взглядов, мнений, концепций, научных учений, основанных на толковании норм земельного права, их взаимозависимости.

Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качестве

отрасли права (отрасли законодательства);

Система земельного права как отрасли права

Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Структурные элементы системы отрасли земельного права:

норма права (материальная или процессуальная);

Предметом отрасли законодательства являются общественные отношения, регулируемые этим законодательством.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы. Правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и

особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть — специальными (осо­бенными).

Понятие земельного права как самостоятельной отрасли права

Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли права отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в современный период в условиях формирования рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ).

Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Земельное право как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения.

Земельное право - отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, защиты прав граждан и юр. лиц на землю и соблюдения установленного правопорядка в области земельных отношений.

Предмет - общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Предмет - две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель.

Земельные отношения регулируются нормами не только земельного права, но и административного, финансового, гражданского права и других отраслей.

Метод - способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений.

Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Метод земельного права – способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. Применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

1. Императивный (метод власти-подчинения) – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений.

Применяется к отношениям, которые складываются в сфере гос. управления землёй (ведение гос. земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для гос. и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

2. Диспозитивный – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Характерны согласования и рекомендации.

Следует отметить широкое применение диспозитивного регулирования земельных отношений. Применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

3. Применение получает также экономическое стимулирование участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в гос. или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека - регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости - собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека: при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы гос. власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов - все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ - изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли - использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории - правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение гос. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются ФЗми.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель - при определении режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Земельное право находится во взаимосвязи с иными отраслями. Кроме конституционного, существует тесная связь земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также экологического и природо-ресурсовых отраслей (водного, лесного, горного).

1. Конституционное право. Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции норм, регулирующих земельные отношения. Наряду со ст. ст. 9 и 72, большое практическое значение представляет ст. 36, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

2. Природо-ресурсовые отрасли права. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природо-ресурсными отраслями законодательства. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные ФЗ. К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

4. Градостроительное право. Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономич. и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

5. Административное право. Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по гос. управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом, в ходе гос. управления земельным фондом, гос. органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида гос. управления (ведение гос. земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).

В статье рассматриваются понятие, предмет, методы и принципы, источники земельного права

Понятие и предмет земельного права

Земельное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях. Земельное право можно рассматривать как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского, административного и экологического права.

Субъекты и объекты земельного права

Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ. Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.

В п.3 ст.5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения: 1) собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); 6) правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Методы и принципы земельного права

Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам. Способ воздействия — это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный. Императивный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Метод земельного права содержится в самой нормативно-правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

Принципы земельного права

Система принципов земельного права: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ): 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

1) международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

2) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

3) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;

5) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

6) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

7) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

Понятие системы земельного права

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

1,Характеристика Земельного права как отрасли права.

а)самостоятельная отрасль права (есть свой особый предмет и метод правового регулирования, особые принципы, собственные источники)

б)комплексная отрасль права

Самостоятельность земельного права как отрасли проявляется в том, что эта отрасль существует отдельно от других отраслей права и имеет собственную сферу правового регулирования, составляющую ее предмет правового регулирования (специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы данной отрасли права), а так же метод правового регулирования и особые принципы.

Наличие особого, специфического предмета и метода правового регулирования является характерным признаком самостоятельности отрасли права.

2.Предмет земельного права.

У каждой отрасли свой особый специфический предмет правового регулирования

Предметом земельного права являются общественные отношения по охране земель (поскольку земля является прежде всего, природным ресурсом и природным объектом) и отношения по поводу использования земель (земельные имущественные общественные отношения, поскольку земля является объектом недвижимости).
3.Методы правового регулирования земельного права.

Т.о. метод правового регулирования – способ воздействия на участников (субъектов) общественных отношений.

В праве существуют 2 базовых метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. В земельном праве оба этих метода сочетаются.

Примеры проявления императивного метода в земельном праве: Примером обязанности совершать определенные действия служат нормы , устанавливающие обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением принадлежностью к той или иной категории земель; своевременно производить платежи за землю; сохранять межевые, геодезические и иные специальные знаки, установленные на земельных участках.

Примером обязанности в виде запрета могут служить следующие обязанности: не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий. (ст.42 ЗК)

ü Диспозитивный метод (гражданско -правовой) – метод дозволения; метод автономии воли субъектов и их равенства. Нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения, самостоятельно устанавливают взаимные права и обязанности.

Например: собственники земельных участков вправе сами определять юридическую судьбу земельного участка, т.е. в праве сами вправе распоряжаться своим земельным участком: продать, подарить, сдать в аренду и прочее.

Сочетание и взаимодействие императивного и диспозитивного методов – специфическая черта земельного права как комплексной отрасли права.

4.Принципы земельного права

Юридическую специфику любой отрасли права отражают не только ее предмет и метод правового регулирования, но и ряд других юридических признаков, в особенности наличие принципов, свойственных данной отрасли права.

Под принципами земельного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих земельные отношения, нормативно руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методу правового регулирования.

Все принципы закреплены в ст. 1 ЗК и условно можно разделить на 4 группы:

§ Социальны (определяют основы регулирования земельные отношений: 1,4,11)

§ Правовые (8,9,10+ абзац 12 статьи 1; определяют экономические основы регулирования земельных отношений.)

§ Экономические (определяют основу регулирования земельных отношений 5,7 принципы).

5.Структура земельного права.

Общая часть ЗП включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общие для всей отрасли значения. Эти правовые институты оказывают решающие влияния на формирование содержания и состава институтов особенной части.

Общая часть состоит из следующих правовых институтов:

ü право собственности на земельные участки

ü права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

ü управление в сфере использования и охраны земель

ü основания возникновения и прекращения прав на земельные участки

ü правовая охрана земель

ü правовое регулирование платы за землю

ü юридическая ответственность

Правовые институты особенной части (со ст.77)подчинены институтам общей части. Критерием выделения правовых институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Т.о. особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, а именно:

ü правовой режим с/х значения

ü правовой режим населенных пунктов

ü правовой режим земель, промышленности, энергетики…и иного специального назначения

ü правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов

ü правовой режим земель лесного, водного фонда

ü правовой режим земель запаса.

Некоторые авторы выделяют и специальную часть (где предусматривается международное правовое регулирование земельных правоотношений).

Система права – правовые нормы, которые в свою очередь объединяются в правовые институты, а в те в подотрасли, а они в подотрасли.

6.Земельное право как отрасль права, как отрасль правовой науки, как учебная дисциплина: соотношение понятий.

Земельное право как:

3)Отрасль права – система правовых норм.

1)Отрасль правовой науки (наука) – система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования земельных отношений, его задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующая эти знания в виде правовых категорий, теорий, идей.

В предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли земельного права, но так, же изучение истории развития земельного права, изучение зарубежного опыта и зарубежной теории правового регулирования земельных отношений, изучение пробелов и противоречий земельного законодательства и формулирование разных точек зрения на тот или иной вопрос, а так же идей, доктрин, теорий.

2) Учебная дисциплина – система научных знаний о земельном праве, как отрасли права. Объем учебной дисциплины зависит от учебной программы конкретного учебного заведения.

| следующая лекция ==>
Санитарное дело периода Хараппской цивилизации | Особенности источников земельного права

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.