Прогнозирование проектирование и моделирование в социальной работе шпоры

Вопросы к экзамену

Смысл и назначение социального прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе. Соотношение данных понятий.

Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек. Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

Соц.проектирование – это проектирование социальных объектов, соц.качеств, соц.процессов и отношений, в основе соц.проектирования лежит:

- многовекторность развития соц.объекта

- наличие множества субъективных сост.определяющих соотношения должного и существенного

Соц.проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно – обоснованный план соц.развития.

Соц.моделирование – моделирование - многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применения моделирования, по существу, неограниченны.

Ими охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательному процессу.

Моделирование - это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача - воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель - это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл.

Цели моделирования. Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующие цели. С одной стороны отобразить состояние проблемы на данный, момент; выявить наиболее острые "критические" моменты, "узлы" противоречий; с другой стороны определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Социальное прогнозирование как метод научного познания, его объект и предмет.

Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
Прогнозирование это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

Прогнозесть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);

Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Предметом социального прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих соц.объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки социальных прогнозов.

Прогнозное обоснование социальных нововведений в социальной работе.

Социальное прогнозирование является важнейшим компонентом управленческой деятельности, т.к. проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);

Точность и достоверность прогнозов зависит от заведомо возможных ошибок: ошибки исходной информации, ошибки фона, ошибки самого эксперта (исполнителя).

Эффект Пигмалиона – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Или, проще говоря, когда мы твердо убеждены, в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон.

Метод экстраполяции.

Экстраполяция - это метод научного исследования, который основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей на будущее развитие объекта прогнозирования. Методы экстраполяции наиболее распространенные в группе формализованных. Цель методов экстраполяции – показать, к какому состоянию в будущем может прийти объект, если его развитие будет осуществляться с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом. Методы экстраполяции достаточно широко применяются на практике, так как они просты, дешевы, и не требуют для расчетов большой статистической базы. Использование методов экстраполяции предполагает два допущения: а) основные факторы, тенденции прошлого сохранят свое проявление в будущем; б) исследуемое явление развивается по плавной траектории, которую можно выразить, описать математически.

Названные допущения в большинстве случаев характерны для экономических процессов.

Как поступить, если условия формирования тренда (тренд – тенденция, определяющая общее направление развития) изменились? В этом случае предполагается использование такого искусственного приема, как исправление тренда. Отсекаются показатели ряда, которые были сформированы отжившими факторами, но при разделении старых и новых тенденций следует быть осторожным (можно воспользоваться экспертными оценками).Прогноз должен иметь высокую точность, ошибка прогноза будет тем меньше, чем меньше период (срок) упреждения и чем больше база прогноза.

Период (срок) упреждения - это интервал времени, на который разрабатывается прогноз. База прогноза - это статистическая информация за ряд лет, на которую мы опираемся при построении расчетов. Срок упреждения должен составлять не менее 1/3 базы прогноза.

Построенные с помощью методов экстраполяции прогнозы нельзя рассматривать как конечный этап прогнозирования, ибо полученный показатель следует оценить с помощью экспертов и в случае необходимости скорректировать, если экономические, политические и другие условия в стране (городе) меняются.

Процедура экстраполяции - это чисто механический прием, следовательно, большое значение здесь имеет расчет доверительного интервала, т.е. диапазона отклонения полученной прогнозной оценки. Доверительный интервал рассчитывается двумя способами: формальным и неформальным. Формальный основан на применении специальных математических формул, а неформальный – на использовании экспертных оценок, заключений.

Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.

Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

3. Паспортизация объекта — получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий к т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
б) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);
в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.

4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели — залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена: а) отображение потребности (мотив); б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий); в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).

Вопросы к экзамену

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

Основы прогнозирования в социальной работе

Для российского общества, переживающего социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из актуальных задач в области, как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики.

В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.

Прогнозирование — это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях — теоретическом, психолого-интуитивном, практическом — исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

Прогностика — отрасль знаний, изучающая систему мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: истории, математики, философии, социологии.

Прогнозирование — это метод научного исследования, цель которого — предусмотреть возможные варианты процессов и явлений, выбранных в качестве предмета анализа. Практическое назначение прогнозирования — подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок, позволяющих ответить на вопросы о том, в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальной защиты, культуры, здравоохранения, образования, молодежных проблем, духовнонравственных процессов и др.), как действительно может протекать развитие, каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: 1) определении и мотивировании цели развития; 2) определении средств, способов, путей достижения целей. Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Прогноз — это многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Цель прогноза — дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование — это прогнозирование всего общественного, связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Процесс социального прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем (уже решенных, но внедрение и реализация которых только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области).

Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Так, стратегия социальной поддержки населения учитывает различные сценарии развития общества в целом. Поэтому при прогнозном исследовании объектов социальной работы в основу берется принцип вариативности, многокритериальности оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления.

Сущность этих исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть:

  • - социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система социальной поддержки населения в будущем;
  • - изменяющуюся роль и место человеческой личности в общественном прогрессе;
  • - динамику развития социальных запросов населения, престижность соответствующих профессий и специальностей;
  • - содержательные и организационно-структурные изменения в социальной работе, их динамику и т.д.

Наиболее распространены методы экстраполяции и экспертизы. В них в качестве основы главным образом выступают временные и параметрические ряды ретроспективного развития объекта прогнозирования. Выполнение прогноза осуществляют члены группы разработки. Часто используются и другие методы: многоуровневая морфология, многотуровая экспертиза, матричные методы. Они базируются на использовании вычислительной техники, разработке специальных алгоритмов и программ, требующих значительных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработчиков прогнозов.

Экстраполяция — это распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде.

Статистическая экстраполяция, т.е. проекция роста населения по данным прошлого, — это один из важнейших методов современного научно-технического и социального прогнозирования. Экстраполяционный метод основан на исследовании объекта прогнозирования (социальной инфраструктуры, демографических процессов, состояния образования в историческом плане), на ретроспективном анализе количественных временных рядов или тенденций. Данный метод отличается многообразием: насчитывает не менее пяти различных вариантов.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. В настоящее время их деятельность актуализируется, поскольку нестабильность в обществе, в социальной сфере порождает необходимость научного анализа для определения выхода из кризисной ситуации.

О. М. Рой, д-р социол. наук, профессор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского;

Г. И. Тюменцева, канд. филос. наук, доцент Омского юридического института

К 89 Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / Л. А. Кудринская. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 124 с.

Содержание учебного пособия позволит более точно и правильно изучить основы теории прогнозирования, моделирования и проектирования, сформировать понимание основных аспектов социальной работы в контексте данного курса, а также познакомиться с основными методами, технологиями прогнозирования, моделирования и проектирования в практике социальной работы.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

УДК 364 (075.8)

ББК 65.272я73

Введение 5

Раздел 1. История развития социального прогнозирования 6

1.1. Явления презентизма и футурофобии 6

1.2. Религиозные, утопические, философско-исторические представления о будущем 7

1.4. Технологическое прогнозирование 12

1.5. Антифутурологические волны 14

1.6. Роль Римского клуба в исследовании проблематики будущего 16

1.7. Современный этап: глобалистика и альтернативистика 18

Раздел 2. Социальное прогнозирование как метод научного познания 21

2.1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина 21

2.2. Объект социального прогнозирования 22

Виды прогнозов 24

2.4. Междисциплинарный характер исследований прогнозирования социальных процессов и структур 25

2.5. Методологические принципы социального прогнозирования 27

2.6. Роль системного подхода в социальном прогнозировании 28

2.7. Способы разработки прогнозов 29

2.8. Методы социального прогнозирования 31

2.9. Результаты прогнозов и требования к ним 35

2.10. Принципы и условия надежности социального прогнозирования 36

2.11. Основные недостатки процесса прогнозирования 37

Раздел 3. Социальное моделирование 41

Модель как метод научного познания 41

Виды и функции моделей 42

Специфика моделирования в социальной сфере 44

Оценка моделей 45

Раздел 4. Основные направления социальных прогнозов

в социальной работе 47

Цели и задачи прогнозирования в социальной работе 47

Функции прогнозов в социальной работе и основные направления прогнозирования в социальной работе 48

Демографическая ситуация как одна из основ прогнозирования в социальной работе 49

Методы прогнозирования населения 52

Раздел 5. Технология прогнозных разработок социальных процессов 56

5.1.Этапы прогнозного исследования 56

5.2.Построение программы прогнозного исследования (предпрогнозная ориентация) 57

5.3. Построение исходной (базовой) модели 62

5.4. Модель прогнозного фона 65

5.5. Поисковый прогноз 68

5.5.1. Методика прогнозного поиска 68

5.5.2. Проблемная ситуация и перспективы ее развития 71

5.5.3. Характерные особенности социальных проблем 73

5.5.5. Последовательность операций при разработке поискового прогноза 75

5.6. Нормативный прогноз 77

5.6.1. Характерные особенности нормативных разработок 77

5.6.3. Целевые ситуации и их прогнозирование 81

5.6.4. Последовательность операций нормативного прогноза 83

5.7. Выработка рекомендаций для управления 85

Раздел 6. Социально-проектная деятельность 87

6.1. Социальное проектирование: суть, основные понятия 87

6.2. Субъект, объект, предмет социального проектирования 89

6.3. Классификация социальных проектов 89

6.4. Методы социального проектирования 91

6.5. Этапы социального проектирования 94

Раздел 7. Законодательная база социально-экономического прогнозирования РФ 96

Список рекомендуемой литературы 99

Приложения 102

Для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Данная проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной.

Современное российское общество находится в условиях трансформации всей системы общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики и процессами демократизации. Значительные по численности социальные группы в силу действия объективных факторов и многих индивидуальных жизненных обстоятельств становятся объектом социальной работы. В данном контексте особенно важно понимать закономерности современных социальных трендов, что невозможно, в свою очередь, без овладения знаниями и навыками в области социального прогнозирования, моделирования и проектирования.

Социальный работник, призванный оказывать помощь клиенту в преодолении индивидуальной трудной жизненной ситуации, в то же время должен понимать, как развиваются общие и особенные условия жизнедеятельности, характеризующие положение отдельных социальных групп общества, каковы тенденции и последствия этого развития. Он должен уметь своевременно выявить новую социальную проблему, суметь проанализировать тенденцию ее развития, сделать прогноз на определенный период, упреждения и предложить меры в форме социального проекта по решению конкретной проблемы.

1. Глобалистика и альтернативистика 3

2. Методы и требования к процессу социального предвидения 6

3. Сущность социального прогнозирования 8

4. Методология социального проектирования 11

5. Социальное моделирование, как метод социального прогнозирования 12

Библиографический список 14

1. Глобалистика и альтернативистика

Не подвергая сомнению тактическую значимость последующих докладов Римского клуба, следует подчеркнуть, что в стратегическом плане глобалистика реализовала только одну из трёх поставленных перед ней задач.

В ходе развития глобалистики, было сделано следующее:

Во-первых, глобализация и порождаемые ею глобальные проблемы были сформулированы как научная проблема, к изучению которой было при­влечено немало крупнейших специали­стов, представляющих широкий спектр академической науки и общественно-политической мысли.

Во-вторых, изучены исторические предпосылки возникновения и характер проявления процессов глобализации и основных глобальных проблем совре­менности. Выделены критерии гло­бальных проблем, на основании кото­рых стало возможным провести отли­чие этих проблем от множества других: региональных, локальных, частных, национальных и т. п.

В-третьих, стало очевидно, что гло­бализация - это многовековой есте­ственно разворачивающийся процесс становления единых для всей планеты биосоциальных структур, связей и отношений; глобальные проблемы - результат, порождение этого процесса; а глобалистика - сфера теории и практики, в центре внимания которой находятся глобализация и глобальные проблемы. Было доказано, что эти про­цессы и проблемы возникли не случай­но, по чьей-то ошибке или недоброму умыслу. Они явились результатом объективного, закономерного развития общества и его изменившихся отноше­ний с окружающей средой, в особенно­сти, когда научно-технический про­гресс, начавшийся в Европе в XVII-XVIII вв., перерос к середине XX века в научно-техническую революцию, ох­ватившую теперь уже большую часть населения Земли.

В-четвертых, обозначилась система проблем, имеющих глобальный статус; выявлена их соподчиненность и иерар­хичность. Разработан и апробирован системный метод, позволяющий изу­чать проблемы общечеловеческого масштаба.

В-пятых, были объединены исследо­вания отдельных ученых, изучающих определенные аспекты глобальных проблем - философские, экономичес­кие, юридические, прогностические и др. Тем самым созданы основания глобалистики как интегративного междисциплинарного направления в науке.

Наконец, в-шестых, исследования глобальных проблем рассеяли все сомнения в том, что бездействие или не­адекватные шаги только ухудшают ситуацию, и чем дальше будут откладываться необходимые решения, тем более высокую цену мировому сообществу придется заплатить за возвра­щение к своему нормальному состо­янию, исключающему, как минимум, деградацию окружающей среды.

В середине 80-х годов прошлого века оформился новый подход – альтернативистика, предполагающая изучение возможных путей перехода к цивилизации, альтернативной существующей, и способной, в отличие от неё, успешно справиться с глобальными проблемами современности.

Третья составляющая – демилитаризация. Она жизненно необходима не только потому, что почти половиной из примерно двухсот государств на политической карте земного шара правят безответственные, иногда просто криминальные клики, которые ради упрочения и расширения своей власти не задумаются стереть с лица земли все живое. Еще и потому что разработаны портативные образцы оружия массового поражения – ядерного, химического, биологического, которые в руках террориста способны уничтожить не тысячи (это уже свершилось), а миллионы, десятки и сотни миллионов людей. При известном стечении обстоятельств – вообще все человечество.

Из сказанного видно, какую роль в современной истории человечества могла бы и должна бы сыграть альтернативистика. К сожалению, до сих пор она остается чисто умозрительным занятием нескольких тысяч энтузиастов.

2. Методы и требования к процессу социального предвидения

В процессе социального предвидения осуществляется анализ (описание) как того, что уже имеется в реальности, так и того, что скрывается в латентном виде в общественных явлениях и событиях. На этом этапе от исследователя требуется не только описание очевидных фактов, но и внимательный анализ того, что дезорганизует развитие событий, деформирует их, или, наоборот, повышает активность тех социальных сил, которые еще незначительны по своему воздействию, но их влияние имеет устойчивую тенденцию к росту.

Диагноз как метод социального предвидения требует, во-первых, выявления главной тенденции, определения перспективы развития социального процесса, установления тех генеральных направлений, которые и будут характеризовать состояние общества, его отдельных сфер и направлений.

В-третьих, социальное предвидение должно базироваться на оптимальном сочетании рационального и интуитивного, чувственного, в котором рацио играет ведущую роль, по крайней мере, являясь ограничителем буйных фантазий, опирающихся на домыслы, прекраснодушные пожелания и надежды.

В-четвертых, ни один из выводов социального предвидения не должен быть абсолютизирован, противопоставлен другому или, наоборот, согласован с другим за счет потери определенных качественных характеристик.

И, наконец, социальное предвидение должно базироваться на максимально полной информации, как прямо, так и косвенно касающейся будущего явления или процесса. Но даже при этом, особенно при долгосрочных и перспективных попытках заглянуть в будущее, информация может совершенно отсутствовать, и тогда просто невозможно предвидеть наступление событий. Я.Голованов, проанализировав предсказания конца XIX и начала XX века, показал, насколько могут быть велики просчеты. В это время человечеству предсказывали орошение пустынь, создание искусственного климата, победу над раком, изобретение питательных пилюль, заменяющих обычную пищу. И никто не помышлял о проникновении человека в космос и триумфе ракетной техники, о создании атомного оружия и атомной энергетики, о расшифровке генетического кода и методах генной инженерии.

Таким образом, можно сделать вывод, что методы социального предвидения находятся еще в поиске, в процессе творческой разработки и проверки временем, что, несомненно, постепенно обогащает арсенал этой стадии управления обществом.

3. Сущность социального прогнозирования

Прогнозирование, пожалуй, как никакая другая стадия (по сравнению с планированием, проектированием, программированием), не сопровождалась такими зигзагами в своем становлении за последнюю четверть века – от полного непризнания до чрезмерных упований на его могущество.

В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущности прогнозирования. Наибольшее распространение получила точка зрения И.В.Бестужева-Лады, который исходит из того, что прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование, характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий. В этой связи ряд авторов считает, что под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как аподиктическое (невероятностное) утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Нетрудно заметить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем. Но очевидно одно: прогнозирование исходит из многозначности развития.

Некоторые авторы не особенно затрудняют себя с определением сущности прогнозирования в том плане, что не отделяют его от предвидения и планирования. Рациональный момент в этих рассуждениях есть, так как социальное планирование до определенной степени является и прогнозированием, но не наоборот.

С другой стороны, при совершенствовании понятийного аппарата социальная прогностика не может игнорировать традиции, исторически сложившиеся в русле различных наук, когда они выполняли предсказательные функции. Сюда относятся и особенности использования терминов (например, предпочтение, оказываемое тем или другим), и их истолкование.

Но не следует преувеличивать тот факт, что за пределами социальной прогностики продолжает существовать недифференцированный к ней подход: важно, чтобы сама прогностика и ее разработки постоянно углубляли понимание проблем прогнозирования.

Итак, социальное прогнозирование – определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование – это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.

Нужно сказать об отличительных особенностях социального прогнозирования. Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером. Другими словами, качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

4. Методология социального проектирования

Проектировать – это значит перебирать варианты и схемы будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих требований, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они прежде всего ориентируют на достижение конечного результата, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. В этом отношении важен принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации.

Организация, где решается вопрос о проектировании, обеспечивает выработку идей таким образом, чтобы к проектированию было привлечено как можно больше людей творческих, профессионально подготовленных.

Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин несоответствия в решении поставленных задач: обусловлено ли это объективными обстоятельствами или просчетами в ходе эксперимента.

Успеху дела очень мешают недоверие к оригинальным решениям, стремление быстрее реализовать проект, недостаточно эффективно организованная система поощрения инициатив. Немалый вред наносит неудовлетворенность существующим положением, использование прежних достижений. Отсюда нежелание рисковать и стремление строго придерживаться ранее выработанных канонов.

Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектанта, от его умения грамотно и нестандартно мыслить, от его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей. Многие негативные последствия возникают из-за отсутствия гибкости в принятии новых идей, следования привычным нормам и т.д.

Для методологии социального проектирования большое значение имеет научно обоснованное определение объектов – социальных институтов, социальных процессов и явлений. В соответствии с этим объекты проектирования могут классифицироваться по разным основаниям.

Одной из классификаций объектов социального проектирования выступают проекты по совершенствованию основных функций общественного организма в области экономики, социально-политической и духовной жизни. Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.

Проектирование является одной из форм реализации социального прогноза наряду с социальным планированием и социальным прогнозированием, и поэтому, взаимодействуя с ними, оно тем не менее обладает качественными особенностями.

6. Социальное моделирование, как метод социального прогнозирования.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их
аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения.

Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социальном проектировании точнее говорить, что созданная на основе замысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта.

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия.

1. Касьянов В.В. Социология. - Ростов н/Д., 2003.

2. Луков В.А. Социальное проектирование. - М., 1997.

3. Сафронова В.М. Прогноз и моделирование в социальной работе. М., 2002

4. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1995

5. Шаров В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 2005

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.