Социокультурные основы дефектологии шпора

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а так же подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 2 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 3 СИСТЕМАТИКА И СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 4 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 5 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • 6 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 7 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 8 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 9 КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 11 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 12 ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
  • 13 ВТОРОЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
  • 14 ТРЕТИЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
  • 15 ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
  • 16 ПЯТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ К РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ К ИНТЕГРАЦИИ
  • 17 ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 18 ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 19 ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 20 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • 21 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 22 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка (Роман Сиренко) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В начале ХХ в. во всем мире была широко распространена концепция социальной реабилитации человека с недостатками развития как социально полезного члена общества. Основной идеей считались коррекция и компенсация дефекта с целью приобщения такого человека к общественно полезному труду, чтобы человек был способен обеспечивать свое существование и не становился обузой для общества. Такое видение вопроса было дискредитировано в США и странах Западной Европы идеями расовой гигиены и социал-дарвинизма. Весьма популярными были идеи о социальной бесполезности людей, имеющих недостатки развития, о достижении биологической чистоты расы методом стерилизации лиц, являющихся носителями дефектов развития, в ряде стран были приняты законы о стерилизации. Особую роль в поддержании таких идей сыграл фашизм, в странах, где он пришел к власти, проводились широкомасштабные кампании по разжиганию социальной вражды, проводилось планомерное уничтожение людей, попавших в категорию социально бесполезных.

В нашей стране концепция социальной реабилитации лиц накладывалась на существовавшую в стране идею всеобщего построения коммунизма и социализма. Однако в условиях приоритета интересов общества над интересами отдельного человека лица с нарушениями по умолчанию приобретали статус граждан второго сорта. С тех пор в нашей стране сложилась патерналистская позиция к таким людям, которая мешает нормальному вливанию человека с ограниченными возможностями в социально-культурные отношения.

С одной стороны, патерналистская позиция принимает ребенка с ограничениями и включает его в систему образования, не способствующую получению образования, престижного и имеющего высокую конкурентоспособность на рынке труда.

С другой стороны, человеку с нарушениями развития патернализм прививает иждивенческие установки. Эти причины, а также слабая правовая защита, низкий уровень пенсий и пособий, выплачиваемых государством, приводят людей с нарушениями развития к вынужденному воспроизведению культуры бедности, маргинализации.

По окончании Второй мировой войны человечество приняло как высшую ценность и смысл жизни, существования человека его жизнь и благополучие, нужды и потребности.

Сегодня концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями считает основополагающей идею независимого образа жизни таких людей в условиях приоритета интересов человека над интересами общества.

Специальная педагогика считает своей основной целью приобретение навыков жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка (Роман Сиренко) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX - начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: идея о социальной полезности человека; школа обязана воспитать активного и полезного члена общества) ребенок с ограниченными возможностями должен своим дом обеспечивать собственное существование; ценность специального образования – приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта; общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным.

В 20-40-е гг. XX в получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма, национал-социализма.

Их ведущие положения: поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна; стерилизация - путь достижения биологической "чистоты" расы; необходимо физическое уничтожение "неполноценных" людей.

В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию.

Сущность патерналистской концепции: приоритет интересов общества над интересами отдельной личности; люди с ограниченными возможностями — социально "малоценные", "граждане второго сорта"; существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых; характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности; слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями; неконкурентоспособная позиция на рынке труда; приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями; нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с социокультурным окружением; формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью.

Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями: приоритет интересов личности над интересами общества; достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни); независимая жизнь — независимость в широком смысле; право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически; комфортность бытия человека с отклонениями в развитии; у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах.

Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята "Всеобщая декларация прав человека". Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.:

• должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности;

• интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями;

• коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения;

• рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения. Понятие жизнеобеспечения включает:

• активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;

• ведение домашнего хозяйства;

• максимально полное самообслуживание.

Постепенно концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями осваивается российской системой специального образования: по мнению отечественных ученых, люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро.

Концепция Социальной реабилитации человека с ограниченными

возможностями, распространенная до Середины ХХ в. как за рубежом, так и в

нашей стране, сформировалась в конце ХIХ — начале ХХ в. под влиянием

философии Ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе лежала

идея о социальной полезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать

активного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограниченными

возможностями не исключался из этого правила — ему надлежало также

вырасти полезным членом общества, чтобы своим трудом обеспечивать

собственное существование. В этом контексте ценность специального

образования виделась только как приобщение к общественно полезному

производительному труду через коррекцию и компенсацию дефекта с тем,

чтобы инвалид не был для общества обузой. Общество корректировало,

подстраивало под свои правила и законы человека с ограниченными

возможностями, заранее объявив его неполноценным. Встречного процесса,

направленного на приспособление общества к особым нуждам таких людей, не

было. Открытым поэтому оставался вопрос и о тех, кто в силу тяжести своего

недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества.

Будучи вполне гуманной и прогрессивной для своего времени,

рассматриваемая концепция была значительно дискредитирована в странах

Западной Европы и США, где в 20-е гг. ХХ столетия эта концепция была

Уже после Первой мировой войны за рубежом становятся популярными

взгляды о бесполезности поддержки лиц с ограниченными возможностями и

отклонениями в физическом и психическом развитии, о необходимости

являющихся носителями опасных или нежелательных для общества дефектов

умственного, физического или психического развития. Были приняты законы о

принудительной стерилизации в ряде стран: США, Канаде, Дании, Швейцарии,

позднее — в Германии.

Особый вклад в практическую реализацию этих идей сделали те страны, в

которых к власти пришел фашизм. Национал-социалисты обеспечили

идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения

поколения в духе разработанной ими идеологии.

В школах Германии уже с 1933 г. учащимся преподносились идеи расовой

биологии, расовой гигиены; исподволь, даже, казалось бы, на нейтральном

учебном материале (математике), воспитывалось негативное отношение к

лицам с отклонениями в развитии. Вот, например, какого содержания задачи

предлагались учащимся начальной школы в Германии в 1935/36 учебном году:

«Строительство одной школы для умственно отсталых детей требует 6 млн.

рейхсмарок. Сколько блоков жилого дома для рабочих можно было бы

Одновременно с разжиганием социальной вражды шло планомерное

социально бесполезных: глубоко умственно отсталых, тяжелых инвалидов,

стариков — инвалидов труда, лиц, страдающих туберкулезом, эпилепсией и др.

Преследованиям подверглись педагоги-дефектологи, многие из которых

погибли в концлагерях или вынуждены были эмигрировать. Историки

специальной педагогики свидетельствуют, что в послевоенной Германии

систему специального образования нужно было возрождать с нулевой отметки.

В советской специальной педагогике (дефектологии) концепция

социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями как

воспитание полезных членов общества удачно соединилась с концептуальными

основаниями советской педагогики о воспитании социально полезных и

активных строителей социализма и коммунизма. Эта концепция в нашей

стране, к счастью, не выродилась в то чудовищное попрание прав человека,

которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако

приоритет интересов общества над интересами личности, многие десятилетия

существовавший в нашей стране, фактически узаконивал статус социальной

ограниченными возможностями. Именно поэтому многие десятилетия в нашей

стране существует ограничительно-покровительственная (патерналистская)

позиция общества и государства по отношению к этой категории населения.

Ребенок с отклонениями в развитии и его родители встречаются с

патерналистской позицией общества сразу же при включении в сферу

образования, где реально и сегодня существуют преимущественно закрытые,

интернатного типа, образовательные учреждения. Характер образования, не

способствующий достижению высокого уровня социальной адаптированности,

ограниченные возможности приобретения престижных в обществе и

конкурентоспособных на рынке труда профессий и получения высокого уровня

профессиональной квалификации, слабая правовая защищенность, ставшее

правилом в обществе приучение к низкому качеству жизни (мизерность пенсий

и невозможность получения высокооплачиваемой работы) — все это приводит

людей с ограниченными возможностями к воспроизведению культуры

бедности,к их стойкой маргинализации, т.е. к вынужденному сужению

возможности участия в социальной жизни: в выборе, принятии и реализации

доступных социальных ролей, выполнении социокультурных функций,

получении необходимой социальной и культурной информации, в различного

рода стандартных взаимодействиях внутри социума.

Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоотношения

такого человека с его ближайшим социокультурным окружением:

ограничивается его участие в полноценной семейной жизни; незначительная и

нерегулярная помощь со стороны различных конфессий имеет традиционно

призренческий характер; службы социальной помощи, система которых только

начинает формироваться в нашей стране, не в состоянии содействовать

удовлетворению социокультурных потребностей лиц с ограниченными

Патернализм не только снижает социальную активность, но и

вырабатывает иждивенческие установкиу людей с ограниченной

трудоспособностью, что, в свою очередь, усиливает их маргинализацию.

Послевоенный период зарубежной жизни и мирового общественного

развития (вторая половина ХХ столетия) характеризуется подъемом

демократического и национально-освободительного движения. Колоссальные

человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека в период Второй

мировой войны показали человечеству ту пропасть, в которой оно может

оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Рубцова Татьяна ВалентиновнаНаписать 2535 02.10.2017

Номер материала: ДБ-720880

  • Логопедия, Дефектология
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    02.10.2017 263
    02.10.2017 169
    02.10.2017 297
    02.10.2017 166
    02.10.2017 948
    02.10.2017 375
    02.10.2017 296
    01.10.2017 584

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В советской специальной педагогике (дефектологии) концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями как воспитание полезных членов общества удачно соединилась с концептуальными основаниями советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма.

Ребенок с отклонениями в развитии и его родители встречаются с патерналистской позицией общества сразу же при включении в сферу образования, где реально и сегодня существуют преимущественно закрытые, интернатного типа, образовательные учреждения. Характер образования, не способствующий достижению высокого уровня социальной адаптированное™, ограниченные возможности приобретения престижных в обществе и конкурентоспособных на рынке труда профессий и получения высокого уровня профессиональной квалификации, слабая правовая защищенность, ставшее правилом в обществе приучение к низкому качеству жизни (мизерность пенсий и невозможность получения высокооплачиваемой работы) - все это приводит людей с ограниченными возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стойкой маргинализации, т.е. к вынужденному сужению возможности участия в социальной жизни: в выборе, принятии и реализации доступных социальных ролей, выполнении социокультурных функций, получении необходимой социальной и культурной информации, в различного рода стандартных взаимодействиях внутри социума.

Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоотношения такого человека с его ближайшим социокультурным окружением: ограничивается его участие в полноценной семейной жизни; незначительная и нерегулярная помощь со стороны различных конфессий имеет традиционно призренческий характер; службы социальной помощи, система которых только начинает формироваться в нашей стране, не в состоянии содействовать удовлетворению социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями.

Патернализм не только снижает социальную активность, но и вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченной трудоспособностью, что, в свою очередь, усиливает их маргинализацию.

Смысловым центром нового взгляда на социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями в этом контексте является идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) в ус- иовиях приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого, вне швисимости от того, может ли этот человек приносить пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полезном труде или нет.

В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным способом решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями является их интеграция в общество. Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу необходимо учитывать специфические (пол, возраст, социальное происхождение) и типологические особенности (особенности определенной группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) интеграции различных категорий лиц с ограниченными возможностями и возможности преодоления психолого-педагогическими способами проблем социокультурного включения каждого ребенка.

Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему педагогических и социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной и культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Специальная педагогика, определяя конечные и ближайшие цели и задачи специального образования, его содержание, организацию, методы и приемы коррекционно-педагогической помощи, также учитывает социокультурно значимую идею независимого образа жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики затруднений каждой категории обучающихся. Специальная педагогика формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в условиях взрослой жизни; на их основе будет формироваться независимый образ жизни.

Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении до- машнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях. В условиях рыночных отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в производственной сфере затрудняется: от них требуется высокая конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой профессиональной квалификации, мобильности. При несоответствии таким условиям человеку с ограниченной трудоспособностью трудно рассчитывать на занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной жизни и адаптированность в ней, наличие необходимого уровня образования являются важным условием для ведения финансовых отношений. Как показывают исследования социологов, значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает собственный труд средством материального обеспечения жизни, занимая иждивенческую позицию. Это является результатом социального воспитания (начинающегося еще в школе), ориентированного только на стереотипы социальной помощи: пенсионное обеспечение, благотворительность, заниженную социальную оценку человека с ограниченными возможностями.

Социализация - это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения - коммуникации.

Лица с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения и в социализации, и в формировании навыков социальной коммуникации, так как для них доступ к различного рода источникам информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков межличностного взаимодействия, а также неприятие и ограничение общения с этими людьми большинством социума.

Как отмечают социологи и психологи, физическое или психическое нарушение становится центральным пунктом в формировании и становлении личности, ядром личностных переживаний, что также отрицательно влияет на процесс социализации и развитие навыков социального общения.

Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов, в повседневной воспитательной работе) элементы подготовки к жизни в обществе - упражняя и развивая навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях, обес- печивая овладение стандартными схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками освоения социального окружения и полноценного существования в нем, навыками само- и взаимопомощи в сложных социальных условиях.

Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности, т. е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время - рекреацию.

Вопросы и задания 1.

Какие изменения претерпела концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями на протяжении XX в.? 2.

Что такое патернализм и в чем он проявляется применительно к социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности? 3.

Раскройте смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными ікпможностями жизнедеятельности. 4.

Каковы задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции? Что может сделать для этого массовая система образования?

Литература для самостоятельной работы 1.

Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности - к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. - М., 1992. 2.

Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические испскты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995. 3.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997. 4.

Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М„ 1996.-Ч. 1. 5.

Назарова Н.М. О подготовке дефектологов за рубежом // Дефектология. - 1993. -№ 3. 6.

Назарова Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. - Красно- ирск, 1996. 7.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.

В классической монографии содержится глубокий комплексный анализ проблем дефектологии. Методы и приемы разделов специальной педагогики: тифлопедагогики, сурдопедагогики, олигофренопедагогики. Приемы коррекции дефектов, социальной адаптации больных детей.

  • посмотреть текст работы "Л. С. Выготский. Основы дефектологии"
  • скачать работу "Л. С. Выготский. Основы дефектологии" (монография)

Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста. Контингент учащихся вспомогательной школы. Основные принципы и методы дефектологии. Принципы организации комплектования учреждений для аномальных детей. Классификация речевых нарушений.

учебное пособие, добавлен 22.07.2017

Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии. Проведение исследования особенностей аномального развития. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста. Воспитательные занятия для ребят с сенсорными и речевыми нарушениями.

учебное пособие, добавлен 06.11.2016

Изучение психо-физиологических особенностей развития аномальных детей, закономерностей их воспитания и обучения. Анализ объективных закономерностей развития аномальных детей. Система и методы обучения аномального ребенка. Основные задачи дефектологии.

лекция, добавлен 03.06.2014

Теоретические положения Л.С. Выготского как основа олигофренопедагогики. Классификация умственной отсталости. Система коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Организация учебно-воспитательного процесса в условиях специальной школы.

краткое изложение, добавлен 20.06.2014

Дефектология как отрасль педагогической науки. Приоритетные направления коррекционно-воспитательной работы. Рассмотрение основных задач дефектологии. Особенности развития аномальных детей, закономерности их обучения. Принципы и методы дефектологии.

реферат, добавлен 28.12.2016

Эволюция отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. Научные основы дефектологии. Социализация - процесс вхождения индивида в социальную среду. Социальные факторы, препятствующие социализации человека с ограниченными возможностями.

контрольная работа, добавлен 06.12.2016

Этапы развития коррекционной педагогики. Коррекция в дефектологии как система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Психомоторное развитие ребенка - сложный диалектический процесс.

контрольная работа, добавлен 07.09.2015

Клинические, психолого-педагогические аспекты изучения социально-трудовой адаптации умственно отсталых детей в ретроспективном плане. Рассмотрение современных проблем социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности.

статья, добавлен 04.04.2019

Понятие дефектологии, ее предмет. Задачи курса коррекционной педагогики, история ее развития в Западной Европе. Обучение детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях. Деятельность, состав психолого-медико-педагогического консилиума.

контрольная работа, добавлен 07.10.2015

Определение дефектологии, основные её задачи. Основные подразделы науки: логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, сурдотифлопедагогика, амблиология, олигофренопедагогика, их описание. Биография русского невропатолога, психолога, педагога – Г. Трошина.

контрольная работа, добавлен 27.10.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.