Ювенильный ревматоидный артрит у детей диспансерное наблюдение

Ведение больных ювенильным ревматоидным артритом в амбулаторно-поликлинических условиях должен осуществлять детский ревматолог или педиатр, прошедший цикл тематического усовершенствования по детской ревматологии, с учетом рекомендаций специализированного ревматологического отделения.

Госпитализация показана всем детям с впервые установленным диагнозом для его подтверждения и выработки тактики терапии.

В дальнейшем детям с системными вариантами ЮРА госпитализация необходима не менее 3 раз в год для полного обследования и при необходимости смены терапии. Госпитализация обязательна в случае обострения системных проявлений. Детей с олиго- и полиартикулярным ЮРА госпитализируют не реже 1 раза в год, а также при обострении заболевания, которое не удается купировать в амбулаторных условиях.

Физикальное обследование всем больным с поражением суставов проводят 1 раз в месяц.

При лечении иммуносупрессантами 1 раз в 2 недели делают клинический (содержание эритроцитов, гемоглобина, тромбоцитов, лейкоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ) и биохимический (общий белок, белковые фракции, концентрация мочевины, креатинина, билирубина, калия, натрия, ионизированного кальция, трансаминаз, щелочной фосфатазы) анализы крови. При снижении содержания лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов ниже нижней границы нормы и повышении концентрации мочевины, креатинина, трансаминаз, билирубина выше верхней границы нормы иммунодепрессанты отменяют на 5-7 дней; после контрольного анализа крови при нормализации показателей прием препарата возобновляют.

Анализ иммунологических показателей (концентрация IgA, IgM, IgG, С-реактивный белок, ревматоидный фактор, антинуклеарный фактор) проводят 1 раз в 3 месяца.

Всем больным делают электрокардиографию 1 раз в 3 месяца.

УЗИ органов брюшной полости, сердца, почек, рентгенографию органов грудной клетки, пораженных суставов (при необходимости позвоночника, крестцово-подвздошных сочленений) проводят 1 раз в 6 месяцев. При обострении системных проявлений УЗИ внутренних органов и рентгенографию органов грудной клетки, ЭКГ и обследование другими инструментальными методами (КТ, МРТ) проводят по показаниям.

Больным, получающим НПВП и глюкокортикоиды, для исключения эрозивных, язвенных процессов и гастропатий 1раз в 6 месяцев проводят ЭФГДС с биопсией слизистой оболочки желудка и последующим тестированием на H.pylori и морфологическим исследованием.

Консультацию офтальмолога с осмотром с помощью щелевой лампы назначают всем больным с поражением суставов 1 раз в 3 месяца.

Всем детям с ЮРА оформляют инвалидность. Больным с системными вариантами ЮРА показано обучение на дому для исключения контактов с инфекциями, которые могут спровоцировать обострение системных проявлений. Детям с полиартритом и олигоартритом обучение на дому показано в периоды обострения. Во время посещения школы запрещают занятия физкультурой в общей группе. Необходимы занятия лечебной физкультурой.

Противопоказаны профилактические прививки, введение γ-глобулинов. Детям, получающим комбинированную иммуносупрессивную терапию, а также инфликсимаб - реакцию Манту и рентгенографию органов грудной клетки проводят каждые 6 месяцев.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ЮВЕНИЛЬНЫМИ ХРОНИЧЕСКИМИ АРТРИТАМИ


В Северном государственном медицинском университете, Северном детском кардиоревматологическом центре города Архангельска под руководством Макаровой Валерии Ивановны, д.м.н., профессора, зав.кафедрой пропедевтики детских болезней СГМУ, главного детского кардиолога и ревматолога г.Архангельска были разработаны методические рекомендации по реабилитации детей, больных ювенильными хроническими артритами.

Психологическое изучение личностных особенностей детей, страдающих ЮРА, позволяет раскрыть их внутренние переживания, установить контакт между ребенком, его семьей и врачом, без чего невозможно эффективное лечение, а также позволяет использовать в комплексной терапии психологические методы реабилитации.

Реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

В соответствии с классификацией ВОЗ реабилитация инвалидов включает в себя:

- медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной

терапии, реконструктивной хирургии, протезирования;

- профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной

ориентации, профессионального образования, трудоустройства и

- социальную реабилитацию, которая состоит из социально-средовой и

В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют важное значение при осуществлении как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации.

Цель психологической реабилитации - улучшить качество жизни ребенка, оказать общую психологическую помощь в процессе адаптации к своей болезни, эмоциональную поддержку. Установить психологический контакт с пациентом и его родителями.

- Снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, достичь состояния

релаксации и душевного комфорта.

- Активизировать различные функции ЦНС за счет создания обогащенной

- Стимулировать ослабленные сенсорные функции (в частности, орган

- Создать положительный эмоциональный фон, повысить мотивацию к

проведению других лечебных процедур

Методы психологической коррекции больных детей:

- семейное консультирование и др.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

На современном этапе развития в мировую клиническую практику реабилитационной терапии все шире внедряется концепция сенсорной стимуляции с использованием возможностей сенсорной комнаты. Занятия проводит психолог индивидуально с каждым ребенком в течение 5 дней. При необходимости количество занятий можно увеличить. Продолжительность одного занятия - 1 час.

1 этап - психологическое тестирование родителей детей-инвалидов, выявление существующих семейных проблем;

2 этап - индивидуальные занятия с родителями, направленные на релаксацию, открытие мира безмятежности, спокойствия и тишины;

3 этап - совместные занятия родителей с детьми для установления гармонии в семейных отношениях.

После занятий в сенсорной комнате у 92% детей отмечено улучшение эмоционального состояния, у 50% - снижение уровня тревожности, у 46% - повышение уровня самооценки. У детей появилась уверенность в себе. Методическая разработка для занятий с детьми, страдающими

хроническими артритами в сенсорной комнате.

Занятие № 1. Знакомство с сенсорной комнатой.

Мотивация: Создание психологически и физически комфортных условий позволяет ребенку “отвлечься” от болезни, установить доверительные отношения с врачом, приобрести положительный настрой на дальнейшие занятия.

Цель занятия: Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, установление контакта с ребенком, возбуждение интереса, стимуляция подвижности и исследовательского подхода у ребенка

Используемые пособия: музыкальный центр, аудиокассеты (компакт-диски), вращающийся зеркальный шар, “сухой бассейн”, световая трубка с пузырьками, ветряные колокольчики.

Алгоритм проведения занятия:

Введение в Сенсорную комнату - 20 минут.

Мягкий свет, сверкающие разноцветные огоньки на стенах и потолке словно звездочки, загадочные пузырьки и плавающие рыбки, а также тихая и гармоничная мелодия вводит ребенка в мир фантазий и сказки. В ходе занятия создается атмосфера спокойствия и волшебства, где ребенок может всё: или стать одним из сказочных персонажей, или побывать в космическом пространстве и поймать звездочку на ладошку.

2. Достижение состояния расслабления - 15 минут.

Полное ощущение расслабления создает “сухой” бассейн, “окунувшись” в который, дети ощущают состояние невесомости. Ребенок, лежа в бассейне, может принять комфортную позу и расслабиться, при этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими сухой бассейн, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Легкая успокаивающая музыка создает у детей атмосферу безопасности и спокойствия.

3. Активационное воздействие - 20 минут.

Для усиления активационного воздействия, кроме светооптических эффектов, используются ветряные колокольчики. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий - приближение, прикосновение, раскачивание, создание собственных мелодий, и - продолжение сказки. Это поддерживает радостную атмосферу праздника.

4. Завершение занятия - 5 минут.

Обсуждение с ребенком полученных впечатлений.

Занятие № 2. “Прогулка по лесу” / “Таинственный сад”.

Мотивация: Боли, ограничение подвижности, ранняя инвалидизация - всё это приводит к тому, что дети с хроническими артритами часто игнорируют настоящее и живут только в двух временах: прошлом, которое было более благоприятно, и будущем, нередко перенося туда свои опасения и тревоги. Осознание себя в настоящем, “здесь и сейчас” позволяет ребенку ощущать положительные моменты и в настоящем времени.

Цель занятия: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения, а также формирование положительных зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и тактильно-кинестетических образов.

Используемые пособия: музыкальный центр, аудиокассеты (компакт-диски) с музыкой природы, проектор светоэффектов PSYCO LIGHT, световая трубка с пузырьками.

Алгоритм проведения занятия:

1. Вводная часть - 10 минут.

Подготовка к медитативной сказке. Для того чтобы создать такую сказку, ребенку необходимо вспомнить ситуацию, когда он чувствовал себя счастливым, спокойным и радостным. Когда внутри него царила гармония. Далее формируются положительные образы по всем пяти модальностям (зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым и тактильно-кинестетическим).

2. Создание медитативной сказки - 40 минут.

Пример одной из сказок: представь себе, как на рассвете, пока все ещё спят, ты заходишь в пробудившийся ото сна лес. На листьях деревьев, под солнечными лучами, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают капельки прошедшего ночью дождя. Ты вдыхаешь свежий утренний воздух, шелковая трава нежно щекочет твои ноги, ветви деревьев приветствуют тебя своим тихим шелестом. Поют птицы. На залитой солнцем поляне, краснеет земляника. Ты срываешь сочные спелые яблоки и ощущаешь во рту их сладость. Из-под куста выглядывает ежик. Он касается своим влажным носом твоей руки и убегает. А ты идешь дальше. Выйдя из леса, видишь огромное прозрачное озеро. Ложишься на песчаный берег и смотришь в чистое небо. Шум волн действует успокаивающе. На голубом фоне - перистые облака, похожие на барашков. Тебе легко и спокойно.

А вот пролетает стая птиц. Ты наблюдаешь за их полетом и медленно и плавно сам отрываешься от земли, поднимаешься над озером и летишь, словно птица, переставая ощущать свое тело. Оно такое легкое, как облака, которыми ты недавно любовался. Движения твои легки и свободны. Ты паришь и наблюдаешь необыкновенную красоту, которую невозможно увидеть с земли. Сквозь кристальную гладь озера виден волнистый песок с гладкими камешками и ракушками. Ты испытываешь необъяснимое чувство, которое делает тебя богаче, начинаются открываться новые ощущения, от которых становится легко и хорошо.

Всё, что тревожило тебя раньше уходит, уступая место теплу и доброте солнечного утра.

Ты опускаешься на волну, и она покачивает тебя будто бумажный кораблик. Облака, птицы, солнечные лучи - все улыбаются вокруг, даря эти улыбки тебе. Ты плывешь к берегу, поднимаешь со дна камешек на память о том мире, в котором сейчас находишься, мире тепла, доброты и любви. Возьми его с собой и вместе с этим камешком с тобой всегда будет то, что ты увидел и почувствовал.

3. Завершение занятия - 10 минут. Постепенный выход из состояния медитации.

Занятие № 3. “Создание различных настроений”.

Мотивация: По результатам психологических исследований дети с хроническими артритами, особенно при увеличении длительности и тяжести заболевания, становятся менее общительными, замкнутыми, стремятся оградить свой внутренний мир.

Цель занятия: Помочь ребенку раскрыть и выразить чувства, эмоции, которые он испытывает, подчеркнуть в нем индивидуальность, создать веру в себя, повысить самооценку. Развитие двигательных функций.

Используемые пособия: музыкальный центр, аудиокассеты (компакт-диски), краски, кисточки, бумага, “сухой” бассейн, проектор светоэффектов PSYCO LIGHT.

Алгоритм проведения занятия:

1. Отображение своего состояния (настроения) на бумаге - 20 минут.

Ребенку дается лист бумаги (размер он выбирает сам), краски и кисточки, с помощью которых он должен попытаться выразить свои внутренние ощущения, переживания или просто настроение на бумаге.

Рисунок анализируется по размерам выбранного листа бумаги, изображению, цветовой гамме.

2. Создание положительного настроения с помощью активных игр в “сухом” бассейне - 20 минут.

Примеры игр в бассейне: к шарикам заранее прикрепляются буквы, составляющие имя ребенка (или цифры от 1 до 10), затем их перемешивают среди других шариков. Задача ребенка найти шарики с буквами и составить свое имя, или найти все цифры. Такие игры стимулируют активность ребенка, его подвижность, улучшают настроение и разрабатывают движения в суставах.

3. Закрепляющая часть - 20 минут.

Использование световых эффектов проектора в сочетании с легкой гармоничной музыкой создают атмосферу спокойствия и закрепляют полученные впечатления и хорошее настроение. Простые изменяющиеся цвета, приобретающие различные очертания не требуют значительного интеллектуального напряжения. Это позволяет ребенку полностью расслабиться, отдохнуть, и, по возможности, переносить это состояние в повседневную жизнь.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в этой части занятия возможно использование не только релаксационно-закрепляющего блока, но и активационного, с помощью создания театра “теней” на фоне светоэффектов проектора. Театр “теней” также позволяет ребенку проявить свою индивидуальность и выразить свои чувства.

Занятие № 4. “Морское путешествие”.

Мотивация: Дети с хроническими артритами испытывают эмоциональную депривацию, трудности в общении с другими детьми, замыкаются на болезни.

Цель занятия: Снятие психо-эмоционального напряжения, раскрытие индивидуальных способностей ребенка, формирование положительных зрительных, слуховых, обонятельных и тактильно-кинестетических образов (восприятие окружающего мира через слух, зрение, обоняние).

Используемые пособия: музыкальный центр, аудиокассеты (компакт-диски) с музыкой морского прибоя, проектор светоэффектов PSYCO LIGHT, световая трубка с пузырьками.

Алгоритм проведения занятия:

1. Вводная часть - 10 минут. Подготовка к медитативной сказке.

Создание сказки - 40 минут.

Фрагмент одной из сказок: …Представь, как ты идешь по берегу тихого, спокойного и теплого моря. Доносится легкий морской ветерок. Над тобой - высокое, чистое, голубое небо. Сквозь кристально чистую гладь виден волнистый песок с гладкими камешками и ракушками. Из под них высовывается маленький рачок. Появляется стайка маленьких, пестрых рыбок, которые весело плавают. На дне моря идет своя привычная жизнь. Но вот ты поднимаешься на белое облачко. Оно очень мягкое, нежное и слегка покачивает тебя. На небе зажигается много звездочек. Они напевают твои любимые мелодии и своим сиянием освещают голубое прозрачное море…

3. Завершение занятия - 10 минут. Постепенный выход из состояния медитации.

При индивидуальном подходе к ребенку возможно замещение релаксационного блока занятия на активационный, когда ему предлагается самому создать свою сказку или изобразить воображаемые сюжеты красками на листе бумаги (сочетание приемов арт-терапии и терапии творческого самовыражения).

Занятие № 5. “Небесные фантазии”.

Мотивация: Создание психологически и физически комфортных условий позволяет ребенку "отвлечься" от болезни, обрести новое восприятие окружающего мира.

Цель занятия: Достижение состояния релаксации и душевного равновесия, закрепление положительного эмоционального фона, развитие двигательных функций.

Используемые пособия: музыкальный центр, аудиокассеты (компакт-диски), проектор светоэффектов PSYCO LIGHT, "сухой" бассейн.

Алгоритм проведения занятия:

1. Достижение состояния расслабления - 30 минут.

Полное ощущение расслабления создает "сухой" бассейн, "окунувшись" в который, дети ощущают состояние невесомости. Ребенок, лежа в бассейне, может принять комфортную позу и расслабиться, при этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими сухой бассейн, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Легкая успокаивающая музыка и медленно проплывающие по стенам облака создают у детей атмосферу безопасности и спокойствия. В это время проводится индивидуальная психокоррекционная работа с ребенком, направленная на закрепление достигнутого в ходе занятий положительного эмоционального фона.

2. Активные игры в бассейне с шариками - 30 минут.

В формировании ЮРА большую значимость имеет психологическое стрессирование в сфере семейных взаимоотношений. Хроническая болезнь накладывает серьезный отпечаток на психику ребенка, что обосновывает необходимость психологической реабилитации больного ребенка с целью восстановления его как полноценного члена общества.

Обучение больного

Больной и его родители должны знать об основных клинических признаках, характере заболевания, факторах, провоцирующих обострение. Их необходимо детально информировать о достоинствах и побочных эффектах лекарственных средств, необходимости регулярного приема препаратов. Следует инструктировать больных о важности тщательного регулярного мониторинга проводимой терапии. При появлении побочных эффектов пациент должен знать о последовательности своих действий (прекращение приема лекарства и обращение к врачу). Необходимо обучение пациентов и их родителей упражнениям лечебной физкультуры.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 748 ;

Ювенильный ревматоидный артрит является заболеванием, связанным с нарушением в иммунной системе, и характеризуется обязательным наличием аутоиммунного процесса. Болезнь носит системный характер, имеет склонность к появлению частых рецидивов и прогрессированию. Патология развивается у детей, иногда и подростков, в тяжелых случаях приводит к стойким нарушениям функций опорно-двигательного аппарата и к получению инвалидности.

  • 1. Причины заболевания
  • 2. Механизм развития
  • 3. Классификация
  • 4. Симптомы заболевания
    • 4.1. Признаки суставно-висцеральной формы
    • 4.2. Болезнь Стилла
    • 4.3. Субсепсис Висслера — Фанкони


    Строение коленного сустава

    Ювенильный ревматоидный артрит развивается вследствие выработки в организме ребенка антител к собственным иммуноглобулинам. Образованные в результате патологической реакции иммунные комплексы повреждают хрящевую и суставную ткань. Это приводит к формированию воспалительных реакций в суставах, а в дальнейшем - к их деформации. Кроме того, часто развиваются повреждения внутренних органов.

    Наибольший пик заболеваемости ювенильным ревматоидным артритом (ЮРА) приходится на возраст 2–3 лет. Единой причины возникновения сбоев в иммунной системе не выявлено. Считается, что некоторую роль в этиологии играют:

    • наследственность;
    • физические факторы внешней среды (радиационное излучение и др.);
    • перенесенные вирусные и бактериальные инфекции;
    • необоснованный прием лекарственных препаратов;
    • введение белковых веществ (плазма, вакцины, сыворотки).

    В большинстве случаев причиной заболевания одновременно становятся несколько перечисленных факторов. Особую роль в этиологии занимает вирус Эпштейна - Барра: он имеет свойство нарушать синтез иммуноглобулинов и располагается в В-лимфоцитах. Но достоверных данных о его причастности к возникновению ЮРА недостаточно.



    Механизм развития ЮРА

    Ювенильный ревматоидный артрит имеет довольно сложный механизм развития. В упрощенном варианте он выглядит следующим образом. Неизвестный этиологический агент оказывает свое негативное действие на организм в двух направлениях:

    • Локализуясь в синовиальной оболочке сустава, вызывает структурные изменения IgG, которые приобретают агрессивные свойства к собственным тканям. Происходит возникновение местной воспалительной реакции.
    • Причинный фактор, попадая в организм, запускает каскад иммунологических реакций. Происходит усиление образования В-лимфоцитов, и они начинают вырабатывать антитела к измененным IgG. Присоединение антитела к иммуноглобулину сопровождается образованием иммунного комплекса, который, в свою очередь, запускает систему комплемента. Эта специфическая система способствует привлечению в место воспаления других клеточных элементов крови — нейтрофилов, макрофагов, лимфоцитов. Анкилоз коленного сустава Все клеточные элементы, пришедшие в очаг поражения, являются высокоактивными. Они выполняют защитную функцию в организме, и их действие направлено на уничтожение микроорганизмов, вирусов, грибов и других инфекционных агентов. Но в этом случае все свои силы они направляют не на чужеродные вещества, а на собственные ткани, и происходит поражение сустава с последующим разрушением его суставных поверхностей. Кроме того, избыток клеточных элементов в синовиальной оболочке сустава приводит к формированию грануляционной ткани (особый вид, образующийся в местах хронического воспаления и глубоких внешних повреждениях - ранах, порезах) - так называемый паннус. Чем сильнее разрушается хрящевая и костная ткань, тем больше она замещается паннусом. В конце концов он соединяет две суставные поверхности, и формируется неподвижное сочленение двух костей — анкилоз.


    Ювенильный ревматоидный артрит в связи со сложным механизмом и системным течением имеет классификацию, которая основана на совокупности различных параметров, учитывающих клинико-анатомическую характеристику, течение, нарушение функциональной способности и степени болезни.

    В зависимости от системности поражений выделяют следующие клинические формы ЮРА:

    • Ювенильный ревматоидный артрит с преимущественно суставным поражением, который бывает поли-, олиго- и моноартритическим.
    • Суставно-висцеральная форма. Она разделяется на ЮРА с ограниченным висцеритом (в патологический процесс вовлекаются почки, сердце, легкие, печень, селезенка и др.), болезнь Стилла, субсепсис Висслера - Фанкони.
    • Ревматоидный артрит в сочетании с ревматизмом или с другими диффузными заболеваниями соединительной ткани.

    По степени активности процесса выделяют:

    • Низкую или первую степень заболевания.
    • Среднюю (вторую).
    • Высокую (третью степень).

    По течению заболевания различают:

    • Быстропрогрессирующую форму.
    • Медленно прогрессирующую.
    • Без заметного прогрессирования.

    В зависимости от нарушения функциональных способностей пациентов выделяют 3 вида:

    1. Функциональное состояние суставов сохранено.

    2. Функциональность нарушена и связана с опорно-двигательным аппаратом. Здесь выделяют три подгруппы:

    • способность к самообслуживанию у больных сохранена;
    • частично утрачена;
    • полностью отсутствует.

    3. Имеется нарушение функционального состояния в связи с поражением глаз или внутренних органов.



    Ювенильный ревматоидный артрит

    Ювенильный ревматоидный артрит характеризуется поражением суставов и реже - внутренних органов. В патологический процесс в основном вовлекаются один или несколько суставов. Около 2/3 пациентов заболевают в возрасте 2-3 лет, чаще всего болезнь принимает подострое течение.

    Первыми симптомами, которые замечают родители, являются нарушение функции сустава и реже - изменение его конфигурации. Дети предъявляют жалобы на появление чувства скованности по утрам в пораженном суставе, которое проходит к обеду или вечеру. Именно эти причины заставляют обратиться за помощью к врачу. Важно не пропустить их на начальном этапе, чтобы процесс не затянулся и не привел к деструкции и анкилозу.

    Чаще всего поражаются коленные, на втором месте - голеностопные, а еще реже - тазобедренный, лучезапястный и мелкие суставы кистей и стоп. Появляется припухлость, покраснение и боль при движении, кожа над воспаленным местом становится горячей на ощупь, нарушается нормальный характер движений в суставе. Кроме локальных изменений повышается температура тела, увеличиваются лимфатические узлы.

    Если заболевание развивается у малышей до двух лет, то они перестают ходить, а у более старших детей начинаются изменения походки. Не вовремя начатое лечение приводит к отставанию в росте пораженной конечности, и у детей развивается хромота, так как здоровая нога будет длиннее.

    Острое начало заболевания наиболее характерно для полиартритического варианта болезни, когда поражается множество суставов - как крупных, так и мелких. Детей беспокоит сильная боль, припухлость, нарушение функции и конфигурации суставов. Также выражены признаки общей интоксикации — повышается температура тела до 39–40 градусов, отмечаются головная боль, слабость, недомогание, озноб, головокружение. При этой форме болезни воспалительные явления настолько выражены и так быстро прогрессируют, что у многих пациентов развиваются анкилозы. Полиартритический вариант наиболее характерен для детей школьного и подросткового возраста, имеет более неблагоприятное течение и часто приводит к поражению внутренних органов.


    Иридоциклит при ЮРА

    Поражение одного или нескольких суставов при ювенильном ревматоидном артрите считается относительно благоприятным, так как у большей части детей прогрессирование заболевания не наступает. Но имеются случаи, когда патологический процесс переходит на более мелкие суставы, внутренние органы и глаза, т. е. происходит генерализация болезни. Такие формы заболевания являются инвалидизирующими.

    Вовлечение в патологический процесс глаз в клинике проявляется иридоциклитом: происходит поражение радужной оболочки и цилиарного тела глазного яблока. Дети жалуются на снижение зрения и ощущение песка в глазах.

    Если это маленький ребенок, заметить изменение остроты зрения довольно сложно, так как он просто не сможет объяснить свои жалобы. Важным является проведение профилактических осмотров у офтальмолога детей с диагнозом ЮРА: об этом должны помнить не только врачи, но и родители.

    При длительном течении иридоциклита родители могут заметить изменение формы зрачка. Это происходит за счет образования спаек в глазном яблоке, которые не дают нормально сокращаться мышцам, отвечающим за движение зрачка. При длительном и прогрессирующем течении болезни может наступить полная слепота.

    Если имеются только поражения глаз и суставов, такая форма заболевания относится к суставной форме ЮРА. Но чаще всего при вовлечении в патологический процесс глаз имеются повреждения и других внутренних органов. Чаще всего поражаются почки, сердце, печень, селезенка, легкие. В этих органах происходит образование воспалительных процессов и значительно нарушаются их функции, а в тяжелых случаях наступает полиорганная недостаточность. Такая форма ювенильного ревматоидного артрита называется суставно-висцеральной с ограниченными висцеритами.


    Деформация пальцев кисти при ЮРА

    Синдром или болезнь Стилла является тяжелым вариантом течения болезни. Начинается остро, с ярких клинических проявлений:

    • Температура тела повышается до 40 градусов.
    • Увеличиваются лимфатические узлы.
    • Появляется гепатоспленомегалия.
    • Поражаются почки и развивается гломерулонефрит.
    • Развивается пневмония с поражением интерстициальной ткани.
    • Поражается сердце (миокардит).
    • Появляется аллергическая сыпь (необязательный признак).

    При вовремя начатом лечении общие проявления болезни исчезают, и остаются только суставные симптомы, которые плохо поддаются терапии и приводят к быстрой деструкции и нарушению функции суставов. Серьезным осложнением болезни Стилла является развитие амилоидоза — хронического аутоиммунного заболевания, при котором во внутренних органах откладывается патологический белок, приводя к их функциональной недостаточности.


    Субсепсис Висслера - Фанкони

    Особой формой ювенильного ревматоидного артрита является субсепсис Висслера - Фанкони. Для этого заболевания характерно появление высокой температура тела, сыпи и боли в суставах, также часто поражаются внутренние органы. Примечательно, что на фоне серьезных нарушений в организме дети чувствуют себя нормально: их не беспокоит слабость, недомогание, головная боль и другие симптомы интоксикации.

    Обязательным признаком является сыпь различной формы, не имеющая типичной локализации. Она может появляться только в области сустава или же распространяться на всю конечность или тело. Из внутренних органов чаще всего поражается сердце, развивается миокардит или миоперикардит. В большем количестве случаев недуг заканчивается полным выздоровлением. Но иногда исчезают общие симптомы, процесс приобретает местный характер, и заболевание начинает принимать типичную картину полиартритического варианта ювенильного ревматоидного артрита.

    Диагностика ювенильного ревматоидного артрита складывается из совокупности характерных проявлений болезни и наличия повреждений суставов; клинических, лабораторных исследований и рентгенографии.

    На рентгенограмме будут видны изменения формы и конфигурации суставных поверхностей, а также признаки остеопороза, сужение суставных щелей и нарушение роста костей.

    В крови выявляют повышенный лейкоцитоз и скорость оседания эритроцитов, при серопозитивном варианте болезни - ревматоидный фактор.

    Характерные симптомы ЮРА, важные для диагностики:

    • артрит на протяжении 3 месяцев и больше;
    • симметричность поражений мелких суставов при полиартритическом варианте заболевания;
    • появление мышечной атрофии возле больного сустава;
    • снижение остроты зрения и нарушение формы зрачка;
    • образование ревматоидных узелков (паннуса) вокруг пораженного места;
    • скопление жидкости в синовиальной оболочке и увеличение размера суставов.

    Основной задачей терапии ювенильного ревматоидного артрита является уменьшение активности и прогрессирования заболевания, а также реабилитация и восстановление нарушенных функций опорно-двигательного аппарата. Лечение должно быть комплексным и складываться из нескольких направлений — использование медикаментозных средств, лечебной физкультуры, физиотерапии и санаторно-курортных мероприятий.

    Из медикаментов в первую очередь используют противовоспалительные препараты.

    • Первая группа включает нестероидные противовоспалительные лекарства, которые предназначены для быстрой ликвидации боли, отечности и покраснения. Для этой цели детям назначают ацетилсалициловую кислоту, Индометацин, Вольтарен, Напроксен. Их дозы рассчитываются в соответствии с возрастом и весом ребенка.
    • Другая группа препаратов используется для базисного лечения и имеет медленный эффект. Средства из этих групп влияют на иммунные процессы, уменьшая активность агрессивного влияния иммунитета на организм. Они обладают свойством замедлять разрушение хрящевой ткани суставов, уменьшают клинические и лабораторные признаки проявления болезни. Для базисного лечения используют следующие препараты — Делагил, Плаквенил, препараты золота (Санокризил, Кризанол, Миокризин). С этой же целью используют иммунодепрессанты и цитостатики. Чаще всего из последних назначают такой препарат, как Лейкеран - он замедляет активность и прогрессирование болезни путем угнетения размножения иммунных клеток.
    • В качестве противовоспалительного и иммуносупрессивного действия используют глюкокортикостероиды. Применение этих средств у детей должно быть ограничено. Они показаны только при генерализации процесса или при суставно-висцеральной форме ювенильного ревматоидного артрита. Из кортикостероидов чаще всего назначают Преднизолон в дозе 1 мг на килограмм массы тела в сутки.

    В качестве лечения используют и местное воздействие на пораженную поверхность сустава - назначают компрессы с Димексидом. Его разводят с дистиллированной или кипяченой водой в пропорции один к двум (на 10 мл Димексида 20 мл воды). Компресс наносят на поврежденный сустав и держат в течение 30–60 минут, повторяют процедуру 2 раза в день. Использование таких аппликаций позволяет уменьшить воспаление, отек и болевые ощущения, а для улучшения обезболивающего действия в раствор добавляют анальгин, новокаин или индометациновую мазь (наносят перед наложением компресса). Кроме наружного местного лечения применяют внутрисуставные инъекции кортикостероидов. Вводят такие препараты, как Кеналог, Метипред или Гидрокортизон.

    Лечить ювенильный ревматоидный артрит нужно комплексно, поэтому к лекарственному воздействию добавляют физиотерапевтические методы. Высокую эффективность имеют следующие разновидности физиолечения:

    • бальнеотерапия;
    • грязелечение;
    • иглорефлексотерапия;
    • массаж;
    • магнитотерапия;
    • электрофорез.

    Назначать и контролировать проведение этих процедур должен лечащий врач совместно с физиотерапевтом.

    Для восстановления функциональной активности суставов проводят комплексы лечебной физкультуры. Виды упражнений будут отличаться для каждого сустава, а интенсивность движений зависит от степени повреждения и потери функции. Идеальным вариантом будет проведение санаторно-курортного лечения, где ребенку смогут провести полный курс реабилитации и физиотерапии.

    Главной рекомендацией для родителей будет наблюдение за состоянием ребенка, а при первых жалобах на скованность или нарушение функции суставов необходимо немедленно обратиться за помощью к врачу.

    Чем раньше будет начато лечение, тем благоприятнее прогноз на будущее ребенка. Современные методы позволяют приостановить заболевание, а при легких вариантах возможно и полное выздоровление. Дети с ЮРА должны длительное время находиться на диспансерном наблюдении у ревматолога и периодически проходить курс поддерживающей терапии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.