Реформирование собственности в республике беларусь шпора

Национализация это – отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.

Национализация затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.

Целью национализации является обеспечение потребности страны в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции.

Объектом национализации может выступать производственно-технологическое и вспомогательное оборудование, предназначенное для выпуска стратегической продукции и неотъемлемо связанные с ним права на объекты недвижимости, в объеме, необходимом для обеспечения выпуска стратегической продукции (производственно-технологический комплекс).

Основной принцип национализации состоит в невозможности удовлетворения потребности страны в стратегической продукции в необходимые сроки без проведения национализации.

Национализация может быть осуществлена одним из следующих способов:

– путем приобретения стратегической продукции на открытом рынке;

– за счет организации нового производства по выпуску стратегической продукции;

– за счет мобилизационных заданий, за счет запасов материальных ценностей государственного материального резерва (в том числе мобилизационного резерва).

Между тем, обязательно выплата возмещения собственнику рыночной стоимости имущества и убытков, вызванных национализацией.

Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственности. Разгосударствление и приватизация – не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности.

В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию негосударственного сектора с многообразными типами хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождении их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. к передаче в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной и огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.

Таким образом, приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.

С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации может послужить "теневой" и зарубежный капитал. Но это скорее всего допущением так и останется. Некоторые экономисты считают, что "теневая" экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные с точки зрения предпринимательства законы, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из виду, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, "подпольный" бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы для того, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду; превращение государственных предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосударствление и приватизация могут производиться и в других, не противоречащих действующему законодательству формах. В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

Для выкупа государственной собственности могут быть использованы следующие финансовые средства: личные сбережения граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юридических лиц; остатки фондов экономического стимулирования; часть прибыли, остающаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные инвестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д.

Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 (ред. от 26.06.2009) "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь".

В условиях командно-административной экономики все предприятия находились в государственной собственности и управлялись из единого центра, что требовало разветвленного командно-административного аппарата. В этих условиях декларировавшаяся в уставах предприятия хозяйственная самостоятельность носила исключительно формальный характер, что подавляло их инициативу и стремление к инновациям. В итоге экономическая система оказалась неспособной адаптироваться к динамичным условиям внешней среды, что обусловило объективные причины необходимости реформирования (санации) национальной экономики. Кроме того, функционирование командно-контрольного бюрократического аппарата связано с огромными (бюрократическими) издержками, значительно снижающими экономическую эффективность экономической системы. В связи с этим в конце столетия перед страной возникла острая проблема необходимости разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности.

Под разгосударствлением понимается процесс децентрализации экономики, связанный с предоставлением реальной самостоятельности субъектам хозяйствования путем делегирования полномочий сверху вниз. Необходимо отметить, что разгосударствление может проходить и без изменения форм собственности.

Приватизация – это смена государственной собственности на частную (приватную). Приватизация должна быть рассмотрена как наиболее радикальный путь разгосударствления экономики. В процессе приватизации осуществляется передача государственного имущества в руки отдельных лиц, в их индивидуальное или коллективное владение. Основной целью проведения приватизации, осуществленной в то или иное время более чем в 80-ти странах мира, является привнесение духа конкуренции в деятельность предприятий, повышение их инициативы и инновационной активности и, как следствие, рост эффективности их функционирования. Общепризнанно, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства на основе права частной собственности более эффективна, чем на основе административных директив и ограничений.

Основные цели приватизации:

- развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности,

демократизация национальной экономики, усиление экономической

мотивации в деятельности людей и предприятий;

- сокращение вмешательства государства в экономические процессы,

предоставление хозяйственной самостоятельности субъектам

- повышение эффективности функционирования отдельных предприятий,

национальной экономики в целом и на этой основе рост уровня

В Республике Беларусь разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, исполнение которой возложено на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Ежегодно Советом Министров Республики Беларусь разрабатывается и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в коммунальной собственности, разрабатываются органами местных Советов депутатов.

Методы и способы осуществления приватизации в РБ

Эффективность приватизации во многом зависит от определения того, кто может участвовать в этом процессе (субъекты приватизации) и что может быть приватизировано (объекты приватизации).

Субъектами приватизации в Республике Беларусь могут быть:

граждане РБ;

- юридические лица РБ, основанные на негосударственных формах

собственности (у которых > 50% уставного капитала не принадлежит

- юридические лица РБ, созданные не менее 50% членов трудовых

коллективов приватизируемых предприятий;

- лица без гражданства.

К числу возможных объектов приватизации в Республике Беларусь

относятся:

- государственное и общественное жилье;

- предприятия, учреждения, организации, цехи, производства, участки,

иные подразделения госпредприятий, выделенные в самостоятельные

- оборудование, здания, сооружения;

- лицензии, патенты, доли государства в имуществе субъектов

В мировой практике приватизации государственной собственности

известны два ее основных метода - возмездный и безвозмездный (рис. 7).


Возмездный выкуп обеспечивает реальную смену собственников и утверждает законы рыночной экономики, позволяет пополнить бюджет, связывает свободные деньги (создает антиинфляционный эффект). Однако из-за отсутствия у населения денег может растянуться на десятилетия, либо обеспечить попадание собственности в руки криминальных структур.

С учетом достоинств и недостатков перечисленных методов приватизации процесс приватизации в Республике Беларусь осуществляется смешанным способом (рис. 8):

путем безвозмездной передачи каждому гражданину Республики Беларусь

путем продажи государственного имущества и акций приватизируемых предприятий всем субъектам приватизации.

Необходимо отметить, что приватизация не является самоцелью – ее главная цель заключается в повышении эффективности функционирования предприятий и национальной экономики путем формирования социально-ориентированного рыночного хозяйства. Поэтому ряд предприятий и отраслей должны быть исключены из списка объектов приватизации. К их числу относятся предприятия и объекты, определяющие обороноспособность и безопасность государства, являющиеся национальным и культурным достоянием, обеспечивающие минимум социальных услуг населению, естественные монополии, предприятия, производящие общественные блага и т.д.


19.Сущность рынка, условия его возникновения и развития.

Под рынком подразумевается площадь, определенный район, где отношения м/у покупателями и продавцами свободны, и цены быстро уравниваются.

С появлением денег возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена, совокупность покупателей и продавцов.

Рынок сегодня рассматривается как тип хоз. связей м/у субъектами хозяйства.

Сущ-ет 2 типа хоз-ых связей:

-натуральный – безвозмездные в соответствие с объемом и структурой потребности.

-товарные– осуществление посредством рынка. Его хар. чертами являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции.

Т.о. рынок – сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хоз. связей включая контакты с участником посредника.

К важнейшим функциям рынка относится:

-Функция саморегулирования производства предполагается согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения.

-Стимулирующая функция состоящая в побуждении производителя к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью.

- Регулирующая ф-я предполагающая обеспечение определенной пропорции при производстве и обмене м/у регионами и сферами национального хоз-ва.

-Ф-я экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной затрат.

-Эквивалентная ф-я рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общ. эталоном соизмеримы затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.

- Ф-я демократизации хоз. деятельности, состоящая в освобождении общ. производства от нежизнеспособных его элементов, что в последствии ведет к дифференциации товаропроизводителей. Основные типы рынка и их основные признаки.

Неразвитый рынок характеризует тем, что рыночные отношения носят случайный характер.

Свободный рынок характер-ся:

а) неограниченным числом участников рыночных отношений и свободная конкуренция м/у ними;

б) абсолютно свободный доступ любой хоз. деятельности;

в) абсолютная мобильность факторов производства;

г) абсолютная информированность о рынке;

д) абсолютная однородность одноименных товаров;

е) ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непоср. влияние на решение другого не-эк. методами;

Недостатки этого типа: Рынок приводит к дифференциации уровня жизни; Механизм своб. конкуренции не обесп. экономику нужным кол-вом денежной массы для развития производства; Рынок не в состоянии обесп. общество услугами в которых нуждается любой человек и от кот. никто не получает прибыль; Рынок не реализует научно-технические достижения для фундам-ых исследований НиТ, кот. .необх. для развития общ.. Регулируемый рынок подчиненный особому порядку, когда гос-во стремится смягчить удары рынка по интер. отд. членов общ., но не на столько чтобы свести на нет мотивацию к творческому неинициативному труду и риску хоз. деят.

Дата публикования: 2015-11-01 ; Прочитано: 8686 | Нарушение авторского права страницы

Ø Общая нераздельная(ранее: первобытно-общинная, семейная; позднее : коллективаная, государственная) Характерно:

§ Равенство всех совм. собственников по отношению к решающим факторам производства

§ Коллективное присвоение продуктов общего труда

§ Коллективное создание и забота совместных собственников об интересах других членов коллектива.

Ø Совместно – долевая(акц. общ-во, кооперативы, товарищества, совм. предп.)

§ Образуется путем объединения вкладов

§ Используется в общих целях и под единым руководством

§ Конечные результаты распределяются соответственно доле каждого.

§ Забота каждого о доходности и развитии предприятия

§ Органическое соединение частного и коллект. интересов

Ø Частная. 2 вида:

1. Присвоение на основе личного труда

2. На основе чужого труда путем отчуждения работника от продукта труда. Этот в свою очередь тоже 2мя способами:

2. Экономический( за деньги)

Реформирование собственности может осуществляться в форме национализации, приватизации, разгосударствления.

Разгосударствление – это совокупность мер по образованию государственной собственности, направленной на устранение чрезмерной роли государства в экономике. В результате с государства снимается большинство функций хозяйственного управления, передаются полномочия на уровень предприятия. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, которое заключается в передаче в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. В современных условиях в РБ ключевыми принципами в сфере реформирования собственности являются:

1) Расширения инструментария приватизации;

2) Дифференцированный подход предприятий в зависимости от их ликвидности;

3) Принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа, представление инвесторами долгосрочных планов развития предприятия;

4) Учёт мирового опыта проведения реформ;

5) Сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства и коллективов предприятия;

6) Организационная система государственного контроля на всех этапах преобразования.

В РБ методы и способы приватизации осуществляются путём разделения функций собственности и управления. Владелец контрольного пакета акций после завершения приватизации нанимает руководителя, который подотчётен собственнику. В РБ приватизация осуществляется более медленными темпами и в меньших масштабах по сравнению с западноевропейскими и некоторыми бывшими социальными сторонами, что объясняется умеренными темпами регулирования нашей экономики.

16. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда

Традиции характеризуются тем, что производство базируется на традициях и обычаях. В основе производства лежит ручная техника, преобладает аграрное производство, низкая производительность труда.

Команда характеризуется тем, что вопросы производства, распределения ресурсов и доходов решаются государством.

Рынок основан на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого предпринимателя. Индивидуальные решения координируются в условиях рыночной конкуренции.

Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов, быстрому экономическому росту, но приводит к дифференциации общества по доходам.

Исторически первым типом экономической организации производства было народное хозяйство.

Натуральное народное хоз-во - хозяйство, при котором люди производят продукты, для удовлетворения своих же потребностей. Признаки: замкнутость, ограниченность производства, медленные темпы развития.

Товарное хозяйство - хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь между потребителем и производителем производится посредством рынка.

Простое народное хозяйство характеризуется тем что: часть продуктов реализуется на рынке, нет наёмного труда, частная собственность, разделение труда, обмен продуктами.

Рыночная система – развитая система общественного труда, связь производства и потребления через рынок, господство машинного производства, наличие рыночной инфраструктуры ( чистый капитализм, командная экономика, смешанная экономика, традиционная экономика, трансформационная экономика)

В разработке теории международной экономической интеграции велика роль канадского экономиста Я. Вайнера. Им, например, доказано, что с созданием таможенного союза

Реформирование собственности в Республике Беларусь. Интеграция и социальное партнерство в рыночной экономике

Другие контрольные работы по предмету

1. Национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в Республике Беларусь

. Роль социального партнерства в рыночной экономике

. Сущность, роль и основные этапы развития экономической интеграции

Список использованных источников

1. Национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в Республике Беларусь

Национализация это - отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.

Национализация затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.

Целью национализации является обеспечение потребности страны в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции.

Объектом национализации может выступать производственно-технологическое и вспомогательное оборудование, предназначенное для выпуска стратегической продукции и неотъемлемо связанные с ним права на объекты недвижимости, в объеме, необходимом для обеспечения выпуска стратегической продукции (производственно-технологический комплекс).

Основной принцип национализации состоит в невозможности удовлетворения потребности страны в стратегической продукции в необходимые сроки без проведения национализации.

Национализация может быть осуществлена одним из следующих способов:

путем приобретения стратегической продукции на открытом рынке;

за счет организации нового производства по выпуску стратегической продукции;

за счет мобилизационных заданий, за счет запасов материальных ценностей государственного материального резерва (в том числе мобилизационного резерва).

Между тем, обязательно выплата возмещения собственнику рыночной стоимости имущества и убытков, вызванных национализацией.

Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственности. Разгосударствление и приватизация - не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - смену форм и содержания отношений собственности.

В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию негосударственного сектора с многообразными типами хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождении их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. к передаче в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной и огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

Приватизация - процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.

Таким образом, приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.

С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации может послужить "теневой" и зарубежный капитал. Но это скорее всего допущением так и останется. Некоторые экономисты считают, что "теневая" экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные с точки зрения предпринимательства законы, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из виду, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, "подпольный" бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы для того, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду; превращение государственных предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосударствление и приватизация могут производиться и в других, не противоречащих действующему законодательству формах. В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

Для выкупа государственной собственности могут быть использованы следующие финансовые средства: личные сбережения граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юридических лиц; остатки фондов экономического стимулирования; часть прибыли, остающаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные инвестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д.

Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 (ред. от 26.06.2009) "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь". Масштабы государственной собственности предопределяют длительный период ее реформирования. В Беларуси оно началось в 1991 г. и продолжается по настоящее время. В процессе разгосударствления и приватизации можно выделить три этапа.

Первый этап (1991-1994 гг.) начался после принятия Верховным Советом Республики Беларусь Постановления "Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь" и осуществлялся при отсутствии необходимой законодательной базы и недостаточном нормативном обеспечении. В этот период безвозмездная (чековая) приватизация не применялась. Государственные и арендные предприятия приватизировались преимущественно их трудовыми коллективами на платной основе. При этом часть государственного имущества, прежде всего основные фонды, амортизированные более чем на 70 %, передавались новому собственнику безвозмездно.

Второй этап (1995-2000 гг.) реформирования связан с принятием в 1993 г. Закона "О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь", для практической реализации которого Мингосимуществом был разработан пакет нормативно-методических документов. Этот этап характеризуется осуществлением принципов чековой приватизации, что позволило сократить разрыв между платежеспособным спросом населения и предложением основных фондов. В результате в приватизации приняли участие не только члены трудовых коллективов, но и другие субъекты, в том числе широкие слои населения.

В этот период были отменены такие льготы, как безвозмездная передача амортизированных более чем на 70 % основных фондов и использование для выкупа чистой прибыли государственных предприятий. Высокие темпы инфляции обусловливали необходимость многократной переоценки основных фондов, что вело к чрезмерному росту оценочной стоимости приватизированных предприятий, которая нередко значительно превышала реальную.

Вместе с тем законодательное и нормативно-методическое обеспечение и активная политика государства в вопросах реформирования собственности обусловили приватизацию в этот период 876 предприятий, из них 324, или 37 %, республиканской собственности.

Третий этап (начался в 2000 г.) характеризуется приостановлением разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное, постепенное вхождение в рынок. В период 2000 г. - начала 2008 г. было приватизировано только 547 предприятий, что составляет 32,7 % от общего числа приватизированных Вследствие замедления темпов разгосударствления и приватизации в Беларуси реформировано всего 10 % предприятий, в то время как в России - 55 %, в Литве - 57 %, в Латвии - 46 %. Между тем опыт функционирования предприятий негосударственных форм собств

В 1991 - 2005 годах в Беларуси реформировано и отчуждено 8343 объекта, из них преобразовано 4100 предприятий, что составляет 15,3% общего числа предприятий республики. На их базе организовано 1978 акционерных обществ (48,2% всех преобразованных предприятий), продано на аукционах либо по конкурсу 1398 объектов, 724 выкуплены арендными и трудовыми коллективами. При этом в промышленности реформировано 543 объекта, в строительстве - 292, в торговле – 1267, в общественном питании - 254, в бытовом обслуживании – 459, в агропромышленном комплексе - 763 объекта; 522 объекта приватизированы, акционированы в других отраслях народного хозяйства. На преобразованных предприятиях работают 958,9 тыс. человек (около 22,3% всех занятых работников).

Активно осуществляется реструктуризация в машиностроении, электротехнической промышленности и приборостроении, радиоэлектронике. Среди направлений реструктуризации промышленных предприятий можно выделить: создание концернов, холдингов, образование филиалов и дочерних предприятий, выделение объектов социальной инфраструктуры и др.

Правительство в основу процесса реформирования государственной собственности на среднесрочный период заложило следующие подходы:

· обеспечение эффективной работы преобразуемых предприятий;

· дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от ликвидности, результатов конкурсного отбора и экспертизы долгосрочных бизнес-проектов и контроля за выполнением новыми собственниками принятых обязательств;

· сочетание политики приватизации с инвестированием посредством проведения комбинированных аукционов (в т.ч. с понижением начальной цены объектов приватизации), инвестиционных конкурсов;

· расширение инструментария приватизации, включая продажу объектов за свободно конвертируемую валюту, а также на аукционах с условиями или по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее. Приоритетным способом для приватизации является аукционная или конкурсная продажа небольших объектов, объектов незавершенного строительства, в т.ч. с применением метода понижения начальной цены. В первоочередном порядке осуществляются разгосударствление и приватизация неэффективно работающих государственных предприятий.

№15. Рынок: условия и причины возникновения.

Рынок - совокупность отношений между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, осуществляющихся на основе рыночных законов и принципов (закон стоимости, закон спроса, закон предложения).

Условия для возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда

- отделение скотоводства от земледелия

- выделение ремесла как самостоятельной отрасли, появление городов, развитие промышленности и с/х

- выделение класса купцов.

Причины возникновения рынка:

1. Ограниченность производственных возможностей человека и ресурсов в целом.

2. Экономическая обособленность товаропроизводителей – такая форма производства благ, при которой производитель имеет статус хозяина (свобода выбора видов деятельности, самостоятельность в организации производства и реализации продукта, право распоряжаться доходом).

- регулирующая (через механизм цен устанавливаются объемы производства и потребления).

- информационная (рынок выдает информацию о цене и количестве реализованной продукции и др.)

- санирующая (оздоравливает экономику, освобождает от неконкурентно способных предприятий)

- позволяет более эффективно использовать экономические ресурсы.

- позволяет производить товары, нужные обществу и потребителю.

- устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом работника и его доходом.

- в центре – потребитель.

- наличие цикличности в развитии экономики.

- наличие безработицы и инфляции.

- дифференциация людей на бедных и богатых.

- наличие внешних эффектов рынка.

№16. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.


Инфраструктура рынка -система специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капитала и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д. Ядром рыночной инфраструктуры выступает банковская система. Она представляет собою мощную финансовую организацию, включающую ряд соподчиненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входит прежде всего государственный (национальный) банк, затем следуют коммерческие и ипотечные (осуществляют кредитование под залог недвижимости), инновационные и инвестиционные банки.

Наряду с банковской системой важным звеном рыночной инфраструктуры выступают биржи. Речь идет о товарных, фондовых биржах и бирже труда. Биржа — это организованный оптовый рынок с аукционной куплей-продажей товаров, ценных бумаг и валюты. Различают товарные, фондовые и валютные биржи. Товарные биржи могут быть специализированными (торгуют одним-двумя товарами) и универсальными (продаются разнообразные товары). Все зависит от сложившихся в стране традиций. Кроме этого,биржи подразделяются на национальные и международные. На фондовой бирже осуществляются операции с ценными бумагами. Сейчас в мире функционирует свыше 200 фондовых бирж, которые размещены в более чем 60 странах. Что касается валютных бирж, они не получили достаточного распространения. Имеющиеся валютные биржи размещены в Германии и Франции.

В большинстве государств валютные операции осуществляются на межбанковском валютном рынке.Рынок имеет свою структуру. Наиболее признанной считается структура с выделением в ней 3-х крупных звеньев рыночных отношений:рынок труда, товарный рынок, рынок валюты и ценных бумаг.Рынок труда-система весьма сложных отношений в которых переплетаются интересы многих субъектов. Рынок труда:1)внешний(рынок профессий, который ориентируется на законченную профессиональную подготовку и выдачу диплома);2)внутренний(ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы). Товарный рынок. Реализация товарных ценностей осущ. в двух формах: -оптовая торговля( продажа товаров крупными партиями, осущ. посредством биржи и ярмарок); -розничная торговля(связана с продажей товаров населению и осущ. через универсальные и спец.магазины). Фондовый рынок-продаются денежные бумаги (облигации и акции).

Облигации-долговое обязательство, выданное гос-вом на опред. срок и на огранич.условиях. Продажа облигаций является средством мобилизации доходов трудящихся на нужды народ.хоз-ва. Акция- ценная бумага, свидетельствующая о вложении определённой суммы денег в развитие предприятия, учреждения или организации. По ней владельцы получают дивиденд(доход).По территориальному признаку: местный, национальный, мировой. По механизму функционирования:свободный,монополизированный,регулируемый. По степени насыщенности: равновесный, дефицитный, избыточный. По организации рыночного обмена: оптовый, розничный, экспортный, импортный. По формам собственности: частный, кооперативный, государственный. По степени соблюдения законности: легальный, нелегальный(черный, теневой).

№17.Эволюция рыночной системы: натуральное хозяйство, товарное производство, рыночная система.

Натуральное хозяйство - это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление. Натуральному хозяйству свойственны следующие основные черты: 1. преобладает ручной универсальный труд, основанный на примитивной технологической базе (мотыга, лопата, грабли и т.п.) и исключающий его разделение на обособленные виды; 2. замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами (каждая единица опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни); 3. производимый продукт не принимает форму товара и образует фонд жизненных средств для самого производителя; 4. наличие прямых экономических связей между производством и потреблением. Натуральное хозяйство - исторически первый тип организации хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного стоя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства

- земледелие и скотоводство. В чистом виде натуральное хозяйство существовало только у первобытных народов, не знавших разделения труда, обмена и частной собственности. Основной недостаток натурального хозяйства заключается в том, что оно не позволяет добиться высокой производительности труда, обеспечивает удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей. Натуральное хозяйство сильно распространено в развивающихся странах.

Товарное производство появилось, прежде всего в результате общественного разделения труда. Эта общая форма организационно-экономических отношений продолжает изменяться при совершенствовании орудий труда. Во второй половине 20 в. для многих предприятий стала характерна не специализация на выпуске одного продукта, а диверсификация - производство нескольких товаров. Другой причиной возникновения производства товаров является хозяйственное обособление людей на изготовление какого-то продукта. Данное организационно-экономическое отношение органически дополняет общественное разделение труда. Человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность. Рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос и производство этих продуктов может быть прибыльным. Одновременно рыночная система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. В конкурентной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективную технологию производства. Экономическая эффективность зависит от: 1)имеющейся технологии; 2)альтернативных комбинаций ресурсов, или факторов производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции; 3)цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы Конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет кара в виде убытков, а в перспективе и в виде банкротства. Постоянное повышение эффективности использования редких ресурсов требует такого же постоянного перераспределения ресурсов из отраслей, где технология производства менее эффективна, в отрасли, где она более эффективна.

18. Деньги как всеобщий эквивалент товарного производсвта. Закон денежного обращения.

Деньги — всеобщий эквивалент, товар всех товаров. Главная черта денег - их ликвидность, т.е. способность обмениваться на другой любой товар. Сущность денег проявляется в их функциях: 1) деньги как мера стоимости. Это основная функция денег, заключающаяся в том, что деньги являются всеобщим эквивалентом. Функционирование денег как меры стоимости связано с образованием цен. Цена есть денежное выражение стоимости товаров и услуг; 2) деньги как средство обращения. Функцию средств обращения обычно выполняют бумажные деньги; 3) деньги как средство образования сокровищ. Это такая ситуация, когда деньги временно изымаются из сферы обращения и накапливаются; 4) деньги как средство платежа; 5) мировые деньги.

Закон денежного обращения.

Формула количества денег, необходимых для обращения товаров, принимает вид: Сц-Вп-К+П

Со где Кд - количество денег, Сц - сумма цен товаров, Вп - взаимные поставки, К - кредит, П - дополнительная сумма денег, Со - скорость оборота одноимённой денежной единицы. Этот закон был открыт и сформулирован К. Марксом.

M*V=P*Q, где М - величина денежной массы, V - скорость обращения денежной единицы, Р -уровень цен, Q - реальный объём национального производства.

Уравнение Фишера значимо и для теории, и для практики. Оно позволяет вести расчёт количества необходимых денег, объясняет природу инфляции с точки зрения нарушений в сфере бумажно-денежного обращения.

Ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке:

1.Облигации - долговые ценные бумаги обычно с твёрдофиксированной процентной ставкой и обязательством возврата капитальной суммы долга к определённой дате в будущем;

2.Акции - ценные бумаги, представляющие непосредственно долю их владельца в акционерном капитале.

Деньги могут быть полноценными, когда их собственная стоимость соответствует указанному номиналу, и неполноценными, когда их номинальная стоимость не соответствует затратам на их изготовление.Деньги можно определить как специфический товар, выделяющийся из всего мира товаров и выполняющий функцию всеобщего эквивалента.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.