Упражнения для голосовых связок для пения для начинающих



Звуки речи формируются следующим образом. На выдохе поток воздуха проходит через ротовую и носовую полости, и в результате появляется звук.

Ниже расскажу, почему для работы над техникой речи важно заниматься постановкой дыхания.


Раскрыть тембр своего голоса может каждый человек. Секрет в том, чтобы научиться правильно дышать.

Вот три основных момента в процессе дыхания: вдох, выдох и пауза.

В речи важно сократить время вдоха и паузу и продлить время выдоха. Объем грудной клетки увеличивается при сокращении межреберных мышц и диафрагмы. Это помогает набрать больше воздуха в легкие. При вдохе добивайтесь активной работы дыхательных мышц.



1. Встаньте прямо, ладонь положите на диафрагму. Затем выдохните и медленно, глубоко вдохните.

При верном выполнении упражнения рука ощущает движение стенки живота. При выдохе рука возвращается в исходное положение. Если же никакого движения нет, вдох вы сделали при помощи других мышц. В этом случае лягте на спину — диафрагма обязательно примет необходимое положение. Делайте вдох и выдох несколько раз.

2. Встаньте прямо, положите обе руки ладонями на ребра. Большой палец при этом направляйте к спине. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.

Теперь сосредоточьтесь на работе дыхательных мышц в комплексе.

Выполните следующее упражнение

Встаньте прямо, сделайте выдох. На счет раз на вдохе втяните живот. На два — расширьте грудную клетку. На три — на несколько секунд подтяните живот еще. Затем медленный выдох.
Сначала сделать такой вдох будет непросто. Тренируйтесь систематически.

Бытовое дыхание состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. После выдоха следует пауза. При активном речевом дыхании последовательность меняется: вдох, пауза и выдох. При этом выдох намного длиннее вдоха.

Дыхательная гимнастика помогает овладеть коротким вдохом и длительным выдохом. Воздух при этом важно распределять равномерно.

1. Не тренируйте дыхание в душной, пыльной или сырой комнате.

2. Не делайте упражнения после еды.

3. Занятия проводите в свободной одежде.

4. Воздух вдыхайте через нос. Выдох делайте через рот.

5. Вдох делайте бесшумно.

7. Дышите свободно, равномерно.

8. Не переутомляйтесь. Не делайте упражнения через силу. При недомогании отложите занятия.

9. Следите за тем, чтобы плечи и ключица при вдохе не поднимались и при выдохе не опускались.

10. Стойте прямо, плечи слегка отведите назад. Голову держите прямо, ноги расставьте на ширину плеч.

Следующее упражнение поможет ощутить работу резонаторов. Встаньте в исходное положение. Выдохните воздух, затем вдохните. На выдохе протяжно произносите:

МММИ — МММЭ — МММА — МММО — МММУ — МММЫ

Делайте это на одной ноте. Звук отражается в груди, когда берете низкую ноту. Если же звучит высокая нота, резонирует голова, а звук ощущается в носовой полости.

Тоже сочетание звуков произнесите на разных нотах, переходите постепенно от низких к высоким. Теперь вернитесь обратно — от самых высоких нот к самым низким. Это упражнение рекомендуется выполнять с музыкальным инструментом, чтобы убедиться в правильности звучания голоса. Воспользуйтесь пианино, а если его нет, скачайте приложение.
Для Андроида — Perfect piano, для Айфона — Симулятор фортепиано.


1. Ни в коем случае нельзя переутомлять голосовой аппарат. На первых порах делайте упражнения 5 минут в день. Затем постепенно увеличивайте время до 10 минут в день, но систематически, ежедневно.

2. В обычной речи старайтесь не кричать, не напрягать голос.

4. Алкоголь и никотин травмируют связки.

5. Избегайте резкой перемены температуры.

6. При малейшем недомогании голосового и дыхательного аппарата сразу обратитесь к врачу.


2. Теперь вперед, вправо и влево. Челюсти сжаты.

3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх. Челюсти сжаты.

4. Движение сомкнутых губ вперед и затем по кругу. Упражнение делайте медленно, потом постепенно увеличивайте темп. Сначала в правую сторону, затем в левую.

5. Верхняя губа поднимается вверх, но не слишком высоко, чтобы не обнажать десен.

6. Нижняя губа опускается вниз при неподвижной нижней челюсти. В начале, если сложно удерживать челюсть неподвижной, придерживайте рукой.

1. Раскройте рот на 3 см. Язык плашмя, кончик у корней передних зубов, спинка слегка углублена. Корень языка опустите, как при зевке. Это исходное положение для правильного звукотечения.

2. Выдвижение нижней челюсти вперед.

1. Язык высуньте и опустите вниз. Затем выдвиньте вперед, поднимите вверх и уберите за зубы.

2. Кончиком языка двигайте у углов рта вправо и влево.

3. Язык заверните вверх и назад, к гладнам. Затем вернитесь в исходное положение.

Гимнастикой языка достигается эластичность перепонки под языком, вырабатывается подвижность и гибкость. Язык становится эластичным и подвижным.

1. При отработке звуков в первую очередь обратите внимание на положение частей речевого аппарата. Если язык слишком высоко поднят или губы слишком сильно раздвинуты, приведите их в нужное положение. Постоянно контролируйте себя.

2. Отрабатывайте звуки в слогах и сочетаниях с другими звуками. Полезно делать дополнительные упражнения. При отработке определенного звука придумывайте слова, в которых этот звук находится в начале, в середине и в конце. На звуки п — б: поп, баба, барабан, палуба, бензо­бак, баобаб, пупок, бибабо. Желательно подбирать слова со звуками, которые изучили, чтобы лишний раз повторить и их. При отработке согласного звука полезно проделывать упражнения на сочетания согласных. Речевой аппарат становится подвижным. Например, можно сочетать звуки П-Т и Б-Д: ПТИ—ПТЭ—ПТА, БДИ—БДЭ—БДА, ТПИ—ТПЭ—ТПА, ДБИ—ДБЭ—ДБА.

3. Каждый звук отрабатывайте до тех пор, пока не достигните четкости и беглости произношения.

4. При отработке звуков обратите внимание на те, которые произносите неправильно. Во время занятий и в бытовой речи следите за произнесением таких звуков.

5. Теперь переходите к тренировке звуков на небольших фразах и стихотворных текстах.

Если вы планируете выступать на большой сцене или вам просто нравится петь в компании друзей или одиночестве, то вам просто необходимо сначала правильно поставить свой голос.


Азы, при постановке голоса для пения

Дыхание имеет очень большое значение для правильно поставленного голоса, влияя на его силу и выразительность. Если вы научитесь правильно управлять своим дыханием, то впоследствии это избавит вас от возможных травм, которые могут быть вызваны перенапряжением голосовых связок.

Когда вы поете, ваш вдох должен быть емким, но коротким, но выдыхать следует медленно. Именно на выдохе происходит звучание, поэтому он должен быть плавным и непрерывным.

2. Резонаторы

Стоит отметить, что певческий звук становится слышен тогда, когда воздух, который мы выдыхаем из легких, пытается прорваться сквозь закрытую голосовую щель. После этого начинается колебание связок. Как правило умение правильно пользоваться резонаторами приходит постепенно – после того как певец научиться держать под контролем собственное пение. Впоследствии, с помощью этого навыка вы научитесь направлять звук в нужную точку.

3. Тембр голоса

Практически любой голос может обрести профессиональное звучание, если его обладатель научиться управлять его эмоциональной окраской. Давайте определимся с тем, какие в целом существуют тембры голоса. Итак, среди мужских – тенор (самый высокий), баритон, бас. Женские тембры: сопрано, меццо-сопрано, альт, контральто.

Самостоятельно вы вряд ли сумеете определить, какой у вас тембр – с этой задачей справиться спектрометр или преподаватель по вокалу.

4. Вокальная опора - что это такое

Вокальной опорой можно назвать пение, при котором задействована диафрагма. При наличии вокальной опоры нет нужды в сильном напряжении голосовых связок. Имея вокальную опору, вы сможете петь несколько часов подряд, поэтому будущим певцам, безусловно, нужно развивать ее.

Как петь на опоре?


Можно ли научиться петь с нуля в домашних условиях

Главное в этом вопросе не навредить себе. Помните, что для того, дабы голос был хорошо поставлен, следует много и усердно заниматься, а не ждать быстрых результатов. Связки нуждаются в тренировке, и сразу не могут быть готовы к исполнению сложнейших партий. Вы можете многое знать о том, как правильно петь, но если не начнете с тренировок, то вся эта теория ничего не будет значить.

Начинать следует с распевки – не берите сразу верхние или нижние ноты, их вы покорите потом, после распевки в среднем диапазоне.

Сейчас практически в любом городе существует немало школ, которые вам помогут поставить голос и стать профессиональным певцом. Если пока вы не можете решиться на то, чтобы приступить к занятиям с преподавателем, то для вас имеются онлайн-уроки, которые ведут опытные вокалисты. Несомненно, из них вы сможете почерпнуть немало интересного для себя и раскрыть в себе все певческие таланты.

Если вы будете регулярно заниматься, то это будет способствовать выработке сильного и красивого голоса. При этом важно не забывать беречь связки! Для этого вам поможет небольшой и легкий массаж. Начните с легкого нажатия большим пальцем на область гортани. Массируя горло в процессе пения, вы возложите на связки гораздо меньшую нагрузку. Подобное действие можно делать во время затянувшейся тренировки.

В целом, вы можете петь любую понравившуюся и хорошо известную вам песню, но, конечно же, важно это делать в унисон с исполнителем. Вы можете включить какую-нибудь музыкальную композицию, подпевая певцу. Будет хорошо, если это занятие вы запишите. Потом, прослушивая получившуюся запись, постарайтесь определить, в каких моментах у вас были недочеты.


Как распеть голос самостоятельно

Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда. Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками. Также следует полностью исключить курение.

Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.

Определим основные причины такого явления:

  • Регулярные нагрузки на голосовые связки. Такая проблема бывает не только у певцов, но и у преподавателей, актеров и людей любых профессий, связанных с ораторским искусством.
  • Инфекционные заболевания гортани.
  • Воздействие холодных напитков, дыма.
  • Ожог (термический либо химический).
  • Парезы связок.
  • Опухоль гортани.

В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.

Как развить нужный тембр голоса

Многие люди пытаются выработать более глубокий тембр голоса, дабы придать ему больше чувственности и загадочности.

Это сделать непросто, однако все же, при должном усердии, все получится:

  • Первым делом важно научиться дышать диафрагмой, это способно придать глубины вашему голосу.
  • Произнося слова, пытайтесь извлечь звуки из диафрагмы.
  • Попробуйте сознательно понизить свой голос. Один из способов – прижать к горлу спинку языка. Вам предстоит отыскать нужное положение, подвигав языком. В целом тренируйтесь занижать тембр своего голоса, пока это не станет привычкой. Однако, если у вас возникнут дискомфортные ощущения, лучше сделать небольшой перерыв.

Как научиться хорошо петь, если нет голоса

В первую очередь важно отслеживать собственные недочеты и пытаться их исправить. В этом вам могут помочь аудио-записи собственного голоса. Не думайте, что вы на слух сможете определить свое мастерство – лучше воспользоваться диктофоном, а если его пока нет, попробуйте при пении закрыть одно ухо, чтобы лучше себя слышать.

Не стоит слишком увлекаться пением, если чувствуете усталость – в таком случае вы можете только навредить в себе. Обратите внимание, что если вы ощутили слабость в животе, то это значит, что пока у вас слабая опора, но дело еще пойдет в гору. Гораздо хуже, если у вас запершило в горле – скорее всего вы перегружаете связки, и в этом случае обязательно следует сделать перерыв. Отслеживайте эти моменты.

Многие люди убеждены, что не обладают певческим талантом только потому, что в детстве не выступали с песнями на утренниках. На самом деле, после занятий вокалом, можно достичь не малых высот в пении даже тем людям, которые в детстве к нему не тяготели.

Если вы желаете попадать в высокие ноты, важно тренировать свое тело. Начав петь, втяните низ живота, расслабив его верхнюю часть, тем самым обеспечив поддержку нижним прессом. Также старайтесь не слишком высоко поднимать гортань, повышая тон, дабы не сорвался голос. Старайтесь контролировать ситуацию, положив во время пения над гортанью пальцы. Со временем вам удастся добиться того, чтобы при пении гортань располагалась внизу.

Не следует глядеть вверх при пении высоких нот. Смотрите вперед, не перегибайте горло, тем самым делая звук напряженным. Заметьте, что если вы продвинете язык немного вперед, то это подарит высоким нотам более яркое звучание.

Для того чтобы ваш голос был сильным, необходимо научиться правильному и глубокому дыханию.

Совершая вдох и выдох, надувайте живот. Убедитесь, что вы все делаете верно: приложите ладони к талии (по бокам, ближе к ребрам), так чтобы большой палец находился на спине, а прочие – на животе. Вдыхая и выдыхая вам необходимо чувствовать, как ладони расходятся и сходятся вновь.

Возможно, глубокое дыхание пока требует от вас серьезных усилий. В таком случае, лягте на пол спиной, положив ладони на живот. Следите затем, что бы при вдохе-выдохе, ваши руки поднимались и опускались. Плечи должны оставаться неподвижными!

Если вы планируете посетить уроки вокала, то важно знать, что вас на них ждет, и на что обычно обращают внимание педагоги:

  • комплексные упражнения, способствующие развитию голоса;
  • расширение диапазона, проработка интонации, гибкость голоса;
  • теория и практика пения;
  • певческое дыхание;
  • улучшение дикции и артикуляции;
  • изучение особенностей голосового аппарата.

Помните, что прежде, чем вы научитесь петь, может уйти немало времени, но это совершенно не повод для расстройства – заранее готовьтесь к подобному развитию событий. Если у вас не получается освоить певческое ремесло в домашних условиях, то, непременно, обратитесь за помощью к педагогу, который поможет вам найти собственное идеальное звучание.

  • Хендрикс Студио
  • Музклассы
    • Баррикадная
    • Крестьянская Застава
    • Маяковская
    • Новокузнецкая
    • Пролетарская муз.классы
    • Сухаревская Проспект мира
      Цветной бульвар
    • Савёловская Правды, 24
    • Шаболовская
    • Улица 1905 года
    • Баррикадная Краснопресненская
    • Пролетарская
  • Репбазы
    • Баррикадная Краснопресненская
    • Маяковская
    • Алексеевская
    • Кожуховская
    • Крестьянская Застава
    • Новокузнецкая
    • Пролетарская
    • Пролетарская репетиторские
    • Сухаревская Проспект Мира
      Цветной Бульвар
    • Улица 1905 года
    • Шаболовская
  • Танцзалы
    • Баррикадная Краснопресненская
    • Новокузнецкая Павелецкая
    • Киевская
    • Кожуховская
    • Пролетарская
    • Савёловская
      Правды, 24
    • Сухаревская Проспект Мира
    • Маяковская
    • Улица 1905 года
  • Студии
  • Акции
  • Карта
  • Забронировать
  • Позвонить
  • Забронировать
  • telegram-бот
  • Написать





Вокальные упражнения и разминки


Вокальные упражнения нужны и начинающим, и опытным певцам, и солистам, и артистам хора. Они позволяют выработать правильное дыхание, улучшить дикцию, задействовать все возможности голосового аппарата — и получить на выходе роскошное звучание. Ежедневные распевки на долгое время сохранят ваш голос красивым и сочным.

Как формируется голос?

В процессе формирования голоса участвуют:

  • верхние резонаторы — полости рта и носа, а также глотка;
  • гортань и голосовые связки;
  • нижний резонатор — трахея и крупные бронхи;
  • грудная клетка и ее дыхательные мышцы;
  • диафрагма — мембрана между грудной и брюшной полостями;
  • брюшная полость и мышцы передней стенки живота (пресс).

Профессионал задействует весь голосовой аппарат и добивается богатого, сочного, разнообразного вокала. Его голос не устает, он звучит одинаково хорошо в течение длительного времени. Неопытный вокалист, напротив, поет только гортанью. Голосовые связки не могут выдерживать больших нагрузок, амплитуда их движений уменьшается, и это сразу отражается на звучании. Поэтому начинающим в первую очередь необходимо освоить вокальные упражнения на дыхание.

Как дышим? ↑

Окраска и сила нашего голоса зависят от правильного чередования вдохов и выдохов. Опытные вокалисты хорошо знают: как взял дыхание, так и споешь.

Различают 4 типа дыхания:

  • Грудное. Основную работу на вдохе-выдохе выполняет грудная клетка, а диафрагма только следует за ней.
  • Промежуточное (грудобрюшное). К мышцам груди частично присоединяется диафрагма.
  • Брюшное (диафрагмальное). Основная нагрузка при дыхании ложится на мышцы диафрагмы, а грудная клетка не двигается. Для певца или оратора такой тип дыхания — наилучший.

Есть счастливчики, которые с рождения дышат диафрагмой. Это наследственная особенность, как цвет волос или тип телосложения. Но если вы к их числу не относитесь — не беда. Вокальные упражнения для начинающих позволяют за 2-3 недели освоить этот навык.

Тренируем диафрагму ↑

Вокальные упражнения для тренировки дыхания нужно выполнять ежедневно, по 10 раз каждое. Простейший комплекс состоит из 7 упражнений.

  1. Выберите удобное положение тела. Опустите одну руку на живот, вторую — на нижнюю часть груди сбоку. Сделайте глубокий вдох. Следите, чтобы при этом выпячивалась брюшная стенка и расширялась нижняя часть грудной клетки (ваши руки хорошо это почувствуют). Сразу же сделайте выдох — плавный, медленный. Почувствуйте, как живот и нижние ребра вернутся в исходную позицию.
  2. Положение тела и рук прежнее. Коротко вдохните через нос, задержите дыхание на 2-4 секунды — и плавно, свободно выдохните ртом. В этом и во всех последующих упражнениях следите за движениями живота и нижней части грудной клетки.
  3. Коротко вдохните ртом и на выдохе протяжно произнесите один из гласных звуков.
  4. Произнесите на выдохе несколько гласных звуков.
  5. Считайте вслух на выдохе, стараясь довести счет до 15. Следите за тем, чтобы выдох был свободным и плавным.
  6. Считайте на выдохе в обратном порядке (от 10 до 1).
  7. Прочтите на выдохе пословицу или скороговорку.

Речевой способ пения ↑

Тренировка дикции, разработка резонаторов и укрепление мышц, принимающих участие в образовании красивого и мощного звука, составляют единый комплекс, который называется вокально-интонационные упражнения.

Следующий этап — вокальная разминка. Оговоримся сразу: рекомендация старой советской песенки для начинающих (да, впрочем, и для профессиональных) вокалистов абсолютно не применима. Петь с утра пораньше будет только человек, которому и дела до звучания голоса особого нет. Помурлыкать под нос в душе вы, конечно, можете, но не более того. Полноценно нагружать связки рекомендуют не ранее, чем через пару часов после подъема. Касается это правило не только пения как такового, но и выполняемых вами вокальных упражнений.

Начинать вокальные упражнения для голоса нужно с зарядки: сделать несколько энергичных наклонов, поворотов, приседаний, махов руками и ногами. Небольшая физическая нагрузка ускоряет течение крови, разогревает организм, повышает его готовность к работе. Затем подышите: выполните глубокие вдохи и выдохи, не забывая контролировать движение диафрагмы. И только потом можно приниматься за вокальные упражнения как таковые: выпевать звуки, гаммы и тому подобное.

Пожалуй, распевка (как иногда называют разминку голоса) является одним из не самых любимых дел для начинающих вокалистов. Но как-то изменить ситуацию, отказавшись от подобной подготовки связок, значит поставить под удар собственный голос. Именно поэтому распеваться необходимо, всегда, везде и перед каждым выступлением (репетицией, записью – нужное подчеркнуть). Что приятно – делать это можно дома, но – заблаговременно.

Итак, если важность распевки вы уяснили, а понимание, что это не бесполезное сотрясание воздуха – пришло, то приступайте! Как правило, вокальная разминка состоит из нескольких довольно типичных упражнений:

После такой разминки, когда вы почувствуете, что полностью владеете голосом, и любая песня зазвучит!

Распевка необходима не только солистам, но и певческим коллективам, особенно таким большим как хор. Вокальные упражнения позволяют взять правильное дыхание, сосредоточиться на образовании звука, разогреть голосовой аппарат. Разминка занимает 15-20 минут от общего времени репетиции и затрагивает в основном средний звуковой диапазон. Причина проста: певческий голос разогревается не быстро и достигает полного звучания только через 35-40 минут с начала разминки.

У каждого руководителя хора есть свои методы и секреты распевок. Например, один из корифеев этого искусства, П.И. Муравский, распевал артистов до 40 минут. При этом он не использовал рояль (только камертон). Музыкант добивался удивительной гладкости длинных аккордов, поразительно чистого унисона и великолепного интонирования.

Стандартные вокально хоровые упражнения включают в себя:

  • дыхательную разминку;
  • упражнения для разогрева резонаторов;
  • гаммы;
  • упражнения на длинных звуках;
  • арпеджио
  • упражнения для выравнивания гласных;
  • простые попевки-каноны;
  • упражнения на полифонию.

В младших хорах разминку дополняют вокальные упражнения для артикуляции, а также распевки, направленные на развитие гармонического слуха. Они помогают детям уверенно вести свою партию и точно попадать в заданный тон.

Хотите поставить голос для пения, но не знаете, как держать дыхание? Мечтаете выступать перед публикой, но голос постоянно дрожит? Ищете способ поставить голос, чтобы он был громче и приятнее? Мы поговорили с оперной певицей и мастерами ораторского искусства, чтобы рассказать вам про техники постановки голоса. 4 min


Ваши мечты о карьере вокалиста не исчезли, даже когда вы повзрослели? Всегда хотели научиться петь, но не знаете, какие техники применять, чтобы голос не срывался? У вас получается выступать перед публикой, но чувствуете неуверенность в речи? Мы подготовили для вас полезные инструкции, как поставить голос.

Хотите изучить ещё больше техник по постановке голоса? Приходите на курсы вокала и курсы ораторского мастерства в Санкт-Петербурге, где вам расскажут все тайны о голосе и научат секретным техникам.

Как поставить голос для пения?


Самое главное для хорошего певца — это ровное дыхание и голос, который заинтересует слушателя, а не вынудит его закидать вас помидорами. С этого и нужно начинать обучение.


Начинающая оперная певица Дарья Герасимова рассказала нам обо всех тонкостях обучения вокалу.

Как поставить дыхание?

Для того, чтобы поставить дыхание, нужно сначала поставить опору.

Опора — это область нашего тела, на которую мы опираемся при пении.

За счёт опоры и используется дыхание. У певцов она должна находиться в животе. Поэтому начинающим исполнителям в первую очередь нужно научиться связывать дыхание с опорой.


Как поставить голос в домашних условиях?

Это зависит от того, какой именно голос вы собираетесь ставить. Если речь идёт об эстрадном голосе, то достаточно выбрать исполнителей, которые вам нравятся, слушать их как можно больше и пытаться повторить за ними. С вероятностью в 70% у вас получится воспроизвести их манеру пения.


Птичка пытается

Если мы говорим про классическую музыку, в домашних условиях голос не поставить. Когда мы начинаем петь, наш голос тембрически меняется. И что с этим делать, расскажет преподаватель. Да, у вас может быть небольшой успех, если упорно и усердно смотреть ролики с YouTube, но колоссального прогресса без поддержки знающего человека не получится.

Если вы всё прочитали, но ничего не поняли, вот вам видео. В нём всё то же самое, только визуально:

Как поставить голос с преподавателем и выбрать школу вокала?

Чтобы поставить голос с преподавателем, нужно сначала найти его. Искать своего преподавателя нужно методом тыка. Приходить на пробные занятия, слушать, слышать, чувствовать человека, твой он или нет. Каждый мастер вокала будет учить вас своим способом, но для начала должна быть база. Если вам комфортно с человеком и его указаниями, то вы нашли своего преподавателя.

Бывает и так, что на занятиях вы начнёте испытывать физический дискомфорт. Связки будут жать, голос — извлекаться с болью. Тогда нужно оставлять такого преподавателя. Пение — это момент чистого наслаждения.


Также, по словам Дарьи, не нужно подстраиваться под преподавателя, если вы чувствуете, что что-то идёт не так. Если же вы согласны со своим наставником, видите смысл в его словах, понимаете и можете выполнить его указания, то, конечно же, извлекайте пользу из мастера. Со своим преподавателем вы должны быть большими друзьями и чувствовать в нём родную душу.

Вокальных школ сейчас очень много, среди них бывает трудно найти что-то стоящее. Поэтому пробуйте, смотрите, и школа обязательно встретится вам на пути. На курсах по вокалу вам за 6–8 занятий расскажут базу о дыхании и звуке, научат простым упражнениям и поставят голос. Стоимость таких курсов — 7 500–9 000 рублей.


Упражнения для постановки голоса

Как бы это странно ни звучало, но голос в вокале занимает последнее место по важности. Поэтому его постановкой, как правило, никто не занимается.


Расскажем вам про основные упражнения, если вы начинающий певец.

Вспоминаем уроки физкультуры в 6 классе и разминочку на них. Делаем всё то же самое: потягушки — голова — туловище — ручки — ножки — потягушки.

2. Упражнения, чтобы голос не сорвался. Чтоб голос не сорвался, нужна хорошая опора. Если вы даёте так называемого петуха, это означает, что голос сел на связки и они сорвались. Этого делать нельзя.

Во время пения нужно представлять, куда мы направляем голос, чтобы было легче. Физически он никогда не окажется во лбу, потому что там нет дыхательных путей. Но если думать об этом, то ноты работают именно так и там. Магия, не иначе.


Представляйте, что направляете голос в зону третьего глаза, как этот котик

Ставьте голос на опору, максимально напрягайте низ живота и представляйте, что голос идёт не наверх, а вниз, как по трубе. Тогда вы осмысливаете взятие верхних нот, и они получаются.

3. Упражнения, чтобы голос не дрожал. Дрожит на самом деле не голос, а гортань. И слышимое дрожание означает, что она поднимается. Дрожащей гортанью тоже опасно петь, это вредно для здоровья. Гортань поднимается, потому что нет правильно поставленных опоры и дыхания.

Если же они поставлены, а такая проблема всё равно возникает, нужно представлять, как поднимается дальняя часть нёба. Язык при этом должен максимально опускаться к кончикам нижних зубов. В таком случае гортань должна начать слушаться. Или наоборот, звук нужно сузить: пустить голос к верхним зубам, опустив язык вниз и подняв нёбо наверх.


Ещё можно попробовать опустить голову. Вместе с ней опустится гортань и перестанет дрожать. Если и это не помогает, то нужно пошевелить головой во время пения, сохраняя на месте опору и дыхание.


Ну, и напоследок, для тех, кто хочет менять тон. Можете начать курить или сбросить несколько килограммов. А если серьёзно, то менять тон нет никакого смысла. Каждый голос уникален, нет двух одинаковых голосов в природе.

Если вам хочется всё-таки разрушить свой дар и придать ему неестественную тембристику, то распевайте голос. Есть вероятность, что у вас не получится распеть его до желаемого тона просто потому, что у вас нет такого диапазона.

Чтобы понять, дано вам это или нет, попытайтесь взять самую нижнюю и самую верхнюю ноту при распевке. Тогда и поймёте, получится у вас или нет. Звучать может неправильно и некрасиво, но голосом вы достанете. Тогда на профессиональном уровне спеть это получится, но понадобятся долгие тренировки.

Если вы прибавили себе наверху 2–3 ноты, то они уйдут снизу.

Расширить диапазон не получится. Сломаете голос. И будет где-то больше, а где-то меньше. Задумайтесь об этом. Всё ведь можно подстроить под ваши особенности и наслаждаться тем, что есть.

Как поставить голос для речи?

Если вы никогда не боялись выступать перед аудиторией, а наоборот, вам нравилось это занятие, и вы всегда получали отдачу от слушателей, этот пункт для вас! В любимом деле всегда хочется достигать прогресса, улучшать свои навыки и совершенствоваться.

Оратору нужны поставленные речь и голос, которые будет привлекать внимание и держать аудиторию. Кстати, начинающие актёры как раз работают над своими связками, чтобы зрителю было приятно слышать реплики.


Как сделать голос приятнее, мягче, громче нам рассказали тренер по публичным выступлениям Людмила Пастернак и её ученица Елена Сергеева.

Упражнения по постановке голоса

Для оратора голос — главный кормилец. Поэтому его нужно тренировать, чтобы навыки в этом мастерстве никуда не пропали. Ловите упражнения, если вы начинающий оратор:

  1. Упражнение, чтобы голос не уставал. С этой проблемой мы не далеко уходим от вокалистов и начинаем вместе с ними заниматься спортом. В ораторском искусстве задействованы те же самые связки, поэтому не поленитесь сделать физическую разминку перед выступлением.


Сначала опустите его вниз и зафиксируйте в животе, затем постепенно поднимите наверх и зафиксируйте в грудной клетке. После этого через горло поднимите его в голову. Время на упражнение — 7–10 минут. Если почувствуете усталость связок, то сократите его и постепенно увеличивайте с каждой тренировкой.


Как сделать голос приятным?

Увы, но сделать голос приятным за одно занятие или после одной тренировки у вас не получится. Как и в любом деле, здесь нужны постоянство и упорство.


Неважно, на какую тему будет эта книга, хоть кулинарная, хоть словарь синонимов и антонимов. Читайте с чувством, с толком, с расстановкой, как учила вас любимая учительница литературы.

Лучше записывать себя на диктофон, чтобы услышать погрешности речи.

Проделывая это ежедневно, вы придёте к успеху и научитесь читать с разной интонацией и скоростью, выделяя логическими ударениями нужные слова и правильно расставляя акценты.


Как сделать голос громче?

Громкость нашего голоса зависит от резонаторов.

Резонатор — это объём воздуха, заключённого в ротовой полости.


Как сделать голос мягче?

Часто у оратора возникает желание сделать голос мягче, но он вдруг становится тоньше и срывается, то есть садится на связки.




Как поставить голос с преподавателем и выбрать школу ораторского мастерства?

Для того, чтобы выбрать школу и преподавателя по ораторскому искусству, нужно определиться со своими целями и задачами. Наш эксперт Елена хотела добавить лёгкости для восприятия сложной темы аудиторией и чётко укладываться в тайминг. На физическом уровне ей нужно было научиться справляться с волнением, убрать излишнюю зажатость в теле и сделать голос сильнее (обычно её голосовые связки быстро уставали).


Выбрать преподавателя получается не всегда сразу. Делать это лучше по следующим критериям:

  1. Образование и опыт. Идеальный вариант — преподаватель сочетает в себе методики актёрского мастерства и техники речи.
  2. Психологический комфорт при общении с тренером. Для этого лучше устроить предварительную встречу или пробный урок. Обратите внимание на формат общения и речь тренера, обговорите план работы, цели и задачи.

В среднем курсы ораторского мастерства длятся 6–8 занятий. Стоимость таких курсов составляет от 10 до 15 000 рублей.

Как видите, секрет хорошего голоса для вокалиста и для оратора прост — в большинстве случаев нужно визуализировать звук и тренироваться. Тогда вы научитесь петь не хуже Бьонсе и выступать не хуже самого Черчилля.

А какие секреты публичных выступлений и техники пения для новичков знаете вы? Поделитесь с нами в комментариях. Не забудьте сделать репост статьи, чтобы сохранить полезные советы по постановке голоса.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.