Вокальная опора упражнения мышц для входа и выдоха


Пожалуй, самая главная тема без которой не обойтись. Что же такое опора дыхания и почему без нее никак не обойтись?

"Опорой дыхания называется положение активизированной работы мышц брюшного пресса и сознательного сохранения вдыхательной установки (ощущения того, что вдох ещё продолжается, или что он сейчас наступит) во время пения.

Наличие опоры дыхания - обязательное условие для возникновения всех необходимых вокальных качеств, т.е.: звонкости, округлости, устойчивого вибрато.

Опора дыхания обеспечивает ровный, без непроизвольных перерывов, звук, независимый от его высоты, перехода в другой регистр, изменения тембра, изменения громкости, характера атаки, а также движения на сцене во время пения.

Опора дыхания связана с:

а) правильной осанкой;

б) ощущением напряжения мышц брюшного пресса;

в) ощущением свободы в области ротоглоточной полости;

г) ощущением свободы в области грудной клетки;

д) ощущением грудного резонирования во время звучания в нижнем регистре.

Таким образом, суммируя всё вышесказанное:

Опора дыхания - это такое состояние, когда всё тело раскрепощено, кроме брюшного пресса, который не просто сжимается, чтобы выпускать воздух, но обеспечивает этот выдох максимально равномерным, несмотря на множественные препятствия, мешающие этой равномерности во время пения."

Не зависимо от того каким вокалом вы владеете,будь традиционным или экстрим, опора дыхания нужна обязательно. У новичков это проблема №1, потому что на нее не обращают внимание и пытаются больше значения придать самой технике, хотя техника без правильной подачи звучит убого и серо.

Для придания красок вашему вокалу - будем опору эту ставить и развивать. Для этого через день надо выполнять следующие упражнения и не забивать на всё))) Ниже представлены видео-материалы по поводу развития опоры:начиная с упражнений на нижние мышцы пресса и заканчивая дыхательными.


Дыхательные упражнения, которые будут полезны всем вокалистам без исключения.

Упражнения для развития опоры дыхания.

Упражнение 1. Тренировка длинного плотного выдоха.

Задача упражнения: формируя гласные на правильной форме зевка, добиваться плавного перехода их в долгий согласный "м-м" той же громкости и высоты. Причём звук должен быть не столько громким, сколько плотным, уверенным. (Это и есть состояние опоры дыхания.)

Итак, после выдоха "пфф", паузы и вдоха проговаривай следующие слоги: "буу-мм + боо-мм + баа-мм + бээ-мм + быы-мм" ("+" обозначает паузу и вдох). Гласные и согласный "м" должны быть достаточно продолжительными, но не до полного истощения дыхания.
После нескольких десятков тренировок замените первый звук "б" на "ж", а потом на "з".

Упражнение 2. Упругий выдох на согласных "п-т-к".

Упругое произношение этих согласных достигается за счёт напряжения диафрагмы. Все звуки произносятся посредством короткого и сильного толчка воздушной струи.

Пфф - пауза - вдох - п-т-к - пауза - п-т-к … пауза - вдох - п-т-к и т.д.

Особенно важно произнести правильно первый звук "п". На нём воздух выталкивается через плотно, упруго подвёрнутые губы с резким их размыканием и расслаблением. Не спеши присоединять последующие согласные, чтобы не было "пы - ты - кы", делай это упражнение аккуратно.

Упражнение 3. Тренировка задержки дыхания.

Выдохни "пфф", сделай паузу, вдох и задержите дыхание на 5-10 сек. Затем следует плавный выдох, пауза и вдох. От занятия к занятию постепенно увеличивай время задержки, но так, чтобы не было после неё укороченного выдоха, паузы и вдоха. После того, как ты научишься легко задерживать дыхание до 25-30 сек, переходи к следующему упражнению.

Упражнение 4. Тренировка опоры дыхания на "пфф".

В этом упражнении воздух выпускается не ровно, а толчками. Сделай вдох (после обычного "пфф" и паузы). Теперь сделай короткий выдох "пфф", небольшую паузу, снова "пфф", ещё паузу и так несколько раз, но не до полного выдоха. Потом следует пауза, вдох.
Повтори упражнение несколько раз.

Прежде чем переходить к следующему упражнению запомни правильную позицию для произнесения звука "ч". Они полностью аналогичны позициям звука "ж": зубы сжаты, губы раскрыты широкой трубочкой.

На выдохе произнеси слоги "бууччччч" - пауза, возврат дыхания - "вууччччч" - пауза, возврат дыхания - и далее с начальными звуками "г", "з", "ж". Во время произношения слогов не допускай ни на секунду расслабления брюшного пресса. Ты должен чувствовать, как живот постоянно втягивается внутрь и немного вверх. Постепенно увеличивай частоту и длину ряда "ч". А когда в достаточной мере овладеешь этим упражнением, попробуй на одном дыхании произносить несколько слогов "буучччч-вуучччч" и т.д.с количеством "ч" от 10 и более.

Сохраняя подобранность брюшного пресса на протяжении всего выдоха, произноси звукосочетание "бутотатэти", после паузы и вдоха поменяй первый звук на "в". Это упражнение активизирует мышцы рта, на опоре дыхания. Сохраняй правильную форму зевка.

Это упражнение также хорошо тренирует мышцы губ и опору дыхания. Произноси на выдохе слог "бубдл" или "вубдл" и т.д. с другой начальной согласной. При этом очень важно, чтобы в сочетании "бдл" не было никаких дополнительных гласных.


Методический доклад на тему: Развитие певческого дыхания с помощью упражнений, распевок.

Существуют правила дыхания и пения на опоре:

Во время пения, где нет пауз, дышать только ртом. На больших паузах – вдох можно делать через нос;

Рассчитывать дыхание так, чтобы хватило на фразу;

Отключать опору только после снятия звука;

Всегда чувствовать опору больше, чем силу звука;

Пополнять дыхание только после окончания музыкальной фразы.

Вся работа по постановке исполнительского вокального дыхания скрыта от взора преподавателя, поэтому методика контроля над прохождением этого процесса базируется на визуальных наблюдениях работы аппарата и субъективных ощущениях преподавателя, который ладонями рук контролирует работу элементов исполнительского дыхания, проходящую в различных участках живота, диафрагмы и грудной клетки.

Понятие опоры связано с дыханием. Именно дыхание обеспечивает опору звука. Существует несколько типов дыхания: брюшное, грудное, верхнее ключичное, грудо-брюшное или косто-абдоминальное . Грудо-брюшное дыхание характеризуется наиболее равномерной и полной загрузкой всех мышц, участвующих в работе дыхательного аппарата. Этот тип дыхания включает и объединяет грудное и брюшное дыхание.



На практике грудо-брюшной тип является наиболее употребляемым. Учащийся, освоивший этот тип дыхания, не будет подвержен явлениям одышки и голосовой усталости. В постановке голоса главенствующее место имеет правильно организованный вдох. Вдох- это основа звукообразования.


Диафра́гма — непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер.

Физиологические особенности певческого вдоха. Вдыхаем через рот (приоткрытый на всей протяженности), приподнимается нёбная занавеска, прямо пропорционально поднятию нёба идет опущение гортани, за счет этого понижается купол диафрагмы. Певец берет вдох, начинает петь, наступает момент, когда ему снова необходимо взять дыхание. Не нарушая вдыхательной установки, не выпуская оставшийся в легких воздух, не изменяя положения гортани, поющий должен при не подвижной грудной клетке, ощущая лишь движение брюшного пресса (брюшных мышц), брать очень малое количество воздуха.

Все певцы и преподаватели вокала знают, что опора и вокальное дыхание вырабатывается только во время пения. Но подготовить правильную работу мышц вдоха и выдоха можно и на упражнениях по укреплению мышц брюшного пресса, организации правильного вдоха, а затем и выдоха, и в последний момент работе мышц по созданию самой опоры.

1. Упражнение для укрепления мышц брюшного пресса. Сидя на стуле, закрепить ноги, затем прогибаться назад и вперед, при этом дышать стараться только животом, на диафрагму.

2. Упражнение для отработки низкого вдоха (на активных мышцах вдоха и выдоха). Лёжа на ковре положить на область диафрагмы и живота тяжелый предмет, делать вдох именно в то место, где находиться тяжесть; чтобы мышцы все время были активными.

4. Задержка дыхания на время , сначала время минимальное, а потом постепенно увеличивается время задержки дыхания (усложнённое).



Только после того, как у учащегося закрепляется и отрабатывается правильный вдох и выдох, начинается работа этими мышцами со звуком.

- Медленный вдох на сомкнутые зубы – живот вперед и вниз;

Вдох на 5 счетов, задержка дыхания на 2 счета, выдох – на 5 счетов. Важно : следить за положение корпуса, головы, груди и плеч ( они не должны подниматься вверх). Тело свободно, в момент задержки вдоха - не напряженно.

Произнесение (пропевание) гласных звуков на одном дыхании.

Важно : следить за ровностью звучания гласных, которая напрямую зависит от равномерности выдоха и положения корпуса. Очень важно равномерно распределить выдох, и , соответственно более глубоко взять вдох.

- озвученный выдох – произнесение на 4,5,6,8счетов

Например:

Важно : следить за ровностью звучания слогов, которая напрямую зависит от мягкости и равномерности выдоха , положения корпуса. Очень важно равномерно распределить выдох, и , соответственно более глубоко взять вдох.

Данные дыхательные упражнения, распевки способствуют развитию межреберно- диафрагмальных и грудных мышц, осознанию детьми значения дыхания в пении, его прямой связи со звукообразованием, звуковедением, дикцией и артикуляцией. Несомненно, певческое дыхание оказывает общеукрепляющее действие на детский организм в целом







Вербов А. Техника постановки голоса. – М., 1962.

Осеннева М. Дмитриев Л. В классе профессора М.Э Донец-Гессейр. М., 1974.

Дмитриев Л. К вопросу об установке голосового аппарата в пении: труды ГМПИ им. Гнесиных, вып.1. – М., 1959. С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: ACADEMA, 1999.


Вы уже знаете, что правильное певческое дыхание – это дыхание от живота (или абдоминальное). Но как его развить?

Вот несколько упражнений, которые в свое время помогли мне – и надеюсь, что помогут вам.

1. Вбираете воздух в живот (следите, чтобы плечи не подключались!), и выдыхаете как бы минуя горло (мне лично помогает представить, что воздух выходит через плечи). Можно при этом стонать, рыдать, просто дышать, ругаться на вселенную – в общем, выпускать воздух, не стараться его сдерживать, и вот тогда он пойдет. Можно еще направить струю в определенную точку – я на уроке частенько пою в выключатель на стене:)
Запомните главное: когда выпускаете воздух, ни в коем случае не “поднимайтесь”, наоборот, должно быть ощущение, что вы “опускаетесь”. Представьте, что вы идете в гору, устали, встали и выдохнули – колени подогнулись, плечи опустились, сами немного согнулись вниз. Не нужно подниматься до звука, наоборот, опускайтесь на ноту.
Сделайте это упражнение 30 раз. У вас может закружиться голова – ничего страшного. Это означает, что вы все делаете правильно.

2. Сесть прямо. Или встать. Вобрать воздух и выпустить его на звуке “с”. Пусть будет свистошипение “сссссссссссссссссссссссссссссс”. Дыхание кончилось – и снова “сссссссссссссссссссс”, потом снова и снова.
Сделайте это упражнение 30 раз.

2а. Модификация этого упражнения (более сложный вариант). Нужно не непрерывно выпускать воздух, а примерно раз в секунду. Получается “с, с, с”. Если все делать правильно, то рано или поздно вы ощутите мышцы живота, учавствующие в опоре (так называемые вокальные мышцы).
Так для начала нужно сделать 30 раз (то есть, 30 раз сказать “с”), а затем с наклоном вперёд непрерывно выдыхать на ту же букву, пока не выдохнете весь воздух. Говорят, что на одном дыхании можно сделать 3 подхода с наклоном. Важно: чтобы данное упражнение получилось, перед началом упражнения не старайтесь вдохнуть сильно много воздуха. И еще – дыхание нельзя брать до завершения наклона.

3. То же, что в предыдущем пункте, только на звуке “р”. Тоже 30 раз.

Правильное вокальное дыхание

4. Машинки. Одно из моих любимых упражнений. Сомкните губы, вберите воздух и выпустите через губы, заставив их вибрировать – “брбрбрбрбрбр”, получится как бы звук мотора. Вот этот моторчик пустите по “трассе” – вот машинка едет плавно, вот она разгоняется (более сильная струя воздуха, и в этот момент нужно представлять, что трасса опускается, чтобы и вы опустились на звук, а не доставали до него), вот снова останавливается, снова разгоняется и так далее. Это более сложно, чем в предыдущих случаях, но здорово развивает направленность струи, работая на будущую “даль”, “полетность” звука.
Сделайте это упражнение 30 раз.

5. Встаньте прямо – так, как вам удобно. Ноги немного расставьте (примерно на ширине плеч). Поднимите руки где-то на уровень груди тыльной стороной к себе. А теперь вдохните через нос – так, чтобы весь воздух ушел в живот, а сам живот выпятился (он будет такой кругленький). А теперь как можно более медленно выдыхайте через рот – и одновременно сжимайте руки в кулаки. Кончился воздух – снова вдох через нос и снова откройте ладошки, выдох через рот – снова ладонь медленно в кулак. Важно: следите, чтобы выдох не был чересчур шумным! Потом это пойдет в микрофон, и нужно уже сейчас начинать приучать себя дышать красиво и бесшумно.
Сделайте это упражнение… вы угадали:)

6. Данное упражнение, несмотря на некоторые физические неудобства, на самом деле является одним из самых легких и эффективных способов почувствовать нужные мышцы на начальном этапе. Поэтому его мы будем делать последним:)
Расставьте ноги пошире. Наклонитесь корпусом – ровно настолько, насколько вам удобно – и свесьте руки. Носом вдохните воздух в живот (помните – живот при правильном вдохе округляется и выдвигается вперед), а теперь начинайте выдыхать, одновременно опуская руки до земли. Важно: руки не должны быть напряжены, они именно что должны висеть. Мертвым грузом. И, как и в предыдущем упражнении, следите за бесшумностью выдоха.
Все помнят, сколько раз делать каждое упражнение? 🙂

С непривычки вы можете очень устать. Это нормально – упражнения действительно сложные. А главное – увы-увы! – их надо делать ежедневно. Но поверьте, чем усерднее вы будете стараться, тем легче и быстрее найдете опору, а когда вы найдете опору… Быть может, Большой театр ждет именно вас? 🙂

Но, даже если вы не обучаетесь вокалу и поете только в душе, вы все равно можете поделать эти упражнения – они исключительно полезны для всего организма!

Населенный пункт: Московская область, г. Королёв

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зави­сят сила и длительность звука, его тембровые краски.

Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания. Фона­ция происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удли­няется, а вдох укорачивается. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания. Дыхательных движений в минуту ста­новится гораздо меньше. Количество вдыхаемого воздуха нерав­номерно в зависимости от певческих задач.

Дыхание - важнейший вокальный навык, энергетический источник голоса. Певческое дыхание отличается от обычного (разговорного):

  • Оно управляется волей, а обычное осуществляется непроизвольно;
  • Обычный вдох примерно 500см3, а вдох певческий – 1000- 1500см3;
  • Выдох певца может быть в 20-30 раз длиннее вдоха, в речи разница между вдохом и выдохом небольшая;
  • Певческое дыхание глубже обычного.

Типы певческого дыхания.

  1. Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мыш­цы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно ее верхнего­ среднего отдела. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втя­нут. Этот тип дыхания был распространен в старо-итальянской школе (до началаXIXв.). Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное, дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно неприемлемо для пе- ния, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи на­ пряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено го- лосообразование.
  2. Смешанное, грудо-брюшное (косто-абдоминальное) дыха­ние. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диа­фрагма.
  3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной по­лости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в зна­чительной мере теоретическим, на практике же чистых типов ды­хания и резких границ между ними нет.

Певческое дыхание в детском хоре.

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его основой пения. Большинство из них сходилось во мнении о необходимости использования грудобрюшного типа дыхания, так как только в этом случае певец может сохранять упругое и стабильное положение гортани, зафиксированное на каком-то оптимальном для него уровне. Этот уровень стабилизации положения гортани в пении зависит от двух факторов: манеры пения и индивидуальных особенностей голоса певца. При академической манере пения гортань, как правило, занимает всегда более низкое положение относительно нейтрального (в состоянии покоя), хотя и в неодинаковой степени у разных певцов. Именно понижением гортани, которое происходит рефлекторно при активном вдохе и особенно при зевке, достигается округление звука, характеризующее академическую манеру пения.

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений, например поднятие плеч, чтобы добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении считается наиболее целесообразным.

Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.

При работе с хором после вдоха певцам рекомендуется сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания.

Певческая установка хористов

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов необходимо акцентировать их внимание на следующих правилах:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

- корпус держать прямо, без напряжения;

- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях. Сидеть,

положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение

затрудняет работу мышц живота при пении.

Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приемам дыхания. Большая роль в развитии навыка правильного дыхания принадлежит руке дирижера. Целенаправленная работа по активизации внимания к жесту дирижера даст возможность хористам верно и одновременно организовать процесс дыхания.

Методы работы дыхания с детьми.

На первом этапе работы с хором я использую дыхательные упражнения вне пения (дыхательная гимнастика). Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих упражнений для формирования навыка певческого дыхания. Большинство педагогов-вокалистов всё же считают их необходимыми, особенно на первом этапе работы, когда лишь вводится понятие о правильных дыхательных движениях. Задача первого этапа настройки голоса: раздышаться и раздвигаться. Для решения этой задачи целесообразно использовать такую систему дыхательной гимнастики, которая создавала бы условия для саморегуляции певческого дыхания. Комплекс упражнений должен быть подобран так, чтобы с каждым упражнением в процессе тренировок на уровне подсознания постепенно:

  • ускорялся вдох;
  • удлинялся выдох;
  • формировалась эластичность и равномерность выдоха;
  • осуществлялся выдох на зевке;
  • производился выдох при сохранении положения вдоха;
  • происходило снятие излишних напряжений мышц гортани;
  • повышался мышечный тонус всего тела;
  • укреплялись мышцы грудобрюшной и тазовой диафрагмы.

В работе я опираюсь на такой комплекс дыхательной гимнастики:

Упражнение №1. Положение ученика – сидя или стоя. Делаем короткие вздохи и выдохи через нос. Фаза вдоха равна фазе выдоха. Один цикл дыхания (вдох + выдох) осуществляется за одну секунду. Правильному дыхательному движению будет способствовать задание вдохнуть через нос так, как будто мы хотим понюхать душистый цветок.

Следует обратить внимание на то, что активно осуществляется не только вдох, но и выдох. В результате дыхательный аппарат работает, как насос. Диафрагма делает два движения по горизонтали во все стороны: при вдохе осуществляется первый небольшой толчок в результате ее уплощения; при выдохе – второй толчок, более ярко выраженный по всей своей окружности. Так же будет происходить и в момент атаки звука в дальнейшем. Упражнение повторяется без перерыва 3-4 раза.

Упражнение №2. Исходное положение то же и выполняется так же, как и упражнение №1, только вдох осуществляется через одну ноздрю носа, в то время как вторая ноздря прижата указательным пальцем руки с соответствующей стороны. Второе упражнение следует сразу же за первым без перерыва и так же выполняется 3-4 раза: сначала вдох производится через одну ноздрю, а затем через другую. Движение диафрагмы становится более ощутимыми.

Упражнение №3. Вдох через одну ноздрю, а выдох – через другую. При этом двумя пальцами правой руки (большим и указательным) поочередно закрываем то одну, то другую ноздрю. Через 3-4 цикла дыхательных движений следует поменять вдыхающую ноздрю. Темп данного упражнения такой же, как и в предыдущих упражнениях. Фаза вдоха по продолжительности равна фазу выдоха и осуществляется за одну секунду с одинаковой активностью.

Упражнение №4. Вдох через нос короткий: просто шмыгнули носом, а выдох длинный через рот, точнее через губы, сложенные узкой трубочкой, как будто собираемся свистеть.

Такой вдох непременно будет сопровождаться рефлекторным толчком диафрагмы, что можно хорошо почувствовать, если положить ладони рук на пояс и нижние ребра.

Следует обратить внимание ученика на то, что во время которого вдоха через нос бока и спина в области пояса раздвигаются в стороны, а во время продолжительного и равномерного выдоха через узкое отверстие губ, необходимо стремиться к сохранению положения вдоха.

Главное, что следует понять учащимся и зафиксировать в своем сознании на данном этапе тренировок – это то, что вдох всегда должен осуществляться при помощи диафрагмы, которая, уплощаясь, как бы растекается по горизонтали, увеличивая объем туловища в области пояса.

Узкое отверстие рта при выдохе создает некоторое препятствие току воздуха, что сопровождается ощущением некоторого напряжения мышечного пояса. Это активизирует мышцы дыхательного аппарата ученика и наводит его на ощущение опоры певческого звука на дыхание. Данное упражнение также повторяется 3-4 раза.

Таким образом, во время выдоха получается свистящий звук. По характеру этого звука можно контролировать равномерность и продолжительность фазы выдоха, чего необходимо добиваться и при пении.

Чем уже отверстие, через которое просачивается воздух, тем ощутимее становится напряжение мышц в области пояса, на что и следует обратить внимание учеников. Упражнение №5 повторяется 4 раза в сочетании с различными движениями головы.

В момент 3-ого вдоха голова поворачивается в сторону, насколько это будет возможно, кА бы стараясь увидеть свое правое плечо. Выдох сопровождается таким же плавным и равномерным поворотом головы справа налево. В момент остановки головы, оказавшейся лицом к левому плеч, возобновляется вдох, а во время последующего выдоха голова производит движение в обратном направлении. Следует заметить, что при повороте головы с одной стороны на другую следует стремиться к тому, чтобы подбородок как бы очерчивал дугу по груди от одного плеча до другого.

Данный цикл из 4-ых вдохов и выдохов можно повторить 2- 3 раза. При этом необходимо помнить, что время движения головы должно быть равно продолжительности фазы выдоха и осуществляться с ним синхронно.

Это упражнение помогает ученикам осознать и закрепить в памяти то главное, к чему следует стремиться во время пения: равномерности и плавности выдоха, а также усиливает ощущение мышечной активности в области спины и пояса.

В фониатрии это упражнение используется для лечения заболеваний голосового аппарата при ларингиальной гиперфункции, то есть для снятия зажимов мышц в области гортани и для активизации рецепторных зон, имеющих отношение к голосообразованию.

В певческой практике также было замечено, что это упражнение очень эффективно помогает избавиться от излишних зажимов мышц шеи и глотки при пении, а главное – укрепляет диафрагму, создавая фундамент для ощущения опоры певческого звука на дыхании.

Все вышеприведенные упражнения выполняются очень интенсивно одно за другим без перерыва. Обычно на выполнение всего комплекса упражнений уходит 3-4 минуты.

В процессе урока на последующих этапах работы следует возвращаться к отдельным упражнениям дыхательной гимнастики, которые должны занимать не более 1-2 минут от урока. Особенно это целесообразно при появлении малейших признаков утомления хористов, так как такие физкультминутки являются лучшим способом отдохнуть и повысить работоспособность.

Список использованной литературы:

11 упражнений для развития певческого дыхания

Известный педагог И.П. Пряничников советует “учиться набирать в легкие воздух”. Давайте начнем этому учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат.

Развитие нашего сайта возможно только благодаря показу рекламы нашим посетителям. Пожалуйста, поддержите нас, отключив AdBlock.

Инструкция по отключению - здесь.
Спасибо!

Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.

Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь.

Представьте себе, что твердое небо очень “высокое”, куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.

Великий педагог М. Гарсиа говорил, что грудь не имеет другого назначения, как питать голос воздухом, а не толкать и не выпихивать его. Все дыхательные упражнения этого раздела очень простые, даже примитивные. Вспомните, как робко маленькие дети делают первые в жизни шаги, отрываясь от пола, по которому они так ловко ползали. И сколько надо терпения и времени, чтобы научить их ходить. В нашей ситуации происходит нечто подобное.

Мы много говорили и пели, не задумываясь над механизмом происходящего. Пришло время разрабатывать, тренировать определенные мышцы для постановки профессионального дыхания, голоса. Та группа мышц, которая раздвигает ребра, когда воздух входит при вдохе в легкие, совсем не тренированна, и мы “совершаем первые шаги”.

Очень часто бывает, что человек не находит никаких новых ощущений в этих упражнениях. Это говорит о том, что его природа уже скоординирована и эти мышцы наработаны. Можно идти дальше, не задерживаясь на этом этапе. Иногда природа дает людям и поставленное дыхание, и поставленный голос, хотя такие случаи бывают крайне редко. Если ощущения во время упражнений новые, то не пренебрегайте их простотой, они заложат фундамент нашего “строящегося здания”: певческого дыхания.

Я прошу вас для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. Я считаю, что именно такое раздвигание ребер – показатель полноценного реберного дыхания.

Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо.

Педагог Луканин рекомендует его для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. Когда вы идете на занятия, сделайте это упражнение несколько раз еще за дверью класса, тогда в класс вы войдете в полной “боевой готовности”, так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования.

Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да… Говорите, “ощущая” корни передних зубов, “щелочку” между двумя передними зубами, через которую “идет ниточка звука”. Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но “не падает”. Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук “А” (в слоге “да”) получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.

Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр. №4. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23… Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.

Взять ртом глубокое дыхание, а выдох – через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро “опал” объем воздуха в груди. Этот “стон” при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а “вздохстон”. Или представьте себе, что грудь – это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук “стона” упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка большая, свободная.

Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.

Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук “М”. Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, “заполнить вас” своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук “М” на “Н”, “В”, “З”. Требования и условия такие же, как на звуке “М”.

Все как в упр. № 7, только к согласной присоединить гласную: “МАА…”, “ВАА…”. Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.

Усложняем упр. № 8. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: “МА-МА”. Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое “наполняет” пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. Как через горло кувшина льется вода. Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.

Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно дает “услышать то усилие”, которое необходимо сделать, чтобы различные гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол – голову, его фундамент – грудь, диафрагму.

Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте “дуть на свечу”. Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.

Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.

Еще один важный момент. Когда вы начинаете “дуть на свечу”, то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дутья) происходит секундная задержка – перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении.

А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты.

Главное – естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия.

Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, почаще возвращайтесь к этому простому упражнению.

Говорят, что “искусство пения – это искусство выдоха”, мы должны постепенно им овладевать.

Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения. Когда вы добьетесь стабильности в ощущениях реберного дыхания, тогда только можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике.

Торопиться здесь не стоит, так как преждевременное смещение внимания на диафрагму приведет только к зажатиям, заставит начинающего “дергать” мышцами живота, “тужиться”, что не ускорит процесс обучения, да и от новых зажатий потом нелегко избавиться.

По материалам: “Вокальный букварь”, Москва (1996)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Originally posted 2010-11-03 12:51:25.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.