Упражнения для голосовых связок для взятия высоких нот

Лайфхак пения верхних нот в том, все очень логично! Достаточно знать, как устроен голосовой аппарат и как работают связки при пении. Западные исполнители давно открыли, что размер голосовых связок влияет на высоту голоса. А разное смыкание голосовых связок помогает легко брать и нижние, и верхние ноты.

О чем не помнят вокалисты — высокие ноты и голосовые связки.

Вспомните случай, когда вы громко вскрикивали от испуга или радости, звали кого-то издалека — ваш голос звучал выше, правда? И тоньше! Он не походил на обычный разговорный тембр.

Брать высокие ноты дано любому человеку от природы. При пении голосовые связки работают точно также, как и при разговоре. Они эластичны, могут удлиняться и становиться тоньше на верхних нотах, как натянутая струна. Это естественный процесс, что наверху голос получается тонким.

Жаль, но вокалисты редко об этом помнят и прибегают к другим методам — тужатся на “опоре”, давят звук на гортани, а потом страдают от зажимов!

Неопытные певцы стараются сомкнуть связки плотнее наверху, оставить их толстыми и короткими, чтобы звук был мощнее. Это в корне неверно. Послушайте примеры известных вокалистов ниже. На верхних нотах их голос звучит тоньше, так как они используют более тонкое смыкание голосовых связок!

Разное смыкание голосовых связок: как петь высокие ноты и низкие?

Повторюсь: размер голосовых связок влияет на высоту голоса! На высоких нотах голосовые связки — тонкие и длинные, смыкаются самыми краешками. А на низких нотах связки укорачиваются, становятся толще и смыкаются всей своей массой.

Посмотрите, как работают голосовые связки на видео, чтобы лучше понимать, о чем речь.

Мышцы гортани натягивают или ослабляют связки, и поэтому получается разная высота звука. Отсюда появляется понятие “грудной” голос и “головной” голос. На самом деле, нет никакого грудного или головного звука. Это всего лишь разное смыкание голосовых связок: тонкое — самыми краями — на “головном” звуке и более плотное на нижних нотах, “грудных”.

Подробнее в этом видео о голосовых связках:

Также существует такой отрезок диапазона, как фальцет (на верхних нотах) и субтон (на нижних). Это краевые точки вашего диапазона: самые высокие и самые низкие ноты, которые вы можете брать.

Такие типы смыкания происходят, когда голосовые связки больше не могут растягиваться и начинают смыкаться неплотно. Во время пения между ними образуется щель и выходит много воздуха. Получается пение “на придыхании”.

Использовать этот прием можно и в середине своего диапазона, если сомкнуть связки неплотно, выпустить больше воздуха сквозь них. Получится новая краска голоса — нежная и тихая, с выдохом. Например, как у знаменитых Mariah Carey или Sarah Connor. Слышно, как они чередуют разное смыкание связок на верхних нотах: то более плотное, то расслабленное с придыханием.

У мужчин лучше слышно тонкое смыкание связок наверху и плотное на нижних нотах в силу того, что мужские связки толще женских, и контраст получается четче. Получается яркое тонкое фальцетное “недосмыкание”. Часто пользуется таким приемом Sam Smith:

Если на фальцете сомкнуть связки плотнее, придыхание исчезнет, останется лишь тонкий высокий звук! В этом и заключается секрет, как петь высокие ноты.

Советую тренироваться таким образом:

  • Возьмите самую высокую ноту, которую можете, на очень тихом звуке.
  • Спойте ее с придыханием, фальцетом. Это поможет растянуться связкам без зажимов, стать тоньше.
  • Осторожно начинайте смыкать связки плотнее. Добейтесь того, чтобы из голоса ушло придыхание, как если бы вы не пели, а очень высоко говорили.
  • Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь переходить к верхним нотам без фальцета. Сразу брать их на тонком звуке.
  • Когда освоите этот метод, можно постепенно прибавлять громкость и пытаться спеть высокие ноты в полный голос, не теряя ощущения тонких голосовых связок.

Повторю, делать такие тренировки нужно на тихом звуке, чтобы голос не перешел на форсирование!

С тренировками фальцет уплотняется, превращается в высокий “головной” голос и звучит достаточно красиво, особенно у мужчин. Например, как поет высокие ноты Adam Levin (Maroon 5). Сравните с тем же фальцетом у Sam Smith в предыдущем треке.

А вот пример, как контрастно звучат нижние и высокие ноты у мужчин, и как умело можно вставлять фальцет во фразу.

Как поют высокие ноты знаменитые певцы и в чем их секрет?


За счет чего тогда у знаменитых вокалистов голос звучит наверху мощно, если он становится тоньше?!

Брать звук на тонких голосовых связках — лишь прием, который помогает петь высокие ноты легко и свободно. Помимо работы связок при пении у профессионалов включается целый комплекс мышц. Поднимается мягкое небо, язык принимает нужное положение. Имеет значение и форма рта, насколько он широко открыт. При мало открытом рте звук не может быть мощным! При правильном положении гортани во время пения голос звучит объемнее и “мясистее” на верхних нотах.

Современные методики вокала говорят о том, как сжимать сфинктеры и поворачивать хрящи гортани так, чтобы звук был пронзительный и объемный (твенг, белтинг), но не травматичный для голосовых связок. Гортань — еще один важный инструмент в работе над голосом. Она обеспечивает нужное смыкание связок и давление воздуха под ними. Освоив работу с гортанью, можно легко избавиться от зажимов. Данная техника будет описана в следующей статье.

Но как бы не изменялась гортань и ротоглотка, в какие резонаторы вы бы ни посылали звук, голосовые связки (!) все равно будут растягиваться и становиться тоньше при пении на высоких нотах. Профессиональные певцы всегда чувствуют это интуитивно и умело маскируют свой тонкий головной голос, добавляя объем и резонацию звука.

Зачем вокалистам знать, как работают связки при пении?

Современные поп-звезды постоянно меняют краски голоса — то вокалист “плачет”, то шепчет, то поет нежно и трепетно, то кричит или уходит в ультразвук. Сегодня никому неинтересно слушать одинаковую краску голоса на протяжении всей песни. Прошли времена, когда все стремились петь в речевой позиции по Сету Риггсу и звучать одинаково на всем диапазоне.

С помощью разных режимов смыкания голосовых связок можно сделать тембр голоса уникальным, добавить необычных нот, по которым вас будут узнавать.

Стоит научиться самостоятельно “переключать” голосовые связки из тонкого в толстый режим. Помогут освоить этот навык упражнения на переходы от верхних нот к низу и наоборот, например, на скачки или глиссандо в октаву и больше. Так голос научится перестраиваться на разные регистры автоматически.

Тренироваться на смену регистров для начала нужно на тихом звуке, иначе есть опасность, что вы не выйдете на тонкие голосовые связки, а будете кричать наверху.

И напоследок хочу сказать: не пойте бездумно, повышайте свой профессиональный уровень. Начать петь по-другому — легко и свободно, — можно прямо сегодня! Закрепить навык, как работают голосовые связки при пении, поможет лайфхак для голоса, который скоро появится в соответствующей рубрике.


  • Стол заказов
  • FAQ
  • Обратная связь
  • Наши продукты
  • Уроки на гитаре
  • Аккорды для гитары
  • Как настроить гитару?
  • Уроки пения
  • Уроки пианино
  • FAQ

Привет, гитарист!

В фальцетном режиме (см. урок "Регистры голоса") голосовые связки работают несколько иначе, чем при обычном разговорном голосе. Связки растягиваются сильнее, поэтому голос и становится таким тонким.

О фальцете

Некоторые опытные певцы поют головным голосом так, что этот голос и не назовешь фальцетом (например, Г. Лепс, В. Кипелов). Это - натренированный головной голос. Другие, менее опытные вокалисты, которыми "кишит" наша современная эстрада, обычно поют в речевом, более удобном режиме, а фальцет используют лишь изредка, фрагментально и совсем не надолго.

Мы с Вами уже знаем о регистрах голоса из урока "Регистры голоса", а также знаем, что такое Средний регистр. Чтобы развить голос (диапазон) вверх и петь высокие ноты, нужно работать именно со средним регистром.

Существуют некоторые упражнения и советы, которые помогут Вам "прокачать" средний регистр, и Вам будет проще брать высокие ноты не напрягаясь. Все упражнения выполняйте, естественно, с правильным дыханием (см. урок "Как самостоятельно поставить голос")

Упражнения и советы для развития головного голоса

Проделывайте нижеуказанные упражнения, чтобы тренировать свой головной регистр. Подходите к ним систематически, тогда результаты будут лучше.

1. Расслабьтесь. Используйте визуализацию - при пении высоких нот не думайте о том, что Вы поете высокую ноту, представьте, что это простая, удобная для Вас нота. Иногда именно подготовка к высокой ноте как раз не дает ее спеть хорошо. Вы думаете: "Вот, сейчас будет высокая нота" и настраиваетесь на это. А этого делать не надо. Отключите мозг, не думайте о высокой ноте, пусть голос сам за Вас все сделает!

2. Добавьте к высоким (фальцетным) нотам немного грудного голоса, тогда Ваш фальцет не будет таким явным, как у неопытного вокалиста-любителя.

3. Начиная от среднего регистра Вашего голоса - пойте все выше и выше. Главное - не напрягать голос, все должно быть естественно, без напряжения. Выполняйте это упражнение систематически, и вскоре Ваш средний регистр станет намного выше.

4. Доставайте высокие ноты не снизу, а сверху. Когда Вы поете высокие ноты, не подъезжайте к ним снизу, а пойте их так, как будто Вы нажимаете на невидимую верхнюю клавишу.

5. Расслабьтесь. Точнее, расслабьте гортань. Забегая вперед, можете посмотреть урок "Как избавиться от зажимов?".
Чтобы расслабить гортань, перед началом всех упражнений - зевайте. Да-да, просто зевайте. Все гениальное - просто!

Зеванием Вы расслабляете не только гортань, но и весь голосовой аппарат, а также избавляетесь от вокальных зажимов. А еще лучше - сохраняйте ощущение зевка даже во время пения высоких нот. Ведь что происходит во время зевка: гортань (кадык) опускается (можете проследить за этим и удостовериться). Так вот, также и во время пения высоких нот гортань не должна задираться кверху, как у многих новичков, а должна либо оставаться на месте, либо быть немного опущена, как во время зевка.

6. Во время взятия ноты, толкните живот (диафрагму) вперед. Это убережет Вас от излишнего напряжения на связки, а вся нагрузка будет отдаваться диафрагме, опоре, как это и должно быть.

7. Во время прохода голоса наверх - поднимайте вместе с голосом руку (любую) снизу вверх. Это поможет Вам на психологическом уровне. Ведь морально Вы будете чувствовать поддержку - руку, которая помогает Вам петь высокие ноты.

Заключение

Вот мы с Вами немного разобрались с головным голосом и узнали о том, как петь высокие ноты. Самое главное - практика. И никогда не останавливайтесь на пол пути, все обязательно получится, а я Вам в этом помогу чем могу.

Теперь переходим к следующему уроку, где мы вместе с Вами узнаем о том, как освободить голос от зажимов. Я расскажу Вам, какие виды зажимов бывают и как их преодолеть. Это очень важный момент, поскольку в ряде случаев именно зажимы голоса бывают очень сильным препятствием на пути к вокальному мастерству. Дерзайте!

Безусловно, каждый певец метающий стать настоящим профессионалом старается расширить свой голосовой диапазон. При этом расширить голос в сторону высоких тонов, гораздо легче, чем в сторону низких. Некоторые полагают, что петь высокие ноты могут лишь люди с врожденными способностями. Но это не так. При постоянных и правильных тренировках научиться петь высокие ноты может каждый. Многие композиторы пишут свои сочинения в одной октаве, так как певцу удобней всего петь в его речевом диапазоне. Однако усложнение композиций, требует расширения голосового диапазона, и для того чтобы быть хорошим певцом просто необходимо уметь петь как минимум в диапазоне 2-х октав.

Высокий голос или фальцет — это голос, который звучит выше, чем обычная человеческая речь. Многие певцы поют головным голосом, который, тем не менее, не является фальцетом. Давайте разберемся, что называют фальцетом.


Когда голосовые связки находятся в растянутом состоянии, они вибрируют с большей частотой, за счет чего и достигается звучание на более высоких тоннах.
Переход с речевого голоса на фальцет, как правило, резкий, поэтому в первую очередь необходимо научиться, плавно соединять низкие тонна с фальцетными.
Для того чтобы фальцет звучал красиво и объёмно необходимо не только уметь делать плавные переходы, но и правильно сочетать работу грудного и головных резонаторов, а также правильно поставить дыхание. Звук, который получается при выполнении этих условий, называют микстом.


Чтобы научится петь фальцет, необходимо определить голосовой диапазон. Для этого нужно, плавно, полутонами подниматься, до того момента пока не почувствуется напряжение, затем таким же образом спуститься вниз. Таким образом, можно обнаружить верхнюю и нижнюю границу фальцета. Следует отметить, что речевой диапазон (диапазон в котором человек разговаривает), и фальцет накладываются друг на друга. Область в которой происходит это наложение называется — средним регистром. Необходимо хорошо владеть и уметь контролировать этот участок голоса, так как именно в нем происходит основной переход с речевого диапазона в фальцет. Для развития голосового диапазона в сторону высоких тонов работать нужно со средним регистром.


Советы и рекомендации, как брать высокие ноты


Чтобы брать высокие ноты, необходимо соблюдать некоторые рекомендации и правила.


1. Первое что необходимо сделать, это расслабить гортань. Обязательно нужно сохранять гортань в спокойном положении, иначе высокая нота прозвучит зажато. Для этого, перед тем как петь можно просто зевать. Дело в том, что процесс зевания помогает расслабиться всему голосовому аппарату, в том числе и гортани. Также зевок, помогает избавиться от зажимов. Еще очень хороший способ брать высокие ноты это петь на зевке. Очень важно, чтобы во время пения гортань не поднималась, а была либо на месте, либо даже немного опущена. Последнее как раз и достигается во время зевка.
Также можно представить резкое приседание за секунду то того, как нужно спеть высокие ноты.

2. Очень важно не думать о том, что это высокая нота, и стараться исполнять ее так, как будто это нота с удобного для вас диапазона.
3. Тоже самое необходимо проделать и с дыханием. Само собой разумеется, что пение происходит на выдохе. Поэтому певцу нужно представить глубокий вдох так, как будто он вдыхает во время пения. Соответственно звук будет идти не наружу, а во внутрь.
4. Для расширения диапазона, необходимо начинать петь со среднего регистра, постепенно увеличивая тональность. Выполняя это упражнение систематически можно расширить голосовой диапазон.
5. Высокие ноты нужно брать сверху, а не снизу. Можно представить воображаемую верхнюю клавишу, выше той ноты которую нужно спеть.
5. Для того чтобы избавится от лишнего давления воздуха на связки, необходимо выполнить резкий толчек вперед диафрагмой, в момент начала фонации. Для опытных певцов эта задача не составит труда, а вот начинающим исполнителям нужно этому поучиться.
6. Для взятия высоких нот нужно не забывать о хорошей опоре. Нужно хорошо опереться на ноги, но необходимо следить за тем чтобы напряжение было лишь в брюшной полости за счет работы диафрагмы, и ни в коем случае не чувствовалось на горле.
7. Начинающим певцам можно также слегка поднять, расслабить руки. Очень важно чтобы плечи были не зажаты и свободны.
8. Чтобы голос звучал объемно и красочно к фальцетным нотам нужно обязательно добавлять грудной голос. В этом случае звучание будет не только высоким, но и насыщенным.
9. Ну и самое главное это то, что необходимо направлять звук вертикально, в головной резонатор. В противном случае звучание будет слабым и тусклым.


Выполняя все рекомендации нужно понимать, что нельзя давать сразу большую нагрузку на голосовые связки. Упражнения нужно выполнять медленно и постепенно. Прежде чем пытаться взять еще более высокую ноту, нужно добиться идеального и ровного звучания на предыдущей ноте. Выполняя упражнения на расширения диапазона, можно обнаружить то, что дальше определенного звука голос не поднимается. Это происходит вследствие работы вокальных зажимов. Зажим происходит за счет срабатывания ложных голосовых связок. Происходит это рефлекторно, так как связки пытаются защитить организм от большого давления воздуха, которое необходимо во время пения. Чтобы избавится от зажимов (что означает раздвинуть рефлекторно сжимающиеся ложные голосовые связки) необходимо “петь на улыбке”. Это фраза не означает, что нужно во время пения улыбаться. Дело в том, что разжать связки поможет только внутренний искусственный смех, который нужно научиться вызывать во время пения. Соответственно выражение петь на улыбке означает натренироваться вызывать эмоции смеха.
Для этого также существует целый комплекс упражнений, которые необходимо систематически выполнять.
Только при отсутствии зажимов, правильной постановке дыхания, выполнению основных рекомендаций и постоянных тренировках можно научиться с легкостью петь высокие ноты.

Если вы планируете выступать на большой сцене или вам просто нравится петь в компании друзей или одиночестве, то вам просто необходимо сначала правильно поставить свой голос.


Азы, при постановке голоса для пения

Дыхание имеет очень большое значение для правильно поставленного голоса, влияя на его силу и выразительность. Если вы научитесь правильно управлять своим дыханием, то впоследствии это избавит вас от возможных травм, которые могут быть вызваны перенапряжением голосовых связок.

Когда вы поете, ваш вдох должен быть емким, но коротким, но выдыхать следует медленно. Именно на выдохе происходит звучание, поэтому он должен быть плавным и непрерывным.

2. Резонаторы

Стоит отметить, что певческий звук становится слышен тогда, когда воздух, который мы выдыхаем из легких, пытается прорваться сквозь закрытую голосовую щель. После этого начинается колебание связок. Как правило умение правильно пользоваться резонаторами приходит постепенно – после того как певец научиться держать под контролем собственное пение. Впоследствии, с помощью этого навыка вы научитесь направлять звук в нужную точку.

3. Тембр голоса

Практически любой голос может обрести профессиональное звучание, если его обладатель научиться управлять его эмоциональной окраской. Давайте определимся с тем, какие в целом существуют тембры голоса. Итак, среди мужских – тенор (самый высокий), баритон, бас. Женские тембры: сопрано, меццо-сопрано, альт, контральто.

Самостоятельно вы вряд ли сумеете определить, какой у вас тембр – с этой задачей справиться спектрометр или преподаватель по вокалу.

4. Вокальная опора - что это такое

Вокальной опорой можно назвать пение, при котором задействована диафрагма. При наличии вокальной опоры нет нужды в сильном напряжении голосовых связок. Имея вокальную опору, вы сможете петь несколько часов подряд, поэтому будущим певцам, безусловно, нужно развивать ее.

Как петь на опоре?


Можно ли научиться петь с нуля в домашних условиях

Главное в этом вопросе не навредить себе. Помните, что для того, дабы голос был хорошо поставлен, следует много и усердно заниматься, а не ждать быстрых результатов. Связки нуждаются в тренировке, и сразу не могут быть готовы к исполнению сложнейших партий. Вы можете многое знать о том, как правильно петь, но если не начнете с тренировок, то вся эта теория ничего не будет значить.

Начинать следует с распевки – не берите сразу верхние или нижние ноты, их вы покорите потом, после распевки в среднем диапазоне.

Сейчас практически в любом городе существует немало школ, которые вам помогут поставить голос и стать профессиональным певцом. Если пока вы не можете решиться на то, чтобы приступить к занятиям с преподавателем, то для вас имеются онлайн-уроки, которые ведут опытные вокалисты. Несомненно, из них вы сможете почерпнуть немало интересного для себя и раскрыть в себе все певческие таланты.

Если вы будете регулярно заниматься, то это будет способствовать выработке сильного и красивого голоса. При этом важно не забывать беречь связки! Для этого вам поможет небольшой и легкий массаж. Начните с легкого нажатия большим пальцем на область гортани. Массируя горло в процессе пения, вы возложите на связки гораздо меньшую нагрузку. Подобное действие можно делать во время затянувшейся тренировки.

В целом, вы можете петь любую понравившуюся и хорошо известную вам песню, но, конечно же, важно это делать в унисон с исполнителем. Вы можете включить какую-нибудь музыкальную композицию, подпевая певцу. Будет хорошо, если это занятие вы запишите. Потом, прослушивая получившуюся запись, постарайтесь определить, в каких моментах у вас были недочеты.


Как распеть голос самостоятельно

Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда. Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками. Также следует полностью исключить курение.

Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.

Определим основные причины такого явления:

  • Регулярные нагрузки на голосовые связки. Такая проблема бывает не только у певцов, но и у преподавателей, актеров и людей любых профессий, связанных с ораторским искусством.
  • Инфекционные заболевания гортани.
  • Воздействие холодных напитков, дыма.
  • Ожог (термический либо химический).
  • Парезы связок.
  • Опухоль гортани.

В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.

Как развить нужный тембр голоса

Многие люди пытаются выработать более глубокий тембр голоса, дабы придать ему больше чувственности и загадочности.

Это сделать непросто, однако все же, при должном усердии, все получится:

  • Первым делом важно научиться дышать диафрагмой, это способно придать глубины вашему голосу.
  • Произнося слова, пытайтесь извлечь звуки из диафрагмы.
  • Попробуйте сознательно понизить свой голос. Один из способов – прижать к горлу спинку языка. Вам предстоит отыскать нужное положение, подвигав языком. В целом тренируйтесь занижать тембр своего голоса, пока это не станет привычкой. Однако, если у вас возникнут дискомфортные ощущения, лучше сделать небольшой перерыв.

Как научиться хорошо петь, если нет голоса

В первую очередь важно отслеживать собственные недочеты и пытаться их исправить. В этом вам могут помочь аудио-записи собственного голоса. Не думайте, что вы на слух сможете определить свое мастерство – лучше воспользоваться диктофоном, а если его пока нет, попробуйте при пении закрыть одно ухо, чтобы лучше себя слышать.

Не стоит слишком увлекаться пением, если чувствуете усталость – в таком случае вы можете только навредить в себе. Обратите внимание, что если вы ощутили слабость в животе, то это значит, что пока у вас слабая опора, но дело еще пойдет в гору. Гораздо хуже, если у вас запершило в горле – скорее всего вы перегружаете связки, и в этом случае обязательно следует сделать перерыв. Отслеживайте эти моменты.

Многие люди убеждены, что не обладают певческим талантом только потому, что в детстве не выступали с песнями на утренниках. На самом деле, после занятий вокалом, можно достичь не малых высот в пении даже тем людям, которые в детстве к нему не тяготели.

Если вы желаете попадать в высокие ноты, важно тренировать свое тело. Начав петь, втяните низ живота, расслабив его верхнюю часть, тем самым обеспечив поддержку нижним прессом. Также старайтесь не слишком высоко поднимать гортань, повышая тон, дабы не сорвался голос. Старайтесь контролировать ситуацию, положив во время пения над гортанью пальцы. Со временем вам удастся добиться того, чтобы при пении гортань располагалась внизу.

Не следует глядеть вверх при пении высоких нот. Смотрите вперед, не перегибайте горло, тем самым делая звук напряженным. Заметьте, что если вы продвинете язык немного вперед, то это подарит высоким нотам более яркое звучание.

Для того чтобы ваш голос был сильным, необходимо научиться правильному и глубокому дыханию.

Совершая вдох и выдох, надувайте живот. Убедитесь, что вы все делаете верно: приложите ладони к талии (по бокам, ближе к ребрам), так чтобы большой палец находился на спине, а прочие – на животе. Вдыхая и выдыхая вам необходимо чувствовать, как ладони расходятся и сходятся вновь.

Возможно, глубокое дыхание пока требует от вас серьезных усилий. В таком случае, лягте на пол спиной, положив ладони на живот. Следите затем, что бы при вдохе-выдохе, ваши руки поднимались и опускались. Плечи должны оставаться неподвижными!

Если вы планируете посетить уроки вокала, то важно знать, что вас на них ждет, и на что обычно обращают внимание педагоги:

  • комплексные упражнения, способствующие развитию голоса;
  • расширение диапазона, проработка интонации, гибкость голоса;
  • теория и практика пения;
  • певческое дыхание;
  • улучшение дикции и артикуляции;
  • изучение особенностей голосового аппарата.

Помните, что прежде, чем вы научитесь петь, может уйти немало времени, но это совершенно не повод для расстройства – заранее готовьтесь к подобному развитию событий. Если у вас не получается освоить певческое ремесло в домашних условиях, то, непременно, обратитесь за помощью к педагогу, который поможет вам найти собственное идеальное звучание.

Голос у человека является одним из главных средств для общения с окружающими людьми. Именно поэтому его потеря создаёт массу неудобств и проблем. За наличие голоса у человека отвечают голосовые связки – они представляют собой две эластичные мышцы, которые расположены в гортани и крепятся к хрящам гортани. Для появления звука необходимо, чтобы связки полностью смыкались, к сожалению, существует много причин, которые приводят к проблемам с голосом и его полному отсутствию.


Основные причины потери голоса

Существуют множество причин, которые приводят к потере голоса, основными из них являются:

  • Различные инфекционные болезни дыхательной системы в частности — гортани, такие как тонзиллит, фарингит, ларингит.
  • Постоянные нагрузки на голосовые связки – у преподавателей, военных, певцов.
  • Воздействие пыли, дыма, холодного воздуха и напитков.
  • Ожоги как химические, так и термические.
  • Опухоли гортани.
  • Параличи или парезы связок.

Существуют определенные симптомы, которые характерны для заболеваний, сопровождающихся потерей голоса, к ним относят:

  1. Появление охриплости.
  2. Постепенно человек переходит на шёпот.
  3. Полная афония – то есть отсутствие голоса.

У детей основной причиной утраты голоса могут стать папилломы – доброкачественные опухолевидные новообразования, которые необходимо как можно раньше удалять. Основным признаком при этом заболевании является непрекращающаяся охриплость голоса.

Методики лечения


Главным фактором в определении методов лечения при потере голоса является выяснение причины данного состояния. Очень часто лечение заключается в устранении симптомов основного заболевания, которое и привело к поражению голосовых связок и потере голоса.

На сегодняшний день для разработки голосовых связок применяют специальные комплексы упражнений. В основном они разрабатывались фониатрами (так называют специалистов, которые занимаются восстановлением голоса), поэтому являются достаточно эффективными. Однако зачастую добиться полного восстановления голоса можно только при проведении комплексного лечения, которое назначает врач.

Главное, на что следует обратить внимание пациентов, у которых пропал голос – это соблюдение молчания.

Ни в коем случае не следует надрывать связки и говорить через силу, это может привести к афонии, после которой восстановить голос в полном объёме будет очень сложно. Кроме того, необходимо избегать употребления горячей, острой, соленой и холодной пищи. Также нужно будет забыть о спиртных напитках, кислых фруктах, например, цитрусовые следует полностью исключить из рациона больного.

Способы восстановления голоса

Как указывалось выше, для восстановления утраченного голоса назначаются специальные дыхательные упражнения. На сегодняшний день существуют различные комплексы, которые помогают восстановить голос и улучшить его звучание.

Для людей с частично утраченным голосом полезны следующие упражнения:

Вначале необходимо присесть на корточки, при этом расстояние между коленями должно составлять не больше размеров 1–2 кулаков. Спина при этом должна оставаться ровной, руки нужно положить на колени. Находясь в таком положении нужно сделать выдох, максимально напрягая руки, горло и шею. Через 6-10 секунд можно расслабиться, и сделать несколько обычных вдохов-выдохов и повторить глубокий выдох.

Подобные упражнения следует сделать 6-10 раз, их можно повторить через пару часов.


Ещё одним эффективным способом расслабить связки является снятие напряжения с диафрагмы, именно по этой причине у многих людей возникают проблемы с голосом. В таком случае применяют специальные методики дыхательной гимнастики, среди них особое место занимает система Стрельниковой. Эту методику используют в ведущих клиниках и центрах нашей страны для лечения других заболеваний дыхательной системы.

Как можно укрепить связки

Кроме специальной гимнастики для голосовых связок и назначения прочих процедур фониатром, вернуть голос и улучшить состояние пациента помогут и средства, предлагаемые народной медициной.

Хорошим средством для укрепления связок является полоскание горла отваром из трав, для его приготовления нужно взять: цветки ромашки, календулы и листья эвкалипта.

Отличным способом укрепить связки является приём смеси из растёртых с сахаром и сливочным маслом сырых желтков куриных яиц.

Медики при охриплости голоса рекомендуют через каждые два часа полоскать горло раствором фурациллина, морской соли или настойки прополиса. Часто их чередуют с приёмом антибактериальных препаратов, в случае, если причиной афонии или охриплости голоса являются инфекции, это позволяет улучшить состояние больного.

При проведении лечебной гимнастики и других процедур для восстановления голосовых связок необходимо по возможности исключить все факторы, способствующие раздражению гортани, в частности, отказаться от продолжительных разговоров по телефону. Это, по мнению специалистов, сильнее раздражает голосовые связки, чем обычное живое общение. Нежелательно также выходить из тёплого помещения на холод. Кроме того, следует избавиться от курения, так как вдыхание никотина раздражает связки.

При чрезмерном напряжении на связках образуются узелки, которые представляют собой наросты, они и будут создавать помеху для нормального звучания вашего голоса.

Для укрепления связок нужно произносить слова только на выдохе. Улучшить звучание или полностью восстановить утерянный голос можно только при чётком соблюдении рекомендаций врача и регулярном проведении назначенных методик лечения, в том числе и точного выполнения дыхательной гимнастики.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.