Правовые основы финансового контроля в рф шпоры

1. Концепция финансового контроля в РФ на современном этапе / Гутцайт Е.М.
2. Финансовый контроль как инфраструктурный сектор рыночной экономики / Гутцайт Е.М.
3. Финансовый контроль - подотрасль финансового права / Грачева Е.Ю. // Финансовое право. 2002. № 2.
4. Проблема рассогласования интересов в финансовом контроле.
5. Правовые основы финансового контроля в РФ на современном этапе.
6. Сущность и функции финансов.

ОТВЕТЫ Финансовый контроль.doc

7. финансовая система государства и система финансового контроля: соотношение категорий

Финансовый контроль – это:

1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;

2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля:

1) по времени проведения:а) предварительный; б) текущий;в) последующий;

2) по субъектам контроля:а) президентский;б) о рганов представительной власти и местного самоуправления;в) органов исполнительной власти;г) финансово-кредитных органов;д) ведомственный;е) вн утрихозяйственный;ж) аудиторск ий;

3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;

4) по форме проведения: обязательный; инициативный;

5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.

Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:

1) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;

2) Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты, кроме Председателя и его заместителей, включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального Собрания);

3) текущую работу ведут инспектора Счетной палаты, создаваемой в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов, а также выдачей государством кредитов и займов.Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.

Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ

Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образует финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.

Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно в свою очередь являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т. д.

Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 звена (подсистемы):1) государственны й бюджет – финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается парламентом.;

2) местные финансы – средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправлениями, другие финансовые средства;

3) специальные внебюджетные фонды (социальные и экономические); 4) финансы государственных корпораций.

Финансовая система РФ включает:1) государственную бюджетную систему;2) внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);3) фонды личного и имущественного страхования;4) финансы предприятий различных форм собственности.

В процессе создания сложной финансовой системы синтез и анализ могут использоваться поочередно, а сам процесс имеет характер ряда последовательных приближений – итераций. При этом синтез чаще выполняют эвристически. В процессе анализа ранее эвристически синтезированный вариант может быть проверен на гибкость, надежность, стойкость, безопасность.

По причине сложности не всегда возможно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции, т. е. разделению системы на части, и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности, выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем в ОПС является сложной системой. Необходимо помнить, что декомпозиция может нарушать свойство эмергентности системы.

8. Финансовая деятельность государства: понятие и принципы.финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что -- это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции. Содержание финансовой деятельности государства. Оно выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Принципы. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Среди основных принципов можно выделить следующие.

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами суб. Федерации, обеспечивает необходимыми фин.ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) суб. Федерации.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

9. Контроль в области финансов как функция правового регулирования.

Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности:

Федеральное казначейство Российской Федерации взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит за государственной казной;

Счетная палата РФ, подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому ис­пользование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осущес­твляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

10. Цели и задачи государственного финансового контроля как самостоятельного направления финансовой деятельности государства.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

- контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов

финансовой поддержки регионов;

- пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

- выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

- проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

11. Функции государственного финансового контроля как самостоятельного направления финансовой деятельности государства

Государственный финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики, и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов, а также применяемых налоговых льгот.

Объектом контроля выступает процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, т. е. сфера денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, сфера бюджетного процесса, перераспределения доходов и поступлений и эффективного использования.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.


Лекции Правовое регулирование финансового контроля в РФ Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.12.2012. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru:


    Тема 4. Правовое регулирование финансового контроля в РФ

    Сущность и задачи государственного финансового контроля.
    Правовые основы государственного финансового контроля.
    Принципы организации государственного финансового контроля.
    Принципы осуществления государственного финансового контроля.
    Формы и виды финансового контроля
    Органы государственного финансового контроля.
    Методы финансового контроля
    Негосударственный финансовый контроль.

    Сущность и задачи государственного финансового контроля

Финансовый контроль – одна из завершающих стадий управления финансами. Необходимость финансового контроля вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Эти отношения затрагивают интересы государства, работников предприятия, контрагентов предприятия.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования, распределения, использования денежных фондов государства, организаций, граждан .
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании фондов денежных средств во всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль прослеживает весь процесс движения финансовых ресурсов - от стадии их формирования до получения финансовых результатов. Финансовый контроль - это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.
Задачи финансового контроля:
    контроль за состоянием финансовых ресурсов и их использование;
    контроль по выполнению обязательств перед бюджетом;
    обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;
    содействие рациональному использованию денежных ресурсов предприятия;
    устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
Финансовому контролю присущи те же принципы, на которых базируется финансовая деятельность государства: принципы законности, гласности, федерализма, плановости, независимости, объективности, компетентности и гласности.
Основы организации финансового контроля закреплены в бюджетном Кодексе, нормативных актах органов специальной компетенции.
Государственный финансовый контроль- это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства, рациональности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов.
Государственный финансовый контроль в соответствии с финансовым правом можно определить как систему институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства. Этот контроль способствует обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающую обнаружить нарушения финансовой дисциплины.

      Принципы осуществления государственного финансового контроля

Принципами осуществления государственного финансового контроля являются:
      законность;
      объективность;
      гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
      системность и плановость в деятельности органов государственного финансового контроля с целью наиболее полного охвата контрольными мероприятиями всех направлений финансовой деятельности государства.
Законность — один из ключевых принципов деятельности организации государственного финансового контроля.
Органы государственного финансового контроля и их должностные лица обязаны компетентно и добросовестно исполнять свой служебный долг, защищать права и интересы граждан, общества, государства. В соответствии с действующим законодательством они несут ответственность:
    за ущерб, причиненный органам государственной власти РФ и субъектов РФ, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, гражданам в результате незаконных решений, действий (бездействия);
    за достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий;
    за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Органы власти РФ и субъектов РФ и их должностные лица, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, граждане вправе обжаловать решения органов финансового контроля в административном и судебном порядке, если такие решения, действия (бездействие) нарушают их права.
Объективность является определяющим условием эффективной контрольной работы. Объективность заключений органов государственного финансового контроля обеспечивается несколькими способами. Один из них – установление высоких квалификационных требований к лицам, занимающим ответственные должности.
Кроме того, сотрудники контрольных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
Большое значение для достижения объективности контроля имеет адекватное информационное обеспечение, т.к. на основе неполной или искаженной информации невозможно сделать правильные выводы. Законом всем объектам контроля предписано предоставлять контрольным органам всю информацию и документацию, необходимую для обеспечения деятельности этих органов.
Принцип гласности означает:
    обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
    обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.
Принцип системности подразумевает, что в течение определенного периода времени (например, финансового года) органы финансового контроля должны охватить контрольными мероприятиями все главные группы объектов контроля:
    бюджет, а в его рамках налоговые и неналоговые доходы, основные расходные статьи и бюджетные строки;
    Внебюджетные фонды;
    вопросы оценки финансовой эффективности управления и распоряжения государственным имуществом;
    использование заемных средств;
    взаимоотношения правительственных организаций с банковской средой, финансовые потоки в рамках межбюджетных отношений
Принцип системности означает также необходимость периодичности контрольных мероприятий в одних и тех же организациях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.

    5.Формы и виды финансового контроля.
В зависимости от цели назначения и срока проведения различают следующие формы контроля.
Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. В рамках предприятия – при составлении смет, учредительных документов, документов по расходу ТМЦ; на общегосударственном уровне - при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, бюджетных кредитов, законов, нормативных актов по финансовым вопросам и пр.
Текущий финансовый контроль состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины (налоговых платежей, финансовых норм, нормативов). Осуществляется финансовыми службами с целью предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Последующий финансовый контроль – это контроль за финансовыми результатами деятельности предприятий. Осуществляется при завершении отчетного периода. Цель - выявление эффективности финансовой деятельности предприятия; проверки правильности и эффективности расходования средств.
Эти формы контроля получили законодательное обоснование в бюджетном кодексе РФ (раздел 1Х Государственный и муниципальный финансовый контроль, глава 26 "Основы государственного и муниципального финансового контроля")
Различают следующие виды контроля:
Признак классификацииВиды контроля
1. по субъектам контроляпрезидентский, исполнительных органов власти, финансово – кредитных органов, ведомственный, негосударственный (внутрихозяйственный и аудиторский)
2.по форме проведения
3. по сфере финансовой деятельности
обязательный (внешний), инициативный (внутренний). Бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, инвестиционный и страховой
4. по методам проведенияпроверка, обследование, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.

В теории и практике различают внешний и внутренний контроль. Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля.
Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их структурных подразделений и штатных сотрудников.


    6.Органы государственного финансового контроля

    7. Методы финансового контроля

      К методам финансового контроля относят:
    Ревизия финансово-хозяйственной деятельности органик проводится путем:
      проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию для установления законности и правильности произведенных операций;
      проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов;
      встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
      фактического контроля за наличием, движением и сохранностью материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой учета продукции;
      проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
      проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов;
      проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
    Под проверкой понимается единичное контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово -хозяйст венной деятельности проверяемой организации. Проверки бывают следующих видов:
      тематическая проверка,
      и т.д.

      * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

      Полномочия РФ в сфере финансового регулирования осуществляются государственными федеральными органами власти:

      1) Правительством РФ;

      2) Министерством финансов РФ;

      3) Министерством по налогам и сборам РФ;

      4) Федеральным казначейством;

      5) Центральным банком и т. д.

      2.Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:

      1) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

      2) вне пределов ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

      3.Муниципальные образования, в пределы, ведения которых входят:

      1) местные финансы;

      2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

      3) установление местных налогов и сборов;

      4) решение других финансовых вопросов местного значения.

      4. Юридические и физические лица:

      Классификация субъектов финансово-правовых отношений:

      1) в зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:

      а) обязательные субъекты - РФ, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов;

      б) факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между РФ и ее субъектом);

      2) по количеству участников:

      а) публичные субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления;

      б) частные субъекты - физические и юридические лица.

      Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты. Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер гос принуждения, связанных с защитой прав в области фин отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных фин отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.В Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.Судебный порядок применяется и при защите фин интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

      Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб — возмещению. Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит Прокуратуре РФ', которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами финансового контроля, органами налоговой полиции. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.

      11. Понятие, значение и виды финансового контроля.

      Финансовый контроль – регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.

      Виды финансового контроля:

      1) контроль законодательных (представительных) органов, которые имеют право на:

      а) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

      б) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

      в) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

      г) создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

      д) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;

      2) контроль исполнительных органов:

      а) осуществляемый Министерством финансов РФ внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

      б) осуществляемый Федеральным казначейством предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу;

      в) осуществляемый главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств – финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

      Значение финансового контроля - обеспечение законности в финансовых правоотношениях.

      12. Формы и методы проведения финансового контроля, их характеристика.

      Формы финансового контроля:

      1) предварительный - контроль, осуществляемый до проведения финансовой деятельности, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

      2) текущий - контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения финансовых мероприятий, например, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

      3) последующий - контроль, осуществляемый по завершении определенных финансовых действий, по результатам их проведения, например, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении

      Методы финансового контроля:

      1) наблюдение - направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

      3) проверка- метод, в ходе которого используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

      4) анализ- метод, который направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

      5) ревизия- основной метод, который используется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте:

      а) камеральная (документальная);

      13. Понятие и виды органов, осуществляющих финансовый контроль, их полномочия.

      В ведение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации передан Контрольно-бюджетный коми­тет, созданный ранее при Верховном Совете РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как независимый от Правительства и администрации Президента Российской Федерации орган.

      Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансово­го контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

      Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осу­ществляемых и уже произведенных государственных расходов. Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, что закреплено в их законода­тельстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный кон­трольный орган — Контрольное управление Президента Рос­сийской федерации". Среди его функций — анализ дея­тельности специальных органов контроля и надзора федераль­ных органов исполнительной власти, подразделений Админис­трации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также учреждений и организаций; рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений и организаций. Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.