Теория государства платона шпоры

Учение Платона о государстве и праве

Маленькие города-государства , неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах; рабство; физический труд презирался; расцвет афинской демократии; войны с Персией; поражение Афин в Пелопонесской войне; начался закат античной Греции; кризис системы привел к расцвету политической мысли.

Происхождение государства.

Вселенная, крупицей которой являются личность и общество (полис) , подчинена единому закону, установленному Богом (единый бог — ум-демиург, мировая душа) (подлинное познание — приобщение к мировой душе, требует интеллектуальной и нравственной подготовки).

Общество возникает из потребностей , которые люди могут удовлетворять только совместно на основе разделения труда (полис — органическое целое, со своей структурой, функциями и интересами).

Характеристика государства (определение государства).

Государство должно служить интересам всего общества , а не отдельной его части (не должны преобладать интересы какой-либо группы).

Общее благо не предполагает равенства (Платон — сторонник сословности и жесткой социальной иерархии).

Сопоставление человеческого организма и общества (в государстве разумное начало преобразуется в совещательное, яростное — в защитное, вожделеющее — в деловое) (в обществе эти начала воплощены в разных людях, обладающих неравными природными способностями).

Каждое сословие должно заниматься своим делом (философы должны господствовать; воины, подчиняясь философам, должны служить защитой полису; вместе они управляют производителями).

Принадлежность к сословиям определяется происхождением (в порядке исключения возможны переводы из первого сословия во второе; из третьего — нельзя никуда).

Осуждение крайности бедности и богатства (подрывают единство государства, не дают сформироваться общему интересу).

Формы государства (идеальное государство).

Ограничения не распространяются на третье сословие (но за свободу частной жизни и экономической деятельности они платят бесправием — не участвуют в делах управления).

Регламентируются все стороны жизни (социальные и экономические отношения, политический строй, материальные условия, семья, воспитание, культура).

Правит сословие философов (два вида аристократии — царская власть (правит один) и аристократия (правят несколько); суждение философов выше закона).

Утрата нравственного совершенства — появление неправильных видов правления:

— сначала тимократия (правят честолюбцы, распространяется частная собственность, свободных людей обращают в рабов);

— затем олигархия (увеличение богатства частных лиц; установление имущественного ценза для занятия должностей; принцип власти — деньги; усиление раскола на бедных и богатых; народ подавляют армией);

— переворот и установление демократии (изменчивая и бурная политическая жизнь; плохое управление; недостатки (уравнивание людей разного достоинства, некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, воля случая, применение жребия при замещении должностей);

— воспользовавшись избытком свободы к власти приходит тиран (худшая форма правления, царят беззаконие, доносительство, уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение.

1) по количеству правящих лиц;

2) достигают ли они цели (общее благо).

Классификация форм правления (каждый вид в 2 вариантах — правильном и неправльном, могут трансформироваться друг в друга, если не достигают цели):

1) монархия ↔ тирания;

2) аристократия ↔ олигархия;

3) демократия, основанная на законе ↔ демократия, основанная на произволе.

Среди законных форм демократия наихудшая (среди форм, основанных на беззаконии — наилучшая).

Устанавливаются пределы обогащения , исключается роскошь, запрещается владеть золотом и серебром, не допускается ростовщичество, контролируются семьи и браки, единомыслие.

Неграждане (рабы и иностранцы; рабы полностью бесправны).

Форма государства (смешение принципов монархии и демократии; во главе 37 правителей; в выборах участвуют те, кто носит оружие4 из числа правителей выделяется ночной совет (10 самых мудрых); выборный совет по 90 человек от каждой из 4 групп; народное собрание; все должностные лица избираются; кандидаты проходят предварительную проверку).

Карательные меры (смерть и изгнание — за преступления, нарушения закона, инакомыслие).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Платон различает правильные (установленные ради общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах группы, захватившей власть.

Предпочтение отдается конкретным решениям царя-философа перед законом (первые более совершенные, так как законы слишком общи, чтобы охватить все многообразие явлений).

Особенности теории.

Обобщая опыт предшественников, Платон внес много ценного в политическую мысль и политическое сознание (идея общего блага и общего интереса как основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий и конфликтов, четкое определение форм государства и закономерностей их круговорота, признание законности важнейшим атрибутом политической организации).

Негативные моменты (идеализация кастовости и аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жесткая регламентация всех сторон жизни).

Студент: Осипов А.С.

Преподаватель: Мещеряков А.С.

2.Жизнь Платона………………………… стр. 3

3. Государство Платона………………….стр. 4

4. Заключение ……………………………стр. 15

5. Список литературы……………………стр. 16

В истории мировой культуры Платон –великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ,учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителейфилософии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил вокрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшуюнесколько веков. Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мыне только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, — мыхуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение,что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём ихзавлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться простогреческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону››.

2. Жизнь Платона

В двадцать лет, когдаПлатон воспринял влияние Сократа, он бросил поэтическое сочинительство и решилпосвятить себя философии. С этого времени он стал одним из восторженныхслушателей и учеников Сократа. После Казни учителя в 399г. до н.э. Платон сдругими учениками Сократа покинул Афины из соображений безопасности. Сократаобвиняли в атеизме и в развращении молодежи. Развращением власти называлипопытки Сократа поднять авторитет истины выше авторитета богов и законов.

Жизнь Платона, умереннойв пределах Академии. Он не участвовал в политической жизни государства,соблюдая идеологическую осторожность. Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика,Сократа свидетельствуют об опасности, которая подстерегала любого ученого,философа и софиста в Афинах, где господствовала государственная идеология,основанная на мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всемтем, кто вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что вовремя судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект,считать государственными Преступниками тех, кто научным образом объясняетнебесные явления. Это предложение было принято.

3. Государство платона

В данной работерассматриваются основные положения социально- политических воззрений Платона напримере анализа одного из наиболее значимых произведений философа – диалог‹‹Государство››.

Освещая в своей работепроект идеального, справедливого государства, Платон исходит из тогосоответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческойдуши – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве трисхожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последнимсоответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленникови земледельцев).

По его теории государствовозникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворениесвоих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается в исходномплатоновском определении государства: ‹‹Испытывая нужду во многом, многие людисобираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такоесовместное поселение и получает у нас название государства››.

Через исследованиереальных человеческих потребностей (в добывании пищи, в жилье и т. д.) и формих удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда вкачестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делахнеобходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересахцелого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать;яростному началу (воинам) – быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; обаэти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так,в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платонссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. У Платонаэто вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственнойобязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ниодному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать другдругу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественнуюоснову. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому онгодится по своим природным задаткам››.

Также и воспитание видеальном государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий.Характерно, что при освещении различных аспектов воспитания в центре вниманияПлатона оказываются именно члены двух первых привилегированных сословий; отретьем же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т. п.)он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитаниемдельцов – земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственноедостоинство этих людей – подчинение человеку лучшему, тому, которому он даётвоспитание.

Платон настойчивовыступает за распространение среди населения идеального государства‹‹благородного вымысла о том, что все они рождены матерью-землёй, поэтомудолжны заботиться о стране, в которой живут, защищать её, а к другим гражданамотноситься как к братьям. Повествуя о своём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя всечлены государства братья…, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способенправить, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, впомощников их – серебра, железа же и меди – в земледельцев и разныхремесленников››.

Вся жизнь и быт стражейорганизуются на началах солидарности, общности, равенства. ‹‹Столуясь всевместе, как во время военных походов, они и жить будут сообща.›› Стражамзапрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом. Женщины имужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Хотяженщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и мужчина, можетпринять участие во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей,женщины получают то же воспитание, что и мужчины. При этом, как и во многомдругом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

Проект идеальногогосударства предусматривает введение для стражей общности жён и детей. Вкачестве закона для стражей Платон предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей должныбыть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тожедолжны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети –родителей››. Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, отводитсяпод присмотр правителей, задача которых – чтобы лучшие соединились с лучшими, ахудшие – с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети,родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в общеясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающихтелесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››.Образцом для Платона здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабогоребёнка ни ему самому, ни государству не нужна.

Воспитание детей у членовдвух первых сословий возлагается на государство, оно включает в себягимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. В этом положении,как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания – калокагатия(ориентируясь на него, был воспитан сам Платон), который означал, что человекдолжен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннеенравственное благородство. Платон говорит об этом так — ‹‹если случится, чтопрекрасные нравственные свойства … человека, будут согласовываться и с еговнешностью … это будет прекраснейшим зрелищем для того, кто способен видеть››.

Отрицая индивидуальнуюсемью у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членовединой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да ивсей жизни людей третьего сословия он оставляет на долю властей идеальногогосударства. Кроме того, в проекте совершенного строя отсутствует сословиерабов.

Признавая свободу членоввсех трёх сословий, Платон постоянно подчёркивает, что целью проектируемогогосударства является благо целого, всех сословий. ‹‹Мы основываем этогосударство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один изслоёв его населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство вцелом…››. Причём счастье прекрасного целого – это не обычно-человеческое‹‹хорошо››, а философско-политическое ‹‹справедливо››. В ‹‹Государстве››исследуются разнообразные подходы к анализу справедливости, причём так, что мывынуждены поверить в то, что Платон не упустил ни одной из известных ему теорийсправедливости.

Восхваляя умеренность исредний достаток, Платон обстоятельно критикует крайности бедности ибогатства. Помимо отрицательных результатов в хозяйственно-экономическом отношении,также и в нравственном плане крайности богатства и бедности ущербны: богатствоведёт к лени, а бедность – к злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые иммероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков ибогачей и ликвидируют тем самым источник внутренней войны. Для Платона оченьважно осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, чтообразец совершенного государства на небе существует и в идеальнойдействительности.

Основным принципомидеального государственного устройства Платон считает справедливость. Этопонятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальнымсодержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и дажеразнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость естьлишь одна из четырёх добродетелей идеального государства. ‹‹Ясно, что ономудро, мужественно, рассудительно и справедливо››. А эти добродетели вгосударстве будут лишь в том случае, если будут в государстве их носители.Другими словами, государство можно назвать мудрым только благодаря наличиюсословия мудрецов или философов, мужественным в силу наличия воинов илистражей, рассудительным если ничтожные вожделения большинства подчиняются тамразумным желаниям меньшинства››, справедливым, когда будет ‹‹…преданность делуу всех сословий…, причём каждое из них будет выполнять то, что имсвойственно››. Философы управляют, стражи-помощники помогают, а дельцыподчиняются.

Истинные философы,поясняет Платон в ‹‹Государстве››, не жаждут власти, но их правление необходимодля блага всех остальных и государственного целого. Философов отличает отпрочих людей то, что ‹‹… их страстно влечёт к познанию…, правдивость,решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь кистине››. Коренная способность философской натуры – способность к созерцанию,охватывающему всё время и бытие. ‹‹Такой человек и смерть не будет считатьчем-то ужасным››, он никоим образом не может ‹‹стать неуживчивым инесправедливым››.Проникновение людей третьего сословия в первое и второе иприобщение их к государственным должностям Платон рассматривает как началогибели государства:‹‹…государство разрушится, если его будет охранять железныйстраж или медный››. Можно отметить, что концепция Платона представляет собойдостаточно жёсткую схему – изменения, перемены в построенном государстве непредусматриваются. Он утверждает, что ‹‹…переход из одного сословия в другое –величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшимпреступлением››.

Платон характеризуетпроектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных, то естьаристократический вид государства.

Какова же будущностьидеального государства, если всё же удастся его создать? Рассматривая этивопросы, Платон пишет: ‹‹Трудно пошатнуть государство, устроенное подобнымобразом. Однако раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй несохранится вечно, но подвергнется разрушению››. В связи с проблемой неизбежнойдеградации и гибели идеального государства, Платон излагает свою концепциюзакономерной смены различных государственных форм как круговращения внутриопределённого цикла. Платон подытожил собственный социальный опыт, выдвинувзакон исторического развития. Согласно этому закону, ‹‹всякое социальноеизменение есть гниение, распад или вырождение. С точки зрения Платона, этофундаментальный исторический закон составляет часть космического закона –закона существования всех созданных или порождённых вещей››. На сменуидеальному аристократическому государству как правильному виду по схеме Платонапоочерёдно идут четыре ошибочных и порочных вида. Следствием порчи идеальногостроя является возникновение частной собственности на землю и дома, превращениесвободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве устанавливаетсягосподство яростного духа – это тимократия. Это власть, основаннаясоперничестве и честолюбии. Такое государство будет вечно воевать. Из-за войн ираздоров тимократическое государство трансформируется в олигархию (в результатескопления значительного богатства у частных лиц). Это строй, основывающийся наимущественном цензе ‹‹у власти стоят там богатые, а бедняки не учавствуют вправлении››. Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в государстве иустановлению демократии. Платон расценивает демократию, как строй приятный иразнообразный, но не имеющий должного управления. Господство присущих толпеложных мнений при демократии приводит к потере нравственных ориентиров ипереоценке ценностей: ‹‹…наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность– свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством››. Демократия,по Платону, опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает еёпродолжение и противоположность – тирания. Тиран добивается власти ‹‹…какставленник народа››. Тирания – наихудший вид государственного устройства, гдецарят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей – потенциальныхпротивников, подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманнымпредлогом предательства. Разоблачение злодеяний тирании относится к числулучших мест в ‹‹Государстве››, где платоновская критика тиранического правлениякрайне остра и выразительна.

Платон проектирует такойстрой, где действия правителей согласуются с действием справедливых законов.Так как идеальное государство строится на началах законности, а не усмотренияправителя, последние призваны не заменить, а уточнить действующие и ввестинеобходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеальногопроекта.

Платон признаёт, что указанныйим проект идеального государства труден, но вполне возможен.

Поскольку Платон создалмодель идеального государства, которого до сиих пор ещё не было, диалог‹‹Государство›› включается в литературный жанр, называемый утопией. УтопияПлатона – глубокое философское произведение. Чтобы нарисовать картинынаилучшего государственного строя, необходимо ясно представлять себе недостаткигосударства существующего, современного. Философ также предложил решениянасущных проблем, говорил о том, чего ещё нет, но что, по его мнению,непременно должно возникнуть взамен существующего. Утопия Платона – не теорияиндивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы – свободыгосударства в его целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человекав жертву государству. Он понял характерную для античного полиса связьединичного с целым, зависимость личности от более широкого целого,обусловленность индивида государством. ‹‹Каждый из нас сам для себя бываетнедостаточен и имеет нужду во многих››. Поняв эту связь, Платон превратил её внорму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

Платон связывает идеальноегосударство с верховенством закона. Все граждане государства (исключая рабов,которые не могли быть поставлены в одинаковое положение со свободными; рабы вДревней Греции были сравнительно немногочисленными и заняты они были надомашней и вспомогательных работах), независимо от занимаемого положения,должны одинаково подчиняться закону. Именно так должно быть в нормальномслучае, а значит, и в идеальном государстве. Более того, идеальное государствои есть то самое, где закон незыблем и главенствует. Но как обеспечитьсоблюдение законного порядка в жизни? Он непрестанно нарушается не толькогражданами, но и правителями. Кроме того, законы то принимаются, то отменяютсяили изменяются, поскольку сами законодатели постоянно меняют свои убеждения ипристрастия. Следовательно, в самой законодательной сфере царят хаос и произвол.Значит, необходимо разработать специальную систему мер, обеспечивающихпрочность и устойчивость закона, его обязательность для всех. Эта система мерокажется также прочности государства. Но если это так, то она не может бытьпроизвольно установленной кем-либо, а должна быть выведена из сущностигосударства, то есть из ее идеи. Исходя из свойств государства как такового,следует логически вывести его частные характеристики, определить егоустройство, и в конечном итоге, решить вопрос о роли индивидов в нем. Такимобразом, логика Платона идет в последовательности умозаключений от государствак индивиду, а не наоборот – от индивида к государству. Это заведомопредопределяет тотальное подчинение индивида государству. К такому подчинениюПлатон и приходит, фактически лишая граждан рисуемого им государственного правана частную жизнь. Жизнь индивида здесь без остатка подчиняется государственномуцелому. Индивидуальная свобода признается только в той мере, в какой онанеобходима государству.

Государственная задача сословияремесленников и земледельцев – кормить и обеспечивать правителей-мудрецов ивоинов-полицейских. В исполнении этой задачи Платон видит весь смысл их существования.Их личная жизнь несколько более свободна, чем жизнь воинского сословия иправителей, однако она тоже подчинена строгому регламенту, поскольку за нейбдительно наблюдают стражи-воины: допускается принуждение к труду, насилие надпьяницами и лентяями, принимаются меры к тому, чтобы никто не становился нислишком бедным, ни слишком богатым. Бедные будут неспособны обеспечивать воинови правителей средствами к жизни, богатые возомнят о себе слишком много, станутнарушать установленный порядок, угрожать власти мудрецов.

4. Заключение

Наконец, в идеальномгосударстве не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они лишь отвлекают отистины и способствуют моральному разложению. Запрещаются и изгоняются также всерелигии и мифологии, за исключением единственной и обязательной для всех,основанной на платоновском учении об идеях. Она же является и единственнойнаукой и философией. Интересно и то, что Платон обнаруживает отчетливоепонимание недостаточности как полицейских мер, так и мер морального воздействия:предусматривается применение методов манипуляции общественным мнением. Онивключают обман, дезинформацию, отвлечение внимания на второстепенные темы,обработку сознания населения, предваряющую проведение государственныхмероприятий, организацию псевдосенсаций, сокрытия авторства законов, кампанийпротив мнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия.

Как утверждает Платон,только при правителях-философах государство не будет знать царящего в немнастоящее время зла.

Список использованной литературы:

3. Платон. Сочинения в 4-х томах.1964.

5. Асмус В.Ф. Избранные диалогои Платона. 1965.

Московский Государственный Технический Университет

Студент : Осипов А.С.

Преподаватель : Мещеряков А.С.

Москва 2001

2. Жизнь Платона………………………. стр. 3

3. Государство Платона………………….стр. 4

4. Заключение ……………………………стр. 15

5. Список литературы……………………стр. 16

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону››.

2. Жизнь Платона

В двадцать лет, когда Платон воспринял влияние Сократа, он бросил поэтическое сочинительство и решил посвятить себя философии. С этого времени он стал одним из восторженных слушателей и учеников Сократа. После Казни учителя в 399г. до н.э. Платон с другими учениками Сократа покинул Афины из соображений безопасности. Сократа обвиняли в атеизме и в развращении молодежи. Развращением власти называли попытки Сократа поднять авторитет истины выше авторитета богов и законов.

Жизнь Платона, умеренной в пределах Академии. Он не участвовал в политической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность. Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют об опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во время судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считать государственными Преступниками тех, кто научным образом объясняет небесные явления. Это предложение было принято.

3. Государство платона

В данной работе рассматриваются основные положения социально- политических воззрений Платона на примере анализа одного из наиболее значимых произведений философа – диалог ‹‹Государство››.

Освещая в своей работе проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается в исходном платоновском определении государства: ‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››.

Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересах целого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воинам) – быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; оба эти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так, в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››.

Также и воспитание в идеальном государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. Характерно, что при освещении различных аспектов воспитания в центре внимания Платона оказываются именно члены двух первых привилегированных сословий; о третьем же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т. п.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов – земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей – подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание.

Платон настойчиво выступает за распространение среди населения идеального государства ‹‹благородного вымысла о том, что все они рождены матерью-землёй, поэтому должны заботиться о стране, в которой живут, защищать её, а к другим гражданам относиться как к братьям. Повествуя о своём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа же и меди – в земледельцев и разных ремесленников››.

Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства. ‹‹Столуясь все вместе, как во время военных походов, они и жить будут сообща.›› Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и мужчина, может принять участие во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же воспитание, что и мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жён и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родителей››. Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, отводится под присмотр правителей, задача которых – чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие – с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››. Образцом для Платона здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему самому, ни государству не нужна.

Воспитание детей у членов двух первых сословий возлагается на государство, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания – калокагатия (ориентируясь на него, был воспитан сам Платон), который означал, что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Платон говорит об этом так - ‹‹если случится, что прекрасные нравственные свойства … человека, будут согласовываться и с его внешностью … это будет прекраснейшим зрелищем для того, кто способен видеть››.

Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей третьего сословия он оставляет на долю властей идеального государства. Кроме того, в проекте совершенного строя отсутствует сословие рабов.

Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. ‹‹Мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоёв его населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом…››. Причём счастье прекрасного целого – это не обычно-человеческое ‹‹хорошо››, а философско-политическое ‹‹справедливо››. В ‹‹Государстве›› исследуются разнообразные подходы к анализу справедливости, причём так, что мы вынуждены поверить в то, что Платон не упустил ни одной из известных ему теорий справедливости.

Восхваляя умеренность и средний достаток, Платон обстоятельно критикует крайности бедности и богатства. Помимо отрицательных результатов в хозяйственно-экономическом отношении, также и в нравственном плане крайности богатства и бедности ущербны: богатство ведёт к лени, а бедность – к злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют тем самым источник внутренней войны. Для Платона очень важно осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, что образец совершенного государства на небе существует и в идеальной действительности.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства. ‹‹Ясно, что оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо››. А эти добродетели в государстве будут лишь в том случае, если будут в государстве их носители. Другими словами, государство можно назвать мудрым только благодаря наличию сословия мудрецов или философов, мужественным в силу наличия воинов или стражей, рассудительным если ничтожные вожделения большинства подчиняются там разумным желаниям меньшинства››, справедливым, когда будет ‹‹…преданность делу у всех сословий…, причём каждое из них будет выполнять то, что им свойственно››. Философы управляют, стражи-помощники помогают, а дельцы подчиняются.

Истинные философы, поясняет Платон в ‹‹Государстве››, не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого. Философов отличает от прочих людей то, что ‹‹… их страстно влечёт к познанию…, правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине››. Коренная способность философской натуры – способность к созерцанию, охватывающему всё время и бытие. ‹‹Такой человек и смерть не будет считать чем-то ужасным››, он никоим образом не может ‹‹стать неуживчивым и несправедливым››.Проникновение людей третьего сословия в первое и второе и приобщение их к государственным должностям Платон рассматривает как начало гибели государства:‹‹…государство разрушится, если его будет охранять железный страж или медный››. Можно отметить, что концепция Платона представляет собой достаточно жёсткую схему – изменения, перемены в построенном государстве не предусматриваются. Он утверждает, что ‹‹…переход из одного сословия в другое – величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением››.

Платон характеризует проектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных, то есть аристократический вид государства.

Какова же будущность идеального государства, если всё же удастся его создать? Рассматривая эти вопросы, Платон пишет: ‹‹Трудно пошатнуть государство, устроенное подобным образом. Однако раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разрушению››. В связи с проблемой неизбежной деградации и гибели идеального государства, Платон излагает свою концепцию закономерной смены различных государственных форм как круговращения внутри определённого цикла. Платон подытожил собственный социальный опыт, выдвинув закон исторического развития. Согласно этому закону, ‹‹всякое социальное изменение есть гниение, распад или вырождение. С точки зрения Платона, это фундаментальный исторический закон составляет часть космического закона – закона существования всех созданных или порождённых вещей››. На смену идеальному аристократическому государству как правильному виду по схеме Платона поочерёдно идут четыре ошибочных и порочных вида. Следствием порчи идеального строя является возникновение частной собственности на землю и дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве устанавливается господство яростного духа – это тимократия. Это власть, основанная соперничестве и честолюбии. Такое государство будет вечно воевать. Из-за войн и раздоров тимократическое государство трансформируется в олигархию (в результате скопления значительного богатства у частных лиц). Это строй, основывающийся на имущественном цензе ‹‹у власти стоят там богатые, а бедняки не учавствуют в правлении››. Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. Платон расценивает демократию, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Господство присущих толпе ложных мнений при демократии приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке ценностей: ‹‹…наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством››. Демократия, по Платону, опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания. Тиран добивается власти ‹‹…как ставленник народа››. Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей – потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства. Разоблачение злодеяний тирании относится к числу лучших мест в ‹‹Государстве››, где платоновская критика тиранического правления крайне остра и выразительна.

Платон проектирует такой строй, где действия правителей согласуются с действием справедливых законов. Так как идеальное государство строится на началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта.

Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства труден, но вполне возможен.

Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сиих пор ещё не было, диалог ‹‹Государство›› включается в литературный жанр, называемый утопией. Утопия Платона – глубокое философское произведение. Чтобы нарисовать картины наилучшего государственного строя, необходимо ясно представлять себе недостатки государства существующего, современного. Философ также предложил решения насущных проблем, говорил о том, чего ещё нет, но что, по его мнению, непременно должно возникнуть взамен существующего. Утопия Платона – не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы – свободы государства в его целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Он понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. ‹‹Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих››. Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

Платон связывает идеальное государство с верховенством закона. Все граждане государства (исключая рабов, которые не могли быть поставлены в одинаковое положение со свободными; рабы в Древней Греции были сравнительно немногочисленными и заняты они были на домашней и вспомогательных работах), независимо от занимаемого положения, должны одинаково подчиняться закону. Именно так должно быть в нормальном случае, а значит, и в идеальном государстве. Более того, идеальное государство и есть то самое, где закон незыблем и главенствует. Но как обеспечить соблюдение законного порядка в жизни? Он непрестанно нарушается не только гражданами, но и правителями. Кроме того, законы то принимаются, то отменяются или изменяются, поскольку сами законодатели постоянно меняют свои убеждения и пристрастия. Следовательно, в самой законодательной сфере царят хаос и произвол. Значит, необходимо разработать специальную систему мер, обеспечивающих прочность и устойчивость закона, его обязательность для всех. Эта система мер окажется также прочности государства. Но если это так, то она не может быть произвольно установленной кем-либо, а должна быть выведена из сущности государства, то есть из ее идеи. Исходя из свойств государства как такового, следует логически вывести его частные характеристики, определить его устройство, и в конечном итоге, решить вопрос о роли индивидов в нем. Таким образом, логика Платона идет в последовательности умозаключений от государства к индивиду, а не наоборот – от индивида к государству. Это заведомо предопределяет тотальное подчинение индивида государству. К такому подчинению Платон и приходит, фактически лишая граждан рисуемого им государственного права на частную жизнь. Жизнь индивида здесь без остатка подчиняется государственному целому. Индивидуальная свобода признается только в той мере, в какой она необходима государству.

Государственная задача сословия ремесленников и земледельцев – кормить и обеспечивать правителей-мудрецов и воинов-полицейских. В исполнении этой задачи Платон видит весь смысл их существования. Их личная жизнь несколько более свободна, чем жизнь воинского сословия и правителей, однако она тоже подчинена строгому регламенту, поскольку за ней бдительно наблюдают стражи-воины: допускается принуждение к труду, насилие над пьяницами и лентяями, принимаются меры к тому, чтобы никто не становился ни слишком бедным, ни слишком богатым. Бедные будут неспособны обеспечивать воинов и правителей средствами к жизни, богатые возомнят о себе слишком много, станут нарушать установленный порядок, угрожать власти мудрецов.

4. Заключение

Наконец, в идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они лишь отвлекают от истины и способствуют моральному разложению. Запрещаются и изгоняются также все религии и мифологии, за исключением единственной и обязательной для всех, основанной на платоновском учении об идеях. Она же является и единственной наукой и философией. Интересно и то, что Платон обнаруживает отчетливое понимание недостаточности как полицейских мер, так и мер морального воздействия: предусматривается применение методов манипуляции общественным мнением. Они включают обман, дезинформацию, отвлечение внимания на второстепенные темы, обработку сознания населения, предваряющую проведение государственных мероприятий, организацию псевдосенсаций, сокрытия авторства законов, кампаний против мнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия.

Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем настоящее время зла.

Список использованной литературы:

1. Асмус В.Ф. "Платон". 1975.

2. Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь Платона". 1990.

3. Платон. Сочинения в 4-х томах. 1964.

5. Асмус В.Ф. Избранные диалогои Платона. 1965.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.