Территориальные основы местного самоуправления в российской федерации шпора по

3.3. Территориальные основы местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления — институт муниципального права, представляющий собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства.

Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

Муниципальное образование - это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.

Первый тип - городские и сельские поселения. Поселения наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов.

Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Второй тип - муниципальные районы, объединяющие территории нескольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее реализуются на больших территориях, чем территория поселения, и в основном имеют межмуниципальный характер. При этом поселения, как отмечено выше, наделены собственным кругом полномочий, которые указываются в самостоятельно принимаемых ими уставах.

Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий (территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Третий тип - городские округа. Городские округа создаются, как правило, на базе городов республиканского, краевого, областного значения. Городские округа осуществляют полномочия как поселений, так и муниципальных районов.

Муниципальным образованием является также внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В 2005 г. в субъектах Российской Федерации были определены границы 24274 муниципальных образований, из них 20112 сельских поселений, 1823 городских поселений, 1819 муниципальных районов и 520 городских округов.

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (за исключением исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения) могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения региона и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающих муниципальных районов вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в России. Перечень субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой или же высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Федерации. Эти перечни могут изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р утверждены Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, а также Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Региональный закон об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Преобразование муниципальных образований - это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Региональный закон о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования либо на сходах граждан.

Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования либо на сходах граждан.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

шпоры ГМУ.doc

КС действует в составе 2 палат, включающих в себя 10 и 9 судей. Персональный состав палат меняется не реже, чем раз в 3 года.

Конституционные основы местного самоуправления

Местное самоуправление обязано обеспечить самостоятельное решение вопросов местного значения, а также владение, пользование и разрешение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других территориях (муниципальные районы и городские округа) с учётом исторических и местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. Они организационно-обособлены, но создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ, федеральным Законодательством и законодательством субъектов РФ, а также в соответствии с уставами и нормативными актами, принимаемыми населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Основную роль в законодательном регулировании организации деятельности местного самоуправления играет федеральное законодательство. Это связано с необходимостью обеспечения независимости органов местного самоуправления от неправомерного вмешательства органов власти субъектов РФ.

Указанный Федеральный Закон от 6.10.2003 г. является комплексным законодательным актом, регламентирующим все основные вопросы организации деятельности местного самоуправления, а именно территориальную организацию местного самоуправления, основные формы осуществления населением местного самоуправления, основные вопросы системы органов местного самоуправления (наличие обязательного перечня органов), вопросы финансового и иного экономического обеспечения местного самоуправления.

  • право на судебную защиту: возможность для населения муниципальных образований и органов местного самоуправления обжалования решений органов государственной власти всех уровней, ущемляющих интересы;
  • право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти: возложение на органы местного самоуправления дополнительных обязанностей органами государственной власти должна осуществляться с обязательной компенсацией затрат местного самоуправления на исполнение этих обязанностей;
  • запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и Федеральными Законами: признание в установленном порядке недействительными актов органов государственной власти всех уровней, устанавливающих такие ограничения и возможность судебного обжалования таких ограничений.

Понятие и принципы местного самоуправления.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Общие принципы местного самоуправления, закреплённые в Конституции РФ 1993 г.:

    1. Самостоятельность решения населением вопросов местного самоуправления (перечень устанавливается Федеральным Законодательством).
    2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством в осуществлении общих задач и принципов.
    3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.
    4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Она реализуется, в частности, закреплением в законодательстве института отзыва избранных должностных лиц местного самоуправления.
    5. Многообразие форм осуществления местного самоуправления, связанное с многообразием типов поселений.
    6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
    7. Законность в организации и деятельности местного самоуправления, которая заключается в соответствии этой организации деятельности, а также нормативных актов местного самоуправления требованиям законодательства.
    8. Гласность деятельности органов местного самоуправления: все решения и акты местного самоуправления должно быть полностью доведены до сведения населения и приниматься с максимальным его участием.
    9. Государственные гарантии местного самоуправления: финансовые, гарантии судебной защиты, признание и защита муниципальной собственности как одной из равноправных форм собственности.

Основные функции местного самоуправления

Функции местного самоуправления – основные направления муниципальной деятельности:

    1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения через выборные органы и институты прямой демократии;
    2. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
    3. обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.
    4. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социо-культурных, коммунально-бытовых и др. жизненно-важных услугах;
    5. охрана общественного порядка, кот осуществляется во взаимодействии с органами МВД.

Полномочия органов местного самоуправления (ст. 17 ФЗ):

    1. принимают устав муниципального образования (вносят в него изменения и дополнения, издают муниципальные и правовые акты);
    2. устанавливают официальные символы муниципального образования;
    3. создают муниципальные предприятия и учреждения, финансируют учреждения, формируют и размещают муниципальный заказ;
    4. устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не установлено федеральным законом;
    5. принимают и организуют выполнение планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организуют сбор статистических показателей, характеризующих состояние муниципального образования и предоставление указанных данных органам государственной власти.

Основные организационные формы осуществления местного самоуправления:

    1. Формы прямого волеизъявления граждан:
      1. местный референдум,
      2. муниципальные выборы,
      3. собрания и сходы граждан,
      4. народная правотворческая инициатива и обращение граждан в органы местного самоуправления,
      5. территориальное общественное самоуправление
    2. Через органы, установленные законодательством:
      1. представительный орган местного самоуправления,
      2. глава муниципального образования,
      3. местная администрация (исполнительный орган местного самоуправления),
      4. контрольный орган муниципального образования,
      5. избирательная комиссия муниципального образования

Все формы закреплены в Уставе муниципального образования, являющимся основным нормативным актом данного муниципального образования.

В Уставе должны быть закреплены:

  1. Наименование и территориальные пределы муниципального образования.
  2. Перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению данного муниципального образования.
  3. Формы, порядок и гарантии участия населения в участии решения вопросов местного значения.
  4. Структура и порядок образования органов.
  5. Виды и порядок издания, порядок вступления в силу муниципальных правовых актов.
  6. Вопросы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроль за его исполнением.

А также ряд других функций.

Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления, а в поселениях с численностью не более 100 человек, обладающих избирательным правом, - сходом граждан.

Основные органы местного самоуправления и их должностные лица

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Не формируется, если численность менее 100 человек.

Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района.

Высшее должностное лицо муниципального образования – глава муниципального образования, который избирается либо непосредственно населением на муниципальных выборах, либо избирается представительным органом муниципального образования и в этом случае, как правило, возглавляет представительный орган.

Глава муниципального образования может возглавлять исполнительный орган муниципального образования, но в этом случае он не может одновременно возглавлять представительный орган.

Местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями осуществления некоторых государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления органами государственно власти.

Избранный глава муниципального образования представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с другими муниципальными органами и органами государственной власти.

Подписывает и обнародует муниципальные нормативно- правовые акты.

Издаёт в пределах своих полномочий собственные правовые акты.

Руководит либо представительным, либо исполнительным органом муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования принимает Устав и другие, муниципальные нормативно-правовые акты, в которых регламентируются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, вопросы формирования и исполнения местного бюджета, вопросы владения собственностью и распоряжения объектами муниципальной собственности и другие вопросы местного значения, отнесённые к ведению данного муниципального образования.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макарян Элиза Акоповна

в данной статье изучены виды муниципальных образований, их характеристика, изучены нормативные правовые акты, регламентирующие их, а также проанализированы положения каждого из муниципальных образований в иерархии местного уровня власти

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Макарян Элиза Акоповна

in this article views of municipalities, their characteristic are studied, the regulations regulating them are studied and also provisions of each of municipalities in hierarchy of local level of the power are analysed

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Макарян Элиза Акоповна Студентка 2 курса факультета управления и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар

Аннотация: в данной статье изучены виды муниципальных образований, их характеристика, изучены нормативные правовые акты, регламентирующие их, а также проанализированы положения каждого из муниципальных образований в иерархии местного уровня власти.

Ключевые слова: территориальные основы местного самоуправления муниципальное образование, сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

Summary: in this article views of municipalities, their characteristic are studied, the regulations regulating them are studied and also provisions of each of municipalities in hierarchy of local level of the power are analysed.

Keywords: territorial bases of local self-government municipality, rural settlement, residential location, municipal district, city district, intracity territory of the federal city.

Состав территории муниципальных образований, границы, порядок их установления и изменения формируются с учетом муниципально-правовых норм, входящих в территориальные основы местного самоуправления.

Госструктура власти зависит от ее территориальной конструкции, так как функционирование местных органов власти применяется в границах определенных территориальных единиц, на которые подразделяется территория государства[4].

Данное подразделение государственной территории называется административно-территориальным делением, которое является важным элементом в процессе устройства государства.

В ч. 1 ст. 131 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях исходя из исторических и других локальных ценностей, а организация органов местного самоуправления определяется местными жителями самостоятельно. [1]

Муниципальное образование - это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, с собственным муниципальным имуществом, бюджетом и органами местного самоуправления, сформированными населением муниципального образования.

Ст. 10 от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ рассматривает три типа муниципальных образований и определяет для каждого муниципального образования индивидуальные полномочия. [2]

Первый тип - городские и сельские поселения. В компетенцию поселений входят вопросы местного значения, относящиеся к обеспечению жизнедеятельности населения данных населенных пунктов.

Сельское поселение - муниципальное образование, которое включает в себя один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, аулы, хутора, поселки, деревни).

Городское поселение - небольшой поселок или город. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в границы муниципальных районов.

В данных муниципальных образованиях местная автономия осуществляется населением или же выборными органами местного самоуправления[6].

Второй тип - это муниципальные районы, объединяющие территории нескольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые результативнее исполняются на значительных по размеру местностях, чем территория поселения. Также имеют самостоятельно принимаемые уставы, в которых уточняется собственный круг полномочий поселений.

Муниципальный район - территория, включающая в себя несколько как сельских, так и городских поселений, и межселенных территорий, объединённых общей территорией.

В муниципальных районах имеется представительный орган данного муниципального образования, а административным центром является населённый пункт, определенный с учетом локальных ценностей и образовавшейся социальной инфраструктуры.

Третий тип - городские округа. Принято считать, что данный тип муниципального образования формируется и развивается уже на основе городов республиканского, краевого, областного значения.

Городской округ в ст. 16 от 06.10.2003 № 131-Ф3 детализируется как городское поселение, не входящее в состав муниципального района. Органы местного самоуправления реализовывают полномочия в круге местного значения поселения и муниципального района, а также выполняют определенные государственные полномочия, поручаемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами субъектов Российской Федерации. [2]

В ст. 15 от 06.10.2003 №131-ФЗ регулируют вопросы регионального значения, решающиеся на муниципальном уровне. Таковыми являются: формирование образования и медицины на местности, а также снабжение местных жителей всеми необходимыми коммуникациями, вопросы по организации архивов и библиотек. В полномочия муниципальных районов также входит обеспечение и совершенствование автомобильной дорожной сети на территории, организация переработки или утилизации промышленных и бытовых отходов, а также создание и охрана общественного порядка. [2]

Таким образом, приходим к выводу, что территориальная организация местного самоуправления складывается из структуры, состоящей из двух уровней. На первом уровне - поселения. На втором -муниципальные районы. Исключительным элементом будут служить -городские округа, объединяющие компетенции первого и второго уровней [5]. Но такой союз городских и сельских поселений в муниципальные районы не подчиняет поселения и муниципальные районы, так как все муниципальные образования исходя из индивидуальных полномочий самостоятельны.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации [текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст.1691.

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 27.05.2014 N 136-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос.

4. Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.

5. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 37-40.

6. Курячая М.М., Воробьева Е.И. Совет как форма участия населения в управлении делами государства // Теория и практика современной юридической науки: Сб. науч. тр. Самара, 2015. С. 48-51.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

студент 5 курса Института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического университета имени

П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк.

Научный руководитель: Калинина Е.В.,

к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Липецкого государственного педагогического университета имени

П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк.

Аннотация: Автор анализирует основные варианты реформирования правового положения республик в составе РФ, а также оценивает перспективы их реализации.

Ключевые слова: федеративное устройство, республики, реформа.

Summary: The author analyzes the main options for reforming the legal status of the republics within the Russian Federation, and also assesses the prospects for their implementation.

Keywords: federal structure, republics, reform.

Федеративное устройство России за годы преобразований несколько раз сталкивалось с резкими сменами векторов реформ. Следствием названного факта стало накопление противоречий нормативно-правового регулирования федеративных отношений. Значительная их часть относится к республикам в составе РФ. Диагностирование подобных противоречий является неотъемлемой частью модернизации федеративного устройства на современном этапе развития российской государственности.

По мнению таких влиятельных государствоведов, как Т.В. Виноградов, Ю.Н. Солодухин и Н.М. Добрынин, ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Конституции РФ [1] противоречат друг другу. Так, утверждается равноправие всех форм субъектов РФ и в то же время республикам дается особый статус государств, что неоправданно провоцирует асимметрию

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.