Пути и формы возникновения государства шпора

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Методология науки теории государства и права.

Методология ТГиП – это применение объективно существующей системы способов и приемов исследования государственно-правовых явлений.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется многообразием философских подходов или иными словами – плюрализмом. Если прежде в нашей стране превалировала только марксистско-ленинская философия, т. е. диалектический и исторический материализм, то сегодня российская теория государства и права может использовать любые философские подходы, которые помогают установлению научной истины.

Общенаучные методы:

- диалектика (использует такие категории, как анализ и синтез, качество и количество, форма и содержание, борьба противоположностей);

- историзм (исследование государственно-правовых явлений в хронологическом порядке, начиная от их возникновения, с учетом влияния исторических фактов определенной эпохи).

Частнонаучные методы:

- статистический анализ (на основе статистической информации выявляются тенденции развития тех или иных явлений и делаются оценочные выводы);

- социологический анализ (обобщает правотворческую и правоприменительную деятельность государства, устанавливает критерии ее эффективности путем проведения опросов и анкетирования);

- формально-логический анализ (используется при систематизации правовых норм, помогает определить место правового явления в правоприменительной системе);

- математический анализ (актуален при работе с количественным материалом);

- сравнительный анализ (основан на сравнении государственно-правовых институтов различных стран с целью использования наиболее прогрессивного мирового опыта в правовом и государственном строительстве отдельно взятого государства);

- системный анализ (исследование правовых и государственных институтов в целом, а также отдельных их частей, выявление общих закономерностей всей системы и составляющих ее частей, например системы судебных органов).

Специальные методы:

- технико-юридический анализ (использует нормативно-догматический подход);

- толкование (уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых норм).

Пути и формы возникновения государства.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего востока, Африки и др. Основой государственности восточного типа явилась государственная собственность, также существовала частная собственность монарха и его приближенных. Такой характер собственности определял специфическую пирамидальную структуру общества.

Западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как следствие – существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.

Смешанный (интегративный) путь характерен сочетанием различных обстоятельств, ряд из которых становится определяющим, главенствующим. Государственность возникает на предфеодальной основе с сохранением свободы землевладельцев и их прав собственности.

Афинская – классическая форма. Государство возникло в силу так называемых внутренних причин в связи с развитием общества, его основ – производства, разделения труда, торговли, появлением денег и частной собственности. Было учреждено центральное управление – Совет. Население было разделено на благородных, землевладельцев, и ремесленников. При этом только первые могли занимать общественные должности. Во главе стоял избранный от территориальных племен Совет пятисот. Создается полицейская служба, состоявшая из рабов, которые были абсолютно бесправны.

Древнеримская. Здесь государство возникает в результате борьбы патрициев (членов римских родов) и плебеев (пришлого населения в Древнем Риме). Роды (10) объединялись в курию, а курий – в племя. Во главе рода стоял старейшина; старейшины 300 родов составляли сенат. Народное собрание (собрание курий) избирало царя, принимало законы. Плебс – это свободные люди, владеющие собственностью, выплачивающие налоги (при этом они не могли занимать должностей, участвовать в собраниях). В результате реформ было образовано новое народное собрание, в котором участвовали все, несущие воинскую службу. Таким образом, органы родовой власти древних римлян стали выполнять государственные функции.

Древнегерманская форма появления государства связана с завоеваниями диких германских племен (варварами) больших территорий, населенных различными народами, в том числе Римской империи. В германских племенах была организована власть над провинциями: крупный военачальник назначается центральной властью (наместником), при нем образуется постоянное войско. При наместнике существовал совет – из местной знати, как совещательный орган. Во главе областей становятся графы. Отсюда появились понятия наместничество, графство.

№ 6 Причины и формы возникновения государства

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

№ 9 Основные теории происхождения государств

1) теологическая – теория Божественного происхождения гос-ва, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Аквинский, Эйве;

2) патриархальная – теория происхождения гос-ва в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций;

3) договорная, согласно которой гос-во – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Спиноза, Гоббс, Локк;

4) психологическая, сторонники которой связывают возникновение гос-ва с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Фрейд, Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой гос-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Дюринг, Каутский;

6) материалистическая, согласно которой образование гос-ва является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов;

7) патримониальная. Гос-во произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Спенсер, Вормс;

9) ирригационная. Гос-во возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – Виттфогель.

№ 10 Сущность государства: различные подходы

сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности государства.

классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

общечеловеческий (или общесоциальный) подход , в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

№ 11 разделение власти

Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства.

Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики.

№ 12 понятие и признаки государства

Госуда́рство — это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определенной территории, и вовлекающая в свою деятельность все население на установленной территории.

- Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство.

-Наличие руководства (аппарат управления): президент (парламент или др.) правительство, парламент, суд .

-Управление и планирование: нормирование жизни общества ( система права ), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы.

- Собственность (ресурсы): территория , население, государственная казна, границы и т. д.

-Наличие подчиненных организаций: охрана правопорядка , вооружённые силы , периферийные административные организации.

-Наличие государственного языка (языков).

- Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо ).

№ 13 типология государства

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств:

1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

№ 14 формационный подход

формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

Для определения типа государства при таком подходе учитываются:

1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;

2) класс, инструментом политической власти которого является государство;

3) социальное назначение государства.

Типы государств по формационному подходу:

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Формирование государства — длительный процесс, ко­торый у различных народов шел разными путями. Восточ­ный путь возникновения государства - "азиатский способ производства" (Древний Восток, Афри­ка, Америка, Океания, Египет, Китай). Здесь очень устойчивыми, традици­онными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллектив­ная собственность. Управление общественной собственно­стью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все бо­лее обособлялись от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возник­новения государственности отличается от других вариантов тем, что здесь родоплеменная знать, ис­полнявшая общественные должности, плавно трансформи­ровалась в государственные органы (государственно-чинов­ничий аппарат), а общественная (коллективная) собствен­ность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значе­ния. На рассматриваемый путь зарождения государства зна­чительное влияние оказали географические условия, необ­ходимость выполнения крупномасштабных общественных работ. Вост-ые гос-ва были абсолютными монархиями, обладали мощным чиновничь­им аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. По другому историческому пути шел процесс возник­новения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслое­ние общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. (Афины, Рим). В Риме на возникновение классов и государ­ства большое влияние оказала длительная борьба двух свободных членов родоплеменного общества — пат­рициев и плебеев. В результате побед плебеев в нем ут­вердились демократические порядки: равноправие всех сво­бодных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы высказаны две точки зрения:1) что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарож­далось феодальное государство (прежде все­го Германия и Россия). 2)что после разложения родового строя здесь наступает предшес-твующий феодализму длительный период, в ходе кото­рого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, но кре­стьяне сохраняют свободу и собственность на землю.Т.О. под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факто­ров происходит расслоение первобытного общества, обостря­ются его противоречия, вследствие чего родовая организа­ция социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организа-ционная форма общества – государство.

Возникновение права.Право как социальный институт возникает практически вместе с гос-вом, т.к. во многом они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. Выделится из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай. Обычаи регулировали отношения и передавались из поколения в поколение. Они выражали интересы всех членов сообщества и были присущи не отдельным личностям, а объединённым социальным группам. Личные интересы членов сообщества во внимание не принимались. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае желаемый результат не будет достигнут или поступок одного вызовет нежелательные последствия для всего сообщества. Обычаи часто облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, но и угрозой наказания свыше. Однако обычаи, религиозные заповеди не содержали чётких дозволений, , ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – нечто. В тоже время переход к производящей экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что изменилось само положение человека в обществе. Всё это принесло относительную свободу индивиду, однако жить в независимости от общества нельзя. Т.к. при всякой полной свободе происходит столкновение интересов отдельных индивидов и их групп. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную, получая возможность более полного развития. В таком обществе начинают складываться институты, которые выступают гарантами осуществления и защит интересов от произвола и обмана со стороны других лиц. В такой роли выступали и выступают органы,

11. Основные теории возникновения государства и права.

Насчитывается множество теорий происхождения государства. Среди них:теологическая (идея божественного происхождения государства и права), патриархальная (государство возникает в результате разрастания семьи), договорная (соглашение народа и государства, желание народа создать себе законное правление), органическая (люди - “клетки” государства), насилия (государство возникло в результате внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими), психологическая(потребность людей жить в организованном обществе), классовая (государство - результат действия объективных процессов экономического развития общества). Также материалистическая (государство приходит на смену родоплеменной организации, а законы - обычаям). Реально, конечно, требуется синтез этих теорий.

Для выяснения причин происхождения государства необходимо учитывать множество факторов, в т. ч. природный. Начало процессу положил неолитический период (всемирное похолодание), изменивший условия обитания вида Homo Sapiens и заставившего его отказаться от привычного образа жизни (собирательство). Обычные пищевые ресурсы (мегафауна, присущая тёплым климатическим поясам растительность) были уничтожены. Человек учился приспосабливаться к новым условиям, но, так как он был слишком неприспособлен под новые условия, он стал преобразовывать природу сам. Процесс постепенного перехода от исключительно потребляющей экономики к производящей получил название “неолитическая революция”. Состоялся переход от естественного разделения труда (мужской, женский, детский) и естественного равноправия к общественному разделению труда (земледелие, скотоводство, иная специализация). Одновременно от первобытнообщинного строя состоялся переход к т. н. “военной демократии” (варварские кочевые племена). На базе земледельческой общины стало формироваться раннеклассовое общество.

Первая форма собственности была коллективной. Соседские земледельческие общины, объединившись, способствовали возникновению особого центра власти с формой “город-государство” - переходный этап от организации родовой власти к государственной власти. “Центр” города - дворец, храм, площадь (общественный центр). Город-государство отражает значительные изменения в жизни общества: демографический взрыв, государственность, новые общественные отношения, агрокалендарь, новые культы и обряды, специальный разряд лиц, занимающийся информационным обслуживанием общества. Этап формирования города-государства подчеркивал, что родовая власть постепенно утратила своё историческое значение и под влиянием многих факторов возникло государство - как генеральная (объединяющая) управленческая структура общества.

Процесс формирования государства во многих регионах шел неравномерно, однако в обобщённом виде можно выделить две основных формы происхождения государства. 1) Типичная форма. Сформировалась на азиатском способе производства: общинное ведение хозяйства, поскольку природные условия требовали объединения усилий (азиатский способ не знает свободного рынка и, следовательно, частного собственника). 2) Уникальные формы происхождения государства возникли на европейском способе производства, который характеризуется формированием свободного, не контролируемого властью рынка. Для того, чтобы рынок развился, нужно такое общество, в котором существует частная собственность. Государство - орган для защиты частной собственности, собственника как самостоятельного участника рыночных отношений. Форма правления - республика (начало). Таким образом, общество создаёт себе орган для защиты своих интересов от внутренних (межклассовых) и внешних столкновений.

    1. переход от присваивающей экономики к производящей;
    2. усложнение внутренней организации семейно-клановых групп;
    3. рост прибавочного продукта, возникновение имущественного неравенства;
    4. развитие межродовых связей, образование надобщинных структур;
    5. формирование управленческой верхушки;
    6. зарождение классовой структуры общества;
    7. развитие права.
    • эволюция (естественная форма развития государственно-правовой материи);
    • революция (несет в себе значительный субъективный заряд).

Макиавели: государства могут быть "либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми" (присоединены вследствие завоевания).

1) афинская - форма, которой был свойственен классический путь возникновения государства. Проявилась в следующих последовательных реформах:

    • реформа Тезея (разделение населения на классы по роду трудов деятельности: земледельцы, ремесленники, благородные лица;
    • реформа Соломона (разделение общества по имущественному признаку на 4 класса, из которых первые 3 могут занимать управленческие должности в государственном аппарате. 4-й класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании);
    • реформа Клисфена (разделение территории государства на 100 общин - округов, каждая из которых бала построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной.

2) римская - когда государство возникло ускоренно вследствие борьбы между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская - когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская - в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Фридрих Энгельс : афинская, римская, древнегерманская.

Особенности становления государственности в античном мире во многом предопределялись природно-географическим фактором, например, в Древней Греции: рельеф - изолированные города - государства (полисы) - развитие торговли - социальные дифференциации - переход к высокоразвитой государственности.

Главный фактор "Западного пути" образования государства: кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.

Понятие "Восток" используется как историко - культурное, цивилизационное.

Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частно-собственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.

Одной из основных социальных форм, изучающих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древне-восточного государства, особенности правовых систем.

Крепость общинных связей тормозила процесс классообразования, но не смогла сдержать имущественное расслоение общества.

3 основных социально-классовых образования:

    1. различные категории лиц, лишенные средств права, подневольные работники, рабы;
    2. свободные мелкие производители (крестьяне и ремесленники);
    3. господствующий социальный слой.

Основная черта древневосточных обществ - традиционность.

Специфической чертой политической организации древневосточных обществ является "восточная деспотия": монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.