Упражнения строевых упражнений для всех групп мышц

СТРОЕВЫЕ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ


Печатается по решению редакционно-издательского совета НГПУ

Строевые и общеразвивающие упражнения: Учебно-методическое пособие.- 3-е изд., доп. и перераб. - Н. Новгород: НГПУ, 2007. 56 с.

Учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые студентам для профессионально-педагогической подготовки по физической культуре. Представлены строевые и общеразвивающие упражнения, а также комплексы упражнений, выполняемых с использованием спортивных снаря-дов и предметов.

Рекомендовано студентам педагогического вуза и специалистам в области физической культуры.

Составители: В.А. Кузнецов, мастер спорта, канд.пед.наук, зав.кафедрой спортивных игр и гимнастики,

С.В. Лемаев, канд.пед.наук, доцент,

А.Б.Смирнов, зав.кафедрой физического воспитания,

Н.И. Кулакова, мастер спорта, ст.преподаватель

Рецензент: С.В. Дмитриев, д-р пед. наук, профессор

Отв. за выпуск: С.В.Лемаев, канд.пед.наук, доцент

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ I. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ………………………………………5

Передвижения и строевые приемы в движении…………………………. ………12

Гимнастические передвижения (фигурная маршировка)………………………….14

ЧАСТЬ II. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ)………………16

Классификация ОРУ без предметов………………………………………………. 17

Правила записи ОРУ и требования к оформлению комплексов…………………..34

Методические особенности проведения ОРУ без предмета……………………….40

Методические особенности проведения ОРУ в парах……………………………..43

Методические особенности проведения ОРУ

Методические особенности проведения ОРУ

с использованием гимнастической скамейки…………………….………………. 49

Методические особенности проведения ОРУ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие содержит материалы, необходимые для профессионально-педагогической подготовки студентов по физической культуре. Основная цель издания - расширить базу знаний, арсенал средств и методику применения физических упражнений на практических занятиях.

Представленные в пособии строевые и общеразвивающие упражнения, а также комплексы упражнений, выполняемых с использованием спортивных снарядов и предметов, направлены на развитие основных физических качеств (силы, координации, ловкости, гибкости и т.д.), на укрепление отдельных групп мышц и организма в целом.

Упражнения даются по степени возрастания физической нагрузки. Для достижения лучших результатов рекомендуется чередовать силовые упражнения с упражнениями на растягивание, расслабление и координацию.

Первые издания пособия были опубликованы в 2000 и 2004г. В предлагаемом третьем издании сделаны некоторые исправления, добавлены примерные комплексы ОРУ на снарядах и со снарядами.

Авторы-составители надеются, что представленные в пособии комплексы физических упражнений сделают занятия более разнообразными, эмоционально окрашенными, создадут занимающимся хорошее настроение, вселят уверенность в пользе простых, доступных индивидуально дозированных упражнений.

Пособие адресовано студентам, учителям физической культуры, вожатым в оздоровительных лагерях.

ЧАСТЬ I. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Строевые упражнения - двигательные действия занимающихся, выполняемые одновременно всей группой или отдельными занимающимися. Путем использования строевых упражнений, решаются задачи коллективных действий, воспитания дисциплины, организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Строевые упражнения на уроках гимнастики и других занятиях применяют для быстрого и целесообразного размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке.

Учителем (ведущим), руководителем физического воспитания строевые упражнения применяются в различных частях урока (занятия).

В подготовительной части урока они используются для организации начала занятий, размещения учащихся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основной части строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому.

В заключительной части (в конце урока) эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить занимающихся к предстоящей работе (учебе) и организованно закончить урок.

Основные строевые понятия

Строй - установленное Уставом Вооруженных сил РФ размещения занимающихся для общих совместных действий.

Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений. Сомкнутый строй - положение в шеренге с интервалом, равным ширине ладони (между локтями). Разомкнутый строй - расположение с интервалом, указанным учителем.

Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии (по фронту).

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов меняются.

Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей.

Дистанция - расстояние между стоящими в строю в глубину строя (в колонны, в затылок).

Интервал - расстояние между стоящими в шеренге.

Все строевые упражнения подразделяются на четыре группы:

II. Построения и перестроения. Они характеризуются умением занимающихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.

III. Передвижения. К этой подгруппе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.

IV. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.


Основные наименования строя и его расположения приведены на рис.1.

Для выполнения строевых упражнений часть действий и команд используется из Строевого устава Вооруженных сил РФ, другая появилась со спецификой проведения занятий по гимнастике. При проведении строевых упражнений на уроках гимнастики в спортивном зале условно определяют точки центра, середин, углов, сторон (см. рис.2).


Основным правилом для определения этих точек является то, как строится группа перед началом занятий. Обычно построение осуществляется по длинной стороне зала (боковой правой или левой). Направляющий в строю определяет верхнюю часть зала, замыкающий - нижнюю. Различают верхнюю, нижнюю, правую и левую стороны зала и соответствующие им середины, верхние и нижние правые и левые углы, а также точку центра зала.

Предварительная часть команды подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли подготовиться к исполнению.

Строевые приемы

Все строевые приемы выполняются по следующим командам:

Построения

Построение в круг. Самым простым вариантом является построение в круг из шеренги взявшись за руки. Здесь возможны два способа:

а) занимающиеся берутся за руки, а ведущий, левой рукой захватывая правую руку направляющего (правофлангового), двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего;

Перестроения

Строевые упражнения - неотъемлемая часть каждого урока.

С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.

Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий. Противоположная сторона носит название "левой". Со стороны правофлангового короткая сторона носит название "верхней границы", а противоположная "нижней". Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой - центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

4. Фронт - сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

5. Тыл - сторона строя, противоположная фронту.

6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,

7. Ширина строя - расстояние между фронтами.

8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

10. Глубина строя - это расстояние от впереди стоящего (от первой шеренги) до позади стоящего занимающегося (до последней шеренги) в колонне.

11. Двухшеренговый строй - занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд - занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий - занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

14. Замыкающий - занимающийся, двигающийся последним в колонне

Основные правила произношения команд.

1. Команды разделяются на предварительную и исполнительную / "Шагом - Марш!", "Направо!"/ Но есть команды только исполнительные / "Равняйсь!", "Смирно!"/.

2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки "Смирно!".

3. При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй , затем направление движения и способ исполнения.

Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:

2. Строевые приемы на месте.

3. Перестроения на месте.

4. Способы передвижения.

5. Перемена направления движения.

6. Перестроения в движении.

7. Размыкание и смыкание.

1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:

1 Построение в шеренгу. Для построения в шеренгу преподавателю необходимо встать лицом к фронту в положение "смирно", в той точке , где должен стоять правофланговый и подать команду " в одну / две , три и т. д./ шеренгу- становись"! Группа выстраивается слева от него.

2 Построение в колонну. Подается команда : "В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!".

Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение "смирно" на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.

3 Для построения в круг произносится: "Встаньте в круг".

1. "Равняйсь!" Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.

2. "Смирно!". По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.

3. "Вольно!" По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,

4. "Правой/левой/- Вольно!". Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.

5. "Отставить!" Поданной команде применяется предшествующее положение.

6. "Нале- во!". Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на

левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

7. "Напра- во!". Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

8. "Кру- гом!" Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.

1. Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подается команда: "На первый- второй- расчитайсь!". Затем подается команда: "В две шеренги - стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчет 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: "В одну шеренгу - стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперед /два/ и приставляют левую /три/.

2. Перестроение из одной шеренги в три. Подается команда: " По три -расчитайсь!"

Затем вторая команда: "В три шеренги - стройся!" По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперед / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подается команда: "В одну шеренгу стройся!". Перестроение происходит в обратном порядке.

3. Перестроение из шеренги "уступами".

В зависимости от того, сколько шеренг надо построить и подается соответствующая команда: "На 9, 6,3 на месте - расчитайсь!". - Вторая команда: "По расчету шагом - марш!"

Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчет до того момента, когда первая шеренга приставит ногу /делая подсчет 7, или 10/. Для обратного построения подается команда: "Кругом!", а затем: "На свои места шагом -марш!". По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом.

4. Перестроение из одной колонны в три "уступом".

После предварительного расчета по три подается команда: "Первые номера два/три, четыре и т.д./ шага вправо, третьи номера два/три, четыре и т.д./ шага влево шагом марш!" Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: "На свои места шагом- марш!" Перестроение выполняется приставными шагами.

1. Ходьба на месте. Команда: "На месте шагом - марш!" /слово "марш" произносится кратко/. "Направляющий, на месте!", подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как привыполнении упражнений в движении, дистанция как правило больше. По команде: "На месте" все занимающиеся обозначают шаг на месте, независимо от того, какая у них дистанция.

2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : "Прямо!" подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.

3. Прекращение движения. Команда: "Класс. Стой!" подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

4. Ходьба. Команда: "Шагом- марш!" подается для всякого движения шагом с места. Движение начинается с левой ноги. Команда : "Обычным шагом- марш!" применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу.

5. Строевой шаг. Шаг. При котором ногу надо выносить на 15- 20 см. от пола, держа ступню горизонтально, ставить ногу на всю ступню, При движении рук .вперед, сгибать их так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса, при движении назад рука выпрямляется и отводится до отказа в плечевом суставе. Подается команда: "Строевым шагом - марш!"

в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: "Шире шаг!", "Короче шаг!", "Чаще шаг!", "Ре-же!".

7. Переход с шага на бег и обратно. Подается команда: "Бегом - марш!" При переходе с бега на шаг подается команда: "Шагом- марш!". "Марш" подается под правую ногу

1. Движение в обход. Команда: "Налево /направо/ в обход шагом - марш!" Если команда подается во время движения, то исполнительная команда "Марш!" должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

2. Движение по диагонали. Подается команда: "По диагонали - марш!

3. Движение противоходом. Подается команда: "Противоходом направо/ налево/ шагом- марш!". Интервал между колоннами - один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; "Противоходом внутрь/наружу/ марш!".

4. Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противохо-ду Команды: "Противоходом налево/направо шагом- марш!", "Змейкой-марш!"

5. Движение по спирали. Команда: "По спирали- марш!". Исполнительная команда подается на одной из середин зала. При выходе из спирали подается команда; "Противоходом - марш!", или "Кругом- марш!",

6. Движение открытой петлей. При движении в обход подается команда: "Налево большой открытой петлей- марш!". По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении. При движении группы налево в обход, как правило, на верхней или нижней границы зала подается команда: "В колонну по два / по три и т.д./ налево - марш!" После поворота первой двойки следующие делают поворот самостоятельно. Для обратного перестроения подаются команды: "Напра-во!", "(слева в обход; налево, в колонну по одному) шагом -марш!".

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: "Через центр- марш!", как правило, подается на одной из середин зала Команда: "В колонну по одному направо и налево в обход- марш! " подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: "В колонну по два через центр- марш!" Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: "В колонны по одному направо и налево в обход шагом - марш!" По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налезо. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: "В колонну по одному через центр - Марш!".

1. Команды: "Направо/налево/ от середины на столько- то шагов "Разомкнись!" Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: "Налево/направо, к середине/ сомкнись!". Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: "бегом".

2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: "От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!". После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: "К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!" Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: "Встаньте на два шага друг от друга", "Разомкнитесь на два шага" и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

4. Размыкание дугами. Из колонны по четыре , по команде: "Дугами/или дугами назад/ разомкнись!" вторые и третьи номера пятью шагами но дуге/ вперед/ выходят наружу от крайних на два шага, приставляют ногу на 7-8-и счеты поворачиваются кругом, а затем /с третьего счета/ выходят дугами назад на установленные места и приставляют ногу. Для смыкания подается команда: "Дугами/дугами назад/ сом-кнись!"

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

Гимнастическая терминология. Строевые и Общеразвивающие упражнения.

Учебное пособие для студентов колледжей (техникумов) олимпийского резерва

Гимнастическая терминология. Строевые и Общеразвивающие упражнения. Учебное пособие для студентов колледжей (техникумов) олимпийского резерва: Югорский колледж-интернат олимпийского резерва.

Пособие ставит своей целью ознакомить учащихся с основами гимнастической терминологии, раскрывает понятия строевых и общеразвивающих упражнений.

Учебное пособие рекомендуется студентам средних специальных учебных заведений, колледжей (техникумов) олимпийского резерва.

Югорский колледж-интернат олимпийского резерва

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ………………. 6

Строй и его структурные элементы………………………. 10

Строевые приемы…………………………. 11

Построения и перестроения…………………………………. 13

Размыкания и смыкания……………………………………….20

РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ………………………………………………21

Классификация упражнений и программный материал…. 24

Правила составления комплексов общеразвивающих упражнений и дозирование физической нагрузки…………..24 Правила записи общеразвивающих упражнений……………28

Гимнастика как одно из основных средств физического воспитания представляет собой совокупность специально подобранных физических упражнений для воздействия на организм человека в целях укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, физических, волевых и моральных качеств, а также для устранения физических недостатков.

Как базовый вид физкультурно-спортивных занятий гимнастика является одним из основных средств в подготовке студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры общеобразовательной школы, преподавателя среднего специального и высшего учебных заведений. Она представляет собой самостоятельную логически завершенную систему обучения. В нее входят лекционные, семинарские, практические, секционные (курс спортивного совершенствования) и самостоятельные занятия студентов.

Основные задачи гимнастики:

1. Гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия.

2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

4. Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.

5. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике, аэробике и спортивной акробатике.

В соответствии с общими целями физического воспитания определены три основных направления применения средств гимнастики (физических упражнений):

1. Использование физических упражнений в процессе общего физического развития человека.

2. Применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике.

3. Освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.

Гимнастические упражнения объединяются в следующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:

1. Строевые упражнения.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Прикладные упражнения.

4. Вольные упражнения.

5. Упражнения художественной гимнастики и аэробики.

6. Акробатические упражнения.

8. Упражнения на снарядах.

В данном методическом пособии подробно рассмотрены такие средства как строевые и общеобразовательные упражнения.

Ниже дана их краткая характеристика:

1. Строевые упражнения – это несложные двигательные действия служебного характера, используемые для более организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время упражнений.

2. Общеразвивающие упражнения – это координационно-несложные двигательные действия, выполняемые с целью общей физической подготовки. К ним относятся: упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, с использованием гимнастического и тренажерного оборудования.

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных дейст­вий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, вы­работки чувства темпа и ритма, формирования правильной осан­ки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подгото­вительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые уп­ражнения используются для организованного перехода от одно­го вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключи­тельной части) эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к пред­стоящей учебной работе и организованно закончить занятие.

Все строевые упражнения подразделяются на четыре под­группы.

II — построения и перестроения . Они характеризуются уме­нием учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.

III — передвижения. К этой подгруппе относятся упражне­ния, связанные с передвижениями различного характера и спо­собами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движе­нии, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т. п.

IV — размыкания и смыкания. Связаны со способами увели­чения и уменьшения интервала и дистанции строя.

Основные наименования строя и его расположения приведе­ны на рисунке 1.



Для выполнения строевых упражнений одна часть действий и команд используется из Строевого устава Вооруженных Сил, другая появилась со спецификой проведения занятий по гимна­стике. При проведении строевых упражнений на уроках гимна­стики в спортивном зале условно определяют точки — центр, се­редины, углы (рис. 2).

Строй и его структурные элементы .

Строй — установленное размещение занимающихся для сов­местных действий.

Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняются.

Фронт — сторона строя, к которой занимающиеся обращены лицом.

Шеренга — строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии, лицом к фронту.

Интервал — расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Сомкнутый строй — расположение занимающихся в ше­ренгах один от другого на расстоянии, равном ширине ладони между локтями, в колоне на расстоянии вытянутых вперед рук.

Разомкнутый строй — расположение занимающихся в шеренгах на расстоянии одного шага один от другого или на ин­тервал, указанный учителем.

Колонна — строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей. Колонны могут быть по одному, по два, по три и т. д.

Дистанция — расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий — занимающийся, идущий в колонне пер­вым.

Замыкающий — занимающийся, идущий в колонне послед­ним.

Строевые приемы.

Основная стойка — стоя прямо; пятки вместе; носки врозь на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены; плечи развернуты; живот подобран; туловище несколько подается вперед; руки опу­щены так, что кисти, обращенные ладонями внутрь, находятся сбоку и посередине бедра, а пальцы полусогнуты и касаются бед­ра; голова держится прямо.

Построения и перестроения.

Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.

Виды передвижений

Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений. Команды:

Переход с движения на месте к передви­жению. Команды:

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Движение змейкой — несколько противоходов под­ряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды:

Размыкания и смыкания.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) в гимнастике на­зываются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняе­мые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.

Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основ­ное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школе, вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении занятий основной, ритмической и производствен­ной гимнастикой. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физи­ческих качеств.

Большое количество ОРУ объясняется тем, что возможные дей­ствия телом и отдельными его частями применяются в различных сочетаниях, разнообразятся степенью напряжения мышц, измене­нием скорости, амплитуды и направления движений. Смена исход­ных и конечных положений, применение различных предметов, отягощений и приспособлений также расширяют границы исполь­зования данных упражнений. Относительная простота и возмож­ность постепенно их усложнять делают ОРУ доступными занимаю­щимся любого возраста и подготовленности.

Овладение ОРУ является школой двигательной подготовки. Начиная с элементарных, односуставных движений, занимающиеся последовательно переходят к более сложным упражнениям. Этап начальной подготовки в спорте также характерен применением, большого объема ОРУ. Данные упражнения легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение придается ОРУ в формировании правильной осанки.

Несомненно, в деятельности преподавателя физического воспи­тания знания, умения и навыки, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:

— владение большим количеством конкретных упражнений (умение показать, терминологически назвать);

— знание характера каждого упражнения, его направленности;

— умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;

— умение обучать и проводить занятия ОРУ разными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);

— владение методами организации занятий ОРУ;

—- умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимаю­щихся и решаемыми задачами.

Классификация упражнений и программный материал

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, группируя упражнения для различных частей тела:

1. Упражнения для рук и плечевого пояса.

2. Упражнения для шеи.

3. Упражнения для ног и тазового пояса.

4. Упражнения для туловища.

5. Упражнения для всего тела.

Правила составления комплексов общеразвивающих упражнений

и дозирование физической нагрузки

При составлении комплексов общеразвивающих упражнений следует руководствоваться следующими правилами:

Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств.

Каждое упражнение может усиливаться за счет дополнительных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, дополнительными пружинящими движениями.

Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движений, их характер. К наиболее общим требованиям можно отнести прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения. К примеру: при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или при параллельных стопах эффект будет различным. Положение туловища при наклонах также может быть разным (с округленной или с прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон.

При всем обилии упражнений основой данных комплексов должны быть следующие упражнения и их разновидности:

1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием.

2. Наклоны и круговые движения головой.

3. Круговые и маховые движения руками.

5. Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.

6. Махи ногами вперед, назад и в сторону.

7. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

8. Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).

9. Прыжки (подскоки) многократные.

10. Бег или ходьба на месте.

Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения количества и содержания упражнений; интервалов отдыха между упражнениями; количества повторений; темпа; исходных положений.

Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.

При индивидуальных занятиях оценивать нагрузку необходимо по пульсу и по самочувствию, ориентируясь на чувство утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать указание самостоятельно прекращать упражнение, если продолжать его со всеми вместе становится трудно.

В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм до такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.

От занятия к занятию нагрузку следует постепенно повышать, регулируя ее за счет перечисленных выше факторов и количества дней занятий в неделю.

Правила записи общеразвивающих упражнений

1. Исходное положение (И.п.), из которого начинается движение.

2. Название движения каждого счета (наклон, поворот, мах, приседание, выпад).

3. Направление (вправо, влево).

4. Конечное положение (если необходимо), но, как правило, упражнение должно заканчиваться исходным положением.

5. Упражнения записываются столбиком.

6. Все упражнения составляются на 2, 4 или 8 счетов.

Исходные положения (и. п.): стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки, применяемые как исходные положения:

Основная Узкая, Ноги врозь Скрестная, Руки на пояс

стойка руки на пояс правой вперед

Широкая Ноги врозь, Согнуть правую Правой (левой) На

правой вперед вперед вольно коленях

Сед: положение сидя на полу или на снаряде.

Сед Сед углом Сед согнувшись Сед с захватом

Сед ноги врозь Сед на пятках Сед на пятках Сед на правой пятке

с наклоном вперед с захватом

Упор: положение занимающегося с опорой руками, при котором его плечи (плечевая ось) выше точек опоры.

Упор присев Упор стоя Упор на коленях Упор присев на левой,

согнувшись правая в сторону

Упор лежа Упор лежа сзади Упор присев на левой,

правая назад на носок

Руки вперед Руки в стороны Руки вверх Руки назад

Руки вперед – подняты на высоту плеч, параллельны, ладони внутрь.

Руки в стороны – подняты на высоту плеч, ладони книзу.

Руки вверх – подняты и отведены назад, параллельны, ладони внутрь.

Руки назад – отведены назад до отказа, ладони внутрь.

Промежуточные положения, в которых руки расположены под углом 45°:

Руки вверх-наружу Руки вперед-книзу Руки в стороны-книзу

Положение кисти: обычное, кисть в кулак, кисть свободна, опущена, поднята, вперед, назад.

Исходные положения с согнутыми руками:

Руки: на пояс перед грудью за голову к плечам скрестно,

Движения ногами (в и.п. руки на пояс):

Правую в сторону Правую в сторону- Правую в Левую

на носок книзу сторону-кверху вперед-кверху

П



рисед: положение занимающегося на согнутых ногах.

Присед на правой, Круглый присед,

левую вперед, руки вперед руки вверх, ладони вперед

Для обозначения круговых движений применяются термины:

Круг – движение, совершаемое по окружности на 360°.

Дуга – движение, выполняемое менее чем на 360°.

Например: из и. п. руки в стороны дугами книзу руки вверх.

Наклон Наклон прогнувшись Наклон с захватом

руки на пояс руки на пояс

Выпад правой Выпад левой Выпад правой Выпад правой с

в сторону, вперед, руки в сторону наклонно, наклоном,

руки на пояс на пояс руки вверх руки скрестно

Равновесие на левой Боковое равновесие Равновесие кольцом

Мост: дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.

Р
азличают разновидности мостов:

Мост опусканием – выполняемый из основной стойки (стойки ноги врозь) наклоном назад до опоры руками.

Шпагат: сед с предельно разведенными ногами. Для него характерно касание опоры всей длиной одной и другой ноги.

Шпагат правой Полушпагат левой Шпагат ноги в стороны

Стойка: вертикальное положение тела ногами вверх.

Стойка Стойка Стойка Стойка на

на лопатках на голове и руках на руках одной руке

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.