Предмет философии и его историческая динамика шпоры

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Возникает в 7-6 в. до н.э.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.

Структура мировоззрения:

Мироощущение – эмоционально-психологический уровень мировоззрения; окружающая действительность переживается на основании эмоциональных механизмов.

Мировосприятие - уровень мировоззрения, на котором происходит формирование наглядных образов и представлений.

Миропонимание – интеллектуальный уровень мировоззрения; окружающая действительность осмысливается, объясняется, оценивается на основании интеллектуальных усилий.

Виды мировоззрения:

В зависимости от качества знаний:

А) обыденное ( складывается стихийно в повседневной жизни, знания несистемные, неупорядочены)

Б) теоретическое (знания приобретаются в результате определенного обучения, информация упорядоченная, системна).

Основные функции мировоззрения:

Основная функция мировоззрения – ориентационная (помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы).

2. Систематизирующая (сводит воедино всю информацию)

3. Эвристическая (стремление к новому)

4. аксиологическая (вырабатывает ценностные ориентиры личности)

5. праксеологическая (выявление осн. целей, средств чел. деят. )

Исторические типы мировоззрения

Мифологическому типу характерно:

- Образная картина мира, сочетание реальности и фантазии

- Представление о родственной связи человека и природы, одушевление ее.

- Восприятие мифа как реальности, не нуждалось в проверке и обосновании

- Анимизм -вера в существование сверхъестественных сил.

Данный тип возникает во времена первобытного строя и раннеклассового общества.

Религиозное мировоззрение:

- Вера в существование сверхъестественных сил

-деление мира на реальный и сверхъестественный

- Объяснение существования мира и человека действиями Бога

- Бог- центральная фигура религиозной веры

Способ освоения действительности через его раздвоение на небесное и земное, сверхъестественное и посюстороннее.

Философское мировоззрение:

- Ориентация на свободный интеллектуальный поиск и рациональное доказательство своих выводов

- язык философии – это язык понятий

- Многовариативность подходов к решению проблем.

Здесь, в отличие от других типов различаются природный и социальный мир, человеческий способ действия и действия сил природы.

Понятие философии. Предмет философии и его историческая динамика.

Философия возникает в VI веке до н.э. в Индии, Китае, Греции.

Философия– это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его место в этом мире.

Объект философии – мир как единое целое.

Предмет философии – законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях знания и действительности.

Предмет претерпевает значительные изменения в процессе исторического развития философии и культуры.

Древняя философия – космоцентризм (человек – часть космоса, он сам микрокосм)

Средневековая философия – теоцентризм (причина всего сущего – Бог)

Философия эпохи Возрождения – гуманистический антропоцентризм (человек – центр вселенной)

Новоевропейская философия – наукацентризм

Постклассическая философия – эклектична(соединение разнородных идей, взглядов, игнорирование логических связей и обоснований).

4.Структура и функции философии.

Основные разделы философии:

1. Онтология –учение о бытии, о фундаментальных принципах существования природы, человека, общества.

Повопросу что первичнее философы делятся на идеалистов(мировой разум) и материалистов(материи и атомы).

2. Гносеология –изучает границы, законы и пути осущ. познавательной деятельности человека.

По вопросу возможно ли познание мира делятся философы на оптимистов и пессимистов(скептики и агностики).

3. Философская антропология –изучает сущность человека, формы его существования в мире (учение о человеке). Сократ считал бесполезным изучение природы.

4. Социальная философия – изучает закономерности развития общества. После , когда обострились социальные противоречия выделилась такая наука как социология.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – формирует ориентиры, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение. Роль философии возрастает именно в переломные моменты общества, когда меняются мировоззренческие установки и общество обращается к философии как мировоззренческой опоре.

2. Критическая– Критика заложена в самом философском отношении к миру. философия критически анализирует знание для того, чтобы выделить более высшие понятия и соответственно отсеять более обыденное.

3. Гносеологическая– изучает сущность познания и его границы, решает проблему отношения знания и реальности.

4. Методологическая- философия разрабатывает и рекомендует науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования.

5. Интегративная- философия объединяет все отдельные области знаний в целостную систему.

6. Аксиологическая– оценивает вещи и различные явления окружающего мира. Роль возрастает в переломные моменты истории. Оценка проводится с точки зрения идеологических, этических, религиозных, моральных и др. ценностей.

5. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии.

§ Сословно-кастовый строй

Касты (варны):

- Брахманы– жрецы

- Кшатрии – военная аристократия

- Вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы

- Шудры– слуги, зависимые люди.

Выделяют 3 периода в древнеиндийской философии :

-Ведический(1-я пол. 1 тыс. до.н.э.)

-Эпический(2-я пол. 1 тыс. до.н.э.)

-Классический(с 1 тыс. н.э.)

В ведический период были созданы тексты Вед, в кот. Излагались мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считают Упанишады – переход от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

В эпоху перехода от родового к раннеклассовому обществу произошло формирование различных школ древнеинд. философии.

-Ортодоксальные (подтверждали авторитет Вед)

1. Миманса – главные категории – дхарма(нравственный долг) и мокша (состояние святости). Ставит вопрос как следовать дхарме на пути к мокше и пытается дать на него ответ.

2. Веданта – непосредственно опиралась на веды. Веды – священный источник. Мир – это школа жизни для каждого человека, необходимо следовать наставлениям гуру. Человек должен только становиться лучше в жизни .

3. Ньяя – развивала теорию силлогизмов и дедуктивного умозаключения.

4. Йога – (сосредоточение) религиозная вера рассматривается как важнейший элемент теоретической мысли и практик. Цель теории и практики йоги – достижение единства с Богом.

5. Вайшешика – При объяснении действительности для нее определяющее значение имела категория особенности субстанций, атомов, душ. Цель – достижение избавления от страданий через истинное познание

-Неортодоксальные (отрицали авторитет Вед)

Буддизм делится на Хинаяну (малую колесницу) и Махаяну (большую колесницу).

Собрание книг о буддизме – Типитака.

4 благородные истины:

1) Жизнь есть страдание

2) Причина страдания –желания

3) Прекратить страдание возможно

4) Путь прекращения страданий – Благородный срединный Восьмеричный Путь.

· постижение истин буддизма

· Правильная решимость( изменить жизнь)

· Правильная речь( без лжи, клеветы, грубости)

· . Правильное поведение.

· 5 заповедей:

Не причиняй зла живому ( ахимса)

Не лжесвидетельствуй и не клевещи

Не употребляй опьяняющих напитков

· Правильный образ жизни(воздержание от нечестных источников дохода).

· Правильное усилие(самоконтроль, борьба с соблазнами)

· Правильное направление мысли

( избавление от страстей, успокоение сознания)

Философия – рациональный и критический тип мировоззрения, в котором изучаются наиболее общие отношения человека и природы и социальной действительности.

Предмет философии – это исследование всего многообразия принципов взаимоотношений человека и мира в их всеобщей характеристике.

Основные проблемы философии:

ü Проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего.

ü Проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

Данные проблемы становятся ведущими философскими темами. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдаётся приоритет той или иной философской теме или предмету.

Структура философского знания.

В классической форме проблему соотношения материального и духовного выразили Л.Фейербах, Г.Гегель, Ф.Энгельс.

Структура философского знания включает в себя следующие разделы:

Онтология– учение о бытии, о первопричинах всего сущего, общих принципах и закономерностях существования.

Гносеология – изучает проблемы природы, познания и его возможностей, отношение знания к реальности, достоверность истины.

Аксиология – учение о природе и структуре ценностей, о связи ценностей между собой.

Праксиология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целепологании и действительности человека.

Антропология – философское учение о человеке во всех его ипостасях.

Социальная философия – исследует специфические особенности общества, его динамику и перспективу, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Билет №5

1. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

В отличие от не ортодоксальных школ (чарваков, джайнизма, буддизма) в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые неотрицали авторитета Вед, а, напротив, опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед.

Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи).

Вайшешика. На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики.

Неортодоксальные школы. Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Ее основа — чувственное восприятие мира.

Джайнизм -разработка правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения.

Буддизм в VI в. до н. э. Его основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации (от лат. rneditatio — сосредоточенное размышление) — углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана — состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека и его бытия, характеризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний.

Билет № 6

1Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

Легизм– это школа законников, в которой раскрывается этико-политическая концепция об управлении человечеством, обществом, государством. Представители Шан Ян, Хань Фэй. По мнению легистов – главное закон и воздействие на массы, правителю следует осуществлять награды и наказания.

2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение. Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, о своем месте в мире и судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о духовных ценностях. Мировоззрение – это не всегда осознаваемая совокупность представлений и теоретических взглядов человека о себе и о мире, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающих ему возможность ориентироваться в мире. Элементы мировозрения 1. Знания. 4. Убеждения. 5. Вера. 6. Эмоции и чувства. 7. Воля. Уровни мировоззрения: Обыденный– это мироощущение, мировосприятие и миропредставление. Высший уровень мировоззрения – теоретическое, к которому принадлежат философия и наука. Это уровень миропонимания, отражающий присущие миру закономерности.. Мифология – это мировоззрение, которое возникло в глубокой древности; в нем сплавлены воедино реальность и фантазия. Чертами этого мировоззрения являются: а) анимизм б) антропоморфность в) синкретизм. г) авторитарность; д) символичность е) нечувствительность к противоречиям, ж) практическая направленность на решение жизненных задач. Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в единое, сверхъестественное и священное начало мира – Бога, сущность которого недоступна пониманию человека. Существуют различные типы религиозности: конфессиональная и неконфессиональная, активная и пассивная, организованная и неорганизованная. Важнейшие социальные функции религии: мировоззренческая, объединительная, культурологическая. Специфические черты философского мировоззрения: 1. Философия – это рационально-теоретический тип мировоззрения. Ее идеи и концепции позволяют людям сознательно ориентироваться в природе и обществе. 2. Язык философии – не образы, а категории. 3. Философия логична и доказательна. 4. Философия – рефлективный тип мировоззрения. 5. Важный принцип философии – свободомыслие. 6. Плюрализм учений, используемых методов и форм изложения идей и позиций обусловлен как критичностью в отношении к действительности и уже имеющемуся знанию.

3. Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии. Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философское знание группируется в основные разделы. 1. Онтология – учение о бытии; изучаются фундаментальные принципы бытия, основные формы существования природной, социальной и духовной реальности, проблема субстанции.2. Гносеология – философская теория познания; изучается взаимоотношение субъекта и объекта в познавательной деятельности, возможности познания мира, критерии истинности знания. 3. Философская антропология – философское учение о человеке; рассматриваются сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. 4. Социальная философия и философия истории – раздел, изучающий общество и его динамику. В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются возможности прогресса и его критериев, проблемы и перспективы современной цивилизации. 5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления. 6. Сформировавшиеся в философии и обретшие статус самостоятельных научных дисциплин (логика, этика, эстетика, культурология), а также прикладные области философских исследований (философия религии, права, управления, техники и т. п.)

4. Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры. Рефлексивность мышления означает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке, самокритике. Это позволяет человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям. Рефлексия в философии – обращение познания на осмысление собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. Критичность философского мышления проявляется в том, что философия критически переосмысливает весь накопленный человечеством опыт, основания доминирующей в культуре иерархии ценностей, стремится к рациональному обоснованию своих основоположений. Творческий характер философского мышления обнаруживает себя в процедурах осмысления будущего и обоснования потенциально возможных трансформаций культуры. Развитие философии постоянно вносит мутации в культуру, формируя потенци­ально возможные линии ее динамики. Функции философии: 1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека посредством создания целостного образа мира, теоретически аргументирует мировоззрение на основе категорий, принципов и законов); 2) гносеологическая (разрабатывается теория познания, анализируются закономерности познавательной деятельности) исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных; 3) методологическая функция состоит в формулировке универсальных принципов познания и деятельности, которые конкретизируются применительно к отдельным областям социальной реальности. 4) аксиологическая функция связана с обоснованием критериев оценки значимости явлений и событий, критическим анализом укорененных в культуре ценностей и исследованием путей формирования новых ценностей; 5) культурологическая (уясняются и обосновываются самые общие основания культуры, называемые универсалиями); 6) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений); 7) прогностическая (прогнозируется дальнейшее развитие мира, общества, человека и познания, перспективы решения глобальных проблем); 8) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного); 9) духовно-гуманистическая функция состоит в развитии у человека высокой духовности, стремления овладеть богатствами культуры и нравственности. 10) воспитательная – знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности.

6. Особенности античной философии, ее влияние на последующее развитие философской мысли. Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока, в Древней Греции философия отделилась от мифологии. Она опиралась на научно-критическое мышление, подвергало сомнению архаическое мировосприятие и утверждала, что истину несет не обыденное мнение, а рационально обоснованное знание. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности. Основные этапы: – досократовский. – классический. – эллинистический. Важнейшим этапом такого перехода стало учение школы элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона. В VI–V вв. до н. э. Парменидом была заложена новая стратегия философствования, предполагающая исследование скрытой от чело­века сущности вещей средствами мышления. В дальнейшем эта традиция получила название метафизика. Он провел принципиальное различие между знанием, полученным с помощью органов чувств и знанием, полученным логическим путем. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469–399 гг. до н. э.). Он не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. Платон (427–347 гг. до н. э.) был самым известным учеником Сократа. Он разработал целостную концепцию мироустройства. Платон является ярким представителем объективного идеализма. Платон первым вводит в философию категорию материи. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – ученик Платона, создавший собственную философскую школу Ликей. Творчество Аристотеля поражает своей энциклопедической разносторонностью. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства, был создателем логики и психологии. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии. Творчество Платона и Аристотеля послужило основой для развития философской, эстетической, этической и социально-политической мысли стран Запада, формирования европейской науки и культуры в целом.

7. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Средневековье – период европейской истории, занимающий отрезок времени с V по XV в. Основаниями средневековой философии были принципы: Теоцентризм ставит в центр философствования Бога. Креационизм. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Идея божественного откровения составляла фундамент учения о познании. Христианский Бог, сам по себе не доступный для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение дано в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь познания. Провиденциализм – божественное предопределение всего хода истории в направлении человеческого спасения. Традиционализм. Средневековье пребывало в уверенности о высшем характере и единственности истины Священного Писания (Библии). Ее можно было лишь комментировать, не выходя за границы религиозных догматов. Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика. Патристика– этап в истории философии, охватывающий период с V по VIII в. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и др.

9. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания.

Основу нового метода ищут: 1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк); 2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) считали, что: – единственный источник знания – это опыт: он связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями;– в душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка. Рационалисты – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода потому, что восприятия и ощущения иллюзорны, опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны, зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. 2-й период. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.). Эпоха Просвещения – это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей, таких как ценность жизни, свободы и равенства, ценность частной собственности. Характерной чертой философии эпохи Просвещения является рационализм. Философские взгляды Вольтера опирались на философию Локка и научные взгляды Ньютона. Вольтер придерживался взглядов деизматечения, которое утверждает, что начало мира положил Бог, привел его в движение, а затем самоустранился, и мир стал развиваться по естественным законам. Вольтер считал, что сознание – это атрибут материи и оно зависит от строения тел. Д. Дидро (1713–1784) утверждал, что материя – это объективная реальность, которая существует вне человеческого сознания. Считал материю единственной субстанцией, причина существования которой – она сама. Он отличал единство материи и движения, отрицал существование абсолютного покоя. Ж. Руссо (1712–1778) считал, что невозможно до конца понять сущность материи и сознания.

11. Основные достижения философии марксизма. Философия, созданная Карлом Марксом (1818–1883) при участии Фридриха Энгельса (1820–1895), явилась составной частью более широкого и целостного учения – марксизма. В основу своего философского учения классиками марксизма была положена диалектика Г. Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах. Единственной первоосновой мира считается материя, которая развивается по законам диалектики. Энгельс представил их как выводимые из истории природы и общества, а не навязываемые свыше как законы мышления. Принципиальная новизна философии марксизма проявилась в разработке концепции общественно-исторической практики. Практика была осмыслена марксизмом как специфически человеческое отношение к миру, как основа деятельности человека, изменяющего природу и самого себя. Характерной чертой философии марксизма стал социоцентризм. Прежде философы делили мир на две сферы: дух и природу. Маркс первый обращает внимание на третью область – человеческое общество и сосредоточивает внимание на анализе общественных отношений. Основной методологический принцип этого анализа – исторический материализм. Согласно ему совокупность производственных отношений образует экономический базис общества, на котором вырастает соответствующая социально-политическая и духовная надстройка. В истории сменяются пять основных форм базисных отношений: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Политическая теория марксизма основывалась на представлении об исчерпанности ко второй половине XIX в. исторических возможностей развития капитализма и связывала переход к коммунистическому строю с мировой революцией пролетариата. Многое из философских находок марксизма в том или ином виде было воспринято и использовано в последующем развитии социальных наук.

О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого называют философами? Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики.

Материалисты - это те философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания. При этом сознание (дух) не отрицается, а понимается как свойство, функция материального, т.е. сознание - вторично по отношению к объективной реальности.

Идеалисты придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля. Идеалисты считают, что сознание существует самостоятельно, а сознание человека - есть проявление субстанции в человеке.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о познаваемости мира. Это вопрос о том, способно ли человеческое мышление, сознание познать природу, могут ли люди иметь правильное представление о мире, его закономерностях, могут ли они, опираясь на эти представления, изменять окружающий мир в нужном им направлении. В зависимости от решения этого вопроса выделяется две основных позиции: позиция гносеологического оптимизма и агностицизм.

Сторонники гносеологического оптимизма признают познаваемость мира, агностики (от греч. - непознаваемый) - придерживаются противоположного мнения. Они полагают, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально непознаваем.

Поиск согласия, взаимопонимания, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами в функционировании современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет тому или иному направлению, той или иной философской теме.

Мы обозначили отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющего проследить динамику и отметить многообразие предмета и структуры философии. Все это находило отражение в структуре философского знания, которое включает в себя следующие разделы:

  • Онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущею, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека.
  • Гносеология - раздел философского знания, в кот ором изучаются особенности процесса познания человеком внешнего мира, проблемы природы познавательного процесса и его возможности, проблема соотношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания.
  • Аксиология - философская дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, их иерархии, структуры, взаимосвязи, а также их места в человеческом бытии.
  • Философская антропология - философское учение о человеке в многомерности его существования. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. Философская антропология исходит из того, что помимо социальных характеристик, порождаемых особенностью социальной среды и эпохи, а также биологических и других природных качеств, в человеке заключено то, что можно назвать собственно человеческим. Это означает, что человек и жизнь человека обладают характеристиками универсального характера, приложимыми к любой эпохе, к человеческому бытию в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.
  • История философии. Рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское наследие мыслителей прошлого, а также современных авторов. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление того, что в них может представлять ценность для современности и будущего.
  • Этика - философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, исследует ее генезис, природу и внутреннюю структуру. Главные темы размышлений этической теории: что такое добро и зло, свобода человека, счастье, справедливость и т.д.
  • Эстетика учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышления эстетики - прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и т.д. Эстетика осмысливает проявление эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствоведением.
  • Социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории, исследует проблемы ее движущих сил.
  • Логика - наука о формах, законах и методах познавательной деятельности.

Все разделы философского знания тесно связаны между собой, хотя и не сводимы друг к другу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.