Упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата

  • Мастер-классы (409)
  • Декупаж (320)
  • Все для детей (222)
  • Тренируем память (9)
  • пластилин (4)
  • история малой родины (208)
  • война (50)
  • общие данные (41)
  • Рогалик (29)
  • крестьянство (29)
  • слободская Украина (21)
  • немцы (20)
  • соседние села (10)
  • церковь (9)
  • Ануфриевка (5)
  • фотографии (5)
  • Малчевские (4)
  • сулины (3)
  • кулинария (109)
  • Моя кулинария (108)
  • Шью чуть-чуть (99)
  • Ручная работа (96)
  • моя работа (84)
  • ссылки (73)
  • память предков (71)
  • Герасименко (24)
  • Долгодушев А И (18)
  • фамилии (11)
  • Бычковы (5)
  • Джикаевы (2)
  • Новый год (63)
  • идеи для творчества (60)
  • Видео (58)
  • генеалогия (58)
  • Материалы и инструменты (43)
  • Школьнику (42)
  • цветы (37)
  • Плетенеи из газет (36)
  • интересно узнать.. (33)
  • Секреты красоты (32)
  • логопедия (31)
  • сумки (23)
  • Соленое тесто (21)
  • психология (21)
  • полезные советы (20)
  • картинки для декупажа (17)
  • Вязание (16)
  • О здоровье (15)
  • терра,коллажи (15)
  • История Дона (14)
  • топиарий (14)
  • пейп-арт (14)
  • декор зернами кофе (12)
  • идеи для дома (10)
  • Папье-маше (9)
  • гипс (7)
  • Фотография (7)
  • Пасха (6)
  • ремонт (5)
  • цветы в различных техниках (5)
  • Дисграфия (4)
  • Стихи (4)
  • точечная роспись (3)
  • книга (2)
  • Открытки (1)
  • (0)
  • Ануфриевка (0)

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечную основу, необходимую для полноценного звучания голоса, ясной четкой дикции, предотвратить патологическом развитии движений органов артикуляции, а также снять чрезмерное напряжение артикуляционных и мимических мышц, создать необходимые мышечные действия для свободного владения и управления артикуляционным аппаратом.

При их выполнении следует соблюдать определенные правила. Выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на мышечные ощущения. Избегайте дополнительных движений. Выполняйте упражнения в спокойном темпе, без усилий, плавно и ритмично. Переходите к следующим упражнениям только после того, как усвоили предыдущие. Тренировки следует проводить 2-3 раза в день по 7-10 мин.

Упражнения для мышц нижней челюсти. При выполнении упражнений следует добиваться, чтобы нижняя челюсть свободно и легко опускалась вниз и не мешала произносить звуки. Голову следует держать прямо, не опуская и резко не поднимая его. Челюсть опускать плавно и без чрезмерного напряжения. Каждое упражнение выполнять ритмично, фиксировать положение на счет 1-5. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

назад.
Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюстью вправо, влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно к правому и левому плечу.
Упражнение 13. Прикоснуться подбородком груди.
Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, подбородок выдвигать и возвращать в исходное положение. Темп медленный.
Упражнение 15. Поставить локти на стол, положить ладони одна на другую, опереться подбородком на ладони, надавить на них подбородком, открывая рот. Расслабиться.

Упражнения для губ. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

назад.
Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюстью вправо, влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно к правому и левому плечу.
Упражнение 13. Прикоснуться подбородком груди.
Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, подбородок выдвигать и возвращать в исходное положение. Темп медленный.
Упражнение 15. Поставить локти на стол, положить ладони одна на другую, опереться подбородком на ладони, надавить на них подбородком, открывая рот. Расслабиться.

Упражнения для губ. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого неба

Упражнения для мимических мышц № 1

Упражнения для мимических мышц № 2

Условия, которых следует придерживаться при выполнении массажа кожа частей тела, массируем, и руки должны быть чистыми. Все движения следует выполнять по определенным направлениям. Мышцы во время массажа должны быть расслаблены. Массаж следует делать медленно, плавно. Продолжительность массажа - 2-3 мин. Движения нужно делать выпрямленной ладонью, большой палец отведен, а остальные слегка согнуты, при массаже кожа не должна смещаться. Каждое движение повторять 4-6 раз. Массаж следует делать при ОРЗ, высокой температуре, сыпях на коже.

Наталья Гусева
Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т. е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других.Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, нужно уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.

2. Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.

3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.

4.Гимнастика для языка:

движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.

Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Скороговорки для занятий:

Утром, присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор

С топором чинить забор.

Как у нас семья большая

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Две Дашки у кашки

Две Ульки в люльке,

Одна Маша не наша,

Братья сеяли пшеницу,

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

У храпуна - хоромы дома.

Храпит храпун в своих хоромах.

В океане плыл диван.

А на нем лежал Иван.

Так приятно в океане

Варе и Валерику - по паре вареников.

Дорог Алику рогалик,

Алле дал рогалик Алик,

Галя Алика ругала -

А рогалик ела Алла.

Дали Маше сыворотку из-под простокваши.

Игра "Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Ход игры:

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога.Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен".

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом.По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые - ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

6.Зарядка для язычка: артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

Артикуляционная гимнастика

(Рекомендуемое число повторений - 6-8 раз).

Вот некоторые примеры:

• Широко открыть рот (жарко, закрыть рот (холодно)

• Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.

• Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).

• Облизать тарелочку, как это делает киска.

• Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).

Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.

Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".

Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).

Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.

• Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.

• Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).

Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).

• Показать,как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".

Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает,точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку.Например: "Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот, посмотрел наверх - где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу)- и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке, потом направо (вытянуть к правой щеке)" и т. д. Проявите фантазию.

Развиваем речевое дыхание

Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер,поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть,предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, "ветер" будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.

Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола.Командуйте: "птички полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

Покажите ребенку, как дышит собачка,когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

Научите малыша дуть на горячее,а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а"). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

7. Развиваем фонематический слух

Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

Пальчик о пальчик тихо бьем.

Пальчик о пальчик тихо бьем.

А потом в ладоши громко бьем.

Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно,четвертую шепотом:Мышонку шепчет мышь:"Ты что шуршишь, не спишь?".Мышонок шепчет мыши:"Шуршать я буду тише".

Для ребенка постарше подойдут такие задания: "Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук. (например "М", "Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком. (например "Р").

Для 5-6-летних подойдет задание: "Замени первый звук в слове на "Р". Какое получилось слово? Лис. ис, лепка. епка, диск. иск и т. д. ".

Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бегом (для аккомпанемента, например, ударяя в барабан).Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доносится звук. Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами.Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т. д.).

Можно придумывать свои слова. Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые,выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша. Вас ждет непременный успех. Желаю удачи!

Особенности развития речи детей шестого года жизни Особенности развития речи детей шестого года жизни На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический.

Последствия вредных привычек. Формирование прикуса Нарушение прикуса у детей – явление довольно распространенное. Выявить такой дефект можно при первичном логопедическом обследовании. При.


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ
  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые
  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«ДЕТСКИЙ ДОМ № 18 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

директор ГУ РК «Детский

_____________ И.В. Никитина

Рекомендации для воспитателей

Артикуляционная гимнастика


Учитель-логопед : Круглова С.В

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.


Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.


Затем дети высовывают язык и поварачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!


Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.


Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.


Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий. Нежелательно выполнять гимнастику сразу после еды. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5.

Цель артикуляционной гимнастики

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Выступление на МО

Представление методических рекомендаций

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляци и. Польза артикуляционной гимнастики:

- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; - укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; - увеличение амплитуды движений;

- снижение напряжённости артикуляционных органов;

- постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий.

О сновными задачами являются:
1. развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.);
2. развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.