Система уголовно-исполнительного законодательства шпора

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Уголовно-исполнительное законодательство кроме законов, принятых на уровне Российской Федерации и относящихся к вопросам исполнения уголовных наказаний, включает иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы, положения, инструкции, наставления, приказы и другие предписания, издаваемые совместно рядом министерств и ведомств либо отдельными из них. По своему объему это наиболее многочисленная нормативная правовая база, насчитывающая несколько тысяч актов.

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов, а также нормативно-правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное законодательство должно быть:

1) подчинено международному праву (ст. 3 УИК);

2) многоступенчатым, включая в себя не только законы, но и подзаконные нормативные акты;

3) в соответствии с Конституцией исключительно федеральным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

§ 1. Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства Охранительные и предупредительные задачи уголовное законодательство способно выполнить лишь при строгом соблюдении правовых принципов. Уголовно-правовые принципы — это основополагающие исходные

Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России 1.1. Предмет и метод уголовно-исполнительного праваКак и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет свой специфический, присущий только ей предмет регулирования , то есть

2. Деятельность уголовно-исполнительного права Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели,

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)

17. Формы уголовно-исполнительного законодательства К формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные

18. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных . Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны

19. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

Формы уголовно-исполнительного законодательства К формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных. Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных

Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Впервые в истории российского законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний принципы уголовно-исполнительного права нашли отражение в законодательстве – ст. 8 УИК РФ. Законодательство основывается на принципах

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.Источниками права являются официальные документы (нормативные

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

3. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

5. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

6. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

7. НОРМЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

8. СИСТЕМА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

9. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

10. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ

11. МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ

12. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

13. ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ

14. ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ

15. ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ЛИЧНУЮ БEЗОПАСНОСТЬ

16. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

17. ОБРАЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ

18. СИСТЕМА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

19. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИТРАИЕЙ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ

20. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ

21. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИИ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА

22. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

23. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ШТРАФА

24. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

25. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

26. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

27. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

28. ПОРЯДОК ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА

29. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА

30. УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

31. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ ВО ВРЕМЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

32. РЕЖИМ И УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

33. ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ

34. РАЗДЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

35. ПРИЕМ И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

36. ОСТАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ ИЛИ ТЮРЬМЕ

37. ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

38. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

39. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ

40. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

41. РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

42. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ОСНОВАНИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

43. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

44. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИИ ОТБЫВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ВО ВРЕМЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

45. УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

46. МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

47. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

48. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

49. УСЛОВИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

50. ОПЛАТА ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

51. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

52. САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

53. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

54. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ОСУЖДЕННЫМ

55. МЕРЫ ВЗЫСКАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ОСУЖДЕННЫМ

56. ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

57. ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

58. ЗАПРЕТЫ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

59. РАСПОРЯДОК ДНЯ И ПРОВЕРКИ НАЛИЧИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

60. УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ШТРАФНОМ ИЗОЛЯТОРЕ, ПОМЕЩЕНИИ КАМЕРНОГО ТИПА

61. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ОБЩЕГО РЕЖИМА

62. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ СТРОГОГО РЕЖИМА

63. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ОСОБОГО РЕЖИМА

64. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ОСОБОГО РЕЖИМА ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

65. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ

66. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ТЮРЬМАХ

67. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

68. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

69. ОСТАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ И ПЕРЕХОД В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ ПОСЛЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИМИ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ

70. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

71. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

72. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СОДЕРЖАНИЯ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

73. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ

74. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ПРИ ОТМЕНЕ ПРИГОВОРА СУДА С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

75. УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

76. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С ЗАМЕНОЙ НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ ГУМАННЫМ

77. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ПО АКТУ АМНИСТИИ ИЛИ ПОМИЛОВАНИЯ

78. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО БОЛЕЗНИ ИЛИ ИНВАЛИДНОСТИ

79. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО ИНЫМ ОСНОВАНИЯМ

80. ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫМ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

81. СОДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ В ТРУДОВОМ И БЫТОВОМ УСТРОЙСТВЕ ОСВОБОЖДАЕМЫХ ОСУЖДЕННЫХ

82. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ОСВОБОЖДАЕМЫМ ОСУЖДЕННЫМ

83. ПРАВА ОСВОБОЖДАЕМЫХ ОСУЖДЕННЫХ НА ТРУДОВОЕ И БЫТОВОЕ УСТРОЙСТВО И ДРУГИЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

84. КОНТРОЛЬ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

85. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

86. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К СМЕРТНОЙ КАЗНИ

87. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

88. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В США

89. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ


Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают:

• установление общих положений и принципов исполнения наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера;

• порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

• применение средств исправления осужденных:

• организацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно


Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.


Книга позволит быстро получить основные знания по предмету повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.



Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.


Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.



Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.


Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.


Подробно описываются способы приобретения недвижимости на вторичном рынке жилья и этапы прохождения сделки купли-продажи.

Рассматриваются изменения в жилищном законодательстве РФ и новые механизмы защиты прав потребителей при покупке квартир в новостройках.

Читатель найдет квалифицированные ответы на актуальные вопросы: как добиться проведения ремонта в муниципальных домах; могут ли собственники помещений в многоквартирных домах повлиять на качество предоставляемых коммунальных услуг; в каких случаях можно не платить за коммунальные услуги; как вселиться в квартиру по решению суда и др.

Для широкого круга читателей, заинтересованных в быстром и правильном решении своих жилищных проблем.


Практическое пособие в простой и доступной форме предлагает читателям узнать свои права потребителя в заведениях общественного питания (кафе, ресторанах, столовых и т. п.) и при приобретении продовольственных товаров в магазинах. Из книги Вы узнаете как правильно себя вести в случае приобретения некачественного товара и отстоять свои права в кафе или ресторане с наименьшими затратами нервов и времени, как защитить свои интересы, в том числе и в суде, без помощи юриста.

Автор рассматривает права покупателей продуктов питания, права посетителей в заведениях общественного питания разной категории, а также предлагает возможные пути разрешения конфликтных ситуаций. Кроме того, предлагаются примерные формы документов, которые будут необходимы при защите Ваших прав как потребителя.


В лекции рассматриваются два аспекта применения гипноза в уголовно-правовой сфере: возможность использования гипнотического воздействия для совершения преступлений; применение гипноза в целях раскрытия и расследования правонарушений. Дан исторический анализ исследуемой темы, приведены примеры следственной и судебной практики ряда стран. Подчеркивается, что использование в отечественной юриспруденции состояний измененного сознания человека (гипноз, наркоанализ) - противоречит действующему российскому законодательству.


Зрелов Александр Павлович

Налоговый юрист; кандидат юридических наук.

Член рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате РФ.

Главный редактор и председатель редакционного совета журнала "Налоги и налогообложение".

Заместитель руководителя Службы качества по внутреннему аудиту СМК Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.


Введение в действие с 1 марта 2005г. Жилищного кодекса РФ стало новой вехой на пути к укреплению прав собственников. Однако разобраться во многих вопросах и отстоять свои интересы в суде без совета опытного специалиста непросто, тем более что практика применения Жилищного кодекса РФ еще невелика.

Теперь все жильцы разделены на две группы: собственники и наниматели жилья. Как в связи с этим будут рассматриваться жилищные иски в суде? Какие вопросы возникают при разрешении жилищных дел в гражданском судопроизводстве? Как отстоять свои права в суде?

Предлагаемое издание посвящено проблемам практического применения нового жилищного законодательства. Комментарии, представленные в доступной форме опытным адвокатом, помогут избежать множества юридических проблем при разрешении жилищных споров. В книге читатель найдет ответы на наиболее актуальные вопросы, возникающие при рассмотрении конфликтных ситуаций в суде.

Издание рассчитано на широкий круг читателей.

Предметом уголовно-исполнительного права называют отношения, возникающие при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания, при применении к осужденным мер исправительно-трудового воздействия, которые присущи соответствующим видам наказания; отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими приговоры к различным видам наказаний, и осужденными; отношения, возникающие в связи с участием общественности и трудовых коллективов в исправлении осужденных; отношения, возникающие между администрацией предприятий, учреждений и организаций и осужденными, которые на них работают, по поводу исполнения наказания; отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими наказания, и отдельными гражданами по поводу исполнения отдельных видов наказаний.

Задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации

Самостоятельная отрасль права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования — императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования — диспозитивного, поощрения и т.д.

Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право.


  1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью.

Политика в сфере борьбы с преступностью направляет деятельность государства, органов представительной власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушении, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика государства в указанной сфере многоплановая ее можно условно разделить на политику в сфере профилактики преступности и уголовную политику в сфере исполнения наказания.

Уголовно-правовая политика определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, криминализацию и декриминализацию деяний, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Политика в области исполнения наказания имеет более узкое значение: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются Президент России и Федеральное Собрание республики.


  1. Принципы уголовно-исполнительной политики.

Принцип законности.

а) порядок и условия исполнения уголовных наказаний опре­делялись только законом;

б) осужденные, в отношении которых исполняется уголовное наказание, несли обязанности и пользовались правами, уста­новленными законом;

в) основанием исполнения наказания в отношении осужден­ных являлись вступивший в действие приговор суда, либо по­становление или определение, отменяющее приговор и вступившее в законную силу;

г) деятельность учреждений и органов, должностных лиц и иных субъектов, участвующих в исполнении наказаний, основывалась на обязательном соблюдении законов.

Принцип гуманизма.

Требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жесто­кого или унижающего человеческое достоинство обращения. Кроме того, осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Принцип демократизма. Прежде всего он реализуется в том, что деятельность органов и учреждений, ис­полняющих наказания, осуществляется на началах широкой гласности и взаимодействия с различными органами и организациями.

Принцип равенства осужденных перед законом. Данный принцип выражается в том, что все осужденные, независимо от социального, должностного, имущественного положения, рода и характера занятий, их расовой и национальной принадлежно­сти, образования, языка, религии и других обстоятельств равны перед законом.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения нака­зания - предполагается рациональное применение мер принуж­дения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.

Б)Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федера­ции.

В) Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

Г)Ведомственные нормативные акты. Так, основным нормативным актом, ре­гулирующим порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы, являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, принимаемые МВД Российской Федерации.

Д) Уголовно-исполнительное законодательство и международно-правовые акты. Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершенно­летних (Пекинские правила); Правила по защите не­совершеннолетних, лишенных свободы.


  1. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Под нормой уголовно-исполнительного права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных орга­нов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужден­ных и отдельных граждан). В ней устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникаю­щие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужден­ным исправительного воздействия.

Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные поня­тия (дефиниции).

В уголовно-исполнительном праве специальные нормы выступают в виде норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам относит­ся, в частности, ст. 1УИК, определяющая цели и задачи этой отрасли законо­дательства. В нормах-дефинициях раскрыва­ются определенные понятия.

В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при возникновении общественных отношений в связи с исполнением нака­зания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет право­вого регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.


  1. Уголовно-исполнительные правоотношения. Их структура.

Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора в законную силу и продолжаются вплоть до отбытия осужденным наказания.

Первый вид правоотношений возникает при исполнении и отбыва­нии уголовного наказания, а второй - при применении исправительного воздействия.

В процессе исполнения (отбывания) наказания уголовно-исполнительные правоотношения, не меняя своей юридической природы, могут изме­нять свое содержание. Это имеет место, в частности, при замене одного ви­да наказания другим, а в связи с осуждением к лишению свободы — при изменении вида исправительного учреждения. Структуру уголовно-исполнительных правоотноше­ний образуют следующие элементы: субъекты и иные участники правоотношений; содержание правоотношений; объекты право­отношений; юридические факты.

К числу субъектов уголовно-исполнительных отношений прежде всего от­носятся учреждения и органы, исполняющие нака­зания. На каждое учреждение или орган возложено исполнение определенно­го вида наказания: на суд - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина; на уголовно-исполнительную инспекцию -обязательные работы и исправительные работы; на учреждения уголовно-исполнительной системы - ограничение свободы, арест, лишение свободы и смертная казнь; на дисциплинарную воинскую часть - содержа­ние в дисциплинарной воинской части; на командование гарнизонов - арест; на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формиро­ваний - ограничение по воинской службе; прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов админи­страцией учреждений и органов, исполняющих наказание.

Под содержанием уголовно-исполнительных правоотношений понимает­ся фактическое поведение субъектов и участников, а также совокупность их прав и обязанностей.

Объект уголовно-исполнительных правоотношений составляют явления, и предметы, то есть реально существующие обстоятельства, по поводу кото­рых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть оп­ределенные законные интересы его субъектов или участников.

Юридические факты представляют собой действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. В качестве генерального юридического факта выступают такие дей­ствия или события, как вступление в силу приговора суда и обращение его к исполнению.

Система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам приобрели более суровый характер, значительная часть приме­нявшихся ранее штрафов была вытеснена смертной казнью, телесными на­казаниями, лишением свободы.

Новым этапом в формировании предписаний о наказаниях и их испол­нении было Соборное Уложение, которое пошло по пути наращи­вания устрашающего характера наказания, ярко выраженной мести пре­ступнику. Ведущими видами наказания стали смертная казнь, телесные (в том числе членовредительские) меры, тюремное заключение, ссылка.

Важным источником предписаний о системе наказаний и их исполне­нии стал Артикул воинский - произведенная Петром I систематиза­ция уголовно-правовых норм. Артикул предусматривал усиление суровос­ти наказаний и их исполнения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения, появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих на­казаний.

Существенный вклад в идеологию создания пенитенциарного права внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных.

В 30-х годах набирает силу тенденция к росту строгости наказаний и от­ступлению от судебного порядка их применения.

В начале 50-х годов начинается отход от жесткой диктатуры власти и восстановление демократических начал исправительно-трудовой политики.

В 80-х образовались две отрасли законодатель­ства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.

Режим в исправительных учреждениях — установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности по поводу исполнения и отбывания наказания. Т.о. в сферу воздействия режима включены осужденные, администрация ИУ, администрация организации, где работаю осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями, должностные лица государственных учреждений, помещающие эти учреждения и участвующие в УИ процессе, граждане, находящиеся на объектах ИУ и территориях, прилегающих к ним. Важна территориальная сфера действия режимных правил: их действие распространяется на прилегающие к ИУ территории, на которых установлены режимные требования — на этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы. При проживании осужденных за пределами ИУ на них также распространяется ряд режимных требований. Выполняет функции карательную, воспитательную, обеспечивающую, предупредительную.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени исправления, применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно. Воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Основные формы и методы воспитательной работы — нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее исправлению.

Общественно полезный труд — каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, исходя из наличия рабочих мест). Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных ГУП УИС и др. Осужденные мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, инвалиды 1 и 2 группы, привлекаются по желанию.

Получение общего образования — в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы до 30 лет, общего образования (старше 30, инвалиды 1 и 2 группы — по желанию). Получение образования поощряется и учитывается при определении степени исправления. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются (им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания).

Дифференциация исполнения наказания и процесса исправительного воздействия предполагает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера совершенных ими преступлений и степени общественной опасности, прошлой преступной деятельности следует применять различный объем карательного воздействия, правоограничений, а воспитательная работа с ними должна строиться с учетом типологических особенностей их личности, возраста, пола и иных психолого-педагогических особенностей. Нормы уголовного и уголовно-исполнительного права создают для этого необходимые предпосылки. Прежде всего это относится к осужденным к лишению свободы. Они разделяются на относительно однородные категории (ст. 80 УИК РФ), а отбывание ими наказания организуется в исправительных учреждениях различного вида (ст. 74 УИК РФ), что дает возможность применять к ним различный объем правоограничений. Таким образом, методом дифференциации исполнения наказания является классификация осужденных на различные категории.

Хота исполнение наказания и применение исправительного воздействия представляют собой единый карательно-воспитательный процесс, вместе с тем дифференциация кары, отличается от применения таких средств исправления, как труд, воспитательная работа, общее и профессиональное обучение осужденных.

Дифференциация исполнения наказания ограничивается существующими видами исправительных учреждений, а в их пределах - видами колоний. Она зависит также не только от степени изоляции осужденных от общества,

Если дифференциация исполнения наказания в основном ограничивается рамками определенного вида исправительного учреждения, то дифференциация исправительного воздействия осуществляется в пределах конкретного исправительного учреждения и основывается на учете типологических особенностей различных категорий осужденных с точки зрения возраста, пола и других признаков, а также степени социально-нравственной запущенности или, напротив, степени исправления.

По степени социально-нравственной запущенности .осужденные подразделяются на нарушителей и злостных нарушителей режима (ч. 1 ст. 115, 116 УИК РФ). По степени исправления они разделяются на положительно характеризующихся (ч. 3 ст. 83) и не нуждающихся для своего исправления в полном отбывании назначенного наказания (ч. 1 ст. 79 УК РФ).

Дифференциация исправительного воздействия в отношении различных категорий осужденных может осуществляться в пределах вида исправительного учреждения как без изоляции, так и путем изоляции. Например, за злостные нарушения режима осужденные могут переводиться в помещения камерного типа, где они содержатся изолированно от других осужденных, отбывающих наказание в данной колонии.

Дифференциация исправительного воздействия на осужденных осуществляется с учетом типологических особенностей различных их категорий:

в зависимости от пола (мужчины и женщины), возраста (несовершеннолетние или взрослые), состояния здоровья (инвалиды, осужденные, к которым применяются принудительные меры медицинского характера), прошлой преступной деятельности. Все эти категории осужденных выделены уголовно-исполнительным законодательством (ст. 18, 80 УИК РФ). Однако дифференцированное применение исправительного воздействия может строиться с учетом иных типологических признаков осужденных, например возраста осужденных.

Необходимо подчеркнуть, что такого рода дифференциация осуществляется только при исполнении лишения свободы.

Индивидуализация исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия является логическим продолжением дифференциации. Ее основные положения сформулированы в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, согласно которой средства исправления осужденных должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.