Сущность финансов и финансов предприятия шпора

Сущность и функции финансов

Финансы — это совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Финансы — это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования.

Финансы представляют денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного национального продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей.

Основные функции финансовой системы

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции:

  1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на республиканском и местном уровнях управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между республиканским и местными бюджетами. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.
  2. Функция организации реализуется через бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, разграничения полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей субъектов системы государственных финансов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
  3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение государственных служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
  4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности

Финансы выполняют две функции:

  • Распределительная функция проявляется в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода как между участниками общественного производства, отраслями, регионами, так и всеми членами общества, а также между сферами материального производства и социально-культурной сферой. С помощью распределительной функции осуществляется первичное распределение стоимости созданного продукта и формирование первичных доходов, денежных поступлений в различных сферах и секторах экономики, собственников факторов производства, участников производственного процесса, бюджетных и внебюджетных фондов.
  • Учетно-контрольная функция проявляется в том, что финансы являются универсальным средством учета и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением созданного общественного продукта. Для полноценного и эффективного применения учетно-контрольной функции финансов нужна достоверная финансовая информация, т.е. необходимо уметь собирать, систематизировать, рассчитывать, анализировать показатели, которые содержатся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют оценить все стороны работы предприятий и выявить результаты хозяйственной деятельности и на основе этой информации принимать меры, направленные на эффективное использования финансов.

Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятий и их распределение и использования.

Финансы предприятий возникает в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Они связаны с созданием, собственных средств, использованием собственных и заемных средств. Финансированием всех затрат связанных с производственно оптимального вложения средств с целью получения прибыли.

Сущность финансов проявляется в их функциях. 1) Распределительной функции происходит формирование первоначального капитала образующегося за счет вкладов учредителей, распределение ВВП в стоимостном выражении, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечивает оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом. 2)Контрольной функции является стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов предприятия и их использование. Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют непосредственно хозяйствующий субъект, акционеры и владельцы контрольного пакета акций, налоговые органы, контрольно - ревизионная служба Министерства Финансов РФ, коммерческие банки, независимые аудиторские фирмы.

Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производственных сил и производственных отношений в обществе.

Предприятие – хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли. По своему содержанию предпринимательская деятельность включает производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, операции на фондом рынке.

Финансовыми методами являются : финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль. С их помощью осуществляется воздействие финансовых отношений на хозяйственные процессы путем оправления движением финансовых ресурсов и оценки эффективности их использования.

Финансовый инструмент - любой контракт, из которого возникают финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство или инструмент капитального характера для другого предприятия. Это любой документ, являющийся свидетельством долга, при продаже которого продавец обеспечивается финансированием (акции, облигации, векселя, финансовые опционы, фьючерсы и форварды).

Финансовое обязательство - это любое обязательство, которое является контрактным обязательством: передать денежные средства или иной финансовый актив, обменять финансовые инструменты с другим предприятием на потенциально неблагоприятных условиях.

Информационное обеспечение позволяет пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованности финансовых инструментов.

Существуют следующие виды рисков: а) ценовой риск - включает потенциальные убытки или прибыль (бывает валютный, процентный, рыночный риски);б) кредитный риск - может возникнуть в случае, если один из контрагентов не сможет ликвидировать обязательство и вызовет убытки у другой стороны; в) риск ликвидности – обусловлен трудностями, с которыми может встретиться предприятие при мобилизации средств для погашения своих обязательств; г) риск денежного потока – обусловлен колебанием величины будущих денежных потоков.

По способу отнесения затрат нa единицу выпускаемой продукции выделяются постоянные и переменные расходы.

Постоянные расходы не зависят от изменения объема выпуска продукции: это административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата.

Амортизационные отчисления включаются в состав себестоимости, их величина сказывается на общей сумме подлежащих к уплате налогов. Чем больше их размер, тем меньше сумма налога на прибыль и налога на имущество юридических лиц. Они не представляют собой денежные затраты, это расчетная величина позволяющая предприятию накапливать собственные средства для инвестиций.

Переменные расходы прямо пропорциональны объему производства. Это расходы на сырье и материалы, технологическое топливо и энергию, сдельная заработная плата.

Деление расходов на постоянные и переменные необходимо прежде всего для планирования себестоимости продукции и соответственно для правильного определения цены реализации. Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство. Все затраты на производство и реализацию продукции составляют ее полную себестоимость. Для предприятия себестоимость является основой для определения цен на производимую продукцию и соответственно базой для определения прибыли от реализации продукции и налога на прибыль. Поэтому нормативные документы, касающиеся порядка определения себестоимости, распространяются на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и правового статуса, что ставит все предприятия в равные условия в рыночной экономике.

При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат осуществляется двумя методами:

1. По эмпирическим нормам расхода на единицу продукции. 2. По фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.

Установленные нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле: С = Н*В ,где Н - норма затрат на единицу продукции в денежном выражении; В - плановый объем выпуска в натуральном выражении.

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана:

Спл=Сф*Впл/Вф, где Спл - плановая сумма переменных затрат, Сф - фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде, Впл - плановый объем выпуска в натуральном выражении, Вф - фактический объем выпуская в отчетном периоде в натуральном выражении.

Если в отчетном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по 1 методу будет = 2 методу. Положительная разница говорит о перерасходе, отрицательная - об экономии.

При планировании постоянных затрат значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска и решаются следующие задачи:1. Определение необходимого объема выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат; 2. Расчет необходимой величины постоянных затрат и сопоставление с их реальными производными возможностями.

Для определения минимального объема выпуска продукции используется показатель порога рентабельности:

ПР=Пост затраты/(выручка от реализации-переменные затраты в относительном выражении).

Для планирования постоянных затрат необходим детальный анализ их ожидаемый структуры и максимальная информация о предстоящем выпуске, производственных заказах и возможностях.

13.Определение финансового результата от реализации продукции, работ, услуг, товаров, имущества предприятия

Составляется смета административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж. Другие являются постоянными, учитываются в общей сумме. На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции.

Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операциях, а так же внереализационных доходах и расходах. План по прибыли может быть представлен в качестве финансовой модели предприятий. Как только проект бюджета подготовлен, начинается его уточнение в связи с изменением внешних и внутренних условий. С помощью проекта плана просчитывается эффективность различных управленческих решений. Здесь значительную помощь в снижении трудозатрат при расчетах оказывает применение компьютерной техники. Компъютерно – ориентированная модель финансового планирования базируется на основном бюджете и включает математические формулы, определяющие взаимосвязь между показателями, а т.к же учет воздействия внешних и внутренних факторов, влияющих на принятие решений.

Общая сумма прибыли (балансовая прибыль), полученная предприятием за определенный период состоит из: 1) прибыли (убытки) от реализации продукции, услуг, выполненных работ; рассчитывается в виде разницы между суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и величиной затрат на производство и реализацию продукции услуг, работ, включаемых в себестоимость. 2) Прибыль (убыток) от реализации ОС и иного имущества предприятия рассчитывается в виде разницы между рыночной ценой за проданные имущество, материальные ценности, принадлежащие предприятию, и их первоначальной или остаточной стоимостью. 3) прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям, т.е. доходам и расходам, не связанным с производством продукции, услуг, выполнением работ, продажей имущества.

финансовый денежный прибыль капитал

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы организации" для экзамена.

копия шпор по финансам стричь.docx

1.Сущность, функции и значение финансов организации.

Предпринимательская деятельность по своему содержанию вкл. производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на фин-ом рынке. В процессе предпринимательской Деятельности у организации возникают хоз-ые связи с контрагентами, в результате которых возникают отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Под финансами орг-ций понимается сов-ть объективно обусловленных экон-ких отн-ний орг-ций, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материальных в доходах поступления и накопления, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования, для целей обеспечения их деятельности. Функций: а) распределительная, б) контрольная. Распределительная функция проявляет себя в процессе формирования первоначального капитала, кот. образуется за счёт вкладов учредителей распределения валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, так же обеспечения оптимальности в сочетании интересов хозяйствующего субъекта, гос-ва и его контрагента. Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществ. стоимостного учёта, затрат на произ-во и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг в процессе формирования доходов орг-ций и его денежных фондов. Определяющим принципом: оперативное отслеживание степени рациональности распределения и эффективности использования имеющихся фин-ых ресурсов на всех стадиях воспроизводства, информирования о имеющих место нарушениях в кругообороте средств орг-ций и принятия соответств. адекватных мер по их устранению.

1.Место финансов предприятий в общей системе финансов государства

Современная финансовая система государства состоит из децентрализованных и централизованных (общегосударственных) финансов, которые в свою очередь включают государственные и частные финансы. В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система государства — это совокупность обособленных, но взаимосвязанных между собой элементов финансовых отношений, которые возникают в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, национального богатства и национального дохода с целью формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах для удовлетворения общественных интересов и потребностей. Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды социального страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств. Составные части финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Финансовое состояние каждого ее элемента с одной стороны зависит, а с другой — влияет на финансовое состояние другого.Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на три подсистемы. Общегосударственные финансы обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, финансы хозяйствующих субъектов (финансы предприятий) используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а финансы домохозяйств являются как конечным потребителем созданного продукта, так и основным поставщиком трудовых ресурсов и внутренних инвестиций на рынок.

1,2,Формы проявления финансов предприятий

Финансы предприятий имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию — финансовую. Сущность и формы проявления финансов предприятий взаимно связаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому изменению, чем их сущность. Так, до 1965 г. финансовые отношения предприятий с государственным бюджетом в части распределения прибыли проявлялись в форме отчислений от прибыли в доход государственного бюджета. В годы хозяйственной реформы эти отношения осуществлялись в трех формах: плате за производственные фонды; фиксированных (рентных) платежах; взносах в бюджет свободного остатка прибыли. В условиях перехода к рынку эти отношения осуществляются посредством налогов, кроме того, изменяются структура финансовых ресурсов предприятий, методы и направления их формирования.Вместе с тем не является раз и навсегда неизменной сущность финансов. Она предопределяется не только производственными отношениями вообще, но и уровнем их развития, масштабами и ролью государства в экономических процессах.

1,3, Функции финансов предприятий реализуются на уровне микроэкономики, они непосредственно связаны с формированием и использованием капитала и денежных фондов предприятий в условиях их экономического обособления и удовлетворением частных благ на возмездной эквивалентной основе. регулирования денежных потоков предприятия;формирования финансовых ресурсов;использования финансовых ресурсов.

Формирование и использование финансовых ресурсов предопределено условиями регулирования денежных потоков, которые и проявляются в данной функции, имманентно присущей только финансам предприятий, которые и создают общественные условия для осуществления этого процесса.Контрольная функция финансов предприятия реализуется посредством внешнего и внутрифирменного контроля. Внешний финансовый контроль осуществляется государственными органами в лице Налоговой инспекции, казначейства, Счетной палаты, КРУ. Отдельные виды финансового контроля выполняются Центральным банком РФ, коммерческими банками, аудиторами, собственниками.

Внутрифирменный контроль осуществляется контрольно-аналитическими службами предприятия, бухгалтерией, внутренними аудиторами с целью повышения эффективности работы.

2.Экономические отношения, составляющие содержание финансов организаций.
Материальной основой фин.отношений явл. деньги, а необходимым условием их возникновения явл. движение денежных средств. Фин.отношения орг-ций включают: 1.Отношения с другими хозяйствующими субъектами по факту осуществления поставок соответствующих видов, материально-технических ресурсов, реализации продукции, выполнение работ, оказание услуг. 2.Отношения между учредителями юридического лица в момент его создания. 3.Отношение с бюджетом по поводу уплаты налогов и др.платежей и сборов. 4.Отношение с банковской системой в связи с осуществлением расчёта по банковским услугам при получении и погашении кредита покупки и продажи валюты и ценных бумаг, оказание др.услуг. 5.Отношения субъекта с её структурным подразделением по поводу распределения полученных доходов. 6.Отношения с работниками хозяйствующих субъектов при выплате им заработной платы, процентов по ценным бумагам по факту исполнения фин.санкций к лицам причинивший материальный ущерб. 7.Отношения с выше стоящими орг-ями внутри финансово-промышленных групп. 8. Отношения орг-ций со страховыми орг-ями по поводу формирования средств страхового фонда и выплаты страхового возмещения, при наступлении страховых случаев. 9. Отношения с товарными, фондовыми и сырьевыми биржами, по поводу проведения операций с материальными и финансовыми активами. 10. Отношения с инвестиционными институтами при реализации соответствующих программ. 11. Отношения с акционерами не являющиеся членами трудового коллектива. 12. Отношения с контролирующими орг-ями. Каждая из групп имеет свои особенности, но все они носят двусторонний характер.

3. Фонды денежных средств организаций и их предназначение.

В организациях для обеспечения хозяйственной деятельности формируются денежные фонды. Из всей совокупности фонда решающее значение принадлежит фондам собственных средств. Основным источником собственных средств любой организации является его уставный капитал, за счет которого формируются основные и оборотные фонды. Уставный капитал организации определяет минимальный размер его имущества, который гарантирует интересы его кредиторов. Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода (разница между рыночной и номинальной стоимостью), безвозмездно полученных денежных средств или материальных ценностей на производственные цели. Средства этого фонда могут быть использованы на увеличение уставного капитала, погашение убытка, выявленного по результатам работы за отчетный период и другие цели. Резервный фонд (капитал) образуется на предприятии в соответствии с действующими законодательными и учредительными документами. Источником его формирования является отчисление от прибыли для АО в размере 5% от уставного капитала. Средства фонда предназначены для покрытия убытков отчетного периода, выплаты дивидендов в случае отсутствия или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей. Фонд накопления – средства, предназначенные для развития производства. Формируется за счет чистой прибыли с учетом дивидендной политики организации. Фонд потребления – средства, направляемые на социальные нужды финансирования объектов непроизводственной сферы и т.п.

4.Принципы организации финансов организаций

Хозяйственная самостоятельность. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что хозяйствующий субъект не зависимо от формы собственности самостоятельно определяет направление своих расходов, источники их финансирования, руководствуясь стремлением к максимизации прибыли. Самофинансирование. Данный принцип означает полную окупаемость затрат, связанных с производством и реализацией продукции, инвестированием и развитием производства зачет собственных средств, а в случае необходимости – за счет привлечения различного рода кредитных ресурсов. Материальная ответственность – означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Материальная заинтересованность. стимулирования предпринимательской инициативы отдельных работников и достойной оплаты труда, а также за счет оптимизации налоговой системы и установления экономики обоснованных пропорций в распределении прибыли. Обеспечение финансовых резервов. Объективная необходимость реализации этого принципа продиктована стремлением к формированию финансовых резервов и аналогичных им по содержанию фондов с целью гарантирования возможности осуществления непрерывной деятельности в условиях действия различного рода рисков. Резервируемые средства должны быть достаточны для покрытия возможного ущерба, находиться в ликвидной форме и по возможности приносить доход.

5.Особенности финансов организаций различных организационно- правовых форм.

Полное товарищество – добровольное объединение физических или юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с заключенным между ними учредительным договором и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Уставный капитал создается за счет вкладом участников и является складочным капиталом. Участники полного товарищества несут полную ответственность по обязательствам товарищества. Прибыль (убытки) распределяются между его участниками пропорционально их доле в складочном капитале. Коммандитное (товарищество на вере) – товарищество, в котором предполагается участие помимо полных участников товарищества, участников-вкладчиков (коммандитистов). Порядок формирования аналогичен порядку его формирования в полном товариществе. Управление деятельности товарищества осуществляется только полными товарищами, вкладчики в управлении участия не принимают, а являются своего рода инвесторами. Они участвуют в прибыли товарищества в соответствии с их долей в складочном капитале и в соответствии с учредительными договорами. ООО – юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли. Участники ООО в отличие от других форм не отвечают по его обязательствам, и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества исключительно в пределах стоимости внесенной ими доли. ОДО отличается от ООО тем, что участники несут солидарную субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере и стоимость их вкладов. АО – представляет собой добровольное объединение средств физ и юр лиц или акционеров, каждый из которых несет материальную ответственность за результаты деятельности АО в пределах номинальной стоимости принадлежащих ему акций. Особенность ОАО заключатся в том, что формирование уставного капитала осуществляется за счет продажи акций в форме открытой подписки и свободное обращение акций на рынке. ЗАО распространяет свои акции только среди его учредителей, т.е. по закрытой подписке. Кроме того, акционеры ЗАО обладают преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами.

6.Особенности финансов государственных предприятий.

Унитарные предприятия – это организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (метро). ГКРФ принята классификация унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения. Предприятие на праве оперативного управления – унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается уполномоченными органами государственного/ муниципального правления, что предполагает государственную/муниципальную собственность на имущество унитарного предприятия. Оно обязано отвечать по обязательствам, вытекающим из его производственно-коммерческой деятельности всем принадлежащим ему имуществом, но в то же время не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Решение принимается правительством РФ. Имущество предприятия находится в государственной собственности.

8.Роль финансов в хозяйственной деятельности предприятий проявляется в том, что с их помощью осуществляются:

♦ обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смена форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от реализации готового продукта);♦ распределение выручки от реализации товаров (после уплаты косвенных налогов) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда (включая взносы во внебюджетные фонды) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;♦ перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на производственное и социальное развитие;♦ использование прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия (чистой прибыли), на фонды потребления, накопления, резервный и на другие цели, предусмотренные в его финансовом плане (бюджете);♦ контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. за состоянием ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.

Существование финансов неразрывно связано с наличием товарно-денежных отношений и регулирующей ролью государства. Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величиной и порядком формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядками размещения и выкупа акций, приватизации, ликвидации, банкротства; порядком очередности списания средств с расчетного счета; составом затрат, относимых на себестоимость продукции; вариантами учетной политики, объектами и ставками налогообложения и рядом других.

Под финансами понимаются денежные отношения между различными экономическими субъектами по поводу образования, распределения, перераспределения и использования различных целевых фондов денежных средств с целью выполнения функций и задач государства и создания условий для расширенного воспроизводства. Западные экономисты обычно понимают финансы в широком смысле, а российские в узком. Финансы в широком смысле включают в себя все денежные отношения, которые отвечают на двум признакам: 1) Деньги движутся само[attachment=6017]
стоятельно (против них не движется товар, работы или услуги); 2) Формирование, изменение денежных фондов. Денежные фонды – это ДС имеющие целевую привязку (целевое предназначение). В широком смысле финансы поглощают кредит. Признаки финансов в узком смысле: 1) Одностороннее движение ДС (односторонность). Он отличает финансы в узком смысле от кредитов. Одностороннее движение предполагает, что ДС уходит и назад не возвращается (уплата налогов). У кредитов есть признак возвратности. 2) безвозмездность (халява). Для кредита характерна платность. Граница между финансами в узком смысле и кредитом условна, т.е. существуют отношения, которые могут быть определены и как финансы, и как кредит. Финансы надо отличать от денег: 1) деньги обслуживают разные категории, не только финансы, но и кредиты, цены, отношения купли/продажи; 2) для денег характерны одни функции, а для финансов совсем другие. Обычно выделяют три функции финансов: 1) Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов. 2) Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства. 3) Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины. Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов. Финансовые отношения классифицируются следующим образом : •финансов отношен на уровне отдельных субъектов хозяйствования, т е ЮЛ, определяем чаще как финансы предприятия; •финансов отношен, осуществляем при непосредствен участие и в интерес гос-ва , определяем чаще как гос. финансы ; •международные финансовые отношения, реализуем с участием межнациональных финансов институтов (Международный валютный фонд, Европейская валютная конференция и др), гос-в и отдельные ЮЛ.

2. Государственный кредит, его сущность и роль.

Государственный кредит – это деятельность государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства в качестве заемщика. Оно выступает заемщиком обычно в 2-х случаях: 1) для финансирования бюджетного дефицита; 2) для рефинансирования ранее сделанных долгов. В качестве кредитора государство выступает для поддержки различных отраслей экономики или предприятия. В этом случае кредиты, предоставляемые государством, значительно дешевле, чем кредиты коммерческих банков (бюджетные кредиты). В качестве гаранта государства не расходует никаких средств на момент предоставления гарантии. Гарантия означает, что если должник, по задолженности которой государство выступило гарантом, деньги не вернет, то кредитору деньги должно вернуть государство (деньги налогоплательщиков, в качестве выплаты). Поэтому все выданные государством гарантии учитываются как расходы бюджета, но когда государство непосредственно израсходует эти деньги для выполнения своего обязательства, что не обязательно, выплаченной суммы будут учтены как кассовый расход бюджета. Признаки гос. кредита: 1) Обязательное отражение в бюджетном учете, которое осуществляет Фед. Казначейство; 2) Платность, срочность и возвратность – признаки кредита. Таким образом государственный кредит очень близко подходит к кредиту вообще, но в то же время связан с бюджетом, а бюджет – это финансы. Из финансовых категорий государственный кредит кроме бюджета тесно связан с налогами. При этом он может вести к увеличению налогов, а может вести к их снижению. Управление гос. кредитом, цели управления: 1) Минимизировать стоимость долга для государства; 2) Минимизировать отрицательную роль государственных заимствований на финансовом рынке; 3) Обеспечить максимальную эффективность воздействия бюджетных кредитов на экономику и социальную сферу. Органы управления гос. кредитом:

1. Федеральное собрание принимает закон о федеральном бюджете. В нем фиксируется: предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга, получатели государственных кредитов и государственных гарантий. В качестве приложения к закону о федеральном бюджете применяется программа внутренних и внешних заимствований, выдачи гос. гарантий.

2. Правительство: а) правительство готовит всю информацию по государственному кредиту, которая в последствии будет заложена в законе; б) правительство определяет общий механизм привлечения средств (какие ценные бумаги можно выпустить для привлечения средств и какими характеристиками они должны обладать);

в) каков механизм предоставления бюджетных кредитов (на какие цели, какие документы надо предъявить), какой механизм получении государственных гарантий;

3. Мин. Фин.: а) непосредственно рассчитывает предельный размер долга, программы заимствований, гарантий;

б) выпускает от лица государства гос. облигации, при этом решает когда, на какой срок, под какие % и в какой сумме они выпущены; в) непосредственно заключает кредитное соглашение и в качестве кредитора и должника;

г) выплачивает обязательства по предоставленным гарантиям;

д) контролирует своевременность погашения долга и % по нему;

4. Центральный Банк является агентом правительства на рынке государственных ценных бумаг (бесплатно). Он регулирует рынок и консультирует Мин. Фин. по вопросам, когда лучше выпускать облигации, на какой срок и т.п.

5. Фед. Казначейство – оно учитывает все операции по гос. кредиту.

Банк рефератов Vzfei.biz - элитная коллекция рефератов. Самые новые и лучшие рефераты, дипломы, курсовые и контрольные работы, шпаргалки, лекции, конспекты, тесты с ответами, задачи с решением. В нашем Банке рефератов размещено 2000 работ по различным дисциплинам таким, как финансы, экономическая теория, инвестиции, менеджмент, финансовый менеджмент, финансовая математика, маркетинг, стратегический менеджмент, теория финансового менеджмента, анализ финансовой отчетности, социология, статистика и другие предметы



Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.