Развитие отечественной психологической науки шпора

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Малкова Анна НиколаевнаНаписать 1648 12.04.2018

Номер материала: ДБ-1437096

  • Обществознание
  • 11 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.04.2018 131
    11.04.2018 799
    11.04.2018 940
    11.04.2018 2503
    11.04.2018 1130
    03.04.2018 516
    30.03.2018 227
    29.03.2018 104

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

[Шпаргалка (жаргон - шпора) — носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был запомнить].

III этап. В 20-х годах 20 века происходит смена предмета ;. В США возникает бихевиоризм и предметом становится поведение. Основной метод – эксперимент. Центральная проблема – проблема научения. Суть бихевиоризма выразил Уотсон формулой S;R (стимул-реакция), это соотношение стало единицей поведения. Поведение – это система реакций, нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Основные задачи сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т.е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и по характеру реакции определить вызвавший ее стимул.
Законы поведения универсальны и предполагали, что всевозможные навыки (двигательные, поведенческие) формируются путем многократного механического повторения одного и того же действия. Бихевиористы не отвергали сознание, но, в силу того, что нет методов, его нельзя изучать.
Впоследствии возникли: бихевиоризм и
социобихевиоризм.
Бихевиоризм.

IV этап. В 10-20 гг. 20 в. возникают различные психологические школы и направления, которые имеют свой специфический предмет изучения и свои методы.
Психоанализ.
Фрейд. Предмет изучения – взаимосвязь между бессознательным и сознанием. Основные методы:
- методы свободных ассоциаций
- анализ сновидений
- ассоциативный эксперимент
- анализ ошибочных действий (анализ забывания намерений, имен, описки, оговорки и т.д.)
Фрейд – создатель теории бессознательного, описал структуру психики, состоящую из трех компонентов:

1. Сознание
2. Предсознание (латентные знания человека, т.е. те знания, которыми он владеет, но которые в данный момент не присутствуют в сознании, но при необходимости могут легко актуализировать в сознании).
3. Бессознательное (бессознательные влечения и инстинкты сексуального и агрессивного характера, они энергетически очень мощные, в целом определяют поведение человека практически не переходят в сферу сознания в результате работы защитных механизмов).
Фрейд выделил 3 компонента в структуре личности:
- Ид—-Оно (сосредоточение сексуальных и агрессивных инстинктов, которые стремятся к удовлетворению вне зависимости от внешних обстоятельств), оно является врожденным, ничего не знает о реальности и существует по принципу удовольствия.
- Эго—-Я (формируется у человека, когда он сталкивается с первыми запретами), оно стремиться обеспечить самосохранение, существует по принципу реальности.
- Супер-Эго—Сверх-Я (включает в себя моральные установки, ценности), условно является совестью человека. Развивается позже.

Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
Сознание и его характеристики
Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание - это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание - это общественный продукт.
Характеристики сознания.
1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе. 2. Вторая характеристика сознания - отчетливое различение Я и "Не-Я". Человек выделившийся из окружающего мира, продолжает сохранять мир в своем сознании и осуществлять самосознание. Человек производит сознательную оценку себя, своих мыслей, поступков.
3. Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей.
4. Четвертая характеристика - включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений.
В целом сознание характеризуется
1. Активностью (избирательностью),
2. интенциональностью (направленностью на предмет),
3. мотивационно-ценностным характером.
4. Различными уровнями ясности.
Генезис сознания Гиппенрейтер
Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека - подчиненность ее исключительно биологическим целям, законам и механизмам. Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности.
Производительный труд стал возможным благодаря использованию орудий. Поэтому орудийная деятельность животных рассматривается как одна из биологических предпосылок антропогенеза. Животные, однако, не могут изготавливать орудия с помощью другого орудия. Изготовление орудий с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности - труда. Изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания. Оно предполагало разделение труда, т.е. установление социальных отношений на основе небиологической по своему содержанию деятельности. Наконец, оно означало материализацию опыта трудовых операций (в форме орудий) с возможностью хранения этого опыта и передачи его последующим поколениям.
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Первоначально сознание возникло как нечто обеспечивающее биологическую адаптацию. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отделеннности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В этом определении Леонтьева подчеркивается "объективность", т.е. человеческая беспристрастность, сознательного отражения. Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву.
Классики марксизма неоднократно высказывали мысль, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Эти положения получили развитие в трудах Выготского и Леонтьева. По Леонтьеву, всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, поэтому толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда.
Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе такие операции представляются биологически бессмысленными. Эти операции имеют ввиду промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица - действие. Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на осознание смысла этого действия, которое не имеет биологического смысла. Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникает объективно-практическое отношение к предмету деятельности. Таким образом, между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству этого предмет.
В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь, чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т.е. открыть для себя его смысл. Смысл, по определению Леонтьева, и есть отражение отношения цели к мотиву.
Для успешного выполнения действия необходимо развитие "беспристрастного" типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, и познание объективных устойчивых свойств этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания - речи и языка. В слове стали фиксироваться результаты познания.
Уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей человек стал носителем общественного сознания (сознание - совместное знание). Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию", и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания. Речь сначала появляется для воздействия на себе подобных, и только потом она обращается на себя и становится регулятором собственного поведения.
Леонтьев придерживается позиции К. Маркса о сущности сознания. Маркс говорил о том, что сознание есть продукт общественно-исторических отношений, в которые вступают люди, и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В процессах, порождаемых этими отношениями, происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека в форме сознания. Леонтьев пишет, что сознание есть "открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредований, возникающих в ходе становления и развития общества.
Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же, по-прежнему, остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится так же и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действии и операций, протекающих в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится так же сознанием-деятельностью. Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью.
По Выготскому, компонентами сознания являются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко): I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: - биодинамические свойства движений, опыт действий, - чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
- Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия. - Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.
Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания:
1) отражательная, 2) порождающая (творчески - креативная), 3) регулярно-оценочная, 4) рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: • отражение мира, • мышление о нем, • способы регуляции человеком своего поведения, • сами процессы рефлексии, • свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
Два подхода к пониманию сознания: 1. Сознание лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Сознание рассматривалось как общее "бескачественное" условие существования психики (Юнг сознание - сцена, освещенная прожектором) - сложности конкретного экспериментального исследования , 2. Отождествление сознания с какой-либо психической функцией (внимание или мышления) - исследуется отдельная функция.
На уровне сознания основные психические процессы обретают новые, по сравнению с психикой животных, характеристики. Познавательные процессы становятся произвольными, опосредованными и осознанными (возникает произвольное внимание, осмысленное восприятие, произвольное и опосредованное запоминание, словесно-логическое мышление и т.д.). потребностно-мотивационная сфера так же теряет присущий животным непосредственно-побудительный характер, соотносясь с культурно-выработанными ценностями и средствами, возникают социогенные потребности - духовные, творческие, эстетические и др. Именно с уровнем сознания соотносится воля. Преображается эмоционально-чувствительная сфера, определенные эмоции обретают характер социально-обусловленных ценностей, формируются высшие чувства.

1. История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции

2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования

3. История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья

4. История развития психологической мысли в эпоху Возрождения и Новое время (XVII в.)

5. Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и первой половине XIX в. Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки

6. Развитие психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX начале XX века. Развитие экспериментальной психологии и отраслей психологии

7. Структурализм и функционализм

8. Французская социологическая школа и описательная психология.

9. Развитие психологии в период открытого кризиса (10-30-е гг. XX в.). Основные психологические школы (общая характеристика)

10. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

12. Социальный бихевиоризм Дж. Мида, Д. Долларда, А. Бандуры и др.

13. Классический психоанализ 3. Фрейда

14. Аналитическая психология К. Юнга

15. Индивидуальная психология А. Адлера

16. Неофрейдизм (общая характеристика)

17. Теория базальной тревоги К. Хорни

19. Эгопсихология Э. Эриксона

20. Трансактный анализ Э. Берна

21. Гештальтпсихология, её развитие и поворот к гештальттерапии.

22. Динамическая теория личности и группы К. Левина

23. Современное состояние зарубежной психологии (основные тенденции развития). Межкультурные исследования в психологии

24. Гуманистическая психология. Теоретические и психотерапевтические концепции А. Маслоу и К. Роджерса

25. Логотерапия В. Франкла

26. Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Д. Келли

27. Трансперсональная психология

28. Развитие отечественной психологии (общая характеристика). Идеология и психология.

29. Поведенческое направление в отечественной психологии. Вклад Сеченова и Павлова.

30. Культурно-историческая школа Л.С. Выготского и её развитие.

31. Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии.

32. Комплексный и системный подходы в отечественной психологии.

33. Психология установки.

34. Теория планомерного формирования умственных действий

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.

Задачи истории психологии:

Изучить закономерности развития знаний о психике

Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения.

Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста

Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.

Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология является одновременно и одной из самых древних, и одной из самых молодых наук. Уже в V веке до н. э. греческих мыслителей интересовали многие проблемы, над которыми и сегодня работает психология – память, обучение, мотивация, восприятие, сны, патологии поведения. Но, хотя предтечей психологии и была наука древности, считается, что современный подход начал формироваться с 1879 года.

До настоящего времени психология развивается как своеобразная система психологических школ. Психологическая школа – группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами на базе определенной системы идей. Таким образом, психология находится еще в допарадигматической стадии развития: пока еще ни одна из точек зрения не смогла объединить все существующие платформы.

Каждая новая школа возникала первоначально как движение протеста против господствующей системы взглядов. Расцвет и господство большинства доктрин были временными, но все они сыграли важную роль в развитии психологии.

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427—347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте[1] .

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632—1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г. В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

Основатель структурализма – Э.Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержанием психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи психологии – предельно точное определение содержания психики, выделение исходных элементов и законов, по которым они объединяются в структуру.

Титченер отверг концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при использовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа, считая, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Скептически относился он и к возможности объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот метод в психологию, и, безусловно, очевидными считал только психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчеркивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер[2] .

Своя объяснительная конструкция психического развития была предложена исследователями, полагавшими главной детерминантой развития человека социум, общество, культуру. Основы конструкции были заложены французской социологической школой; существенный вклад в его развитие внесла американская школа культурной антропологии.

Родоначальником социологического направления в психологии принято считать Э.Дюркгейма. Его работы оказали серьезное влияние на развитие психологических исследований взаимоотношений индивида и общества. Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представления больших общностей людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т.п. Они независимы от индивида, императивны по отношению к нему, тотальны (всеобщи)[3] .

Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств других людей. Воспринятые ребенком извне мысли и эмоции определяют характер его душевной деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Усвоение социального опыта происходит благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. Во французской социологической школе был выявлен механизм формирования внутреннего мира ребенка — интериоризация как переход внешнего во внутреннее.

Видным представителем французской социологической школы является П.Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития каждого человека. Характерным для французской психологической школы является выделение уровней развития ребенка. П.Жане выделяет четыре таких уровня. Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень — развитие перцептивных действий, на котором формируются образы восприятия и представления памяти. Эти психологические образования также ориентированы на взаимодействия с другими. Третий уровень — социально-личностный — характеризуется возможностью ребенка согласовывать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень — интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка как средство общения с другими и управления своими действиями. Овладение речью создает условия для интенсивного развития мышления ребенка.

В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманием места этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.