Современный русский язык словообразование шпоры

Шпаргалки (шпора) по Русскому языку.

Морфемика и словообразование.

18. Морфемика, морфемы, их виды

МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.

МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.

В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые - только из основы.

В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

По функции аффиксы делятся на:

- словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
- формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).

19. Чередование звуков в слове.

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:

е - о: везу - возить,
е(е) - о - и: зажёг - поджог - поджигать,
е - а: день - дня,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
о - ноль звука: сон - сна,
о - ноль звука - ы: посол - послать - посылать,
а(я) - им: замять - заминать,
а(я) - ин: занять - занимать,
у (ю) - ов (ев): жую - жевать, клюю - клевать,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой,
е - ой: петь - пой и т.д.

г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д - ж - жд: водить - вожу - вождение,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
к,г -ч: помогу - помочь,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,
зг - зж: брызгать - брызжу,
с-ш: носить-ношу,
б - бл: любить - люблю,
п - пл: купить - куплю и т.д.

20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

- простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
- сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз - два корня соединены соединительной гласной).

22. ЭТИМОЛОГИЯ - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения — источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.

23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Способы образования слов.

1. Морфологические способы (является основными в русском языке):

- префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
- суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
- префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);

2. Неморфологические способы:

• Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик - дежурный по классу).

• Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас - сей час).

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Малкова Анна НиколаевнаНаписать 828 14.04.2018

Номер материала: ДБ-1446899

  • Русский язык
  • 11 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    14.04.2018 357
    14.04.2018 478
    14.04.2018 152
    14.04.2018 218
    14.04.2018 529
    14.04.2018 386
    14.04.2018 261
    14.04.2018 320

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее про­дук­тив­ный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

  • пре­фик­сы, или при­став­ки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
  • флек­сии, или окон­ча­ния.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

  • писа ть → вы писать
  • вид → под вид
  • забавн ый → пре забав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

  • нахо­ди ть → наход к а
  • цвет (цве­ток) → цвет ник
  • улы­ба ть ся → улыб к а

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

  • локоть → под локот ник
  • бесед а → со бесед ник
  • свеж ий → о свеж и ть
  • мор е → за мор ск ий
  • мох → за мш е ть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­ди ть → взвод
  • при­пе­ва ть → при­пев
  • свинь я → свин ой
  • золот о → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кт о → кто- то
  • чт о → что- нибудь
  • где → где- либо
  • когда → когда- то
  • бро­са ть → бро­сать ся

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

  • слу­ша ть → в слу­шать ся
  • нюха ть → при нюхать ся
  • дума ть → в думать ся
  • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
  • жда ть → до ждать ся

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

  • толп а → толп и ть ся
  • скуп ой → скуп и ться
  • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интер­фик­са:

  • север , восток → север о -восток;
  • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
  • свод неб а → неб о свод;
  • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
  • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

  • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
  • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
  • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • зам ести­тель пред седа­те­ля → зам­пред;
  • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
  • проф союз­ный ком итет → проф­ком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

  • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
  • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
  • сам , вари ть + → сам о вар;
  • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
  • каш а, вари ть + → каш е вар.

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супру­га

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

пожар , опасн ый → пожа­ро­опас­ный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спец­кор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

8. Переход из одной части речи в дру­гую

заго­ра­ю­щие (сущ.) - заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) - про­хо­жий (прил.) чело­век

Лексико-синтаксический способ словообразования

  • впе­ред смот­ря­щий → впе­рёд­смот­ря­щий;
  • сего дня → сего­дня;
  • с ума сшед­ший → сума­сшед­ший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно уда­ре­ние:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный рай­он;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий чело­век;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работ­ник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли веще­ствен­ность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная дирек­то­ра;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабо­чий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) вер­хом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наре­чие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с вра­гом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видеоурок

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО

СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Понятие о способе словообразования

Словарный состав языка постоянно пополняется новыми лексическими единицами.Ос-новным средством обогащения словаря новыми словами является словообразование.

Понятие способа словообразования в синхроническом и диахроническом аспектах имеет разное содержание.

Таким образом, с позиции диахронии это слово образовалось морфолого-синтаксическим способом (путем перехода из одной части речи в другую), с позиции синхронии - префиксаль­но-суффиксальным способом.

В лингвистической литературе существуют разные классификации способов словообразо­вания. Одни классификации строятся без учета синхронии и диахронии в словообразовании, другие выделяют синхронные и диахронные способы словообразования.

Мы будем придерживаться классификации, которая делит все способы словообразования на морфемные и неморфемные.

Морфемные способы словообразования

Морфемные (или аффиксальные, или, в классификации В.В.Виноградова, морфологи­ческие) способы словообразования характеризуются тем, что новые слова создаются на базе существующих в языке основ и словообразовательных аффиксов (т.е. с помощью морфем).

В зависимости от того, какой словообразовательный формант участвует в создании нового слова, различают следующие морфемные способы.

Суффиксация - основной способ русского словообразования. Она охватывает все само­стоятельные части речи, но особенно широко распространена при образовании существитель­ных, прилагательных, наречий.

Суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым. Нулевые суф­фиксы представлены преимущественно в словообразовании имен существительных, которые могут образовываться от глаголов и прилагательных:

В лигвистической литературе нулевую суффиксацию рассматривают либо в рамках суф­фиксального способа, либо за пределами аффиксальных способов словообразования (безаф-фиксный способ).

2. Префиксальный (приставочный) способ (образование нового слова путем прибавле-

Наиболее распространена префиксация в сфере глагольного словообразования: писать -записать, выписать (изменение ударения - морфонологическое явление), списать, расписать, надписать, отписать, дописать, недописать, прописать, описать, исписать, переписать, при­писать и т.д.

В качестве суффиксального аффикса при префиксально-суффиксальном способе словооб­разования может выступать нулевой суффикс:

4. Постфиксальный способ (образование нового слова путем прибавления к производя щему слову постфикса).

Используется только в сфере образования глаголов.

Используется только в сфере образования глаголов.

Используется только в сфере образования глаголов.

8. Сложение (новое слово возникает в результате объединения в одно целое двух и более производящих основ или слов). В зависимости от того, что объединяется при образовании но вой лексической единицы, различают:

Основосложение. Сложные слова образуются на базе двух или более производящих основ с использованием интерфикса. Основным (опорным) словом является последний компонент, он часто равен целому слову и служит для морфологического оформления сложного слова (указыва­ет на принадлежность его к определенной части речи, а также на род, число, падеж, склонение):

основосложение + префикс: о-плод-о-творить; у-мир-о-творить (данный способ пред­ставлен единичными образованиями).

основосложение + префикс + суффикс: по-вс-е-днев-н-ый; по-вс-е-мест-н-ый (данный спо­соб представлен единичными образованиями).

Словосложением образуются составные слова, которые характеризуются одним основным ударением, закрепленным местоположением компонентов, смысловым единством: диван, кро­вать - диван-кровать (аналогичено: плащ-палатка, летчик-космонавт, выставка-продажа, роман-газета, изба-читальня, премьер-министр, приемник-распределитель).

Аббревиация

Аббревиация - способ словообразования, при котором новые слова возникают на базе сложения отдельных частей слов. В зависимости от того, какие части сочетаются в новое сло­во, различают несколько типов аббревиации:

3. Смешанная - сочетание начальной части первого слова и второго слова целиком: сбер банк, зарплата, танцплощадка, стенгазета, профсоюз, мутагены (мутационные гены).

Неморфемные способы словообразования

  1. Сращение, или лексико-синтаксический способ (слияние / сращение целого словосо­четания). Зависимым словом обычно бывает наречие, которое стоит перед главным словом -причастием или прилагательным: высокохудожественный, быстрорастворимый, быстродей­ствующий. От синонимических словосочетаний сращения отличаются тем, что имеют единое главное ударение и закрепленный порядок частей (ср. действующий быстро).
  2. Морфолого-синтаксический способ (переход из одной части речи в другую). Различа­ют следующие разновидности этого способа:

Б. Адъективация: переход причастий в прилагательные: волнующая встреча, блестящая победа, начинающий артист, крашеный пол, жареный гусь.

Г. Прономинализация: переход в местоимения существительных: спорт - вещь хорошая; У студента Иванова два хвоста. Надо помочь человеку (ему), а то отчислят; Как ты нахо­дишь семью Лебедевых? - Очень приятные люди (они); прилагательных и причастий: вода пре­вращается в лед при известных (некоторых) условиях, при следующих (таких) условиях; Я с легкой (с некоторой) завистью смотрел на его картины; числительного один: Об этом рас­сказал мне один (какой-то) человек.

Д. Переход в предлоги существительных: в течении реки - в течение дня, положить на счет в банке - говорить насчет отпуска, в следствии много неясного - вследствие плохой погоды; наречий: быть около - быть около дома, зайду после - зайду после работы; деепричастий: Аня говорила, не смотря мне в глаза - несмотря на плохую погоду; Благодаря доктора, я уже думала о предстоящей реабилитации - Благодаря доктору я выписался из больницы уже через неделю.

Е. Переход в частицы наречий: Все решается очень просто. - Просто не знаю, что с ним случилось.

При переходе из одной части речи в другую в слове меняются его морфологические и синтаксические свойства. Происходит изменение системы форм словоизменения (парадигмы). Мороженое (прилагательное) имеет 24 формы словоизменения, выступает в качестве опреде­ления, мороженое (существительное) имеет 6 форм словоизменения, выступает, как правило, в качестве подлежащего и дополнения.

3. Лексико-семантический способ (распад многозначного слова на омонимы): спутник ('попутчик, идущий рядом') и спутник ('искусственный спутник'); мир ('Вселенная') и мир ('противоположное войне'); лопатка ('маленькая лопата') и лопатка (медицинский термин), завод часов ('действие по глаголу заводить') и завод (машиностроительный). Это диахрон-ный способ словообразования.

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  • мор­фо­ло­ги­че­ский;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

    Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

    Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее про­дук­тив­ный.

    Морфологический способ словообразования

    Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

    • пре­фик­сы, или при­став­ки;
    • суф­фик­сы;
    • пост­фик­сы;
    • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
    • флек­сии, или окон­ча­ния.

    Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.


    В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

    1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

    • писа ть → вы писать
    • вид → под вид
    • забавн ый → пре забав­ный

    2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

    • нахо­ди ть → наход к а
    • цвет (цве­ток) → цвет ник
    • улы­ба ть ся → улыб к а

    3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

    • локоть → под локот ник
    • бесед а → со бесед ник
    • свеж ий → о свеж и ть
    • мор е → за мор ск ий
    • мох → за мш е ть

    4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

    • взво­ди ть → взвод
    • при­пе­ва ть → при­пев
    • свинь я → свин ой
    • золот о → золот ой
    • восемь → восьм ой

    5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

    • кт о → кто- то
    • чт о → что- нибудь
    • где → где- либо
    • когда → когда- то
    • бро­са ть → бро­сать ся

    6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

    • слу­ша ть → в слу­шать ся
    • нюха ть → при нюхать ся
    • дума ть → в думать ся
    • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
    • жда ть → до ждать ся

    7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

    • толп а → толп и ть ся
    • скуп ой → скуп и ться
    • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

    8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

    1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

    а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

    • кресло-кровать;
    • платье-халат;
    • ракета-носитель;
    • ковёр-самолет;

    б) с помо­щью интер­фик­са:

    • север , восток → север о -восток;
    • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
    • свод неб а → неб о свод;
    • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
    • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

    2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

    • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
    • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
    • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

    3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

    • зам ести­тель пред седа­те­ля → зам­пред;
    • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
    • проф союз­ный ком итет → проф­ком;

    4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

    • МХАТ
    • ГОЭЛРО
    • ГАИ
    • нэп
    • МИД
    • ОБСЕ

    9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

    • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
    • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
    • сам , вари ть + → сам о вар;
    • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
    • каш а, вари ть + → каш е вар.

    Способы обра­зо­ва­ния словПримеры

    текст → под текст
    гна ть → до гнать

    бел ый → бел изн а
    паха ть → пах от а
    сотво­ри ть → сотвор ени е

    люд и → без люд н ый
    долг ий → за долг о
    дом → на дом ник

    отды­ха ть → отдых
    зелен ый → зелень
    супруг → супру­га

    как ой → какой- нибудь
    чт о → что- то
    где → где- либо

    6. Сложение:
    1) двух основ

    2) двух основ + суф­фикс

    3) сокра­щен­ных основ

    4) началь­ных букв или зву­ков

    пожар , опасн ый → пожа­ро­опас­ный
    диван , кро­вать → диван-кровать
    канат , ходи ть → кана­то­ход ец
    мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
    спец иаль­ный кор респон­дент → спец­кор
    МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

    7. Слияние целых слов

    густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
    мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

    8. Переход из одной части речи в дру­гую

    заго­ра­ю­щие (сущ.) – заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
    про­хо­жий (сущ.) – про­хо­жий (прил.) чело­век

    Лексико-синтаксический способ словообразования

    • впе­ред смот­ря­щий → впе­рёд­смот­ря­щий;
    • сего дня → сего­дня;
    • с ума сшед­ший → сума­сшед­ший.

    При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

    Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно уда­ре­ние:

    • сей час → сейча́с;
    • тот час → то́тчас

    В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие:

    • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
    • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный рай­он;
    • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий чело­век;
    • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работ­ник;
    • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
    • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

    Морфолого-синтаксический способ словообразования


    Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли веще­ствен­ность.

    Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

    Понаблюдаем:

    • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
    • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
    • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
    • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная дирек­то­ра;
    • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабо­чий.

    Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

    • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) вер­хом;
    • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
    • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

    Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наре­чие:

    мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

    Лексико-семантический способ словообразования

    Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

    • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с вра­гом;
    • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
    • титан — твер­дый металл.

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.