Упражнения для голосовых связок от заикания


Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

В чем заключаются цели и задачи логопедической коррекции?


Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо.

Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

Какие именно виды логоневроза поддаются исправлению?

Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.


В зависимости от разновидности судорог определяют:

  • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
  • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
  • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

  • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
  • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
  • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

  • укреплению мышц;
  • регуляции дыхательного ритма;
  • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.


В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:


  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.
  • В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

    • логопедическом массаже и технике его проведения;
    • логоритмичесмких приемах коррекции проблемы.

    Дыхательная гимнастика для формирования правильного речевого дыхания

    Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

    Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

    Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?


    Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

    Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

    Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

    Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

    Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

    Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

    Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.


    При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

    На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

    Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

    Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

    Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

    Артикуляционная

    Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

    1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
    2. Движение челюстью вперед-назад.
    3. Движение челюстью влево-вправо.

    Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:


  • Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  • Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  • Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
  • Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

    Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

    Плюсы и минусы методов и применение в домашних условиях

    Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

    Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

    Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

    Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.


    К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

    Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

    Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

    Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

    Когда человек заикается, возникают проблемы с общением. На фоне этого заболевания у человека развивается ряд комплексов, он чувствует себя неполноценным членом общества, не может отстоять свою точку зрения, высказать мысль. Поэтому упражнения от заикания, которые являют важной составной терапевтических мероприятий, просто необходимы.


    Общие правила выполнения упражнений

    Заикание – название простонародное, в медицине оно характеризуется, как логоневроз. При выполнении специальных упражнений следует соблюдать общепринятые правила, особенно если это касается детей:

    • Создается доброжелательная обстановка – без нареканий, упреков, принужденности. Главное – соблюдать терпение.
    • Не всем детям нравится заниматься, поэтому необходимо увлекать ребенка, создавая вид игры.
    • Если человек напрочь отказывается от выполнения упражнений, не заставляйте его. В этом случае придется принять выжидательную тактику, после чего проводить занятия в процессе общения. То есть больной не должен подозревать о том, что это лечебное мероприятие.
    • При артикуляционной зарядке больной должен стоять перед зеркалом, чтобы контролировать правильность и точность каждого упражнения.
    • Зарядка проводится систематически, без длительных перерывов и пропусков. В противном случае невозможно добиться желаемого результата. К тому же это позволит малышу привыкнуть, и в последующем он станет заниматься самостоятельно, не осознавая этого.
    • Минимальный срок продолжительности – 2 месяца.

    Логопедические упражнения

    Главный специалист, который проводит занятия – логопед. Он разрабатывает индивидуальную схему лечения. Методик существует множество, но есть и стандартные логопедические упражнения:

    Дыхательная гимнастика

    Дыхательная гимнастика применяется при многих патологических нарушениях, поэтому логоневроз не является исключением. Данные занятия направлены на укрепление мышечной системы грудной клетки, глотки, гортани. Благодаря этому человек учится правильно дышать. А это приводит к точному и плавному произношению речи. К тому же дыхательная гимнастика во много раз ускоряет процесс терапии.

    Что можно делать:

    1. Пациента укладывают на спину, а на область живота устанавливают груз (взрослым достаточно предмета в 2 кг, детям – 300-600 грамм). После этого на протяжении 2-х минут необходимо ритмично вдыхать и выдыхать воздух, но не грудной клеткой, а животом. При этом установленные предметы должны приподниматься. Количество подходов в сутки – 5 раз.
    2. Выдувание воздуха. Для этого больного просят надувать воздушные шарики, мячи, круги для плавания и подобное. Если ребенок слишком мал, можно совместно с ним сделать бумажный кораблик и пустить его по воде в ванной. Главное условие – малыш должен самостоятельно на него дуть.
    3. Выдувать воздух можно при помощи бутылки, заполненной водой. В нее вставляют трубочку, через которую пациент дует, создавая пузыри.

    В течение всего дня необходимо через каждые полтора часа вставать и совершать глубокие вдохи носом. В этот момент плавно тянуть руки вверх. Выдыхать ртом, опуская конечности. Количество вдохов/выдохов – 10 раз.

    Увидеть наглядно выполнение дыхательной гимнастики при заикании Вы можете в следующем видео:

    Упражнения для мышц

    Звуки выдавливаются из гортани посредством тесного взаимодействия мышечной системы и голосового аппарата, поэтому разработка мышц играет немаловажную роль. Правильное дыхание создается диафрагмой, которая окружена мышечными волокнами. Представленные ниже упражнения укрепляют голосовые связки, улучшают функциональность легких.

    Пример эффективных занятий:

    Голосовые упражнения

    При помощи упражнений на голос можно добиться значительных результатов и избавиться от заминок в речи:

    Ритмическая гимнастика

    Довольно часто у заикающихся людей отсутствует правильное чувство ритма, поэтому его важно развивать. Это позволит снизить нервозность и тревожность (что, зачастую, возникает у больных при произношении слов). Достаточно совершать всего два действия:

    1. Читать стихи или прозу, но с выражением, так как одновременно с этим надо постукивать пальцами по поверхности стола. Главное условие – совпадение такта стуков с чтением.
    2. Произносить слова текста нужно под музыкальное сопровождение. Причем на каждом занятии музыка должна быть разной.

    Упражнения для дикции

    Разработка дикции позволяет укрепить мышцы, участвующие в формировании речи. Для этого существует ряд упражнений.

    Занятия для нижней челюсти:

    Занятия, развивающие подвижность губ:


    Комплекс упражнений, в начале которых произносить буквы без голоса, после протяжно и вслух:

    Читать стихи, проговаривать скороговорки и говорить, максимально проявляя мимику. Сниженная подвижность губ часто является первопричиной заикания. Именно поэтому данный комплекс необходим.

    Упражнения для языка:

    • максимально высунуть язык;
    • сделать движение сначала вправо, затем влево;
    • совершить языком круг в разные стороны поочередно;
    • всунуть язык в рот;
    • подвести к нёбу;
    • провести по зубам с внутренней стороны, потом с внешней.

    Во время выполнения тренировки строго следите за правильностью движений, что повысит выносливость языка и одновременно губ.

    Медитации

    Медитационные методы при заикании применяются с целью успокоения нервной системы. Пациент медленно входит в транс, абстрагируется от существующих проблем с речью, настраивается на позитив, благодаря чему нормализуется его состояние. Медитация позволяет ускорить процесс восстановления речевого дефекта, используется в комплексе с другими методиками.

    Для проведения процедуры необходимо успокоиться и расслабиться, включить умиротворяющую музыку. Полезно зажигать ароматические лампы с эфирными седативными маслами. Это может быть лаванда, чабрец, чайное дерево. Дополнительно можно принять ванну с этими же травами.

    Массаж

    Массажные действия снижают мышечный тонус и устраняют спазмы. Массаж должен делать специалист. Процедура проводится на шейно-воротниковой зоне и в области горла. Движения должны быть поглаживающими, мягкими.

    Также выполняется логопедический массаж языка. О нём подробнее написано тут.

    Занятия перед зеркалом

    Тренировки перед зеркалом позволяют лучше и быстрее выработать точность произношения слов. Именно так поступают все дикторы и актеры. Для этого нужно встать перед зеркалом и прочитать стих (наизусть), рассказать самому себе историю и т. д. Психологи рекомендуют в этот момент заниматься самонастроем и внушением (я больше не заикаюсь, у меня нет этой проблемы, я говорю четко, без запинок и т. д.).

    Слова нужно произносить не только правильно, но и разными интонациями, тембрами. Если сначала проговаривать басом, а потом альтом, можно значительно укрепить мышечный аппарат.

    Молчание

    Физические тренировки голосовых связок, грудной клетки, языка и других важных органов для восстановления речевых функций необходимы, но важно периодически соблюдать молчание, так как мышцам нужен отдых. Это позволит избежать спазмов и повышения мышечного тонуса.

    Если ребенку трудно молчать, можно поиграть с ним в любу игру, которая основана на этом режиме.

    Прием медикаментов

    Медикаментозная терапия назначается в основном для успокоения нервной системы совместно с выполнением упражнений для достижения лучшего эффекта. Группы препаратов:

    • Психостимуляторы способствуют устранению напряженности, тревожности, восстановлению сна. Медикаменты-транквилизаторы: Ноофен, Фенибут, Анвифен.
    • Седативные средства: Глицин, Персен, Новопассит, Мидокалм. Антидепрессанты: Циталопрам, Флуоксетин.
    • Нейролептические средства синтезируют дофамин в центральной нервной системе, успокаивают. Препараты: Тиоридазин, Рисперидон.
    • Аминокислоты ускоряют обменные процессы, происходящие в отделах головного мозга.
    • Ноотропы снимают судороги, усиливают защитные свойства организма. Лекарства: Пантокальцин, Гопантам, Пантогам.
    • Противоэлептические препараты: Прегабалин, Клоназепам.


    Больше о медикаментозном лечении заикания читайте в следующей статье.

    Народные методы

    Другие методы коррекции заикания

    В дополнение к основной терапии используются и другие упражнения, которые тоже обладают высокой эффективностью:

    Существуют ли противопоказания?

    Противопоказаний к упражнениям от заикания нет. Но если у больного существуют проблемы с позвоночником, или присутствуют сложные системные заболевания, то некоторые из тренировок могут быть противопоказаны. По этой причине подбором занятий должен заниматься исключительно специалист. Ведь упражнений в действительности очень много, и их можно заменять друг другом.

    Особенности занятий с детьми

    В отличие от взрослых, дети еще не осознают всю сложность проблемы с речью. Поэтому у них нет особого желания проводить постоянные тренировки. Следовательно, родители должны их к этому подталкивать, но так, чтобы малышу занятия были не в тягость. Для этого нужно придерживаться таких правил:

    • Никогда не заставляйте и не доводите ребенка до слез уговорами. Просите сделать то или иное упражнение ласковым тоном. Помните, дети должны находиться в спокойном состоянии.
    • Исключите дома крики, ссоры и скандалы. Когда малыш находится в доброжелательной обстановке, в нем просыпается интерес к занятиям.
    • Всегда преподносите тренировки в качестве игры.
    • Не пытайтесь заниматься с ним в присутствии посторонних людей. Малыш замкнется.
    • Контролируйте его дыхание и точность выполнения каждого действия. При этом поправляйте неправильные движения с любовью.
    • Больше пойте вместе, разучивайте стихи. Сначала в медленном темпе, потом ускоряясь.
    • Снизьте количество требований в повседневной жизни, чтобы оставалось больше времени на занятия.
    • Всегда хвалите и поощряйте.
    • Никогда не говорите ребенку о том, что его заикание – это позорно.
    • Обязательно обращайтесь за помощью к специалистам.

    Особенности упражнений для взрослых

    Взрослым людям гораздо проще проводить тренировки, потому что они осознают суть проблемы, умеют концентрировать внимание, понимают, как правильно делать упражнения. По этой причине особых требований к ним нет. Главное – строго следовать рекомендациям лечащего доктора, не заниматься самолечением и не слушать советы тех, кто далек от медицины.

    Упражнения от заикания являются основой для избавления от данной проблемы. На просторах Интернета можно найти множество самых разнообразных рекомендаций по выполнению тренировок, комплексов занятий. Но здравомыслящий человек должен руководствоваться предписаниями доктора, который составит индивидуальную схему ЛФК на основании разных факторов.

    Заикание (логоневроз) — это вид речевого расстройства, при котором невозможно беглое слитное произнесение слов. В зависимости от степени заикания речь может искажаться – от незначительных повторений отдельных слогов до полной невозможности произнести слово до конца.

    Заикание чаще всего обусловлено психо-эмоциональными причинами, но может вызываться также травмами, инфекционными и органическими поражениями.

    Чем раньше обнаружено расстройство и чем своевременнее начато его лечение (как медикаментозное, так и гимнастика от заикания), тем благоприятнее прогноз. Ниже мы разберем, какие упражнения можно рекомендовать для преодоления заикания.

    Виды упражнений от заикания

    Важно! Поскольку при логоневрозе нарушена, в основном, ритмически-дыхательная составляющая речи, необходимо подбирать комплекс упражнений от заикания, целенаправленно избавляющих от этого дефекта.

    Различают следующие виды тренировок:

    • голосовые упражнения (основная цель — научиться не бояться говорить, уметь управлять своим голосом);
    • артикуляционные упражнения — помогают укрепить мышцы губ, языка для более четкого произнесения слов;
    • дыхательные упражнения при заикании — направлены на регулирование дыхания в процессе речи, укрепление диафрагмы);
    • мышечная гимнастика — укрепляет мышцы резонаторной системы, диафрагмы;
    • ритмические упражнения — направлены на развитие ритмической стороны речи.

    Логопедические упражнения

    Логопедические или артикуляционные упражнения являются центральным звеном в лечении логоневроза. Они направлены на активизацию основных мышц, участвующих в построении речи: мышц губ, языка, щек, голосовых связок.

    К этой группе упражнений можно отнести следующее:

    Упражнения на дыхание при заикании играют важную роль в избавлении от логоневроза, ведь заикающийся человек говорит прерывисто, и часто ему будто не хватает воздуха, чтобы плавно закончить фразу. Наибольшей популярностью пользуется дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она состоит из ряда упражнений, которые можно выполнять лежа, сидя или стоя. Основная цель зарядки — контролировать вдохи и выдохи, их частоту, глубину и интенсивность.

    Возможны следующие вариации:

    • Сдувать ватный шарик со стола.
    • Дышать с игрушкой (или любым предметом) на животе так, чтобы было заметно опускание и поднимание мышц пресса.
    • Надувание воздушных шариков или мыльных пузырей.
    • Выдувание через соломинку в воду и др.

    Во втором случае нужно наклоняться, стараясь дотянуться руками до пола и шумно, при этом, вдыхая, точно насос втягивает с пола что-то.

    Выпрямляясь, спокойно выдыхать. Рекомендуется делать не менее 12 повторов.

    Как уже было отмечено, в основе логоневроза часто лежат эмоциональные нарушения. Они откладывают отпечаток не только на речевую деятельность, интонацию голоса, но и на мышечный каркас: формируются так называемые мышечные зажимы, которые, в свою очередь, лишь усугубляют положение. Заикающийся человек не может как следует перевести дыхание, в постоянном напряжении находятся мышцы шеи, горла, плечевого пояса. В комплексную терапию заикания необходимо включать упражнения, снимающие излишнее мышечное напряжение:

    1. Попеременное напряжение и расслабление разных частей тела.
    2. Задержка дыхания на 20-30 секунд – развивает легкие и активизирует кровоток, улучшает мышечную силу.
    3. Выпячивание живота, как мячик.
    4. Различные элементы из йоги (подойдут взрослым).

    Голосовая гимнастика призвана научить пациента управлять своим голосом, не бояться говорить громко и уверенно. Для этого подойдут:

    • Произнесение гласных нараспев.
    • Пение в любых видах.
    • Проговаривание слова с разной интонацией.
    • Имитация голосом различных звуков (пение птиц, стук мячика об пол, цокот копыт и пр.).

    Логоритмика при заикании часто нарушена. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс:

    1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
    2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен.
    3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а пациент должен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

    Есть ли противопоказания к упражнениям по исправлению заикания?

    Общие рекомендации по проведению занятий для коррекции заикания

    Избавление от логоневроза — процесс длительный. Следует понимать, что при работе с детьми, особенно младшего возраста, большое значение имеет занимательность занятий. Ребенок не должен скучать и чувствовать себя, как на допросе, или думать, что его принуждают. Важна доброжелательная обстановка, хорошее общее самочувствие.

    Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения, если он этого не хочет, так можно лишь усугубить расстройство. Не рекомендуется также выполнение зарядки в ущерб полноценному отдыху или общению с другими детьми: занятия нужно проводить максимально естественно и как бы мимоходом, играя.

    Важную роль играет и систематичность занятий. Хорошо бы незаметно ввести упражнения в ежедневный ритуал ребенка, например, при чистке зубов делать еще и дыхательную гимнастику, при купании — мышечную и т. п.

    Важно, чтобы ребенок привык к повторяющимся действиям, и не нужно было его каждый раз усаживать принудительно.

    Внимание! Результаты при лечении логоневроза наступают не ранее, чем через 2-3 месяца при условии постоянных ежедневных тренировок. Важно набраться терпения и четко соблюдать периодичность занятий. Необязательно проходить лечение только у логопеда, домашняя гимнастика от заикания также принесет положительный результат и поможет закрепить достигнутый эффект.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.