Суставную гимнастику для детей разработал руссо

Одна из сторон физического воспитания, включающая овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями – это:

К оздоровительным задачам физического воспитания относятся:

  • формирование правильной осанки
  • осознание своих двигательных действий
  • самоорганизация
  • правильное питание

Кому из российских ученых принадлежит первая книга по физическому воспитанию дошкольников:

  • В.В.Гориневский
  • П.Ф.Лесгафт
  • Е.А.Аркин
  • И.И.Бецкой

Автором социально-оздоровительной технологии "Здоровый дошкольник является:

  • М.А.Рунова
  • М.А.Васильева
  • Ю.Ф.Змановский
  • А.В. Кенеман

К методам использования слова в физическом воспитании относятся:

  • разучивание по частям
  • демонстрация видеофильма
  • описание
  • имитация

Способность выполнять действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях – это:

  • элементарное умение
  • двигательный навык
  • двигательное действие
  • качество

В структуре физкультурного занятия общеразвивающие упражнения включают в часть:

  • вводно-подготовительную;
  • основную;
  • заключительную
  • во всех частях

Туристские прогулки, физкультурный досуг, праздники, дни здоровья, каникулы – это:

  • активный отдых детей;
  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
  • методы физического воспитания
  • формы организации физического воспитания

Содержание утренней гимнастики составляют:

  • физические упражнения, ранее разученные на физкультурных занятиях
  • новые физические упражнения
  • комбинированное сочетание новых и знакомых физических упражнений
  • физические упражнения, используемые в культурно-досуговой деятельности

К спортивным играм относятся

  • лыжи
  • коньки
  • баскетбол
  • теннис

Ходьба на лыжах, катания на коньках, санках, велосипеде, самокате, плавание – это:

Способ выполнения движения, с помощь которого решается двигательная задача:

  • техника физического упражнения;
  • детали техники;
  • основа техники
  • методика

Группа детей, имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий, называется:

  • группа здоровья
  • группа риска
  • ослабленная группа
  • все ответы верны

НОД, физкультурно-оздоровительные мероприятия, повседневная работа по физическому воспитанию это….

  • формы организации физического воспитания
  • методы физического воспитания
  • средства физического воспитания
  • задачи физического воспитания

Первое руководство по гимнастике в 16 веке создал:

  • Леонардо да Винчи
  • Иероним Меркуриалис
  • Томас Мор
  • Я. Коменский

"Суставную" гимнастику для детей разработал:

  • И.Песталоцци
  • Ж.Ж.Руссо
  • Я.А.Коменский
  • Д.Локк

Методика организации и проведения спортивных игр и упражнений в Д\с разработана:

  • Л.Г.Голубевой
  • Э.Й. Адашкявиченс
  • Л.Ф.Тихомировой
  • Э.Я.Степаненкова

Из скольких частей состоит традиционная схема построения НОД по физическому воспитанию

  • 2;
  • 3;
  • 4

Какая из форм физического воспитания имеет организационное назначение:

  • НОД
  • активный отдых;
  • утренняя гимнастика
  • Олимпиады

В какой части занятия решается комплекс запрограммированных задач:

  • вводно-подготовительной;
  • основной;
  • заключительной
  • во всех частях

Минимальное количество физкультурных НОД в ДОУ в неделю:

  • одно;
  • два;
  • три
  • четыре

Построения, перестроения, повороты, смыкания и размыкания, передвижения строем относятся к упражнениям:

  • общеразвивающим;
  • спортивным
  • основным
  • строевым

Ходьба на лыжах, катания на коньках, санках, велосипеде, самокате, плавание – это:

  • спортивные упражнения
  • спортивные игры;
  • формы организации физического воспитания в ДОУ
  • часть НОД

Просвещение было интернациональным явлением. Зародившись в Англии еще в XVII в., идеи Просвещения быстро распространились по всей Европе, достигнув своего расцвета во Франции в XVIII в., став там, наряду с материалистической философией, идейной предпосылкой Великой французской революции 1789-1793 г. Это было мировоззрение передовых людей, не удовлетворенных существовующим феодальным строем, абсолютизмом и связанной с ним церковью. Франция дала мировой цивилизации целую плеяду блестящих мыслителей: Вольтер (наст. Мари Франсуа Аруэ), Шарль Монтескье, Дени Дидро, Жан Жак Руссо и др.

В кругах французской аристократии из двигательных действий приветствовались лишь те, которые необходимы были для придворного этикета -танцы, фехтование и верховая езда.

Ведущие французские педагоги-просветители видели пагубность увлечений аристократов для физической культуры всего общества. Они видели физическую деградацию молодежи городов и сел и поэтому в своих трудах пытались найти решение проблемы.

Ведущая роль в этом принадлежала Жан Жаку Руссо (1712-1778) - просветителю, философу, писателю, композитору. Родился Руссо в Женеве, в семье часовщика, не имел возможности получить систематическое школьное образование и поэтому занимался самообразованием. Ему пришлось испробовать много профессий: ученика нотариуса, гравера, служил лакеем, секретарем, домашним воспитателем; давал уроки музыки, занимался переписыванием нот и т.д.

После странствий по Швейцарии, Италии и Франции Руссо в 1741 г. поселился в Париже, где познакомился со многими выдающимися людьми того времени - с Д. Дидро, Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, К. Гельвецием. Здесь он пользовался покровительством крупных аристократов и зарабатывал себе на жизнь переписыванием нот. 50-60-е годы XVIII в. являются временем творческого расцвета таланта Руссо как философа и писателя. Он пишет ряд крупных произведений, принесших ему успех и широкую известность.

Природа, люди и предметы окружающего мира, считал Руссо, являются основными факторами воспитания людей. Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и человеческих способностей, люди учат детей ими пользоваться, столкновение с вещами обогащает личный опыт ребенка. При правильном ходе воспитания эти три фактора должны действовать по согласованию, причем к естественному развитию ребенка, не зависящему от воли человека, должно быть приспособлено воспитание, которое осуществляется людьми и вещами. При этом очень важна роль личности воспитателя, который должен тактично, незаметно для ребенка направлять его деятельность, формировать интересы и взгляды.

В книге Руссо делает попытку выделить основные периоды в развитии человека от его рождения до совершеннолетия и соответственно этому намечает задачи воспитания для каждого периода.

В первом периоде - от рождения до появления речи - воспитание, по мнению Руссо, должно заключаться, прежде всего, в заботе о нормальном физическом развитии ребенка. Особое внимание он советовал уделять закаливанию. Руссо требовал, чтобы грудного ребенка вскармливала сама мать, а не наемная кормилица, как было принято в то время в аристократических кругах.

Главной задачей воспитания во втором периоде - от появления речи до двенадцати лет - Руссо считал создание условий для выработки возможно большего круга представлений, восприятия детьми предметов и явлений окружающего мира. Для этого он рекомендовал целый ряд упражнений, развивающих осязание, слух, глазомер и другие качества. Вместе с тем Руссо, исходя из личного опыта, ошибочно считал нецелесообразным использование книг в обучении в этот период и вообще отрицал необходимость систематического организованного обучения до 12 лет. Эти взгляды Руссо в последующем негативно отразились на развитии организованного школьного образования.

Наконец, в четвертый период, с 15 лет до совершеннолетия, осуществляется формирование нравственности молодого человека. В это время он должен по-знакомиться с жизнью окружающего общества. У юношей необходимо развивать добрые чувства, добрую волю, добрые суждения, целеустремленность. Здесь уже Руссо не отрицает значение чтения книг, наоборот, считает, что чтение биографий великих людей древности, исторических сочинений благоприятно скажется на нравственном воспитании юношей. Руссо достаточно терпимо относился к вероисповеданию, говорил, что только взрослый человек может выбрать для себя ту или иную религию.

Взгляды Руссо на воспитание в основном относились к мужскому полу. Воспитание же женщин должно остаться традиционным, т.е. подчиненным мужчине. И поэтому ей ни к чему широкое умственное образование. Достаточно было позаботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании и умении вести домашнее хозяйство.

Педагогические взгляды Руссо были исключительно прогрессивными для конца XVIII - начала XIX в., были проникнуты духом гуманизма и демократизма. Его педагогическая система пользовалась популярностью среди лучших домашних учителей-воспитателей того времени. Взгляды Руссо оказали значительное влияние на немецких педагогов-филантропов, на И. Г. Песталоцци.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - выдающийся швейцарский педагог, последовательно отстаивавший идею народного образования. Особую заботу проявлял о воспитании крестьянских и беспризорных детей. Создал теорию элементарного образования, под которым понимал прежде всего природосообразное, психологически обоснованное воспитание человека. В своей практической деятельности он пытался соединить производительный труд с образованием и обучением.

В 1805-1825 гг. Песталоцци возглавлял институт в городе Инфертене, где применял в занятиях со студентами разработанные им физические упражнения, а также гимнастику Гутс-Мутса. Практическая деятельность института привлекала внимание многих специалистов, в том числе и из других стран Европы. Благодаря этому физические упражнения включались в программы обучения городских школ Швейцарии. В 1811 г. в Базеле был основан институт гимнастики и физического воспитания; позже и в других городах Швейцарии появились подобные учебные заведения.

Педагогические взгляды И. Г. Песталоцци имели большое значение для теории и практики физического воспитания того времени. Они были использованы прежде всего в Германии, а затем и в Испании. В 1807 г. в Мадриде был образован специальный институт Песталоцци, которым руководил Франциско Аморос. Он вел занятия гимнастикой в испанских воинских частях, воевавших с наполеоновской армией. Впоследствии Аморос использовал гимнастику Песталоцци при создании французской естественно-прикладной гимнастики, которая также служила фундаментом при создании методик элементарных упражнений в других системах физического воспитания XIX в.

Педагогические идеи Руссо, Песталоцци и других деятелей педагогики того времени поддерживались буржуазной интеллигенцией западноевропейских стран. Практические шаги в этом направлении были сделаны в Германии. В 70-х годах XVIII в. в некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика. Наиболее известными руководителями гимнастики в филантропинах были Фит (1763—1836 гг.) и Гутс-Мутс (1759—1839 гг.). Они применяли все известные физические упражнения. В трехтомном труде Фит изложил теоретические и практические сведения о гимнастике. Целью занятий он считал укрепление здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, содействие умственному развитию и психической деятельности. Фит привел ряд ценных методических указаний, не потерявших значения до настоящего времени (о последовательности упражнений, постепенном переходе от легкого к трудному, об активности учеников, об интересе к занятиям, учете индивидуальных особенностей и др.).

Создание национальных систем гимнастикиотносится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи. В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики: гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776—1839 гг ) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из передовых стран Западной Европы по распространению гимнастики. В 1813 г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын Я. Линг (1820—1886 гг.), продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положе­ний. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение. Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за одной. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России.

Гимнастика в дореволюционной России.Элементы гимнастики в быту народов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акроба­тов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с небольшими тяжестями, служившими средствами разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и вольтижировка.

Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардейскими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Петром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным на­выкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др.

А. В. Суворов (1730—1800 гг.) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применя­лись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Кутузов.

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830—1915 гг.). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии. В специальном наставлении по физической подготовке для армии и флота принимал участие П. Ф. Лесгафт, что сыграло положительную роль в научном обосновании направления и в том, что оно просуществовало длительное время без изменения. Позднее в русской армии преимущество стали отдавать упражнениям на гимнастических снарядах, и с 1910 г. в основу физической подготовки была положена Сокольская система гимнастики.

Заслуга П. Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

В конце XIX в. развитие спортивной гимнастики было тесно связано с развитием спорта и международных спортивных связей, образованием в 1881 г. Международной федерации гимнастики (ФИЖ).

В 1927 г. на III Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике.

В 1928 г. центром работы по гимнастике становится гимнастическая секция при Центральном доме Красной Армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только в армии, но и во всей стране.

В 1928году возобновились Первенства страны по спортивной гимнастике и в том или ином виде проводятся ежегодно по настоящее время.

Проводится I Всесоюзная Спартакиада (1928) и первенство РККА по гимнастике в 1930 г.

В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная гимнастика, акробатика. Начались передачи утренней гимнастики по радио.

Важным средством агитации и пропаганды гимнастики среди населения были массовые гимнастические выступления, проводившиеся ежегодно с 1930 г. в Москве на Красной площади, в Ленинграде и столицах союзных республик, а также соревнования различных масштабов. В программу соревнований были включены прикладные упражнения.

Однако долгое время отечественная гимнастика находилась в изоляции от мирового гимнастического движения. Но уже в1937 г. наши гимнасты приняли впервые участие в международных соревнованиях Рабочей олимпиаде в Антверпене и победили в командном первенстве среди мужчин и женщин.

С 1939 г. стало проводиться личное первенство страны по многоборью и в отдельных видах гимнастики, что содействовало значительно­му росту мастерства.

Начало Великой отечественной войны остановило развитие спортивной гимнастики, однако с 1943 г. возобновляются соревнования на пер­венство страны, а после 1945 г. секции спортивной гимнастики создаются в большинстве учебных заведений, в коллективах фабрик и заводов, орга­низуются детские спортивные школы, создается массовое движение любителей гимнастики. Проведение соревнований различных уровней, в том числе и Первенства СССР способствовало воспитанию талантливой моло­дежи, которая с успехом выступала на различных международных встречах и официальных соревнованиях.

В 1949 г. гимнасты нашей страны вступили в международную федерацию гимнастики.

Появление наших гимнастов на международной арене произвело шоковый эффект в гимнастическом мире. Советские гимнасты выиграли абсолютное и командное первенство, как среди мужчин, так и среди женщин, завоевав в общей сложности 9 золотых медалей.

Начиная с 1952 года в олимпийских играх приняли участие 64 российских гимнаста,48 из них носят звание чемпиона олимпийских игр, а 6 - наиболее почетное звание абсолютного чемпиона олимпийских игр. Двукратными абсолютными чемпионами мира являются Людмила Турищева (1970, 1974) .Дмитрий Билозерчев (1983,1987) и Юрий Королев (1981, 1986) .

Анализируя долгий путь, пройденный отечественной гимнастикой, нельзя сказать, что ее развитие было ровным и безоблачным. На пути к мировой гимнастической славе были взлеты и падения, кризисы, конфликты. Так, нап­ример, после 8 лет безусловного первенства на мировой арене в 1960 г. на Римской олимпиаде мужская сборная уступила командное первенство японским гимнастам и затем 19 лет находилась в положении догоняющего. Международные достижения наших гимнасток и гимнастов на протяжении многих десятков лет - феномен, не имеющий аналогов мировом спортивном сообществе. Высокий авторитет отечественной гимнастики подтверждается выбором российских представителей в руководящие органы международных гимнастических организаций.

В России проведены Чемпионаты мира по спортивной Гимнастике (195891981 Москва) гимнастические турниры XXII ОИ (1980, Москва), Универсиада, Игры Доброй воли (1986 Москва, 1994 С. -Петербург) 25 крупных международных турниров (с 1972 г. в Москве и С.- Петербурге) Чемпионаты Европы среди юношей (1991 Челябинск).

После распада СССР российская гимнастика попала в весьма сложное положение. В составе сборной СНГ на ОИ в Барселоне (1992) было всего двое россиян (А. Немов и Е. Груднева). Сразу после Барселоны российских гимнастов перестали приглашать на крупные международные турниры, тем самым, игнорируя Россию как великую гимнастическую державу. Возникли серьезные проблемы практически со всеми видами обеспечения подготовки российских гимнастов (финансовым, материальным, техническим, научно-методическим, медико-биологическим, кадровым и информационным). Начался, нерегулируемый отток ведущих тренеров и гимнастов за рубеж.

В силу экономических трудностей в России снизились объем и интенсивность научных исследований по гимнастике, в то время как в развитых странах они возрастают, поскольку растет и популярность гимнастики. Увеличивается число гимнастических клубов и секций. Например, по данным опроса общественного мнения американских телевизионных компаний, женская спортивная гимнастика на Играх в Атланте (1996) была по популярности в США спортом номер один, что подтверждается посещаемостью и реакцией зрителей на этих соревнованиях. Однако со всеми этими бедами российская гимнастика начала постепенно справляться. На ОИ в Атланте (1996) российские гимнасты завоевали 3 золотые,2. серебряные и 3 бронзовые медали. Чемпионами ОИ стали Алексей Немов Светлана Хоркина. С учетом резко обострившейся конкуренции такие результаты являются несомненным успехом сборной России по гимнастике, дебютировавшей на ОИ в качестве самостоятельной национальной сборной.

Таким образом, гимнастика одних из средств и методов воспитания народа в нашей стране широко применялась в допризывной подготовке мужчин в период Великой отечественной войны. В настоящее время с ее помощью решаются оздоровительные, образовательно-воспитательные и прикладные задачи.

История гимнастики это специфический опыт многих народов и поколений.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Изучение данного вопроса начнем с рассмотрения общих понятий.

Итак, физическое воспитание, как органическая часть в современной системе общего воспитания, представляет из себя социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развития форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства [4, с.346].

Основными средствами физического воспитания являются занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования [4, с.347]. Цели, содержание, организация и методы физического воспитания обусловливаются социально-экономическим строем общества и отражают классовую идеологию.

Необходимо отметить, что физическое воспитание свойственно всем общественным формациям. В первобытном обществе оно существовало в форме физического упражнения, игр, состязаний и испытаний, имитировавших трудовые процессы, охоту, военные действия, отражавших различные обряды, и органически связывалось с развитием у подрастающих поколений физической силы, выносливости, волевых качеств. В рабовладельческом обществе (страны Древнего Востока, Древняя Греция, Рим, государства Закавказья и Средней Азии) физическое воспитание приобрело характер государственной системы подготовки юношества господствовавших классов к гражданской и военной службе и осуществлялось как в семье, так и в государственных учебных заведениях, в армии, так называемое Спартанское воспитание. В феодальном обществе физическое воспитание стало основой систем рыцарского (княжеского) воспитания - верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, единоборства и игры военного и спортивного характера [4].

С развитием городов физическое воспитание распространилось среди различных слоев городского и окрестного крестьянского населения, чему способствовали возникшие стрелковые, фехтовальные и др. братства; проводившиеся во время праздников состязания горожан в беге, борьбе, гребле, фехтовании, стрельбе из лука, игры с мячом.

Значительно возрос интерес к физическому воспитанию в эпоху Возрождения. Гуманисты делали попытки ввести физическое воспитание в школе.

Ценным вкладом в развитие гуманистических идей физического воспитания явилась деятельность крупнейшего славянского мыслителя и педагога Я.А. Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший чешский педагог. После окончания латинской школы и университета в Германии был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины. Занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы, писал учебники.

Большое внимание уделял формированию системы физических упражнений. Среди подвижных игр выделял полезные, которые дополнял военной подготовкой - бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. На основе выдвинутых Коменским идей в учебных заведениях внедрялась система гуманистических ценностей, этики физического воспитания, которая в измененном виде со второй половины ХIХ в. оказала влияние на разработку норм проведения соревнований, теперь уже нацеленных на достижение высоких результатов.

Так в сочинении "Материнская школа" Коменский буквально по пунктам растолковывает, что крепкое здоровье и двигательная активность являются естественной основой продолжительной и плодотворной жизни ("ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха") и расписывает, каким именно образом нужно развивать у детей те качества, "чтобы в здоровом теле был здоровый дух" [6, с.218].

Например, 7-я глава "Материнской школы" называется "Каким образом должно развивать у детей здоровье и силу", и в ней, в частности, указывается, что работу в этом направлении следует начинать еще до рождения ребенка, чтобы мать могла "произвести на свет то, что она носит под сердцем, в совершенстве развитым и здоровым" [6, с.219]. Ради достижения этой благой цели беременной женщине рекомендуется целый ряд специальных средств и методов (мышечно-двигательных, психологических, гигиенических, медицинских и др.). В данном контексте среди прочего, ей предписывается систематически заботиться о себе, соблюдать правила гигиены, безопасности и рационального питания, избегать всяких излишеств, чтобы объедением, опьянением, несвоевременным постом, очищениями организма, кровопусканиями, простудами и другими недомоганиями не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять плод чрева своего. Наряду с этим беременная ограждалась от всяких волнений и страхов, не должна была слишком сердиться, мучиться или терзаться, чтобы не родить раздражительного, беспокойного или печального ребенка. Что касается двигательной активности, то беременная должна была следить за тем, чтобы не ослаблять свой организм излишним сном, вялостью, малоподвижнос тью и бездельем, а при выполнении посильной физической работы старалась быть бодрой и веселой, что также небезразлично для внутриутробного развития ее чада.

Большое значение в процессе физического воспитания Коменский придавал умению возбуждать положительные эмоции. "Веселое настроение - половина здоровья" - часто говорил он и настойчиво призывал к тому, чтобы у детей не было недостатка в удовольствии от движений, для чего предлагал специальные приемы и способы. Скажем, на первом году жизни настроение ребенка поднималось мерным качанием в колыбели, ласковыми прикосновениями и массирующими поглаживаниями материнских рук, пением, манипуляциями с погремушкой, ношением на руках по дому, двору или саду, нежными объятиями, поцелуями и т.д. В последующие годы в материнской школе это достигалось благодаря увлекательной игре с родителями или сверстниками, свободному беганью и прыганью в разные стороны, оживленному преследованию друг друга, преодолению легких препятствий, метанию различных предметов, доступным видам детских единоборств и т.п.

Одежда для таких занятий предлагалась легкая и удобная, в целях предохранения от ушибов при падениях использовались тканевые повязки на коленях, а на голову надевали мягкую, набитую ватой шапочку.

Слишком спокойное состояние ребенка во время сидения, ходьбы или игры Коменский считал нехорошим признаком и учил пробуждать в детях желание к активной деятельности как в играх, так и в более серьезных делах, чтобы они с ранних лет не привыкали к пассивности, лени и безделью. "Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, строят, тащат, складывают, перекладывают, нужно только помочь им делать это правильно и безопасно" - советовал Коменский [6, c.224]. В связи с тем, что дети с явным удовольствием подражают тому, что им кажется интересным и важным у взрослых, им не следует мешать в этом, за исключением вредных и опасных примеров. Более того, для неназойливого умственного, трудового и физического воспитания, с использованием врожденного стремления детей к подражанию, в материнской школе предписывалось иметь необходимые для этого игрушки: деревянные мечи, сабли, ножи, салазки, плуги, коляски, лошадки, домики, мельницы и другое, чтобы, свободно играя с ними, дети без всякого нажима старших увлеченно развивали "в теле - здоровье, в уме - живость, а во всех членах - подвижность" [6, с.227].

Подвижные игры и физические упражнения в режиме дня школьников Коменский предлагал использовать таким образом, чтобы они воспринимались занимающимися не как обязательная работа по принуждению учителя, а как развлечение и отдых от сидячих теоретических занятий. Для физической разрядки учащихся ежедневно отводилось определенное время после уроков (чаще всего в пределах 2-3 часов). При этом рекомендовалось избегать сидячих, малоподвижных и в особенности азартных игр (в кости, карты и т.п.). Предпочтение отдавалось активным двигательным действиям, связанным с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазаньем и перелезанием, преодолением мышечного сопротивления партнера, элементами борьбы и фехтования.

Мало того, Коменский предписывал периодически водить школьников в загородные походы по пересеченной местности и устраивать в подходящем месте массовые военные игры, имитирующие сражения, с организованной разбивкой лагеря, назначением полководцев, командиров отрядов, организацией боевой линии и т.д. (Вот, оказывается, куда уходят корни военно-патриотических игр наших школьников типа "Зарницы".)

Подлинным украшением игр и состязаний Коменский считал радость двигательной активности, выразительную подвижность тела, четкий порядок и неукоснительное выполнение установленных правил, достижение победы не хитростью, а умением и доблестью. К порокам в игре относил леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик и коварство. Во время игры он советовал гимназистам и студентам разговаривать по латыни, чтобы игра приносила двоякую пользу: с одной стороны, способствовала оживлению тела и духа, а с другой - успехам в научных познаниях.

Теперь обратим внимание на особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII - XVIII веков.

Вообще необходимо отметить, что буржуазные революции XVII - XVIII веков подорвали основы феодального строя и обеспечили победу и утверждение капитализма. Это привело к ускоренному промышленному и культурному развитию стран Европы и Америки. В результате промышленного переворота, успехов, достигнутых в военном деле, культуре, науке и искусстве, прогресс был заметен также в области физического воспитания и спорта. Буржуазия, будучи на данном этапе новой истории классом прогрессивным, нуждалась в людях, способных укреплять ее военное и политическое господство. Для этого требовались сильные, настойчивые, предприимчивые люди. Чтобы воспитывать таких людей, буржуазия создает ряд новых передовых для своего времени средств, форм и методов общего, и в том числе и физического воспитания.

Наибольшее влияние на развитие буржуазной теории и практики физического воспитания оказали педагогические взгляды Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Дж. Локк (1632-1704) - выдающийся английский философ и педагог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой буржуазией и старым дворянством завершилась в Англии классовым компромиссом - установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк.

Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка едва ли не на первом месте. Нам становится понятнее этот подход, если мы вспомним в каком времени жил Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно освоенных, земель, невысокий уровень развития транспорта и непривычные, часто экстремальные климатические условия требовали от предпринимателя огромной физической выносливости, ведь предприниматель должен был много ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности. Требования времени опять-таки, как в зеркале, отразились в педагогической системе Локка. "Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья, и насколько каждому, кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства" [4, с.381].

Показательно в этом отношении и требование Локка в отношении постели. "Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины, жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости и предтечей ранней могилы. Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком ложе, не будет страдать бессонницей во время своих путешествий".

Подобные слова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию неблагоприятных температур. "Первое, о чём следует заботиться - это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко" [4, с.384].

Жан Жак Руссо - наиболее выдающийся мыслитель-педагог XVIII столетия, является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

Педагогические идеи Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии.

Руссо рекомендовал обращать внимание на физическое воспитание детей до 12 лет. Закаливать тело, приобретать умения и навыки - все это должно, по мнению Руссо, достигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использовать соревновательный метод. Его идеи способствовали созданию новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам нарождающегося буржуазного общества.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении воспитания девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Главная функция женщины, на его взгляд, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться, о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства.

И. Песталоцци - крупнейший швейцарский педагог, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира.

Главные надежды возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду. Свою педагогическую теорию он выводил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста.

Песталоцци стремился к тому, чтобы дети бедняков могли получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание включало в себя поднятие тяжестей, борьбу, бег, метание и т.д. Песталоцци делил все упражнения и игры (в зависимости от движений в суставах) на элементарные (движения в суставах плеча, бедра и т.п.) и сложные (бег, прыжки, метания, лазанье, плавание, верховая езда, танцы и игры). Разработанная им система упражнений получила название суставной гимнастики Песталоцци.

Таким образом, целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей -- естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать.

Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Система таких последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения.

Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми, туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что физическому воспитанию уделялось большое внимание во все времена. Большой вклад в разработке основных идей о физическом воспитании внесли такие великие мыслители, философы и педагоги, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк и Песталоцци.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.