Упражнения для мышц переднего участка языка

Цели и механизмы воздействия миогимнастики

Миогимнастика заключается в систематических нормированных упражнениях для патологически функционирующих групп мышц челюстно-лицевой области (жевательных, мимических, мышц дна полости рта) с целью нормализации их тонуса и функций. В результате такой специальной тренировки формируется правильный динамический мышечный стереотип, для закрепления которого соответствующие комплексы упражнений необходимо выполнять в течение года.

Миогимнастика как профилактическая (и лечебная) мера наиболее часто применяется в работе с детьми в возрасте от 4 до 7 лет. Эффект миогимнастики зависит, с одной стороны, от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а с другой стороны — от усердия пациента и его семьи в выполнении этих долгосрочных профилактических программ.

Гимнастика жевательных и мимических мышц является частью лечебной физкультуры и подчиняется ее правилам:
• мышцы следует напрягать медленно и плавно;
• интенсивность упражнений и их размах должны быть достаточными, но не чрезмерными; за каждым напряжением мышц должно следовать расслабление;
• каждое упражнение следует проводить по несколько раз — до появления чувства легкой усталости мышц;
• упражнения следует выполнять регулярно, систематически;
• продолжительность упражнений и их количество должны с течением времени возрастать.

В лечебной физкультуре применяют два основных вида упражнений: а) статические (во время выполнения упражнения мышцы находятся в состоянии повышенного тонуса без чередования периодов сокращения и расслабления); б) динамические (во время выполнения упражнения напряжение мышц чередуется с их расслаблением).

Продолжительность упражнений зависит от нормальных физиологических возможностей той или иной группы мышц (см. табл. 7.3) и от степени снижения выносливости мышц при нарушении функций, обнаруженных у пациента (см. табл. 7.4). Темп выполнения упражнений варьирует от медленного до быстрого: в быстром темпе упражнение выполняется на один счет, в среднем — на два, в медленном — на 4 счета. Число повторений упражнений постепенно возрастает от 5 до 10—20.

Миогимнастика при патологии функций ЧЛО и вредных привычках

Миогимнастика проводится после устранения патологии носовых ходов и носоглотки. Упражнения для нормализации дыхания состоят из трех комплексов.

1. Установка полного грудного и брюшного дыхания. Во время выполнения упражнений голову следует держать прямо, плечи немного отвести назад и опустить (лопатки должны прилегать к спине), развернуть грудь, подтянуть живот, коленные суставы выпрямить.

Для самоконтроля над типом дыхания ребенок кладет одну руку на грудь, а другую на живот и последовательно выполняет ряд упражнений, повторяя каждое из них 5—6 раз:
• глубокое смешанное дыхание (грудное + брюшное);
• грудное дыхание;
• брюшное дыхание;
• полный удлиненный выдох (выполняется во время ходьбы: вдох на 3 шага, выдох на 4 шага, постепенно число шагов увеличивают до 5-6).

2. Установка носового дыхания. Упражнения для тренировки мышц челюстно-лицевой области проводят в двух положениях тела — сидя и стоя:
• из исходного положения (руки вверх, ноги в стороны) во время наклона выполняют вдох и выдох через нос, руки при этом опускают через стороны вниз;
• после выдоха рот закрывают, нос зажимают и считают до десяти, после чего медленно вдыхают и выдыхают через нос (рот плотно закрыт);
• вдох и выдох выполняют поочередно через левую и правую ноздри.

• между губами прокладывают полоску бумаги, губы смыкают и таким образом удерживают полоску бумаги в течение 10—15 мин;
• ребенок губами удерживает шнурок с нанизанными на него пластинками;
• в преддверие полости рта ребенка (под верхнюю и нижнюю губу) кладут ватные валики и просят его произнести звуки, требующие смыкания губ ([п], [б], [м]);
• две пуговицы диаметром 25—30 мм соединяют шнурком и фиксируют на расстоянии 25—30 мм друг от друга; одну пуговицу ребенок захватывает губами, другую берет в руку и натягивает шнурок, пытаясь удержать первую пуговицу губами;

• упражнение с активатором Дасса: ребенок пытается сомкнуть губы, приближая друг к другу две пластиковые площадки, соединенные проволочной пружиной;
• упражнение с пластинкой Шонхера: вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, оставляя снаружи прикрепленное к ней кольцо, губы смыкают; затем пытаются вытянуть пластинку за кольцо, противодействуя этому губами;
• упражнение с эквилибратором: ребенок пытается удержать губами в горизонтальном положении наборный мундштук с переменным числом пластиковых звеньев (норма для взрослого человека — удержание трех звеньев в течение 10 мин);
• упражнение с пластинкой: ребенок зажимает губами и удерживает в горизонтальном положении пластинку толщиной 1—2 мм, на которую накладывают небольшой груз (например, карточки лото);

К выполнению миогимнастики приступают после устранения патологии уздечки языка, устранения вредных привычек сосания языка, пальцев и т.п. Упражнения предназначены для нормализации тонуса переднего, среднего и заднего отделов языка и формирования стереотипа правильного глотания.

• предлагают ребенку воспроизвести звуки отбойного молотка или пулемета, четко (раздельно) и быстро повторяя звук [д];
• на кончик языка ребенка накладывают резиновое колечко, просят поднять кончик языка кверху и прижать его (и колечко) к переднему участку твердого неба в области небных складок, сжать зубы, сомкнуть губы и сохранять это положение языка в течение 1, 2, 5, а затем и 10 мин;
• просят ребенка установить кончик языка (и колечко) на небе возле резцов, сжать зубы, сомкнуть губы и, сохраняя это положение, проглотить слюну.

2. Упражнение для мышц среднего участка языка: на язык накладывают два резиновых колечка (одно на кончик, другое — на середину), просят ребенка прижать их к небу, сжать зубы, сомкнуть губы и, не изменяя положения языка, трижды проглотить слюну.


Рис. 7.8. Вестибулярные пластинки для нормализации тонуса мышц губ и языка.


Рис. 7.9. Преортодонтический трейнер для нормализации функций челюстно-лицевой области и устранения оральных привычек (Myofuctional research СО).

Организация и структура занятия миогимнастикой

Решение о целесообразности проведения миогимнастики, выбор конкретных упражнений и режима их выполнения является обязанностью стоматолога. Миогимнастика может быть организована на индивидуальном и групповом уровне.

Занятия на индивидуальном уровне могут проводиться как в стоматологическом кабинете врачом, ассистентом и гигиенистом, так и в домашних условиях, с участием и под контролем предварительно обученных родителей ребенка.

Групповая форма проведения занятий по миогимнастике является основной для детей дошкольного возраста. На основании данных стоматологического обследования формируют группы детей (не более 10—12 человек) по признаку выявленной функциональной патологии: а) группа детей с нарушением дыхания, б) группа детей с нарушением глотания и жевания, в) группа детей с нарушениями речи. Для проведения занятий на групповом уровне привлекают инструкторов лечебной физкультуры, логопедов, медработников стоматологических поликлиник и детских дошкольных учреждений, учителей младшей школы.

Музыкальное сопровождение занятий повышает эффект физических упражнений и отдаляет наступление утомления.
Занятие состоит из трех частей: I — вводная, II — основная, III — заключительная.

В основной части выполняют упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-лицевой области. Интенсивные, сложные упражнения должны чередоваться с простыми игровыми заданиями.

Заключительная часть занятия предназначена для обеспечения постепенного перехода от гимнастики к другим занятиям детей. В этой части выполняют дыхательные и игровые упражнения.

Стоматология инновационных технологий SMILE-AT-ONCE

Миогимнастика – это один из профилактических и лечебных методов при нарушениях развития зубочелюстной системы. По словам специалистов, метод получил в ортодонтии широкое распространение не только в качестве самостоятельного процесса, но и в сочетании с прочими методами лечения и профилактики аномальных случаев развития зубочелюстной системы. Миогимнастика используется для коррекции дефектного прикуса в детской стоматологии.

Что называют миогимнастикой

Миогимнастика в области ортодонтии – это результативный метод коррекции и профилактики аномалий развития зубочелюстной системы при помощи лечебной физической культуры. Специалистами был разработан комплекс особых упражнений для восстановления функций мышц в ротовой полости, которыми окружен каждый из зубных рядов.

Перед началом лечебных манипуляций необходимо провести оценку функционального состояния челюстей и зубов пациента, например, при помощи жевательной пробы по И. С. Рубинову.

Лечебный принцип миогимнастики состоит в тренировке мышц, способствующей их правильному функционированию. Существуют следующие области применения лечебной гимнастики:

  • До начала ортодонтического лечения
  • В сочетании с ортодонтическим лечением аномалий прикуса
  • В качестве самостоятельного лечения
  • После окончания лечения для предупреждения повторного появления недуга и закрепления результата

Помните, что использовать упражнения миогимнастики без консультации специалиста не рекомендуется, так как при разных причинах развития зубочелюстных аномалий необходимо применять различные комплексы упражнений. Только доктор может назначать подходящий комплекс миогимнастики с целью устранения каждого конкретного дефекта.

Эффективность миогимнастики

Эффективность лечебной гимнастики зависит от регулярности и качества выполнения пациентом комплекса упражнений, а также от степени выраженности зубочелюстной аномалии. При помощи упражнений можно добиться прекрасных результатов у детей в возрасте 4-7 лет с молочным прикусом, так как им достаточно легко объяснить, какое именно действие от них требуется.

В качестве самостоятельного лечебного метода миогимнастика позволяет добиться положительных результатов при наличии аномальных изменений верхних резцов.

Правила проведения миогимнастики

К выполнению упражнений специалисты предъявляют следующие правила и требования:

  • Необходимость следить за интенсивностью мышечных сокращений - она должна находиться в физиологических пределах
  • Достижение максимальной амплитуды мышечных сокращений
  • Постепенность наращивания длительности и скорости мышечных сокращений
  • Необходимость повторов мышечных сокращений при выполнении упражнений до возникновения чувства несильной усталости
  • Необходимость небольших пауз между последовательными мышечными сокращениями

Упражнения миогимнастики могут выполняться с применением специальных аппаратов.

Комплекс упражнений миогимнастики

Специалисты создали немало упражнений и методик для устранения зубочелюстных дефектов.

  • Упражнение выполняется в положении стоя. Следует поднять подбородок вверх и завести руки по направлению назад. В данном положении необходимо максимально выдвигать вперед нижнюю челюсть, после чего вернуться в изначальное положение. Повтор упражнения – трижды в день по 10-15 раз
  • Вышеуказанное упражнение через месяц необходимо усложнить. При выдвигании нижней челюсти следует передние нижние зубы выталкивать перед передними верхними зубами
  • Упражнение по И. С. Рубинову, сводящееся к дозированному проведению гимнастики, например, открывание-закрывание рта, нижнюю челюсть выдвигать при этом не нужно. Подобные упражнения должны длиться от 3 до 5 минут, повтор подходов – 5 раз в день

Здесь применяются приемы для тренировки поднимающих нижнюю челюсть мышц:

  • Выполняется сжимание-разжимание челюстей. Контролировать силу сжатия зубов и мышечных сокращений можно при помощи пальцев, которые необходимо прижимать около коренных зубов к щекам, надавливая на жевательные мышцы. Данное упражнение выполняется до появления ощущения утомления жевательных мышц
  • Вышеуказанное упражнение необходимо усложнить, дополнив сопротивлением. Это достигается таким образом: нужно блокировать возможность поднятия нижней челюсти при помощи среднего и указательного пальца на правой руке, которые следует расположить на передних нижних зубах;
  • Следует надеть резиновую трубку на карандаш и прикусывать его нижней челюстью

Тренировка и разминка круговой мышцы рта особенно важна при наличии межгубного зияния и ротового дыхания. Лечебные упражнения способствуют правильному развитию контуров рта и удлинению верхней губы. Успешные занятия миогимнастикой для мышечной тренировки, по словам специалистов, устраняют вероятность развития наклона резцов верхней челюсти.

  • Губы необходимо вытянуть вперед, как при задувании свечи, затем следует растянуть их, как при широкой улыбке. Далее губы следует снова вытянуть вперед, пытаясь одновременно что-либо говорить. Удерживаем губы в данном положении до полуминуты
  • Нужно сильно сжать губы, набрать носом воздух, затем максимально раздуть щеки. Следует давить на них при помощи кулаков для выхода воздуха, не разжимая губ
  • Губы сжать, набрать воздух под нижнюю губу, далее - и под верхнюю губу
  • Взять полосу из плотного картона и положить между губами. Плотно сжимая ее, удерживать ее от 30 до 50 минут. Для новичков лучше начинать с одной минуты удерживания картона губами, постепенно наращивая длительность упражнения
  • В уголках рта расположить мизинцы и слегка растягивать рот, после чего сомкнуть губы
  • Валики из ваты средних размеров расположить за верхней и нижней губой с боков от уздечки, сомкнуть губы. В таком положении необходимо произносить звуки м, б и п
  • Необходимо дуть на предметы, перемещающиеся в пространстве, например, на мыльный пузырь, перо или ватный кусочек. Эффективно для тренировки круговой мышцы рта
  • Запрокинув голову назад, необходимо закрывать и открывать рот. При закрытии рта необходимо дотрагиваться до задней части твердого неба с помощью кончика языка
  • Совершать подтягивание нижней губы под передние зубы верхней челюсти
  • С помощью кончика языка выполнять надавливания на небные поверхности передних верхних зубов до появления ощущения утомления, в течение 3-5 минут

В случае, когда косой прикус вызван смещением нижней челюсти в сторону, специалисты используют следующее упражнение: следует максимально открыть рот и переместить нижнюю челюсть в сторону неправильного зубного смыкания. Далее без смены положения необходимо поднять нижнюю челюсть до смыкания с верхней челюстью. Удерживать данное положение около 5 секунд, после чего опустить челюсть.

Специалисты перечисляют следующие упражнения для проведения коррекции смыкания губ:

Подобный комплекс упражнений применяется специалистами при инфантильном глотании:

  • Удерживать язык столбиком
  • Нарезать резинку от пипетки тонкими кольцами, которые следует накладывать на кончик языка. Далее язык поднимать к альвеолам. Прижимая колечко из резины к ним. Сглотнуть без размыкания губ и закрытия рта. Следите за тем, чтобы избежать соскальзывания кольца. После каждого глотательного движения необходимо проверять наличие во рту колечка. Повтор глотаний за раз – до 12, в первый день глотаем 5-6 раз, во второй – 2 раза
  • При сжатых зубах прижать язык с кольцом из резины к альвеолам и удерживать его до 5 минут. Постепенно время удерживания увеличивается до 15 минут

  • Накладывать колечки из резины на середину и кончик языка. Губы приоткрыть, а зубы сомкнуть, после чего поднять язык вверх и прижать его к небному своду
  • Цоканье языком до 60 раз
  • Зевание
  • Проводить полоскания горла теплой водой для расслабления мышц

Новички выполняют данный комплекс упражнений сидя, далее – стоя:

  • Нижнюю челюсть выдвинуть до перекрытия нижними резцами верхних зубов. Удерживать челюсть в данном положении до 10 секунд, вернуться в изначальное положение
  • Вышеуказанное упражнение необходимо усложнить поворотами головы вправо-влево. Челюсть удерживать в данном положении максимально долго, повтор – 10 раз
  • Ноги на ширине плеч, руки отвести назад. Голову запрокинуть и выдвинуть нижнюю челюсть вперед до максимального краевого зубного смыкания



Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.

Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.

Содержание статьи:

Что это такое?

Прикус формируется за счет правильной работы мышц, расположенных в области зубных рядов и челюстного сустава. Любое нарушение в их функционировании приводит к формированию аномального положения зубов и челюстной дуги.

Основная цель миотерапии – восстановить правильное функционирование суставного и мышечного аппарата путем воздействия на них с помощью обычных упражнений, иногда в сочетании с массажем. По своей сути, миогимнастика – это тренировка мышц челюсти.


Методику целесообразно назначать в качестве комплексного или самостоятельного лечения. Также ее используют для закрепления эффекта после аппаратного ортодонтического лечения или в качестве подготовительной процедуры перед ним.

Принцип лечения данной методики заключается в комплексности воздействия.

Под воздействием активных двигательных упражнений улучшение наступает за счет четырех физиологических механизмов:

  • Биологической стимуляции роста костной ткани и развития мышц.
  • Формирования компенсирующего механизма.
  • Положительного влияния на трофические процессы.
  • Нормализации функциональных характеристик.

Под воздействием данных процессов происходит активное перестроение работы мышц и развития скелета в сторону анатомического равновесия.

Показания и противопоказания

Показаниями для назначения миогимнастики являются:

  • различные виды (дистальный, мезиальный и пр.) аномального прикуса I степени;
  • неровное расположение коронок;
  • гипотонус лицевых мышц;
  • нарушение функционирования ВНЧС (миогимнастика Рокабадо);
  • дисфункция круговых мышц рта и языка.


Миотерапия не может быть применена в ряде случаев:

  • гипертрофия мышечного аппарата лица патологического характера;
  • плохая подвижность сустава челюсти;
  • аномальный прикус III степени;
  • нарушения развития челюсти вследствие перенесенных общих заболеваний, например, рахита.

В зависимости от начального диагноза миотерапия может назначаться в качестве самостоятельной терапии либо сочетаться с другими методами коррекции.

Как правило, прикусы в сложной форме требуют комплексного лечения, и наряду с гимнастикой используется аппаратная коррекция с помощью съемных или несъемных ортодонтических устройств.

При слабовыраженных аномалиях в раннем детском возрасте бывает достаточно использовать одни лишь упражнения. Только при их неэффективности через 2 – 3 месяца проводится аппаратная коррекция.


Если гимнастика назначается для устранения миофункциональных привычек, то для выполнения упражнений часто используют специальные приспособления: вестибулярную пластину и металлический диск.

Данная методика в первую очередь направлена на лечение детей от 4 до 8 лет в период молочного прикуса. Челюсть в этом возрасте сформирована не до конца и хорошо поддается коррекции.

Также допустимо проводить лечение с помощью упражнений детей после 9 и до 12 лет, когда происходит активная смена зубов. Но терапия в этом случае будет более длительная.

Для коррекции зубочелюстного аппарата во взрослом возрасте миогимнастику используют редко, так как она дает минимальный эффект.

Преимущества и недостатки метода

Основным преимуществом данной методики является то, что корректировку можно проводить без применения ортодонтических аппаратов. Благодаря этому ребенок не испытывает психологический или физический дискомфорт.

При этом исключается травмирование слизистых и повреждение дентальной ткани.

К недостаткам миотерапии можно отнести:

  • длительность лечения;
  • невысокая эффективность в отношении выраженных аномалий;
  • при отсутствии системности быстро наступает регресс.

От чего зависит эффективность?

Чтобы максимально повысить эффект от упражнений, необходимо учитывать некоторые факторы:

  • гимнастику необходимо проводить качественно: максимально сокращать мышцы и постоянно увеличивать количество упражнений;
  • при возможности использовать дополнительные приспособления, позволяющие увеличить нагрузку на мышечный аппарат;
  • проводить системно в одно то же время;
  • комплекс упражнений должен подбирать только врач-ортодонт.


После использования миотерапии у пациентов одного возраста с одинаковым диагнозом результат нередко бывает совершенно разным. Чаще всего это бывает из-за несоблюдения рекомендаций и отсутствия системности.

Общие правила проведения

Независимо от того, какой комплекс был показан пациенту, упражнения должны выполняться с учетом общих правил:

  • Гимнастику начинают с легких упражнений и постепенно переходят к более сложным.
  • При сокращении мышцы должны двигаться с максимально допустимой амплитудой.
  • При выполнении необходимо постепенно увеличивать скорость сокращений. При этом между ними должна быть пауза, соответствующая времени сокращения.
  • Упражнения проводят в соответствии с предписанием врача либо до появления небольшой усталости.

Как проводится миогимнастика, смотрите на видео:

Примеры упражнений

Было определено большое количество упражнений, предназначенных для миогимнастики. Каждое из них показано при определенных патологиях или миофункциональных нарушениях.

При отсутствии симметричности соприкосновения двух челюстей используют лишь одно упражнение, которое позволяет частично или полностью устранить проблему.

Упражнение выполняется определенным образом: открывают рот максимально широко и передвигают челюсть в ту сторону, где отсутствует корректное смыкание.

Затем челюсть медленно смыкают до плотного сжимания зубов. И фиксируют данное положение не меньше 5 секунд.

После выполнения полностью расслабляют мышцы и снова повторяют движение.

Прикус мезиального типа поможет исправить следующий комплекс:

  • В положении сидя немного приоткрыть губы и откинуть голову слегка назад. Закрывая рот, пытаться коснуться кончиком языка твердого неба в районе основания.
  • В течение 5 минут осуществлять надавливание языком на лингвальную поверхность переднего ряда коронок.
  • Расположить нижнюю губу под передними коронками верхней челюсти и зафиксировать ее на полминуты.


Данный комплекс является прямым показанием при дыхании ротового типа и патологическом несмыкании губ:

Для купирования данной патологии гимнастику выполняют только стоя:

    Руки отвести назад за спину и вытянуть подбородок вверх. Не изменяя положения, выдвинуть подвижную челюсть как можно дальше вперед.

Выдержав несколько секунд, постепенно возвращают ее в обратное положение.

Чтобы получить эффект, рекомендуется повторять данное упражнение не меньше 10 раз за сеанс. В точно таком же положении, что и в первом упражнении, челюсть выдвигают максимально вперед до соприкасания режущей части резцов противоположных рядов зубов и удерживают до 20 секунд.

Так необходимо повторять 15 раз в 3 подхода на протяжении месяца.

Через 30 дней упражнение нужно слегка видоизменить, выдвигая челюсть так, чтобы нижний ряд зубов выходил вперед верхнего.

  • В течение 4 минут, не спеша, полностью открывать, а затем закрывать рот. Челюсть при этом остается зафиксированной. В сутки нужно проводить около 5 сеансов.
  • Такая несложная процедура как подрезание уздечки языка также требует применения гимнастики, которая будет тренировать мышечный аппарат, влияющий на развитие нижней челюсти:

    • Языком провести по внутренней стороне зубного ряда, как бы пересчитывая все зубы по очереди.
    • Открыть рот и обвести по кругу языком, касаясь внешней стороны губ. При этом необходимо пытаться достать до подбородка и кончика носа.
    • С усилием нажимать языком сначала на одну щеку, а затем на другую.

    Основная группа упражнений, восстанавливающих функции мышечного аппарата среднего участка языка, включает в себя:

    • На середину и кончик языка надеть два резиновых колечка. Затем зубные ряды смыкают, а губы слегка приоткрывают и прижимают кончик языка к поверхности небного свода. Положение фиксируют на 3 минуты.
    • Не менее 50 раз цокать языком. Упражнение повторять 6 раз в день.
    • Имитировать зевание в течение 2 минут.


    Для устранения проблемы прикуса открытого типа тренируют мышцы, от которых зависит поднятие нижней челюсти:

      Суть упражнения заключается в разжимании и сжимании зубных рядов до появления усталости.

    Чтобы понимать, какая группа мышц работает, и контролировать силу их сокращений, нужно положить пальцы на щеки в области последних моляров. Сжимание челюстей через сопротивление. В качестве сопротивления выступают два пальца руки, которые располагают на передних коронках подвижной челюсти.

    При ее поднятии нужно активно препятствовать движению.

  • Прикусывание карандаша или палочки передними резцами. Для того чтобы не повредить эмаль, на используемый предмет желательно надеть резиновую трубку. Упражнение выполняют с усилием не менее 5 минут.
  • Для исправления неправильного смыкания губ существует большое количество упражнений, которые легко выполняются детьми:

    • Язык вытянуть и расположить на нижней губе, при этом пытаться быстро прикрыть его верхней губой, как бы пришлепывая.
    • При плотном сжатии губ необходимо совершать языком движение по кругу, поочередно касаясь то верхней, то нижней губы.
    • Кончиком языка продольно проводят по небу, постепенно охватывая всю его поверхность.
    • Открыв рот как можно шире, прижать язык к небу. Затем, сомкнув губы, издать щелкающий звук, имитирующий удар молоточка.
    • Вытягивать губы трубочкой, при этом удерживая уголки губ пальцами.


    Данный комплекс показан при диагностировании глотания инфантильного типа:

      Выдвинуть язык таким образом, чтобы он принял форму столбика, и надеть на него специальное резиновое кольцо. При отсутствии такового можно воспользоваться обычной медицинской пипеткой, разрезав ее на колечки.

    Язык приподнять вверх к альвеолярному гребню передних зубов и сглотнуть. Рот и губы при этом должны быть открыты. За один сеанс необходимо совершить до 10 глотаний.

    Максимальный эффект от гимнастики будет в том случае, если повторять ее несколько раз в сутки.

  • Сомкнуть губы и приложить язык к альвеолярному гребню. Удерживать данное положение около 5 минут.
  • Как показала практика, миогимнастика является эффективным методом коррекции прикуса и положения зубов.

    Но чтобы положительный результат был гарантирован, не стоит забывать о регулярности и качестве выполнения упражнений.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Упражнения для нормализации функции дыхания

    Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

    Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

    Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продожительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

    Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

    Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры

    Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.

    Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.

    Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.

    Упражнения для нормализации функции смыкания губ

    Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

    Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

    Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

    Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

    Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

    Упражнения для нормализации функции дыхания

    Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

    Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

    Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

    Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

    Упражнение №6 Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.

    Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры

    Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.

    Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.

    Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.

    Упражнения для нормализации функции смыкания губ

    Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

    Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

    Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

    Упражнение №4 Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.

    Упражнение №5 Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.

    Упражнение №6 Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.

    Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

    Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

    Упражнение №6 Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.

    Упражнение №7 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

    Упражнение №8 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.

    Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челлюсть

    Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.

    Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.

    Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.

    Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогнатического прикуса

    Упражнения для нормализации функции дыхания

    Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

    Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

    Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

    Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

    Упражнения для нормализации функции смыкания губ

    Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

    Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

    Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

    Дополнительные специальные упражнения

    Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать до тех нор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение.

    Упражнение № 2. То же упражнение выполнять с попоротом головы сначала вправо, затем плево. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя. Голову слегка запрокидывают назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы установятся впереди верхних.

    Упражнение № 3 (с вестибулярной пластинкой). Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, 1 пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами.

    Упражнение № 4. Проложить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу удерживают до 30—50 минут во время спокойных игр, рисования, чтении, или когда ребенок смотрит телевизор.

    Упражнение № 5. Выполнять предыдущее упражнение, заменить полоску бумаги металлическим диском диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально, необходимо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Упражнение выполняется до утомления (от 30 сек до нескольких минут).

    Упражнение № 6 (с пластмассовой пластинкой). Ребенок нажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм, шириной 30—35 мм. длиной 60—120 мм. и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.

    Комплекс миогимнастических упражнений для лечения глубокого прикуса

    Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 сек, затем медленно установить в исходное положение.

    Упражнение № 2. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают между передними зубами, сжимают и разжимают зубы. По показаниям можно включать другие упражнения из предыдущих комплексов.

    Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогенического прикуса

    Упражнения для нормализации функции дыхания

    Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

    Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

    Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

    Упражнение №5 дох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

    Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

    Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

    Дополнительные специальные упражнения

    Упражнение № 1. Кончиком языка давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (3—5 мин).

    Упражнение № 2. При слетка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком языка пытаться достать задний край твердого неба.

    Упражнение № 3. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.

    Упражнение № 4. Открыть рот, медленно закрывать его, сметая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживать в этом положении 4—8 сек.

    Упражнение № 5 (с деревянным шпателем). Между зубными рядами помещают шпатель (ширина его равна ширине верхних резцов).

    Прикусить шпатель так, чтобы оказывать давление на небные поверхности верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.

    Комплекс миогимнастических упражнений для лечения открытого прикуса

    Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть

    Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.

    Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.

    Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.

    Комплекс миогимнастических упражнений для лечения перекрестного прикуса

    Упражнение № 1 (при смещении нижней челюсти в сторону). Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное положение, сомкнуть зубы и удерживать в этом положении нижнюю челюсть 4—5 сек.

    Упражнение № 2 (при одностороннем сужении верхней челюсти). Кончиком языка давить на небные поверхности верхних зубов и альвеолярный отросток на стороне сужения в течение нескольких минут.

    После выполнения каждого комплекса необходимо делать паузы в виде расслабляющих упражнений:

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.