Сухожильные рефлексы при дцп

Рефлекс – реакция организма на внешние раздражители. При нарушении в работе мозга или нервной системы возникают патологические рефлексы, которые проявляются патологией двигательных реакций. В неврологической практике они служат как маячки для выявления различных заболеваний.

Понятие патологического рефлекса

При поражении главного нейрона головного мозга или нейронных путей возникают патологические рефлексы. Они проявляются новыми связями между внешними раздражителями и ответной реакцией на них организма, которые нельзя назвать нормой. Это значит, что тело человека неадекватно реагирует на физический контакт, по сравнению с нормальным человеком без патологий.


Такие рефлексы свидетельствуют о каких-либо психических или неврологических заболеваниях у человека. У детей многие рефлексы считаются нормой (разгибательно-подошвенный, хватательный, сосательный), в то время как у взрослого такие же считаются патологией. В возрасте до двух лет все рефлексы обусловлены неокрепшей нервной системой. Патологическими бывают и условные, и безусловные рефлексы. Первые проявляются как неадекватная ответная реакция на раздражитель, закрепленная в памяти в прошлом. Вторые необычны в биологическом плане для данного возраста или ситуации.

Причины возникновения

Патологические рефлексы могут стать результатом поражений головного мозга, патологий центральной нервной системы, таких как:

  • повреждение коры головного мозга инфекциями, болезни спинного мозга, опухоль;
  • гипоксия — функции мозга не выполняются вследствие нехватки кислорода;
  • инсульт – поражение сосудов головного мозга;
  • ДЦП (детский церебральный паралич) — врожденная патология, при которой рефлексы новорожденных с течением времени не угасают, а развиваются;
  • гипертония;
  • паралич;
  • состояние комы;
  • последствия травм.


Любые заболевания нервной системы, повреждения нейронных связей, болезни головного мозга могут быть причиной возникновения неправильных, нездоровых рефлексов.

Классификация патологических рефлексов

Патологические рефлексы распределяются по следующим группам:

  • Рефлексы верхних конечностей. В эту группу входят кистевые патологические рефлексы, нездоровый ответ на внешние раздражители верхних конечностей. Могут проявляться непроизвольным захватыванием и удержанием предмета. Возникают при раздражении кожи ладоней у основания пальцев.
  • Рефлексы нижних конечностей. К ним относятся патологические стопные рефлексы, реакции на постукивание молоточком в виде сгибания или разгибания фаланг пальцев ноги, сгибание стопы.
  • Рефлексы ротовых мышц – патологическое сокращение мышц лица.

Рефлексы стопы

Разгибательные рефлексы стопы являются ранним проявлением поражения нервной системы. Патологический рефлекс Бабинского наиболее часто проверяется в неврологии. Он является признаком синдрома верхнего мотонейрона. Относится к группе рефлексов нижних конечностей. Проявляется следующим образом: штриховое движение по наружному краю стопы приводит к разгибанию большого пальца ноги. Может сопровождаться разведением в виде веера всех пальцев ноги. При отсутствии патологии такое раздражение стопы приводит к непроизвольному сгибанию большого пальца или всех пальцев ноги. Движения должны быть легкими, не вызывающими болевых ощущений. Причиной формирования рефлекса Бабинского является замедленное проведение раздражения по двигательным каналам и нарушение возбуждения сегментов спинного мозга. У детей до полутора лет проявление рефлекса Бабинского считается нормой, далее с формированием походки и вертикального положения тела он должен исчезнуть.


Подобный эффект может возникнуть и при других воздействиях на рецепторы:

  • рефлекс Оппенгейма – разгибание пальца происходит при нажатии и движении сверху вниз большим пальцем руки в области большеберцовой кости;
  • рефлекс Гордона – при сжатии икроножной мышцы;
  • рефлекс Шеффера – при сжатии ахиллова сухожилия.


Патологические сгибательные рефлексы стопы:

  • рефлекс Россолимо – при воздействии от­рывистых ударов молоточка или кончиков пальцев по внутренней поверхности фаланг происходит бы­строе сгибание II-V пальцев стопы;
  • рефлекс Бехтерева – такая же реакция возникает при легких постукиваниях по наружной поверхности стопы в области плюсневых костей;
  • рефлекс Жуковского – проявляется при ударах по центру стопы, у основания пальцев.

Рефлексы орального автоматизма


Оральный автоматизм – это реакция мышц рта на раздражитель, проявляющаяся непроизвольным их движением. Подобного рода патологические рефлексы наблюдаются в следующих проявлениях:

  • Носогубный рефлекс, возникает при постукивании у основания носа молоточком, проявляется вытягиванием губ. Такой же эффект может возникать при приближении ко рту (дистанс-оральный рефлекс) или при легких ударах по нижней или верхней губе – ротовой рефлекс.
  • Ладонно-подбородочный рефлекс, или рефлекс Маринеску-Радовича. Штриховые движения в области большого пальца со стороны ладони вызывают реакцию лицевых мышц и приводят подбородок в движение.

Такие реакции считаются нормой лишь для грудных детей, наличие их у взрослых – патология.

Синкинезии и защитные рефлексы

Синкинезии – это рефлексы, характеризующиеся парным движением конечностей. К патологическим рефлексам подобного рода относятся:

  • глобальная синкинезия (при сгибании руки разгибается нога или наоборот);
  • имитационная: непроизвольное повторение движений нездоровой (парализованной) конечности за движениями здоровой;
  • координаторная: самопроизвольные движения нездоровой конечности.

Синкинезии автоматически возникают при активных движениях. Например, при движении здоровой рукой или ногой в парализованной конечности возникает самопроизвольное сокращение мышц, происходит сгибающее движение руки, разгибающее – ноги.


Защитные рефлексы возникают при раздражении парализованной конечности и проявляются ее непроизвольным движением. Раздражителем может выступать, например, укол иголкой. Такие реакции еще называют спинальными автоматизмами. К защитным рефлексам можно отнести симптом Мари-Фуа-Бехтеревой – сгибание пальцев стопы приводит к непроизвольному сгибанию ноги в колене и тазобедренном суставе.

Тонические рефлексы


В норме тонические рефлексы проявляются у детей с рождения и до трех месяцев. Продолжающееся их проявление и на пятом месяце жизни может свидетельствовать о поражении ребенка ДЦП. При детском церебральном параличе врожденные двигательные автоматизмы не угасают, а продолжают развиваться. К таковым и относятся патологические тонические рефлексы:

  • Лабиринтный тонический рефлекс. Проверяется в двух положениях – на спине и на животе - и проявляется в зависимости от расположения в пространстве головы ребенка. У детей с ДЦП выражается в повышенном тонусе разгибательных мышц при положении на спине и сгибательных, когда ребенок лежит на животе.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При ДЦП проявляется влиянием движений головы на тонус мышц конечностей.
  • Асимметричный шейный тонический рефлекс. Проявляется усилением тонуса мышц конечностей при повороте головы в сторону. На стороне, куда повернуто лицо, активизируются разгибательные мышцы, а со стороны затылка – сгибательные.

При ДЦП возможно сочетание тонических рефлексов, что отражает степень тяжести заболевания.

Сухожильные рефлексы

Сухожильные рефлексы в норме вызываются ударом молоточка по сухожилию. Они разделяются на несколько видов:

  • Рефлекс сухожилия двуглавой мышцы. В ответ на удар молоточком по ней рука сгибается в локтевом суставе.
  • Рефлекс сухожилия трехглавой мышцы. Рука согнута в локтевом суставе, при ударе происходит разгибание.
  • Коленный рефлекс. Удар приходится на четырехглавую мышцу бедра, под коленной чашечкой. Результат – разгибание ноги в коленном суставе.

Патологические сухожильные рефлексы проявляются в отсутствии реакции на удары молоточком. Могут проявляться при параличе, коме, повреждениях спинного мозга.

Возможно ли лечение?

Патологические рефлексы в неврологии сами по себе не лечатся, так как это не отдельное заболевание, а всего лишь симптом какого-либо психического нарушения. Они свидетельствуют о проблемах работы мозга и нервной системы. Поэтому нужно, в первую очередь, искать причину их появления. Только после постановки диагноза врачом можно говорить о конкретном лечении, ведь лечить необходимо саму причину, а не ее проявления. Патологические рефлексы могут только помочь в определении заболевания и степени его тяжести.

Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным свое­образием и специфичным сочетанием двигательных патологиче­ских компонентов. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют структуру двигательного дефекта при ДЦП.

1. Наличие параличей и парезов.

Центральным параличом называется полное отсутствие возмож­ности совершать произвольные движения. Парез — слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и пр.). Центральные параличи и парезы обусловле­ны поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутствие тех или иных движений. Например, ребенок не может или затруд­няется поднять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть впе­ред, согнуть или разогнуть ногу и др. Все это служит препятствием для своевременного и полноценного развития важнейших мотор­ных функций, затрудняет формирование навыков самообслужи­вания, предметной, игровой, учебной и других видов деятельно­сти. ДЦП — это не неспособность двигаться вообще, а неспособ­ность произвольно управлять процессом мышечного движения.

Различают 4 вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения:

тетраплегия — общее поражение всех четырех конечностей;

диплегия (параплегия) — поражение либо верхних, либо ниж­них конечностей;

гемиплегия — поражение либо правой, либо левой половины тела;

моноплегия — редко встречающееся поражение одной конечг ности.

Для центрального (спастического) паралича характерно: нару­шение мышечного тонуса (мышечная гипертония), повышение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия), на­личие клонусов, патологических рефлексов, защитных рефлек­сов, синкинезий.

Все эти симптомы центрального паралича указывают на пора­жение первого двигательного нейрона. Патофизиологическая ос­нова симптомов центрального паралича — выпадение тормозя­щих влияний коры больших полушарий на интраспинальные ав­томатизмы. Эти симптомы центрального паралича также входят в структуру двигательного дефекта при ДЦП. Остановимся на них подробнее.

2. Нарушение мышечного тонуса.

Для любого двигательного акта необходим нормальный мы­шечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается со­гласованной работой различных звеньев нервной системы.

При ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спас-тичность, мышечная гипертония). Наибольшее повышение мы­шечного тонуса отмечается в мышцах-сгибателях конечностей, в приводящих мышцах бедер, в подошвенных сгибателях стоп и в некоторых других мышечных группах. Повышение мышечного то­нуса в данных группах мышц определяет специфическую позу де­тей с ДЦП: ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых сус­тавах, пальцы сжаты в кулаки.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется изменчивым мышечным тонусом, т.е. наблюдается мышечная дистония. В по­кое мышцы кажутся расслабленными и гиперкинезы исчезают или ослабевают, при попытке совершить произвольное движение то­нус резко возрастает и гиперкинезы усиливаются. При атетоидных гиперкинезах дистония мышц создает изменчивый мышечный то­нус и возникает червеобразный, непрерывно перемещающийся спазм.

При атонически-астатической форме ДЦП имеет место мы­шечная гипотония. Мышцы характеризуются слабостью, дрябло­стью, вялостью.

При осложненных формах ДЦП отмечается сочетание различ­ных вариантов нарушений мышечного тонуса.

3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных)
рефлексов (гиперрефлексия).

Такая гиперрефлексия является признаком поражения пира­мидных путей. Ахиллов, коленный и другие сухожильные и пе-

4. Синкинезии (содружественные движения).

Синкинезии — это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Различают физиологические и патологические син­кинезии. К физиологическим синкинезиям относят, например, движения рук при ходьбе. Патологические синкинезии возникают при поражении пирамидной системы. Примером патологических синкинезии может быть непроизвольное поднимание парализо­ванной ноги при попытке вставания с постели без помощи рук; появление в парализованной конечности движений, повторяю­щих движения здоровой конечности; производя какие-либо дей­ствия рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их движения­ми языка и губ. У детей с ДЦП наиболее часто наблюдаются гло­бальные патологические синкинезии, когда выполнение любого произвольного движения сопровождается непроизвольными дви­жениями в других частях тела (в первую очередь вовлекаются наи­более пораженные конечности). Например, ребенку предлагается выполнить какое-нибудь движение здоровыми конечностями: сжать руку в кулак, поднять ее вверх, взять игрушку, поймать мяч и др. В ответ наблюдается ряд непроизвольных движений на парализо­ванной стороне (пораженная рука сгибается в локте, приводится к туловищу, происходит пронация предплечья, сгибание кисти, приведение ноги).

Наличие патологических синкинезии усложняет и затрудняет формирование произвольных движений и освоение различных ви­дов деятельности.

5. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов.
При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать

в нужном положении голову и туловище. Поэтому ребенку трудно овладевать навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.

6. Несформированность реакций равновесия и координации дви­
жений.

Равновесие тела — это состояние устойчивого положения тела впространстве. Поддержание равновесия тела осуществляется слож­ной системой периферических и центральных механизмов. Суще­ствует статическое равновесие тела (при стоянии) и динамиче­ское равновесие (при движении). Динамическое равновесие осу­ществляется за счет рефлекторного сокращения мышц поддержа­ния позы и тесно связано с координацией движений. Координа­ция механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит

на разных уровнях — в спинном мозге, стволе мозга, мозжечке, коре больших полушарий, куда поступает информация от зри­тельного анализатора, рецепторов в мышцах, связках и сухожи­лиях, вестибулярного аппарата.

При ДЦП нарушено формирование реакции равновесия и ко­ординация движений из-за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также по причине тяжелых двигательных нарушений, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. Нарушения равно­весия тела и координации движений проявляются в патологиче­ской походке, которая наблюдается при различных формах ДЦП. Нарушения равновесия и координации движений особенно ярко проявляются при атонически-астатической форме ДЦП, когда имеет место поражение мозжечка и мозжечковая атаксия.

7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).

Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется с помощью ре­цепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях (про-приоцептивная чувствительность). Именно эти рецепторы пере­дают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, о совершаемых движениях.

При всех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувстви­тельность, что ведет к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, к трудностям в сохранении рав­новесия и удержании позы, к нарушениям координации движе­ний и пр. У многих детей искажено восприятие направления дви­жения. Например, движение руки вперед по прямой ощущается ими как движение в сторону. Такое искаженное представление о собственных движениях приводит к неадекватности во взаимодей­ствии ребенка с окружающей средой, к нарушениям в формирова­нии различных видов деятельности, навыков самообслуживания, речи (затруднения в ощущении артикуляционных движений).

Особенно выражены нарушения ощущений движений при ги­перкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

8. Насильственные движения.

Насильственные движения наиболее ярко проявляются при ги­перкинетической форме ДЦП и выражаются в гиперкинезах: хо-реиформные гиперкинезы, атетоидные гиперкинезы, хореоатетоидные гиперкинезы, спастическая кривошея. К насильственным движени­ям относят и тремор, который в некоторых литературных источ­никах также относят к гиперкинезам. Тремор характерен для ато­нически-астатической формы ДЦП. Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольных двигатель­ных актов. Они препятствуют своевременному формированию пред­метной, игровой, учебной и других видов деятельности, негатив­но сказываются на речи и письме.

9. Защитные рефлексы.

К симптомам поражения пирамидной системы относятся за­щитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе, защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражаю­щиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные).
Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого

здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при по­ражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разги­бательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы со­ставляют синдром центрального (спастического) паралича, раз­вивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.

11. Позотонические рефлексы.

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безуслов­но рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявля­ются, что создает оптимальные условия для развития произволь­ных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоро­вых людей они не вызываются. У детей с церебральным парали­чом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного воз­раста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Выс­шие интегративные двигательные центры не оказывают тормозя­щего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым и относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.

К позотоническим рефлексам относят:

лабиринтный тонический рефлекс;

асимметричный тонический шейный рефлекс;

симметричный тонический шейный рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменении положения головы.

В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Го­лова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кис­ти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок

касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности. Дан­ный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что су­жает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-дви­гательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познава­тельной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затруд­няет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.

В положении ребенка на животе шея и спина сгибаются — про­является повышение тонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягива­ются вперед и вниз, руки согнуты под туловищем, а кисти рук сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, таз при­поднят (рис. 2). Такая поза тормозит развитие произвольных дви­жений, так как ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, выпрямить руки, встать и др. Постоянно согнутая спина способствует искривлению позвоночника.

Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, за­держивает формирование основных двигательных функций. Оче­видно и патогенное влияние рефлекса на формирование психиче­ских компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.

Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в уси­лении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается

В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных по-зотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или ина­че, позотонические рефлексы являются по своей природе и вли­янию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП пато­логическими. ^

Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторно­го развития, что в большинстве случаев нарушает последователь­ный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.

Как следует из формулировки, церебральный паралич характеризуется расстройством движения и поддержания позы, в частности:

  • мышечной слабостью, не позволяющей совершать мышечные сокращения достаточной силы;
  • мышечной спастичностью, не позволяющей мышцам
    растягиваться в достаточной степени, чтобы их сокращения были эффективными;
  • нарушением контроля сокращения-расслабления
    мышц агонистов и антагонистов, необходимого для совершения движений;
  • задержкой угасания примитивных тонических рефлексов, препятствующих развитию произвольной двигательной активности;
  • задержкой или нарушением развития реакций поддержания позы, которые необходимы для сидения, ходьбы
    и сохранения равновесия;
  • сенсорными проблемами, в том числе нарушением
    проприоцептивной афферентации (то есть мышечносуставной чувствительности);
  • апраксией;
  • изменением опорно-двигательного аппарата под влиянием статодинамических перегрузок;
  • патологическими биомеханическими компенсаторными
    механизмами при неоптимальном двигательном стереотипе.

Первичные нарушения связаны непосредственно с повреждением ЦНС: мышечная слабость, мышечная спастичность, мышечный дисбаланс, патологическая двигательная активность (гиперкинезы).

Вторичные нарушения возникают со временем вследствие первичных проблем и мышечно-скелетного роста:

  1. мышечное укорочение,
  2. контрактуры,
  3. подвывихи и вывихи суставов,
  4. прогрессирующие деформации скелета.

Третичные нарушения являются защитными механизмами, с помощью которых растущий организм ребенка приспосабливается к первичным и вторичным нарушениям. Это нарушения походки, нарушения функциональной адаптации, нередуцируемые компенсаторные установки, снижение двигательной активности.

Например, в типичном случае спастической диплегии первичным нарушением будет спастичность трехглавых мышц голеней, вторичным нарушением – формирование эквинусной контрактуры голеностопных суставов, третичным – компенсационная рекурвация (переразгибание) коленных суставов при ходьбе. Если первичное нарушение – слабость глазодвигательных мышц, то развивающимся из нее вторичным нарушением будет косоглазие, а третичным – нарушение бинокулярного зрения.

Клинические патологические синдромы различны при разных формах ДЦП. Рассмотрим подробнее, с какими синдромами мы можем столкнуться при клиническом осмотре пациентов Мышечная слабость (парез). Парез выражается в снижении способности мышцы производить мышечное сокращение и совершать работу, а также в утрате способности к быстрой активации, то есть неспособность быстро сокращаться и резко активизировать сокращение.


Первичное снижение силы мышц происходит из-за уменьшения нисходящих импульсов к мотонейронам спинного мозга вследствие повреждения коры мозга и нарушения созревания проводящих путей. Недостаточность и дезорганизация сигналов вызывают снижение скорости активации двигательных единиц и снижение синхронизации их активации. Это приводит к нарушению произвольного контроля движения и нарушению реципрокного торможения. Кроме того, если регуляция движения происходит только на примитивном стволовом уровне или уровне среднего мозга, это не позволяет реализоваться всему потенциалу мышечной активности.

Вторичное снижение мышечной силы происходит из-за низкой двигательной активности пациентов с церебральным параличом, в результате чего мышцы не получают нагрузки, необходимой для поддержания силы. Вследствие описанных причин изменяется и структура мышц. В мышечных волокнах нарушается синтез миозина, изменяется длина и поперечное сечение мышечных волокон, происходит избирательная атрофия быстрых волокон. Эластичность мышечной ткани снижается.

Сила мышц оценивается в процессе выполнения активных движений. Если возможен контакт с ребенком, специалист просит его выполнить движения максимальной амплитуды:

  • поднять руки вверх;
  • вытянуть их перед собой и удерживать их в этом положении;
  • сжать кистью палец или кисть врача; удерживать в руке предметы;
  • в позе лежа – удерживать конечности в позе Баре;
  • преодолевать активное сопротивление руки врача силой мышц.

При активном разгибании голеней в коленных суставах (в положении сидя) можно оценить силу четырехглавых мышц, необходимую для удержания вертикального положения.

При вставании на мыски оцениваем силу икроножных мышц. При отсутствии контакта с ребенком оценить силу его мышц можно наблюдая за его спонтанной двигательной активностью.

При разных формах церебрального паралича сила различных мышц может быть нормальной или сниженной. Даже при спастической диплегии сила мышц нижних конечностей снижается неравномерно в разных мышцах: в одних она может быть достаточной, а в других значительно снижена. В отличие от периферических параличей, при ДЦП распределение мышечной слабости происходит не в областях иннервации определенных нервов, а в группах мышц по принципу общей функции: разгибатели бедер, голеней, тыльные сгибатели стоп.

При гемипаретической спастической форме церебрального паралича сила конечностей снижена с одной стороны – как правило, в руке больше, чем в ноге; в дистальных отделах больше, чем в проксимальных (то есть с преобладанием слабости в кисти и стопе). Распределение выраженности пареза связано с неполным перекрестом проводящих двигательных путей нервной системы для проксимальных отделов конечностей. В результате эти отделы связаны частично и с полушарием со стороны пораженной части тела. При атактических формах также может быть впечатление снижения мышечной силы за счет мышечной гипотонии при отсутствии пареза как такового.

При описании клинической картины у конкретного пациента желательно указывать мышцы или группы мышц, в которых парез наиболее выражен.

Мышечный тонус в различных группах мышц может быть нормальным, повышенным или сниженным в зависимости от формы ДЦП. Изменения мышечного тонуса необходимо описывать отдельно в каждой мышце, где есть такие изменения. При дистонических формах возможны колебания мышечного
тонуса от низкого до нормального либо резкие внезапные повышения мышечного тонуса по типу дистонических дуг. Особую проблему составляют сочетания дистоний с мышечной спастичностью.

Мышечная спастичность – это скорость-зависимое повышение мышечного тонуса (то есть чем выше скорость растяжения мышцы – тем больше ее сопротивление растяжению), сопровождающееся усилением сухожильных рефлексов. Мышечная спастичность связана с гипервозбудимостью рецепторов растяжения и является частью синдрома поражения верхнего мотонейрона.


Для описания мышечного тонуса каждой отдельной мышцы используются стандартизированные шкалы – Модифицированная шкала Эшуорта и Модифицированная шкала оценки мышечного тонуса Тардье



Несомненным достоинством шкалы оценки мышечного тонуса Эшуорта является простота использования, а недостатком – отсутствие четких градаций. Шкала Тардье имеет более четко очерченные критерии оценки мышечного тонуса.

На формирование патологического двигательного стереотипа при ДЦП влияют помимо спастичности и другие нарушения:

  • нарушения реципрокного торможения: так называемый
  • феномен ко-контракции, когда происходит одновременная активация мышц сгибателей и разгибателей;
  • патологические синкинезии (синергии): непроизвольные содружественные движения и повышения мышечного тонуса, сопровождающие выполнение активных движений;
  • повышение рефлекторной возбудимости (усиление стартл-рефлекса);
  • патологические тонические рефлексы: лабиринтно-тонический, симметричный шейный тонический, асимметричный шейный тонический и др.

Их действие особенно сильно проявляется при перемене положения тела.

Тонический лабиринтный рефлекс можно наблюдать при изменении положения головы ребенка, что стимулирует отолитовый аппарат лабиринтов, находящихся во внутреннем ухе и играющих важную роль при координации движений. Рефлекс проявляется повышением тонуса мышц-разгибателей (экстензоров) шеи, спины и нижних конечностей при положении ребенка на спине. В положении на животе активизируется тонус мышц сгибателей, а активность экстензоров тормозится. У здорового ребенка старше двух месяцев этот рефлекс уже не выявляется.


У детей с ДЦП тонический лабиринтный рефлекс сохраняется и проявляется максимальным напряжением мышц-разгибателей туловища в положении на спине. При попытке наклона головы вперед в положении лежа на спине происходит резкое разгибание шеи и спины, голова и туловище выгибаются дугой, руки слега отводятся в стороны. В положении на животе под влиянием лабиринтного рефлекса голова прижимается к груди, руки и ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к туловищу. В таком положении ребенок не может опереться на руки, поднять голову, повернуть ее в стороны, согнуть ноги и встать
на четвереньки.

Поворот с живота на спину возможен только блоком, без торсии (скручивания, вращения) верхней части туловища.

В положении сидя возникает патологическая поза с наклоном головы и туловища вперед, сгибанием ног во всех суставах, кифозированием спины. Для сохранения равновесия ребенку необходимо опираться на руки. При попытке поднять голову нарастает спастичность мышц-разгибателей, и ребенок падает назад.

Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса. Иногда принять позу сидя невозможно вовсе из-за высокого тонуса экстензоров. Симметричный шейный тонический рефлекс заключается в том, что в зависимости от движения головы вперед или назад изменяется тонус мышц конечностей: при разгибании головы назад повышается тонус мышц-разгибателей верхних и мышц-сгибателей нижних конечностей. Наклон головы к туловищу приводит к противоположному эффекту. Этот рефлекс у здоровых младенцев угасает к 8 месяцам, у детей с ДЦП существует значительно дольше, нарушая формирование выпрямительных реакций и препятствуя принятию вертикальной позы. При сохранном симметричном шейном рефлексе ребенок, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела.
В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся к корпусу, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. Мышечный тонус в разгибателях ног, наоборот, повышается, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить ребенка на колени.

С ростом ребенка при наличии у него выраженной мышечной спастичности, а также на фоне сохранности тонических рефлексов, долгого пребывания в нефизиологичных позах, провоцирующих мышечное напряжение, происходят необратимые процессы дегенерации мышечной ткани с параллельным ее замещением соединительной тканью (фиброзное перерождение), снижается или утрачивается способность мышцы к сокращению, наступает ее атрофия, укорочение. Амплитуда движения в суставе в этом случае ограничена, разница между амплитудой движения в медленном и быстром темпе несущественная или вовсе отсутствует.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.