Упражнения для тренировки мышц участвующих в акте глотания

В некоторых случаях после перенесенного инсульта могут сохраняться расстройства глотания (дисфагия), в значительной степени затрудняющие самостоятельное функционирование пациентов. Тем не менее, при регулярных занятиях лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц, задействованных в акте глотание, пациенты могут восстановить самостоятельное глотание, не нуждаясь в посторонней помощи или назогастральном зонде.

  1. Имитировать знакомые движения:

— зевать, широко раскрывая рот

— изображать свист без звука, напрягая ротовую полость

Основные рекомендации для пациентов с нарушением функции глотания:

  1. Принимать пищу и пить можно только сидя, при невозможности поднять головной конец кровати как минимум на 30 градусов
  2. После еды необходимо сохранять вертикальное (или близкое к нему) положение в течение 20-25 минут перед тем, как лечь
  3. Принимать пищу необходимо медленно и маленькими порциями, несколько опуская подбородок к груди – это облегчает глоток.
  4. Основу рациона должны составлять густые напитки и еда (кисломолочные продукты, кисель, пюре, желе, суфле, котлеты, суфле и проч.)
  5. Запрещен прием всех крошащихся продуктов ( печенья, продукты со злаками, орехи и проч.) – ими легко поперхнуться.
  6. Также не желательно есть мясо кусками и цитрусовые — волокна очень тяжело пережевываются
  7. Не рекомендуется смешивать пищу и напитки за один прием: пить желательно до или после еды.
  8. После еды следить, чтобы во рту не оставались кусочки пищи: необходимо прополоскать рот или очистить ротовую полость салфеткой. Если пациент поперхнулся нужно дать возможность откашляться, поить при этом не следует, так как жидкость легко проникает в дыхательные пути.

Часто задаваемые вопросы:

  • Мешает ли назогастральный зонд нормальному глотанию?

Все зависит от типа и качества назогастрального зонда: они бывают различных диаметров, ригидные или со спадающимися стенками. Таким образом, если использовать современные материалы дискомфорт от использования зонда будет минимальным. От этого также зависит, как часто Вам прослужит конкретный зонд: несколько недель (некачественные зонды со временем становятся твердыми, гибкость их снижается) или месяцев.

  • Как плавно переходить от назогастрального зонда к нормальному питанию?

Как правило, параллельно со стоящим зондом начинают кормление через рот небольшими порциями несколько раз в день в приподнятом положении головы. При этом принципиальным является использование кремообразной пищи. Такая консистенция позволит облегчить запуск рефлекторного акта глотания за счет стимуляции рецепторов ротоглотки, в отличие от жидкой пищи, которая, растекаясь в полости рта, не успевает запустить эти механизмы. Также не следует использовать твердую или крошащуюся пищу, твердые и мелкие кусочки которой очень легко вдохнуть. Первое время кормление с чайной ложки должно быть очень медленным и неспешным, пациенту будет очень трудно. Используйте маленькие порции, следите за тем, когда произойдет глоток (это видно на передней поверхности шеи по движениям гортани). Будьте готовы к тому, что пациент будет долго держать пищу во рту. Проявите максимальное терпение.
Главным критерием эффективности глотания является отсутствие кашля: если пациент начал кашлять — это верный признак, что пища попадает в дыхательные пути и риск инфекции и асфиксии очень велики. В таком случае необходимо дать пациенту время откашляться и возобновить попытки кормления через рот спустя несколько дней. Если удается принять небольшое количество пищи через рот без появления кашля, можно плавно наращивать кратность и/или объем получаемой через рот пищи, соответственно уменьшая количество питания через зонд до тех пор, пока от зонда не получится полностью уйти. Не забывайте, что для нормального функционирования организма, необходимо получение порядка 1,5-2 литров жидкой пищи в сутки.

  • Сколько раз в день кормить и чем чтобы Быстрей поуправиться?

Основной рекомендацией является частое кормление малыми порциями. Если исходить из суточной потребности в 2 литрах пищи в сутки и выборе 4-х кратного питания, то приблизительно режим питания будет выглядеть следующим образом:

8:00 — 9:00 — Завтрак (600 мл)
12:00 — 13:00 — Обед (500 мл)
16:00 — 17:00 — Полдник(500 мл)
20:00 — 21:00 — Ужин(400 мл)

При выборе 5-и кратного питания:

8:00 — 9:00 — Завтрак (500 мл)
11:00 — 12:00 — Второй завтрак (400 мл)
15:00 — 16:00 — Обед (400 мл)
18:00 — 19:00 — Полдник(400 мл)
21:00 — 22:00 — Ужин(300 мл)

Составляя распорядок питания Вы не должны забывать о собственном удобстве и прочих личных делах. Оптимальным будет кормление 4-5 раз в день в часы удобные для Вас, но с приблизительно равными временными интервалами: организм пациента постепенно привыкнет к Вашему распорядку. Многие думают, что они должны посвящать близкому человеку, нуждающемуся в уходе, все свое время и отдавать все силы, пока усталость буквально не свалит их с ног. Но это не правильно! Необходимо полноценно отдыхать! Тогда Вы значительно более эффективно будете справляться с таким тяжелым физически и психологически делом, как уход за больным человеком.

Примерный набор продуктов для зондового кормления Вы можете найти в ЭТОЙ статье. Если же тратить время на приготовление питательных смесей у Вас нет и материальное положение позволяет, можете воспользоваться готовыми специализированными сбалансированными смесями, продающимися в аптеках города. Они содержать весь набор питательных веществ, витаминов, микроэлементов и обладают оптимальной консистенцией. Следует обратить внимание, что если пациент страдает сахарным диабетом или другой патологией ограничивающей перечень возможных для питания продуктов, это стоит учитывать и не добавлять их в рацион.

при поражении блуждающего нерва в результате удаления злокачественной опухоли пищевода

Фаткуллина Линара Камильевна
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации,
член ассоциации нейрореабилитологов России

В статье дается методика работы при поражении блуждающего нерва, в результате чего возникает дисфагия и дисфония. Нарушение глотания и нарушением голоса возникло у пациентки в результате перерезки возвратного нерва с одной стороны и частичной травматизации с другой стороны ввиду удаления злокачественной опухоли пищевода. Реабилитация такого больного определяется актуальность проблемы. Также дается краткий обзор литературы по данной теме, обзор имеющихся на сегодняшний день методов преодоления нарушений глотания и голоса у такого контингента больных. Проводится краткий анализ методов с точки зрения возможности их применения в условиях, когда больной получает логопедическую помощь на дому.

Цель исследования. Оптимизация методик логопедической коррекции, направленная на стимуляцию активного глотания, нормального дыхания, восстановления голоса, на повышение функциональной активности мышц, участвующих в акте глотания и приема пищи – мимических и жевательных мышц языка.

Материалы и методы. Были проанализированы статьи и доклады врачей, а также логопедов, занимающихся восстановлением блуждающего нерва (повреждения возвратного нерва) во время оперативного вмешательства. Проведен анализ методов восстановления выявляемого осложнения.

Результаты. При операции по удалению пищевода происходит непосредственная травматизация возвратного нервов, и наступает парез или паралич гортани. Травматические поражения в виде перерезки возвратного нерва имеют наиболее неблагоприятные последствия. Возможность реабилитации конкретного больного рассматривается индивидуально с учётом комплекса прогностических факторов: локализации и стадии опухоли, её морфологического строения, характера проведённого лечения, степени анатомо — функциональных нарушений, а также общебиологических и социальных характеристик – возраста, пола, профессии, положения в обществе, семье.

Выводы. Реабилитация такого пациента позволяет добиться полного восстановления дыхательной и глотательной функции и частичного восстановления голосовой функции — ввиду сложной структуры дефекта.

Анатомо — физиологические особенности блуждающего нерва

Блуждающий нерв имеет довольно сложную топографическую анатомию.

Шейный отдел блуждающего нерва тянется от нижнего узла до отхождения возвратного гортанного нерва. На этом протяжении от блуждающего нерва отходят следующие ветви:

  1. Глоточные ветви часто отходят от нижнего узла, но могут отходить и ниже. Различают две ветви: верхнюю — большую и нижнюю — меньшую. Ветви идут по наружной поверхности внутренней сонной артерии вперёд и несколько кнутри, соединяются с ветвями языкоглоточного нерва и ветвями симпатического ствола, образуя на среднем констрикторе глотки глоточное сплетение. Ветви, отходящие от этого сплетения, иннервируют мышцы и слизистую оболочку глотки. Кроме того, от верхней ветви идут нервы к мышце, поднимающей нёбную занавеску, и к мышце язычка.
  2. Верхний гортанный нерв начинается от нижнего узла, идёт книзу вдоль внутренней сонной артерии, принимая ветви от верхнего шейного симпатического узла и глоточного сплетения, и подходит к боковой поверхности гортани.

Перед этим он распадается на ветви:

  • наружная ветвь иннервирует слизистую оболочку глотки, частично щитовидную железу, а также нижний констриктор глотки и перстнещитовидную мышцу, часто эта ветвь соединяется с наружным сонным сплетением
  • внутренняя ветвь идёт вместе с верхней гортанной артерией, прободает щитоподъязычную мембрану и своими ветвями иннервирует слизистую оболочку гортани (выше голосовой щели), надгортанникаи частично корня языка
  • соединительная ветвь с нижним гортанным нервом отходит от внутренней ветви верхнего гортанного нерва
  1. Нижний гортанный нерв является концевой ветвью возвратного гортанного нерва. По своему ходу он делится на переднюю и заднюю ветви. Передняя ветвь иннервирует латеральную перстнечерпаловидную, щиточерпаловидную, щитонадгортанную, голосовую и черпалонадгортанную мышцы. Задняя или соединительная ветвь с внутренней гортанной ветвью в своём составе как двигательные, так и чувствительные волокна. Последние подходят к слизистой оболочке гортани ниже голосовой щели. Двигательные волокна задней ветви иннервируют заднюю перстнечерпаловидную и поперечную черпаловидную мышцы.

Клиника поражения блуждающего нерва

Двустороннее снижение функции блуждающих нервов может обусловить расстройство речи в виде афонии (голос теряет звучность в результате паралича или выраженного пареза голосовых связок) или дизартрии (в связи с парезом мышц речедвигательного аппарата снижение звучности и изменение тембра голоса, нарушение артикуляции гласных и особенно согласных звуков, носовой оттенок речи). Характерна также дисфагия — расстройство глотания (попёрхивание жидкой пищей, затруднение заглатывания любой пищи, особенно жидкой).

Вся эта триада симптомов (дисфония, дизартрия, дисфагия) обусловлена тем, что блуждающий нерв несёт двигательные волокна к поперечно — полосатой мускулатуре глотки, мягкому нёбу и нёбной занавески, надгортаннику, которые отвечают за акт глотания и речь человека. Ослабление глотательного рефлекса ведёт к скоплению в полости рта больного слюны, а иногда и пищи, снижение кашлевого рефлекса при попадании жидкости и кусочков твёрдой пищи в гортань. Вышеперечисленные нарушения создают условия для развития у больного аспирационной пневмонии.

Обследования

  • Исследование полости рта, зубов и десен, пальпация регионарных лимфоузлов;
  • Оценка состояния рефлексов (глоточного, рвотного, кашлевого);
  • Обследование артикуляционного аппарата пациента (объём, сила, амплитуда движений органов артикуляции, мышечный тонус);

Методика исследование состояния глотательной функции

  • осмотр мягкого неба в покое;
  • осмотр мягкого неба во время фонации;
  • определение небного и глоточного рефлексов;
  • осуществление глотательного теста;

Методика осмотра мягкого неба

При осмотре мягкого неба в покое необходимо обращать внимание на отклонение небного язычка от срединной линии в здоровую сторону и провисание небной занавески на стороне пареза мышц мягкого неба.

Методика исследования небного рефлекса

Методика исследования глоточного рефлекса

Шпателем прикасаются к слизистой оболочке задней стенки глотки по очереди симметрично с двух сторон от средней линии. Раздражение слизистой оболочки задней стенки глотки вызывает глотательные, а иногда даже рвотные или кашлевые движения. Снижение выраженности или отсутствие этой ответной реакции с одной стороны по сравнению с противоположной свидетельствует о парезе или параличе мышц — констрикторов глотки.

Реабилитационные мероприятия

  • логопедический массаж (активизирующий /расслабляющий);
  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательные упражнения;
  • голосовые упражнения;
  • стимуляция глоточного рефлекса;
  • восстановление глоточного рефлекса:

— последовательный переход от использования различных по консистенции болюсов пищи (от киселя до твердой пищи);

  • тренировочный метод (упражнения, наращивающие силу и объем движений мышц; — усиление произвольного контроля над временем и координацией глотательного рефлекса);
  • диетический метод (рекомендации по подбору пищи определенной консистенции с целью снижения риска аспирации);

Клиническая оценка состояния пациентки

Клиническая оценка состояния пациентки А. осуществлялась на основании жалоб пациентки А., субъективной оценки ею собственного состояния и методики непосредственного обследования больного.

У пациентки А. была умеренная атрофия и парез жевательных мышц, с вялым парезом мимической мускулатуры справа, но с возможностью смыкания губ. Пациентка с полной афонией, поперхиваниями и затруднениями глотания. Парез мягкого нёба — ввиду этого провисание мягкого неба; увулярный язычок отклонялся влево. Атрофия языка с перетянутостью его массы вправо. Движения языка нарушены, но возможны. Обращают на себя внимание хорошие движения кончика языка (загибает его кверху, кладет на верхнюю и нижнюю губу, цокает), хотя в результате проведенной операции его немного подтянули назад за счет фиксации к глотке, ввиду удаления части гортани, пищевода и желудка. Глоточный рефлекс отсутствует. Гиперсаливация. Дисфагия у пациентки А. обусловлена сужением просвета органа растущей опухолью (механическая дисфагия). Сужение просвета после оперативного вмешательства составляла до 0,7 см. Не было звучной речи.

Акт глотания здорового человека

Нормальный акт глотания предполагает полный контроль за действиями мышц рта, мышц языка, глотки, гортани и пищевода, которые задействованы напрямую в процессе глотания. Мышцы рта, языка, глотки, гортани и пищевода должны действовать полностью согласованно и в определенном темпе. При этом, эффективность и слаженность акта глотания зависит также от мышц шеи и челюсти. Скорость прохождения пищи по пищеводу зависит от консистенции пищи: плотная проходит за 3 — 9 с, жидкая — за 1 — 2 с.

Восстановление функций глотания

На логопедических занятиях с пациенткой А. приходилось вырабатывать приемы, облегчающие прохождение пищи. Пациентка А. принимала вынужденное положение, делала “пустые” глотательные движения.

Изменения в голосе больного (появление гнусавости, охриплости, влажных или булькающих звуков), возникновение кашля, шумного дыхания или удушья после глотания могут свидетельствовать об аспирации. Правильной позе придается очень большое значение в предупреждении аспирации пищи во время глотания. Для защиты дыхательных путей во время глотания некоторым больным помогает поза подбородок к груди, а больным с односторонней слабостью мышц языка — небольшой поворот головы в сторону поражения при проглатывании.

  1. Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У.
  2. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И отделяется от А паузой).
  3. Удерживать воду во рту, при разном положении головы (с наклоном вниз, прямо, запрокинутой голове).
  4. Имитация натуживания с закрытым ртом (слабо, средне, сильно)
  5. Артикуляционные упражнения для языка

Примечание: нет необходимости применять весь комплекс упражнении для одного пациента. Выбор зависит от степени выраженности нарушении глотания, от возможностей больного.

Самым трудным и опасным в плане аспирации является проглатывание жидкости, так как при ее приеме не формируется пищевой комок и запаздывает глотательный рефлекс. Известно, что более грубая пища, например каша, с меньшей вероятностью, чем жидкая, например суп, попадает в дыхательные пути. В том случае, если риск аспирации есть, то проводится тест оценки глотания с продуктами различной плотности, который проводит логопед — афазиолог:

  1. Нектар (густой кисель, мед, густая сметана (медленно стекает с ложки или ножа)— 5 — 10 — 20 мл (если глотание на этом этапе нарушено, то необходимо перейти к тесту с пудингом)
  2. Жидкость(вода, сок, чай, кофе)— 5 — 10 — 20 мл (если глотание на этом этапе нарушено, то необходимо перейти к тесту с пудингом)
  3. Пудинг (пудинг, густой йогурт) — 5 — 10 — 20 мл

В остром периоде болезни консистенцию жидкостей подбирают в зависимости от возможностей больного. В остром периоде болезни предпочтительнее использовать для кормления густую жидкость (мусс, йогурт, кисель, кефир), которая гораздо легче проглатывается, чем вода, так как медленнее проходит по ротоглотке и тем самым оставляет больше времени для подготовки к началу глотания. Начинают с густых жидкостей, а затем постепенно, по мере восстановления функции глотания, переходят к более текучим жидкостям. До восстановления у больного функции глотания необходимо избегать жидкостей обычной консистенции (вода, соки, чай, молоко).

Если пациент очень плохо глотает жидкости, можно добавить жидкость в твердую пищу и довести пищу до консистенции жидкого пюре.

Пациентка жаловалась на затрудненное дыхание. И мы приступили к курсу дыхательных упражнений, который был крайне необходим моей пациентке А.:

Оно активизирует оставшиеся части гортани. Рекомендуется дуть в губную гармошку сидя, спокойно, слегка приопустив голову, на одной ноте в течение 1 минуты 8 — 12 раз в день (интервалы не менее 20 минут). Прислонив гармошку к губам, она медленно вду­вает и выдувает воздух. Вдох и выдох был неполный — выдох длился 2 — 3 секунды. Эти упражнение выполняются в течение всего курса лечения, нагрузка постоянно повышается от 15 — 20 с до 1 мин от 6 до 15 раз в день. После двух недель работы как совместно, так и самостоятельного проведения курса дыхательных упражнений выдох удлинился до 6 — 7 секунд.

Одновременно в течение всего курса проводятся упражнения, направленные на отработку ритмизированного дыхания с чередо­ванием вдоха и выдоха через нос и через рот (исходное положе­ние — корпус прямой, больной либо сидит на стуле, либо стоит).

Через 7- 10 дней добавляются упражнения, способствующие ак­тивизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гор­тани. Это были повороты головы вперед и назад, в сторону. Это поднимание и опускание плеч.

Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для лиц с нарушениями голоса с учетом оперативного вмешательства

Восстановление голоса

В послеоперационном периоде пациентка говорила хорошо шепотом, но её шепот слышен только в тишине на расстоянии не более 1,5 м.

Задачами завершающего этапа являются расширение диапазона голоса, приближение его тембра к обычной норме, а также увеличение количества модуляций.

Литература

После инсульта нам приходится восстанавливать элементарные навыки. То, что раньше происходило подсознательно, автоматом, перестало работать. Одна из таких простейших функций организма – глотание. До инсульта было сложно представить, что глотать можно разучиться.

Поперхивание

За пару недель перед инсультом я начал часто закашливаться. Мог подавиться едой, глотком воды или просто слюной во время очередного вдоха. Мы считаем, что это был один из признаков приближающегося инсульта. Так происходило чаще и чаще. Началось с двух-трёх раз. Накануне инсульта это случалось по восемь-десять раз в день.

После инсульта функция глотания капитально пострадала. Первые две недели я мог пить или есть только микро глотками и микро порциями. Всё равно постоянно закашливался и давился из-за того, что не мог нормально проглотить воду или еду.

Упражнения


Через пять месяцев после инсульта трудности с глотанием стали меньше, но оставались. Мы сказали об этом Логопеду. Врач рекомендовал делать специальные упражнения и подобрал для меня упражнения. Мы стали делать глотательную гимнастику, через день, ближе к вечеру.

  • делаю лёгкий вдох. Движение похожее на зевание, но без активного вдоха.
  • 10 повторений.
  1. длительный и плавный выдох, 8-10 секунд. Имитация свиста (беззвучно).
  2. 10 повторений.
  1. делаю глубокий вдох.
  2. удерживаю кончик языка зубами (легко, не травмируя, не сильно). Произношу слог: ННННННАААААА. Звук протягиваю, как можно дольше, пока хватает воздуха. Во время произношения звука, язык не отпускаю и продолжаю удерживать.
  3. 10 повторений.
  1. максимально убираю язык вглубь рта и удерживаю его в таком положении 1 секунду. Затем расслабляю язык. Возвращаю в обычное положение.
  2. 5 повторений.
  1. покашливание с высунутым языком.
  2. 5 повторений.

Эти упражнения восстанавливают работу глотательных мышц.

Что бы научиться заново глотать пришлось заниматься около четырёх месяцев. Результат очень хороший. В данный момент с глотанием сбоев практически нет. Помимо глотания гимнастика помогла улучшить речь и частично наладила правильное дыхание во время разговора.


Кроме гимнастики мы придумали несколько правил и соблюдаем их. Они помогают побороть сложность с глотанием:

  • пью маленькими глотками. Спокойно и плавно.
  • ем не большими кусочками, откусываю следующий кусок, только после того, как прожую и проглочу полностью предыдущий.
  • во время еды или питья не отвлекаюсь и не разговариваю.
  • следим что бы питьё и еда были не горячими.

Восстановление после инсульта утраченных навыков организма часто приходиться делать одновременно несколькими методами. Это даёт реально эффективный результат и ускоряет восстановление. Но до Богданова Николая Яковлевича мне пока далеко)))



  • Инсульт: гимнастика в воде

  • Простые тренажеры после инсульта

  • Гимнастика для восстановление зрения после инсульта…

  • Зарядка при инсульте. Разминка и силовые упражнения

  • Восстановление ног и коленей при инсульте

  • Восстановление после инсульта: периоды и сроки

Существует ли риск инсульта?

  • часто
  • иногда
  • редко
  • часто
  • иногда
  • редко
  • врожденный порок
  • клапанные нарушения
  • инфаркт
  • каждый год
  • раз в жизни
  • никогда

Инсульт достаточно опасное заболевание, которому подвержены люди далеко не только старческого возраста, но и среднего и даже совсем молодого.

Инсульт – чрезвычайная опасная ситуация, когда требуется немедленная помощь. Зачастую он заканчивается инвалидностью, во многих случаях даже смертельным исходом. Помимо закупорки кровеносного сосуда при ишемическом типе, причиной приступа может стать и кровоизлияние в мозг на фоне повышенного давления, иначе говоря геморрагический инсульт.

Ряд факторов увеличивает вероятность наступления инсульта. Не всегда виновны, например, гены или возраст, хотя после 60 лет угроза значительно возрастает. Тем не менее, каждый может что-то предпринять для его предотвращения.

1. Избегайте гипертонии

Повышенное артериальное давление является основным фактором угрозы развития инсульта. Коварная гипертония не проявляется симптомами на начальном этапе. Поэтому больные замечают ее поздно. Важно регулярно измерять кровяное давление и принимать лекарства при повышенных уровнях.

2. Бросьте курить

Никотин сужает кровеносные сосуды и повышает артериальное давление. Опасность инсульта у курильщика вдвое выше, чем у некурящего. Тем не менее, есть и хорошие новости: те, кто бросают курить, заметно снижают эту опасность.

3. При избыточной массе тела: худейте

Ожирение - важный фактор развития инфаркта мозга. Тучные люди должны задуматься о программе похудения: есть меньше и качественнее, добавить физической активности. Пожилым людям стоит обсудить с врачом, в какой степени им полезно снижение веса.

4. Держите уровни холестерина в норме

5. Ешьте здоровую еду

6. Умеренное потребление алкоголя

Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает гибель пострадавших от инсульта клеток мозга, что не допустимо. Полностью воздерживаться необязательно. Стакан красного вина в день даже полезен.

7. Двигайтесь активно

Движение иногда лучшее, что можно сделать для своего здоровья, чтобы сбросить килограммы, нормализовать артериальное давление и поддержать эластичность сосудов. Идеальны для этого упражнения на выносливость, такие как плавание или быстрая ходьба. Продолжительность и интенсивность зависят от личной физической подготовки. Важное замечание: нетренированные старше 35 лет должны быть первоначально осмотрены врачом, прежде чем начать заниматься спортом.

8. Прислушивайтесь к ритму сердца

Ряд заболеваний сердца способствует вероятности инсульта. К ним относятся фибрилляция предсердий, врожденные пороки и другие нарушения ритма. Возможные ранние признаки проблем с сердцем нельзя игнорировать ни при каких обстоятельствах.

9. Контролируйте сахар в крови

Люди с диабетом в два раза чаще переносят инфаркт мозга, чем остальная часть населения. Причина заключается в том, что повышенные уровни глюкозы могут привести к повреждению кровеносных сосудов и способствуют отложению бляшек. Кроме того, у больных сахарным диабетом часто присутствуют другие факторы риска инсульта, такие как гипертония или слишком высокое наличие липидов в крови. Поэтому больные диабетом должны позаботиться о регулировании уровня сахара.

10. Избегайте стресса

Иногда стресс не имеет ничего плохого, может даже мотивировать. Однако, продолжительный стресс может повысить кровяное давление и восприимчивость к болезням. Он косвенно может стать причиной развития инсульта. Панацеи от хронического стресса не существует. Подумайте, что лучше для вашей психики: спорт, интересное хобби или, возможно, упражнения на расслабление.

Презентация раскрывает понятие дисфагия, степени выраженности дисфагий, направления и методы логопедической работы при нарушениях глотания.Приведены виды упражнений по развитию дыхания, восстановлению глотания, упражнения для мимических мышц. Приведен список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt._zadanie.pptx 121.21 КБ

Подписи к слайдам:

Дисфагия – клинический симптом, выражающийся в нарушении координированных последовательных движений мышц в акте глотания, при котором приём пищи или жидкости через рот является небезопасным. Дисфагия является одним из наиболее частых и жизнеугрожающих следствий инсульта и черепно-мозговой травмы.

Развитие дисфагии приводит к высокому риску медицинских осложнений: аспирационной пневмонии, обструкции дыхательных путей, обезвоживанию, нарушению энергетического обмена, недостаточности питания ( мальнутриции ), истощению (кахексии) и смерти. При дисфагии нарушается психический статус больного, развиваются тяжелые депрессии. Данное расстройство значительно ухудшает прогноз и усложняет реабилитацию больного.

Степени дисфагии По выраженности нарушения проходимости пищевода выделяют степени дисфагии. 1 степень - характеризуется периодическим затруднением проглатывания твердой пищи, болью по ходу продвижения пищевого комка; 2 степень - отмечается прохождение только полужидкой пищи; 3 степень - прохождение только жидкой пищи; 4 степени - невозможно даже проглатывание слюны и воды.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ Логопед – это специалист, который в остром периоде лечения занимается диагностикой, восстановлением и профилактикой нарушений речи, голоса и глотания.

логопед осуществляет следующие виды деятельности исследует состояния глотания, голоса, речи и других когнитивных функций; составляет индивидуальные восстановительные программы с учетом принципа индивидуального подхода; проводит логопедические занятия по устранению выявленных нарушений и профилактике вторичных функциональных наслоений;

проводит мониторинг состояния речи и других ВПФ 1 раз в 10 - 12 дней посредством тестов, анализа продукции деятельности индивидуума (речевой, рисуночной, графической и т.д.), что позволяет оценить динамику и прогноз восстановления; ведет медицинскую и логопедическую документацию; проводит разъяснительно-профилактическую работу с родственниками;

по окончанию курса занятий составляет логопедический выписной эпикриз , включающий: - клинический диагноз, - нейропсихологическое заключение, - логопедическое заключение, - отражение динамики в речевом и неречевом статусе с результативностью, - восстановления и описанием резидуальной симптоматики; выдает направление в медицинские учреждения для продолжения дальнейшей реабилитации.

Ведение пациентов с дисфагией Этапы логопедической работы : 1) подбор питания (выбор модификации диеты и степени загущения ; жидкости) для обеспечения энергопотребности организма пациента; 2) правильный выбор позиционирования и способа кормления пациента; 3) стимуляция чувствительности слизистых оболочек полости рта; 4) нормализация дыхания и голоса; 5) стимуляция растормаживание акта глотания; 6) повышение функциональной активности мышц, участвующих в акте жевания и глотания пищи – жевательных, мимических мышц и мышц языка; 7) санация полости рта; 8) обучение пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними правилам приема пищи и гигиеническому уходу за полостью рта; 9) планирование и подготовка выписного эпикриза с обязательным включением рекомендаций по кормлению больного в домашних условиях.

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Дыхательная речевая гимнастика – комплекс упражнений, направленных на восстановление речевого дыхания и координацию функций дыхания и фонации. Голосовая гимнастика – комплекс логопедических мероприятий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани для восстановления полноценной голосовой функции. Логопедический массаж – метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышечной, кровеносной и лимфатической системы; оживляет кинестезии; активизирует трофику тканей. Функциональные тренировки включают в себя различные виды речевой и неречевой деятельности: дифференциацию запахов, вкусов температур, тактильных ощущений, неречевых звуков и шумов, восстановление основных смысловых жестов, выполнение графо-моторных упражнений, корректурных проб, конструирования, счетных операций, рисования, работу с таблицами Шульте , подбор простых аналогий, трактовку пословиц и поговорок, раскладывание серий сюжетных картин, прослушивание текстов, запоминание групп предметных картинок и слов, заучивание стихов и многое др.

К методам логопедической работы относятся Аппаратные технологии, Информационно-компьютерные технологии (ИКТ), Обучение пациентов и их родственников.

произносить звуки [ п ], [ ф ], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы; произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.; произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам ( о-кош-ко , Фек-ла , и-зюм , пу-фик , Вар-фо-ло-мей , и-вол-га и др.). Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И отделяется от А паузой). Удерживать воду во рту, при разном положении головы (с наклоном вниз, прямо, запрокинутой голове). Имитация натуживания с закрытым ртом (слабо, средне, сильно) Артикуляционные упражнения для языка

Исходя из вышеизложенного, основой логопедической работы в остром периоде является: налаживание контакта с больным; диагностика нарушений речи, голоса и глотания; консультирование и психологическая поддержка больного и его окружения; проведение восстановительных занятий; обучение коммуникативным стратегиям и формирование благоприятной среды для речевого общения ( Глозман , 1983; Prigatano , 1999; Wilson , 2008).

Помощь, которую оказывает логопед на самых ранних этапах заболевания больному с нарушениями речи, голоса и глотания, является ключом к успешному ведению пациента на дальнейших этапах реабилитации, достижению им максимального уровня функционирования, социального участия и тем самым улучшения качества его жизни (Цветкова, Глозман , Калита , Максименко, Цыганок, 1980; Шкловский, 2003; Шохор-Троцкая ( Бурлакова ), 2001).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.