Спасательная капсуля на воде


Спасательные средства - это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна или попадания в воду. Они обеспечивают всплытие на поверхность человека, оказавшегося в воде, без приложения с его стороны физических усилий, тем самым спасая ему жизнь.

Средства спасения должны быть:

- стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам;
- хорошо видимого цвета для лучшего их обнаружения (обычно оранжевого);
- снабжены светоотражающим материалом;
- способны работать на волнении.

Спасательные средства делятся на коллективные и индивидуальные.

К коллективным относятся: спасательные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты.

К индивидуальным относятся: спасательные круги, спасательные лини, спасательные жилеты.


Спасательные круги должны отвечать определенным требованиям. Так, их наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний - не менее 400 мм. Они должны поддерживать в пресной воде груз массой 14,5 кг в течение 24 ч, сам круг должен иметь массу не менее 2,5 кг, выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30 м.

Спасательный линь - это средство для оказания помощи утопающим, оказавшимся в воде, может использоваться вместо спасательного круга.

Его легко можно сделать самому, он представляет собой плавучий канат из полипропилена диаметром 8 – 12 мм, длиной около 18 м, с петлёй диаметром около 60 см, двумя поплавками, и армированным шлангом диаметром 9 – 14 мм.

Спасатель забрасывает утопающему конец с петлёй, оставляя противоположный конец себе. Благодаря плавучести полипропилена, линь держится на поверхности воды. Утопающий берётся за петлю руками и (или) надевает её себе под мышки, после чего спасатель подтягивает его к судну. Поплавки при этом дополнительно поддерживают человека на плаву, в некоторой степени являясь слабым подобием спасательного жилета, а армированный шланг не причиняет боль в месте соприкосновения с телом.

Спасательные жилеты должны быть предусмотрены для каждого находящегося на борту человека. Выбирая спасательный жилет, нужно знать, на какие параметры следует обратить внимание:

Размер. Спасательный жилет должен идеально подходить по размеру, поэтому он подбирается сугубо индивидуально, а не один на несколько человек. Для того, чтобы он плотно облегал тело, должны быть исправны системы регулировки (ремни). Чем ремней больше – тем лучше, так как можно лучше откорректировать размер, но при этом, следует помнить, что они не должны затруднять дыхание.

Если спасательный жилет будет малого размера, то он будет затруднять движение, слишком большой в экстремальной ситуации может просто слететь. Если жилеты покупаются для группы людей с разными размерами, то рекомендуется подобрать универсальный жилет, который охватывает сразу же несколько размеров.

Каждый жилет имеет свою весовую категорию. Если дать ему гораздо большую нагрузку, чем ту, на которую он рассчитан, то он не будет обладать достаточной плавучестью, чтобы спасти человека. Все необходимые параметры указаны на упаковке.

Спасательный жилет подбирается в зависимости от рода деятельности. К примеру, на маломерном судне не придают большого значения тому, ограничивает жилет движения, или нет. А вот что касается водителя гидроцикла, у которого работает каждая мышца, то здесь этот фактор занимает первое место. Ведь сковывание движений может привести к тому, что человек просто не сможет вовремя совершить определенный маневр. Такие жилеты стоят несколько дороже, но зато они на 100% справятся со своей задачей.

Если жилет надувной, то он должен иметь не менее двух камер, надуваться либо автоматически при погружении в воду, либо иметь устройство для надувания от специального баллончика со сжатым воздухом, а также может надуваться ртом. В случае потери плавучести одной из камер жилет не теряет своих качеств.

Все спасательные жилеты, независимо от конструкции, должны обеспечивать всплытие лицом вверх упавшего в воду человека, потерявшего сознание, и поддержание его над водой таким образом, чтобы рот находился на высоте 12 см, а тело было наклонено назад от вертикали под углом от 20 до 50°. Также должен обеспечиваться поворот тела человека в бессознательном состоянии из положения лицом вниз за 5 сек. Спасательный жилет должен обеспечивать возможность удобно одеть его не дольше, чем за 1 мин.

Европейский стандарт подразделяет спасательные жилеты на четыре категории:
- EN 393 (ISO 1202-5)- страховочный жилет, с плавучестью не менее 5,1 кг (50 N) и районом эксплуатации в закрытых водах с удалением до 5-ти миль;
- EN395(ISO12402-5)- спасательный жилет, с плавучестью не менее 10,2 кг (100 N) и районом эксплуатации в закрытых водах с удалением до 20-ти миль;
- EN396 (ISO 12402-3)- спасательный жилет, с плавучестью не менее 15,3 кг (150 N) и неограниченным районом эксплуатации;
- EN399 (ISO 12402-2)- спасательный жилет, с плавучестью не менее 28,3 кг (275 N) и неограниченным районом эксплуатации в экстремальных условиях.

Размер спасательного жилета зависит от веса человека:


Особое внимание следует уделить подбору спасательного жилета для детей. Для этого нужно: надеть жилет на ребенка, полностью застегнуть его, просунуть руки под плечи и интенсивно попытаться вытряхнуть ребенка из жилета. Если это удалось и уши или нос закрылись полами жилета – то следует подобрать жилет на размер меньше.

ПОРЯДОК ОДЕВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ЖИЛЕТА:
- одеть и застегнуть жилет;
- затянуть боковые стропы, отрегулировать при необходимости;
- проверить, что все стропы подтянуты, застегнуты молнии, фастексы, бакли;
- убедиться, что жилет не натирает шею, подбородок, подмышки, не сползает вверх при попытке другого человека подергать за плечевые стропы – в противном случае будет неудобно и поток воды может сорвать жилет. Если жилет сползает, следует туже затянуть боковые стропы на поясе.

Также необходимо регулярно выполнять проверку пены жилета на то, чтобы она принимала исходное состояние после сжимания. Если пена после сжатия не возвращается к исходному объему, это является признаком старения жилета, а значит, теряется плавучесть и, соответственно, защитные свойства жилета.

Если жилет перестал плотно облегать тело и необходимой подгонки не удается добиться с помощью регулировок, не стоит пытаться вносить какие-то изменения в конструкцию жилета. Возможно, его нужно заменить новым или подобрать экземпляр другого размера.

На морях и океанах с давних пор действует непреложный закон — при авариях на первом месте стоит спасение жизни человека. Спасательные средства, применяемые на судах, делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным спасательным средствам, которые согласно инструкции должны быть предусмотрены для каждого члена команды и каждого пассажира, относятся спасательные нагрудники и жилеты. Спасательные нагрудники изготовляются из материалов, которые намного легче воды. Они предназначены для поддержания человека на воде в положении, показанном на рисунке с. Нагрудники снабжены свистками и сигнальными фонарями для того, чтобы днем подавать акустические сигналы, а ночью — оптические.


а - надувной спасательный жилет; b - спасательный нагрудник; с - положение на плаву при надетом спасательном нагруднике. 1 - сигнальный огонь.

Спасательные жилеты сделаны из резины и наполнены воздухом. Их надувают ртом либо наполняют, инертным негорючим газом (например, СО2) из небольшого баллона. Жилеты, как и нагрудники, снабжены фонарями, свистками или другими сигнальными устройствами, например маленькими факелами, при горении которых образуется дым оранжевого цвета, красными ракетами, которые можно зажигать непосредственно рукой, порошком, окрашивающим воду в яркий цвет, и т. д. Для облегчения поисковой работы спасательных команд жилеты и нагрудники, которые раньше имели белый или серый цвет, в настоящее время окрашивают в яркий оранжевый цвет, так как опытами установлено, что этот цвет больше всего бросается в глаза.


Спасательные круги также относятся к индивидуальным спасательным средствам. Они наполнены пробкой или каким-либо другим материалом, который намного легче воды, обтянуты парусиной и раскрашены ярко-красными или ярко-оранжевыми полосами. Круги снабжаются сигнальным фонариком, который прикрепляется к ним линем и зажигается сам после выбрасывания спасательного круга на воду.


К групповым средствам спасения относятся прежде всего шлюпки всех типов. Они являются самыми древними из известных средств спасения. На печатях средневековых портовых городов находят изображения судов, уже имеющих небольшое количество шлюпок на палубе. В течение многих столетий, почти до недавнего времени, типичной спасательной шлюпкой была открытая гребная шлюпка (рис. а). В настоящее время такие шлюпки изготовляют из дерева, металла или пластмассы. Для повышения плавучести они снабжаются герметичными воздушными оцинкованными ящиками из коррозионно устойчивой листовой стали. Вдоль обоих бортов натянуты веревки, за которые может ухватиться потерпевший. В герметичных цистернах хранятся пресная вода и запасы продовольствия, а также сигнальные ракеты, медикаменты, а иногда и переносные радиостанции.


а - открытая гребная; b - закрываемая моторная; с - закрытая пластмассовая моторная; d - закрытая алюминиевая моторная; е - закрытая моторная для танкеров. 1 - подвижное закрытие; 2 - люк; 3 - световой сферический люк; 4 - смотровая рубка; 5 - рулевая рубка.

Спасательные открытые шлюпки больших размеров снабжены двигателем, который приводится в движение либо вручную через кривошипно-шатунный механизм, либо от дизеля. В последнее время появилось много спасательных шлюпок новых типов (рис. b). Все они отличаются современными формами, имеют закрытое помещение для пострадавших и снабжены механическим приводом. Некоторые шлюпки (рис. е) изготовляют из несгораемых материалов.

Спасательные шлюпки помещаются под шлюпбалками. На судах старых типов шлюпки подвешивались к шлюпбалкам, которые вращались вручную. Такую конструкцию еще можно встретить на больших учебных парусных судах. Для того чтобы спустить шлюпки на воду, нужно шлюпбалки повернуть поочередно в направлении стрелки, и шлюпка окажется по другую сторону борта. Путем медленного травления талей шлюпка спускается на воду. Со стального топрика, удерживающего шлюпбалки, свисают спасательные шкентели с мусингами. Пассажиры шлюпки держатся за них при спуске шлюпки или при аварийном спуске в шлюпку с палубы судна и поднятии из шлюпки на палубу.


1 — топрик; 2 — шлюп-тали; 3 — бакштаги; 4 — шлюпбалка


1 — стрела шлюпбалки; 2 — станина шлюпбалки; 3 — лопарь шлюп-талей; 4 — шлюпбалка после поворота


1 — винт; 2 — стрела шлюпбагки; 3 — шлюпбалка после поворота

Большие и тяжелые спасательные шлюпки прикрепляют к шлюпбалкам, которые поворачиваются за борт с помощью механических устройств. На рисунке выше в центре показано, как шлюпка путем поворота шлюпбалки спускается на воду посредством троса, намотанного на барабан, который приводится во вращение электродвигателем. Другой способ заключается в том, что шлюпбалка поворачивается при помощи ходового винта, приводимого в движение кривошипно-шатунным механизмом.


1 — стрела шлюпбалки; 2 — станина шлюпбалки; 3 — ролики; 4 — шлюпбалка после вываливания за борт


1 — стрела шлюпбалки; 2 — лопарь шлюп-талей; 3 — направляющая станины; 4 — ролики; 5 — шлюпбалка после вываливания за борт


1 — двойная шлюпочная лебедка

Для больших и тяжелых шлюпок применяются шлюпбалки, скользящие на роликах по специальным направляющим станинам. На судах с большим числом членов экипажа и пассажиров (пассажирские суда, пассажирские морские паромы, рыбообрабатывающие суда и т. д.) спасательные шлюпки ставят в ряд вдоль всей верхней палубы, как показано на рисунке выше справа. В этом случае для двух соседних спасательных шлюпок используется общая шлюпочная лебедка.


а — в собранном виде; b — четырехугольный; с — круглый. 1 — тент: 2 — пластмассовое основание.

Другим групповым средством спасения является плот. Плоты снабжены запасами пресной воды и продовольствия, медикаментами и средствами сигнализации. Плоты наряду со спасательными шлюпками служат в качестве дополнительного спасательного средства (исключением являются боевые корабли). Существуют жесткие и надувные спасательные плоты. Жесткие спасательные плоты снабжены воздушными ящиками. На плавучее основание натянут, как правило, навес из водоотталкивающей ткани для размещения пострадавших. Жесткие плоты выбрасываются за борт. Потерпевшие из воды забираются на плот. Надувные плоты хранятся на судне в специальной упаковке (рис. а). После выбрасывания в воду плоты надуваются автоматически (рис. b). В данном случае потерпевшие также должны забираться на плот из воды. Иногда на пассажирских судах представляется возможность надуть плот на палубе, посадить туда людей и только после этого спустить на воду (рис. с).



а — плот в пластмассовом футляре; b — процесс заполнения газом автоматически надуваемого плота; с — спуск плота на канате. 1 — пусковое устройство; 2 — опора; 3 — судовой кран для вываливания шлюпки.

Спасательным средством, которое иногда применяется для спасения команды севшего на мель судна, является канатный транспортер. Он имеет вид корзины или снасти и подвешивается к канату, соединяющему спасательное судно с терпящим бедствие судном. Потерпевший или член спасательной команды (например, врач, пожарник и т. д.) садится в транспортер и передвигается от одного судна к другому. Для прокладки подвесной канатной дороги между двумя судами используется устройство, изображенное на рисунке ниже. Из этого устройства можно выстрелить метательным снарядом с прикрепленным к нему канатом на расстояние от 200 до 250 м. После налаживания связи между обоими судами с помощью каната прокладывается другой, более толстый канат, по которому можно транспортировать людей.

увеличить плавучесть человека;

создать дополнительную выталкивающую силу;

обеспечить устойчивое дыхание;

предотвратить охлаждение головы и попадание воды в дыхательную систему;

Спасательные круги(рис. 1) используются для оказания помощи пострадавшим путем их бросания в воду и различаются размером, массой, материалом.



Рис. 1. Спасательный круг

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательные круги не могут быть надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала. Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.

Спасательный круг должен:

иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;

иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
иметь массу не менее 2,5 кг. Спасательный круг обеспечивает плавучесть не менее 14 кг.

При подаче спасательного круга с берега его берут рукой с внутренней стороны, производят 3-4 замаха на уровне плеча и бросают в направлении пострадавшего.


При подаче круга с катера необходимо бросать его со стороны того борта, которым судно подходит к пострадавшему.

При подаче круга с лодки его нужно бросать в сторону кормы или носа.

Пострадавший надавливанием на край круга приводит его в вертикальное положение, просовывает в круг одну руку и голову, затем вторую руку, ложится грудью на круг, работает руками и ногами, плывет к берегу или судну.

В случае использования одного спасательного круга одновременно несколькими утопающими им всем нужно держаться за леер и выполнять согласованные действия по удержанию на плаву.



Конец Александрова должен выдерживать испытательную нагрузку на прочность не менее 180 кг.

Перед забрасыванием правой рукой малую петлю надевают на кисть левой руки и берут в нее собранный в шлаги линь. Правой рукой берут петлю с поплавком, грузом и 3-4 шлагами (кольцами верёвки). После выполнения нескольких круговых замахов над головой конец бросают пострадавшему.

Пострадавший надевает петлю через голову под руки. В таком положении его транспортируют к берегу или плавсредству.

Линь спасательный(рис. 3) Спасательный плавучий линь используется для извлечения человека, оказавшегося в воде, в случаях, когда другие спасательные средства не могут быть применены. Линь спасательный представляет собой: плавучий конец шнура длиной 25 метров, имеющий с одной стороны малую петлю, для фиксации на запястье руки или креплению к борту плавающего средства, с другой стороны большую петлю, в диаметре не менее 0,6 метра, оснащенную поплавками из вспененного полипропилена. Вес линя в сборе не менее 700 г.



Рис. 3. Спасательный линь.

Спасательная веревкаиспользуется для страховки спасателя, который оказывает помощь пострадавшему в условиях сильного волнения воды, наличия водоворотов, стремнин, в неизвестных местах. Длина веревки может достигать 100 м и более. На одном конце веревки предусмотрена подвижная петля, которая надевается через голову и пропускается под подмышки спасателя, она также может крепиться к обвязке или его поясу. Во всех случаях веревка должно располагаться со стороны спины. После закрепления веревки спасатель входит в воду, плывет к пострадавшему, обхватывает его безопасным способом и буксирует к берегу. Оставшиеся на берегу спасатели подтягивают веревку, помогая людям выйти из воды. Для обеспечения безопасности необходимо использовать индивидуальные спасательные средства.


Спасательный нагрудник используется для поддержания человека на плаву.

Надувной спасательный нагрудник используется для поддержания человека в воде длительное время в положении лицом вверх. Подъемная сила надувного нагрудника 16-18 кгс, масса 1,3 кг. Нагрудник надевается на шею, обхватывает ее сзади как воротник и переходит на грудь. На талии нагрудник удерживается поясным ремнем и снабжается петлей для подъема пострадавшего из воды.

Нагрудник наполняется автоматически жидкой углекислотой из баллона после поворота ручки; для поддува ртом предусмотрена трубка поддува с клапаном и ниппелем. Нагрудник снабжен сигнальной лампочкой, свистком, пеньковым канатом для привязывания пострадавшего к спасателю, плавающему предмету.

Спасательные жилеты. Основная функция спасательных жилетов это расположить органы дыхания пловца над уровнем воды не менее чем на 12 см, без активных движений руками или ногами.

Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы:


после демонстрации надевания человек мог правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин;

его можно было надевать лицевой стороной внутрь или чтобы было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону и по возможности исключалась вероятность неправильного надевания;

его было удобно носить;

в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом спасательного жилета.

Спасательный жилет должен обладать достаточной плавучестью и устойчивостью в пресной воде при отсутствии волнения, чтобы:

поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120 мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20° и не более 50° от его вертикального положения;

поворачивать тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой, в течение не более 5 с.;

спасательный жилет должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или спасательный плот;

каждый спасательный жилет должен быть снабжен свистком, надежно прикрепленным к нему с помощью шнура.

Спасательная доска(рис.4)Доска спасательная предназначена для использования в качестве средства спасения людей в экстремальных условиях, в том числе из свободной пресной воды и со льда на реках, естественных и искусственных водоемах, а также в заснеженных прибрежных зонах.


Характеристики:
- грузоподъёмность 150 кг;
- масса 35 кг;
- длина 3,5 м;
- ширина 0,7 м;
- высота 0,22 м;
- водоизмещение 300 дм.куб; Рис. 4 Спасательная доска


- вместимость (одновременно) пострадавших 1 чел. поддерживающих 2 чел.
В комплект доски спасательной входит:
- весло 1 шт;
- багор регулируемый по длине 1 шт;
- бросательная веревка длиной 25 м;
- альпеншток (шилья для льда) 2 шт;
- 2 металлические ручки для управления движением; Рисунок 4
- 2 металлические ручки в передней части и несколько ремней по центру
для удержания на доске;
- страховочные ремни для удержания пострадавшего;
- сумка для хранения альпенштоков и бросательной веревки.

Шилья для льда.Предназначены для эффективного перемещения по скользкому льду а так же для удобства при выходе из воды на лед.

Гидрокостюм спасателя ГКС(рис. 5).

Гидротермокостюм относится к индивидуальным спасательным средствам, предназначен для поддержания спасателя на поверхности воды и для зашиты от переохлаждения, при проведении работ на льду и в воде.

Гидротермокостюм дает возможность находиться на открытом воздухе при очень низкой температуре, а так же обеспечивает безопасность для жизни человека при пребывании в воде с нулевой температурой.

Костюм герметичен, стоек к воздействию воды и нефтепродуктов, не поддерживает горения при воздействии открытого пламени в течении 3 секунд. Изготовлен из материала неопрен (толщиной 6 мм) и защитным слоем нейлона.






Рис. 5 Гидрокостюм спасателя ГКС

Комплект ГКС включает в себя:

гидротермокостюм(комбинезон) с интегрированным шлемом и пластиковой гермомолнией. Шлем имеет обтюрацию по лицу, материал – неопрен, с покрытием из гладкой резины;

накладной карман спереди на брючной части комбинезона;

встроенные масло-кислостойкие нескользящие сапоги;

отделяющиеся перчатки из материала неопрен;

внутри и снаружи Гидрокостюма все швы проклеены лентой для герметизации.

Регулировка по росту внутри гидрокостюма осуществляется с помощью подтяжек, для оптимальной свободы движения.


Гидрокостюм мокрого типа.Гидрокостюм изготовлен из высокопористого материала (неопрен) обладающего малой теплопроводностью, что позволяет обеспечить оптимальную температуру внутри костюма, вследствие чего не происходит переохлаждение организма работающего в воде человека.

Неопрен эластичный материал, способный одинаково хорошо растягиваться во всех направлениях. Внешняя сторона костюма покрыта нейлоном.

Гидрокостюм мокрого типа отличается от сухого типа тем, что в первом происходит непосредственно контакт тела человека с водой.

Гидрокостюм сухого типа(рис.6).Сухой костюм может изготавливаться из различных материалов (неопрена, ПВХ, триламината и резины), Главное отличие от мокрого костюма в том, что нет контакта с водой, что позволяет человеку находится в воде в зимнее время в условиях низких температур.

Костюм состоит из: монокостюма, полностью изолирующего (кроме головы и кистей рук) тело человека от соприкосновения с водой, шапка, закрывающая голову и перчатки.



Рис. 6 Гидрокостюмы сухого типа

Комплект №1(Рис. 7) Комплект №1 включает в себя полумаску для подводного плаванья, трубку и ласты. Предназначен для эффективного передвижения вплавь к пострадавшему, удобства при транспортировке и увеличения маневренности в воде спасателя.




Рис. 7 Комплект №1 (маска трубка, ласты)


Нож водолазный.Одна из основных функций водолазного ножа – быстро рассекать лески, сети и другие канатно-верёвочные изделия. Для этого его часто делают обоюдоострым, и хотя бы часть лезвия снабжают серрейтором (тип заточки лезвия ножа волнообразным методом). Так же на клинке есть и заточенный изнутри крюк – стропорез для захвата верёвок или снастей.

Нож должен крепко держаться в ножнах, но доставаться быстро и одной рукой. Если нож удерживают какие-то фиксирующие элементы, нужно, чтобы они были не слишком мелкими даже для толстых перчаток и не такими прочными, чтобы в экстремальной ситуации или панике нельзя было вынуть клинок простым рывком, без предварительных манипуляций. Ножны, крепятся в любом месте тела и снаряжения под любым углом. Предпочтительно внутренняя поверхность икроножной мышцы , предплечье или от локтя до запястья.

Спасательные плавсредства (маломерные суда)являются коллективными спасательными средствами. В водолазно – спасательной службе МЧС используются надувные, пластиковые и металлические лодки, различные по вместимости, грузоподъемности и размерам.

Надувные лодки ПВХ

Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра) с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности.

Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам Республики Беларусь.

К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 8272 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Портал о скелете и мышцах