Обеспеченность организации о с шпорами

Организация работы органов социального обеспечения

вопросы к экзамену

1. Структура органов социального обеспечения, их подчиненность и взаимодействие.

Социальная защита населения в широком смысле этого поня­тия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсия­ми по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помо­щи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попав­шим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессио­нальное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров соци­ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

· граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

· инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

· инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;

· инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

· граждане, пострадавшие от последствий аварии на Черно­быльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

· вынужденные беженцы и переселенцы;

· дети — круглые сироты;

· дети с девиантным поведением;

· семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круг­лые сироты, алкоголики и наркоманы;

· молодые, студенческие, семьи;

· граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;

· лица с ограниченными возможностями;

2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ: правовое положение, структура. Задачи и функции в области социального обеспечения.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.

Ранее эти функции выполняло Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) и Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Минздравсоцразвития имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях: здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность; качество, эффективность и безопасность лекарственных средств; курортное дело; санитарно-эпидемиологическое благополучие; уровень жизни и доходов населения; оплата труда; пенсионное обеспечение; социальное страхование; условия и охрана труда; социальное партнерство и трудовые отношения; занятость населения и безработица; трудовая миграция; альтернативная гражданская служба; социальная защита; демографическая политика; защита прав потребителей.

Подведомственные органы исполнительной власти: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор); Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).

Подведомственные государственные фонды: Пенсионный фонд России; Фонд социального страхования России; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Министр здравоохранения и социального развития РФ: Зурабов, Михаил Юрьевич (9 марта 2004 — 24 сентября 2007); Голикова, Татьяна Алексеевна (с 24 сентября 2007)

Заместители министра здравоохранения и социального развития РФ: Белов, Владимир Сергеевич (с 27 октября 2007 г.); Воронин, Юрий Викторович (с 18 декабря 2007 г.) — статс-секретарь с 12 апреля 2008 г.; Глебова, Любовь Николаевна (19 ноября 2005 — 28 марта 2008) — статс-секретарь; Левицкая, Александра Юрьевна (26 апреля 2004 — 26 июня 2008); Сафонов, Александр Львович (с 18 декабря 2007 г.); Скворцова, Вероника Игоревна (с 15 июля 2008 г.); Стародубов, Владимир Иванович (14 апреля 2004 — 25 марта 2008); Хальфин, Руслан Альбертович (с 8 декабря 2005 г.); Топилин, Максим Анатольевич (с 31 июля 2008 г.); Печатные органы: Служба крови — официальный печатный орган министерства.

3.,4, Областные (краевые) органы социальной защиты населения: структура, задачи, функции. Территориальные органы социальной защиты населения: структура, задачи, функции. 4. Территориальные органы социальной защиты населения: структура, задачи, функции.

Районные (городские) органы социальной защиты населения — это муниципальные органы управления в структуре администра­ции района, города. Они подчиняются как администрации райо­на, города, так и органам социальной защиты населения области, края.

Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития си­стемы социального обслуживания населения.

Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по ре­шению органов местного самоуправления. Управление в своей де­ятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями выше­стоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.

В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет:

подразделения:

— отдел по труду и социальным вопросам;
подведомственные учреждения:

— Центр социальной помощи семье и детям;

— Социально-реабилитационный центр для несовершеннолет­них детей;

— службы социального обслуживания;

— социальную гостиницу и др.

Управление социальной защиты населения администрации го­рода (именуемое далее Управление) является муниципальным ор­ганом управления в структуре администрации города и подчиняет­ся в своей деятельности как администрации города, так и Департа­менту по социальной защите населения администрации края.

Рассмотрим как функционирует Управление социальной защи­ты населения на примере г. Армавира.

. 1. Управление и подведомственные ему учреждения системы со­циальной защиты населения обеспечивают реализацию государствен­ной политики в области пенсионного обеспечения, труда и трудо­вых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граж­дан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

2. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объеди­нениями, гражданами. Управление в своей деятельности руковод­ствуется законами Российской Федерации, указами и распоряже­ниями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Крас­нодарского края, главы администрации края и города, актами Законодательного собрания края, приказами, указаниями, поста­новлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края и другими нормативными актами.

3. Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления,

4. Управление состоит на бюджете города.

5. Управление является юридическим лицом, имеет самостоя­тельный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы, бланки, обладает правом оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Место нахождения управления — г. Армавир, ул. Тургенева, 106.

6. Структура Управления:

подразделения:

— отдел по труду и социальным вопросам;

— централизованная бухгалтерия;
подведомственные учреждения:

1. Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

2. Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

3. Функции социального обеспечения

Можно отметить несколько основных функций социального обеспечения, среди которых экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция направлена на защиту граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.). В этом и заключается основное назначение социального обеспечения. Необходимо обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Еще одна функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

4. Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан.

Решить ее в рамках права социального обеспечения невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право – это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право – государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право – вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право – это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

Экологическое право – это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

5. Предмет права социального обеспечения

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

В период образования СССР (1922 г.) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права. В 50-х годах с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников – в рамках предмета колхозного права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

6. Система отношений по социальному обеспечению граждан

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает в себя: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

На большинстве промышленных предприятий перечень потребляемых видов сырья, материалов, комплектующих деталей и полуфабрикатов настолько велик, что при изучении обеспеченности предприятия материальными ресурсами обычно ограничиваются лишь основными и наиболее дефицитными их видами, которые определяют выполнение плана по выпуску и ассортименту продукции. Обеспеченность предприятия основными видами материальных ресурсов изучается по данным бизнес-плана и оперативно-технической отчетности отдела снабжения (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами
Наименование материалов Плановая потребность с учетом остатка на начало года Заключено договоров Получено по договорам Отклонение от потребности (+, -)
всего в том числе
договоров от потребности полученных от договоров
А 1 2 3 4 5 6
Сталь листовая, т 3 850 3 900 3 600 -250 +50 -300
Трубы, т 8 050 7 950 7 700 -350 -100 -250
Чугун литейный, т 24 600 25 000 25 000 +400 +400 -

Как следует из данных таблицы, предусмотренные по договорам поставки основных материалов соответствовали плановой потребности, за исключением труб, потребность в которых не обеспечивалась договорами на 1,2% (100 : 8 050 x 100). При этом положение предприятия в обеспечении трубами усугублялось еще и тем, что и без того недостаточный объем заключенных договоров был не полностью реализован. Это не могло не привести к нарушению ассортимента, структуры, а возможно, и объема продукции.

Неполная реализация поставок имела место и по стали листовой. План реализации их выполнен лишь на 92,3% (3 600 : 3 900 - 100), что также оказало отрицательное влияние на выполнение плана выпуска продукции.

Степень обеспеченности потребности предприятия в материальных ресурсах, договорами на их поставку и фактические поступления оценивается также с помощью следующих показателей:

коэффициентом плановой обеспеченности (
) материальных ресурсов заключенными договорами (
). Определяется по формуле

коэффициентом обеспеченности плановой потребности фактически полученными материальными ресурсами. Рассчитывается по формуле

По анализируемому предприятию коэффициент обеспеченности в материальных ресурсах заключенными договорами составил: по стали сортовой 101,3% (3 900 : 3 850 x 100), трубам 98,8% (7 950 : 8 050 x 100) и чугуну 101,6% (25 000 : 24v600 x 100). Коэффициент обеспеченности в материальных ресурсах фактическим их поступлением составил: по стали сортовой 93,5% (3 600 : 3 850 x 100), трубам 95,7% (7 700 : 8 050 x 100) и чугуну 101,6% (25 000 : 24 600 x 100).

Выпуск продукции зависит не только от достаточности объемов поставляемых материальных ресурсов по договорам, но и от полноты, своевременности и комплектности их реализации. Проверка выполнения планов по комплектности и срокам поставок имеет очень большое значение, так как при выполнении плана по общему объему поставок предприятия-поставщики часто нарушают их сроки и комплектность.

Нарушение сроков поставки ведет к перебоям в производстве, порождает штурмовщину и, как следствие, ее брак, ставит под угрозу выполнение плана выпуска продукции.

В связи с этим при анализе материально-технического снабжения необходимо установить, насколько равномерно и комплектно осуществлялась поставка сырья и материалов в течение всего отчетного периода, используя для этого данные оперативно-технического учета отдела снабжения.

Оценка комплектности поступивших материалов, расходуемых на производство одного какого-либо вида продукции, дается с помощью коэффициента комплектности. Значение данного показателя определяется наименьшим процентом выполнения плана поставок этих материалов.

Для характеристики степени неравномерности поставок используют коэффициент неравномерности. Он исчисляется по формуле среднего квадратического отклонения:

Большое влияние на выполнение производственной программы оказывает качество потребляемых в производстве сырья и материалов. Изменение качества материалов по-разному отражается на процессе производства. Если качество материала определяет выход продукции, то отклонения в качестве влияют на ее объем. Например, содержание металла в руде влияет на выход металла, сахаристость свеклы - на выход сахара и т. п.

Пониженное качество материала требует иногда дополнительных технологических процессов, что может не изменить объема продукции, но ведет к повышению ее себестоимости. Например, поступивший на мебельную фабрику влажный лес должен быть направлен в сушильные камеры, а это требует дополнительных затрат топлива, транспорта, заработной платы и т. д.

Наконец, пониженное качество материалов может не сказаться ни на объеме продукции, ни на себестоимости, но отразится на ее качестве (в швейном, обувном производстве и др.).

Поэтому при анализе материально-технического снабжения следует проверить качество поступивших в отчетном периоде материалов, изучить причины поступления материалов пониженного качества, выяснить, какие меры принимались отделом снабжения для получения материалов надлежащего качества.

Анализ качества материалов производится путем выборочной проверки поступающих на предприятие сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и составлением соответствующего документа (акта приемки), который служит основанием для предъявления санкций к поставщикам. Данные о размере санкций, предъявленных поставщикам за поставку некачественных материалов, отражаются в аналитическом учете к счету 91 "Прочие доходы и расходы".

При анализе материально-технического обеспечения следует также установить, имело ли предприятие на начало отчетного периода необходимые переходящие запасы сырья и материалов, которые должны были обеспечить нормальный процесс производства.

Запасы материальных ценностей на предприятии включают запасы текущего хранения, страховые и сезонные.

Текущие запасы обеспечивают бесперебойное снабжение рабочих мест в период между очередными поступлениями материалов. Их величина изменяется от максимума в момент поступления до минимума перед очередным поступлением.

Страховые запасы материалов предназначены для восполнения текущих запасов в период перебоев в снабжении по причинам нерегулярной отгрузки или задержки в пути отгруженных материалов. Сезонные запасы сырья, материалов и топлива создаются на предприятии в том случае, если сезонные условия производства или транспортировки временно исключают возможность регулярного снабжения.

Методику анализа обеспеченности предприятия запасами материалов можно рассмотреть на примере наиболее важной части производственного запаса - текущего. На каждом предприятии устанавливается норматив производственного запаса в днях потребности по всем видам сырья, материалов и топлива. Норматив запасов в абсолютном выражении в натуральных измерителях исчисляется умножением установленного норматива запаса в днях на плановый объем среднесуточного потребления конкретных видов сырья, материалов и топлива.

Фактические запасы материальных ресурсов могут отклоняться от норматива. Поэтому необходимо систематически следить за состоянием запасов, выявлять сверхнормативные запасы и способствовать вовлечению их в производство, информировать отдел снабжения о недостаточной обеспеченности отдельными видами материалов и тем самым способствовать предупреждению перебоев в обеспечении производства материалами.

В качестве основных источников информации используются данные о нормах запасов в абсолютном выражении и в днях запаса, которые должны проставляться в карточках складского учета и в регистрах отдела снабжения, и данные о фактических запасах, которые также указываются в карточках складского учета.

В процессе анализа фактическое наличие предметов материально-технического обеспечения по каждому виду сырья, материалов и топлива сопоставляется с нормой запаса в абсолютных величинах и в днях запаса. В результате анализа отчетных данных о состоянии производственных запасов принимаются меры для их пополнения по одним видам материальных ресурсов и ликвидации излишков - по другим.

Рассмотрим состояние производственных запасов и расчет отклонений фактических запасов от норматива на следующем примере (табл. 5.3).

Таблица 5.3. Анализ состояния материальных запасов
Наименование материалов Фактический остаток на начало отчетного периода, т Фактический остаток в днях запаса Норма в днях запаса Отклонение от нормы (+, -)
в днях (гр. 2 - гр. 3) в натуральном выражении (гр.1 : гр. 2) x гр. 4, т
А 1 2 3 4 5
Сталь листовая 150 9 10 -1 -16,7
Трубы 250 7 9 -2 -71,4
Чугун литейный 800 8 6 +2 +200

Как видим, фактические запасы стали листовой и труб были ниже норматива соответственно на один и два дня. В натуральном выражении это составило по стали листовой: –16,7 т, а по трубам: –71,4 т. Фактический запас чугуна литейного превышал норму запаса на два дня, или на 200 т. Таким образом, показатели обеспеченности материалами на начало отчетного периода характеризуют недостаточную обеспеченность предприятия сталью листовой и трубами, а также наличие сверхнормативных запасов чугуна литейного.

При рассмотрении факторов, связанных с предметами труда, особое внимание должно быть уделено анализу эффективности их использования.

Цель такого анализа состоит в определении важнейших направлений экономии материальных ресурсов, снижении материалоемкости продукции. Для этого решают следующие задачи: исчисляют показатели использования предметов труда; выявляют факторы, влияющие на расход сырья, материалов и топлива; оценивают качество действующих норм расхода материальных ресурсов и их динамику, а также эффективность использования новых видов материалов; находят резервы сокращения отходов, а также их максимального использования.

Обобщающими показателями эффективности использования предметов труда служат материалоемкость или обратная ей величина -материалоотдача.

Оценка динамики по размеру материальных затрат на 1 руб. продукции производится путем сравнения фактического уровня материальных затрат отчетного года с уровнем материальных затрат в предыдущем году.

На отклонение фактического уровня материальных затрат от их уровня в прошлом году могут оказать влияние следующие факторы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.