Социальная жизнь общества шпоры

  • Студенческие новости
  • Новости ЕГЭ
  • О шпаргалках и экзаменах
  • О профессиях
  • Обучение за рубежом
  • Видеокалейдоскоп

    Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в них
    Правила поступления во французский вуз
    Обучение филологии заграницей
    Выбор страны для овладения высшим образованием
    Испанские общежития для студентов

31. Социальная структура общества

Примитивные формы производства и организации труда - это формы кровной родственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения.

Социально-единое общество постепенно перерастало в социально-дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально-дифференцированное общество входят:

1) народности, нации;

3) социальные группы - городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда;

4) первичные коллективы людей (например, трудовые);

Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральное место в социально-дифференцированном обществе занимают Классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы – это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.

Наряду с теорией классов существует Теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т. д.

Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается Нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов Социальной интеграции (цельность) и Социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.

По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Задачи социальной философии – осмыслить сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем, выяснить значение общества в жизни человека, цели и перспективы общественного развития.

Общество в широком, собственно философском понимании – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленной на воспроизводство и поддержание их жизни.

В истории философской мысли сложилось несколько основных подходов к пониманию общества.

1)Натуралистический подход рассматривает общество как естественное продолжение природного бытия, как этап природной эволюции. С этих позиций человеческая история, тип общественного устройства и судьбы народов объясняются либо природно-климатическими особенностями (Ш.Монтескье, Л.Мечников), либо эволюцией генофонда (представители социобиологии Э.Уилсон и др.), либо ритмами космических излучений и солнечной активности (русские космисты, напр. А.Чижевский, Л.Гумилев).

Общественному бытию присущи объективные законы развития. Маркс в своем учении об обществе раскрыл содержание и действие основных из них:

-закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

-закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;

-закон классовой борьбы.

В философии марксизма получил развитие взгляд на общество как материальную систему высшей степени сложности.

Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности.

Экономическая, или материально-производственная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству, распределению и потреблению материальных благ, обеспечивающая эту деятельность материальная база, а также взаимоотношения людей и социальных групп в процессе материальной деятельности.

Материальное производство характеризуется определенным способом производства, который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это применяемые в производстве орудия и предметы труды, но главной производительной силой является сам человек как носитель знаний, умений, навыков, производственного опыта. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства, а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. Производительные силы и производственные отношения находятся между собой в диалектической взаимосвязи, которая нашла выражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (Маркс).

Главным источником развития экономической сферы являются экономические потребности людей. Производство направлено на удовлетворение потребностей, но и, в свою очередь, воздействует на формирование потребностей (*современная бытовая техника, средства связи и т.д.), чем создает условия для своего устойчивого развития. В этом проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления.

С точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества:

-в этой сфере создаются и воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие человеческой истории и самой способности творить историю (т.е. прежде чем мыслить, заниматься наукой, политикой, философией, религией человеку надо есть, пить, иметь одежду, жилище и т.д.);

-способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие социальных групп и слоев общества;

-материальная сфера во многом обусловливает развитие политической жизни (в ней доминируют экономически господствующие классы, которые определяют деятельность государственного аппарата, деятельность многих политических партий и т.д.);

-в процессе материального производства создаются условия для развития духовной жизни общества.

Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами, социальными группами и социальными общностями. Социальная сфера имеет в своем основании многообразные виды и формы совместной деятельности людей, образующих через свои связи и отношения социальные общности. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества, социальных общностей и групп, отношения общества и личности, здесь создаются и совершенствуются условия труда, быта и досуга.

Уровень развития социальной сферы – необходимая предпосылка и объективный результат функционирования всех сфер жизни общества.

Социальная сфера имеет сложную и динамическую структуру. Основные элементы социальной структуры:

-индивиды, занимающие в обществе определенные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие этим статусам социальные роли;

-социальные общности – объединения индивидов на основе общих статусных признаков;

-социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Социальные институты. Их главная функция – упорядочивание жизнедеятельности людей, поэтому многообразие социальных институтов – это признак зрелости и устойчивости общества. Основные виды социальных институтов:

-социально-экономические (*институт производства, финансов и др.),

-политические (*государство, партии),

-социокультурные (*семья, институт образования, науки, здравоохранения и др.).

Основные виды социальных общностей:

-социально-демографические – складываются на основе половых и возрастных признаков (*молодежь, мужчины и женщины);

-социально-территориальные (*горожане, жители села, северяне);

-социально-профессиональные, сложившиеся в результате общественного разделения труда;

-социально-этнические, которые складываются на основе общности исторической судьбы людей, их культуры, традиций и психологических особенностей (*племена – народности – нации);

-социально-классовые, формирующиеся по признаку отношения к частной собственности (*феодалы – зависимые крестьяне).

Некоторые из социальных общностей складываются и существуют объективно (*классы), другие создаются сознательно (*политические партии).

Основные концепции социальной структуры:

1)марксистская социально-классовая структура общества, в которой деление общества на классы рассматривается как результат общественного разделения труда и формирование отношений частной собственности. Главным признаком класса считается отношение к средствам производства, а основой социального развития – классовая борьба;

Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.

Структуру политической сферы составляют:

-политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации);

-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);

-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).

Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как

-форма правления (монархия, республика);

-форма государственного устройства (унитарное, федеративное);

-политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).

Государство выполняет множество функций.

-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,

-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),

-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.

Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.

Экологическая сфера общества сформировалась во 2-й половине ХХ в. в связи с обострением экологических проблем, которые связаны с возрастающим воздействием общества на природную среду и обратным негативным влиянием измененной человеком природной среды на условия и образ жизни людей.

Экологическая сфера – подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Основная функция экологической сферы – в объединении людей и социальных общностей с целью сохранения и воспроизводства природной среды – необходимого условия существования и прогресса общества.

Духовная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных представлений и идей, научных теорий, а также настроений, эмоций.

Основным структурным элементом духовной сферы является духовное производство – это производство идей и взглядов, представлений и мнений. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей (потребность в нравственном совершенствовании, в познании окружающего мира, в удовлетворении чувства прекрасного и др.). Духовные потребности удовлетворяются через духовное потребление, особенностью которого является то, что духовные ценности не исчезают в процессе потребления, а преобразуются в богатство духовного мира человека.

Совокупным результатом духовного производства выступает общественное сознание.

а) Понятие социальной структуры общества

Человеческое общество неоднородно. Даже в первобытном обществе существовали различные племена, роды, которые говорили на разных языках, придерживались различных обычаев и правил. С возникновением государств появляются новые социальные общности — сословия, касты, классы, складываются народности. С развитием капиталистических отношений возникают нации. Кроме того, существуют семьи, различные коллективы. Население сегодня включает в себя различные по характеру и размеру социальные элементы. Совокупность этих элементов, их связь и отношения составляют социальную структуру данного общества.

б) Классовая структура общества

Значение разных социальных групп в жизни общества неодинаково. Ведущими являются наиболее многочисленные классы, нации.

Необходимо было объяснить причину этого деления.

А. Смит и Д. Рикардо объясняли деление общества на классы экономическими причинами. Они различали три класса в зависимости от способа получения дохода. Класс землевладельцев получает ренту, капиталисты — прибыль с капитала, рабочие — заработанную плату.

Некоторые исследователи считали, что причина деления на классы в разных умственных способностях людей. Одаренные и образованные господствуют, а необразованные, неспособные, малоактивные — это угнетенные.

Другие считали, что классы — это результат насилия одних людей над другими. Например, господство ариев в Индии, захват рабов в ходе войн в древности и т.д.

Марксизм в основу деления общества на классы положил разделение труда. Поэтому марксизм считает, что вместе с ликвидацией разделения труда исчезнут и классы. Отсюда и лозунг о стирании различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней, как условии перехода к бесклассовому обществу.

Главным признаком класса Ленин считал отношение к средствам производства. Именно собственность на средства производства делает конкретную социальную группу людей господствующим классом.

Согласно марксизму, история есть борьба классов. Маркс писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

1) Что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства.

2) Что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата.

История показала утопичность диктатуры пролетариата. Но она подтвердила и то, что рабочий класс может совершить революцию, но ее результатом воспользуется номенклатура. О чем и предупреждал Маркса русский революционер-анархист Михаил Бакунин.

в) Теория социальной стратификации

г) Национальный вопрос и пути его решения

Кроме классов, в обществе существуют другие социальные группы. В ходе исторического развития в результате дифференциации и консолидации возникли такие исторические общности, как племена, народности, нации.

Племена типичны для первобытнообщинного строя, народности — для рабовладельческого и феодального, нации — для капиталистического. Племя складывается на основе кровнородственных связей, народность — территориальных, нация — экономических. Провести грань между племенем и народностью трудно, так как формирование территориальных связей сопровождается целым рядом изменений родового строя. Становление нации неотделимо от создания общенационального рынка. Общественной потребности в экономической интеграции соответствуют процессы национальной консолидации.

В настоящее время разные нации сосуществуют либо в унитарном, либо в федеративном государствах. В федеративных государствах наблюдается тенденция к распаду. Например, распались Югославия, Чехословакия, СССР. Остро стоит эта проблема и для России. Можно ли найти решение национального вопроса? История показывает, что это самый сложный вопрос. Единственный путь его решения — это признание равноправия наций и уважение прав отдельного человека. Первое без второго невозможно. Где этого не понимают, там льется кровь.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

экзамен (3).docx

36. Типы обществ.

Существует множество критериев, положенных в основу классификации обществ:

  • по господствующей в них религии;
  • по языку;
  • по способу производства.

Братья Ленски предложили в 1970 году свою классификацию общества: в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию.

    • Общества, живущие охотой и собирательством (бушмеры Юго-Западной Африки, аборигены центральной Австралии). Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе обычно стоит старейшина или вождь.
    • Огороднические общества (появились 4 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке, в наше время сохранились в Африке и на юге Сахары). В этих обществах не производят прибавочного продукта: люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политическая структура имеет от двух до четырех социальных слоев. Индивиды ведут кочевой образ жизни, используют самые примитивные орудия труда. Система родственных связей является основой социальной структуры, но здесь она усложняется; иногда общество состоит из нескольких кланов.
  • Аграрные общества (возникли в Древнем Египте). Для них характерно усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. В связи с появлением прибавочного сельскохозяйственного продукта сложились благоприятные условия для возникновения городов, развития ремесел. В обществе аграрного типа появилась письменность, первые денежные системы, расширилась торговля, возникло государство, которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию. Политическая организация в этих обществах имеет более сложную форму: система родственных связей перестает быть основной.
  • Промышленные общества (возникли в конце 18 в.). Промышленное производство связано с применением научных знаний. Возникают большие города. Складывается высокоразвитая система государственного управления, бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Дальнейшему ослаблению роли семьи способствует индустриализация.

37. Постиндустриальное общество.

В современной литературе, очень часто встречается понятие постиндустриальное общество. Впервые это понятие было предложено Д.Беллом в 1962г. Он говорил о том, что в обществах модерна теоретическое знание становится “осевым принципом” общества и является источником инновации и формирования политики. В 1973г. Дэниель Белл отметил появление постиндустриального общества.

Согласно Беллу постиндустриальное общество имеет новый тип экономики и включает в себя следующие характеристики:

  • широкие торговые отношения между странами;
  • большой излишек товаров;
  • сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих;
  • широкое разнообразие и количество товаров доступных среднему человеку;
  • “информационный взрыв”;
  • “глобальная деревня” (т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации).

38. Гражданское общество и государство.

В 18 веке Фергюсон определял “гражданское общество” как состояние цивилизованности и как последствие процесса цивилизации. Понятие “гражданское общество” в социологии появилось, благодаря работам Гегеля и Маркса.

В современной социологии это понятие используют в двух смыслах: социологическом и идеологическом.

В первом социологическом – гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений.

Если из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом.

Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству.

Во-втором идеологическом понятии “гражданское общество”, это то, куда устремлены прогрессивно мыслящие люди. Это идеал или лозунг, который олицетворяет собой общество свободных, суверенных личностей, имеющих гражданские и политические права, участвующих в управлении государством. В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей (только 5 – 6 тыс. лет назад возникло государство). Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом – идеалом только в одном случае, когда устанавливается правовое государство. Исходя из признаков общества (по Э. Шилзу), государство является лишь одним из признаков общества (система управления). Оно главный институт политической системы. Основными атрибутами государства являются: население, территория, публичная власть. Исторически общество первично, а государство вторично.

39. Социальная структура общества и ее основные элементы.

Социальная структура общества – это совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.

В основе развития социальной структуры общества лежат:

  • общественное разделение труда – обуславливает разделение общества на социальные группы (классы, профессиональные группы, люди города и деревни, представители умственного и физического труда);
  • отношение к собственности на средства производства – экономически закрепляет складывающуюся структуру общества.

Основные элементы структуры общества:

  • классы, занимающие различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта;
  • люди города и деревни;
  • представители умственного и физического труда;
  • сословия;
  • социально – демографические группы;
  • национальные общности.

Эти группы неоднородны по составу, делятся на отдельные слои, имеющие свои собственные интересы.

40. Типы социальных структур.

В зависимости от уровня развития разделения труда и социально - экономических отношений, исторически складывались различные типы социальных структур:

-структура рабовладельческого общества (ее составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, свободные крестьяне, философы, жрецы);

-структура феодального общества (основные классы: феодалы и крепостные крестьяне, а также сословия и различные группы интеллигенции);

-структура капиталистического общества (это взаимодействие различных групп буржуазии и рабочих, кроме того, классы земельных собственников и крестьян, а также интеллигенция);

-структура социалистического общества (основные элементы рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, в некоторых странах (Польша, Китай) – частные предприниматели).

52. Социальная группа. Классификация социальных групп.

Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.

Основные черты социальной группы это:

  • взаимодействие;
  • принадлежность;
  • единство.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать.

  • Условные и реальные.
  • Условные (номинальные) группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе название - социальные категории.

Социальные категории – искусственно сконструированные группы населения, необходимые для анализа в хозяйственной практике.

  • Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:
  • пол – мужчины и женщины;
  • доход – богатые, бедные, зажиточные;
  • национальность – русские, англичане, турки;
  • возраст – дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
  • родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовы;
  • профессия (род занятий) – водители, учителя, военнослужащие;
  • место жительства – горожане, сельчане;

Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых.

  • Первичные и вторичные.
  • Первичные группы – это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”.
  • Вторичные группы – это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями.
  • Формальные и неформальные.

В основу такого деления кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками.

  • Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо

индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены.

  • Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно.
  • Гетерогенные и гомогенные.
  • Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту;
  • Гомогенные (однородные) – это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте.
  • Референтные.

Группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и в которую она стремится попасть, называется – референтной (эталонной).

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными;

  • Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;
  • Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
  • Территориальные – выходцы из одной местности (земляки).

53. Функции социальных групп.

Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях

54. Социология малых групп.

Дж. Хоманс дал такое определение малой группе – это определенное число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников.

Отличительными признаками малой группы являются:

  • ограниченное число членов;
  • стабильный состав;
  • информационная насыщенность общения;
  • чувство принадлежности к группе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.