Содержание и характер труда шпора

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участниками. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально- экономический характер труда.

Содержание труда — это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Эти особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций.

Содержание труда раскрывает взаимодействие человека с природой, представляет совокупность качественно определенных трудовых функций, направленных на производство потребительских стоимостей, характеризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производства.

Социально-экономический характер труда выражает форму его общественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойственные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования труда — познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

  • ? способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);
  • ? создатель общественного богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);
  • ? творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития — формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);
  • ? ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);
  • ? сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий).

Содержание труда предъявляет определенные требования к образованию, квалификации, способностям индивида. Это ключевой фактор, характеризующий возможности развития и самореализации личности в процессе труда. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность им, на степень интереса к труду, на текучесть кадров и уровень производительности труда.

Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника, изменяет соотношение сотрудников, занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функций — совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь.

Главными факторами, изменяющими содержание труда, являются:

  • ? развитие средств производства;
  • ? научно-технический прогресс;
  • ? преобразование техники и технологии производства.

Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулированию в точном соответствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают труд:

  • ? в различных сферах (материального производства, услуг, науки, культуры и искусства);
  • ? в отдельных отраслях материального и нематериального производств (например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте);
  • ? по видам деятельности — труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содержание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракториста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера может быть строго обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню развития производительных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (характеру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Характер труда отражает в основном его социальную сущность, согласно которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно-экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т. е. процесс взаимодействия человека с обществом, и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего общества и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны.

Характер труда выражает степень развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

  • ? форму собственности;
  • ? отношение работников к труду;
  • ? отношения распределения произведенных продуктов и услуг;
  • ? степень социальных различий в процессе труда.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как

выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности. Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.

Труд — это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.

1. Социально-экономическая сущность труда; общественная организация труда, ее элементы.

Предметом дисциплины "Экономика труда" являются трудовой потенциал общества и пути его наиболее рационального использования в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда всегда связан с затратами физической и психической энергии, с затратами ресурсов. Труд является одним из главных факторов производства, наряду с землей (природными ресурсами), капиталом, предпринимательством. Труд – естественное условие человеческой жизни, он позволяет человеку стать личностью, творцом ноосферы, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Труд является процессом самоуправляемым и управляемым извне (менеджером, инженером, мастером).

Общественная организация труда – это социально-экономические отношения, характеризующие форму социальной организации труда в обществе и охватывающие отношения по поводу привлечения членов общества к труду, разделения и кооперации труда, воспроизводства рабочей силы и ее подготовки, распределении материальных благ. В различных общественно-экономических формациях и типах цивилизации общества имеют место свои особенности этих отношений. Элементы: разделение труда, кооперирование, нормирование, организация раб.мест, обслуживание раб.мест, воспроизводство раб.силы, ее подготовка, распределение мат.благ.

1 производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей человека и общества

2 обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды

3 формирование и накопление общественного материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники, культуры

4 развитие самого человека, личности, формирование творческой личности и свободного общества, рекреации человека

2. Основные понятия, связанные с трудом.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда всегда связан с затратами физической и психической энергии, с затратами ресурсов. Труд является одним из главных факторов производства, наряду с землей (природными ресурсами), капиталом, предпринимательством. Труд – естественное условие человеческой жизни, он позволяет человеку стать личностью, творцом ноосферы, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Труд является процессом самоуправляемым и управляемым извне (менеджером, инженером, мастером).

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Содержание труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.

Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму; труд свободный и принудительный; индивидуальный и коллективный; личный и общественный; умственный и физический; содержательный и малосодержательный; тяжелый и легкий; престижный и непрестижный; опасный и безопасный. Качество труда- сложность, условия и значимость труда для экономики. Функции труда: производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общ. потребностей; обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, социальной среды; формирование и накопление общественного материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники, культуры; формирование и накопление общественного мат. и немат.богатства, развитие факторов произ-ва, науки, техники; развитие самого человека, личности, формирование творческой личности.

Разделение труда – это обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников. Возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.

Различают три вида разделения труда : общее, частное и единичное.

Предпринимательство - инициативная хозяйственная деятельность субъектов собственности в рамках существующих законов, направленная на создание экономических и организационных условий для производства продукции, сбыта товаров, осуществления коммерческих операций, оказания услуг с учетом интересов производителя и потребителя в целях получения прибыли; социально-активный вид трудовой деятельности, основанный на самозанятости и инициативе отдельного лица или группы лиц, труд творческий, интеллектуальный, связанный с поиском и реализацией организационных решений технических, производственных и социально-экономических задач в условиях присущего рыночным отношениям риска.

3. Трудовой потенциал общества, его характеристики

Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.

Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.

Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:

состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития;

профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков;

Количественная сторона трудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени). Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы: профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; состояние материально-технической базы обучения; программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения; качество преподавательских кадров; финансовое обеспечение; качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

4. Трудовые ресурсы: понятие, структура, воспроизводство.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности. К трудовым ресурсам относятся лица трудоспособного возраста за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях ( основная часть ), а также фактически работающие лица нетрудоспособного возраста ( дополнительная часть трудовых ресурсов ). За последние три года средняя численность трудовых ресурсов страны составила 84,1 млн. человек. Границы трудоспособного возраста устанавливаются государством. В РФ нижняя граница – 16 лет, верхняя – 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.

Воспроизводство трудовых ресурсов определяется воспроизводством всего населения, однако, эти процессы не совпадают, что объясняется в частности следующим: 1. изменение рождаемости отражается на численности ресурсов только после того, как дети достигнут трудоспособного возраста; 2. выбытие людей из трудоспособного возраста (достижение пенсионного возраста) влияет только на численность трудовых ресурсов. Воспроизводство трудовых ресурсов осуществляется за счет населения трудоспособного возраста, а также работников моложе и старше этого возраста. Численность населения трудоспособного возраста зависит от естественного движения миграции этой части трудовых ресурсов, а работников моложе и старше трудоспособного возраста - от их численности и уровня занятости.

5. Современная демографическая ситуация в России, ее влияние на формирование трудовых ресурсов.

Демографическая ситуация в России характеризуется следующими явлениями и процессами: Крайне низкая рождаемость; Относительно высокий уровень смертности населения; Естественная убыль и депопуляция (абсолютное уменьшение численности) населения; Сверхсмертность мужчин в рабочем возрасте; Относительно низкие показатели продолжительности жизни населения (относительно развитых стран) и очень большая их разница у женщин и мужчин; Старение население и трудовых ресурсов.

На 1 января 2005 года численность населения России составила 1, 43 млрд. человек.

Возрастная структура населения активно взаимодействует с демографическими процессами. Чем выше уровень рождаемости, тем в среднем моложе население и наоборот, чем больше в населении удельный вес молодежи, тем выше, при прочих равных условиях, уровень рождаемости. К сожалению, мы должны констатировать, что возрастная структура населения в России сильно изменилась. Россия ускоренно стареет. Впервые за всю историю нашей страны удельный вес населения пожилого возраста превысил удельный вес детей. Обратите внимание на эти цифры: в 1989 году доля населения моложе 15 лет составляла 24,5 % , а населения старше трудоспособного возраста 18%. Согласно данным переписи 2002 года - доля населения моложе 15 лет уже составила 18,2%, в то время как старшего населения - 20,5%.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

История экономики труда

С возникновением теорий, которые прямым образом оказали влияние на историю человечества, связаны появление и развитие науки о труде. Это произошло потому, что эти теории затрагивали главную сущность человека, отличающую его от остального животного мира – способность трудиться.

С давних времен экономическая мысль пыталась понять загадку возникновения ценности предметов. Со времен Аристотеля был поставлен вопрос сравнимости товаров.

Поиск ответа то, что лежит в основе цены товаров и что их уравнивает между собой, привел к формированию двух направлений экономической мысли – трудовой теории стоимости и теории многофакторного воздействия на цену товара.

Можно проследить основные этапы развития науки о труде с периода формирования научной теории и до времени начала классической политэкономии, основой которой является вышеназванная теория. Основоположниками политэкономии принято считать английского ученого Вильяма Пети и французского судью Пьера Буагильбера.

Сформулированные положения отличались от теории меркантилистов, именно Пети предполагал, что в основе цены товаров лежит количество труда, затраченного на его производство.

В XVIII в. во Франции сформировалась экономическая школа физиократов в рамках классического направления; основателем этой школы был Ф. Кенэ. Он выдвинул учение о чистом продукте.

Большой вкладов развитие науке о труде внес английский ученый-экономист А Смит. Он подытожил идеи своих предшественников традиционного направления, развивавших трудовую теорию стоимости, и разработал три ее концепции.

Расхождение экономических школ произошло после А. Смита. Определились два разных направления: трудовая теория стоимости и теория обстоятельств производства, глобальным образом повлиявшие на ход исторического развития человечества. Выразителями первого направления были Д. Риккардо и вслед за ним К. Маркс, второго – Ж. Б. Сэй и следующие поколения немарксистского направления.

Научные труды ученого-экономиста Д. Риккардо свидетельствовали о преодолении двойственностей, которые были в теории А. Смита.

В экономической теории К. Маркса одно из главных мест занимает учение о труде, ключевым моментом которого является учение о прибавочной стоимости.

В отличие от Маркса Сэй значительное место отводил роли предпринимателя; таким образом, экономическая теория Ж. Б. Сэя на практике оказалась намного реалистичней, чем теория Маркса.

В глубине классической политической экономии появилась теория предельных величин – маржинализм. Его развитие прошло в два этапа, оба пошли по пути развития теории факторов производства, а не в русле трудовой теории.

В истории экономической науки отдельное место занимает австрийский экономист Й. Шумпетер, который вместе с традиционными направлениями сочетал новые теории. После него экономическая теория значительно удалилась от марксистской экономической теории.

Экономическая теория еще развивается, ее перспектива видится в направлении, которое позволит человечеству избежать потрясений и гарантировать прогрессивное развитие.

Основные понятия и задачи экономики труда

Экономика труда изучает все формы проявления экономических законов в области кооперации и разделения труда, а также привлечение рабочей силы к труду и ее распределение. Экономика труда изучает методы использования обществом экономических законов в области организации труда, его стимулирования, повышения уровня жизни трудящихся. На основе практики и экспериментов экономика труда формулирует новые методы повышения эффективности труда. Также экономика труда разрабатывает основы экономической политики правительства в области стимулирования и организации труда. Экономика труда как наука изучает трудовые ресурсы страны, использование этих ресурсов, методы повышения производительности труда, организацию труда, нормирование труда, планирование заработной платы, анализ трудовых показателей. Без ее изучения невозможно нормальное функционирование предприятий. Для практической деятельности в экономике труда важно знать пути решения целого ряда вопросов. Экономика труда наряду с другими науками показывает преимущества системы народного хозяйства, раскрывает сущность организации труда, материального стимулирования на предприятиях, дает возможность анализировать характер труда на этапах развития общества. Экономика труда не обходится без глубокого анализа этих проблем. Самой важной проблемой изучения предмета экономики труда является создание такого курса, который бы отражал формы труда и их закономерности применительно ко всем странам мира. На сегодняшний день существует несколько программ изучения экономики труда. Изучение этих программ зависит от того, для каких специалистов они предназначаются. Например, для экономистов – одни программы, для экономистов-транспортников или строителей – совсем другие. Любая программа начинается с изучения трудовых ресурсов, так как без них невозможно изучение ни одного вопроса, связанного с организацией труда. Самым важным вопросом экономики труда является изучение производительности труда. Оно невозможно без изучения вопроса о рабочей силе, ее подготовке и использования. Естественно, что труд общества функционирует при каких-то определенных условиях и эффективность труда зависит от них. Повышение эффективности связано также со стимулированием труда. Экономика труда изучает все эти вопросы и дает возможность связать их между собой, понять их суть. Экономика труда разрабатывает рекомендации, связанные с вопросами организации труда, производительности, стимулирования. Она учитывает все отраслевые особенности в области труда, которые исследуют отраслевые экономические науки.

Взаимодействие экономики труда с другими науками

Еще в 1976 г. были предприняты попытки классифицировать экономические науки. Экономика труда не может учитывать все отраслевые особенности организации, стимулирование труда в разных сферах производства. Она должна изучать только проблемы труда и его оплату. Однако это далеко не так. Она не ограничивается исследованием общественных форм труда. Экономика труда в совокупности с политической экономикой изучает сущность труда, материальное стимулирование на предприятиях, анализирует характер труда. Главным вопросом экономики труда является изучение производительности труда. Она связана с материальными и техническими факторами рабочей силы и труда, отношением к труду. Главной задачей последних лет является обеспечение прогресса экономики труда, ее развития и совершенствования, повышение благосостояния общества. Центральное место в экономике труда занимают его проблемы, организация, эффективность. Анализ труда позволяет выяснять характер человеческих отношений, которые складываются в процессах производства, обмена. Ведь в этом принимает участие каждый рабочий человек. Производство и обмен предоставляют человеку те продукты, которые удовлетворяют его потребности и потребности окружающих. Хотя определенной экономической категорией является не сам труд, а его формы и устройство. Экономика труда неразрывно связана со всеми экономическими науками и является важной их частью. Она взаимодействует со всеми отраслевыми экономиками и с наукой народнохозяйственного планирования. В основном это сильно проявляется в областях планирования труда и его оплаты. Основы планирования экономики труда являются для всех экономических наук едиными. Экономика труда использует также методы и основы экономической статистики, бухгалтерского учета и другие науки. Без бухгалтерского учета невозможно изучение и расчет заработной платы, что также изучает экономика труда. Без статистических наук невозможно изучение численности работников и т. д. Поэтому экономика труда тесно связана со всеми науками, и не только экономическими. В совокупности эти науки позволяют более широко рассматривать трудовую деятельность общества. Экономика труда в своих исследованиях опирается не только на экономические законы. Она использует также ряд законов технических, естественных и других наук. Например, психология, медицина, эстетика труда, трудовое право и т. д. Экономика труда изучает с помощью этих наук экономические закономерности труда. Она дает возможность понять и выявить такие недостатки на предприятиях, как потеря рабочего времени, простои, нарушения дисциплины, текучесть кадров и многое другое.

Труд. Понятие, сущность, характер, особенности труда как объекта исследования

Труд – это целесообразная деятельность людей, которая направлена на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения потребностей общества. Труд играет решающую роль в развитии и формировании человеческой личности. При первобытном строе труд был коллективным, и не было эксплуатации труда других людей. Сегодняшний строй также уничтожил все формы эксплуатации труда и обеспечил право на собственный труд, стал жизненной потребностью развитого человека. Информация о трудовой деятельности человека отражена в трудовой книжке. Этот документ ввели в пользование еще в 1939 г. Трудовая книжка – документ о трудовой деятельности человека, куда вносятся сведения о нем, о профессии, о поощрениях. Трудовая книжка не содержит информации лишь о штрафах и взысканиях. К труду способен практически каждый человек, только в разных степенях. Способность человека к труду, которая зависит от состояния его здоровья, называется трудоспособностью. Существует несколько видов трудоспособности. Во-первых, общая трудоспособность – способность человека выполнять любую работу в обычных условиях. Во-вторых, профессиональная трудоспособность – способность человека к труду при определенной профессии в определенных условиях. В-третьих, неполная трудоспособность – способность к работе лишь в определенных облегченных условиях и при неполном рабочем дне. В зависимости от своей трудоспособности человек выбирает себе профессию и график занятости. В некоторых учреждениях на работу принимаются лишь здоровые люди, способные к любому труду, на полный рабочий день. Постоянно существуют проблемы труда, его организации, эффективности. Труд и его изучение занимает важное место в экономике труда. Труд представляет собой деятельность человека по выполнению поставленной цели. Человек преобразует эту деятельность во что-то пригодное и нужное для удовлетворения человеческих потребностей. Процесс труда предполагает наличие нескольких элементов: предмет труда, орудие труда и сам труд. Труд проявляется в отношениях людей, когда они занимаются совместной деятельностью. Анализ труда дает возможность выяснить отношения, которые складываются в процессе производства, распределения и обмена. Труд существует при определенных условиях как технических, так и организационных. Если эти условия выполняются, то труд становится более эффективным. Повышение эффективности связано также с материальным и моральным стимулированием. Оплата труда должна в полной мере соответствовать определенным требованиям и законам и побуждать к труду. На сегодняшний день эти условия есть не везде, поэтому и уровень безработицы достаточно высок.

Труд играет исключительно важную роль в возникновении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Только в процессе труда человек создает блага, необходимые для его существования. Именно поэтому труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие жизни.

Вот как определял труд и его роль в жизни человека К. Маркс: «Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть

Функции труда. Роль труда проявляется в выполняемых им функциях. Во всем многообразии выполняемых трудом общественных функций можно выделить ряд основных.

Первая и важнейшая функция труда — потребительская. Она проявляется в том, что труд выступает как способ удовлетворения потребностей. Основой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей является производство материальных и духовных благ, созидание общественного богатства. В этом — созидательная функция труда. Удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд лежит в основе всего общественного развития — он определяет социальный статус человека, формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия, тем самым выполняя социальную функцию. Создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, человек в ходе подготовки к труду и в самом процессе трудовой деятельности приобретает знания и профессиональные навыки, осваивает способы общения и взаимодействия, формирует себя как личность и как члена общества, постоянно развивается и совершенствуется. В этом — человекотворческая функция труда. Наконец труд выступает как сила, открывающая человечеству путь к свободе. Свободотворческая функция труда состоит в том, что именно в труде и с помощью труда человечество познает как законы природы, так и законы своего развития и, вооруженное их знанием может заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своей деятельности.

Все функции труда важны и связаны между собой. Главное, что их объединяет, — нацеленность на удовлетворение потребностей человека и общества. Все, что делают люди в течение жизни, вся человеческая жизнь имеет только одну движущую причину — стремление к удовлетворению потребностей.

Существует большое количество различных классификаций потребностей. Наиболее популярной является классификация, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу, включающая пять групп потребностей, условно подразделяемых на первичные (физиологические потребности и потребность в безопасности и защищенности) и вторичные (потребность в причастности, социальному взаимодействию, потребности в уважении и самовыражении) [6] .

Осознанная человеком потребность приобретает форму интереса — стремления каким-то путем удовлетворить потребность. Это стремление побуждает человека к определенным действиям. Внутреннее побуждение к активности и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, называют мотивом, а процесс формирования таких побуждений — мотивацией. Побуждение к активности и определенной деятельности может носить и внешний по отношению к субъекту характер. В этом случае оно называется стимулом [7] , а процесс создания условий, побуждающих индивидов действовать определенным образом, — стимулированием.

Стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности определяет цели его деятельности. Представления человека, коллектива, общества в целом о главных и важных целях деятельности, а также об основных средствах достижения этих целей называют ценностями, а направленность на те или иные ценности — ценностной ориентацией.

Удовлетворение большинства потребностей так или иначе связано с трудовой деятельностью человека и оказывает самое непосредственное воздействие на качество и эффективность его труда.

От функций труда следует отличать функции (действия, операции, обязанности), которые люди выполняют в процессе труда. Как и по многим другим вопросам, среди специалистов отсутствует единая точка зрения на состав и классификацию этих функций. Наиболее часто в процессе труда выделяются следующие функции:

  • • логическая (мыслительная) — определение цели и подготовка системы необходимых трудовых операций;
  • • исполнительская — приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы труда [8] ;
  • • контрольно-регулирующая — наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы, ее уточнение и корректировка;
  • • управленческая — подготовка, организация производства и руководство исполнителями.

Каждая из названных функций в той или иной степени может присутствовать (или не присутствовать) в труде отдельного работника, но непременно свойственна совокупному труду.

Содержание труда. Совокупность распределенных между отдельными работниками действий, операций, функций, их взаимодействие и взаимосвязь формируют содержание труда. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и физического труда. Выполнение большинства функций предполагает получение работником общеобразовательной и профессиональной подготовки — приобретение соответствующих знаний, умений, навыков, что также связано с немалыми затратами труда. В связи с этим принято различать труд простой, не требующий профессиональной подготовки, и сложный, предполагающий профессиональное обучение.

Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда. Главным фактором, обусловливающим изменение содержания труда, является научно- технический прогресс.

Содержание труда отражает принадлежность конкретного вида труда к той или иной сфере деятельности (труд в сфере материального производства, в сфере услуг, науки, культуры и искусства и т.п.), отрасли (труд в какой-либо отрасли промышленности, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве), виду деятельности (труд ученого, предпринимателя, руководителя, рабочего и пр.), профессии и специальности. Содержание труда находит отражение в профессиональных стандартах, квалификационных и тарифно-квалификационных справочниках, положениях о подразделениях организаций, должностных инструкциях.

Характер труда. Кроме содержательной стороны труд имеет и социально-экономическую сторону, называемую характером труда. Характер труда определяется системой производственных отношений и степенью развития материально-технической базы данного способа производства.

Главными элементами системы производственных отношений, определяющими характер труда, являются:

  • • отношение трудящихся к средствам производства, форма собственности на средства производства (например, труд частный и труд наемный);
  • • способ соединения работников со средствами производства (труд принудительный и добровольный, подневольный и свободный);
  • • связь между трудом индивидуума и совокупным трудом общества (труд личный и общественный, индивидуальный и коллективный);
  • • отношение работников к труду (труд инициативный и безынициативный, добросовестный и недобросовестный);
  • • степень социальных различий в труде, обусловленных социальной структурой работников, различиями в уровне их подготовки, содержанием выполняемых функций, условиями труда.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности. Сочетание характеристик содержания и характера труда позволяет выделять различные виды (разновидности) труда, группировать их по тем или иным признакам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.